Главная / Обществознание / Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)"

Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)"

Министерство образования и науки Архангельской области

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Архангельской области

«Архангельский политехнический техникум»

(ГАОУ СПО АО «АПТ»)



Утверждаю

Директор ГАОУ СПО АО «АПТ»

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ __________________С.Ю.Дёгтев

«____»________________201___г.







ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

(ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)




















Архангельск 2014



Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) пекарь, водолаз, сварщик.





Организация разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Архангельской области «Архангельский политехнический техникум» (далее ГАОУ СПО АО «АПТ»)


Разработчик:

Распутина Елена Викторовна – преподаватель ГАОУ СПО АО «АПТ», преподаватель первой квалификационной категории.




Рассмотрена и рекомендована предметно-цикловой комиссией

Протокол № ________ от «____» ____________201___г.

Председатель комиссии ____________/ ______________

























СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 19

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 21










































1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО).


    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень).

1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина Обществознание относится к базовым общеобразовательным дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла.


1.3.Цели и задачи учебной дисциплины требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения обществознания (не включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

•   особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной  в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,

аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;



1.4.Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 час, в том числе:

-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 35 часов
























2.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»


2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы


Вид учебной работы

Количество

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

В том числе:


практические занятия

35

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

В том числе:


Внеаудиторная самостоятельная работа

35

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта


































2.2Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»



Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы

и практические занятия, самостоятельная работа

обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.


Основы философских и психологических знаний о человеке и обществе.

31


Тема 1.1 Происхождение и природа человека.

Содержание.

1

2

Задачи, структура и содержание курса «Обществознание». Основные источники знаний. Понятие антропогенеза. Основные теории происхождения человека.


Практическое занятие №1. Теории происхождения человека.

1

Тема 1.2 Общество и общественные отношения.

Содержание.

1

2

Понятие общества. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни. Основные институты общества.


Практическое занятие №2. Основные сферы общественной жизни.

1

Тема 1.3 Теории возникновения и развития общества.

Содержание.

1

2

Что такое цивилизация. Культурно-исторические типы. Формационные и цивилизационный подходы к изучению общества.


Практическая работа №3. Теории цивилизационного развития.

1

Самостоятельная работа.

2

2

Подготовка докладов по теме: Цивилизационный подход в истории».


Тема 1.4 Современное общество.

Содержание.

1

2


Закон ускорения истории. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество. Прогресс и регресс. Понятие и сущность модернизации. Органическая и неорганическая модернизации.


Практическое занятие № 4 «Модернизация и её виды» .

1

Самостоятельная работа.

2

Составление кроссвордов по теме.


Тема 1.5 Угрозы ХХl века.

Содержание.

2

2


Глобализация, её плюсы и минусы. Роль СМИ в процессе глобализации. Глобальные проблемы современности.


Практическое занятие №5 «Глобальные проблемы современности».

1

Самостоятельная работа.

2

Подготовка докладов и презентаций по теме «Глобальные проблемы современности».


Тема 1.6 Деятельность и её многообразие.

Содержание.

1

2

Сущность и структура деятельности. Потребности и интересы. Виды деятельности.


Практическое занятие №6. «Творческая деятельность».

1

Тема 1. 7 Познавательная деятельность человека.


Содержание

1

2


Понятие и сущность познания. Формы познания.


Практическое занятие №7 «Истина и её критерии».

2

Тема 1. 8 Индивид. Личность. Индивидуальность.

Содержание .

1

2

Индивид и индивидуальность. Личность и её структура. Этапы развития личности.


Практическое занятие №8 «Социализация личности».

1

Самостоятельная работа.

1

Подготовка сообщений о выдающихся личностях.


Тема. 1.9 Самопознание и развитие личности.

Содержание.

1

2

Самопознание и самосознание. Самооценка. Развитие самосознания и формирование личности.


Практическое занятие №9 «Определение уровня самооценки».

1

Тема 1. 10 Духовная жизнь человека.

Содержание.

1

2

Духовность. Мировоззрение. Вера. Смысл жизни.


Практическое занятие №10 «Соотношение понятий знания, убеждения, вера».

1

Самостоятельная работа. Подготовка материалов для дискуссии о смысле жизни.

2


Раздел 2.

Основы знаний о духовной культуре человека и общества.


22


Тема 2.1 Культура: понятие, виды, функции.

Содержание.

1

2

Понятие и виды культуры. Функции культуры.


Практическое занятие №11 «Особенности молодёжной культуры».

1

Самостоятельная работа.

2

Составление схемы «Функции культуры».


Тема 2.2 Наука и образование.

