Главная / Начальные классы / Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 3 класса

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 3 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 2 г. Торжка»

Рассмотрено

на заседании кафедры

начальных классов

Протокол № _6_

от 21. 08. 2015 г.



Руководитель кафедры



__________Новикова А.В.






Согласовано

на научно-методическом совете гимназии

Протокол №

от 24. 08. 2015 г.



Зам. директора гимназии



________ Шамина А.В..




Утверждаю

Директор

МБОУ «Гимназия №2»



__________ Королева С.В.



Приказ от 26. 08. 2015 г.



113







Рабочая программа

по учебному предмету

«Окружающий мир»

3 класс







Разработана учителем начальных классов

Новиковой А.В.









2015 – 2016 г.









Пояснительная записка



  1. Сведения о программе

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе:

  • Федерального государственного стандарта начального общего образования

  • Образовательной программы начального общего образования, утверждённой приказом МБОУ « Гимназия №2» от 26. 08. 2015 г. приказ №113

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к исполнению в образовательном процессе в образовательных учреждениях

  • Учебных методических комплексов О.Н.Федоровой, Г.В.Трафимовой, С.А.Трафимова, Л.Г.Кудровой

  • Школьного учебного плана.





  1. Цели и задачи:



Цель: формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личность.



Задачи :

  • Формирование представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;

  • Формирование практико – ориентированных знаний о природе, человеке, обществе;

  • Формирование метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных);

  • Воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.



  1. Место предмета в учебном плане.



Согласно учебному плану гимназии на изучение предмета « Окружающий мир» в 3 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю - Федеральный компонент).





Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

3 класс



п/п

Тема


Содержание

Кол – во

часов

Планируемый результат

Контроль уровня обучения

1

Человек и природа

Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус_ модель земного шара. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Карта полушарий (Южное и Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океан на глобусе и на карте полушарий. Реки и озера.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления, условные обозначения равнин и гор на карте). Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с оврагами. Самые крупные равнины и на территории России (Юго-Восточная и Западно- Сибирская). Особенности поверхности и родного края (краткая характеристика на основе наблюдений и собеседования со взрослыми).

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас.

Вещества, тела, частицы. Вещество- это то, из чего состоят все природные объекты (то, что нас окружает, но не создано человеком) и предметы (это то, что создано человеком). Природные тела (тела живой природы)- человек, животные, грибы, растения, микробы. Небесные или космические тела (звезды, планеты, метеориты и др.) искусственные тела- предметы. Молекулы и атомы- мельчайшие частицы, из которых состоят вещества. Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль. Природный газ и др. твердые вещества, жидкости и газы. Три состояния воды- твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком , твердом и газообразном состояниях. Вода- растворитель. Растворы в природе. Почему воду надо беречь.

Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью термометра.

Круговорот воды в природе.

Воздух- это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений.

Погода и ее составляющие: движение воздуха- ветер, температура воздуха, туман, облака (форма облаков и их высота над поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение температуры воздуха. Приборы, определение направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган). Наблюдения за погодой своего края. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения «Дневника наблюдений за погодой».

Горные породы: магматические, осадочные. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные). Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Свойства полезных ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок). Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых.

Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека.

Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото- единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу.

Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек- защитник природы. Природа будет жить (размножение животных). Взаимосвязь в природном сообществе (например, клевер- шмели- мыши-кошки). Природные сообщества родного края (два- три примера). Посильное участие в охране природы родного края.

51 ч

Научатся

Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли.

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков.

Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности).

Приводить примеры веществ. Различать и характеризовать твердые тела, жидкости и газы. Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. Характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема). Характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, круговорота воды в природе.

Определять направления течения рек по карте и глобусу.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения .

Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Приводить примеры веществ, описывать их. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых.

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые.

Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).

Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края).

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности).

Сравнивать и различать разные формы земной поверхности. Находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их названия.

Характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема). Характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. энциклопедий, справочников)

Тест

2

Человек и общество

Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды (статья Конституции российской Федерации : гражданин обязан защищать природу и окружающую среду). Право человека на благоприятную среду (статья 42 Конституции). Российские заповедники. Растения и животные Красной книги России (условные обозначения Красной книги России, изображение животных Красной книги России на юбилейных серебряных и золотых монетах).

Лента времени. Последовательность смены времен года. Лента времени одного года: зима (декабрь, январь, февраль)- весна (март, апрель, май)- лето (июнь, июль, август)- осень (сентябрь, октябрь, ноябрь). Век- отрезок времени в 100 лет. Лента времени истории строительства Московского Кремля (XII век- деревянный, XIV век- белокаменный, XV век- из красного кирпича). Имена великих князей, связанных с историей строительства Московского Кремля.

