РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Программу составила
Смирнова Елена Владимировна, учитель начальных классов МКОУ СОШ № 21 им.
И.С.Давыдова с. Обильного
Пояснительная
записка.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное
искусство» составлена на основе:
федерального государственного образовательного стандарта
начального общего начального образования ( приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6
октября 2009г.);
·
концепцией
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
·
примерной
программы по изобразительному искусству. 1-4 классы (стандарты второго
поколения) -М.: Просвещение, 2011 г.;
·
авторской
программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и
художественный труд 1-4 классы» под руководством Б.М.Неменского: М.Просвещение
2007 г
Общая
характеристика учебного предмета
Изобразительное
искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с
остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип
мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием
становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель учебного предмета «Изобразительное
искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой
части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных
поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые
искусством, должны быть средством очеловечения, формирования
нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и
искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру
и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов
пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика,
скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов
декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного
крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в
синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они
изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте
конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов
художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
—
изобразительная художественная деятельность;
—
декоративная художественная деятельность;
—
конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный,
декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в
качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной
деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое
участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически
приобщать их к миру искусства.
Эти
три вида художественной деятельности и являются основанием для деления
визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства,
конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый
из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения
искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов
искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов
искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной
деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует
внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека,
на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной
деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения,
Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и
понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать
искусство.
Тематическая
цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные
эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок
поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей
со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество
учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность
их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск
личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности —
практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты
окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность
(ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию
искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт
художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают
различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь,
пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы),
инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники
(аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена
художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету,
изучению искусства и является необходимым условием формирования личности
каждого.
Восприятие произведений
искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а
также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия
произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит
формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является
выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со
словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие
художественно-образного мышления учащихся
строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е.
умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е.
способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ,
выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей
реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний,
своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала
курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности
самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на
основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие
задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и
переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая
музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный
образ.
Программа «Изобразительное искусство»
предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся
и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть
разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый
выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая
деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать
друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий
положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих
силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и
возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого,
сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на
уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в
объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная
работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной
работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного
материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных
произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки
являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства
художественной выразительности — форма, пропорции, пространство,
светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция —
осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по
изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает
осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения
человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения
школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры,
живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и
народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание
художественной культуры своего народа.
Место
учебного предмета в учебном плане
Согласно
учебного плана МКОУ СОШ № 21 им.И.С.Давыдова с.Обильного на изучение предмета
«Изобразительное искусство» в 2015-2016 учебном году отводится 1 часа в неделю,
но исходя из количества учебных недель (35),количество учебных часов составляет
35.Увеличение рабочей программы по сравнению с авторской произошло в разделе
«Как говорит искусство» -1 ч.
Тематическое
планирование.
№
|
Тема.
|
Количество часов
|
1
|
Чем и как работает художник.
|
8 ч.
|
2
|
Реальность и фантазии.
|
8 ч.
|
3
|
О чём говорит искусство.
|
11 ч.
|
4
|
Как говорит искусство.
|
8 ч.
|
|
Итого:
|
35 ч.
|
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в
начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные
результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по
программе «Изобразительное искусство»:
§
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
§
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей
страны и мира в целом;
§
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и
каждого отдельного человека;
§
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
§
сформированность эстетических потребностей — потребностей в
общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к
окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой
деятельности;
§
развитие эстетических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
§
овладение навыками коллективной деятельности в процессе
совместной творческой работы в команде одноклассников
под руководством учителя;
§
умение
сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
свою часть работы с общим замыслом;
§ умение
обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные
результаты
характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся,
проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
§
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е.
умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
§
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в
процессе выполнения коллективной творческой работы;
§
использование средств информационных технологий для решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений
по живописи, графике, моделированию и т.д.;
§
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных
художественно-творческих задач;
§
умение рационально строить самостоятельную творческую
деятельность, умение организовать место занятий;
§
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к
достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт
учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
§
знание видов художественной деятельности: изобразительной
(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура),
декоративной (народные и прикладные виды искусства);
§
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных
искусств;
§
понимание образной природы искусства;
§
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
§
применение художественных умений, знаний и представлений в
процессе выполнения художественно-творческих работ;
§
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально
оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
§
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая
суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
§
усвоение названий ведущих художественных
музеев России и художественных музеев своего региона;
§
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
§
способность использовать в художественно-творческой деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;
§
способность передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
§
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный
художественный образ;
§
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности
основ цветоведения, основ графической грамоты;
§ овладение
навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения
средствами аппликации и коллажа;
§ умение
характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;
§ умение
рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира,
способности человека в самых разных природных условиях создавать свою
самобытную художественную культуру;
§ изображение
в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по
урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека,
народных традиций;
§
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам
относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного
искусства и традиционной культуры;
§ способность
эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших
исторический облик, — свидетелей нашей истории;
§ умение
объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества
для современного общества;
§ выражение
в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим
ансамблям древнерусских городов;
§ умение
приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и
богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Требования к планируемым
результатам освоения учебного предмета во 2 классе:
Личностными результатами является формирование следующих
умений:
-учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-основы
экологической культуры: принятие ценности природного мира.
-ориентация
на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи.
-способность
к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные
УУД:
-учитывать
выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
-планировать
свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
в том числе во внутреннем плане;
-адекватно
воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
Познавательные
УУД:
-строить
сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться
на разнообразие способов решения задач;
-строить
рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
и связях;
Коммуникативные
УУД:
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
-формулировать
собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать
речь для регуляции своего действия.
Предметными
результатами изучения изобразительного
искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся
научится:
-различать
основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура,
художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает
значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация,
коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения
выдающихся художников и народных мастеров;
-различать
основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную
напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их
для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой
деятельности;
основные и смешанные цвета,
элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и
холодных тонов;
- особенности построения
орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники
безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки
различных материалов;
- организовывать своё рабочее
место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую
форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом
замысла;
- конструировать из бумаги на
основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на
основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных
материалов;
- пользоваться простейшими
приёмами лепки.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.