Инфоурок Литература Рабочие программыРабочая программа по русскому языку, 4 класс

Рабочая программа по русскому языку, 4 класс

Скачать материал

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе:

1.      Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства  образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 ( зарегистрирован Минюстом России 22 декабря  2009 года, регистрация

  № 17785), внесены изменения  приказом Министерства  образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года ( зарегистрирован  Минюстом    России 04 февраля 2011 года, регистрация №19707);

2.      Примерной  программы  по русскому языку для 1—4-х  классов  ( Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа,      в 2-х ч. /  под редакцией А.М. Кондакова, Л.П. Кезиной,  серия «Стандарты второго поколения».- М.: Просвещение, 2011);

3.      Рабочей авторской программы по русскому языку   для  1-4 классов Канакиной В.П. и Горецкого В.Г. ( Сборник рабочих программ «Школа России». 1— 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение.

4.      Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №6 г. Новозыбкова»

5.      Учебного плана ОУ

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, таких как: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

-       ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;

-       формирование коммуникативной компетенции учащихся, развитие устной и пись­менной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безоши­бочного письма как показателя общей культуры человека.

Содержание программы представлено следующими содержательными линиями:

-       система языка (основы лингвистических знаний): фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

-       орфография и пунктуация;

-       развитие речи.

-       Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

-       формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языко­вого и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания:

-   развитие диалогической и.монологической устной и письменной речи;

-       развитие коммуникативных умений;

-       развитие нравственных и эстетических чувств; развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достиже­ние основных целей изучения предмета:

-       развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;,

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познава­тельного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета пред­ставляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка соче­тается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокуп­ность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

В четвертом классе ведущее направление работы по русскому языку функционально-­синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением имён существитель­ных, изменением их по падежам, склонением имён прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и чис­лам), с новой частью речи - наречием.

Место курса в учебном плане

На изучение русского языка отводится  в первом полугодии  5 часов в неделю, во втором полугодии 4 часа в неделю. Курс рассчитан 153 часа в год ( 34 учебные недели).

I – 45ч

II – 35ч

III – 41ч

IV – 32ч

 

 

Ценностные ориентиры содержания курса

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным  языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся  представлений о языке как основном средстве челове­ками общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания

. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношения  к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и пись­менная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное пред­ставление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств  для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего про­цесса обучения, средством развития их мышления, воображе­ния, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

 

Результаты изучения учебного предмета

Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных, метопредметных и предметных результатов.

В четвертом классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащими­ся следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:

1)   формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Рос­сии; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценно­стей многонационального российского общества; становление гуманистических и демокра­тических ценностных ориентаций;

2)   формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обу­чающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устой­чивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отноше­ния к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3)   формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-­исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительно­сти, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;

4)   формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

5)   формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре дру­гих народов;

6)   формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образователь­ной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

7)   развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия наро­дов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

8)   развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)   развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

В четвёртом классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащими­ся следующих метопредметных результатов изучения курса «Русский язык»:

1)   овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельно­сти, поиска средств ее осуществления;

2)   освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

                                                                          

3)   соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)   освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

5)   использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практиче­ских задач;

6)   использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

7)   овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соот­ветствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

8)   готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9)   определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распре­делении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объек­та системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей — окружающе­го мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;

11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

12) умение работать в материальной и информационной среде начального общего об­разования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».

В четвёртом классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащими­ся следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:

1)   формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языково­го и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2)   понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление нацио­нальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения рус­ского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационально­го общения;

3)   сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литера­турного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адек­ватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

 

4)   овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

5)   овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

6)   умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препина­ния (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов.

 

Содержание программы (153 часов)

Повторение (12ч. )

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (компози­ция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рас­суждение, смешанный текст).

Предложение как единица речи. -

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Знаки препинания в конце предложений.

Диалог.

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением.