Города России. Города «Золотого кольца». Имена великих князей- основателей городов (Ярослав Мудрый- Ярославль, Юрий Долгорукий- Кострома, Переславль- Залесский). Основные достопримечательности городов «Золотого кольца» (храмы XVI -XVII вв., Троице- Сергиева лавра (монастырь) в Сергиеве Посаде- XIV в., музей «Ботик» в Переславле- Залесском; фрески Гурия Никитина и Силы Савина в Ярославле и Костроме- XVII в.; «Золотые ворота», фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире- XII в.).

Город Санкт- Петербург. План –карта Санкт-Петербурга (XVIII в.). строительство города. Санкт- Петербург- морской и речной порт. Герб города. Достопримечательности города: Петровская (Сенатская) площадь, памятник Петру I «Медный всадник».

12 ч

Научатся

проводить практическую работу с картой (показывать места исторических событий), с «лентой времени» (определять последовательность исторических событий).

Получат представление о городах России — Золотое кольцо России. О названиях городов Золотого кольца, расположение на карте.

Об основании и расположении на карте города Санкт-Петербург.

О достопримечательностях Санкт-Петербурга (Памятник Петру I — Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж).

Научатся понимать мероприятия, связанные с охраной природы родного края.

Получат представление о растениях и животных из Красной книги родного края, о российских заповедниках, растениях и животных Красной книги России, о правах и обязанностях человека по охране природы и окружающей среды, о праве человека на благоприятную среду.

Тест

3

Правила безопасного поведения

Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом. Соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов со стеклянным термометром.

Повышение температуры тела как один из серьезных поводов обратиться за помощью (советом) к взрослым.

Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при гололеде ( учет дополнительного времени, походка, положение рук и школьного рюкзака, дополнительная опасность при переходе дороги на «зебре»).

Быстрая помощь человеку, на котором тлеет (загорелась) одежда.

Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, и местах торфяных разработок. Правила безопасного поведения у водоемов весной (ледоход), летом (купание, переправа через водные пространства).

Правила безопасного поведения при обнаружении следов Великой Отечественной войны (заржавевшие патроны, гранаты, мины). Телефон службы спасения МЧС.

3 ч

Получат представление

о правилах поведения в быту с водой, электричеством, газом, о безопасном поведении на дороге при гололеде,

о быстрой помощи человеку на котором тлеет (загорелась) одежда, о правилах безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах и местах торфяных разработок,

о правилах безопасного поведения у водоемов весной (ледоход), летом (купание, переправа через водные пространства),

о правилах безопасного поведения при обнаружении следов Великой Отечественной войны.

Научатся соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов со стеклянным термометром.



4

Резервные уроки


2 ч















Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности



Предметное содержание

Основные виды учебной деятельности

1

Человек и природа. Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус_ модель земного шара. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Карта полушарий (Южное и Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океан на глобусе и на карте полушарий. Реки и озера.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления, условные обозначения равнин и гор на карте). Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с оврагами. Самые крупные равнины и на территории России (Юго-Восточная и Западно-Сибирская). Особенности поверхности и родного края (краткая характеристика на основе наблюдений и собеседования со взрослыми).

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас.

Вещества, тела, частицы. Вещество- это то, из чего состоят все природные объекты (то, что нас окружает, но не создано человеком) и предметы (это то, что создано человеком). Природные тела (тела живой природы)- человек, животные, грибы, растения, микробы. Небесные или космические тела (звезды, планеты, метеориты и др.) искусственные тела- предметы. Молекулы и атомы - мельчайшие частицы, из которых состоят вещества. Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль. Природный газ и др. твердые вещества, жидкости и газы. Три состояния воды - твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода- растворитель. Растворы в природе. Почему воду надо беречь.

Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью термометра.

Круговорот воды в природе.

Воздух- это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений.

Погода и ее составляющие: движение воздуха- ветер, температура воздуха, туман, облака (форма облаков и их высота над поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение температуры воздуха. Приборы, определение направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган). Наблюдения за погодой своего края. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения «Дневника наблюдений за погодой».

Горные породы: магматические, осадочные. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные). Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Свойства полезных ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок). Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых.

Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека.

Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото- единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу.

Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек- защитник природы. Природа будет жить (размножение животных). Взаимосвязь в природном сообществе (например, клевер- шмели- мыши-кошки). Природные сообщества родного края (два- три примера). Посильное участие в охране природы родного края.

Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли.

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков.

Ориентироваться на местности ( в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии.

Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности).

Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия.

Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина.

Сравнивать и различать разные формы водоемов.

Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия.

Характеризовать ( в ходе наблюдений) формы земной поверхности и водоемы своей местности.

Приводить примеры веществ. Различать и характеризовать твердые тела, жидкости и газы.

Характеризовать свойства воздуха. Оценивать чистоту воздуха, необходимую для здоровья человека, растений, животных, в своем городе.

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых.

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые.

Описывать их применение в хозяйстве человека.

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности).

Характеризовать природные сообщества (на примере века (на примере своей местности). леса, луга, водоема). Характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности).


2

Человек и общество. Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды (статья Конституции российской Федерации: гражданин обязан защищать природу и окружающую среду). Право человека на благоприятную среду (статья 42 Конституции). Российские заповедники. Растения и животные Красной книги России (условные обозначения Красной книги России, изображение животных Красной книги России на юбилейных серебряных и золотых монетах).

Лента времени. Последовательность смены времен года. Лента времени одного года: зима (декабрь, январь, февраль)- весна (март, апрель, май)- лето (июнь, июль, август)- осень (сентябрь, октябрь, ноябрь). Век- отрезок времени в 100 лет. Лента времени истории строительства Московского Кремля (XII век- деревянный, XIV век- белокаменный, XV век- из красного кирпича). Имена великих князей, связанных с историей строительства Московского Кремля.

Города России. Города «Золотого кольца». Имена великих князей- основателей городов (Ярослав Мудрый- Ярославль, Юрий Долгорукий- Кострома, Переславль- Залесский). Основные достопримечательности городов «Золотого кольца» (храмы XVI -XVII вв., Троице- Сергиева лавра (монастырь) в Сергиеве Посаде- XIV в., музей «Ботик» в Переславле- Залесском; фрески Гурия Никитина и Силы Савина в Ярославле и Костроме- XVII в.; «Золотые ворота», фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире- XII в.).

Город Санк- Петербург. План–карта Санкт-Петербурга (XVIII в.). строительство города. Санкт- Петербург- морской и речной порт. Герб города. Достопримечательности города: Петровская (Сенатская) площадь, памятник Петру I «Медный всадник».

Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, её государственную границу.

Показывать местонахождение Москвы и других крупнейших городов на карте России.

Рассказывать об одной из достопримечательностей или святынь Москвы и Санкт – Петербурга, используя подобранные иллюстрации, видеокадры.

Подготавливать небольшие сообщения о святынях и достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации. Сопровождать свое сообщение иллюстрациями.

Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранении российского историко – культурного наследия.

Обмениваться сведениями о родной стране, полученными учениками из источников массовой информации.

Знакомиться с основными правами и обязанностями граждан России, правами ребенка.

Пересказывать своими словами текст учебника ( о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.

3

Правила безопасного поведения. Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом. Соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов со стеклянным термометром.

Повышение температуры тела как один из серьезных поводов обратиться за помощью (советом) к взрослым.

Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при гололеде (учет дополнительного времени, походка, положение рук и школьного рюкзака, дополнительная опасность при переходе дороги на «зебре»).

Быстрая помощь человеку, на котором тлеет (загорелась) одежда.

Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, и местах торфяных разработок. Правила безопасного поведения у водоемов весной (ледоход), летом (купание, переправа через водные пространства).

Правила безопасного поведения при обнаружении следов Великой Отечественной войны (заржавевшие патроны, гранаты, мины). Телефон службы спасения МЧС.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества.

Практическая работа по освоению правил поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоемах, в заболоченных местах.

Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих.







Планируемые результаты обучения

3 класс



Личностными результатами изучения предмета «Окружающий мир» в 3 – м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.


Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.


Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться


Предметными результатами является формирование следующих умений:

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;

  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

  • по году определять век, место события в прошлом;

  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.


