Главная / Обществознание / Рабочая программа по обществознанию 7 класс

Рабочая программа по обществознанию 7 класс

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по «Обществознанию» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г. и авторской программы А.Н. Кравченко и И.С. Хромовой.

Нормативно-правовая основа рабочей программы по обществознанию:

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  3. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;

  4. Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2012-2013 учебный год;

  5. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001г. № 196, с последующими изменениями и дополнениями);

  6. Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Вологодской области, реализующих программы общего образования (приказ департамента образования Вологодской области № 574 от 31.03.2004);

  7. Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Грязовца» на 2015-2016 учебный год;

  8. Положение о рабочей программе МБОУ «СОШ №2 г.Грязовца»


Методическое обеспечение

А.И.Кравченко, И.С.Хромова. Программа курса «Обществознание» для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. М.: ИД «Русское слово», 2006

А.И. Кравченко. Обществознание. Учебник для 7 класса. М.: ИД «Русское слово», 2010 г.

Данная программа представляет содержание обществоведческого курса, ядром которого является обязательный минимум содержания обществоведческого образования для основной школы. Программа предназначена для изучения обществознания в 7 классе в течение 34 часов (1 час в неделю).


Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; о способах регулирования общественных отношений;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; в межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности;


Целями курса являются:

- создание условий для социализации личности;

- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры;

- содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические, демократические ценности;

- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях

-овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные.



  1. Содержание программы

Тема 1: Личность подростка

В этой главе пойдет разговор о личности подростка его физическом, психологическом и гражданском становлении. Речь идет о тех трудностях и задачах, которые приходится ему решать, вступая в общество, о том риске, которому он может подвергнуться в течение жизни, о тех последствиях, к которым приводят его поступки. Автор учит преодолевать барьеры общения, разбираться в самом себе. 

Переходный возраст

Определение возраста. Понятие «тинэйджер», «подросток». Система ценностей подростка.

Самоутверждение. Особенности подросткового периода. Место подростка в обществе в различные исторические эпохи. Другие возрасты человека: юность, зрелость, старость.

Задачи и трудности подросткового возраста

Определение подросткового возраста. Задачи подросткового периода. Принятие своей внешности.

Формирование более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Принятие мужской или женской роли. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подготовка к трудовой деятельности. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни. Пути преодоления трудностей подросткового периода.

Быть взрослым

Взросление. Сложности вхождения в мир взрослых. Отличие подростков от взрослых и друг от друга. Возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альтруизм и эгоизм, подозрительность и доверчивость. Особенности воспитания подростков.

Физические изменения у подростков

Физические изменения в подростковом периоде. Усиление роста. Факторы, влияющие на рост. Акселерация. Телосложение, его основные типы. Неравномерность развития подростков. Внешняя привлекательность, ее влияние на самооценку. Комплекс неполноценности, пути его преодоления.

Психологический портрет личности

Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Характер. Способности. Трудолюбие и работоспособность. Интеллект.

Чувства и эмоции. Стресс, причины его возникновения у подростков.

Самооценка подростка 

Составляющие психической жизни человека: ум, воля, чувства. Управление эмоциями. Влияние семьи на самооценку подростка. Низкая самооценка, ее причины и последствия. Высокая самооценка, ее причины и последствия. Самооценка и успеваемость в школе. Корректировка самооценки подростка.

Выдающаяся личность

Выдающиеся личности в истории. Философы о выдающихся личностях. Одаренные дети, их i особенности. Факторы, влияющие на развитие выдающейся личности. Воспитание выдающегося человека. Признаки выдающейся личности.

Как стать лидером

Определение лидера. Роль лидера в обществе. Основные элементы лидерства: воображение, знание, талант решимость, жесткость и притяжение. Ораторский талант как важный элемент лидерства. Искусство общения. Лидер в подростковой среде.

  

Тема 2: Подросток в социальной среде


Социальная среда подростка

Понятие социальной среды, ее составляющие. Бедные и богатые семьи: особенности и проблемы. Влияние семьи на подростка. Влияние школьной среды. Влияние улицы. Особенности отношения к подросткам в обществе.

Юношеский пессимизм

Драматизм подросткового возраста. Возникновение юношеского пессимизма, причины его. Пути преодоления пессимистических настроений.

Подросток в группе

Определение группы и их классификация. Человек в группе. Законы группы. Командный дух группы. Групповое давление. Конформизм. Соотношение самооценки и влияния группы.

