Главная / Начальные классы / Рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочая программа по ОРКСЭ

Пояснительная записка

Рабочая программа «Основы светской этики» разработана на основе авторской программы М.Т.Студеникин М., Русское слово, 2012 год) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования .

Цель преподавания учебного предмета:

Формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно- культурной традиции.

Задачи:

- обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;

- знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Место предмета в учебном плане:

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 ч в неделю в 4 классе. Курс рассчитан на 35 часов (35 учебных недель).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В основе учебно -воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Личностные метапредметные и предметные результаты усвоения учебного предмета

Личностные результаты:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

Осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказыватьсуждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Планируемые результаты

В результате изучения модуля «Основы светской этики» ученик должен знать/понимать:

-основные понятия светской этики; - историю возникновения светской этики ;

-нормы морали; формирование чувства гордости за свою Родину;

-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,

- национальностей, религий;

- формирование уважительного отношения к разным светским и духовным традициям.

-методы нравственного самосовершенствования.

уметь:

-отстаивать свою точку зрения;

-грамотно формулировать свои мысли,

-мотивировать свою точку зрения;

-анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морального правила

Основное содержание программы

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей. Нами выбран модуль «Основы светской этики».

Содержание учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей.

Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России.

Второй и третий тематические блоки дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.

Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебно – методическое обеспечение курса

1. Студеникин М. Т. Основы светской этики. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. Учебное пособие. Москва.: «Русское слово», 2012.

2. Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4класс. Программа курса к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2012

. 3. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс, М.: «Просвещение», 2010.

4. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Книга для родителей, М.: «Просвещение», 2010.

5. Мир словарей.

6. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

7. Энциклопедия «Вокруг света».

8. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М. : Просвещение, 2010. – 32 с.

9. Из истории мировой гуманистической мысли/Сост. А.Ф. Малышевский.- М.: Просвещение,1995

Тема

Количество часов

Элементы содержания

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Дата

Предметные результаты

Универсальные учебные действия (УУД)

личностные


познавательные

регулятивные

коммуникативные

план

факт

1

Введение в предмет

1

Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют

Знать понятия: Культура материальная и духовная, нравственность, общечеловеческие ценности, научится работать с учебником

умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. - находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами

умеет организовывать своё рабочее место и работу; -сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям, выработанным в классе

оформляет свою мысль в устной речи; - умеет задавать уточняющие вопросы; - осознанно читает вслух и про себя

Положительно относиться к школе проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи чтению, ведению диалога с автором

6.09.


2

Россия - Родина моя

1

Понятие Родины. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина - Россия, ее географическое положение, природа, население. Россия - многонациональное государство. Национальность и раса

Знать понятия: Родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы. Научится работать с дополнительной литературой

умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. - находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами

умеет организовывать своё рабочее место и работу; -сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям, выработанным в классе

-оформляет свою мысль в устной речи;

- умеет задавать уточняющие вопросы;

- осознанно читает вслух и про себя

Положительно относиться к школе проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи чтению, ведению диалога с автором

13.09


3

Значение Родины в жизни человека

1

20.09


4

Этика и этикет.

1

Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика

Что такое этика, что она предполагает. Основатель этики. Мораль и её значение. Религиозная и светская этика.

осуществляет поиск необходимой информации; -использовать общие приёмы решения задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

организовывает своё рабочее место и работу; - выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

оформляет свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма; - учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию

Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу

27.09


5

История правил этикета, этические требования в поведении

1

4.10


6

Вежливость

1

Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение.

Знать как появились в нашей жизни эти понятия, какими качествами должен обладать истинный джентльмен, что значит быть настоящей леди познакомиться с понятием

Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов. Устанавливать причинно- следственные связи.

Умение договариваться, находить общее решение. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Учиться работать по предложенному учителем «благородство» плану. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели

Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников

11.10


7

Общечеловече ские ценности. Разные жизненные ситуации.

1

18.10


8

Добро и зло

1

Понятие добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках и былинах. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать - начало доброго отношения к людям. Благожелательность, забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты. Тест № 1

Научиться находить различия между добром и злом

Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, определение понятий добро, зло, гуманность

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

аргументирует свою позицию и координирует её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Учебно познавательный интерес к новому учебному материалу

25.10


9

Общечеловеческие ценности. Умение дарить теплоту и доброту

1



10

Дружба и порядочность

1

Понятие проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы.

Осознать ценность и необходимость дружбы; развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями.

Понимание и преобразование информации. Формирование умения читать дидактические иллюстрации. Умение анализировать содержание текста и находить недостающие фрагменты

Способность к волевому усилию при работе с книгой. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Умение слушать и вступать в диалог. Умение предлагать помощь и сотрудничество. Умение строить монологическое высказывание

Мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта ребенка и через введение заданий занимательного характера

8.11


11

Общечеловеческие ценности. Каким должен быть настоящий друг

1

15.11


12

Честность и искренность

1

Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.), что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов

Познакомиться с понятиями «честь» и «достоинство» Справедливость. Моральные правила справедливого человека

сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; -осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную

аргументирует свою позицию и координирует её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором. - развивает эстетические чувства –стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения

22.11


13

Общечеловеческие ценности. Репутация и закон

1

29.11


14

Гордость и гордыня.

1

Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положи- тельных качеств личности. Гордость за хорошие дела и поступки героев России. Тест № 2

Научиться находить различия между гордостью и гордыней, добродетелью и пороком

Формирование умения читать дид.материал и осуществлять поиск необходимой информации; -использовать общие приёмы решения задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

организовывает своё рабочее место и работу; -выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

оформляет свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма; - учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками

6.12


15

Чувство гордости за добрые дела и успехи.

1

13.12


16

Обычаи и обряды русского народа

1

Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России. Обычай праздника «Благовещение» и возрождение традиций

Образцы нравственности в культурах разных народов, и культуре Отечества

обобщить и углубить знания учащихся о традициях и обрядах русского народа, русских богатырях, о нравственном идеале на примере богатырского образа

Поиск и выделение необходимой информации – перечитывание текста с разными задачами: поиск и оценка нужных частей текста Работа с маркированными в тексте строчками. Работа с дидактическими иллюстрациями Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).

Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности К.: Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке, работа в групп

Смыслообразование и нравственно этическая ориентация: подведение к мысли, что именно поэты и художники открывают нам привычные вещи с новой стороны, потому что они смотрят на мир с любовью и удивлением, изменяют его силой своего воображения

20.12


17

Культура Отечества.

1

27.12


18

Терпение и труд.

1

Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последоватеность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника.

Осознать ценность и необходимость трудовой деятельности; труд как ценность в жизни человека; развивать умение анализировать свой труд и ценить труд других

Понимание и преобразование информации. Формирование умения читать дидактические иллюстрации. Умение анализировать содержание текста и находить недостающие фрагменты

Способность к волевому усилию при работе с книгой. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Умение слушать и вступать в диалог. Умение предлагать помощь и сотрудничество. Умение строить монологическое высказывание

Мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта ребенка и через введение заданий занимательного характера

17.01


19

Труд как ценность в жизни человека

1

24.01


20

Семья и её ценности.

1

Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи

Осознать значимость семьи в жизни человека, формировать такие этические чувства как любовь, забота, уважение к родителям и близким Род. Семья. Фамилия. Родословная.

умение выделять существенную информацию из различных источников;

в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий

выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности

Мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта ребенка и через введение заданий занимательного характера

31.01


21

Место ребёнка в семье.

1

7.02


22

Семейные традиции.


Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание

Осмыслить понятие семейные традиции, познакомить с наиболее распространёнными семейными традициями

умение выделять существенную информацию из различных источников

в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий

выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности

14.02


23

Традиции в моей семье.


21.02


24

Сердце матери


Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Тест №3 Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким.

Осознать утверждение: «Мама - Творец человека», систему общечеловеческих норм, правил и принципов поведения.

умение выделять существенную информацию из различных источников;

в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий

получить новые сведения о своих мамах

28.02


25

«Мама – самое дорогоев жизни каждого».



7.03


26

Правила твоей жизни


Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности.

Закрепить знания о правилах поведения и общения друг с другом, формировать умение оценивать свои поступки и поступки товарищей, формировать умения и навыки соблюдения этических норм поведения

Извлечение необходимой информации при работе с картой

Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебник

Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России

14.03


27

Соблюдение этических норм поведения.


21.03


28

Праздники народов России.

1

Христианские празд- ники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застоль- ный этикет. Курбан- байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести.

Обогатить знания о праздниках и традициях, обрядах разных народов России, развивать культуру проведения различных праздников и соблюдение норм этикета на них

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок

Умение строить монологическое высказывание. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний.

4.04


29

Праздники государственн ые и светские.

1





11.04


30

Защитники Отечества.


23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины 13 – 20 вв. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны в наше время. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет.

Знать легендарных личностей различных исторических эпох, их героические поступки, формировать патриотические чувства: гордости и сопричастности к истории страны

Извлечение необходимой информации при работе с картой

Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю

18.04


31

Патриотизм многонациона льного и многоконфесс ионального народа России


25.04


32

Итоговое повторение.

1

Образование - как нравственная норма. Тест № 4

Уметь создавать проекты

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Работа с двумя источниками информации

Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей. Самоконтроль

Коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности.

Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

2.05


33

Подготовка творческих проектов.

1

16.05


34

Презентация творческих проектов

1

23.05


Темы для предлагаемых творческих проектов: «Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий», «С чего начинается Родина», «Моё отношение к России», «Возможен ли подвиг в мирное время?», «Зачем нужна этика?», «Традиционные праздники моей семьи», «Я доверяю свои тайны … и почему?», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества», «Мой друг», «Диалог культур во имя мира и согласия», «Мой дедушка (прадедушка) – защитник Родины », «Моё отношение к миру» и другие по выбору учащихся





Рабочая программа по ОРКСЭ
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа «Основы светской этики» разработана на основе авторской программы М.Т.Студеникин М., Русское слово, 2012 год) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования .

Цель преподавания учебного предмета:

Формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно- культурной традиции.

Задачи:

- обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;

- знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Автор Саламатова Айгуль Юрьевна
Дата добавления 01.12.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 28
Номер материала MA-068813
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