ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1. Закон «Об образовании
в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273
2. Федерального
государственного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства
образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»)
3. Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2012.№ 1067 «Об утверждении федеральных перечней
учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы
общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебные
год» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 № 26755)
4.Письма
Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным
предметам федерального базисного учебного плана»
5. Примерной
программы по учебным предметам. Начальная школа.
6. Программы по окружающему
миру 1 класс под редакцией А.А. Плешакова и др.
7. Учебного плана
МБОУ «Новообинцевская СОШ» на 2014/2015 учебный год
8. Положения о
рабочей программе МБОУ «Новообинцевская СОШ»
Отбор содержания курса
«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Цели:
—
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе
единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления
ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
—
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
1) формирование
уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором
проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание
ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в
нём;
3) формирование
модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и
безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика
курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный
интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие,
обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных
и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения
мира в/его важнейших взаимосвязях.
Ценностные
ориентиры содержания курса
•
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества.
• Культура как процесс и результат человеческой
жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
•
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к
познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
•
Человечество как многообразие народов, культур, религий. В Международное
сотрудничество как основа мира на Земле.
•
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в
любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
•
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд
и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
•
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое,
психическое, духовно- и социально-нравственное.
•
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе,
историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Характеристика
организации учебного процесса (формы, методы и технологии обучения):
• словесные – наиболее
успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их
применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и
эмоциональной сферы личности;
• наглядные – наиболее
успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса,
воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
• практические, проблемно-поисковые и методы самостоятельной работы,
применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и
способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной
сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
• репродуктивные,
необходимы для получения фактических знаний, развития наглядно-образного
мышления, памяти, навыков учебного труда;
• индуктивные и дедуктивные,
оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит
сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и
предметного мышления.
Работа в группе
позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает
эффект включенности в общую работу класса. Одна из задач, стоящих перед
учителем при организации работы в группах, - создание перспективы для получения
индивидуального образовательного результата каждым учеником.
Используя ИКТ –
технологии на уроке, учитель и дети получают возможность отбора материала,
наиболее адекватного для восприятия конкретного класса.
Организация
учебного процесса (формы, методы и технологии обучения)
1.
Практические методы (наблюдение объектов и явлений в природе, опыты с ними).
2.
Наглядные методы (работа с демонстрационными объектами, различными, наглядными
пособиями).
3.
Словесные методы (рассказ, беседа, диалог, лекция).
Наглядные методы (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей,
кинофильмов, диафильмов) с наибольшей полнотой соответствуют возможностям
познавательной деятельности детей, позволяют сформировать у них яркие,
конкретные представления о природе. Использование практических методов обучения
(игра, элементарные опыты и моделирование) в процессе ознакомления с природой
позволяет учителю уточнять представления детей, углублять их путём установления
связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в
систему полученные знания.
Словесные
методы (рассказы учителя и детей, чтение художественных произведений о природе,
беседы) используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и
обобщения их, помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение
к природе.Одними из ведущих методов изучения природы являются практические.
Практические
методы обучения – характеризуются тем, что при их применении включаются в
процесс усвоения знаний различные виды деятельности школьников. Это разработка
плана, ознакомление с объектами, осмысление задания, практическая работа по его
выполнению, оформление результатов, подведение итогов выполненной работы и др.
Практические методы при изучении природоведения применяются широко, потому что
способствуют наилучшему изучению предметов, объектов и явлений природы.
Практические
методы тесно связаны со словесными и наглядными (показ, объяснение учителем
предстоящей работы и др.). В работе по ознакомлению детей с природой необходимо
использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. При
выполнении какого-либо практического задания учитель ставит перед учащимися
задачу и раскрывает структуру ее выполнения. При этом особенно важно, чтобы
задача была сформулирована как проблемная. В процессе решения ее школьником
необходимо использовать уже имеющиеся знания, подключить практическую и
мыслительную деятельность. Усвоение знаний в процессе практической деятельности
активизирует учебный процесс, развивает самостоятельность и творчество
учащихся. Опыт работы школ показывает, что знания, добытые школьниками в
процессе активной деятельности, не только легче и сознательнее усваиваются, но
и значительно прочнее. Практические методы обучения применяются тогда,
когда новые знания необходимо получить в процессе активной практической и мыслительной
деятельности. Применение в процессе обучения практических методов позволяет не
только усвоить новые знания, но и выработать практические умения для их
усвоения и применения в новых ситуациях.
Работа в группе
позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает
эффект включенности в общую работу класса. Одна из задач, стоящих перед
учителем при организации работы в группах, - создание перспективы для получения
индивидуального образовательного результата каждым учеником.
Используя
ИКТ – технологии на уроке, учитель и дети получают возможность отбора
материала, наиболее адекватного для восприятия конкретного класса.
Учебный предмет «Окружающий мир» входит в предметную область «Обществознание
и естествознание»
На
изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч
в неделю: 1 класс —66ч (33 учебные недели).
Соответствует
федеральному перечню учебников, утверждённому Министерством образования и науки
РФ. Учебник «Окружающий мир». В 2ч. – М.: Просвещение, 2011, авторской
программы «Окружающий мир» автора: А.А. Плешакова (Сборник рабочих программ
«Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.:
Просвещение, 2011).
Информация о внесенных
изменениях в авторскую программу и их обоснование: нет.
Используемая в
тексте программы система условных обозначений: т – теоретическое занятие, п – практическое занятие, к –
комбинированный урок.
Планируемые
результаты
Освоение
курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных
результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской
идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование
ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических
и демократических ценностных ориентации;
2) формирование
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение
начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие
и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
и формирование личностного смысла учения;
6) развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10) формирование
установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Изучение
курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных
результатов начального образования, таких как:
1) овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления;
2) освоение
способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение
начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование
знаково-символических средств представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование
различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность
слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение
общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение
начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение
базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи
и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и
информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными
моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При
изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные
результаты:
1) понимание
особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность
уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,
природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание
целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение
доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение,
опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов,
от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие
навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с
требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету «Окружающий
мир».
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
№
|
Разделы
|
Количество
часов
|
Лабораторные,
практическое ,развитие речи, внеклассное чтение
|
Экскурсии
|
Контрольные
работы
|
1
|
Задавайте
вопросы!
|
1
ч
|
|
|
|
2
|
«
Что и кто?»
|
20
ч
|
|
4
|
|
3
|
«
Как, откуда и куда?»
|
12
ч
|
3
|
1
|
|
4
|
«
Где и когда?»
|
11
ч
|
|
|
|
5
|
«
Почему и зачем?»
|
22
ч
|
1
|
|
|
итого
|
5
разделов
|
66
часов
|
4 практических
|
5
экскурсий
|
-----
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.