Инфоурок География Рабочие программыРАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «География»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «География»

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Леньковская  средняя общеобразовательная школа №1»

Благовещенского района Алтайского края

 

Согласовано

Школьным МО

Руководитель ШМО

__________/________________/

 

Протокол №___от _____2016 г

Принята

Педагогическим советом школы

Протокол №___

 

от _________2016г

Утверждаю

Директор школы

 

_____________О.А.Умрихина

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«география»

на 2016-2017 уч. год

 

Уровень образования  8 - 9 классы

Количество часов по программе:

в 8 классе 70 ч (2 ч в неделю)

в 9 классе 70 ч (2 ч в неделю)

 

Рабочая программа по географии составлена на основании: Рабочие программы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. География. Предметная линия учебников «Полярная звезда» 5–9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Москва, «Просвещение», 2011                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 Составитель:  Герасименко Т.И.

Учитель географии

 

 

 

 

 

 

 

с. Леньки

2016 г.

 

 

1.     Планируемые результаты освоения учебного предмета

по географии за курс 8 – 9  класса

 

В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:

1) знать/ понимать:

географическое положение России на карте мира, гра­ницы, пограничные государства, моря, омывающие стра­ну, крайние точки России;

положение России на карте часовых поясов;

административно-территориальное деление России;

историю формирования и заселения территории России;

вклад исследователей, путешественников, землепроход­цев в освоение территории России;

численность, плотность и воспроизводство населения России;

особенности естественного движения населения;

основные направления миграций;

состав трудовых ресурсов;

национальный и религиозный состав населения России;

особенности размещения населения;

типы поселений;

связь рельефа с тектоническим строением;

закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;

факторы, определяющие особенности климата России;

основные климатические пояса и типы климата России;

влияние климатических условий на жизнь и хозяй­ственную деятельность населения России;

меры по борьбе с загрязнением атмосферы;

особенности морей, омывающих берега России;

ресурсы морей и их использование человеком;

крупнейшие речные системы и озера страны;

границу распространения многолетней мерзлоты;

меры по охране и восстановлению водных ресурсов;

основные типы почв, их размещение по территории страны;

особенности земельных ресурсов и их рациональное ис­пользование;

состав и структуру хозяйства России;

основные факторы размещения отраслей хозяйства;

важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;

главные промышленные и сельскохозяйственные райо­ны России;

главные отрасли хозяйства своей области (республики, края);

изменения в экономике России и своей области;

природные зоны России;

особенности природно-хозяйственных зон;

влияние природных условий на жизнь, быт и хозяй­ственную деятельность населения;

пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;

что такое территориальная организация общества;

что такое Всемирное наследие;

объекты Всемирного природного и культурного насле­дия России;

что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчи­вого развития общества;

понятия «район» и «районирование»;

особенности географического положения, природных условий и ресурсов Центральной России,

Северо - Запада, Европейского Севера, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Западной

Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока;

этапы освоения территорий районов, хозяйственные и культурные

особенности крупных городов;

особенности размещения населения, национальный сос­тав, традиции народов;

особенности жизни и хозяйственной деятельности насе­ления районов;

основные природные, культурные и хозяйственные объекты районов;

современные проблемы и тенденции развития природно-хозяйственных районов;

 

 

2) уметь:

характеризовать географическое положение страны и своей области (республики, края);

определять поясное время;

определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом дви­жении населения, современную демографическую ситуацию;

использовать карты, статистические таблицы, диаграм­мы для получения необходимой информации по населе­нию России;

устанавливать зависимость между рельефом, тектони­ческим строением территории, размещением полезных ис­копаемых по физической и тектонической картам;

пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирова­ния представлений об условиях жизни населения на от­дельных территориях;

анализировать почвенную карту и карту растительнос­ти с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;

устанавливать по картам связи между размещением на­селения, хозяйства и природными условиями территории России;

анализировать статистические показатели развития хо­зяйства России;

анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между от­раслями промышленности;

составлять географическую характеристику отрасли хо­зяйства по плану;

объяснять структуру экспорта и импорта в России;

устанавливать причины, сущность и пути решения эко­логических проблем в России;

отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;

определять географическое положение района;

давать характеристику района по плану;

давать сравнительную характеристику районов по плану;

читать топографические планы и туристические карты разных городов и

туристических маршрутов;

работать с материалами периодической печати;

определять специализацию района на основе географических карт и статистических

 данных;

определять хозяйственную ценность природных условий и ресурсов для развития

района;

 

3) оценивать:

географическое положение России, своей области (рес­публики, края);

природно-ресурсный потенциал страны;

климатические ресурсы России;

водные ресурсы России и своей местности;

влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;

тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;

современные проблемы России.