Обучающиеся научатся:

  • характеризовать глобус, карту и план и их условные обозначения;

  • находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;

  • определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;

  • сравнивать и различать формы земной поверхности;

  • моделировать формы земной поверхности из глины и пластилина;

  • проводить групповые наблюдения во время экскурсии «формы земной поверхности и водоемы»;

  • называть сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, озеро, пруд, болото);

  • находить на географической карте разные водоемы и определять их название;

  • характеризовать формы земной поверхности;

  • ориентироваться на местности при помощи компаса;

  • приводить примеры веществ;

  • сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;

  • исследовать свойства воды в ее трех агрегатных состояниях;

  • исследовать в группах свойства воздуха;

  • сравнивать свойства воды и воздуха;

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии и других дополнительных источников;

  • характеризовать круговорот воды в природе;

  • исследовать в группах свойства полезных ископаемых;

  • различать изученные полезные ископаемые;

  • характеризовать природные сообщества;

  • опытным путем выявить условия необходимые для жизни растений;

  • определить характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния человека на природу;

  • помнить необходимость соблюдения правил поведения в лесу, на лугу и в поле;

  • описывать достопримечательности Московского Кремля;

  • различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами;

  • находить место изучаемого события на ленте времени;

  • находить на карте города «Золотого кольца» и Санкт –Петербург;

  • искать необходимую информацию из книг и других источников;

  • понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;

  • понимать необходимость соблюдать правила безопасности в гололед;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простуде



Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно наблюдать природу и ее состояние;

  • извлекать необходимую информацию из книг и других источников;

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

  • обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;

  • выполнять правила безопасного поведения в лесу.

соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей;

  • находить на ленте времени место изученного исторического события;

  • проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы;

  • использовать дополнительные источники информации.

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования

  • своего самочувствия при простуде;

  • соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;

  • соблюдать правила безопасности в гололед;


Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 3-го года обучения



В результате изучения раздела «Человек и природа»

Обучающиеся научатся:

  • характеризовать глобус, карту и план и их условные обозначения;

  • находить на физической карте и глобусе материки и океаны,

  • географические объекты и их названия;

  • определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;

  • сравнивать и различать формы земной поверхности;

  • моделировать формы земной поверхности из глины и пластилина;

  • проводить групповые наблюдения во время экскурсии «формы земной поверхности и водоемы»;

  • называть сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, озеро, пруд, болото);

  • находить на географической карте разные водоемы и определять их название;

  • характеризовать формы земной поверхности;

  • ориентироваться на местности при помощи компаса;

  • приводить примеры веществ;

  • сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;

  • исследовать свойства воды в ее трех агрегатных состояниях;

  • исследовать в группах свойства воздуха;

  • сравнивать свойства воды и воздуха;

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии и других дополнительных источников;

  • характеризовать круговорот воды в природе;

  • исследовать в группах свойства полезных ископаемых;

  • различать, изученные полезные ископаемые;

  • характеризовать природные сообщества;

  • опытным путем выявить условия необходимые для жизни растений;

  • определить характер взаимоотношений человека и природы, находить

  • примеры влияния человека на природу;

  • помнить необходимость соблюдения правил поведения в лесу, на лугу и в поле;



Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно наблюдать природу и ее состояние;

  • извлекать необходимую информацию из книг и других источников;

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

  • обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;

  • выполнять правила безопасного поведения в лесу.



В результате изучения раздела «Человек и общество»

Обучающиеся научатся:


  • описывать достопримечательности Московского Кремля;

  • различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами;

  • находить место изучаемого события на ленте времени;

  • находить на карте города «Золотого кольца» и Санкт –Петербург;

  • искать необходимую информацию из книг и других источников;



Обучающиеся получат возможность научиться:

  • соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей;

  • находить на ленте времени место изученного исторического события;

  • проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы;

  • использовать дополнительные источники информации.



В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»

Обучающиеся научатся:

  • понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу,

  • у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;

  • понимать необходимость соблюдать правила безопасности в гололед;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простуде.


  • Обучающиеся получат возможность научиться:


  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования

  • своего самочувствия при простуде;

  • соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;

  • соблюдать правила безопасности в гололед;

  • сознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.

























































Календарно- тематическое планирование 3 класс



п/п

Тема урока

Планируемый результат обучения

Виды и формы текущего и итогового контроля

дата

предметный

метапредметный

личностный

план

факт

Изображение Земли на глобусе (5 ч)

1

Наш мир знакомый и загадочный. Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и окружающий мир»

Научатся понимать признаки неживой и живой природы. Научатся различать объекты неживой и живой природы

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценивать как хорошие или плохие.

Фронтальный опрос.



2

Глобус – модель земного шара

Научатся понимать, что глобус – модель земного шара; понятия «меридианы», «параллели», «нулевой меридиан», «экватор». Научатся находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюсы, Северное и Южное полушария

Познавательные: Добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах( текст, таблица, схема, иллюстрация)

Фронтальный опрос. П/Р « Работа с глобусом »



3

Материки и океаны на глобусе

Научатся понимать термины «материки», «океаны». Научатся находить на глобусе материки и океаны

Познавательные: Ориентироваться в системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.


Индивидуальный опрос П/Р « Работа с глобусом »



4

Формы поверхности Земли.


Научатся различать формы земной поверхности

Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


П/Р « Работа с глобусом и картой»



5

Обобщение по теме «Изображение Земли на глобусе»

Научатся различать формы земной поверхности

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Ориентация на самоанализ и самоконтроль результата

Фронтальный опрос



О чем рассказала карта (8 часов)

6

Географическая карта

Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении. Научатся работать с картой; выполнять задание на контурной карте

Коммуникативные: Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Освоение личностного смысла учения, желания учиться

Фронтальный опрос



7

Учимся читать карту

Научатся понимать карту полушарий, физическую карту России; условные обозначения на карте. Научатся находить и показывать на карте физические объекты

Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

П/Р «Учимся читать карту»



8

План местности

Научатся понимать понятие «план местности»; условные обозначения на плане. Иметь представление о масштабе.

Научатся называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного

Познавательные: Ориентироваться в системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

П/Р «Учимся читать план местности»



9

Холмы и овраги

Научатся понимать понятия «холмы», «овраги»; способы изображения земной поверхности. Научатся называть части холма (вершина, подошва, склон); определять виды склонов (пологий, крутой); называть части оврага (вершина, устье, дно, склоны); рассказывать о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги, и о мерах борьбы с ними

Регулятивные: Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу Коммуникативные: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).





Фронтальный опрос



10

«Основные формы поверхности родного края». Стороны горизонта

Научатся понимать понятия «горизонт», «линия горизонта»; основные и промежуточные стороны горизонта. Научатся определять стороны горизонта на местности с помощью солнца

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи Коммуникативные: Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст.


Самостоятельная работа



11

Ориентирование на местности. Компас

Научатся понимать устройство компаса и правила работы с ним. находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; Научатся находить стороны горизонта с помощью компаса

Регулятивные: Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Познавательные: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Индивидуальный опрос

П/Р «Ориентирование на местности.»



12

Определение сторон горизонта по компасу

Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении. Научатся работать с картой; выполнять задание на контурной карте


Фронтальный опрос П/Р «Определение сторон горизонта по компасу.»



13

Обобщение по теме «О чем рассказала карта».

Научатся работать с картой; выполнять задание на контурной карте

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Ориентация на самоанализ и самоконтроль результата,

Тест



Из чего все на свете (4 ч)

14

Тела, вещества, частицы

Научатся понимать, что каждое тело состоит из веществ. Иметь представления о телах и веществах, о телах искусственных и природных, о телах живой и неживой природы, о мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах). Научатся ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы

Познавательные: поиск и выделение информации по теме «Тела, вещества, частицы» Коммуникативные: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему


В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Фронтальный опрос



15

Твердые вещества, жидкости и газы

Научатся понимать, что тела, вещества, частицы (молекулы); в любом теле все частицы находятся в постоянном движении. Научатся проводить опыты; различать тела, вещества, частицы

Познавательные: анализ с целью выделения признаков. Твердые вещества, жидкости и газы


Фронтальный опрос



16

Вода – необыкновенное вещество

Научатся понимать свойства воды; что вода в природе находится в трех состояниях. Научатся определять состояние воды; проводить опыты и наблюдения ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы

Познавательные: анализ с целью выделения признаков. Вода – необыкновенное вещество


Фронтальный опрос



17

Обобщение по теме «Из чего все на свете».


Познавательные: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.


Индивидуальный опрос




Вода и ее свойства (5 ч)

18

Свойства воды в жидком состоянии


Научатся понимать свойства воды при нагревании и охлаждении. Научатся проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде

Познавательные: анализ с целью выделения признаков. Свойства воды в жидком состоянии. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему Коммуникативные: Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст.



Фронтальный опрос



19

Термометр и его устройство

Научатся понимать устройство термометра; правила пользования ртутным термометром. Научатся пользоваться термометром; определять температуру воды; проводить исследовательскую работу

Познавательные: анализ с целью выделения признаков. Термометр и его устройство


Фронтальный опрос

П/Р «Пользование термометром; определение температуры воды.»



20

Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)

Научатся понимать свойства льда. Научатся делать выводы о свойствах льда, о практическом применении свойств воды

Познавательные: Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях


Фронтальный опрос




21

Свойства воды в газообразном состоянии

Научатся понимать, что три состояния воды в природе; свойства водяного пара. Научатся определять свойства водяного пара в опытах и в наблюдениях

Познавательные: Ориентироваться в системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи


Фронтальный опрос




22

Обобщение по теме «Вода и ее свойства».

Научатся понимать свойства воды при нагревании и охлаждении. Научатся проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде

Познавательные: Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

Ориентация на самоанализ и самоконтроль результата

Тест



Чудесные превращения воды в природе (6 ч)

23

Круговорот воды в природе

Иметь представление о круговороте воды в природе. Научатся доказывать круговорот воды в природе

Познавательные: поиск и выделение информации «Круговорот воды в природе» Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему Коммуникативные: Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст.

Самостоятельно определять и высказывать правила поведения при общении и сотрудничестве

Фронтальный опрос




24

Туман и облака. Осадки

Научатся понимать превращение воды в туман, облака; разные виды облаков. Иметь представление об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град), и об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха
(туман, роса, иней, изморозь).
Научатся проводить исследовательскую работу; определять виды облаков

Познавательные: поиск и выделение информации «Туман и облака. Осадки»




Фронтальный опрос




25

Вода – растворитель

Иметь представление о том, что вода – растворитель. Научатся понимать растворимые и нерастворимые вещества. Научатся делать фильтр; простейшими способами определять растворимые и нерастворимые вещества

Познавательные:поиск и выделение информации «Вода – растворитель»



Фронтальный опрос




26

Растворы в природе

Научатся понимать о значении природных растворов. Научатся проводить опыты; определять с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды

Познавательные: поиск и выделение информации «Значение природных растворов»



П/ Р по теме «Степень прозрачности воды»



27

Почему воду надо беречь?

Научатся понимать о значении воды в жизни человека; способы очистки воды от морской соли. Научатся охранять водные богатства

Познавательные: анализ с целью выделения признаков. Вода — источник жизни на Земле. Роль воды в природе и жизни человека. Необходимость бережного использования воды.


Фронтальный опрос




28

Обобщение по теме «Чудесные превращения воды в природе».

Научатся понимать о значении воды в жизни человека; способы очистки воды от морской соли. Научатся проводить исследовательскую работу; охранять водные богатства

Познавательные: Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях


Ориентация на самоанализ и самоконтроль результата


Тест



Воздух и его свойства (4 ч)

29

Атмосфера – воздушный океан земли

Иметь представления о воздушном океане Земли – атмосфере. Научатся проводить опыты; показывать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и воде

Познавательные: Ориентироваться в системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст.


П/ Р по теме «Воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и воде»



30

Воздух – это смесь газов

Научатся понимать, что воздух – смесь газов, содержащая примеси; свойства кислорода и углекислого газа; что при горении и при дыхании расходуется кислород. Научатся определять свойства кислорода и углекислого газа

Познавательные: анализ с целью выделения признаков. Воздух – это смесь газов Коммуникативные: Договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе ,сотрудничать в совместном решении проблемы


Фронтальный опрос




31

Свойства воздуха

Научатся понимать о практическом применении свойств воздуха человеком; что теплый воздух легче холодного. Уметь с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного

Познавательные: анализ с целью выделения признаков. Свойства воздуха


Индивидуальный опрос



32

Обобщение по теме «Воздух и его свойства».

Научатся с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного

Познавательные: Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях


Ориентация на самоанализ и самоконтроль результата

Тест



Движение воздуха (4 ч)

33

Температура воздуха

Научатся понимать, что вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает полученное тепло воздуху. Иметь представление о том, почему земная поверхность нагревается неодинаково. Научатся измерять температуру воздуха с помощью термометра

Познавательные: формулирование познавательной цели Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы.

Делать выбор в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

П/ Р по теме «Измерение температуры воздуха с помощью термометра»



34

Ветер

Научатся понимать причину движения воздуха вдоль поверхности Земли; о созидательной и разрушительной работе ветра в природе и жизни; приборы «флюгер» и «анемометр». Научатся пользоваться флюгером и анемометром.

Познавательные: анализ с целью выделения признаков Коммуникативные: Договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе ,сотрудничать в совместном решении проблемы

Индивидуальный опрос



35

Что такое погода?

Иметь представление о погоде. Научатся понимать, от чего зависит погода, почему погода непостоянна; как изучают погоду. Научатся вести элементарные наблюдения за погодой, работая с дневником наблюдений

Познавательные: поиск и выделение информации «Что такое погода?»

Ориентация на самоанализ и самоконтроль результата


Индивидуальный опрос



36

Обобщение по теме «Движение воздуха».

Научиться понимать о свойствах воды и воздуха, их значении в природе и жизни человека.

Познавательные: Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях


Тест



Тайны недр Земли (7 ч)

37

Горные породы

Научатся понимать, что горные породы – природные тела, из которых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли и дно океанов; виды горных пород; происхождение магматических и осадочных горных пород

Познавательные: поиск и выделение информации «Что такое горные породы?» Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы

Фронтальный опрос




38

Разрушение горных пород

Научатся понимать, что осадочные горные породы образуются из вулканических при выветривании. Научатся наблюдать за проведением учителем опытов, иллюстрирующих разрушение горных пород под влиянием температуры и воды

Познавательные: поиск и выделение информации по теме «Разрушение горных пород; осадочные горные породы»


П/ Р по теме «Разрушение горных пород под влиянием температуры и воды»



39

Что такое минералы?

Иметь представление о минералах как составных частях горных пород. Научатся понимать, из каких минералов состоит гранит; разнообразие минералов, их практическое использование человеком.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.


П/ Р по теме «Из каких минералов состоит гранит»



40

Полезные ископаемые

Научатся понимать понятия «полезные ископаемые», «сплав», «металлы»,«месторождение»,«руда»; горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. Научатся называть свойства песка, глины, мрамора, гранита


П/ Р по теме «Свойства песка, глины»



41

Свойства полезных ископаемых

Научатся понимать свойства полезных ископаемых. Научатся в опытах определить свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану

Познавательные: Добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в текстах, таблицах. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

П/ Р по теме «Свойства полезных ископаемых»



42

Почему надо беречь полезные ископаемые

Научатся охранять полезные ископаемые и бережно относиться к богатствам природы; работать с учебными текстами

Индивидуальный опрос



43

Обобщение по теме «Тайны недр Земли»

Научатся понимать свойства полезных ископаемых. Научатся в опытах определить свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Тест



Почва (4 ч)

44

Как образуется почва

Научатся понимать, что горные породы; процесс почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов); понятие «цепь питания». Научатся работать с оглавлением учебника,

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации


Фронтальный опрос




45

Почва и ее состав

Научатся понимать, что почва – продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; что такое цепи питания; состав почвы (минеральные соли, перегной, воздух, вода, песок, глина); что такое плодородие почвы. Научатся изучать состав почвы; проводить опыты и наблюдения; делать выводы


Фронтальный опрос




46

Зачем и как люди заботятся о почве.

Почвы родного края.

Научатся понимать значение почвы; мероприятия по охране почв в родном крае. Научатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; обсуждать проблему

Познавательные: Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников; Ориентироваться в своей системе знаний: предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Регулятивные: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы


Фронтальный опрос




47

Обобщение по теме «Почва»


Тест



Природные сообщества (6 ч)

48

Лес и его обитатели

Иметь представление о природном сообществе. Научатся понимать многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания. Научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса; составлять цепи питания, существующие в сообществе – лес

Познавательные: Добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в текстах, таблицах. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Фронтальный опрос




49

Луг и его обитатели

Научатся понимать многообразие растительного и животного мира луга и возможность их совместного обитания. Научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания, существующие в сообществе – луг

Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

Фронтальный опрос




50

Поле и его обитатели

Научатся понимать, что поле – искусственно созданное человеком природное сообщество для выращивания культурных растений; многообразие растительного и животного мира поля и возможность их совместного обитания. Научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями поля; составлять цепи питании, существующие в сообществе – поле

Познавательные: поиск и выделение информации по теме «Поле и его обитатели»


Фронтальный опрос




51

Пресный водоем и его обитатели

Научатся понимать искусственные и естественные водоемы; многообразие растительного и животного мира пресного водоема и возможность их совместного обитания. Научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями пресного водоема; составлять цепи питания, существующие в сообществе – пресный водоем

Познавательные: поиск и выделение информации по теме «Пресный водоем и его обитатели»


Фронтальный опрос




52

Болото и его обитатели

Научатся понимать многообразие растительного и животного мира болота и возможность их совместного обитания. Научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота; составлять цепи питания, существующие в сообществе – болото

Познавательные: поиск и выделение информации по теме«Болото и его обитатели»


Фронтальный опрос






53

Обобщение по теме «Природные сообщества»

Научатся понимать понятие «природное сообщество». Научатся анализировать связи в каждом из изученных природных сообществ

Регулятивные:выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

Ориентация на самоанализ и самоконтроль результата

Фронтальный опрос




Человек и природные сообщества (9 ч)

54

Значение лесов

Научатся понимать значение леса для природы и для жизни человека. Научатся охранять природные богатства

Познавательные: Добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в текстах, таблицах. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия


Фронтальный опрос




55

Безопасное поведение в лесу

Научатся понимать опасности, возникающие при неправильном поведении в лесу; правила безопасного поведения в лесу. Научатся выполнять правила безопасного поведения в лесу

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Фронтальный опрос




56

Луг и человек

Научатся понимать о значении луга в жизни человека, о мероприятиях по охране лугов; о многообразии растительного и животного мира луга и возможности их совместного обитания Научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания, присущие сообществу луга

Познавательные: поиск и выделение информации по теме «Луг и человек». Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме


Фронтальный опрос




57

Надо ли охранять болота?

Научатся понимать об опасности прогулок около болот; о значении болот в природе и жизни человека Научатся выполнять правила безопасного поведения на болотах

Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов


Фронтальный опрос




58

Дары рек и озер

Иметь представление о реках и озерах России и родного края. Научатся показывать на карте реки и озера; выполнять правила поведения у водоемов

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации


Фронтальный опрос




59

Безопасное поведение у водоемов

Научатся понимать правила безопасного поведения у водоемов в разное время года. Научатся выполнять правила безопасного поведения

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели


Фронтальный опрос




60

Человек – защитник природы

Научатся понимать мероприятия, связанные с охраной природы родного края. Научатся называть растения и животных из Красной книги родного края

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели


Фронтальный опрос




61

Природа будет жить!

Иметь представление о развитии (размножении) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Научатся называть детенышей животных

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации Регулятивные: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы


Фронтальный опрос




62

Обобщение по теме «Человек и природные сообщества»

Научатся понимать значение леса, луга, болота, водоема для природы и для жизни человека. Научатся охранять природные богатства


Фронтальный опрос




Путешествие в прошлое (4 ч)

63

Лента времени

Иметь представление о ленте времени. Научатся понимать понятия «месяц», «год», «век»; основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля с XII по XV век

Познавательные: Добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в текстах, таблицах. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из данных критериев.

Фронтальный опрос




64

Золотое кольцо России

Научатся называть города России, их достопримечательности; показывать на карте города России

Познавательные: поиск и выделение информации по теме «Золотое кольцо России».Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Фронтальный опрос




65

Путешествие по Санкт-Петербургу

Иметь представление об историческом значении и основных достопримечательностях Санкт-Петербурга. Научатся показывать Санкт-Петербург на карте; рассказывать об основных достопримечательностях города

Познавательные: поиск и выделение информации по теме «Основные достопримечательности Санкт-Петербурга»

Регулятивные: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы


Фронтальный опрос




66

Обобщение по теме «Путешествие в прошлое».

Иметь представление о ленте времени. Научатся понимать понятия «месяц», «год», «век»; основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля с XII по XV век; города России.


Фронтальный опрос




67- 68

Резервные уроки





































УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ



УЧЕБНО -МЕТОДИЧЕСКОЕ

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ

УМК

1. Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимова С. А. Окружающий мир. 3класс: Учебник. – М.: Академкнига/ Учебник.

2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник.

3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия.- М.: Академкнига/Учебник.

4 . Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/ Учебник.

5.http:// www.school.edu.ru

6.http:// geo.1september.ru

7. http:// adyenture.hut.ru/general/steppe.htm

8. http:// www.lesgazeta.ru/

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия http:// mega.km.ru

Сайты энциклопедий http://www.encyclopedia.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.iv-edu.ru/catalog/,

Федеральный центр информационно образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/,



Интерактивная доска.

Компьютер. Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.

Стол учительский с тумбой.

Ученические столы 2- местные с комплектом стульев.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Географические и исторические настенные карты

Термометры для определения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский.

Лупа. Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.

Коллекции полезных ископаемых.

Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений.

Живые объекты (комнатные растения).

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.



Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 3 класса
  • Начальные классы
Описание:
  1. Сведения о программе

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе:

Федерального государственного стандарта начального общего образования

  • Образовательной программы начального общего образования, утверждённой приказом МБОУ « Гимназия №2» от 26. 08. 2015 г. приказ №113
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к исполнению в образовательном процессе в образовательных учреждениях
  • Учебных методических комплексов О.Н.Федоровой, Г.В.Трафимовой, С.А.Трафимова, Л.Г.Кудровой
  • Школьного учебного плана.
Автор Новикова Алла Владимировна
Дата добавления 17.12.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 417
Номер материала MA-063248
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