Основа предложения, Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Предложение (8 ч.)

Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородны­ми членами без союзов.

Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однород­ными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в слож­ных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово в языке и речи (21 ч.)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и перенос­ное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимство­ванные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.

Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова.

Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.

Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи на самостоятельные и слу­жебные.

Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы.

Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

Имя существительное (39 ч.)

Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существитель­ных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имён существительных (общее представление).

Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен суще­ствительных 1-го склонения.

Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен сущест­вительных 2-го склонения.

Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен сущест­вительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Озна­комление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении па­дежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка право­писания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инже­неры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное (25 ч.)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существи­тельным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому зна­чению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падеж­ных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и сред­него рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навы­ка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

 

Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисун­ков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с пред­варительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учи­теля.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, исполь­зуемые при извинении и отказе.

Местоимение (7ч)

Общее представление о местоимении. Личные  местоимения. Значение и употребление в речи. .Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол (31ч)

Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различие глаголов, отвечающих на вопросы Что делать? И что сделать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и  II спряжения глаголов. (практическое овладение) Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Повторение (10 ч.)

 

 

 

Слова с непроверяемым написанием для изучения в 4 классе

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, беседовать, библиотека, библиотекарь, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, го­реть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, ин­женер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, командир, комбайн, комбай­нер, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, овца, одиннадцать, пассажир, пассажирский, пейзаж, победа, портрет, правитель­ство, председатель, прекрасный, путешествие, путешественник, расстояние, салют, свер­кать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, справа, тарелка, те­лефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экс­курсия, электричество, электровоз, электростанция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды контрольно-измерительных материалов

 

№ урока

 

Вид работы

Тема

 

 

 

 

 

 

Развитие  речи

Обучающее изложение  «Первая вахта»

 

 

Словарный диктант №1

 

 

 

Проверочная работа №1

«Текст»

 

 

Входной контрольный диктант

Повторение изученного за 3 класс

 

 

Словарный диктант №2

 

 

 

Развитие речи

Обучающее сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

 

 

Проект

«Похвальные слова»

 

 

Проверочная работа №2

«Простые и сложные предложения»

 

 

Проверочный диктант №1

«Предложение»

 

 

Развитие речи

Обучающее изложение повествовательного текста «Рыбалка»

 

 

Словарный диктант №3

 

 

 

Контрольный словарный диктант №4

 

 

 

Развитие речи

Восстановление повествовательного деформированного текста «Птенец в беде»

 

 

Контрольное списывание

 «Друзья»

 

 

Проверочная работа№3

«Части речи»

 

 

Итоговый контрольный диктант №2 за 1 четверть

 

 

 

Развитие речи

Обучающее сочинение по картине «Первый снег»

 

 

Словарный диктант №5

 

 

 

Развитие речи

Обучающее изложение «Отважный поползень»

 

 

Словарный диктант № 6

 

 

 

Контрольный диктант №3

«Окончание  существительных»

 

 

Словарный диктант №7

 

 

 

Контрольный словарный диктант №8

 

 

 

Развитие речи

Сочинение – отзыв по картине «Кружевница»

 

 

Итоговый контрольный диктант № 4

за 1 полугодие

 

 

Развитие речи

Контрольное изложение «Боксёр»

 

 

Проверочная работа №4

«Склонение имён существительных»

 

 

Проект

«Говорите правильно»

 

 

Контрольный диктант №5

«Склонение имён существительных во множественном числе»

 

 

Словарный диктант №9

 

 

 

Развитие речи

Обучающее сочинение «моя любимая игрушка»

 

 

Словарный диктант №10

 

 

 

Проект

«Имя прилагательное в сказке А.С.Пушкина»

 

 

Проверочный диктант №2

«Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

 

 

Словарный диктант №11

 

 

 

Развитие речи

Изложение повествовательного текста «Лосиха с лосёнком»

 

 

Развитие речи

Сочинение «Заморские гости»

 

 

Словарный диктант №12

 

 

 

Проверочная работа №5

«Имя прилагательное»

