РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа по предмету «Русский язык» составлена на основе:
1. Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009
года № 373 ( зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года, регистрация
№ 17785), внесены
изменения приказом Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года
( зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011 года, регистрация
№19707);
2. Примерной
программы по русскому языку для 1—4-х классов ( Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2-х ч.
/ под редакцией А.М. Кондакова,
Л.П. Кезиной, серия «Стандарты второго поколения».- М.: Просвещение, 2011);
3. Рабочей
авторской программы по русскому языку для 1-4 классов Канакиной В.П. и
Горецкого В.Г. ( Сборник рабочих программ «Школа России». 1— 4 классы. Пособие
для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение.
4. Основной
образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №6 г. Новозыбкова»
5. Учебного
плана ОУ
Общая
характеристика учебного предмета
Предмет «Русский язык» играет
важную роль в реализации основных целевых установок начального образования,
таких как: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и
коммуникативной компетентности.
Целями
изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
-
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического воспитания и логического
мышления учащихся;
-
формирование коммуникативной компетенции учащихся, развитие устной
и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Содержание программы представлено следующими содержательными
линиями:
-
система языка (основы лингвистических знаний): фонетика и
орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и
синтаксис);
-
орфография и пунктуация;
-
развитие речи.
-
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский
язык» основных задач образовательной
области «Филология»:
-
формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания:
- развитие диалогической и.монологической устной и письменной речи;
-
развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств; развитие способностей
к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач,
решение которых обеспечит достижение основных целей изучения
предмета:
-
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать
средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;,
освоение первоначальных знаний о лексике,
фонетике, грамматике русского языка; овладение умениями правильно писать и
читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания
и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к
русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его
уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку,
стремления совершенствовать свою речь.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной
взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти
два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой
изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным
литературным образованием.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе
как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и
являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
В
четвертом классе ведущее направление работы по русскому языку функционально-синтаксическое.
Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся
знакомятся со словоизменением частей речи (склонением имён существительных,
изменением их по падежам, склонением имён прилагательных, личных местоимений,
спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам
и числам), с новой частью речи - наречием.
Место курса в учебном плане
На изучение русского языка отводится
в первом полугодии 5 часов в неделю, во втором полугодии 4 часа в неделю.
Курс рассчитан 153 часа в год ( 34 учебные недели).
I – 45ч
II – 35ч
III – 41ч
IV – 32ч
Ценностные
ориентиры содержания курса
Ведущее место предмета
«Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык
является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского
народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка
способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном
средстве человеками общения, явлении национальной культуры и основе
национального самосознания
. В процессе изучения русского
языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное
отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию,
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем
общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное
представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого
этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе
адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса
обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в
изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим
школьным предметам.
Результаты
изучения учебного предмета
Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого
класса следующих личностных, метопредметных и предметных результатов.
В четвертом классе учитель продолжает создавать условия для
достижения учащимися следующих личностных
результатов изучения курса «Русский язык»:
1)
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2)
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в
социально значимом труде;
3)
формирование отношения к родному русскому языку как к духовной,
культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его
чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия
общения;
4)
формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
5)
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
6)
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми
в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
7) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
9)
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
учебном процессе и других социальных ситуациях.
В четвёртом классе учитель продолжает
создавать условия для достижения учащимися следующих метопредметных
результатов изучения курса «Русский язык»:
1)
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2)
освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в
3)
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4)
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5)
использование знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебных и практических задач;
6)
использование различных способов поиска (в справочных источниках:
в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
7)
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах;
8)
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
9)
определение общей цели и путей ее достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух
реальностей — окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии,
осознание единства и различия этих реальностей;
11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
12) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
предмета «Русский язык».
В четвёртом классе учитель продолжает создавать условия для
достижения учащимися следующих предметных
результатов изучения курса «Русский язык»:
1)
формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
2)
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание
значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка
межнационального общения;
3)
сформированность позитивного отношения к правильной устной и
письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и
родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и
правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач;
4)
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач;
5)
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач;
6)
умение применять орфографические правила и правила постановки
знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных
текстов.
Содержание программы (153 часов)
Повторение (12ч.
)
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст и его признаки. Тема, основная
мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями
текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный
текст).
Предложение как единица речи. -
Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Знаки препинания в конце предложений.
Диалог.
Обращение. Знаки препинания в предложениях
с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения, Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Предложение
(8 ч.)
Однородные члены предложения (общее
представление). Предложения с однородными членами без союзов.
Интонация перечисления, запятая при
перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без
перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с
союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с
союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее
представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и
предложение с однородными членами.
Слово
в языке и речи (21 ч.)
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и
новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы).
Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов,
антонимов, омонимов, фразеологизмов).
Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.
Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови
различных форм одного и того же слова.
Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и
мягкого знаков.
Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя
прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей
речи на самостоятельные и служебные.
Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы.
Роль
наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Имя
существительное (39 ч.)
Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён
существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имён существительных (общее
представление).
Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании
имен существительных 1-го склонения.
Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании
имен существительных 2-го склонения.
Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании
имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1,
2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя,
-ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных
окончаний имен существительных.
Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1,
2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в
употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в
речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в
магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку,
прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие
навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе.
Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей
множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай
помидоров, яблок)
и правильно употреблять их в речи.
Морфологический
разбор имён существительных.
Имя прилагательное (25 ч.)
Имя прилагательное как часть речи. Связь
имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен
прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен
прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых
окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме
прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).
Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен
прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и
среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных
окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных женского
рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний
имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном
числе.
Сочинения (устные и письменные) по
сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по
заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной
подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности,
просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Местоимение
(7ч)
Общее
представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в
речи. .Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного
числа. Склонение личных местоимений.
Глагол
(31ч)
Глагол
как часть речи. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола.
Различие глаголов, отвечающих на вопросы Что делать? И что сделать?
Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение
глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы
определения I и II
спряжения глаголов. (практическое овладение) Изменение глаголов прошедшего
времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от
других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Повторение (10 ч.)
Слова с непроверяемым написанием для изучения в 4 классе
Автомобиль,
агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, беседовать, библиотека,
библиотекарь, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера,
газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра,
здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр,
командир, комбайн, комбайнер, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше,
медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, овца, одиннадцать, пассажир,
пассажирский, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,
прекрасный, путешествие, путешественник, расстояние, салют, сверкать, сверху,
свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, справа, тарелка, телефон,
теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия,
электричество, электровоз, электростанция.
Виды контрольно-измерительных материалов
№
урока
|
|
Вид
работы
|
Тема
|
|
|
|
|
|
|
Развитие
речи
|
Обучающее
изложение «Первая вахта»
|
|
|
Словарный
диктант №1
|
|
|
|
Проверочная
работа №1
|
«Текст»
|
|
|
Входной контрольный диктант
|
Повторение изученного за 3 класс
|
|
|
Словарный
диктант №2
|
|
|
|
Развитие
речи
|
Обучающее сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая
осень»
|
|
|
Проект
|
«Похвальные слова»
|
|
|
Проверочная
работа №2
|
«Простые
и сложные предложения»
|
|
|
Проверочный
диктант №1
|
«Предложение»
|
|
|
Развитие речи
|
Обучающее
изложение повествовательного текста «Рыбалка»
|
|
|
Словарный
диктант №3
|
|
|
|
Контрольный
словарный диктант №4
|
|
|
|
Развитие
речи
|
Восстановление
повествовательного деформированного текста «Птенец в беде»
|
|
|
Контрольное
списывание
|
«Друзья»
|
|
|
Проверочная работа№3
|
«Части речи»
|
|
|
Итоговый контрольный диктант №2 за 1 четверть
|
|
|
|
Развитие речи
|
Обучающее сочинение по картине «Первый снег»
|
|
|
Словарный диктант №5
|
|
|
|
Развитие речи
|
Обучающее изложение «Отважный поползень»
|
|
|
Словарный
диктант № 6
|
|
|
|
Контрольный
диктант №3
|
«Окончание существительных»
|
|
|
Словарный диктант №7
|
|
|
|
Контрольный
словарный диктант №8
|
|
|
|
Развитие
речи
|
Сочинение
– отзыв по картине «Кружевница»
|
|
|
Итоговый
контрольный диктант № 4
|
за
1 полугодие
|
|
|
Развитие
речи
|
Контрольное
изложение «Боксёр»
|
|
|
Проверочная
работа №4
|
«Склонение
имён существительных»
|
|
|
Проект
|
«Говорите
правильно»
|
|
|
Контрольный
диктант №5
|
«Склонение
имён существительных во множественном числе»
|
|
|
Словарный
диктант №9
|
|
|
|
Развитие
речи
|
Обучающее
сочинение «моя любимая игрушка»
|
|
|
Словарный
диктант №10
|
|
|
|
Проект
|
«Имя
прилагательное в сказке А.С.Пушкина»
|
|
|
Проверочный
диктант №2
|
«Правописание
падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»
|
|
|
Словарный
диктант №11
|
|
|
|
Развитие
речи
|
Изложение
повествовательного текста «Лосиха с лосёнком»
|
|
|
Развитие
речи
|
Сочинение
«Заморские гости»
|
|
|
Словарный
диктант №12
|
|
|
|
Проверочная
работа №5
|
«Имя
прилагательное»
|
|
|
Контрольный
диктант №6
|
«Имя
прилагательное»
|
|
|
Развитие
речи
|
Изложение
повествовательного текста «Мимоза»
|
|
|
Проверочная
работа №6
|
«Личные
местоимения»
|
|
|
Контрольный
словарный диктант №13
|
|
|
|
Контрольный
диктант №7
|
За
3 четверть
|
|
|
Развитие
речи
|
Изложение
повествовательного текста «Уточка»
|
|
|
Развитие
речи
|
Сочинение
«Весна. Большая вода»
|
|
|
Словарный
диктант №14
|
|
|
|
Проект
|
«Пословицы
и поговорки»
|
|
|
Проверочный
диктант №3
|
«Времена
глагола. Неопределённая форма»
|
|
|
Словарный
диктант №15
|
|
|
|
Развитие
речи
|
Изложение
повествовательного текста «Подарок пограничника»
|
|
|
Словарный
диктант №15
|
|
|
|
Проверочная
работа №7
|
«Глагол»
|
|
|
Контрольный
диктант №8
|
«Глагол»
|
|
|
Развитие
речи
|
Изложение
повествовательного текста «Старик и заяц»
|
|
|
Контрольный
словарный диктант «17
|
|
|
|
Итоговый
контрольный диктант №9 за год
|
|
|
|
Итоговая
комплексная проверочная работа
|
|
|
|
Контрольное
списывание№2
|
«дружи
с книгой»
|
|
|
Развитие
речи
|
Изложение
повествовательного текста «Страшная лодка»
|
График проведения контрольно-измерительных работ
Период обучения
|
Тесты
|
Диктанты
|
Словарные
диктанты
|
Проверочные
работы
|
Проект
|
Комплексные
работы
|
Списывание
|
Развитие речи
( изложение)
|
1 четверть
|
-
|
2
|
4
|
3
|
1
|
-
|
1
|
-
|
2 четверть
|
2
|
2
|
4
|
-
|
2
|
-
|
1
|
-
|
3 четверть
|
-
|
3
|
5
|
1
|
3
|
-
|
1
|
-
|
4 четверть
|
1
|
2
|
4
|
1
|
-
|
1
|
-
|
1
|
Итого:
|
5
|
9
|
17
|
3
|
6
|
1
|
3
|
1
|
Развитие речи
|
Изложения
|
Сочинения
|
1 четверть
|
3 ( устно3)
|
1
|
2 четверть
|
3
|
1
|
3 четверть
|
3
|
3
|
4 четверть
|
4
|
|
Итого:
|
13
|
5
|
Примечание. Изложения и сочинения носят обучающий характер
Перечень учебно-методического обеспечения
Данная рабочая программа ориентирована на
использование УМК «Школа России»
Для учащихся:
1.
Канакина В. П. Русский язык. 4
класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном
носителе. В 2 ч. Ч.1,2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- 2-е изд. — М.:
Просвещение, 2014. – 144 с.: ил. – (Школа России).
2.
Канакина В. П. Русский язык.
Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
В 2 ч. Ч. 1, 2. — М.: Просвещение, 2014.
Для учителя:
1.
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф.,
Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс. – М.: ВАКО,
2014 – 368 с. - (В помощь школьному учителю).
Дополнительная литература
для учителя:
1.
Заир-Бек, С.И. Развитие
критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.:
Просвещение. 2011. – 223 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
2.
Как проектировать универсальные
учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя /
А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение,
2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
3.
Канакина, В.П. Русский язык.
Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений / В.П.Канакина, Г.С.Щёголева. – 2-е изд. – М.:
Просвещение. 2012. – 159 с. – (Школа России).
4.
Литвинова. Е.А. Тестовые материалы
для оценки качества обучения. Русский язык. 2 класс / Литвинова Е.А. – М.:
«Интеллект-Центр», 2011.- 96 с.
5.
Максимова, Т.Н. Интеллектуальный
марафон: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011.-208 с. – (Мастерская учителя).
6.
Максимук Н. Н. Сборник изложений
по русскому языку: 2 – 4 классы. – М.: Дом педагогики, 2004
7.
Оценка достижения планируемых
результатов в начальной школе: Система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова
[и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.:
Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).
8.
Поливанова, К.Н. Проектная
деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.Поливанова. – 2-е изд. – М.:
Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).
9.
Проектные задачи в начальной
школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и
др.]; под ред. А.Б. Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. –
(Стандарты второго поколения).
10.
Современный урок в начальной
школе: опыт, идеи, рекомендации / автор – составитель А.Б.Носкова [и др.]. –
Волгоград: Учитель, 2011. – 238 с.
11.
Титкова Т.В., Горбачёва Э.З.,
Цыганок Л.В. Открытые уроки: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2011.- 288 с. – (Мастерская
учителя).
12.
Узорова О. В., Нефедова Е. А.
Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 2 класс.
– М.: Астрель, 2005
13.
Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000
примеров по русскому языку: 2 класс. – М.: Астрель, 2004
ТСО
-
Ноутбук — 1
-
Пректор — 1
-
Экран - 1
ЦОРы
-
Электронное приложение к учебнику
В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», 4 класс. (1 СD).
-
Словарные слова (1 СD).
Интернет-ресурсы и образовательные Интернет-порталы
-
Архив учебных программ и
презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ru
-
Газета «1 сентября» www.1september.ru
-
Единая коллекция Цифровых
Образовательных Ресурсов.- Режим доступа: http://www.sckool-collection.edu.ru
-
Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru
-
Журнал «Начальная школа» www.openworld/school
-
Каталог учебных изданий,
электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего
образования http://www.ndce.edu.ru
-
Коллекция «Мировая художественная
культура» http://www.art.september.ru
-
Методический центр.- Режим
доступа:http://numi.ru/register.php
-
МОиН РФ. Итоговые проверочные
работы: дидактические и раздаточные материалы. –
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443
-
Музыкальная коллекция Российского
общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru
-
Образовательные проекты портала
«Внеурока.ру» .- Режим доступа: www:vneuroka.ru
-
Портал Math.ru: библиотека,
медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики http://www.math.ru
-
Поурочные планы: методическая
копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
-
Презентации уроков «Начальная
школа».- Режим доступа: http://nachalka.info/193
-
Российский образовательный портал
http://www.school.edu.ru
-
Сайт Министерства образования и
науки РФ http://www.mon.gov.ru
-
Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
-
Сайт "Начальная школа" -
Режим доступа: http://1-4. prosv.ru
-
Сайт «Я иду на урок русского
языка» и электронная версия газеты «Русский язык» http://www.rus.1september.ru
-
Сеть творческих учителей
www.it-n.ru
-
Учительская газета www.ug.ru
-
Учебные материалы и словари на
сайте «Кирилл и Мефодий».- Режим доступа: www/km/ru/edu.ru
-
Учитель-национальное достояние!
