ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Проблема патриотического
воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из
актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в
Российской Федерации определена не только государственная политика в области
образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с
активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота
своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других
народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения
военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи
Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы
патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите
Родины.
Обществу
нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные
люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо.
Поэтому
особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию
патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм
- категория нравственная. А к нравственным поступкам человека побуждают его
сознание и убеждение, которые являются мощными мотивами активности. И конечно,
истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие. И
провозглашает общечеловеческие ценности: разум, мир, добро, справедливость,
любовь и т.д.
В
настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания
детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки
подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать
ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного,
сотрудника правоохранительных органов.
В
2005 году разработана «Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», основной целью которой
является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей
развитие России как свободного, демократического государства, формирования у
граждан РФ высокого
патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению
конституционных обязанностей.
В
связи с этим на базе МБОУ СОШ № 28 создается военно-патриотический кружок
«Юные патриоты», в котором подростки приобретут нравственные,
морально-психологические и физические качества, а также специальные
профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества,
гражданину, патриоту.
Все
ли ребята смогут показать себя настоящими патриотами, покажет время. И хотелось
бы, чтобы оно было мирным. А если вдруг предстоит встать на защиту Родины, то
они выполнят патриотический долг с честью и достоинством.
Таким
образом, патриотизм – это система отношений человека к:
·
истории страны: историческому прошлому,
героическому прошлому и настоящему, истории и традициям русской армии;
·
национальной культуре: обычаям и традициям,
литературе, науке, музыке и т.д.;
·
стране на карте мира: ее природе, экономике, месту
собственного жительства, «малой» Родине;
·
государству: как правовому институту, гаранту
законности и порядка, гражданскому долгу перед государством, народом, защищать
его мощь, независимость, ответственности за свою жизнь, жизнь близких людей,
судьбы народа в целом.
В
связи с вышеизложенным необходима целенаправленная работа по формированию у
учащихся любви к отечеству, ответственности за его защиту.
Участниками
военно-патриотического кружка «Юные патриоты»» являются учащиеся 14-16 лет.
Важнейшее значение в патриотическом воспитании
учащихся имеет законодательная база.
Нормативно-правовая база:
- Конституция
Российской Федерации;
- ФЗ от 10 июня 1992
г .№3266-1 «Об образовании»;
- ФЗ от 19 мая 1995
г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
- ФЗ от 31 мая1996 г.
№ 61-ФЗ «Об обороне»;
- ФЗ от 28 марта 1998
г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе»;
- Указ Президента РФ
от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных
объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»;
- постановление
Правительства РФ от 11 июля 2005 года № 422 « О государственной программе
«Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы»;
- Конвенция ООН «О
правах ребенка».
Основными принципами
деятельности военно-патриотического кружка являются:
- принцип
добровольности;
- принцип
взаимодействия;
- принцип учета
индивидуальных и возрастных особенностей;
- принцип
преемственности;
- принцип равноправия
и сотрудничества;
- принцип гласности;
- принцип
самостоятельности;
- принцип ответственности;
- принцип
коллективности;
- принцип
ответственности за собственное развитие.
Ожидаемые
результаты:
Наиболее важными
предполагаемыми результатами работы по реализации программы можно считать:
- становление
личности учащегося как гражданина России, готового встать на защиту
Родины;
- воспитание
уважительного отношения к пожилым людям, укрепление связи ветеранов и
молодёжи, преемственность;
- создание условий
для раскрытия ребёнка как гармонично развивающейся личности, с большим
творческим потенциалом;
- привлечение как
можно большего количества детей и педагогов к активным формам гражданского
и патриотического воспитания, способствующих сохранению преемственности
поколений.
Тематический план
1 года обучения
№ п/п
|
Наименование темы
|
Количество
часов
|
Примечание
|
1
|
Вооруженные Силы РФ – защитники нашего Отечества
|
4
|
|
1.1
|
Организация
Вооруженных Сил Московского государства, военные реформы ХV- ХIХ в.в., создание массовой армии.
|
1
|
|
1.2
|
Создание
Советских ВС России, их предназначение
|
1
|
|
1.3
|
Реформа ВС
России, этапы и основное содержание реформы
|
1
|
|
1.4
|
Вооруженные
Силы РФ – защитники нашего Отечества. Функции и основные задачи ВС РФ.
|
1
|
|
2
|
Боевые
традиции Вооруженных Сил России
|
9
|
7
|
2.1
|
Патриотизм –
духовно-нравственная основа личности военнослужащего – защитника Отечества.
|
1
|
|
2.2.
|
Основные
составляющие личности военнослужащего как защитника Отечества
|
1
|
|
2.3
|
Экскурсии в
в/часть п. Шумилово
История военных наград.
|
2
|
2 Выездное заседание кружка
|
2.4.
|
Дни воинской
славы России – дни славных побед. Встреча с ветеранами Великой Отечественной
войны.
|
1
|
Круглый стол 1
|
2.5
|
Основные формы
увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях.
|
1
|
1
|
2.6
|
Поход по
местам боевой славы малой Родины
|
3
|
3
|
3
|
Основы строевой подготовки
|
4
|
3
|
3.1
|
Строй и
управление строем. Обязанности военнослужащего в строю.
|
1
|
-
|
3.2
|
Строевые
приемы и движения без оружия.
|
1
|
1
|
3.3
|
Движения шагом
или бегом. Строи отделения.
|
2
|
2
|
4
|
Тактическая подготовка
|
5
|
4
|
4.1
|
Способы
передвижения солдата в бою Обязанности солдата в бою. Выбор и оборудование
места для стрельбы.
|
2
|
1
|
4.2
|
Действия при
вспышке ядерного взрыва.
|
1
|
1
|
4.3
|
Игра «Тропа
разведчика».
|
2
|
2
|
5.
|
Военная топография и туристические навыки
|
3
|
3
|
5.1
|
Карта.
Условные обозначения
|
1
|
1
|
5.2
|
Компас.
Азимут. Движение по азимуту. Ориентирование на местности. Игра «Школа
выживания».
|
2
|
2
|
6
|
Военно-
медицинская подготовка
|
4
|
4
|
6.1
|
Первая
медицинская помощь при ушибах, кровотечениях, переломах
|
1
|
1
|
6.2
|
Индивидуальная
аптечка. Назначение медикаментов.
|
1
|
1
|
6.3
|
«Искусственное
дыхание». Наложение повязок.
|
1
|
1
|
6.4
|
Игра
«Санитарные посты».
|
1
|
1
|
7
|
Правовые основы военной службы
|
6
|
6
|
7.1
|
Уставы ВС РФ
(строевой устав, дисциплинарный устав, устав внутренней службы)
|
1
|
1
|
7.2
|
Законы РФ о
в/службе. Воинские звания и знаки различия
|
1
|
1
|
7.3
|
Боевое знамя
в/части. Воинский коллектив
|
1
|
1
|
7.4
|
Вечер «Я
служить должен».
|
2
|
2
|
7.5
|
Обобщение и
повторение.
|
1
|
1
|
|
|
ИТОГО: 35 часов
|
Тематический план
2 года обучения
№ п/п
|
Наименование темы
|
Количество
часов
|
Примечание
|
1
|
Особенности военной службы
|
4
|
|
1.1
|
Конституция РФ
о военной службы. ФЗ «О статусе военнослужащих».
|
1
|
|
1.2
|
История
принятия Военной присяги в России как основного закона воинской службы.
|
1
|
|
1.3
|
Общие,
должностные и специальные обязанности военнослужащих.
|
1
|
|
1.4
|
Время воинской
службы, проводы военнослужащих, увольнение в запас. Служба по контракту.
|
1
|
|
2
|
Боевые
традиции Вооруженных Сил России
|
9
|
7
|
2.1
|
Патриотизм –
духовно-нравственная основа личности военнослужащего – защитника Отечества.
|
1
|
|
2.2.
|
Основные
составляющие личности военнослужащего как защитника Отечества. Викторина
«Вечная слава героям».
|
1
|
|
2.3
|
Экскурсии в
в/часть п.Шумилово.
Знакомство с современными видами оружия.
Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в
сражениях.
|
3
|
Выездное заседание кружка
|
2.4.
|
Дни воинской
славы России – дни славных побед. Встреча с ветеранами Великой Отечественной
войны.
|
1
|
Круглый стол
|
2.5
|
Поход по
местам боевой славы «малой» родины. Оказание помощи по благоустройству
забытых памятников.
|
3
|
3
|
3.
|
Тактическая подготовка
|
6
|
4
|
3.1
|
Нормирование
нагрузок в пешем походе для учащихся. Дозировка нагрузок в туристическом
походе.
|
2
|
-
|
3.2
|
Организация и
проведение однодневного пешего похода.
|
3
|
3
|
3.3
|
Обязанности
солдата в бою, передвижение солдата в бою
|
1
|
1
|
4.
|
ЗОМП
|
8
|
6
|
4.1
|
Ядерное
оружие. Поражающие факторы, способы защиты
|
1
|
1
|
4.2
|
Химическое
оружие. Бактериологическое оружие.
|
1
|
-
|
4.3
|
Коллективные
и индивидуальные средства защиты.
|
2
|
1
|
4.4
|
Тренировка в
пользовании противогазом, тренировка в одевании ОЗК. Просмотр фильмов о ЧС.
|
2
|
2
|
4.6
|
Игра «Тактика
и действия в экстремальных ситуациях»
|
2
|
2
|
5
|
Огневая подготовка
|
8
|
7
|
5.1
|
Основы и
правила стрельбы
|
1
|
-
|
5.2
|
Материальная
часть АК-74 и его модификации.
|
1
|
1
|
5.3
|
Назначение,
устройство РГД-5, Ф-1
|
1
|
1
|
5.5
|
Неполная
разборка и сборка АК- 74. Отработка норматива на разборке АК-74
|
1
|
1
|
5.7
|
Практические
стрельбы из пневматической винтовки
|
1
|
1
|
5.8
|
Тропа
мужества.
|
2
|
2
|
5.9
|
Обобщение и
повторение.
|
1
|
1
|
|
|
Итого: 35 часов
|
ЛИТЕРАТУРА.
1.
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10
июля 1992г. № 3266- 1 (с изм. на 1 декабря 2007г.)
2.
Государственная программа «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы». Утверждена
постановлением Правительства РФ от 11 июня 2005 года № 422.
3.
В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий «Основы безопасности
жизнедеятельности: методика преподавания предмета». Москва.«Вако», 2010г.
4.
В.Ю.Микрюков «Военно-патриотическое воспитание в
школе». Москва.»Вако», 2009г.
5.
Н.И.Хромов «Препаодавание ОБЖ в школе и средних
специальных образовательных учреждениях». Москва. Айрис Пресс, 2008 г.
6.
Л.А. Тетушкина «Основы безопасности
жизнедеятельности: секреты преподавания». Волгоград, «Учитель», 2009 г.
7.
Е.А.Воронова «Воспитать патриота». Ростов н/Д:
феникс, 2008 г.
8.
Т.В. Шепелева «Государственные символы России».
Волгоград: «Учитель», 2009 г.
9.
Г.С. Семенов «Программа гражданско-патриотического
воспитания детей и молодежи».
Москва: Школьная
пресса, 2008г. («Воспитание школьников. Библиотека журнала»).
10. П.Ф.Куклин, Л.А.Тетушкина, Л.А.Лаврова «Военно-спортивные игры».
Волгоград: Учитель, 2009г.
11. С.В.Титов, Г.И.Шабаева «Тематические игры по ОБЖ». Методическое пособие
для учителя. Москва: ТЦ Сфера, 2003 г.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
КРУЖКА
«ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ»
1
год обучения (35 часов 1 час в неделю)
1.
Вооруженные Силы РФ – защитники нашего Отечества
(4 часа)
Организация Вооруженных Сил Московского
государства в Х1V –XV вв.
Военная реформа Ивана Грозного в середине XV1в. Военная реформа ПетраI.
Создание советских Вооруженных Сил, их
структура и предназначение.
Основные
задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе
обеспечения национальной безопасности страны.
2.
Боевые традиции Вооруженных Сил России (9
часов)
Патриотизм и верность воинскому долгу –
качества защитника Отечества.
Преданность своему Отечеству, любовь к Родине,
стремление служить ее интересам, защищать от врагов – основное содержание
патриотизма
Экскурсии в воинскую часть п. Шумилово.
Поход по местам боевой славы малой Родины.
Шефство над забытыми памятниками войны в малых
деревнях и селах.
Дни воинской славы России – дни славных побед.
Встречи с героями и участниками Великой
Отечественной войны и участниками в боевых действиях в Афганистане и др.
3.
Тактическая подготовка (6 часа)
Основные виды
боя.
Обязанности солдата в бою.
Способы передвижения солдата в бою.
Игра на местности «Тропа разведчика»
4.
Военная топография и туристические навыки (3
часа)
Карта. Условные
обозначения.
Компас. Движение по азимуту.
Игра на местности «Школа выживания на базе
станции юных туристов ДДюТ.
5.
Военно-медицинская подготовка (5 часов)
Здоровье
человека, общие понятия и определения.
Назначение медикаментов. Индивидуальная
аптечка.
Первая медицинская помощь при
кровотечениях, ушибах. Наложение повязок.
Игра «Санитарные посты».
6.
Правовые основы военной службы (8 часов)
Уставы Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Законы Российской Федерации о воинской
службе.
Воинский коллектив.
Боевое знамя части.
Вечер «Я служить должен»
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
КРУЖКА
«ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ»
2
год обучения (35 часов 1 час в неделю)
1. Особенности военной службы (4 часа)
Конституция РФ о военной службе.
Федеральный закон «О статусе
военнослужащих».
История принятия военной присяги в России.
Общие, должностные и специальные
обязанности военнослужащих.
Время воинской службы, проводы
военнослужащих, увольнение в запас.
Служба по контракту.
2. Боевые традиции Вооруженных Сил России (9 часов)
Военнослужащий – защитник своего
Отечества, патриот с честью и достоинством
несущий звание защитника Отечества.
Основные качества военнослужащего Любовь к
Родине, ее истории, культуре,
Традициям, народу, преданность Отечеству,
верность воинскому долгу и военной присяге.
Основные формы увековечивания памяти
российских воинов, отличившихся в сражениях.
Экскурсия в воинскую часть п.Шумилово:
знакомство с историей воинской части, ее боевым путем. Встреча с
военнослужащими.
Поход по местам боевой славы малой
Родины. Встречи с Ветеранами Великой Отечественной войны, оказание им шефской
помощи.
3. Тактическая подготовка (6 часов)
Нормирование нагрузок в пешем походе для
учащихся.
Обязанности солдата в бою.
Передвижение солдата в бою.
Выбор места для стрельбы, самоокапывания и
маскировки.
4. ЗОМП (8часов)
Ядерное,
химическое и бактериологическое оружие, Поражающие факторы, способы
защиты.
Коллективные и индивидуальные средства
защиты.
Тренировка в одевании противогаза и ОЗК.
Учебные фильмы О ЧС, связанных с ядерным,
химическим и бактериологическим оружием.
Игра «Тактика и действия в экстремальных
ситуациях.
5. Огневая подготовка (8 часов)
Основы и правила стрельбы.
Автомат Калашникова, работа частей и
механизмов автомата, его чистка, смазка и
хранение.
Подготовка автомата к стрельбе.
Правила стрельбы, ведение огня из автомата.
Меры безопасности при стрельбе.
Практическая стрельба. (на базе в/ч).
Неполная разборка и сборка АК-74 и его
модификации.
Назначение, устройство РГД-5, Ф-1.
Практические стрельбы из пневматической
винтовки.
Игра «Тропа мужества».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.