Главная / География / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «География»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «География»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Леньковская средняя общеобразовательная школа №1»

Благовещенского района Алтайского края


Согласовано

Школьным МО

Руководитель ШМО

__________/________________/


Протокол №___от _____2016 г

Принята

Педагогическим советом школы

Протокол №___


от _________2016г

Утверждаю

Директор школы


_____________О.А.Умрихина









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«география»

на 2016-2017 уч. год


Уровень образования 8 - 9 классы

Количество часов по программе:

в 8 классе 70 ч (2 ч в неделю)

в 9 классе 70 ч (2 ч в неделю)


Рабочая программа по географии составлена на основании: Рабочие программы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. География. Предметная линия учебников «Полярная звезда» 5–9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Москва, «Просвещение», 2011








Составитель: Герасименко Т.И.

Учитель географии








с. Леньки

2016 г.



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

по географии за курс 8 – 9 класса


В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:

1) знать/ понимать:

географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;

положение России на карте часовых поясов;

административно-территориальное деление России;

историю формирования и заселения территории России;

вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;

численность, плотность и воспроизводство населения России;

особенности естественного движения населения;

основные направления миграций;

состав трудовых ресурсов;

национальный и религиозный состав населения России;

особенности размещения населения;

типы поселений;

связь рельефа с тектоническим строением;

закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;

факторы, определяющие особенности климата России;

основные климатические пояса и типы климата России;

влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;

меры по борьбе с загрязнением атмосферы;

особенности морей, омывающих берега России;

ресурсы морей и их использование человеком;

крупнейшие речные системы и озера страны;

границу распространения многолетней мерзлоты;

меры по охране и восстановлению водных ресурсов;

основные типы почв, их размещение по территории страны;

особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;

состав и структуру хозяйства России;

основные факторы размещения отраслей хозяйства;

важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;

главные промышленные и сельскохозяйственные районы России;

главные отрасли хозяйства своей области (республики, края);

изменения в экономике России и своей области;

природные зоны России;

особенности природно-хозяйственных зон;

влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;

пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;

что такое территориальная организация общества;

что такое Всемирное наследие;

объекты Всемирного природного и культурного наследия России;

что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества;

понятия «район» и «районирование»;

особенности географического положения, природных условий и ресурсов Центральной России,

Северо - Запада, Европейского Севера, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Западной

Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока;

этапы освоения территорий районов, хозяйственные и культурные

особенности крупных городов;

особенности размещения населения, национальный состав, традиции народов;

особенности жизни и хозяйственной деятельности населения районов;

основные природные, культурные и хозяйственные объекты районов;

современные проблемы и тенденции развития природно-хозяйственных районов;



2) уметь:

характеризовать географическое положение страны и своей области (республики, края);

определять поясное время;

определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию;

использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;

устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых по физической и тектонической картам;

пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;

анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;

устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России;

анализировать статистические показатели развития хозяйства России;

анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;

составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану;

объяснять структуру экспорта и импорта в России;

устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России;

отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;

определять географическое положение района;

давать характеристику района по плану;

давать сравнительную характеристику районов по плану;

читать топографические планы и туристические карты разных городов и

туристических маршрутов;

работать с материалами периодической печати;

определять специализацию района на основе географических карт и статистических

данных;

определять хозяйственную ценность природных условий и ресурсов для развития

района;


3) оценивать:

географическое положение России, своей области (республики, края);

природно-ресурсный потенциал страны;

климатические ресурсы России;

водные ресурсы России и своей местности;

влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;

тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;

современные проблемы России.

изменения в развитии районов России;

уникальность и общечеловеческую ценность объектов Всемирного природного и

культурного наследия;

положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений,

процессов под воздействием хозяйственной деятельности.





  1. Содержание курса география 8 класс


Тема 1. Россия; в мире (4 ч)

Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России.

Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.

Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.

Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте государственной границы России. 2. Определение разницы во времени на карте часовых поясов. 3. Ориентирование по физической карте России. 4. Сравнение способов районирования (природного и экономического). 5. Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору).

Тема 2. Россияне (10 ч)

Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.

Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.

Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.

«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.

Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.

Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.

Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.

Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.

Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.

