Краснодарский край
Усть-Лабинский район хутор Железный
муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 9
муниципального
образования Усть-Лабинский район _____________________________________________________________________________
УТВЕРЖДЕНО
решением
педагогического совета
протокол
№ 1 от 29.08.2015 года
Председатель
педсовета
_____________
Л.Д.Крупина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По
предмету «МУЗЫКА»
Уровень
образования (класс)
основное
общее образование (5-9 классы)
Количество
часов
34
Учитель музыки и
изобразительного искусства
Фоменко Елена Васильевна
Программа
разработана на основе:
-примерной
программы предмета «Изобразительное искусство», включенной в содержательный
раздел примерной основной образовательной программы общего образования;
- рабочей программы к УМК под редакцией Г.П.Сергеевой,
Е.Д.Критской «Музыка. 5-7 классы». М:
Просвещение, 2013.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 класса МБОУ СОШ №9
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования, примерными программами по музыке для
основного общего образования и важнейшими положениями
художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. В данной программе
нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности
общеобразовательной школы, новые технологии общего музыкального образования.
Программа составлена в соответствии с содержанием основного общего
образования по ФКГОС-2004.
Программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции
искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков,
снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Цель общего музыкального образования и
воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части
их духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного
общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия
учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной
школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний,
расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого
интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач
личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития
предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности,
форм сотрудничества и взаимодействия его участников в
художественно-педагогическом процессе.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание
программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном,
жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства
(фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки,
сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других
видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи
и направления:
—
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому
феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой
отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих
духовный опыт поколений;
—
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего
народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием;
эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к
музыкальному самообразованию;
—
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и
восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала,
художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
—
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального
искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка,
интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и
жизнью;
—
овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных
видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении,
инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении,
импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой
практике с применением информационно коммуникационных технологий).
Методологическим основанием данной программы служат современные
научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками
художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и
в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через
интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения
которого рассматриваются постоянных связях и отношениях с произведениями
мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу
и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает
осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания
ребенка.
Основными
методическими принципами программы являются: принцип увлеченности;
принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя; принцип
«тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип
диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на
социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций,
эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.
3.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа основного общего образования по ФКГОС-2004 по музыке
составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном
плане образовательных организаций общего образования. Предмет «Музыка»
изучается в 7 классе в объеме не менее 34 часов (1 час в неделю).
4.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание образования в примерной программе представлено
следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства»,
«Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире:
традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на
сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.
Музыка как вид искусства. Основы
музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как
звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная,
симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и
камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые
направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся
отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской
интерпретации в музыке.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства
(литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство
зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие
выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.
Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность
музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их
характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и
драматические, романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст.
Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие
музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты,
сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и формы.
Взаимодействие
музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере
произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—
XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал),
западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская
музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты,
специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации.
Народное музыкальное творчество как часть общей культуры парода.
Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы
традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество
(характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки
русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка.
Музыкальная культура своего региона.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., ее стилевое
многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество
композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная
популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера,
рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка.
Информационно-коммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и
зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт,
трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella.
Певческие голоса: сопрано, меццо- сопрано, альт, тенор, баритон,
бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые,
струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический,
духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый.
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
|
Содержание
темы (разделы)
|
Кол-во
часов
|
1
|
Особенности драматургии сценической музыки
|
16
|
Классика
и современность. Стиль как отражение эпохи.
|
1
|
Жанровое
разнообразие опер, балетов, мюзиклов.
|
1
|
Взаимосвязь
музыки с литературой в сценических жанрах. Опера Князь Игорь.
|
1
|
Особенности
построения музыкально-драматического спектакля.
|
1
|
Опера:
увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Опера «Князь Игорь» -
русская эпическая опера.
|
1
|
Балет:
дивертисмент, сольные и массовые танцы. Па-де-де, музыкально-хореографические
сцены.
|
1
|
Балет Ярославна
(фрагменты) Б.Тищенко.
|
1
|
Героическая
тема в русской музыке»
|
1
|
Первая
американская национальная опера «Порги и Бесс». Приемы симфонического
развития образов.
|
1
|
Опера
«Кармен» - новое прочтение оперы Бизе.
|
1
|
Сюжеты и
образы духовной музыки. Высокая месса.
|
1
|
Музыкальное
зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».
|
1
|
Рок
-опера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.
|
1
|
Музыка к
драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта».
|
1
|
Гоголь-сюита.
Музыка к спектаклю «Ревизорская сказка».
|
1
|
|
Роль
музыки в кино и на телевидении.
|
1
|
2
|
Особенности драматургии камерной и симфонической
музыки
|
18
|
Музыкальная
драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры
|
1
|
Духовная
музыка. Светская музыка..
|
1
|
Камерная
инструментальная музыка.
|
1
|
Этюд.
Транскрипция.
|
1
|
Циклические
формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле
А.Шнитке.
|
1
|
Сонаты.
Сонаты Бетховена.
|
1
|
Соната
№2 С.Прокофьева.
|
1
|
Творчество
В.-А. Моцарта. Соната №11.
|
1
|
Симфоническая
музыка
|
1
|
Симфонии
В.-А.Моцарта, Бетховена, С.Прокофьева, Ф.Шуберта, В.Калинникова
|
1
|
Картинная
галерея: симфония №5 П.Чайковского
|
1
|
«Ленинградская»
симфония Д.Шостаковича
|
1
|
Симфоническая
картина. «Празднества» К.Деббюсси
|
1
|
Инструментальный
концерт. А.Хачатурян «концерт для скрипки с оркестром»
|
1
|
Рапсодия
в стиле блюз Дж.Гершвина
|
1
|
Музыка
народов мира
|
1
|
Популярные
хиты из мюзиклов и рок-опер
|
1
|
Пусть
музыка звучит. Обобщающий урок
|
1
|
6.
Описание учебно-методического и
материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Печатные
пособия
1.
Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская.
«Музыка. 7 класс» учебник для общеобразовательных учреждений. М.-Просвещение
2012г.
2.
Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская.
«Музыка. 7 класс» учебник для общеобразовательных учреждений. М.-Просвещение
2014г.
3.
«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала.
- класс» (MP3)
5.
«Уроки музыки. 7 класс» CD-пособие
(комплекс уроков музыки)
Технические средства обучения
6.
Синтезатор YAMAHA.
7.
Мультимедиапроектор OPTOMA
8.
Экран проекционный.
9.
Колонки звуковые Behringer
10.
Радио микрофоны.
11.
Микшерный пульт.
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания
МО учителей заместитель директора по УВР
От
«___»_____________20___г.№__ ____________/Н.М.Брилева/
__________/____________________/ «___»______________20___г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.