 Межличностные отношения

Отношения в малой группе. Определение межличностных отношений. Факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений. Взаимопонимание - основа межличностных отношений. Межличностные отношения в подростковой среде.

«Мы» и «они»

Непосредственное окружение. Понятие «я». Понятие «мы». Понятие «они». Кто принадлежит к группе «мы». Кто принадлежит к группе «они». Знакомство. «Свои» И «чужие». «Ненормальное» или анормальное поведение. Различие между «своими» И «чужими».

Мир знакомых и незнакомых людей

Знакомые и незнакомые; различия в отношениях. Близкие знакомые, их роль в жизни человека. «Я» и «другие». Понятия «чужие», «чужаки». «Свои», их защита. Родственная солидарность.

 Социальный портрет молодежи

Понятие «большой группы». Молодежь как большая группа. Проблемы молодежи в современном обществе: снижение общественной роли, ухудшение здоровья, безработица, меркантилизм. Зрелость современной молодежи. Российская молодежь в обществе контрастов.

 


Тема 3: Подросток и закон


Юридические границы подросткового возраста

Понятие «юридических отношений». Малолетние, их права и обязанности. Получение паспорта. Несовершеннолетние их права и обязанности. Защита прав ребенка.

«Конвенция ООН О правах ребенка». Законные представители прав ребенка. Ответственность за нарушение прав.

Подросток как гражданин

Подросток как гражданин. Российское гражданство, пути его получения. Гражданские права и свободы. История развития гражданских прав. Основные конституционные права, их характеристика. Основные конституционные обязанности.

Подросток и его права.

Права человека. Право на жизнь. Право на жилище. Право на труд и свободный выбор профессии.

Право на отдых и досуг. Детство и материнство. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Право на образование. Умение пользоваться правами.

Опасный путь преступной жизни

Причины противоправного поведения в подростковом возрасте. Преступление. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Наказание несовершеннолетних, их виды. Проступки, ответственность за их совершение. Задержание подростка правоохранительными органами. Правила поведения и права подростка при задержании.



Тема 4: Образ жизни подростков

 

Заброшенные, одинокие, непонятые

Подростковая нервозность, раздражительность. Страхи. Защитная агрессивность. Одиночество.

Одиночество в современном обществе. Специфика подросткового одиночества. Депрессия, ее причины и проявления. Пути выхода из депрессии.

Подросток в обществе риска

Современное общество как источник опасности. Поведение подростка как источник опасности.

Необходимость развития чувства безопасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика.

Источники риска: повышенный уровень шума, городской транспорт, курение, наркомания, негативное влияние фильмов.

Подростковая культура

Формальные коллективы подростков. Неформальные коллективы подростков. Подростковая культура, ее особенности. Одежда подростков. Молодежная музыка. Увлечения. Система ценностей.

Место подростковой культуры в обществе.

Образ жизни

Понятие образа жизни. Образ жизни человека, семьи, народа. Факторы, влияющие на образ жизни.

Изменение образа жизни со временем. Образ жизни разных народов, его характерные черты.

Досуг и отдых

Досуг и отдых - часть повседневного образа жизни.

Понятие досуга. Основные характеристики досуга: продолжительность, место и способ проведения.

Отдых, его особенности в различные исторические эпохи у разных народов.

Досуг. Различные виды досуга у разных народов. Культурный досуг. Свободное время россиян.

Преобладание пассивного досуга. Досуг и отдых российских подростков.

 

Развитие спорта

Определение спорта. Спорт в различные исторические времена. Олимпийские игры (история).

Спорт в ХХв.: профессиональный и любительский. Молодежь и спорт. Современные популярные виды спорта молодежи: спортивный велосипед, виндсерфинг, ролики. Пассивный образ жизни, его отрицательные последствия.

 

 











  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Наименование

раздела

Тема урока

Тип (форма)

урока

Элементы

содержания

Деятельность

Домашнее

задание

Глава 1: Личность подростка (11 часов)

1

Переходный возраст

Изучение нового материала

Возраст, система ценностей, самоутверждение.


Учиться определять понятия; возраст, подростковый возраст, возрастная периодизация.

Записи в тетради

2

Задачи и трудности подросткового возраста

Изучение нового материала

Возраст, подросток, юность, зрелость.

Учиться формулировать собственное мнение и позицию; анализировать объекты, выделять главное.

