Главная / История / Рабочая программа по обществознанию 10-11 классы(профильный уровень)

Рабочая программа по обществознанию 10-11 классы(профильный уровень)

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Болоховская СОШ №1» ____________________

Агеева Л.И.

«____» ________2013 г.


СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

____________________

Поволяева Л.Н.

«____» ________2013 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании Методического совета

протокол № _______


«____» _______2013 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ


СРЕДНЕЕ (полное) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(Профильный уровень)



Классы: 10 - 11


Учитель: Никитяев С.М.


Количество часов – 204 ч (3 часа в неделю)



Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.












БОЛОХОВО

2013/14 учебный год

Рабочая программа по обществознанию (10-11 класс – профильное изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).

Нормативно-правовая основа рабочей программы по обществознанию

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  3. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;

  4. Учебный план МБОУ Болоховская СОШ №1 на 2013-2014 учебный год.


Календарно-тематическое планирование курса обществознания в 10-11 классах (профильный уровень) составлено по программе, разработанной под руководством Л. Н. Боголюбова (Просвещение, 2006), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Данная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 204 часов для изучения на профильном уровне учебного предмета «Обществознание». В том числе в 10 и 11 классах по 102 часов, из расчета 3 часа в неделю.

Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человека в обществе, познание, социальные отношения, политику, духовно-нравственную сферу.

В курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.

В программе учтено, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право, с которыми осуществляется межпредметное взаимодействие.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе, где изучался курс «Обществознание» путём углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее.

Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей.


Целями курса являются:

  • развитие личности в период ранней юности, её духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;

  • освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

  • овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных;

  • освоение способов познавательной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений (включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

Требования к уровню подготовки выпускников. Учащиеся должны1

знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

  • основные социальные институты и процессы;

  • различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

  • особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;

уметь:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

  • анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

  • формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

  • нравственной оценки социального поведения людей;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


В результате изучения обществознания на профильном уровне предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; .

  • исследование реальных связей и зависимостей;

  • умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

  • отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • владение навыками редактирования текста;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);

  • формулирование полученных результатов;

  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Формами промежуточной аттестации учащихся являются: участие в проектной деятельности, круглых столах, тестировании; подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем.

Итоговая аттестация может проводиться как в традиционной форме (в виде устного экзамена), так и в виде ЕГЭ.

Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Использование межпредметных связей (литературой, историей, географией, МХК, английским языком) в учебном процессе обеспечивает лучшее понимание школьниками изучаемого материала и достижения более высокого уровня владения навыками.

Формы организации учебного процесса:

  • классно-урочная;

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • индивидуально-групповая;

  • фронтальная;

  • практикумы;

  • проектно-исследовательская.

Формы контроля ЗУН (ов);

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • контрольная работа;

  • практикум;

  • тестирование;

  • урок-зачет;

  • урок-викторина.

Охрана здоровья обучающихся

Методы здоровьесберегающих технологий, применяемых в ОУ, повышают уровень познавательной активности обучающихся, способствуют эмоциональной уравновешенности, уверенности в собственных возможностях, снижают роль стрессового фактора в учебном процессе.

Большое внимание уделяется:

  • рациональной организации урока,

  • психологической обстановке на занятиях,

  • созданию атмосферы успеха,

  • выполняются принципы наглядности (использование таблиц, карточек информаторов, тестов, иллюстраций, ИКТ и др.),

  • повторению,

  • принципу доступности,

  • дифференцированному подходу в обучении,

  • использованию дидактического материала

  • Определяется плотность урока, в течение учебного часа происходит смена 4 - 7 видов работ. На каждом уроке проводятся

  • эмоциональная разрядка

  • физминутки, корректировка осанки обучающихся

  • гимнастика для глаз

  • соблюдение санитарных норм в учебном кабинете (чистота, освещение, озеленение, температурный режим)

  • рациональная организация рабочего места обучающихся

  • поэтапное формирование умственных действий

обеспечивание доброжелательной атмосферы в классе




Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися


Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

- работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;

- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;

- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

- участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции; оппонирование иному мнению;

- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;

- подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;

- осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.


Содержание изучаемого курса


).


10 класс


Раздел 1. История обществознания

12часов

Раздел 2. Человек как творец и творение культуры

Тема1 Общество и человек (15 часов)

Тема2 Деятельность как способ существования людей (12 часов)

Тема3Сознание и познание (15 часов)

42 часа

Раздел 3. Социальная психология. Личность и межличностные отношения

18часов

Раздел 4. Экономика

30часов

Итого

102

11 класс


Раздел 5. Социальное развитие современного общества (введение в социологию)

24 часа

Раздел 6. Политическое развитие современного общества (введение в политологию)

23 часа

Раздел 7. Духовная культура

13часов

Раздел 8.Право

33часа

Раздел 9. Современный этап мирового развития

4 часа

Обобщение по курсу

5 часов

Итого

102


Структура курса



10 класс


Раздел 1. История обществознания 12 часов


Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания.

Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.Обществознание в эпоху Средневековья

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. Мифы древности. Древнеиндийские Веды о происхождении мира. Буддизм. Мудрецы даосской школы. Конфуцианство. Платон и Аристотель об обществе и государстве

Теория общественного договора. Трудовое общество А.Смита. Вперёд к «золотому веку». Гражданское общество Г.Гегеля. На пути к научной социологии. Марксистское учение об обществе. Развитие обществознания в XX веке

Философские искания XIX века. Русская философская мысль начала XX века. Бердяев

Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.

Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.

Знать понятия: «социальные науки», философия, социология, политология, социальная психология; миф, Веды, касты, брахманы, кшатрии, вайшья, карма, буддизм, йога, инь, ян, дао, конфуцианство. Идеальное государство, славянофилы, теория общественного договора, трудовая теория стоимости, утопизм, ленинизм, гражданское общество, абсолютная идея, марксизм, технократизм, ценности, экзистенциализм, ревизионизм. Академия, университет, колледж, лицей, гимназия.


Раздел 2. Общество. Человек как творец и творение культуры 42 часа

Место философии в системе обществознания. Философия и наука.


Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие информации. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.


Виды и уровни человеческих знаний. Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Мифологическое и рационально-логическое знание. Религия. Мораль. Нравственная культура. Право. Искусство.


.


Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Понятие информации. Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.

Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.

Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение. Ролевое поведение. Гендерное поведение

Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума. Типология обществ. Системное строение общества. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Формации и цивилизации. Процессы глобализации и становление единого человечества


Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особая часть мира. Факторы изменения социума.

Системное строение общества. Социальная система, её подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.

Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.

Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.

Смысл и направленность исторического развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры. Многообразие и диалог культур.

Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.

Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора. Свободное общество.

Знать понятия: антропогенез, социогенез деятельность, её структура, мышление, язык. Социальная система, её структура, цивилизационный подход, формационный подход. Традиционная цивилизация, индустриальная цивилизация, общественно-экономическая формация, культура. Прогресс, регресс, критерии прогресса, прогрессивные силы, реакционные силы.

Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.

Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.

Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Политические отношения. Легитимность власти. Знать понятия: потребности, интересы, творчество. Духовная культура, духовные ценности, трудовая деятельность, социальное партнерство.


Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.

Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение

Виды и уровни человеческих знаний. Мировоззрение, его виды и формы. Мифологическое и рационально-логическое знание. Религия. Мораль. Нравственная культура. Право. Искусство.

Жизненный опыт и здравый смысл.

Научное познание. Наука, основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.


Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук

Духовная жизнь людей. Знание и сознание Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.

Знать понятия: онтология, знание, познавательная деятельность, чувственное познание, рациональное познание, агностики, рационалисты, эмпирики, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение. Истина, критерий истины, объективная истина, абсолютная истина, научное познание, методы научного познания, научная теория, научная революция, общественное сознание, индивидуальное сознание, теоретическое сознание самопознание, самооценка, притязание

Раздел 3.Личность и межличностные отношения (18 часов)

Понятие социальная психология.

Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.

Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.

Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Этнические и религиозные взаимоотношения. Группы условные. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня развития.

Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Групповая дифференциация. Стиль лидерства. Взаимоотношения в ученических группах.

Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье.

Антисоциальные группы. Особая опасность криминальных групп.

Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.


Раздел 4. Экономика 30 часов




Предмет и метод экономической науки. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы производства и факторные доходы. Выгоды обмена. Абсолютные и сравнительные преимущества.


Рациональный потребитель. Полезность и потребительский выбор. Реальные и номинальные доходы семьи. Потребительский кредит.


Функционирование рынка. Спрос, величина спроса, закон спроса, индивидуальный и рыночный спрос. Товары Гиффена. Факторы спроса. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Нормальные блага, товары первой необходимости и товары роскоши. Заменяющие и дополняющие товары, перекрестная эластичность спроса. Предложение, величина предложения, закон предложения, индивидуальное и рыночное предложение. Факторы предложения. Эластичность предложения. Рыночное равновесие, равновесная цена.


Фирма и ее цели. Организационно-правовые формы предприятий по российскому законодательству. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства. Закон убываю щей отдачи. Амортизационные отчисления. Необратимые издержки. Постоянные и переменные издержки. Средние и средние переменные издержки. Эффект масштаба. Предельные издержки и предельная вы ручка фирмы. Максимизация прибыли.


Рыночные структуры. Совершенная конкуренция. Монополия, виды монополий. Ценовая дискриминация. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монопсония. Политика защиты конкуренции и анти монопольное законодательство.


Рынки факторов производства, производный спрос. Рынок труда. Спрос фирмы на труд. Предложение труда для отдельной фирмы. Минимальная оплата труда. Дискриминация на рынке труда. Роль профсоюзов. Рынки земли. Экономическая рента. Рынок капитала. Дисконтирование.


Роль государства в рыночной экономике. Общественные блага и внешние эффекты. Распределение доходов. Измерение неравенства доходов. Государственный бюджет и государственный долг. Налоги. Фискальная политика государства.


Особенности макроэкономического анализа. Представление о системе национальных счетов. ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Совокупный спрос и совокупное предложение.


Деньги. Денежные агрегаты. Основы денежной политики. Банки и банковская система.


Инфляция и дефляция; виды инфляции. Причины инфляции. Последствия инфляции. Безработица. Государственная политика в области занятости. Экономический рост. Экономические циклы.


Международная торговля. Государственная политика в области между народной торговли. Обменный курс валюты. Международные финансы. Глобальные экономические проблемы.


Предпринимательство, его виды и мотивы. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги и рынок ценных бумаг. Финансовые институты. Страховые услуги. Основные принципы менеджмента. Основные элементы маркетинга. Бизнес-план.


Особенности современной экономики России.


Изучение экономики на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:


• освоение системы знаний об экономической деятельности чело века, организации (фирмы) и государства, об экономике России, необходимых для дальнейшего изучения экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или самообразования;


• овладение умениями находить и самостоятельно применять ин формацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических публикациях, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с привлечением элементов научного анализа;


• развитие экономического мышления, способности критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение; способности применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях;


• воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;


• формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.



ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


• Работа с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);


• критическое осмысление экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;


• экономический анализ общественных явлений и событий;


• решение задач, раскрывающих типичные экономические ситуации (вычисления на условных примерах);


• освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни;


• написание творческих работ.


Требования к уровню подготовки ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения экономики на профильном уровне ученик ДОЛЖЕН


Знать и понимать:


• смысл основных теоретических положений экономической науки;


• основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений.


Уметь:


• приводить примеры взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли;


• описывать предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;


• объяснять экономические явления с помощью альтернативной стоимости, выгоды обмена, закон спроса, причины неравенства доходов, роль минимальной оплаты труда, последствия инфляции;


• сравнивать и различать спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;


• вычислять на условных примерах величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса и предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету или бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;


• применять для экономического анализа кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


• исполнения типичных экономических ролей;


• решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;


• совершенствования собственной познавательной деятельности;


• оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;


• осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.


11 класс

Содержание изучаемого курса


Раздел 5.Социальное развитие современного общества (24 часа)

Социология как наука. Место социологии среди других наук.

Многообразие подходов к пониманию общества. Основные признаки общества.

Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.


Социальные институты. Социальная инфраструктура.


Социальная стратификация и мобильность. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.


Социализация индивида. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения.

Социальные группы, их классификация. Понятие формальных и неформальных групп. Устойчивые социальные группы. Маргинальные группы. Толпа, ее свойства и основные признаки

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.

Социальные институты. Основные функции социальных институтов. Социальная инфраструктура.

Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его раз вития в России.


Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Культура бытовых отношений.


Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.


Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести.


Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации.


ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


• Работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);


• критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;


• анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;


• решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;


• участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;


• участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции, оппонирование иному мнению;


• осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработка индивидуальных и групповых ученических проектов;


• подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;


• осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.


Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик ДОЛЖЕН


Знать и понимать:


• социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;


• закономерности развития общества как сложной самоорганизуюшейся системы;


• основные социальные институты и процессы;


• различные подходы к исследованию проблем человека и общества;


• особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.


Уметь:


• характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;


• осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);


• анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд), переводить ее из одной знаковой системы в другую;


• сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;


• объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);


• раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;


• участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;


• формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;


• оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;


• подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;


• осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;


• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


• эффективного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами;


• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, выработки собственной гражданской позиции;


• оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;


• самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;


• нравственной оценки социального поведения людей;


• предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;


• ориентации в социальных и гуманитарных науках, их после дующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;


• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.




Раздел 6. Политическое развитие современного общества (23 часа)

Политология как наука. Место политологии среди других наук. Основные вехи развития политологии. Политическое прогнозирование

Политика и власть

Власть и политика. Понятие общественной власти. Происхождение власти. Типология властных отношений.

Политика как общественное явление. Политика как искусство. Особенности политического регулирования общественных отношений.

Политическая система, её структура и функции. Понятие о политических институтах, нормах, коммуникации, процессах. Политическая культура. Типология политических систем.

Знать понятия: политика, власть, легитимность, типы легитимности политическая система, ее структура, политическая культура.

Государство в политической системе. Его признаки, функции. Понятие суверенитета. Формы правления (монархия, республика), формы. Понятие бюрократии. Основные направления политики государства. Традиции государственной службы в России. Современная государственная служба, ее задачи.

Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их характерные черты и признаки.

Демократия и ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Парламентаризм.

Современный российский парламентаризм. Традиции парламентской демократии в России.


Гражданское общество и его институты

Гражданское общество, его отличительные признаки. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.

Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические системы, их ценности.

Политические партии и движения. Типология политических партий. Их признаки и функции. Становление многопартийности в России, особенности российских политических партий. Партийные системы.

Выборы в демократическом обществе. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Избирательные технологии.

Группы давления (лоббирование). Понятие о политическом давлении. Классификация групп давления. Деятельность лоббистских организаций в современном мире и в России.

Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. СМИ и их роль в формировании политической культуры.

.


Личность в политической жизни

Человек в политической жизни. Политическое участие, его формы, характер. Политические роли человека. Абсентеизм и политизация – формы отклоняющегося электорального поведения.

Политическая социализация личности. Понятие политической культуры.

Политическая психология и политическое поведение. Психология толпы.

Политический экстремизм как общественное явление. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе. Противодействие экстремизму.

Политическая элита. Элита. Типология элит. Особенности формирования политической элиты в современной России.

Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Традиции лидерства в России. Имидж политического лидера, его создание и поддержание в общественном сознании.

Политический процесс

Политический процесс, его формы. Развитие политических систем, его пути. Особенности политического процесса в современной России.

Политический конфликт, понятие, структура. Причины политических конфликтов. Виды, пути и механизмы урегулирования.

Современный этап политического развития России. Проблемы строительства демократического правового государства, гражданского общества, многопартийности.


Знать основные понятия: политический процесс, политические системы, политический конфликт,государство,избирательная система, политическое участие, типы политической культуры, политическая психология, экстремизм, политический терроризм, элита, лидер, имидж, типы лидеров,государство,политический режим, политические партии и движения, гражданское общество, политическая идеология,демократия, парламентаризм,политическая культура,партийная система.

,.

Уметь:

- сопоставлять различные подходы;

- различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

- отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации.

- самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

- развивать умения структурно-функционального анализа

- переводить информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу);

- объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным и политическим проблемам.


Раздел 7. Духовная культура (13 часов)

. Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Понятие культуры. Многообразие и диалог культур.

Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.

Роль духовной культуры в общественном и личностном развитии. Мораль. Нравственные ценности. Нравственная культура.

Роль науки, в современном обществе. Функции современной науки. Этика науки.

Социальная и личностная значимость образования. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.

Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры.

Место искусства в духовной культуре. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.

Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.

Знать понятия: духовная и материальная культура, духовные потребности, массовая культура, субкультура, контркультура, диалог культур, толерантность; преемственность, новаторство, мировоззрение, менталитет, духовные ценности, патриотизм, гражданственность, мораль, нравственность, нравственная культура, долг, совесть, честь, достоинство. Наука, этика науки, инновации, образование, полное (среднее) образование, профильное образование, модернизация, компетентность. Национальный проект. Мировые религии, буддизм, христианство, ислам. Искусство, его виды и жанры; знак, символ массовая культура.

Уметь: - сравнивать социальные явления, выявляя их общие черты и различия; - давать нравственную оценку социального поведения людей; - критически воспринимать и осмысливать разнородную социальную информацию, - осуществлять конструктивное взаимодействие людей с разными убеждениями; - работать с различными неадаптированными источниками социальной информации; - участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам, оппонировать иному мнению.

Раздел 8 Право 33 часа

Происхождение права. Место права в системе социального регулирования общества. Механизм правового регулирования. Законные интересы[8]. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Эффективность права.


Формы (источники) права. Правовые системы современности. Нормы и основные отрасли права в России. Правотворчество. Общие правила применения права. Толкование права. Правоприменительная практика. Правопорядок. Правоотношения. Юридический конфликт. Правонарушения. Юридическая ответственность.


Право и личность. Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.


Право и государство. Формы государства. Основы конституционного права. Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Избирательная система и избирательный процесс. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщиков.


Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Правосудие. Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство.


Субъекты и объекты гражданского права. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Сделки. Отдельные виды гражданско-правовых договоров (купля-продажа, подряд, аренда, оказание услуг). Имущественные и неимущественные права и способы их защиты. Наследование. Гражданско-правовая ответственность. Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики.


Семейные правоотношения. Брак. Брачный контракт. Права, обязанности и ответственность членов семьи.


Трудоустройство и занятость. Трудовой договор, порядок его заключения и расторжения. Рабочее время и время отдыха. Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Дисциплинарная ответственность работника. Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения.


Административные правоотношения. Основания административной ответственности. Производство по делам об административных правонарушениях. Органы и способы рассмотрения административных споров.


Понятие преступления и наказания. Действие уголовного закона. Защита прав обвиняемого, потерпевшего, свидетеля в уголовном процессе.


Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения и ответственность за причинение вреда окружающей среде.


Субъекты международного права. Международный договор. Международные документы о правах человека. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.


Профессиональное юридическое образование. Основные юридические профессии, особенности профессиональной юридической деятельности.


ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


• Ознакомление со спецификой профессиональной юридической деятельности, основными юридическими профессиями;


• самостоятельный поиск, анализ и использование правовой ин формации;


• сравнительный анализ правовых понятий и норм, объяснение смысла конкретных норм права, характеристика содержания текстов нормативных правовых актов;


• оценка общественных событий и явлений, действий людей с точки зрения их соответствия законодательству;


• выработка и доказательная аргументация собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права;


• использование норм права при решении учебных и практических задач; осуществление исследований по правовым темам в учебных целях; представление результатов самостоятельного учебного исследования; ведение дискуссии;


• самостоятельное составление отдельных видов юридических документов;


• выполнение ролей адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта в смоделированных ситуациях;


• анализ собственных профессиональных склонностей, способов их развития и реализации.


Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения права на профильном уровне ученик ДОЛЖЕН


Знать и понимать


• систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии.


Уметь:


• характеризовать право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;


• объяснять происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;


• различать формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;


• приводить примеры различных видов правоотношений, право нарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


• поиска, анализа, интерпретации и использования правовой ин формации;


• анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;


• изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;


• применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);


• осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;


• выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способов и порядка разрешения споров;


• обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.



Раздел 9. Современный этап мирового развития (4 часа)

Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.

Проблемы и тенденции развития современного мира в его многообразии и целостности в условиях глобализации. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобализация и антиглобализация. Глобальные проблемы. Гуманизм. Альтернативы экономического развития России в условиях глобализации. Потенциал инновационного вектора. Социологический прогноз. Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.

Знать понятия: традиционная цивилизация, индустриальная цивилизация, информационная цивилизация, глобализация, антиглобализация, глобальные проблемы, гуманизм.

Уметь: - самостоятельно выбирать критерии для сравнения, оценки и классификации объектов;

- формировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;

- осуществлять учебно-исследовательские работы по социальной проблематике;

- разрабатывать индивидуальные и групповые ученические проекты;

- готовить рефераты, оформлять результаты исследования актуальных социальных проблем.


Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

- работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;

- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;

- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

- участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции; оппонирование иному мнению;

- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;

- подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;

- осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.



Ресурсное обеспечение.

  1. 4.1 Основная литература.

  2. В преподавании курса используется учебно-методический комплект, в который входят: учебники:

  3. Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. – М.: Просвещение, 2008;

  4. 2) Обществознание: профильный уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений /Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. – М.: Просвещение, 2008

    1. Дополнительная (методическая) литература

  5. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2008;

  6. Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2008;

  7. Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. Е Г Э: методическое пособие для подготовки. – М.: Экзамен, 2005;

  8. Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;

  9. Единый государственный экзамен 2008. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2008;

  10. Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ- 2008. Обществознание. – М.: Федеральный центр тестирования, 2008.

  11. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2007;

  12. Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2007;

  13. Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. Е Г Э: методическое пособие для подготовки. – М.: Экзамен, 2005;

  14. Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;

  15. Единый государственный экзамен 2007. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2007;

  16. Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ- 2007. Обществознание. – М.: Федеральный центр тестирования, 2007.

4.3 Медиаресурсы


1 В соответствии со стандартом основного общего образования по обществознанию (Профильный уровень)


Рабочая программа по обществознанию 10-11 классы(профильный уровень)
  • История
Описание:

Календарно-тематическое планирование курса обществознания в 10-11 классах (профильный уровень) составлено по программе, разработанной под руководством Л. Н. Боголюбова (Просвещение, 2006), допущенной Министерст­вом образования и науки Российской Федерации. Данная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 204 часов для изучения на профильном уровне учебного предмета «Обществознание». В том числе в 10 и 11 классах по 102 часов, из расчета 3 часа в неделю.

Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, чело­века в обществе, познание, социальные отношения, политику, духовно-нравственную сферу.

В курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.

В программе учтено, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право, с которыми осуществляется межпредметное взаимодействие
Автор Никитяев Сергей Михайлович
Дата добавления 21.05.2015
Раздел История
Подраздел Планирования
Просмотров 1371
Номер материала 59615
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