Содержание.

1

2

Наука как общественное явление. Особенности научного знания. Роль науки в современном мире. Образование: функции и принципы. Роль образования в современном мире.


Практическое занятие №12. «Виды и формы образования».

1

Тема 2.3 Нравственность и мораль.

Содержание.

1

2

Нравственность и мораль: взаимосвязь и взаимовлияние. Особенности морального познания.


Практическое занятие №12. «Моральные нормы и их функции в обществе».

2

Самостоятельная работа.

1

Найти и выписать определения основных понятий.



Тема 2.4 Религия как феномен культуры.

Содержание.

1

2

Сущность веры. Что такое религия. Религия и наука. Церковь и государство.


Практическое занятие №13 « Верования древних людей».

1

Тема 2.5 Мировые религии.

Содержание.

3

2

Понятие «мировая религия». Зарождение мировых религий и их особенности.


Практическое занятие №14 «Буддизм».

Практическое занятие №15 «Христианство».

Практическое занятие №16 «Ислам».

3

Самостоятельная работа.

4

Подготовка презентаций и докладов по теме «Мировые религии».


Раздел 3.

Основы социологических знаний о человеке и обществе.

26


Тема 3.1 Социальная структура общества.

Содержание.

1

2

Социальные группы. Социальное неравенство. Стратификация. Особенности стратификации в России.


Практическое занятие №17 «Социальная стратификация».

1

Самостоятельная работа.

2

Подготовка материалов для дискуссии об особенностях стратификации в России.


Тема 3.2 Социальная мобильность.

Содержание.

1

2

Понятие и виды социальной мобильности. Каналы мобильности.


Практическое занятие №18 «Социальная мобильность».

1

Тема 3.3 Социальный статус личности.

Содержание.

1


Социальный статус личности. Социальная роль.


Практическое занятие №19 Определение социального статуса.

1

Тема 3.4 Социальное взаимодействие.

Содержание.

2

2

Социальное взаимодействие и его структура. Поведение как социальная категория. Основные формы взаимодействия. Социальное поведение. Социальные нормы. Девиантное поведение. Сущность делинквентного поведения.


Практическое занятие №20 «Контроль и самоконтроль».

2

Самостоятельная работа.

2

Составление плана и тезисов ответа изучаемой темы.


Тема 3. 5 Семья и брак.

Содержание.

1

2

Традиционная и современная семья. Модели современной семьи. Этапы добрачного поведения.


Практическое занятие №21 « Структура родства»

1

Самостоятельная работа.

1

Составление родословного древа.


Тема 3. 6 Конфликты и протестное движение.

Содержание.

1

2

Социологическая напряжённость как социологическая категория. Конфликт. Классификация конфликтов. Этап развития конфликта. Способы разрешения конфликта. Протестное движение и его формы.


Практическое занятие №22 «Пути выхода из конфликтной ситуации».

2

Самостоятельная работа.

2

Проработка материалов по данной теме.


Тема 3. 7 Молодёжь как малая социальная группа.

Содержание.

1

2

Изучение понятия молодости и молодежи. Основные проблемы и ценностные ориентиры этой социальной группы. Неформальные объединения, движения молодежи.


Практическое занятие №23 «Молодёжные движения России».

1

Самостоятельная работа.

2

Подготовка докладов о проблемах современной молодёжи.

3

Раздел 4.

Основы политологических знаний об обществе.


26

2

Тема 4.1 Политическая система общества.

Содержание.

1

2

Понятие и структура политической системы общества. Функции политической системы. Власть. Легитимность власти. Три типа легитимной власти


Практическое занятие №24 «Политический режим».

1

Тема 4.2 Государство.

Содержание.

1

2

Государство: сущность, признаки.   Внешние и внутренние функции. Правовое государство. Классификация современных государств.


Практическое занятие №25 «Форма государства».

1

Самостоятельная работа.

1

Проработка основных понятий темы.


Тема 4.3 Демократия, её основные ценности и признаки.

Содержание.

1

2

Понятие демократии. Её признаки и формы. Прямая и представительная демократия. Принципы демократии.


Самостоятельная работа.

2

Подготовка сообщений о демократии в период античности.


Тема 4.4 Личность и государство.

Содержание.

1

2

Политический статус личности. Политическое лидерство.


Тема 4.5 Политическая элита.


Содержание.

1

2

Понятие элиты. Процесс формирования элиты.


Самостоятельная работа.

1

Составление тезисного плана ответа на данную тему.


Тема 4. 6 Партии и движения.

Содержание.