Пр.1 стр13 практ.1-2

3

Задачи и трудности подросткового возраста

Закрепление новых знаний


Учиться планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль.

Пр.2 стр.21 практ.1

4

Быть взрослым

Изучение нового материала

Индивидуальная Оптимизм, пессимизм, альтруизм, эгоизм

Учиться определять отличительные черты подросткового возраста. Развивать способность к самооценке

Пр.3стр.26 практ.1

5

Физические изменения у подростков

Изучение нового материала.

Акселерация, неравномерность развития, самооценка

Учиться определять физические изменения в подростковом периоде. Формировать умение осуществлять поиск нужной информации.

Пр.4 стр.34 практ.1-2

6

Психологический портрет личности: темперамент и характер

Изучение нового материала

Темперамент: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик

Учиться определять понятия: «личность», «характер», основные характеристики личности.

Пр.5 стр.40 вопр.1-4

7

Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства

Закрепление новых знаний

Характер,

способности,

интеллект, чувства, эмоции

Учиться определять понятия: «способность», «интеллект», «чувство», «эмоция», типы темперамента.

Пр.6 стр.48 вопр.1-4

8

Самооценка подростка

Комбинированный

Психическая жизнь, самооценка.

Учиться определять основные составляющие психической жизни человека

Пр.7 стр.54 вопр.1-4

9

Выдающаяся личность

Комбинированный

Одаренность, талант, гениальность.

Учиться ориентироваться в нравственном содержании поступков. Ориентировать на решение поставленных задач различными способами

Сообщение: «Выдающаяся личность»

10

Лидер и его качества

Изучение нового материала

Лидер, лидерство, воображение, талант, решимость

Учиться формулировать собственное мнение, выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем.

Пр.9 стр.71 вопр.1-5

11

Личность подростка

(обобщающий урок)

Повторительно-обобщающий


Учиться самостоятельно находить способы решения проблем.

тест

Глава 2: Подросток в социальной среде (8 часов)

12

Социальная среда подростка

Изучение нового материала

Социальная среда, бедные и богатые.

Учиться определять понятия; «социальная среда подростка», «прямое влияние окружающей среды», «косвенное влияние». Формировать умение формулировать собственную точку зрения.

Пр.10 стр.78 вопр.1-4

13

Подросток в группе

Изучение нового материала

Группа, законы группы, конформизм.

Формировать умение анализировать разные точки зрения.

Пр.11 стр.84 практ.1-3

14

Межличностные отношения

Изучение нового материала

Взаимопонимание, дружба, сопереживание.

Развивать способность к самооценке и самоанализу.

Пр.12 стр.95 практ.1-2

15

Межличностные отношения

Закрепление изученного материала

Отношения в малой группе

Учиться формировать умение сравнивать различные точки зрения.

Пр.12практ. 3-4

16

«Мы» и «Они»

Изучение нового материала

Понятия: «Я», «Мы», «Они»

Учиться формировать познавательные цели; развивать этические чувства.

Пр.13 вопросы

17

Мир знакомых и незнакомых людей

Комбинированный

«Я», другие , родственность , солидарность .

Учиться умение излагать собственную точку зрения, принимать другое мнение и позицию.

Пр.14 стр.103 вопр.1-2

18

Социальный портрет молодёжи

Комбинированный

Молодежь, общественная роль, здоровье, меркантилизм.

Учиться различать способ и результат действия; развивать способность к самоанализу.

Пр.15 вопросы

19

Подросток в социальной среде

Повторительно-обобщающий

Обобщение

Формировать умения планировать свои действия.

Тест

Глава 3: Подросток и закон (5 часов)

20

Юридические границы подросткового возраста

Изучение нового материала

Юридические отношения , права и обязанности .

Учить определять понятия: «дееспособность», «право», «юридическая ответственность».

16,таблица

21

Подросток как гражданин

Комбинированный

Российское гражданство, права и свободы, Конституция.

Формировать умение приходить к общему решению, осуществлять поиск нужной информации.

Пр.17,таблица

22

Подросток и его права

Комбинированный

Права человека. Детство и материнство.

Учить определять границы возраста ребенка существующие в международных документах о правах ребенка.

Пр.18,записи в тетради

23

Опасный путь преступной жизни

Изучение нового материала

Преступление, наказание, правоохранительные органы.

Формировать умение анализировать собственное поведение, соотносить свое поведение с нормами законодательства.

Пр.19,сообщение

24

Подросток и закон

Повторительно-обобщающий



Тест

Глава 4: Образ жизни подростков (6 часов)

25

Подросток в обществе риска

Изучение нового материала

Общество, чувство безопасности, риск

Учить определять понятия: «здоровье», «алкоголизм», «наркомания». Учить оценивать влияние негативных факторов на развитие подростка.

Пр.20,вопросы 1-2

26

Проблема одиночества

Изучение нового материала

Нервозность, раздражительность, страхи, одиночество, агрессивность

Научить определять, что такое одиночество, можно ли быть одиноким в коллективе.

Пр.21,сочинение «Одиночество. Плюсы и минусы»

27

Подростковая культура

Изучение нового материала

Формальные и неформальные коллективы.

Учиться анализировать культуру подростков и взрослых.

Пр.22,сообщения: «Подростковые субкультуры»

28

Образ жизни

Изучение нового материала

Образ жизни человека, семьи, народа.

Учиться давать оценку факторам, влияющим на организацию жизни; сравнивать образ жизни разных народов.

Пр.23,сообщенияОбраз жизни современного подростка»:

29

Досуг, отдых, спорт

Комбинированный

Досуг, отдых, спорт.

Учиться характеризовать человека, беря за основу его увлечения в свободное от работы время.

Пр.24 вопр.1-4

30

Образ жизни подростка

Повторительно-обобщающий

Обобщение

Закрепление ранее изученного материала.

Тест

Глава 5: Подросток и его жилая среда (4 часа)

31

Город и село

Изучение нового материала

Город, село, труд, отдых.

Учиться участвовать в диалоге, работать с учебником.

Пр.26-27,таблица

32

Мой дом, мое жилище

Комбинированный

Социальное пространство, личное пространство, поведение дома.

Научить определять понятия: «общественная территория», «домашняя территория», «личное пространство», правила взаимоотношения с соседями. Закреплять умение работать в составе группы, коллектива.

Пр.28,схемы

33

Мой дом, мое жилище

Закрепление новых знаний

Понятие «дом» в разные исторические периоды.

Развивать умение самостоятельной работы (поиск информации, ее анализ).

Пр.29стр.220,вопросы1-5

34

Подросток и его окружение

Повторительно-обобщающий

Повторение пройденного материала.

Закрепление изученного материала.

Тест



 
















  1. Требования к уровню подготовки учащихся

 

В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать

  • Способы взаимодействия человека с другими людьми;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,

  • решатьв рамках изученного материала познавательные и практические задачи,отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлятьпоиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.


В результате усвоения курса ученик должен: 

  1. Оценивать виды межличностных отношений.

  2. Определять границы подросткового возраста.

  3. Давать общую характеристику подросткового возраста.

  4. Перечислять задачи, необходимые для решения в подростковом возрасте.

  5. Сравнивать различные уровни проявления способностей.

  6. Объяснять взаимосвязь свободы и ответственности.

  7. Характеризовать общение.

  8. Называть основные нормы морали.

  9. Приводить примеры морального выбора.

  10. Характеризовать подростка как гражданина.

  11. Приводить примеры уголовной ответственности несовершеннолетних.

  12. Объяснять смысл понятий: подростковый возраст, тинэйджер, альтруизм, самооценка, темперамент, характер, способности, эмоции, индивид, личность, индивидуальность, аффект, социальная среда подростка, оптимизм, пессимизм, максимализм, конформизм, группа, конфликт, межличностные отношения, свои, чужие, другие, выбор, свобода, ценностные ориентиры, гражданская позиция, гражданин, гражданство, дееспособность, правоспособность, преступление, уголовная ответственность, кража, грабеж, гениальность, лидер, культура, образ жизни, досуг, отдых, свободное время.




Рабочая программа по обществознанию 7 класс
  • Обществознание
Описание:

Рабочая программа по обществознанию 7 класс на 2015-2016 учебный год, используемый УМК:

А.И.Кравченко, И.С.Хромова. Программа курса «Обществознание» для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. М.: ИД «Русское слово», 2006

А.И. Кравченко. Обществознание. Учебник для 7 класса. М.: ИД «Русское слово», 2010 г.

Автор Шлёнкина Виктория Константиновна
Дата добавления 02.02.2016
Раздел Обществознание
Подраздел Другое
Просмотров 1102
Номер материала MA-064364
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