 

 

Контрольный диктант №6

«Имя прилагательное»

 

 

Развитие речи

Изложение повествовательного текста «Мимоза»

 

 

Проверочная работа №6

«Личные местоимения»

 

 

Контрольный словарный диктант №13

 

 

 

Контрольный диктант №7

За 3 четверть

 

 

Развитие речи

Изложение повествовательного текста «Уточка»

 

 

Развитие речи

Сочинение «Весна. Большая вода»

 

 

Словарный диктант №14

 

 

 

Проект

«Пословицы и поговорки»

 

 

Проверочный диктант №3

«Времена глагола. Неопределённая форма»

 

 

Словарный диктант №15

 

 

 

Развитие речи

Изложение повествовательного текста «Подарок пограничника»

 

 

Словарный диктант №15

 

 

 

Проверочная работа №7

«Глагол»

 

 

Контрольный диктант №8

«Глагол»

 

 

Развитие речи

Изложение повествовательного текста «Старик и заяц»

 

 

Контрольный словарный диктант «17

 

 

 

Итоговый контрольный диктант №9 за год

 

 

 

Итоговая комплексная проверочная работа

 

 

 

Контрольное списывание№2

«дружи с книгой»

 

 

Развитие речи

Изложение повествовательного текста «Страшная лодка»

 

 

 

 

 

 

 

 

График проведения контрольно-измерительных работ

Период обу­чения

Тесты

Диктанты

Словарные диктанты

Проверочные

работы

Проект

Комплексные работы

Списывание

Развитие речи

 ( изложение)

1 четверть

-

2

4

3

1

-

1

-

2 четверть

2

2

4

-

2

-

1

-

3 четверть

-

3

5

1

3

-

1

-

4 четверть

1

2

4

1

-

1

-

1

Итого:

5

9

17

3

6

1

3

1

 

 

 

Развитие речи

 

Изложения

Сочинения

1 четверть

3  ( устно3)

1

2 четверть

3

1

3 четверть

3

3

4 четверть

4

 

Итого:

13

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание. Изложения и сочинения носят обучающий характер

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК  «Школа России»

Для учащихся:

1.      Канакина В. П. Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1,2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014. – 144 с.: ил. – (Школа России).

2.      Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1, 2. — М.: Просвещение, 2014.

 

 

Для учителя:

1.      Ситникова  Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс. – М.: ВАКО, 2014 – 368 с. -  (В помощь школьному учителю).

 

Дополнительная литература для учителя:

 

1.      Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение. 2011. – 223 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).

2.      Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).

3.      Канакина, В.П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.П.Канакина, Г.С.Щёголева. – 2-е изд. – М.: Просвещение. 2012. – 159 с. – (Школа России).

4.      Литвинова. Е.А. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Русский язык. 2 класс / Литвинова Е.А. – М.: «Интеллект-Центр», 2011.- 96 с.

5.      Максимова, Т.Н. Интеллектуальный марафон: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011.-208 с. – (Мастерская учителя).

6.      Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 2 – 4 классы. – М.: Дом педагогики, 2004

7.      Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).

8.      Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение,  2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).

9.      Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

10.   Современный урок в начальной школе: опыт, идеи, рекомендации / автор – составитель А.Б.Носкова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 238 с.

11.   Титкова Т.В., Горбачёва Э.З., Цыганок Л.В. Открытые уроки: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2011.- 288 с. – (Мастерская учителя).

12.   Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 2 класс. – М.: Астрель,  2005

13.   Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по русскому языку: 2 класс. – М.: Астрель, 2004

 

ТСО

-        Ноутбук — 1

-        Пректор — 1

-        Экран - 1

ЦОРы

 

-        Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», 4 класс.  (1 СD).

-        Словарные слова (1 СD).

 


-         Наглядные средства обучения.

Таблицы.

-        Части речи.

-        Разделительный Ь.

-        Однокоренные слова и формы слова.

-        Безударные гласные в корне  слова.