Завуч. инфо. Режим доступа: http://www.zavuch.info
-
Федеральный портал
«Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru
-
Федеральный портал «Российское
образование» http://www.edu.ru
-
Школьный портал
http://www.portalschool.ru
-
Я иду на урок начальной школы
(материалы к уроку).- Режим доступа: www.festival/1september.ru
-
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка в
четвёртом классе дети научатся:
•
произносить звуки речи в
соответствии с нормами языка;
•
различать слабую и сильную
позиции гласных и согласных в корне слова;
•
использовать способы
проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в
корне слова;
•
разбирать простое
предложение с однородными членами;
•
ставить запятую между
однородными членами в изученных случаях;
•
оформлять предложения в
устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка,
вопросительный и восклицательный знаки);
•
писать обучающее изложение
доступного текста;
•
списывать и писать под
диктовку текст, включающий изученные орфограммы;
•
производить разбор слова по
составу;
•
подбирать однокоренные
слова;
•
распознавать части речи
(имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие,
предлог, союз);
•
определять род, число,
падеж имён существительных и имён прилагательных;
•
производить морфологический
разбор доступных слов;
•
давать фонетическую
характеристику гласных и согласных звуков;
•
понимать влияние ударения
на смысл слова;
• различать парные и непарные согласные по
звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на
письме;
• понимать роль разделительного мягкого знака и
разделительного твёрдого знака в слове;
•
устанавливать связь слов в
предложении по вопросам;
•
производить элементарный
синтаксический разбор предложения;
•
различать признаки текста и
типы текстов (повествование, описание, рассуждение).
Четвероклассники получат возможность научиться-.
• орфографически грамотно и каллиграфически
правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов), включающий
изученные орфограммы за курс начальной школы;
•
проверять написанное,
находить в словах изученные орфограммы;
•
производить звуковой и
звуко - буквенный разбор слова;
• производить морфемный разбор ясных по составу
слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
•
распознавать части речи и
их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число
имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
• изменять имена существительные, имена
прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном и множественном
числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять
глаголы по временам;
• производить разбор слова как части речи:
начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная
форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная)
форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем
времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице
единственного числа) местоимений;
• интонационно правильно произносить предложения.
Определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
•
вычленять в предложении
основу и словосочетания;
• производить синтаксический разбор простого
предложения, предложения с однородными членами;
• определять тему текста, его основную мысль,
подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя
и самостоятельно составлять план текста;
•
определять тип текста;
•
писать изложение и
сочинение (85—90 слов) повествовательного текста с элементами описания и
рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под
руководством учителя.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Критерии оценивания
В соответствии с требованиями Стандарта, при
оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку, должны
учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические
проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуатив- ность эмоциональных реакций
ребенка.
Оценивать диагностические и стандартизированные
работы следует в соответствии с уровнем освоения четвероклассником программы по
русскому языку. 70% верно сделанных заданий означает, что «стандарт выполнен».
Система оценки достижения планируемых
результатов изучения предмета «Русский язык» предполагает комплексный уровневый
подход к оценке результатов обучения русскому языку во четвертом классе.
Объектом- оценки предметных результатов служит способность выпускников
начальной школы решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения»,
при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта,
составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой
диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому
языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала
нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких
уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной
форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза
в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для
текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых
осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для
тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных
гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др.
Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки
безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для
обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы,
на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.
Основанием для выставления итоговой оценки
знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников,
устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных
контрольных работ.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание,
диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие,
контрольные, словарные), обучающие изложения и сочинения. В конце года
проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе.
Одной из ее целей является оценка предметных и мета- предметных результатов
освоения программы по русскому языку в четвертом классе: способность решать
учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых
способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
При оценивании письменных работ
учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических
навыков.
Оценивая письменные работы по русскому языку,
и, учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:
- повторные ошибки в одном и том же слове
считаются как одна ошибка (например, если ученик дважды написал в слове
«песок» вместо «е» букву «и»);
- две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;
если в тексте несколько раз
повторяется слово, и в нём допущена одна и та же ошибка, она
- считается как одна;
- ошибки на одно и то же правило, допущенные в
разных словах, считаются как разные ошибки (например, написание буквы «т»
вместо «д» в слове лошадка и буквы «с» вместо «з» в слове «повозка»);
- при трёх
поправках оценка снижается на один балл.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
- повторение одной и той же буквы в слове
(например, «картофель»);
- перенос, при котором часть слова написана на
одной строке, а на другой опущена;
- дважды написанное одно и то же слово.
Ошибками в
диктанте (изложении) не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в
данном, ни в предшествующих классах не изучались;
- отсутствие точки в конце предложения, если следующее
предложение написано с большой буквы;
-
единичный случай замены слова
другим без искажения смысла;
- отрыв корневой согласной при переносе, если при
этом не нарушен слогораздел.
Ошибкой считается:
- нарушение орфографических правил при написании
слов;
- неправильное написание слов с непроверяемыми
написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;
- отсутствие знаков препинания, изученных на
данный момент в соответствии с программой:
- дисграфические ошибки на пропуск, перестановку,
замену и вставку лишних букв в словах.
Оценка письменных
работ по русскому языку
Диктант
«5» - ставится, если нет ошибок и исправлений;
работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 4 классе
возможно одно исправление графического ^ характера).
«4» - ставится, если допущено не более двух орфографических и
двух пунктуационных
ошибок
или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чисто,
но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок или 3
-4 орфографических и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.
«2» - ставится,
если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Грамматическое задание
«5»
- ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает
осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять
знания при выполнении работы.
«4»
- ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять
свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4
заданий.
«3»
- ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного
материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
«2»
- ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не
справляется с большинством грамматических заданий.
Контрольное
списывание
|
Словарный диктант
|
Тест
|
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение
работы. «4» - ставится, если в работе 1 орфографическая ошибка и 1 исправление.
«3»
- ставится, если в работе допущены 2 орфографические ошибки и 1 исправление.
«2»
- ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки
|
«5»
- без ошибок.
«4»
- 1 ошибка и 1 исправление.
«3»
- 2 ошибки и 1 исправление.
«2» - 3 - 5 ошибок
|
«5» - верно выполнено более 5/6 заданий.
«4»
- верно выполнено 3/4 заданий.
«3»
- верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий
|
Изложение
«5»
- правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и
орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4»
- незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные
(1 - 2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1 - 2 исправления.
«3»
- имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения
в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трёх предложений,
беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1 - 2 исправления.
«2» - имеются
значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов,
главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей,
отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен
словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Сочинение
«5»
- логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических
ошибок, допущено 1.—2 исправления.
«4»
- незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные
(1 - 2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1 - 2 исправления.
«3» -
имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности
изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6
орфографических ошибок и 1 - 2 исправления.
«2»
- имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной
части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей,
отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен
словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят
обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за
«контрольные» изложения и сочинения.
Характеристика. словесной оценки
(оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика
результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет
раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности,
проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются
ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов
и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных
характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве
заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и
отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Примерное количество слов:
- для словарных диктантов: 12-15;
- для контрольных диктантов: первое полугодие —
65-70, конец года — 75-80;
- для изложений: первое полугодие - примерно
75-85 слов, конец года - 85-95 слов.
методических пособиях по русскому языку.
Технические
средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
- Классная доска с креплениями для таблиц.
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер с принтером.
- Ксерокс.
- Аудиомагнитофон. у,-
- CD/DVD-проигрыватель.
- Телевизор с диагональю не менее 72 см.
- Проектор для демонстрации слайдов.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран размером 150 X 150 см.
Экранно-звуковые
пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой
обучения.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы
по русскому языку.
Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике
программы по русскому языку. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,
соответствующие тематике программы по русскому языку.
Учебно-практическое
оборудование
Простейшие школьные инструменты: ручка,
карандаши цветные и простой, линейка, ластик.
Материалы: бумага (писчая).
Модели
Модели звукового состава слова.
Лента букв.
*
Оборудование
класса
Ученические столы
двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский
с тумбой.
Шкафы для хранения
учебников, дидактических материалов, пособий, учебного материала.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.