изменения в развитии районов России;

уникальность и общечеловеческую ценность объектов Всемирного природного и

 культурного наследия;

положительные и отрицательные изменения природ­ных объектов, явлений,

процессов под воздействием хозяйственной деятельности.

 

 


 

2.      Содержание курса география 8 класс

 

Тема 1. Россия; в мире (4 ч)

Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Госу­дарственная граница России.

Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Мест­ное время. Поясное время. Декретное время. Летнее вре­мя. Линия перемены дат.

Ориентирование по карте России. Районирование. Гео­графический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.

Формирование территории России. Заселение террито­рии России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте госу­дарственной границы России. 2. Определение разницы во времени на карте часовых поясов. 3. Ориентирование по физической карте России. 4. Сравнение способов райони­рования (природного и экономического). 5. Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору).

Тема 2. Россияне (10 ч)

Население России. Воспроизводство населения. Естест­венный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.

Численность населения. Темпы роста численности насе­ления. Демографический кризис. Демографические поте­ри. Демографические проблемы и их решение.

Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.

«Демографический портрет» населения России. Демо­графическая ситуация. Половозрастная структура населе­ния России.

Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресур­сы. Экономически активное население. Безработные. Тру­довые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.

Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Ре­лигии России.

Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плот­ность населения России. Роль крупных городов в размеще­нии населения.

Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружа­ющую среду.

Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.

Практикум. 1. Анализ графика рождаемости и смерт­ности в России. 2. Построение графика численности населе­ния своего района (области). 3. Анализ половозрастных пи­рамид России и отдельных ее регионов. 4. Выявление на основе опроса рейтинга профессий и их соотношения на рын­ке труда в своем регионе. 5. Анализ карты народов России.

Тема 3. Природа (17 ч)+(4 часа резервного времени)

История развития земной коры. Геологическое лето­счисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха склад­чатости. Геологическая карта.

Особенности рельефа России. Тектонические структу­ры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с текто­ническим строением территории.

Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Мно­голетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.

Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные по­лезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ис­копаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.

Практикум. 1. Описание рельефа России по плану. 2. Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых. 3. Изуче­ние по различным источникам (газеты, журналы, научно-популярная литература) стихийных природных явлений, имевших место на территории России в различные истори­ческие периоды.

Климат России. Понятие «солнечная радиация». Пря­мая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиа­ционный баланс. Поступление солнечной радиации на по-

верхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезо­нам года.

Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над тер­риторией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмо­сферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон. <

Влияние на климат России ее географического положе­ния. Климатические особенности зимнего и летнего сезо­нов года. Синоптическая карта.

Климатические пояса и типы климата России. Клима­тические особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяй­ство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажне­ния. Учет климатических условий в жилищном строитель­стве. Неблагоприятные климатические явления.

Практикум. 1. Определение по картам закономернос­тей распределения солнечной радиации, средних темпера­тур января и июля, годового количества осадков по терри­тории России. 2. Анализ прогноза погоды за определенный период (неделю, месяц) по материалам средств массовой информации. 3. Оценка климатических условий отдель­ных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения. 4. Ана­лиз агроклиматических ресурсов своей местности для раз­вития сельского хозяйства.

Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Ат­лантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное зна­чение морей. Экологические проблемы морей.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте мо­рей, омывающих берега России. 2. Описание одного из российских морей по типовому плану.

Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских, рек. Крупней­шие реки России. Использование рек в хозяйственной де­ятельности. Охрана речных вод.

Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Верхо­вые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Лед­ники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.

Причины, по которым люди издревле селились на бере­гах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Мор­ские пути России. Морские порты.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Решаем проблему: преобразо­вание рек.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте круп­ных рек России. 2. Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору). 3. Описание одной из рос­сийских рек с использованием тематических карт; выявле­ние возможностей ее хозяйственного использования. 4. Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России.