Практикум. 1. Анализ графика рождаемости и смертности в России. 2. Построение графика численности населения своего района (области). 3. Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов. 4. Выявление на основе опроса рейтинга профессий и их соотношения на рынке труда в своем регионе. 5. Анализ карты народов России.

Тема 3. Природа (17 ч)+(4 часа резервного времени)

История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.

Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.

Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.

Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.

Практикум. 1. Описание рельефа России по плану. 2. Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых. 3. Изучение по различным источникам (газеты, журналы, научно-популярная литература) стихийных природных явлений, имевших место на территории России в различные исторические периоды.

Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на по-

верхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.

Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон. <

Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.

Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.

Практикум. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России. 2. Анализ прогноза погоды за определенный период (неделю, месяц) по материалам средств массовой информации. 3. Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения. 4. Анализ агроклиматических ресурсов своей местности для развития сельского хозяйства.

Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России. 2. Описание одного из российских морей по типовому плану.

Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских, рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.

Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.

Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Решаем проблему: преобразование рек.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупных рек России. 2. Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору). 3. Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей ее хозяйственного использования. 4. Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России.

Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы.

Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.

Практикум. 1. Ознакомление с образцами почв своей местности. 2. Анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа.

Тема 4. Хозяйство (15 ч)+(1 час резервного времени)

Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».

Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий.

Практикум. 1. Выделение циклов в развитии экономики своего региона. 2. Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности».

Топливно-энергетический комплекс. Состав. Особенности топливной промышленности. Топливно – энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны.

Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения.

Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.

Географическая исследовательская практика. Выбор места для строительства электростанции с учетом факторов, влияющих на размещение (на примере ГЭС).

Практикум. Составление схемы «Структура ТЭК».

Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.

Практикум. Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии.

Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.

Практикум. Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности.

Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем.

Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса.

Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделывания технических культур.

Животноводство. Особенности животноводства России.


Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района.

Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой промышленности с другими отраслями. Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой промышленности.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте главных сельскохозяйственных районов страны. 2. Установление по материалам периодической печати проблем сельского хозяйства.

Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Смена транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта своей местности.

Практикум. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).

• Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Особенности развития сферы услуг своей местности.

Практикум. Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере своей местности.

Тема 5. Природно-хозяйственные зоны (6 ч)+ (1 час резервного времени)

Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.

Практикум. 1. Анализ карт «Природные зоны России» и «Природно-хозяйственные зоны России». 2. Сопоставление карты природных зон, графика «Смена природных зон с севера на юг» и таблицы «Природно-хозяйственные зоны России» Приложения. 3. Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах.

Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.

Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.

Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.

Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.

Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.

Практикум. 1. Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану. 2. Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (природная зона по выбору). 3. Описание природно-хозяйственной зоны своей местности.

Тема 6. Наше наследие (4 ч)

Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества.

Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Территориальный комплекс. Природно-территориальные и социально-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе.

Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России. Экологическая ситуация. Виды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в.

Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России — наш нравственный долг».



  1. Тематический план география 8 класс


1

Россия в мире

4 ч


2

Россияне

10 ч


3

Природа

17 ч


4

Геологическое строение

5 ч


5

Климат и погода

8 ч


6

Моря внутренние воды

5 ч


7

Почвы и почвенные ресурсы

3 ч


8

Хозяйство

15 ч


9

Природно- хозяйственные зоны

6 ч





10

Наше наследие

4 ч


11

Обобщающее повторение

5 ч






Календарно – тематическое планирование по географии 8 класс

Сроки недели


п/п


Тема урока


Количество

часов


Выполнение

практической

части

программы



Россия в мире

4 часа


1

1

Россия на карте мира. Уникальность географического положения России

1

Пр. р. №1 «Ориентирование по физической карте России. Обозначение на контурной карте государственной границы России»


2

Россия на карте часовых поясов

1

Пр. р. №2 «Определение разницы во времени на карте часовых поясов»

2

3

Ориентирование по карте России. Административно – территориальное деление России

1

Пр. работа №3 Ориентирование по физической карте России.


4

Формирование территории России

1




Россияне

10 часов


3

5

Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост

1



6

Численность населения

1

Пр. р. №4«Построение графика численности населения своего района (края)»

4

7

Миграции населения

1



8

Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России

1

Пр. работа №5 Анализ половозрастной пирамиды России и отдельных регионов.

5

9

Рынок труда. Трудовые ресурсы

1



10

Этнос. Россия - многонациональная страна

1


6

11

Размещение населения. Плотность населения России

1



12

Расселение и урбанизация. Типы поселений

1


7

13

Города и сельские поселения. Типы городов

1



14

Население

1




Природа

17 часов+ 4 часа




Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

5 часов


8

15

История развития земной коры

1



16

Особенности рельефа России

1

Пр. работа №6 Описание рельефа России по плану.

9

17

Скульптура поверхности

1



18

Полезные ископаемые России

1

Пр.р. №7 «Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых»

10

19

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

1




Климат и погода

8 часов



20

Климат России. Солнечная радиация

1


11

21

Атмосферная циркуляция

1



22

Влияние на климат России ее географического положения. Синоптическая карта

1


12

23

Климатические пояса и типы климата России

1



24

Климат своего региона

1


13

25

Климат и хозяйственная деятельность людей

1



26

Коэффициент увлажнения

1

Пр. р. №8 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России»

14

27

Климат и климатические ресурсы

1

Пр. работа №9 Анализ прогноза погоды за определенный период.



Моря, внутренние воды и водные ресурсы

5 часов



28

Россия – морская держава

1

Пр.р. №10 «обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России. Описание одного из морей по типовому плану.»

15

29

Реки России

1

Пр. р. №11 «Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей ее хозяйственного использования.»


30

Озера России

1


16

31

Значение рек в жизни общества

1



32

Моря, внутренние воды и водные ресурсы

1




Почвы и почвенные ресурсы

3 часа


17

33

Почва – особое природное тело

1



34

Почвообразующие факторы

1

Пр. работа №12 Анализ земельных ресурсов по картам атласа.

18

35

Природа

1




Хозяйство

15 часов+ 1 час



36

Понятия «экономика» и «хозяйство».Этапы развития хозяйства России

1


19

37

Цикличность развития хозяйства

1

Пр. работа №13 Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности»


38

Топливно – энергетический комплекс. Угольная промышленность.

1


20

39

Нефтяная и газовая промышленность

1



40

Электроэнергетика

1

Пр. работа №14 Составление схемы ТЭК.

21

41

Металлургия

1

Пр. работа №15 Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии.


42

Машиностроение – ключевая отрасль экономики

1


22

43

Химическая промышленность

1



44

Лесопромышленный комплекс

1


23

45

Сельское хозяйство – важнейшая отрасль экономики. Растениеводство

1



46

Особенности животноводства России

1


24

47

Агропромышленный комплекс

1




48

Пищевая промышленность. Легкая промышленность

1


25

49

Транспорт – «кровеносная» система страны

1

Пр. р. №16«Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору)»


50

Состав и значение сферы услуг

1



26

51

Хозяйство

1




Природно – хозяйственные зоны

6 часов+ 1 час



52

Зональность в природе и жизни людей

1


27

53

Северные безлесные зоны

1



54

Лесные зоны

1


28

55

Степи и лесостепи

1



56

Южные безлесные зоны

1


29

57

Субтропики

1



58

Природно – хозяйственные зоны

1

Пр. р. №17 «Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану. Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны.»




Наше наследие

4 часа


30

59

Территориальная организация общества

1



60

Природно – территориальные и социально – экономические комплексы

1


31

61

Природное и культурное наследие России

1



62

Стратегия развития России и своего региона в ХХIв.

1




Обобщающее повторение

5часов


32

63

Россия в мире

1



64

Особенности населения России

1


33

65

Особенности природы России

1



66

Особенности хозяйства России.

1


34

67

Природно – хозяйственные зоны

1



68

Россия. Наше наследие

1


35

69-70

Резервное время

2 часа








2. Содержание курса географии 9 класса

Регионы России (10 ч)

Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П.П. Семенонова – Тян – Шанского, Н.Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно – территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия. План характеристики географического района.

Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская /и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.

Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Экологическая безопасность России.

Практикум. 1. Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ. 2. Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати.

Европейская Россия (32 ч)

Тема 1. Центральная Россия (10 ч)

Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.

Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия» Современные проблемы и перспективы Центральной России.

Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.

Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.

Волго-Вятский район. Своеобразие района.

Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1 и 2). Работа с текстом; подготовка к дискуссии.

Практикум. Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации.

Тема 2. Северо-Запад (5 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации.

Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо - Запада. Новгород, Псков.

