Рабочая программа по русскому
языку для учащихся 9 класса создана на основе следующих нормативных документов:
1.
Закон РФ «Об образовании».
2.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования».
3.
«Требования к структуре основной образовательной программы основного
общего образования». ФГОС
основного общего образования, Приказ Министерства образования и науки от 17.12.2012
№ 1897.
4.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
5.
«Методические рекомендации к учебнику «Русский язык» под ред.
М.М.Разумовской», учебник «Русский язык. 9 класс» под редакцией
М.М.Разумовской.
Русский язык — это родной язык русского народа,
государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения,
консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской
идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют
универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на
формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык
является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской
культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к
культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения
различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами,
влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения
профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми
характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека
практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой
формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития
способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями изучения русского языка в основной школе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как
явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения,
средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства
освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической
ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и
учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями
(умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой
самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных
типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную
переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее
функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского
литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать,
сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой
основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности,
правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого
этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение
объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование
способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого
общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса русского языка в основной школе
обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение
метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе
компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие
коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и
культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и
навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и
ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении
определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и
способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть
готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на
основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения
основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и
оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке,
ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами
лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как
формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории
народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского
речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять
значения слов с национально-культурным компонентом.
В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход,
предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в
деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков.
Дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и
речевые явления и особенности их функционирования. Во втором перечисляются
основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения
данных понятий.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского
языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются
важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности
человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней
функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей
метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия
(владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое
взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и
письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку
зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные
нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему,
выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить
доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять
библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных
источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель
чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять
методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами
и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно
формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при
необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию
и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой
деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных
способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой
деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и
об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения
должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка,
способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание
речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование
различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы
поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией
и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом,
обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить
общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить
обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней
полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
Основные содержательные линии
Направленность курса русского языка на
формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и
культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре рабочей программы. В
ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование
указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической
(языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена в
примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное
формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая
деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство
языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке»,
«Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология
и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание:
орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена в примерной программе
разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с
историей и культурой народа.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно
взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не
только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и
навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные
коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как
национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой
системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения
оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов
курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет
примерный характер.
Место курса в учебном
плане.
Место предмета «Русский
язык» в учебном плане определяется на основе Федерального базисного
учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации,
предусматривающего обязательное изучение русского (родного) языка в 9
классе – 68 часов, из них на развитие речи - 17 час., контроль – 10 час.
Результаты изучения предмета «Русский
язык»
Личностными результатами
освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и
дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение
разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том
числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную
тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к
преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате
чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной
форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной
степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и
жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать
свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,
услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный,
диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание
разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в
процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого
этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать
свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и
редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с
использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка,
литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах,
обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметными результатами
освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку
являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о
роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их
виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический,
официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного,
публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);
текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных
и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный,
лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и
предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных
признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового
оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
Список литературы:
1.
Русский язык. 9 кл., учебник, Разумовская М.М.,
С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. Разумовской М.М., П.А.Леканта,
8-е, стереотипное, М., Дрофа, 2006.
2.
Дейнека А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык.
Дидактические материалы. 9 класс. М., Дрофа, 2003.
3.
Угловатова Т.Е., Русский язык. 9 класс. Материалы
для подготовки к итоговой аттестации. М., Просвещение, 2005.
4.
Егораева Г.Т., Русский язык. ГИА 9 класс. Типовые
тестовые задания. М., Экзамен, 2012.
Для учителей:
1.
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык.
9 кл.» М.М.Разумовская. С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской.-
2-е изд.,М,: дрофа, 2001
Словари и справочники:
1)
Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический
словарь русского языка. - СПб., отд. изд-ва «Просвещение», 1994, 271с
2)
Лексические трудности русского языка:
Словарь-справочник: А.А.Семенюк9руководитель и автор коллектива),
И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др., М., Рус.яз., 1994, с. 586.
3)
М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных
слов. Общеупотребительная лексика (для школ, лицеев, гимназий).
Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
4)
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь
русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.;
Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
5)
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь
русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
6)
Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
7)
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт.
В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
Рабочее место учителя, оборудование:
1.
персональный компьютер;
2.
проектор.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.