Почва — особое природное тело. Отличие почвы от гор­ной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы.

Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное ис­пользование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.

Практикум. 1. Ознакомление с образцами почв своей местности. 2. Анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа.

Тема 4. Хозяйство (15 ч)+(1 час резервного времени)

Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Понятия «отрасль хозяйства» и «меж­отраслевой комплекс».

Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратье­ва». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий.

Практикум. 1. Выделение циклов в развитии экономи­ки своего региона. 2. Составление схемы «Виды предпри­ятий по формам собственности».

Топливно-энергетический комплекс. Состав. Особеннос­ти топливной промышленности. Топливно – энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны.

Нефтяная и газовая промышленность. Особенности раз­мещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения.

Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяй­стве страны. Типы электростанций, энергосистема. Разме­щение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники за­грязнения окружающей среды.

Географическая исследовательская практика. Выбор места для строительства электростанции с учетом факто­ров, влияющих на размещение (на примере ГЭС).

Практикум. Составление схемы «Структура ТЭК».

Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Осо­бенности размещения предприятий черной и цветной ме­таллургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического произ­водства на состояние окружающей среды и здоровье чело­века.

Практикум. Установление основных факторов разме­щения предприятий черной и цветной металлургии.

Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Сос­тав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы раз­вития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.

Практикум. Составление характеристики машино­строительного предприятия своей местности.

Химическая промышленность. Состав химической про­мышленности. Роль химической промышленности в хо­зяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической про­мышленности с другими отраслями. Воздействие химичес­кой промышленности на окружающую среду. Пути реше­ния экологических проблем.

Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышлен­ного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Цел­люлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопро­мышленного комплекса.

Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы Рос­сии. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделыва­ния технических культур.

Животноводство. Особенности животноводства России.

 

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Агропромышленный комп­лекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района.

Пищевая промышленность. Состав пищевой промыш­ленности. Связь пищевой промышленности с другими от­раслями. Легкая промышленность. История развития лег­кой промышленности. Проблемы легкой промышленности.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте глав­ных сельскохозяйственных районов страны. 2. Установле­ние по материалам периодической печати проблем сельс­кого хозяйства.

Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Сме­на транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь раз­личных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта своей местности.

Практикум. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).

• Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды ус­луг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельс­кой местности. Территориальная система обслуживания.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Особенности развития сферы услуг своей местности.

Практикум. Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населе­ния на примере своей местности.

Тема 5. Природно-хозяйственные зоны (6 ч)+ (1 час резервного времени)

Зональность в природе и жизни людей. Понятия «при­родная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специа­лизация сельского хозяйства.

Практикум. 1. Анализ карт «Природные зоны России» и «Природно-хозяйственные зоны России». 2. Сопоставление карты природных зон, графика «Смена природных зон с се­вера на юг» и таблицы «Природно-хозяйственные зоны Рос­сии» Приложения. 3. Описание особенностей жизни и хозяй­ственной деятельности людей в разных природных зонах.

Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического поло­жения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.

Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколист­венных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны сме­шанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ре­сурсов России.

Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.

Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жите­лей полупустынь. Оазис.

Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная пояс­ность. Особенности жизни и хозяйства в горах.

Практикум. 1. Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану. 2. Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (при­родная зона по выбору). 3. Описание природно-хозяйственной зоны своей местности.

Тема 6. Наше наследие (4 ч)

Территориальная организация общества. Этапы разви­тия территориальной организации общества.

Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Террито­риальный комплекс. Природно-территориальные и социаль­но-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе.

Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России. Экологическая ситуация. Ви­ды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в.

Географическая исследовательская практика. Разра­ботка проекта «Сохранение природного и культурного на­следия России — наш нравственный долг».