Санкт-Петербург. Особенности планировки. Промышленность, наука, культура. Туризм. Крупнейшие порты. Экологические проблемы города.

Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Создание электронной презентации «Санкт-Петербург — вторая столица России».

Практикум. Подготовка сообщения «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей».

Тема 3. Европейский Север (4 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Специализация района.

Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Деревянная архитектура, художественные промыслы.

Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4). Составление карты.

Практикум. 1. Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт. 2. Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района.

Тема 4. Северный Кавказ (4ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.

Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения.

Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 5). Изучение своего края.

Практикум. 1. Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт. 2. Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства.


Тема/5. Поволжье (4ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района.

Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.

Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 6). Изучение проблем Поволжья.

Тема 6. Урал (5 ч)

Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.

Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Уровень урбанизации. Крупные города Урала: Екатеринбург, Челябинск, Соликамск.

Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.

Урал — экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перспективы развития Урала.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 7). Оценка ресурсов региона.

Практикум. Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала.

Азиатская Россия (16 ч)

Тема 7. Сибирь (7 ч)

Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.

Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйство. Отрасли специализации.

Западная Сибирь — главная топливная база России. Заболоченность территории — одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы Алтая — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Новосибирск, Омск, Томск. Проблемы и перспективы развития.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 8). Составление карты.

Практикум. Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири.

Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресурсов для жизни населения. Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал — объект Всемирного природного наследия.

Норильский промышленный район. Постиндустриальная Восточная Сибирь. Крупные города: Иркутск, Красноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития района.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 9). Разработка туристического маршрута.

Практикум. 1. Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства (с использованием географических карт). 2. Создание (описание) образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и дополнительной литературы.

Тема 8. Дальний Восток (4 ч)

Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природныеконтрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.

Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока.

Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Дальний Восток — далекая периферия или «тихоокеанский фасад» России? Внешние связи региона.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 10). Пишем реферат.

Практикум. 1. Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт). 2. Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку.

Заключение (5 ч)

Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.

География Алтайского края (10ч)

Определение особенностей географического положения, территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Население. Экономика. Отрасли промышленности. Транспорт. Сельское хозяйство и состав АПК.

Практикум. 1. Географическое положение, территория и границы.

2. Составление экономико – географической характеристики по типовому плану.



  1. Тематический план география 9 класса

1

Регионы России

10 ч


2

Европейская Россия

32 ч


3

Центральная Россия

10 ч


4

Северо-Запад

5 ч


5

Европейский Север

4 ч


6

Северный Кавказ

4 ч


7

Поволжье

4 ч


8

Урал

5 ч


9

Сибирь

7 ч


10

Дальний Восток

4 ч


11

Заключение

5 ч


12

География Алтайского края

10 ч





Календарно – тематическое планирование по географии 9 класс


Сроки недели

п/п


Тема урока


Количество

часов


Выполнение

практической

части

программы



Регионы России

10 часов


1

1

Понятие «район» и «районирование»

1



2

Районирование и административно -территориальное деление

1

Пр. р. №1 «Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков компьютерных программ».

2

3

Особенности природных регионов России

1



4

Восточно – Европейская и Западно – Сибирская равнины

1


3

5

Урал и горы Южной Сибири

1



6

Восточная и Северо – Восточная Сибирь

1


4

7

Северный Кавказ и Дальний Восток

1



8

Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

1


5

9

Экологическая безопасность России

1



10

Регионы России

1




Европейская Россия

32 часа




Тема1.Центральная Россия

10 часов


6

11

Пространство Центральной России

1

Пр. р. №2 «Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации».


12

Центральная Россия -историческое ядро Русского государства

1


7

13

Города Центральной России

1



14

Центральный район

1


8

15

Москва – столица России

1



16

Подмосковье

1


9

17

Волго - Вятский район

1



18

Центрально – Черноземный район

1


10

19

Географическая исследовательская практика. Учимся с «Полярной звездой». Работаем с текстом.

1



20

Центральная Россия

1




Тема2.Северо - Запад

5 часов


11

21

Географическое положение Северо - Запада

1



22

Население. Древние города Северо - Запада

1


12

23

Санкт - Петербург

1

Пр. р. №3 «Подготовка сообщения «Санкт – Петербург в системе мировых культурных ценностей».


24

Особенности географического положения Калининградской области. Анклав

1


13

25

Географическая исследовательская практика. Учимся с «Полярной звездой». Создание электронной презентации «Санкт – Петербург - вторая столица России».

1




Тема3.Европейский Север

4 часа



26

Географическое положение Европейского Севера

1

Пр. р. №4 «Оценка природно – ресурсного потенциала района на основе тематических карт»

14

27

Этапы освоения территории. Население

1



28

Проблемы и перспективы развития Европейского Севера

1


15

29

Географическая исследовательская практика. Учимся с «Полярной звездой». Составление карты.

1

Пр. работа №5 Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района.



Тема4.Северный Кавказ

4 часа



30

Географическое положение Северного Кавказа

1



16

31

Этапы освоения территории

1

Пр. р .№ 6« Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт».



32

Особенности современного хозяйства

1


17

33

Географическая исследовательская практика. Учимся с «Полярной звездой»

Разрабатываем проект.

1

Пр.р. № 7 «Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства».





Тема5. Поволжье

4 часа



34

Географическое положение Поволжья.

1


18

35

Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья.

1



36

Этапы хозяйственного развития района

1


19

37

Географическая исследовательская практика. Учимся с «Полярной звездой».Изучение проблем Поволжья.

1




Тема 6 . Урал

5 часов



38

Своеобразие географического положения Урала.

1


20

39

Население. Национальный состав.

1



40

Этапы развития хозяйства Урала

1

Пр. р. № 8 «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала».


21

41

Урал – экологически неблагополучный район

1



42

Географическая исследовательская практика. Учимся с «Полярной звездой». Оценка ресурсов региона.

1




Азиатская Россия

16 часов




Тема 7. Сибирь

7 часов


22

43

Пространство Сибири

1



44

Заселение и освоение территории

1


23

45

Хозяйство. Отрасли специализации

1



46

Западная Сибирь – главная топливная база России

1


24

47

Восточная Сибирь

1

Пр. р. № 9 «Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства (с использованием географических карт)».




48

Географическая исследовательская практика. Учимся с «Полярной звездой».Разработка туристического маршрута

1

Пр. работа №10 Создание образа сточной Сибири.

25

49

Обобщение по теме: «Сибирь»

1




Тема8.Дальний Восток

4 часа




50

Уникальность географического положения Дальнего Востока

1

Пр. р. № 11«Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт)»


26

51

Этапы развития территории Дальнего Востока

2



52

Основные отрасли специализации

1




Заключение

5 часов


27

53

Соседи России

1



54

Место России в мире

1


28

55

Географическая исследовательская практика. Учимся с «Полярной звездой». Пишем реферат.

1



56

Защита рефератов

2





География Алтайского края

10 часов


29

57

Географическое положение , территория и границы.

1

Пр. р. №12 «Географическое положение, территория и границы Алтайского края»


58

Из истории изучения края

1


30

59

Рельеф и полезные ископаемые

1



60

Климат и времена года

1


31

61

Поверхностные и подземные воды

1



62

Почвы, растительный и животный мир

1


32

63

Население и трудовые ресурсы Алтайского края

1



64

Промышленность и транспорт

1


33

65

Агропромышленный комплекс

1



66

Географическая исследовательская практика. Учимся с «Полярной звездой». Изучаем свой край.

1

Пр.р. №13 «Экономико – географическая характеристика Алтайского края (по типовому плану)».

34

67

Взаимодействие природы и человека

1



68

Составление географической характеристики природы

1




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «География»
  • География
Описание:
  • Планируемые результаты освоения учебного предмета

по географии за курс 8 – 9 класса

В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:

1) знать/ понимать:

географическое положение России на карте мира, гра­ницы, пограничные государства, моря, омывающие стра­ну, крайние точки России;

положение России на карте часовых поясов;

административно-территориальное деление России;

историю формирования и заселения территории России;

вклад исследователей, путешественников, землепроход­цев в освоение территории России;

численность, плотность и воспроизводство населения России;

особенности естественного движения населения;

основные направления миграций;

состав трудовых ресурсов;

национальный и религиозный состав населения России;

особенности размещения населения;

типы поселений;

связь рельефа с тектоническим строением;

закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;

факторы, определяющие особенности климата России;

основные климатические пояса и типы климата России
Автор Герасименко Татьяна Ивановна
Дата добавления 30.11.2016
Раздел География
Подраздел Другое
Просмотров 87
Номер материала MA-068785
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