Главная / Химия / Рабочая программа учебного курса " Введение в химию"( 7 класс)

Рабочая программа учебного курса " Введение в химию"( 7 класс)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОЛЬШЕЕЛХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ



Рассмотрена

и одобрена на заседании  кафедры

биологии и химии

Протокол от 29.08.2014 г.№1

Руководитель кафедры

_______ Л.М. Паршина



УТВЕРЖДАЮ


Директор МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»

_________ А.М. Афроськин

Приказ №34-Д от 30.08.2014 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса « Введение в химию»

в 7 классе






 


Составитель: учитель химии

МОУ «Большеелховская СОШ»

Л.М. Паршина


 
 









2014

Пояснительная записка

Модернизация образования затрагивает в первую очередь учебные дисциплины естественного цикла, и это, к сожаленью, не идет на пользу последним. Например, происходит неуклонное сокращение числа часов, выделяемых на изучение химии, но, тем не менее, химия по - прежнему остается (и должна оставаться) полноценным учебным предметом. И требования к знаниям по химии остаются достаточно серьезные, особенно касается это обучающихся, которые выбирают сдачу ЕГЭ по химии.

Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7 классов общеобразовательных учреждений авторов О. С. Габриеляна и И.Г. Остроумова «Старт в химию».

При разработке программы ориентация ставилась на то, что пропедевтический курс не предусмотрен федеральным базовым учебным планом, и наша инициатива вести его у нас в школе поддерживается руководством и осуществляется за счет школьного компонента.

Пропедевтический курс химии «Введение в химию» является несистематическим курсом. Авторы курса при конструировании своего курса не включали в него системные знания основного курса химии, предусмотренного стандартом химического образования для основной школы. Поэтому учащиеся, которые приступают к обязательному изучению химии в 8-м классе, не оказываются в неравных условиях: одни вообще не изучали пропедевтический курс, другие изучали его 1 ч в неделю, третьи — 2 ч в неделю, такое положение было бы некорректно в свете закона о защите прав ребенка.

Рассчитана программа на 17 часов (0,5 час в неделю). Контрольных работ – 1; практических работ – 3.

Основные цели и задачи курса:

  • подготовить учащихся к изучению серьезного учебного предмета;

  • разгрузить, насколько это возможно, курс химии основной школы;

  • сформировать устойчивый познавательный интерес к химии;

  • отработать те предметные знания и умения (в первую очередь экспериментальные умения, а также умения решать расчетные задачи), на формирование которых не хватает времени при изучении химии в 8-м и 9-м классах;

  • рассказать о ярких, занимательных, эмоционально насыщенных эпизодах становле­ния и развития химии;

  • интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».

Содержание курса

Пропедевтический курс химии «Введение в химию» курс состоит из трёх тем:

Первая тема «Предмет и методы химии» актуализирует химические знания учащихся, полученные при изучении природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. Это уменьшает психологическую нагрузку, возникающую с появлением в 8-м классе нового предмета, позволяет заменить связанные с этим тревожные ожидания на положительные эмоции встречи со старым знакомым. Параллельно проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных предметов. Такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия — наука экспериментальная, поэтому рассматриваются такие понятия, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.

Для отработки практических умений учащихся отобраны несложные и психологически доступные для семиклассников лабораторные и практические работы, которые знакомы им по начальному курсу естествознания и другим естественным дисциплинам: ознакомление с несложным лабораторным оборудованием (устройство штатива, нагревательных приборов, химической посуды, которую они применяли ранее), проведение простейших операций с оборудованием и веществами (правила нагревания, фиксация результатов наблюдения и их анализ и т. д.). Этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний химический эксперимент, который полностью соответствует требованиям безопасности при его выполнении и включает ушедшие ныне из практики обучения химии продолжительные по времени экспериментальные работы (выращивание кристаллов, наблюдение за коррозией металлов).

Вторая тема «Первоначальные химические понятия» актуализирует знания учащихся о физических и химических явлениях, полученные на уроках по другим предметам, готовит их к изучению химического процесса на следующей ступени обучения.

Изучение предлагаемого курса предусматривает повышение удельного веса самостоятельной работы учащихся, например, при проведении домашнего химического эксперимента и обсуждении его результатов, подготовке сообщений для ученических конференций, защите проектов, выборе объекта для подготовки сообщения или проекта и др. Курс направлен на развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение на основе анализа и синтеза, обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т. д.