-        Парные согласные в середине слова.

-        Связь слов в предложении.

-        Правописание предлогов.

-        Гласные звуки  буквы.

-        Согласные звуки.

-        Правописание согласных корня.

-        Правописание безударных гласных корня.

-        Члены предложения.

-        Гласные после шипящих.

-        Сочетания букв.

-        Перенос слова.

-        Парные согласные звуки в конце слова.

-        Род . число и склонение имен существительных.

-        Число и склонение имен прилагательных.

-        Правописание НЕ с глаголами.

-        Второстепенные члены предложения.

-        Набор словарных слов с непроверяемыми гласными.

-        Набор словарных слов с двойными согласными

-        Число и склонение имён прилагательных

-        Время глагола

-        Падежи.


 


 

Интернет-ресурсы и образовательные Интернет-порталы

 

-        Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ru

-        Газета «1 сентября» www.1september.ru

-        Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа: http://www.sckool-collection.edu.ru

-        Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru

-        Журнал «Начальная школа» www.openworld/school

-        Каталог учебных изданий, электронного  оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru

-        Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru

-        Методический центр.- Режим доступа:http://numi.ru/register.php

-        МОиН  РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы. – http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443

-        Музыкальная коллекция Российского  общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru

-        Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» .- Режим доступа: www:vneuroka.ru

-        Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики http://www.math.ru

-        Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru

-        Презентации  уроков «Начальная школа».- Режим доступа: http://nachalka.info/193

-        Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru

-        Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru

-        Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru

-        Сайт "Начальная школа" - Режим доступа: http://1-4. prosv.ru

-        Сайт «Я иду на урок русского  языка» и электронная версия газеты «Русский язык» http://www.rus.1september.ru

-        Сеть творческих учителей www.it-n.ru

-        Учительская газета www.ug.ru

-        Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».- Режим доступа: www/km/ru/edu.ru

-        Учитель-национальное достояние! Завуч. инфо. Режим доступа: http://www.zavuch.info

-        Федеральный портал  «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru

-        Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

-        Школьный портал http://www.portalschool.ru

-        Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).- Режим доступа: www.festival/1september.ru

-         

 

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка в четвёртом классе дети научатся:

     произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

     различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;

     использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

     разбирать простое предложение с однородными членами;

     ставить запятую между однородными членами в изученных случаях;

     оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки пре­пинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

     писать обучающее изложение доступного текста;

     списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы;

     производить разбор слова по составу;

     подбирать однокоренные слова;

     распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, ме­стоимение, наречие, предлог, союз);

     определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных;

     производить морфологический разбор доступных слов;

     давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

     понимать влияние ударения на смысл слова;

     различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

     понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове;

     устанавливать связь слов в предложении по вопросам;

     производить элементарный синтаксический разбор предложения;

     различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение).

Четвероклассники получат возможность научиться-.

     орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов), включающий изученные орфограммы за курс начальной школы;

     проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

     производить звуковой и звуко - буквенный разбор слова;

     производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

     распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);

 

     изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном и множественном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;

     производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, па­деж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагатель­ных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и бу­дущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, чис­ло, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;

     интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

     вычленять в предложении основу и словосочетания;

     производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с одно­родными членами;

     определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя  и  самостоятельно составлять план текста;

     определять тип текста;

     писать изложение и сочинение (85—90 слов) повествовательного текста с элемента­ми описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система оценки достижения планируемых результатов.

Критерии оценивания

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку, должны учитываться психологические возможности младше­го школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуатив- ность эмоциональных реакций ребенка.

Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения четвероклассником программы по русскому языку. 70% верно сделанных заданий означает, что «стандарт выполнен».