 

 

3.      Тематический план география 8 класс

 

1

Россия в мире

4 ч

 

2

Россияне

10 ч

 

3

Природа

17 ч

 

4

Геологическое строение

5 ч

 

5

Климат и погода

8 ч

 

6

Моря внутренние воды

5 ч

 

7

Почвы и почвенные ресурсы

3 ч

 

8

Хозяйство

15 ч

 

9

Природно- хозяйственные зоны

6 ч

 

 

 

10

Наше наследие

4 ч

 

11

Обобщающее повторение

5 ч

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование по географии 8 класс

Сроки недели

 

№ п/п

 

Тема урока

 

Количество

часов

 

Выполнение

практической

части

программы

 

 

Россия в мире

4 часа

 

1

1

Россия на карте мира. Уникальность географического положения России

1

Пр. р. №1 «Ориентирование по физической карте России. Обозначение на контурной карте государственной границы России»

 

2

Россия на карте часовых поясов

1

Пр. р. №2 «Определение разницы во времени на карте часовых поясов»

2

3

Ориентирование по карте России. Административно – территориальное деление России

1

Пр. работа №3 Ориентирование по физической карте России.

 

4

Формирование территории России

1

 

 

 

Россияне

10 часов

 

3

5

Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост

1

 

 

6

Численность населения

1

Пр. р. №4«Построение графика численности населения своего района (края)»

4

7

Миграции населения

1

 

 

8

Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России

1

Пр. работа №5 Анализ половозрастной пирамиды России и отдельных регионов.

5

9

Рынок труда. Трудовые ресурсы

1

 

 

10

Этнос. Россия  - многонациональная страна

1

 

6

11

Размещение населения. Плотность населения России

1

 

 

12

Расселение и урбанизация. Типы поселений

1

 

7

13

Города и сельские поселения. Типы городов

1

 

 

14

Население

1

 

 

 

Природа

17 часов+ 4 часа

 

 

 

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

5 часов

 

8

15

История развития земной коры

1

 

 

16

Особенности рельефа России

1

Пр. работа №6 Описание рельефа России по плану.

9

17

Скульптура поверхности

1

 

 

18

Полезные ископаемые России

1

Пр.р. №7 «Определение  по картам закономерностей  размещения основных месторождений полезных ископаемых»

10

19

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

1

 

 

 

Климат и погода

8 часов

 

 

20

Климат России. Солнечная радиация

1

 

11

21

Атмосферная циркуляция

1

 

 

22

Влияние на климат России ее географического положения. Синоптическая карта

1

 

12

23

Климатические пояса и типы климата России

1

 

 

24

Климат своего региона

1

 

13

25

Климат и хозяйственная деятельность людей

1

 

 

26

Коэффициент увлажнения

1

Пр. р. №8 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление  особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России»

14

27

Климат и климатические ресурсы

1

Пр. работа №9 Анализ прогноза погоды за определенный период.

 

 

Моря, внутренние воды и водные ресурсы

5 часов

 

 

28

Россия – морская держава

1

Пр.р. №10 «обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России. Описание одного из морей по типовому плану.»

15

29

Реки России

1

Пр. р. №11 «Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей ее хозяйственного использования.»

 

30

Озера России

1

 

16

31

Значение рек в жизни общества

1

 

 

32

Моря, внутренние воды и водные ресурсы

1

 

 

 

Почвы и почвенные ресурсы

3 часа

 

17

33

Почва – особое природное тело

1

 

 

34

Почвообразующие факторы

1

Пр. работа №12 Анализ земельных ресурсов по картам атласа.

18

35

Природа

1

 

 

 

Хозяйство

15 часов+ 1 час

 

 

36

Понятия «экономика» и «хозяйство».Этапы развития хозяйства России

1

 

19

37

Цикличность развития хозяйства

1

Пр. работа №13 Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности»

 

38

Топливно – энергетический комплекс. Угольная промышленность.

1

 

20

39

Нефтяная и газовая промышленность

1

 

 

40

Электроэнергетика

1

Пр. работа №14 Составление схемы ТЭК.

21

41

Металлургия

1

Пр. работа №15 Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии.

 

42

Машиностроение – ключевая отрасль экономики

1

 

22

43

Химическая промышленность

1

 

 

44

Лесопромышленный комплекс

1

 

23

45

Сельское хозяйство – важнейшая отрасль экономики. Растениеводство

1

 

 

46

Особенности животноводства России

1

 

24

47

Агропромышленный комплекс

1

 

 

 

48

Пищевая промышленность. Легкая промышленность

1

 

25

49

 Транспорт – «кровеносная» система страны

1

Пр. р. №16«Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору)»

 

50

Состав и значение сферы услуг

1

 

 

26

51

Хозяйство

1

 

 

 

Природно – хозяйственные зоны

6 часов+ 1 час

 

 

52

Зональность в природе и жизни людей

 1

 

27

53

Северные безлесные  зоны

1

 

 

54

Лесные зоны

1

 

28

55

Степи и лесостепи

1

 

 

56

Южные безлесные зоны

1

 

29

57

 Субтропики

1

 

 

58

Природно – хозяйственные зоны

1

Пр. р. №17 «Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану. Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны.»