Третья тема курса «Математические расчёты в химии» позволяет отработать расчетные умения, столь необходимые при решении химических задач, в первую очередь на нахождение части целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объемная доли компонентов в смеси, в том числе и доля примесей). Как видно, внимание обращается не столько на химию, сколько на математику.

В заключение можно отметить, что в курсе немного затронуты требования стандарта химического образования для основной школы, например символы химических элементов и формулы веществ семиклассники учат только по желанию, предусмотрено составление формул веществ и уравнений химических реакций, которые являются материалом для изучения в обязательном курсе химии.

Методы контроля и основные формы контроля

Методы контроля:

По месту контроля на этапах обучения: предварительный (входной), текущий (оперативный), итоговый (выходной).

По способу оценивания: «отметочная» технология (традиционная), «рейтинговая» технология (балльно-накопительная), «качественная» технология (сочетание метода наблюдения с экспертной оценкой, т.е. усвоил – не усвоил, овладел – не овладел).

По способу организации контроля: автоматический (компьютерный), взаимоконтроль, контроль учителя, самоконтроль.

По ведущим функциям: диагностический, стимулирующий, констатирующий.

По способу получения информации в ходе контроля: устный метод (включает опросы, собеседования, зачеты), письменный метод (использует контрольные, различные проверочные работы), практический метод (состоит в наблюдение за ходом выполнения практических и лабораторных работ, а также проектов).


Формы контроля:

- собеседование (используется на всех этапах обучения, помогает выяснить понимание основных принципов, законов, теорий);

- опросы, экспресс-опросы (используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала);

- зачет (выдается перечень вопросов, оглашаются требования к уровню подготовки), можно предлагать продуманную систему зачетов с учетом специфики класса;

- устный экзамен (как традиционная форма итоговой аттестации);

- самостоятельная работа (является типичной формой контроля, подразумевает выполнение самостоятельных заданий без вмешательства учителя);

- письменная контрольная работа (перечень заданий или задач, которые выполняются в письменном виде, технология оценивания – отметочная, по организации – контроль учителя);

- тестирование (используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных и автоматизированной обработки результатов, технология оценивания – рейтинговая или отметочная);

- дискуссия (может быть организована как в письменной, так и в устной форме, использует сочетание методов опроса и собеседования);

- наблюдение (применяется на уроке-практике и подразумевает отслеживание формирования умений, навыком и приемов применения практических знаний).


Тематическое планирование


Тема

В том числе

Теория

практических работ

контрольных работ

1.

Предмет и методы химии

3

2


2.

Первоначальные химические понятия

5

-

-

3.

Математические расчёты в химии

9

1

1


Итого:

17

6

1




Содержание программы

(0,5 ч в неделю; всего 17 ч.)

Тема 1. Предмет и методы химии (3 ч)

Предмет химии. Науки о природе: физика, химия, биология и география. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу.

Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства веществ как основа их применения.

Методы изучения химии. Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Эксперимент. Лаборатория. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки.

Тема 2. Первоначальные химические понятия (5ч)

Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Химические символы. Их написание, произношение и информация, которую они несут. Химические формулы. Индексы и коэффициенты.

Агрегатное состояние вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Кристаллические и аморфные твердые вещества. Физические и химические явления.

Демонстрации. 1. Коллекция разных тел из одного вещества или материала (например, лабораторная посуда из стекла). 2. Коллекция различных тел или фотографий тел из алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение». 3- Учебное оборудование, используемое при изучении физики, биологии, географии и химии. 4. Электрофорная машина в действии. 5. Географические модели (глобус, карта). 6. Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека).7. Физические и химические модели атомов, молекул веществ и их кристаллических решеток. 8. Объемные и шаростержневые модели молекул воды, углекислого и сернистого газов, метана. 9- Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии. 10. Образцы твердых веществ кристаллического строения. 11. Модели кристаллических решеток. 12. Три агрегатных состояния воды. 13. Переливание углекислого газа в стакан, уравновешенный на весах. 14. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них. 15. Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит). 16. Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита - мел, мрамор, известняк). 17. Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф). 18. Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев. 19. Прокаливание сухой зелени растений в муфельной печи для количественного определения минеральных веществ в них. 20. Качественная реакция на кислород. 21. Качественная реакция на углекислый газ. 22. Качественная ре­акция на известковую воду.