1

2

Формы выражения народовластия.  Политические партии: основные характеристики.  Субъекты политической жизни. Функции и элементы политических партий.


Практическое занятие №26 «Типы партий, их классификация».

2

Самостоятельная работа.

2

Сбор информации о политических партиях и их представительствах на территории нашей области.


Тема 4.7 Выборы. Избирательные кампании в РФ.

Содержание.

1

2

Понятие выборов. Влияние выборов на жизнь современного общества. Функции выборов. Понятие и виды избирательной системы.


Практическое занятие №27 «Понятие и принципы избирательного права».

1

Тема 4. 8 Роль СМИ в политической жизни общества.

Содержание.

1

2

Понятие СМИ. Сущность и основные направления деятельности средств массовой информации как составной части политической системы общества. Место и роль средств массовой информации в политической жизни нашего общества.


Практическая работа №28 «Региональные средства массовой информации».

1

Самостоятельная работа.

1

Подбор материалов из местных СМИ о политической жизни РФ.


Тема 4.9 Международные политические отношения.

Содержание.

1

2

Понятие международных политических отношений, их структура. Политические интересы.


Самостоятельная работа.

2

Подготовка презентаций о межнациональных конфликтах современности.



Промежуточная аттестация в виде дифференцированного зачёта

2



Всего:

105


3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Обществознание»


3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Обществознание»


Оборудование учебного кабинета:

-посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- компьютерные презентации

Технические средства обучения:

-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор, звуковые колонки.



3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


Основные источники:


1.Важенин, А. Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие/ А. Г. Важенин – М.: АКАДЕМИЯ, 2009

2.Смирнов И. П. Введение в современное обществознание: учебник./ И. П.  Смирнов– М.: Академия. 2012.

3.Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. – М.:Просвещение, 2010.


Дополнительные источники:


4.Боровик,В.С. Обществознание.Учебник./В.С.Боровик, С.С.Боровик - М.: АКАДЕМИЯ, 2004.

Важенин, А. Г. Обществознание: учебник./ А. Г. Важенин  Обществознание – М.:АКАДЕМИЯ, 2008

5.Важенин, А. Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие/ А. Г. Важенин – М.: АКАДЕМИЯ, 2008

6.Кишенкова, О. В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл./ О. В. Кишенкова – М.: Русское слово, 2009.

7.Кишенкова, О. В., Лискова Т. Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля./О.В. Кишенкова, Т. Е.  Лискова – М.: Русское слово, 2006.

8.Кравченко, А. И. Обществознание. Учебник для 10 кл./ А. И. Кравченко – М.: Русское слово,2005.

9.Кравченко, А. И. Обществознание. Учебник для 11 кл./ А. И. Кравченко– М.: Русское слово,2005.

10.Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2002.

11.Мушинский, В. О. Обществознание. Учебник для 10–11 кл./ В. О. Мушинский – М.:Международные отношения, 2002.

12.Смирнов И. П. Введение в современное обществознание: учебник./ И. П.  Смирнов – М.: Академия. 2012.

13.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М.: 2009.

14.Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М.:Просвещение, 2002.

15.Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2002.


Интернет – ресурсы


http://www.proshkolu.ru/user/chemernovsk/folder/427490/

http://www.proshkolu.ru/user/chemernovsk/folder/432827/

http://www.proshkolu.ru/user/chemernovsk/folder/439461/

http://www.vmoisto.narod.ru/ 

http://www.hro.org/index.php

http://pravo.h10.ru/index.html 























4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных занятий, проектов, исследований.


Результаты обучения (освоения

умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и

оценки результатов обучения

Умения:



• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представлено    в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам


1.Текущий контроль в форме:

- тестирования

- выполнения домашней работы

-отчёта о проделанной внеаудиторной самостоятельной работы (представление презентации, докладов, кроссвордов).






















Знания:



биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

•   особенности социально-гуманитарного познания.


1.Текущий контроль в форме:

- тестирования

- выполнения домашней работы

-отчёта о проделанной внеаудиторной самостоятельной работы (представление презентации, докладов, кроссвордов),

внеаудиторная самостоятельная работа;






Промежуточная аттестация в виде дифференцированного зачёта





6



Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)"
  • Обществознание
Описание:

1.1.Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание" является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень).

1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина "Обществознание" относится к базовым общеобразовательным дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла.

1.3.Цели и задачи учебной дисциплины требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения обществознания (не включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,

аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

• систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Автор Распутина Елена Владимировна
Дата добавления 17.09.2015
Раздел Обществознание
Подраздел Другое
Просмотров 806
Номер материала MA-060752
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