 

 

 

Наше наследие

4 часа

 

30

59

Территориальная организация общества

1

 

 

60

Природно – территориальные и социально – экономические комплексы

1

 

31

61

Природное и культурное наследие России

1

 

 

62

Стратегия развития России и своего региона в ХХIв.

1

 

 

 

Обобщающее повторение

5часов

 

32

63

Россия в мире

1

 

 

64

Особенности населения России

1

 

33

65

Особенности природы России

1

 

 

66

Особенности хозяйства России.

1

 

34

67

Природно – хозяйственные зоны

1

 

 

68

Россия. Наше наследие

1

 

 35

69-70

Резервное время

2 часа

 

 

 

 

 

 

 

2. Содержание курса географии 9 класса

Регионы России (10 ч)

Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П.П. Семенонова – Тян – Шанского, Н.Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно – территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия. План характеристики географического района.

Особенности природных регионов России. Восточно-Ев­ропейская /и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.

Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Экологическая безопасность России.

Практикум. 1. Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ. 2. Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материа­лов периодической печати.

Европейская Россия (32 ч)

Тема 1. Центральная Россия (10 ч)

Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.

Центральная Россия — историческое ядро Русского госу­дарства. Освоение территории и степень заселенности. Спе­цифика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памят­ники Всемирного природного и культурного наследия» Со­временные проблемы и перспективы Центральной России.

Центральный район. Географическое положение. Осо­бенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города на­уки. Проблемы сельской местности.

       Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.

Волго-Вятский район. Своеобразие района.

Центрально-Черноземный район. Особенности и проб­лемы. Специализация хозяйства.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1 и 2). Работа с текстом; подго­товка к дискуссии.

Практикум. Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации.

Тема 2. Северо-Запад (5 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации.

Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо - Запада. Новгород, Псков.

Санкт-Петербург. Особенности планировки. Промыш­ленность, наука, культура. Туризм. Крупнейшие порты. Экологические проблемы города.

Особенности географического положения Калининград­ской области. Анклав. Влияние природных условий и ре­сурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Создание электронной презен­тации «Санкт-Петербург — вторая столица России».

Практикум. Подготовка сообщения «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей».

Тема 3. Европейский Север (4 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Оцен­ка природно-ресурсного потенциала. Специализация района.

Этапы освоения территории. Роль моря на разных эта­пах развития района. Деревянная архитектура, художест­венные промыслы.

Население. Традиции и быт населения. Коренные жи­тели. Крупные города. Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4). Составление карты.

Практикум. 1. Оценка природно-ресурсного потенциа­ла района на основе тематических карт. 2. Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района.

Тема 4. Северный Кавказ (4ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная пояс­ность. Выход к морям.

Этапы освоения территории. Густая населенность райо­на. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавка­за. Быт, традиции, занятия населения.

Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 5). Изучение своего края.

Практикум. 1. Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт. 2. Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства.                                                    

 

Тема/5. Поволжье (4ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяй­ственная ось района.

Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.

Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специ­ализации. Экологические проблемы и перспективы разви­тия Поволжья.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 6). Изучение проблем Поволжья.

Тема 6. Урал (5 ч)

Своеобразие географического положения. Состав и сосе­ди района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископае­мые. Ильменский заповедник.

Население. Национальный состав. Быт и традиции на­родов Урала. Уровень урбанизации. Крупные города Ура­ла: Екатеринбург, Челябинск, Соликамск.

Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горно­промышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.

Урал — экологически неблагополучный район. Источ­ники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перс­пективы развития Урала.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 7). Оценка ресурсов региона.

Практикум. Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и вос­точной частей Урала.

Азиатская Россия (16 ч)

Тема 7. Сибирь (7 ч)

Пространство Сибири. Состав территории. Географичес­кое положение. Природные условия и ресурсы. Особеннос­ти речной сети. Многолетняя мерзлота.

Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская маги­страль. Хозяйство. Отрасли специализации.

Западная Сибирь — главная топливная база России. Заболоченность территории — одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы Алтая — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Но­восибирск, Омск, Томск. Проблемы и перспективы раз­вития.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 8). Составление карты.

Практикум. Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири.

Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресур­сов для жизни населения. Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал — объект Всемирного природного на­следия.

Норильский промышленный район. Постиндустриаль­ная Восточная Сибирь. Крупные города: Иркутск, Крас­ноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития района.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 9). Разработка туристического маршрута.

Практикум. 1. Сравнение природных условий и ресур­сов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства (с использованием геогра­фических карт). 2. Создание (описание) образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и дополнительной литературы.

Тема 8. Дальний Восток (4 ч)

Уникальность географического положения. Состав и со­седи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмич­ность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природныеконтрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие расти­тельного и животного мира. Уссурийская тайга — уни­кальный природный комплекс. Охрана природы.

Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока.

Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Дальний Восток — далекая периферия или «тихоокеан­ский фасад» России? Внешние связи региона.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 10). Пишем реферат.

Практикум. 1. Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт). 2. Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку.

Заключение (5 ч)

Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.

      География Алтайского края (10ч)

      Определение особенностей географического положения, территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Население. Экономика. Отрасли промышленности. Транспорт. Сельское хозяйство и состав АПК.

Практикум. 1. Географическое положение, территория и границы.

2. Составление экономико – географической характеристики по типовому плану.

 

 

3.      Тематический план география 9 класса

1

Регионы России

10 ч

 

2

Европейская Россия

32 ч

 

3

Центральная Россия

10 ч

 

4

Северо-Запад

5 ч

 

5

Европейский Север

4 ч

 

6

Северный Кавказ

4 ч

 

7

Поволжье

4 ч

 

8

Урал

5 ч

 

9

Сибирь

7 ч

 

10

Дальний Восток

4 ч

 

11

Заключение

5 ч

 

12

География Алтайского края

10 ч

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование по географии 9 класс

 

Сроки недели

№ п/п

 

Тема урока

 

Количество

часов

 

Выполнение

практической

части

программы

 

 

Регионы России

10 часов

 

1

1

Понятие «район» и «районирование»

1

 

 

2

Районирование  и административно -территориальное деление

1

Пр. р. №1 «Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков компьютерных программ».

2

3

Особенности природных регионов России

1

 

 

4

Восточно – Европейская и Западно – Сибирская равнины

1

 

3

5

Урал и горы Южной Сибири

1

 

 

6

Восточная и Северо – Восточная Сибирь

1

 

4

7

Северный Кавказ и Дальний Восток

1

 

 

8

Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

1

 

5

9

Экологическая безопасность России

1

 

 

10

Регионы России

1

 

 

 

Европейская Россия

32 часа

 

 

 

Тема1.Центральная Россия

10 часов

 

6

11

Пространство Центральной России

1

Пр. р. №2 «Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации».

 

12

Центральная Россия -историческое ядро Русского государства

1

 

7

13

Города Центральной России

1

 

 

14

Центральный район

1

 

8

15

Москва – столица России

1

 

 

16

Подмосковье

1

 

9

17

Волго - Вятский район

1

 

 

18

Центрально – Черноземный район

1

 

10

19

Географическая исследовательская практика. Учимся с «Полярной звездой». Работаем с текстом.

1

 

 

20

Центральная Россия

1

 

 

 

Тема2.Северо - Запад

5 часов

 

11

21

Географическое положение Северо - Запада

1

 

 

22

Население. Древние города Северо - Запада

1

 

12

23

Санкт - Петербург

1

Пр. р. №3 «Подготовка сообщения «Санкт – Петербург в системе мировых культурных ценностей».

 

24

Особенности географического положения Калининградской области. Анклав

1

 

13

25

Географическая исследовательская практика. Учимся с «Полярной звездой». Создание электронной презентации «Санкт – Петербург  - вторая столица России».

1

 

 

 

Тема3.Европейский Север

4 часа

 

 

26

Географическое положение Европейского Севера

1

Пр. р. №4 «Оценка природно – ресурсного потенциала района на основе тематических карт»

14

27

Этапы освоения территории. Население

1

 

 

28

Проблемы и перспективы развития Европейского Севера

1

 

15

29

Географическая исследовательская практика. Учимся с «Полярной звездой». Составление карты.

1

Пр. работа №5 Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района.

 

 

Тема4.Северный Кавказ

4 часа

 

 

30

Географическое положение Северного Кавказа

1

 

 

16

31

Этапы освоения территории

1

Пр. р .№ 6« Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт».

 

 

32

Особенности современного хозяйства

1

 

17

33

Географическая исследовательская практика. Учимся с «Полярной звездой»

Разрабатываем проект.

1

Пр.р. №  7 «Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства».

 

 

 

 

Тема5.  Поволжье

4 часа

 

 

34

Географическое положение Поволжья.

1

 

18

35

Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья.

1

 

 

36

Этапы хозяйственного развития района

1

 

19

37

Географическая исследовательская практика. Учимся с «Полярной звездой».Изучение проблем Поволжья.

1

 

 

 

Тема 6 . Урал

5 часов

 

 

38

Своеобразие географического положения Урала.

1

 

20

39

Население. Национальный состав.

1

 

 

40

Этапы развития хозяйства Урала

1

Пр. р. № 8 «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала».

 

21

41

Урал – экологически неблагополучный район

1

 

 

42

Географическая исследовательская практика. Учимся с «Полярной звездой». Оценка ресурсов региона.

1

 

 

 

Азиатская Россия

16 часов

 

 

 

Тема 7. Сибирь

7 часов

 

22

43

Пространство Сибири

1

 

 

44

Заселение и освоение территории

1

 

23

45

Хозяйство. Отрасли специализации

1

 

 

46

Западная Сибирь – главная топливная база России

1

 

24

47

Восточная Сибирь

1

Пр. р. № 9 «Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства (с использованием географических карт)».

 

 

 

48

Географическая исследовательская практика. Учимся с «Полярной звездой».Разработка туристического маршрута

1

Пр. работа №10 Создание образа сточной Сибири.

25

49

 Обобщение по теме: «Сибирь»

1

 

 

 

Тема8.Дальний Восток

4 часа

 

 

 

50

Уникальность географического положения Дальнего Востока

1

Пр. р. №  11«Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт)»

 

26

51

Этапы развития территории Дальнего Востока

 2

 

 

52

Основные отрасли специализации

1

 

 

 

Заключение

5 часов

 

27

53

Соседи России

1

 

 

54

Место России в мире

1

 

28

55

 Географическая исследовательская практика. Учимся с «Полярной звездой». Пишем реферат.

1

 

 

56

Защита рефератов

2

 

 

 

 

География Алтайского края

10 часов

 

29

57

Географическое положение , территория и границы.

1

Пр. р. №12 «Географическое положение, территория и границы Алтайского края»

 

58

Из истории изучения края

1

 

30

59

Рельеф и полезные ископаемые

1

 

 

60

Климат и времена года

1

 

31

61

Поверхностные и подземные воды

1

 

 

62

Почвы, растительный и животный мир

1

 

32

63

Население и трудовые ресурсы Алтайского края

1

 

 

64

Промышленность и транспорт

1

 

33

65

Агропромышленный комплекс

1

 

 

66

Географическая исследовательская практика. Учимся с «Полярной звездой». Изучаем свой край.

1

Пр.р. №13 «Экономико – географическая характеристика Алтайского края (по типовому плану)».

34

67

Взаимодействие природы и человека

1

 

 

68

Составление географической характеристики природы

1

 


 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «География»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Тьютор

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 403 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по географии 8 класс по теме "Озера, болота, подземные воды, многолетняя мерзлота"
  • Учебник: «География. Россия. Природа и население», Алексеев А.И. и др.
  • Тема: § 16. Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники
Рейтинг: 5 из 5
  • 30.11.2016
  • 1546
  • 2
«География. Россия. Природа и население», Алексеев А.И. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.11.2016 420
    • DOCX 61 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Герасименко Татьяна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Герасименко Татьяна Ивановна
    Герасименко Татьяна Ивановна
    • На сайте: 7 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2649
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 327 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 430 человек

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Мини-курс

Профессиональное развитие педагога: успехи и карьера в образовании

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Анализ эффективности проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе