главное управления образования и
молодежной политики алтайского края
кгбпоу «бийский педагогический колледж»
Рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
основы этнографии
г. Бийск
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
(далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее
СПО) 51.02.01 Народное художественное творчество
Организация-разработчик:
КГБПОУ «Бийский педагогический колледж»
Разработчик:
Чуб Н.А., преподаватель специальных дисциплин
Рекомендована учебно-методическим советом КГБПОУ
«Бийский педагогический колледж»
Заключение учебно-методического совета № 1 от «28»
августа 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр.
|
1.
ПАСПОРТ
рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4
|
2.
СТРУКТУРА
и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
7
|
3.
условия
реализации рабочей программы учебной дисциплины
|
15
|
4.
Контроль
и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
17
|
1. паспорт примерной
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы этнографии
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной
дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы
в соответствии с ФГОС по специальности СПО 51.02.01 Народное художественное
творчество.
1.2. Место дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы:
Профессиональный цикл: профильные дисциплины 51.02.01
Народное художественное творчество.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к
результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение
следующих целей:
•
формировать у студентов
систему знаний об основных этапах развития этнографии;
•
раскрыть понятие « этноса;
•
сформировать представление
о классификации народов и их структуре;
•
рассмотреть особенности
материальной и духовной культуры народов мира;
•
сформировать представление
об основных народах России и крупнейших регионов мира, их этногенезе,
хозяйственных типах, особенностях материальной и духовной культуры;
•
раскрыть этнокультурные
процессы современности.
Основу рабочей программы
составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного
стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Особенность изучения основ этнографиикакпрофильной учебной дисциплины заключается в
увеличении глубины рассмотрения тем, входящих в базовое содержание, в
увеличении доли самостоятельной работы студентов различных форм творческой
работы (подготовки и защиты рефератов, проектов).
Содержание учебного материала
структурировано по проблемно-хронологическому или проблемному принципу с учетом
полученных студентами знаний и умений в общеобразовательной школе.
Цель изучения дисциплины «Основы
этнографии» — дать студентам знания в области этнологии, достаточные
для осмысления этой сферы гуманитарной науки как целостной системы,
ориентации в современном состоянии этнических культур и их места в мировой
цивилизации; познакомить студентов с направлениями и концепциями
современной науки; научить их пользоваться широким спектром методов,
применяемых в науках о человеке для претворения в жизнь поставленных
профессиональных задач, для объективной оценки исторической и современной
деятельности человека, определения его места в современном социокультурном
пространстве с учетом вариативности этнокультурных традиций.
Программа ориентирована на
приобретении системного представления о народах России и мира, особенностях их этногенеза, расселения, черт
материальной и духовной культуры; с выделением основных проблем этнического
развития.
Содержание программы направлено на приобретение
студентами такого объема и характера знаний и навыков, которые должны дать
первоначальную этнологическую подготовку.
В результате
освоения дисциплины студент должен
знать:
•
теоретические
основы этнографии;
•
методологические
основы и методы исследования этнографии;
•
выдающихся
ученых-этнографов;
•
понятия:
этнос, народ, нация, раса, этническая культура, культурная традиция, этногенез
и этническая история, этническое самосознание, быт, хозяйственно-культурный
тип, историко-культурная область, этническая территория, миграция;
•
трактовку
в российской этнографии понятий: адаптация, интеграция, аккультурация;
•
конкретные
данные по этнографии народов России и русского народа (современного расселения,
антропологического облика, религиозной принадлежности, этногенеза и этнической
истории, этнографических групп, хозяйства, материальной культуры, семейного и
общественного быта, духовной культуры);
•
сведения
о современном развитии этнографии, о социокультурных, этнополитических,
демографических проблемах народов России
уметь:
•
ориентироваться
в современной этнографической обстановке;
•
использовать
этнографические данные в профессиональной деятельности;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность,
определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации,
необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12. Использовать умения и знания профильных
дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в
профессиональной деятельности.
ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять
репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки.
ПК 1.4. Анализировать и использовать произведения
народного художественного творчества в работе с любительским творческим
коллективом.
ПК 1.5. Систематически работать по поиску лучших
образцов народного художественного творчества, накапливать репертуар,
необходимый для исполнительской деятельности любительского творческого
коллектива и отдельных его участников.
ПК 2.1. Использовать знания в области
психологии и педагогики, специальных дисциплин в преподавательской
деятельности.
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной
жизни для:
•
для расширения
кругозора, формирования собственной культурной среды.
•
определения собственной
позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической
обусловленности;
•
использования навыков
исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне
социальной информации;
•
соотнесения своих действий
и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
•
осознания себя как
представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного,
конфессионального сообщества, гражданина России.
1.4. Рекомендуемое количество часов на
освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки на студента 111 часов, в том
числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 часа;
самостоятельной работына студента 37 часа.
51.02.01. Народное художественное творчество.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины
и виды учебной работы
Вид учебной
работы
|
|
Максимальная
учебная нагрузка (всего)
|
111
|
Обязательная
аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
74
|
в том числе:
|
|
практические
занятия
|
24
|
Самостоятельная
работа обучающегося (всего)
|
37
|
в том числе:
|
|
подготовка докладов, сообщений, рефератов
|
9
|
составление
терминологического словаря
|
2
|
подготовка
презентаций, видеоматериалов
|
14
|
составление схем,
таблиц
|
4
|
анализ
исторических событий и явлений
|
4
|
разработка
конспектов уроков и внеклассных мероприятий
|
4
|
Итоговая
аттестация в форме экзамена
по дисциплине
|
2
|
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному
материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия
лаборатории информатики и вычислительной техники, лаборатории технических
средств обучения
Оборудование учебной лаборатории:
-
посадочные места по
количеству обучающихся;
-
рабочее место
преподавателя;
-
комплект учебно-наглядных
пособий по этнографии;
Технические
средства обучения:
-
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением (рабочее место
преподавателя);
-
персональный компьютер – рабочее место обучающегося;
-
оборудование локальной вычислительной сети;
-
лазерный принтер;
-
сканер;
-
акустическая система;
-
мультимедиапроектор;
-
базовое и прикладное программное обеспечение
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
1.