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета «Русский язык» предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русско­му языку во четвертом классе. Объектом- оценки предметных результатов служит способ­ность выпускников начальной школы решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложе­ния», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достиже­ний являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизи­рованных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокуп­ность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение бо­лее высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной фор­ме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторон­няя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и ито­говых стандартизированных контрольных работ.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объясни­тельные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные), обучаю­щие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и мета- предметных результатов освоения программы по русскому языку в четвертом классе: спо­собность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформирован­ность каллиграфических и графических навыков.

Оценивая письменные работы по русскому языку, и, учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:

-  повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например, ес­ли ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);

-  две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;

если в тексте несколько раз повторяется слово, и в нём допущена одна и та же ошиб­ка, она

 

-  считается как одна;

-  ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки (например, написание буквы «т» вместо «д» в слове лошадка и буквы «с» вместо «з» в слове «повозка»);

-  при трёх поправках оценка снижается на один балл.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

-  повторение одной и той же буквы в слове (например, «картофель»);

-  перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;

-  дважды написанное одно и то же слово.

Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:

-  ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предше­ствующих классах не изучались;

-  отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

-  единичный случай замены слова другим без искажения смысла;

-  отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.

Ошибкой считается:

-  нарушение орфографических правил при написании слов;

-  неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;

-  отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с про­граммой:

-  дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.

Оценка письменных работ по русскому языку

Диктант

«5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 4 классе возможно одно исправление графического ^ характера).

                «4» - ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных

 ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

                    «3» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок или 3 -4 орфографических и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.

«2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Грамматическое задание

«5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет приме­нять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий.

«3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

«2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

 

Контрольное

списывание

Словарный диктант

Тест

«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы. «4» - ставится, если в работе 1 орфографическая ошибка и 1 исправление.

«3» - ставится, если в работе допущены 2 орфографические ошибки и 1 исправление.

«2» - ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки

«5» - без ошибок.

«4» - 1 ошибка и 1 исправле­ние.

«3» - 2 ошибки и 1 исправле­ние.

«2» - 3 - 5 ошибок

«5» - верно выполнено более 5/6 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено ме­нее 1/2 заданий

 

Изложение

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются еди­ничные (1 - 2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1 - 2 ис­правления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные на­рушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трёх предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1 - 2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизо­дов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыс­лей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Сочинение

«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1.—2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются еди­ничные (1 - 2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1 - 2 ис­правления.

«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в по­следовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибок и 1 - 2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 ор­фографических ошибок, 3-5 исправлений.

Примечание:

Учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, не­удовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.

Характеристика. словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьни­ков. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику резуль­татов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Осо­бенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Примерное количество слов:

-  для словарных диктантов: 12-15;

-  для контрольных диктантов: первое полугодие — 65-70, конец года — 75-80;

-  для изложений: первое полугодие - примерно 75-85 слов, конец года - 85-95 слов.

 

методических пособиях по русскому языку.

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

-  Классная доска с креплениями для таблиц.

-  Магнитная доска.

-  Персональный компьютер с принтером.

-  Ксерокс.

-  Аудиомагнитофон.                              у,-

-  CD/DVD-проигрыватель.

-  Телевизор с диагональю не менее 72 см.

-  Проектор для демонстрации слайдов.

-  Мультимедийный проектор.

-  Экспозиционный экран размером 150 X 150 см.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

Учебно-практическое оборудование

Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик.

Материалы: бумага (писчая).

Модели

Модели звукового состава слова.

Лента букв.

*

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного материала.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по русскому языку, 4 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, таких как: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:-ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;-формирование коммуникативной компетенции учащихся, развитие устной и пись менной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безоши бочного письма как показателя общей культуры человека.Содержание программы представлено следующими содержательными линиями:-система языка (основы лингвистических знаний): фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);-орфография и пунктуация;-развитие речи.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 064 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.08.2020 106
    • DOCX 210.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Колокольцова Валентина Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71541
    • Всего материалов: 251

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 547 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 639 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 239 человек

Мини-курс

Психология обучения и развития детей: от садика до школы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Фитнес: теория и практика

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Психология личностного развития: от понимания себя к творчеству

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек