Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по русскому языку

Рабочая программа по русскому языку

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Унгуркуйская основная общеобразовательная школа»



«Согласовано»

На заседании МО

Протокол №1 от «_29__»

августа 2014_г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______/__Фомина Д.А._

ФИО

«_29_» августа 2014_г

«Утверждаю»

Директор

________/Игумнова Е.А_

ФИО

Приказ № 333 §1 от

«_1__» сентября 2014_г









Рабочая программа



по учебному курсу «Русский язык» 8 класс (базовый уровень)











Разработана учителем русского языка и литературы

Фоминой Дарьей Анатольевной.











Унгуркуй

2014-2015 год.


Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку составлена для 8 класса основной общеобразовательной школы на основе:

  1. Примерной программы основного общего образования по русскому языку в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования от 2004 г.приказ № 1089,

  2. Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (Авторы программы В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Молодцова, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С.Пичугов, Л.Д.Чеснокова) 2013 г.,

  3. Федеральным базисным учебным планом общего образования от 9 марта 2004 г. приказ № 1312 (с изменениями на 1 февраля 2012 г.),

  4. Положения о рабочей программе педагога на 2013-2014 уч. год приказ № 239 от 24.06.2013 г. по МБОУ «Унгуркуйская ООШ»,

  5. Учебного плана МБОУ «Унгуркуйская ООШ» на 2014-2015 уч. год приказ № 333 §3 от 1 сентября 2014 года.

В VIII классе – 102 часа (34 учебных недель).

Учебный предмет входит в образовательную область гуманитарных наук.

Место и роль курса в обучении.

Учебный предмет «Русский язык» занимает особое место в системе гуманитарного образования. Он является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей учащегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Цели и задачи рабочей программы:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества;

- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Основные принципы отбора материала

В основе программы и комплекса в целом — линейный принцип подачи материала, однако программой выделяются вводный курс (обобщающий изученное в 5-7 классах) и основной (систематический) курс, в соответствии с которым уже в 8 — изучается синтаксис и пунктуация. Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков.

Общая характеристика учебного процесса

Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».

В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5—9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика.

Основной принцип, определяющий содержание книги, — системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.

Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме.

Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.

Третий компонент учебного комплекса — «Русская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.

Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.

Разделы программы имеют две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил (орфографические и пунктуационные правила обозначены в программе вертикальной линией), во второй перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.

В процессе обучения русскому языку в 8 классе учащиеся должны приобрести в рамках программы умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.

В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика.

Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы (с некоторой корректировкой в отдельных случаях) различные дидактические материалы.

Некоторые изменения понятийно-терминологической системы обусловлены усилением практической направленности обучения русскому языку. Так, раздел, в котором изучается состав слова, назван «Морфемика», поскольку из трех видов анализа состава слова (морфемного, словообразовательного и этимологического) основным для нужд школьной практики является морфемный (разбор слова по составу), обеспечивающий умение членить слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания).

Самое общее понятие о словообразовательном разборе и основные способы образования слов освещаются в этом разделе, а словообразование частей речи — в соответствующих разделах, при изучении которых формируются и совершенствуются умения и навыки морфемного и словообразовательного анализа.

Умение видеть строение слова — основа для формирования орфографических навыков, так как основной принцип русской орфографии требует умения быстро выделять морфемы, независимо от того, сохраняют они или не сохраняют продуктивность в современной системе языка.

Введено понятие сочинительного словосочетания. Умение задавать вопрос к зависимому слову в подчинительном словосочетании готовит к изучению членов предложения и придаточных предложений, умение выделять в предложении сочинительные словосочетания — к изучению однородных членов предложения и сложносочиненных предложений и т. д. Умение видеть строение предложения — основное условие формирования пунктуационных и некоторых орфографических навыков.

Введено понятие многозначных членов предложения. Они сочетают смысловые и грамматические признаки разных членов предложения.

При изучении сложных предложений больше внимания уделяется их строению и значению, наличию в языке синтаксических синонимов, возможности выражения мысли разными типами простых и сложных предложений.

Ведущими методами обучения предмету русский язык являются: информационный; исследовательский (организация исследовательских работ, самостоятельных работ и т.д.); проблемный (постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций на уроке); использование ИКТ; методы развития способностей к самообучению и самообразованию. При реализации программы используются различные формы уроков: изучения нового материала, комбинированные, контроля знаний, развитие речи. На уроках используются следующие виды контроля: тестирование, творческие работы, контрольные работы, зачеты.

Логические связи предмета с остальными предметами

Метапредметность русского языка, очевидна. Он связан со всеми областями жизни. Русский язык – основной способ общения для носителей русского языка.

Изучение русского языка в урочное время тесно связано со многими предметами и явлениями: с иностранными языками (грамматические категории, заимствования и т. д.); литературой (умение работать с текстом); живописью (сочинения по картине); историей (устаревшие слова, неологизмы и др.); географией (географические названия – имена собственные); математикой, информатикой, логикой (построение и использование алгоритмов и схем); логопедией (сильные и слабые позиции фонем) и другими.

Знание правил орфографии, пунктуации и грамматики русского языка жизненно необходимо: от одной запятой может зависеть жизнь («казнить нельзя помиловать»), или грамматическая неточность, искажающая смысл всей фразы («Он снял шапку с головы и подбросил ее вверх»).

Национально-региональный компонент

  • Закон Российской Федерации "Об образовании" предусматривает структуру содержания образования на федеральном и региональном уровнях. Федеральный уровень определяет обязательный минимум содержания образования, его базовые компоненты для всего образовательного пространства России и устанавливается государственным образовательным стандартом (ст. 2, 7, 9 Закона "Об образовании").

  • Национально-региональный компонент гуманитарного образования рассматривается как система знаний и умений, которая позволяет включить в процессе изучения отдельных разделов и тем курса русского языка в определенной логике необходимый объем содержания по разделам, темам.

  • Цель введения национально-регионального компонента: приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, культурным традициям региона. Региональный компонент - это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка; общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление. На уровне обязательного усвоения региональный компонент должен быть представлен лишь в самой существенной его части.

  • Задача введения национально-регионального компонента: отражение специфики и особенностей Республики Бурятия и Сибирского региона.

Национально-региональный компонент



п/п

Раздел

урока

Класс

Региональное содержание изучаемых вопросов

1

Лексика и фразеология

1

8

Особенности речи жителей родного края

2

Морфология и орфография

5

8

Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей

3

Предложения с однородными членами

79

8

Написание киносценария пна основе произведений писателей Бурятии



Содержание тем учебного курса


п/п

Тема раздела

Всего

В том числе на:

уроки

к/р

р/р

1.

Повторение изученного в 5-7 классах

9

6

1

2

2

Синтаксис и пунктуация. Введение

3

3

-

-

3

Словосочетание и предложение

7

4

1

2

4

Повторим орфографию

1

1

-

-

5

Главные члены предложения

7

6

1

-

6

Второстепенные члены предложения

11

8

1

2

7

Повторим орфографию

1

1

-

-

8

Односоставные предложения

5

5

-

-

9

Полные и неполные предложения

1

1

-

-

10

Предложения с однородными членами

12

11

2

-

11

Обособленные члены предложения

25

17

1

6

12

Вводные слова и предложения

3

3



13

Обращение

4

4



14

Слова-предложения

4

3

1


15

Повторение изученного в 8 классе

9

5

2

2

Итого:

102

78

10

14


Введение

Русский язык – родной язык

Повторение изученного в 5-7 классах.

Синтаксис и пунктуация

Понятие о синтаксисе. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи. Способы подчинительной связи.

Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные препинания. Сочетания знаков препинания.

Словосочетание. Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Цельные словосочетания.

Предложение. Понятие о предложении. Строение предложения. Интонация конца предложения. Грамматическая основа предложения. Простые и сложные предложения. Виды предложений по цели высказывания. По эмоциональной окраске.

Простое предложение. Основные виды простого предложения, Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

Главные члены предложения. Подлежащие. Способы его выражения. Сказуемое. Основные типы, составное глагольное, составное именное. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Распространенные члены предложения. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.

Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Виды односоставных предложений. Синонимика двусоставных и односоставных предложений. Знаки препинания в конце назывных предложений.

Полные и неполные предложения. Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений. Тире в неполном предложении.

Осложнённое предложение

Предложения с однородными членами. Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных предложений. Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

Предложения с обособленными членами. Понятие об обособленных членах предложения. Общие условия обособления определений. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях. Обособленные приложения. Знаки препинания при обособленных приложениях. Обособленные обстоятельства. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительным с предлогом несмотря на и др. Обособленные уточняющие члены предложения.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями. Вводные слова. Интонация водности. Разряды вводных слов. Водные предложения. Знаки препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями. Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания. Обращение. Роль обращений в речевом общении. Знаки препинания при обращении.

Слова-предложения. Особенности строения, значения и употребления слов-предложений в речи. Пунктуационное оформление слов-предложений.

Повторение.


Требования к знаниям и умениям обучающихся.

8 класс.

Знать: определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

  • производить синтаксический разбор словосочетаний, простых и двусоставных предложений, предложений с прямой речью;

  • составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;

  • пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала; находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания;

  • ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях;

  • ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми; находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор; определять тип и стиль текста;

  • подробно и выборочно излагать повествовательные тексты; писать сочинения - описания, рассуждения на морально -этические темы, читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах, адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

  • использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования; осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • свободно пользоваться справочной литературой.

Учащиеся должны владеть компетенциями:

  • учебно-познавательной (ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; работать с инструкциями; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (презентации); иметь опыт восприятия картины мира.

  • коммуникативной (уметь представить себя устно и письменно; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями; владеть способами совместной деятельности, приемами действий в ситуациях общения;);

  • информационной (владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, энциклопедиями, словарями; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию)

  • культуроведческой (осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения).



Компетенции:

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая, социокультурная компетенции.

  • Социокультурная компетенция - постижение специфического русского образа мыслей, русского менталитета, знакомство с исторической и религиозной жизнью народа; осознание смысла текста.

Критерии оценивания знаний и умений обучащихся

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов для 8 класса – 30-35.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 8 классе – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. В переносе слов;

  2. На правила, которые не включены в школьную программу;

  3. На еще не изученные правила;

  4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

  5. В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. В исключениях из правил;

  2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

  3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  4. В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

  5. В написании ы и и после приставок;

  6. В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

  7. В собственных именах нерусского происхождения;

  8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 8 классе проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в 8 классе – 250-350.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 классе может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 8 классе – 2,0 – 3,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Примечание

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать

  2. самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

  3. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

  4. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

  5. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

.

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Оценка тестов

При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Выведение итоговых отметок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуаци жен грамотности.

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определе же следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой отметки преимущественное значение при дается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая от метка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложе ний за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оцени вались баллом «2» и «1» с учетом работы над ошибками.


Инструментарий для оценивания достижений учащихся

Качество учебно-воспитательного процесса отслеживается через:

- тестирование,

- творческих работ,

- контрольные работы,

- зачеты.


Учебно-тематическое планирование 8 класса.


п/п

Наименование разделов и тем.

Всего

В том числе:

уроки

К/р.

Р/речи.

I четверть

I. Повторение изученного в 5-7 классах – 9 часов.

1.1.

Лексика и фразеология.

1

1



1.2-3.

Морфемика и орфография.

2

2



1.4-5.

Морфология.

2

2



1.6.

Синтаксис и пунктуация.

1

1



1.7.

Контрольная работа.

1


1


1.8-9.

Р/р. Изложение, близкое к тексту. К.Г. Паустовский «Михайловские рощи».

2



2

II. Синтаксис и пунктуация. Введение – 3 часа.

2.10.

Виды связи.

1

1



2.11-12.

Способы подчинительной связи.

2

2



III. Словосочетание и предложение – 7 часов.

3.13-14.

Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания.

2

2



3.15.

Понятие о предложении. Строение предложения, его виды по цели и эмоциональной окраске.

1

1



3.16.

Основные виды простого предложения Логическое ударение и порядок слов в предложении. Интонация.

1

1



3.17-18.

Р/р. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Порядок слов в предложении.

2



2

3.19.

Контрольный работа.

1


1


IV. Повторим орфографию – 1 час.

4.20.

Повторим орфографию: орфограммы в корне.

1

1



V. Главные члены предложения – 7 часов.

5.21.

Подлежащее и способы его выражения.

1

1



5.22-24.

Сказуемое его основные типы. Простое и глагольное сказуемое, способы его выражения.

3

3



5.25.

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

1



5.26.

Обобщение изученного по теме: «Главные члены предлодения».

1

1



5.27.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1


1


II четверть

VI. Второстепенные члены предложения – 11 часов.

6.28.

Второстепенные члены предложения. Определение.

1

1



6.29.

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений.

1

1



6.30-31.

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении.

2

2



6.32.

Дополнение.

1

1



6.33-34.

Р/р. Сжатое изложение с элементами сочинения.

2



2

6.35-36.

Обстоятельство. Виды обстоятельств.

2

2



6.37.

Обобщение изученного по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

1

1



6.38.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.


1


1


VII. Повторим орфографию – 1 час.

7.39.

Повторим орфографию.

1

1



VIII. Односоставные предложения – 5 часов.

8.40.

Понятие односоставных предложениях. Определенно – личные предложения.

1

1



8.41.

Неопределенно – личные предложения.

1

1



8.42.

Безличные предложения.

1

1



8.43.

Назывные предложения.

1

1



8.44.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения».

1

1



IX. Полные и неполные предложения – 1 час.

9.45.

Особенности строения полных и неполных предложений.

1

1



X. Предложения с однородными членами – 12 часов.

10.46-47.

Однородные члены предложения, союзы при однородных членах.

2

2



10.48.

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них.

1

1



III четверть

10.49.

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них.

1

1



10.50.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

1



10.51.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1


1


10.52-54.

Однородные и неоднородные определения.

3

3



10.55.

Обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения».

1

1



10.56.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1


1


10.57.

Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах.

1

1



XI. Обособленные члены предложения – 25 часа.

11.58.

Понятие об обособлении. Обособление определений.

1

1



11.59-60.

Обособление согласованных определений.

2

2



11.61.

Обособление несогласованных определений.

1

1



11.62-63.

Р/р. Изложение с грамматическим заданием. Заглавие как средство связи предложений в тексте.

2



2

11.64-65.

Обособленные приложения.

2

2



11.66-67.

Обособление дополнений.

2

2



11.68-69.

Обособление деепричастных оборотов.

2

2



11.70-71.

Р/р. Рассуждение. Разновидность рассуждения – сравнения.

2



2

11.72-73.

Обособление обстоятельств.

2

2



11.74-75.

Обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения»

2

2



11.76.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1


1


11.77.

Р/р. Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения.

1



1

IV четверть

11.78.

Р/р. Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения.

1



1

11.79-81.

Обособление уточняющих членов предложения.

3

3



11.82.

Повторим орфографию. Слитное, разделительное и дефисное написание слов.

1

1



XII. Вводные слова и предложения – 3 часа.

12.83-85.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.

3

3



XIII. Обращение – 4 часа.

13.86-87.

Предложение с обращениями.

2

2



13.88-89.

Обращение его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении.

2

2



XIV. Слова-предложения – 4 часа.

14.90.

Особенности слов-предложений

1

1



14.91-92.

Обобщение изученного по темам: «Уточняющие члены предложения», «Вводные слова», «Предложения с обращениями».

2

2



14.93.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1


1


XV. Повторение изученного в 8 классе – 9 часов.

15.94-95.

Словосочетание. Односоставные и неполные предложения.

2

2



15.96.

Предложения с однородными членами

1

1



15.97-98.

Р/р. Психологический портрет. Сочинение-описание.

2



2

15.99.

Предложения с обособленными членами предложения.

1

1



15.100.

Предложения с обращениями и вводными словами, слова-предложения.

1

1



15.101-102.

Контрольный диктант. Анализ диктанта.

2


2


Итого:

102

78

10

14



Перечень учебно-методического обеспечения


Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по русскому языку издательство «Дрофа» (учебный комплекс по русскому языку В.В.Бабайцевой), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основных школ и включает в себя:

Методические и учебные пособия:

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс.- М.: Дрофа, 2012.

  2. Методическая газета для учителя-словесника «Русский язык» / Издательский дом «Первое сентября»

  1. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. - М.: Дрофа, 2010.

  2. Поурочное планирование к учебному комплексу по русскому языку 8 класс / Под редакцией Н.О.Краманенко. – Волгоград: Учитель, 2009.

  3. Поурочное планирование к учебному комплексу по русскому языку 9 класс / Под редакцией Т.И.Ермоленко. – Волгоград: Учитель, 2009. Русский язык.

  4. Русский язык. Практика. 8 класс под ред. Пичугова Ю.С. М.: Дрофа, 2010.

  5. Словарь иностранных слов для школьников / Лебедева Г.А. – М.: Дом Славянской книги, 2011.

  6. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование / Д.Э. Розенталь, Е.В.Джанджакова, Н.П.Кабанова. – 7-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010.

  7. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – 4 издание. - М.: «Издательство ЭЛПИС», 2005.

  8. Школьный орфоэпический словарь русского языка / Зубова Е.Н. — М.: Дом Славянской книги, 2013.

  9. Школьный словарь антонимов русского языка / Лебедева Г.А..— М., 2006.

  10. Школьный морфемный словарь русской языка / Н.А.Николина.- 3-е изд. – М.: «Русское слово», 2012

  11. Фразеологический словарь для школьников / Карантиров С.И.. – М.: Дом Славянской книги, 2007.

  12. Этимологический словарь для школьников / Карантиров С.И.. – М.: Дом Славянской книги, 2011.


Список литературы

Литература, использованная при подготовке программы.

  1. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. - М.: Дрофа, 2010.

  2. Поурочное планирование к учебному комплексу по русскому языку 8 класс / Под редакцией Н.О.Краманенко. – Волгоград: Учитель, 2009.

  3. Примерной программы основного общего образования по русскому языку в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования от 2004 г.приказ № 1089,

  4. Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (Авторы программы В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Молодцова, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С.Пичугов, Л.Д.Чеснокова) 2013 г.,

  5. Федеральным базисным учебным планом общего образования от 9 марта 2004 г. приказ № 1312 (с изменениями на 1 февраля 2012 г.),

  6. Положения о рабочей программе педагога на 2013-2014 уч. год приказ № 239 от 24.06.2013 г. по МБОУ «Унгуркуйская ООШ»,

  7. Русский язык. Практика. 8 класс под ред. Пичугова Ю.С. М.: Дрофа, 2010.

Литература, рекомендованная для учащихся.

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс.- М.: Дрофа, 2012.

  2. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. - М.: Дрофа, 2010.

  3. Русский язык. Практика. 8 класс под ред. Пичугова Ю.С. М.: Дрофа, 2010.

  4. Словарь иностранных слов для школьников / Лебедева Г.А. – М.: Дом Славянской книги, 2011.

  5. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – 4 издание. - М.: «Издательство ЭЛПИС», 2005.

  6. Школьный орфоэпический словарь русского языка / Зубова Е.Н. — М.: Дом Славянской книги, 2013.

  7. Школьный словарь антонимов русского языка / Лебедева Г.А..— М., 2006.

  8. Школьный морфемный словарь русской языка / Н.А.Николина.- 3-е изд. – М.: «Русское слово», 2012

  9. Фразеологический словарь для школьников / Карантиров С.И.. – М.: Дом Славянской книги, 2007.

  10. Этимологический словарь для школьников / Карантиров С.И.. – М.: Дом Славянской книги, 2011

Медиаресурсы:

  1. http://www.zavuch.info- зауч. Инфо

  2. Обучение сочинениям. Развитие речи. 5-11 классы. (Электронный ресурс). – М.: «Учитель», 2007.

  3. Уроки русского языка. 5-9 классы. (Электронный ресурс). – М.: ООО « Кирилл и Мифодий», 2005.

  4. http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

  5. http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

  6. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

  7. Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm

  8. Словесник http://www.slovesnik.ru

  9. Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/

  10. Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/test


Приложение.

Контрольный диктант с грамматическим заданием №1

Рассвет.

Лиловый сумрак на рассвете бледнеет, линяет и превращается в слепую туманную дымку. На фоне молочного неба резче проступают черные силуэты деревьев. Лес замирает, падает ветер, молчат птицы. Только на дне долины, похожей на широкую чашу, вдавленную в горы, глухо звучит водопад, погромыхивает горная речка.

Но вот край чащи, обращенный к востоку, начинает розоветь, сползает чернота с высоких елей и широких крон сосен, сквозь космы тумана проглядывает яркая зеленая хвоя. Заря разгорается, смывает ночь, наполняет долину до краев золотистым светом, возвращает вереску его дневной сиреневатый цвет. Ветер осторожно сдувает с деревьев хлопья тумана, и только над водопадом клубится водяная пыль.

Вместе с солнечным светом оживают лесные поляны. (З. Воскресенская.)

(106 слов.) Текст взят из «Сборника диктантов по пунктуации: 8–9 классы» Т. А. Костяевой, Г. М. Чурикова.

Грамматические задания:

I вариант II вариант

1. Выполните морфемный разбор слов:

проглядывает разгорается

водопадом водяная

2. Выполните морфологический разбор слов:

обращенный к востоку сдувает с деревьев3

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Заря разгорается, смывает ночь, наполняет долину до краев золотистым светом, возвращает вереску его дневной сиреневатый цвет. (Для обоих вариантов.)

4. Выпишите по одному сочинительному и подчинительному словосочетанию.


Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение»

1. Ответьте на вопросы:

I вариант

1) Что называется словосочетанием?

2) Какие виды синтаксической связи вы знаете? Чем они отличаются?

II вариант

1) Что называется предложением?

2) Какие виды предложений по цели высказывания, наличию второстепенных членов предложения и характеру грамматической основы вы знаете?

2. Запишите предложение и охарактеризуйте его по всем возможным параметрам.

I вариант: И навестим поля пустые, леса, недавно столь густые… (А. Пушкин.)

II вариант: Разве вы поможете себе этим? (В. Гаршин.)

3. Выпишите из предложения все возможные словосочетания, укажите вид связи.

I вариант: Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А. Н. Толстой.)

II вариант: Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)

4. Укажите способы подчинительной связи и главные слова в словосочетаниях.

I вариант: вековые дубы; настойчиво повторять; искоса поглядывая; капельки росы; выпорхнула из клетки; яркими красками; показался издалека; шел, раскачиваясь; падал на снег; солнечный луч.

II вариант: поздоровалась со мной; прилетают до заката; освещенное огнем; (прорвавшись) поравнялся со школой; сердито хмуриться; рано проснулся; сочная зелень; небольшой муравейничек; ягоды земляники; мелькнули в траве.

5. Выпишите предложения с цельными словосочетаниями, подчеркните, каким членом предложения они являются. (Общее для обоих вариантов.)

1) Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области. (В. Бианки.) 2) Большие паруса только сильный ветер может надуть.(Пословица.) 3) Передо мной стоял старик с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (И. Тургенев.) 4) Трое парнишек в куртках ремесленного училища сражались в домино с сухим белобородым стариком. (Ю. Яковлев.) 5) Дубовый листок оторвался от ветки родимой. (М. Лермонтов.) 6) А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. (В. Солоухин.) 7) Ко мне вошел молодой офицер, с лицом смуглым и некрасивым. (А. Пушкин.) 8) Когда залаяла собака, в одном из домов зажегся свет. 9) Нам с братом в гостинец привезли с рынка шоколадных конфет.

6. Выполните полный синтаксический разбор предложения.

I вариант: Чудесно пахло рыбой, морскими водорослями и смолой. (А. Куприн.)

II вариант: Как яростно ярко горит каждый листик берез, осин, рябин! (В. Бианки.)


Контрольный диктант с грамматическим заданием №2

Слово о полку Игореве.

«Слово о полку Игореве» – настоящая жемчужина древнерусской литературы. Автор «Слова…» был образованнейшим человеком своего времени, изучившим летописи и хорошо знавшим историю. Он свидетель страшных бедствий, причиняемых нашествиями кочевников. Можно утверждать, что автор был дружинником, участником похода Игоря.

Персонажи произведения – это русские люди, жившие и действовавшие в один из переломных моментов истории Русского государства. Игорь, самоотверженно бившийся «с погаными половцами», – патриот и бесстрашный воин. Святослав Киевский в глазах поэта есть олицетворение подлинного государственного деятеля и мыслителя. Его «золотое слово» – это горькое сетование умудренного опытом полководца, размышляющего о судьбах Руси. Рассказ о разгроме Игорева войска – горький упрек самонадеянным князьям-братьям.

Величественный образ Руси в поэме неразрывно связан с раздумьями поэта о ее суровой и славной истории, о ее настоящем и будущем.

(119 слов.)

(Текст взят из «Сборника диктантов по пунктуации, 8–9 классы» Костяевой Т. А.)

Грамматическое задание:

1. Выполните полный синтаксический разбор предложений:

I вариант: Он свидетель страшных бедствий, причиняемых нашествиями кочевников.

II вариант: Его «золотое слово» – это горькое сетование умудренного опытом полководца, размышляющего о судьбах Руси.

2. Подчеркните грамматические основы, укажите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое:

Задание общее для обоих вариантов.

1) Игорь, самоотверженно бившийся «с погаными половцами», – патриот и бесстрашный воин.

2) Автор «Слова…» был образованнейшим человеком своего времени, изучившим летописи и хорошо знавшим историю.

3. Укажите тип сказуемых во втором абзаце диктанта. (Задание общее для обоих вариантов.)


Контрольный диктант с грамматическим заданием №3

В лесу.

Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный, свежий ветер. Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко. Свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

Последние звезды тихо погасли в посветлевшем небе, и лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака, вставал теперь во всем своем зеленом величии.

Из припудренной утренним инеем хвои

(По Б. Полевому.)

(Текст взят из журнала «Русская словесность». 2001. № 7. С. 50.)

Грамматическое задание:

1) Укажите виды обстоятельств:

I вариант – в1-м и 2-м абзацах; II вариант – в последнем абзаце.

2) Разберите по членам предложения ( подчеркните главные и второстепенные члены предложения) во всех предложениях в 4 абзаце.


Контрольный диктант с грамматическим заданием №4


Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный, свежий ветер. Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко. Тревожным, свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

Внезапно ветер стих, деревья снова застыли в холодном оцепенении. Сразу стали слышны все предутренние лесные звуки: жадная грызня волков на соседней поляне, острожное тявканье лисиц и первые, неуверенные удары проснувшегося дятла, раздававшиеся в тишине леса так музыкально, как будто долбил он не древесный ствол, а полое тело скрипки.

Последние звезды тихо, незаметно погасли в посветлевшем небе. Лес окончательно отряхнул с себя остатки ночного мрака и вставал теперь во всем своем зеленом величии. Побагровели и засветились курчавые головы сосен и острые шпили елей, поднялось солнце, занявшийся день обещал быть ясным, морозным, ядреным.

Стало совсем светло. Волки ушли в лесные чащобы, лисица оставила на снегу кружевной, хитро запутанный след и тоже убралась с поляны. Старый лес зашумел ровно, неумолчно.

(По Б. Полевому.)

(Текст взят из журнала «Русская словесность». 2001. № 7. С. 50.)

Грамматическое задание:

1) Составьте схему предложений с обобщающим словом при однородных членах предложения.

2) Подчеркните однородные члены предложения:

I вариант – во 2-м абзаце; II вариант – в 3-м абзаце.

3) Найдите в первом абзаце предложение с двумя рядами однородных членов. Выпишите его. Схематично докажите правильность своего выбора.


Контрольный диктант с грамматическим заданием №5

В лесах было торжественно, светло и тихо.

День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю, как бисер.

Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места. Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на засыпанных снегом рябинах… Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. Оттуда шли медленные снеговые тучи.

В лесах становилось все сумрачнее, все тише, и, наконец, пошел густой снег. Он таял в черной воде озера, щекотал лицо серым дымом леса. Зима начала хозяйничать над землей…

(К. Паустовский.)

(125 слов.) (Текст взят из пособия «400 новых диктантов для 5–11 классов» Барышниковой Т.)

Грамматическое задание 1) Выпишите по одному примеру однородных и неоднородных определений с определяемым словом. Вверху над определениями указать однородные/неоднородные; определяемое слово пометьте значком ×.

2) Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются.

I вариант – в первом предложении и 1-м абзаце;

II вариант – во 2-м абзаце.

3) Выполните синтаксический разбор предложения: Он таял в черной воде озера, щекотал лицо серым дымом леса.


Контрольный диктант с грамматическим заданием №6

Однажды, охотясь в окрестностях По, в густом сосновом лесу, простиравшемся на много десятков километров, король Генрих напал на след прекрасной горной козы и, преследуя ее, отделился понемногу от своей охотничьей свиты на очень большое расстояние. Раздраженные запахом зверя, его собаки так увлеклись погоней, что вскоре не стало слышно их лая. Между тем незаметно сгущался вечер, и наконец пала ночь. Тут король понял, что заблудился. Однако Генрих, как истинный гасконец, был решителен и настойчив.

Одолевавшая усталость, терзавший голод, жажда, неловко подвернувшаяся нога – все мешало идти, но король все-таки, прихрамывая и спотыкаясь, с трудом пробирался сквозь чащобу в надежде найти дорогу или лесную избушку.

Вдруг его ноздрей коснулся слабый сладкий запах дыма. Выйдя на поляну, он увидел четырех нищих. Вскоре король вдоволь напился холодной родниковой воды, которая ему, великолепному знатоку напитков, казалась вкуснее самого драгоценного вина. Несмотря на простой ужин, он с необыкновенным аппетитом съел его. Туго и ловко перевязанная нога сразу же почувствовала облегчение.

Король, обычно несколько скуповатый, сердечно щедро одарил нищих. (По А. Куприну.)

Задания:

1) Выпишите предложение с обособленным приложением. Подчеркните его.

2) Подчеркните в тексте: I вариант – обособленные обстоятельства;II вариант – обособленные определения.

Контрольный диктант с грамматическим заданием №7

Первые рассказы неизвестного тогда автора – геолога и палеонтолога Ивана Ефремова – были опубликованы незадолго до окончания войны, в сорок четвертом.

В жизни Ефремова было многое: странствия, война, работа, впечатления, размышления. К двадцати годам он открыл кладбище древних земноводных на далеком севере, в тридцать три стал доктором биологических наук. Ефремов – создатель тафономии, или науки о том, где и как искать остатки ископаемых животных. Однако известен он как писатель-фантаст.

Фантастика, как правило, повествует о мечтах и надеждах. Не каждый способен даже в мечтах увидеть мир по-новому. Ефремов обладал даром заглянуть в далекое будущее. Более того, фантастика, отзываясь на мечты и надежды, опережает свое время, а Ефремов опережал и фантастику. Роман о космическом будущем человечества, например, он создал до того, как весь мир взбудоражил первый русский спутник. «Туманность Андромеды» – книга о романтике космического, вселенского, о дружественных внеземных цивилизациях, о подробностях земной жизни через тысячелетия.

(140 слов.)

(Текст взят из журнала: Г. А. Богданова. Проверьте знания своих учеников. Контрольные диктанты. III–IV четверти // Русская словесность. – 2001. – № 8. – С. 55.)

Грамматическое задание:

1. Выпишите одно предложение с уточняющими членами предложения, подчеркните их. Значком укажите уточняемый член предложения.

2. Подчеркните в тексте все вводные слова, словосочетания.

3. Выполните синтаксический разбор предложений:

I вариант: Фантастика, как правило, повествует о мечтах и надеждах.

II вариант: Более того, фантастика, отзываясь на мечты и надежды, опережает свое время. (Сокращаем предложение из диктанта.)

Итоговый контрольный диктант №8

Это место было недалеко над речкой, в мелком осиннике. Подъехав к лесу, Левин слез и провел Облонского на угол мшистой и топкой полянки, уже освободившейся от снега. Сам он вернулся к двойняшке-березе и, прислонив ружье к развилине сухого нижнего сучка, снял кафтан, перепоясался и попробовал свободы движения рук.

Старая, седая Ласка, ходившая за ними следом, села осторожно напротив него и насторожила уши. Солнце опускалось за крупный лес, и на свете зари березки, рассыпанные по осиннику, отчетливо рисовались своими висящими ветвями с надутыми, готовыми лопнуть почками. Мелкие птицы щебетали, изредка перелетая с дерева на дерево. В промежутках совершенной тишины слышен был шорох прошлогодних листьев, шевелившихся от таянья земли и от роста трав.

«Каково! Слышно и видно, как трава растет!» – сказал себе Левин.

Он стоял, слушал и глядел вниз, то на мокрую мшистую землю, то на прислушивающуюся Ласку, то на расстилавшееся перед ним еще обнаженное пространство.

Ястреб, неспешно махая крыльями, пролетел высоко; другой – в том же направлении.

Из-за речки послышалась кукушка. Она два раза прокуковала обычным криком, а потом, заторопившись, запуталась.

«Каково! Уж кукушка!» – сказал Облонский.

«Да, я слышу», – отвечал Левин, с неудовольствием нарушая природную тишину своим неприятным самому себе голосом.

(По Л. Н. Толстому.)

Рабочая программа по русскому языку
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 класса по учебному комплексу В.В.Бабайцевой, который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Рабочая программа по русскому языку составлена для основной общеобразовательной школы на основе:

  • 1.Примерной программы основного общего образования по русскому языку в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования от 2004 г.приказ № 1089,
  • 2.Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (Авторы программы В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Молодцова, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С.Пичугов, Л.Д.Чеснокова) 2013 г.,
  • 3.Федеральным базисным учебным планом общего образования от 9 марта 2004 г. приказ № 1312 (с изменениями на 1 февраля 2012 г.),
Автор Фомина Дарья Анатольевна
Дата добавления 05.02.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 420
Номер материала MA-064504
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