Лабораторные опыты. 1. Строение пламени свечи (спиртовки, сухого горючего).

Домашний эксперимент. 1. Изготовление моделей молекул из пластилина. 2. Диффузия ионов перманганата калия в воде.3. Изучение скорости диффузии аэрозолей. 4. Диффузия сахара в воде. 5. Опыты с пустой закрытой пластиковой бутылкой. 6. Количественное определение содержания воды в свежей зелени. 7. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом. 8. Изучение состава поливитаминов из домашней аптечки. 9- Обнаружение крахмала в продуктах питания.

Практическая работа 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории).

Практическая работа 2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами.

Тема 3.

Математические расчеты в химии (9 ч)

Относительные атомная и молекулярная массы. Понятие об относительных атомной и молекулярной массах на основе водородной единицы. Определение относительной атомной массы химических элементов по периодической таблице. Нахождение по формуле вещества относительной молекулярной массы как суммы относительных атомных масс составляющих вещество химических элементов.

Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле -(w) химического элемента в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества.

Чистые вещества и смеси. Понятие о чистом веществе и смеси. Смеси газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси, синтетические моющие средства). Смеси гомогенные и гетерогенные.

Объемная доля компонента газовой смеси. Понятие об объемной доле (φ) компонента газовой смеси. Состав воздуха и природного газа. Расчет объема компонента газовой смеси по его объемной доле, и наоборот.

Массовая доля вещества в растворе. Понятие о массовой доле (w) вещества в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества и другие расчеты с использованием этих понятий.

Массовая доля примесей. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля (w) примеси в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие расчеты с использованием этих понятий.

Демонстрации. 1. Минералы куприт и тенорит. 2. Оксид ртути(П). 3. Коллекции различных видов мрамора и изделий (или иллюстраций изделий) из него. 4. Смесь речного и сахарного песка и их разделение. 5. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». 6. Коллекция бытовых смесей (кулинарные смеси, синтетические моющие средства, шампуни, напитки и др.). 7. Диаграмма объемного состава воздуха, 8. Диаграмма объемного состава природного газа. 9- Приготовление раствора с заданными массой и массовой долей растворенного вещества. 10. Образцы веществ и материалов, содержащих определенную долю примесей.

Домашний эксперимент. 1. Изучение состава бытовых кулинарных и хозяйственных смесей по этикеткам. 2. Приготовление раствора соли, расчет массовой доли растворенного вещества и опыты с полученным раствором. 3- Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей, по их этикеткам.

Практическая работа 3- Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса


В результате изучения химии ученик должен:

знать/понимать

химическую символику: знаки некоторых химических элементов,

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, агрегатное состояние вещества.

уметь

называть: некоторые химические элементы и соединения изученных классов;

объяснять: отличия физических явлений от химических;

характеризовать: способы разделения смесей, признаки химических реакций;

составлять: рассказы об ученых, об элементах и веществах;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путем: кислород, углекислый газ, известковую воду и некоторые другие вещества при помощи качественных реакций;

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, объемную долю газа в смеси, массовую долю вещества в растворе, массовую долю примесей;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.


Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Всего часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения занятия


План.

Факт.

Тема 1. Предмет и методы химии (3ч)




1.1

Предмет химии. Вещества и их свойства Вводный инструктаж по ТБ.

Лекция.

1


Работа по карточкам



1.2

П.Р. № 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила ТБ при работе в химической лаборатории.

Беседа.

1

Практическая работа



1.3

П.Р. №2 Наблюдение за горящей свечой. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами.

Практическое занятие

1

Практическая работа




Тема 2. Первоначальные химические понятия (5ч)

2.1

Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Лекция

1

Работа с ПСХЭ



2.2

Химические формулы.

Лекция

1

Работа с ПСХЭ



2.3

Упражнения в составлении формул.

Практическое занятие

1

Работа с ПСХЭ



2.4

Агрегатные состояния вещества.

Беседа

1

Работа с рабочей тетрадью



2.5

Простые вещества-металлы и неметаллы.

Беседа

1

Работа с ПСХЭ



Тема 3. Математические расчеты в химии (9 ч)


3.1

Относительная атомная и молекулярная массы.

Беседа, демонстрация

1

Работа с ПСХЭ



3.2

Массовая доля химических элементов в сложном веществе.

Беседа, демонстрация

1


Работа с ПСХЭ



3.3

Чистые вещества и смеси.

Беседа, демонстрация

1

Работа с рабочей тетрадью



3.4

Объемная доля компонента газовой смеси.

Беседа, демонстрация

1

Работа с рабочей тетрадью



3.5

Массовая доля растворенного вещества в растворе.

Беседа, демонстрация

1

Работа с рабочей тетрадью



3.6

П.Р. №.3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества»

Практическое занятие

1

Практическая работа



3.7

Массовая доля примесей.

Лекция

1

Решение задач в тетради



3.8

Решение задач и упражнений по теме «Математические расчеты в химии»

Практическое занятие

1

Решение задач в тетради



3.9

Зачёт по курсу

Тестирование

17

Работа по карточкам





Материально-техническое оснащение образовательного процесса

Печатные пособия:


1) таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»;

2) таблица «Правила техники безопасности»;

3) таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде»;

4) комплект таблиц «Начала химии»;

5) карточки с тестовыми заданиями;

6) инструктивные карточки для лабораторных и практических работ.

Экранно-звуковые пособия:


1) видеофильм «Химия вокруг нас»;

2) видеофильм «Химия. 8 класс» 2 части.


Технические средства обучения:


1) компьютер;

2) мультимедийный проектор;

3) интерактивная доска.


Информационно-коммуникативные средства:


1) комплект компьютерных презентаций;

2) цифровые образовательные ресурсы ФЦИОР;

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:


1) набор атомов для составления моделей молекул;

2) микроскоп;

3) лабораторный штатив с принадлежностями;

4) штатив для пробирок;

5) пробиркодержатель;

6) спиртовка;

7) стеклянные трубки;

8) воронка;

9) химические стаканы на 50, 100 мл;

10) колбы Эрленмейера на 100 мл;

11) круглодонная колба;

12) колба Вюрца;

13) стеклянные холодильники;

14) делительные воронки;

15) воронка Бюхнера;

16) установка для фильтрования под вакуумом;

17) мерные цилиндры;

18) плоскодонные колбы на 100 мл;

19) пробирки;

20) стеклянные палочки;

21) стеклянные колпаки на 500 и 1000 мл;

22) ступка с пестиком;

23) выпарительная чаша;

24) пробка с газоотводной трубкой;

25) асбестированная сетка;

26) магнит;

27) технохимические весы с разновесами;

28) чашка Петри;

29) столик подъемный;

30) экран фоновый черно-белый (двухсторонний);

31) электрофорная машина;

32) амперметр, вольтметр;

33) глобус;

35) модели кристаллических решеток воды (иода), поваренной соли, железа, меди, графита, алмаза;

Химические реактивы и материалы:


1) кислоты: соляная, серная, уксусная, лимонная, аскорбиновая;

2) основания: гидроксид натрия, гидроксид калия, известковая вода;

3) металлы: алюминий, цинк, железо, медь;

4) неметаллы: кислород, сера, иод;

5) соли: перманганат калия, дихромат калия, сульфит натрия, хлорид железа(III), красная кровяная соль, FeSO4, KMnO4, (NH4)2Cr2O7, Са(ОН)2, железо (стружка), сера (порошок);

6) пероксид водорода, диоксид марганца;

7) этиловый спирт;

8) индикаторы: метиловый оранжевый, лакмус, фенолфталеин, универсальный;

9) материалы: мрамор, машинное масло, нефть, активированный уголь, чернила, загрязненная поваренная соль, вода, черная тушь, гранит, семена подсолнечника и грецкого ореха, фильтровальная бумага, речной песок.


Коллекции:


1) коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит);

2) коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор, известняк);

3) коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф);

4) коллекция различных видов мрамора и изделий из него;

5) коллекция «Минералы и горные породы»;

6) коллекция «Нефть и продукты ее переработки»;

7) коллекция бытовых смесей;

8) коллекция «Стеклянные и алюминиевые изделия»;

9) коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них.

Учебно-методический комплекс:


1.Габриелян О.С. Вводный курс в химию 7 класс. Пропедевтический курс. М.: Дрофа,2013г.

2.Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химии: Методическое пособие к пропедевтическому курсу 7 класс. М.: Дрофа, 2007-2010гг.

3.Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. Рабочая тетрадь 7 класс. М.: Дрофа, 2007-2010гг.


4.Аксенова И.В, Габриелян, Т.В.Сажнева И.Г., "Введение в химию вещества" 7 класс. Методическое пособие. Программа курса. Тематическое планирование. Химический эксперимент. Под редакцией О.С.Габриеляна - Москва "Сиринъ према" 2006.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Контрольная работа по теме:

«Математические вычисления в химии»

Вариант 1.


Задание 1. В 100г воды растворили 80г сахара. Вычислите массовую долю сахара в полученном растворе.

Дано: Решение:

mhello_html_438e1b6b.gif2О) = 100г 1) Найдем m(раствора):

m(сахара) = 80г m(раствора) = m2О) + m(сахара) =

_____________ 2) найдем w(сахара):

Найти: w(сахара)= m(сахара)/ m(раствора)*100%=

w(сахара)


Задание 2. Какую массу воды и соли необходимо взять для приготовления 300г раствора с массовой долей соли 20%?

Дано: Решение:

mhello_html_438e1b6b.gif(р-ра) = 300г 1) Найдем m(соли):

w(соли) = 80г m(соли) = (w(соли) *m(раствора))/100% =

_____________ 2) найдем m2О):

Найти: m2О) = (m(раствора)- m(соли))/100%=

m2О), m(соли)


Задание 3.

К 500г раствора кислоты, в котором массовая доля кислоты равна 10%, добавили 100г воды. Вычислите массовую долю кислоты в растворе после разбавления.


Задание 4.

В смеси азота и водорода объемом 50мл содержится 20мл азота. Вычислите объемную долю(φ) водорода в данной смеси. Используйте формулу для расчетов:

φ(газа) = V(газа)/V(смеси)*100%


Задание 5.

В малахите массой 130г содержится 8% примесей. Найдите массу примесей в данном образце малахита.


















ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Примерный вариант контрольно-измерительных материалов переводного экзамена по химии за курс 7 класса.

Вариант I

Часть І. Выберите правильный ответ:

1. Выберите неверно, сформулированное утверждение:

а) Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях одних веществ в другие.

б) Молекула – это мельчайшая химически делимая частица.

в) Атомы – это мельчайшие электронные частицы, из которых состоят молекулы веществ, химически делимые.

г) Вещества – это то из чего состоят тела.


2. Химическая воронка предназначена для:

а) осуществление превращения веществ из одного агрегатного состояния в другое.

б) фильтрования.

в) выпаривания.

г) разделения твердых веществ, состоящих из частиц, отличающихся своими размерами.


3. Речь идёт только о веществах:

а) нефть, снежинка, медь, цинк.

б) крахмал, краски, ластик, древесина.

в) глицерин, вода, карандаш, скипидар.

г) свинец, алюминий, азот, алмаз.


4. Химические знаки металлов находятся в строке:

а) Zn, Pb, Mg, C. б) Cl, Br, F, Na.

в) S, P, Si, As. г) Ag, Fe, Na, Ca.


5. В задании 4 неметалл фосфор находится в строке:


6. Относительная атомная масса натрия равна:

а) 11; б) 8; в) 23; г) 22.


7. Элементы расположены в порядке возрастания относительной атомной массы:

а) Cl, S, P; б) Fe, Pb, Cr; в) N, P, As; г) Al, Si, P.


8. Относительная молекулярная масса карбоната кальция CaCO3 равна:

а) 50; б) 100; в) 46; г) 102.


9. Массовая доля кислорода больше в:

а) H2O; б) H2SO4; в) H2O2; г) Al2O3.


10. Объёмная доля Н2 в 300мл смеси, содержащей 240мл кислорода равна:


а) 80%; б) 40%; в) 20%; г) 30%.


11. Какая масса воды потребуется для приготовления 200г 40% раствора поваренной соли:

а) 100г; б) 120г; в)80г; г) 60г.


12. Массовая доля примесей, в известняке составляет 5%. Какая масса основного вещества (карбоната кальция) содержится в 1т известняка:

а) 50кг; б) 95кг; в) 900кг; г) 950кг.


13. Вещество, имеющее молекулярное строение:

а) алмаз; б) поваренная соль; в) вода; г) ртуть.


14. К физическим явлениям относятся:

а) плавление меди;

б) прогорание сливочного масла;

в) обугливание древесины;

г) обесцвечивание окраски йода аскорбиновой кислоты.


15. При нормальных условиях в твёрдом агрегатном состоянии находится:

а) водород; б) озон; в) ртуть; г) сода.


16. Химические превращения происходят при:

а) выпадении града; б) засахаривании варенья;

в) пригорании пищи; г) перегонке спирта.


17. Определять наличие углекислого газа можно при помощи:

а) перекиси водорода; б) воды; в) известковой воды; г) горящей лучины.


18. Посинение йодного раствора указывает на содержание:


а) аскорбиновой кислоты; б) глюкозы; в) крахмала; г) целлюлозы.


Часть ІІ. Допишите недостающие по смыслу предложения:


1. Наиболее эффективным способом разделения смеси железа и серы является ____________.


2. Просеивание применяется для разделения смесей отличающихся _____________________.


3. Раствор, полученный после фильтрования, называется ______________________________.


4. Действие фильтрующего противогаза основано на свойстве активированного угля___________________________ вредные вещества.


5. Вода полученная при помощи перегонки называется _________________________.


6. Явления, сопровождающиеся превращением одних веществ в другие называется ___________________________________.


7. Выпадение осадка,…_________________________________________________________

все это признаки химических реакций.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Инструкция по выполнению практической работы № 5

«Очистка поваренной соли».

Цель работы: Овладеть способами очистки веществ от примесей: путем фильтрования и выпаривания.

Оборудование: Лабораторный штатив с кольцом, коническая колба, химический стакан, воронка, фарфоровая чашка, фильтр, стеклянная палочка, шпатель, спиртовка, спички, загрязненная речным песком и черноземом поваренная соль, вода.

Обратите внимание:

1. На правила поведения и техники безопасности при выполнении работы со стеклянной посудой и нагревательными приборами (спиртовкой).

2. На указания учителя.

Ход работы:

1. этап работы: Изучение загрязненной поваренной соли.

1. Рассмотрите загрязненную соль, какая это смесь. (однородная или неоднородная).

2. этап работы: Растворение загрязненной поваренной соли.

1. Возьмите в стакан треть воды и шпателем добавьте загрязненную соль, перемешайте, пока соль перестанет растворяться.

3. этап работы: Фильтрование раствора загрязненной соли.

1. Определите оборудование для этого этапа, соберите прибор для фильтрования.

2. Приготовьте фильтр для воронки.

3. Проведите фильтрование загрязненной соли, для этого раствор по стеклянной палочке наливайте на фильтр, что остается на фильтре, а что проходит через его поры.

4. этап работы: Выпаривание очищенного раствора соли.

1. Осуществите выпаривание, для этого определите оборудование для этого этапа, соберите прибор.

2. В фарфоровую чашку налейте фильтрат и выпарьте его.

3. Сравните полученную соль с той, которая вам была выдана

Итог работы:

1.Обратите внимание на оформление таблицы в тетради, записи рисунки делайте аккуратно.

2. Сделайте правильные выводы по работе, не забудьте сделать обозначения на рисунках.

3. Проведите уборку рабочего места.



Рабочая программа учебного курса " Введение в химию"( 7 класс)
  • Химия
Описание:

Модернизация образования затрагивает в первую очередь учебные дисциплины естественного цикла, и это, к сожаленью, не идет на пользу последним. Например, происходит неуклонное сокращение числа часов, выделяемых на изучение химии, но, тем не менее, химия по - прежнему остается (и должна оставаться) полноценным учебным предметом. И требования к знаниям по химии остаются достаточно серьезные, особенно касается это обучающихся, которые выбирают сдачу ЕГЭ по химии.

Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7 классов общеобразовательных учреждений авторов О. С. Габриеляна и И.Г. Остроумова «Старт в химию».

При разработке программы ориентация ставилась на то, что пропедевтический курс не предусмотрен федеральным базовым учебным планом, и наша инициатива вести его у нас в школе поддерживается руководством и осуществляется за счет школьного компонента.

Автор Паршина Людмила Михайловна
Дата добавления 05.05.2015
Раздел Химия
Подраздел Планирования
Просмотров 1854
Номер материала 58932
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