Александрова
Л.А. Народный календарь. М., 2009
2.
Крысько
В.Г. Этническая психология. Учеб. для вузов. М., 2010
3.
Крысько
В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. М., 2009
4.
Лурье
С.В. Историческая этнология. Учеб. пос. для вузов. М., 2011
5.
Народы
и религии мира: Энциклопедия. М., 2009
6.
Народы
России: Энциклопедия. М., 2010
7.
Садохин
А.П. Этнология: Учебник. М., 2009
8.
Токарев
С.А. История зарубежной этнологии. М., 2009
9.
Этнография:
Учеб. для ист. Специальностей вузов. М., 2010
10.
Этнология.
Учеб пос. М., 2009
Дополнительные
источники:
1.
Бромлей Ю.В.
Этнос и этнография. М., 2009
2.
Попов Б.Н.
Семейная культура народов Северо-Востока России. Новосибирск, 2010
3.
Токарев С.А.
История русской этнографии. М., 2009
4.
Душечкин Е.В.
Русская семья: История. Мифология. Литература. СПб, 2010
5.
Еремина В.И.
Ритуал и фольклор. Л., 2009
6.
Закаржевская
Р.В. История костюма: От античности до современности. М., 2010
7.
Зидер Р.
Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец ХVII – ХХ вв.).
М., 2009
8.
Иорданский
В.Б. Звери, люди, боги: Очерки африканской мифологии. М., 2009
9.
Калашников
Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР. М., 2009
10.
Календарные
праздники и обряды в странах зарубежной Европы: Конец ХIХ – начало ХХ в.
Весенние праздники. М., 2010
Интернет-ресурсы
1.
Режим
доступа: www.pedsovet.org.;
2.
Режим
доступа: www.school.edu.ru;
3.
Режим
доступа: www.edu-all.ru;
4.
Режим
доступа: www.pedlib.ru
5.
http://ict.edu.ru/ Информационно-коммуникационные технологии в
образовании: система федеральных образовательных порталов
6.
http://www.ito.edu.ru/ Информационные технологии в образовании
7.
http://mega.km.ru/pc/ Энциклопедия персонального компьютера
8.
http://www.klyaksa.net/ Информационно-образовательный портал.
Методические материалы. Экзаменационные билеты. Компьютер на уроках.
9.
http://www.ipo.spb.ru/ Журнал «Компьютерные инструменты в образовании»
10.
http://koi.home.uic.tula.ru/~fridland Справочная интерактивная система по информатике.
11.
http://www.users.svitonline.com/assol/ Учебные пособия для начинающих по Microsoft
Windows , Microsoft Word , Microsoft Excel
4. Контроль и оценка
результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
|
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
|
знать:
теоретические
основы этнографии;
|
Устный опрос, тестирование, наблюдение и
оценка выполнения практического задания
|
методологические
основы и методы исследования этнографии;
|
Устный опрос, тестирование, наблюдение и
оценка выполнения практического задания
|
выдающихся
ученых-этнографов;
|
Устный опрос, тестирование, наблюдение и
оценка выполнения практического задания
|
понятия:
этнос, народ, нация, раса, этническая культура, культурная традиция,
этногенез и этническая история, этническое самосознание, быт,
хозяйственно-культурный тип, историко-культурная область, этническая
территория, миграция;
|
Защита презентаций, докладов, наблюдение и оценка выполнения практического задания, Экспертное
наблюдение и оценка на практических занятиях
|
трактовку
в российской этнографии понятий: адаптация, интеграция, аккультурация;
|
Практическая работа; фронтальная
аналитическая беседа; индивидуальный опрос
|
конкретные
данные по этнографии народов России и русского народа (современного
расселения, антропологического облика, религиозной принадлежности, этногенеза
и этнической истории, этнографических групп, хозяйства, материальной
культуры, семейного и общественного быта, духовной культуры);
|
Защита рефератов; докладов, дискуссии
|
сведения
о современном развитии этнографии, о социокультурных, этнополитических,
демографических проблемах народов России
|
Практическая работа; защита рефератов,
презентаций, диспуты; дискуссии;
|
применять персональные компьютеры для поиска и обработки
информации, создания и редактирования документов
|
Практическая работа; диспуты; дискуссии
|
пользоваться компьютерными программами, работать с
электронными документами, использовать ресурсы сети Интернет
|
Наблюдение и оценка выполнения практического
задания, представление презентаций с ИКТ, экзамен
|
Уметь:
|
|
ориентироваться
в современной этнографической обстановке;
|
Устный опрос; фронтальная аналитическая
беседа
|
использовать
этнографические данные в профессиональной деятельности;
|
Практическая работа; фронтальная
аналитическая беседа; индивидуальный опрос
|
выполнять учебные и творческие задания (доклады,
сообщения);
|
Устный опрос; фронтальная аналитическая
беседа
|
принципы использования мультимедиа, функции и возможности
информационных и телекоммуникативных технологий, методы защиты информации
|
Защита творческих проектов с использованием
ИКТ, наблюдение и оценка выполнения практического задания, Экзамен
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.