Главная / ИЗО, МХК / Рабочая программа по МХК 6 класс

Рабочая программа по МХК 6 класс



«Утверждаю»

Директор ГБОУ гимназия № 1582

________________ Власова Т.Ф.

30.08.2014







Рабочая программа по мировой художественной культуре на 2014-2015 учебный год

6 класс ( 34 ч)





Составитель- учитель русского языка и литературы Леонтьева О.Г.









Содержание программы

Пояснительная записка


Рабочая учебная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по предмету «Мировая художественная культура» 6класса (базовый уровень) от 5 марта 2004г. № 1089

Основная цель курса – формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоения художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития.

Цели изучения предмета: развитие целостного эстетического восприятия отображения природы и окружающей человека жизни в произведениях искусства народов Древнего мира, формирование представлений о закономерностях возникновения, становления и развития художественной деятельности человека на ранних этапах исторического развития человеческого общества и выделения искусства в особую сферу художественной культуры, составляющую ее ядро и связанную с созданием целостной картины мира на основе мифологических воззрений древнего человека.



Задачи изучения предмета:

- дать представление об общих закономерностях возникновения и развития древних цивилизаций (причины распада и ухода с мировой арены), их сходстве и различиях и характерных особенностях типов культур, возникших в эпоху Древнего мира;

- познакомить с памятниками архитектуры, скульптуры, живописи и литературы, созданными народами Древнего мира;

- показать на примере памятников художественной культуры народов Древнего мира, что определяющей формой мышления в эту эпоху была мифология, поэтически переосмысленная и переработанная древними авторами античного мира;

- выявить на примере памятников архитектуры, скульптуры, живописи и литературы главные проблемы эпохи: законы происхождения мира (мифологические системы), отражение в художественных памятниках модели мироздания (пирамида и храм), участие человека в миротворении и поддержании существующего миропорядка (обряды и жертвоприношения), решение проблемы бессмертия;

- развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся в процессе просмотра и обсуждения произведений искусства народов мира и при выполнении творческих заданий.



Общая характеристика предмета


Курс «Мировая художественная культура» ставит своей задачей выявить историческую логику развития художественного мышления через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть его закономерности, показать основные этапы и периоды становления систем художественно-образного видения мира в разные эпохи у различных народов Земли.

В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, языки, история, география).

В программе представлены разделы по художественной культуре Греции, Италии,Англии,Франции,Германии , позволяющие учащимся на конкретных примерах понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического развития, с другой.


Место учебного предмета в учебном плане

Данный курс является базовым (34 часа) и изучается в 6 классах 1 час в неделю.


Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного предмета



Предметные результаты изучения курса «Мировая художественная культура» должны соответствовать «Требованиям к уровню подготовки выпускников», которые полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру. Актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуру мировой и в результате более качественно оценивать ее уникальность и неповторимость. Развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.




Изучение мхк дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей и обществознанием,

русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). Возникает также возможность

выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через

обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в

проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении мхк направлена на достижение

учащимися следующих личностных результатов:

в ценностно-ориентационной сфере:

формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать искусство во всем

многообразии его видов и жанров;

принятие мультикультурной картины современного мира;

становление художественной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

в трудовой сфере:

формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере:

умение познавать мир через художественные формы и образы.

Метапредметные результаты изучения мхк:

активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия ;

умение организовывать свою деятельность в процессе познания мира через художественные образы, определять ее цели и задачи,

выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих

целей; оценивать достигнутые результаты;

умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку

зрения по поводу искусства;

формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения.

В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования предоставляет ученику возможность научиться:

в познавательной сфере:

представлять место и роль искусства в жизни человека и общества;

наблюдать (воспринимать) объекты и явления культуры; воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного

образа, художественного произведения;

различать особенности художественного языка, художественных средств выразительности, специфики художественногообраза;


описывать явления художественной культуры, используя для этого специальную терминологию;

классифицировать изученные объекты и явления художественной культуры;

структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников на основе

эстетического восприятия искусства;

в ценностно-ориентационной сфере:

представлять систему общечеловеческих ценностей;

осознавать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;

уважать культуру другого народа, осваивать духовно- нравственный потенциал, накопленный в художественных произведениях;

проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей,

представленных в художественных произведениях;

в коммуникативной сфере:

использовать методы социально-эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

в эстетической сфере:

развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;— воспринимать

эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах художественных произведений высокого и массового искусства, видеть

ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

стремиться к самостоятельному общению с высоко-художественными произведениями и художественному

самообразованию;

проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой

культуры, расширять свой эстетический кругозор;

понимать условность языка различных видов искусства;

определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;

реализовывать свой творческий потенциал, осуществ-лять самоопределение и самореализацию личности на

художественно-образном материале;





    



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Художественная культура Древнего мира . Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона.

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.


Художественная культура Ренессанса . Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.





Художественная культура Нового времени . Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини).Памятники Рима, Сиены, Помпей,Неаполя,Венеции.Итальянская опера.Петербург и его окрестности (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко ("Орфей" К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах,Гайдн,Бетховен,Моцарт).

Памятники Великобритании(Стоунхендж,Тауэр,Британский музей).
Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт ("Дон Жуан"), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).Замки Германии.Немецкая и голландская живопись ( Дюрер,Босх),Дрезденская картинная галерея и ее шедевры.Вена-родина вальса.
Романтический идеал и его отображение в камерной музыке ("Лесной царь" Ф. Шуберта), и опере ("Летучий голландец" Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Памятники Парижа.Французская живопись, музыка(Гуно,Бизе).Фраецузский кинематограф и эстрада.
Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) .




Тематическое планирование


Количество часов: 34

Количество часов в неделю: 1




урока

Тема урока

Виды учебной деятельности

Форма урока

ЗУН

1

Культура Древнего Египта.

Урок-лекция с использованием ИКТ

Теоретический урок

Особенности страны

2

Каир. Пирамиды-хранители вечности. Загадочный Сфинкс.

Объяснение учителя, работа с учебником

Теоретический урок

Знание особенностей конструкции пирамиды

3

Путешествие по Нилу.

Объяснение учителя, ответы на вопросы

Теоретический урок

Знание о росписях в храмах

4

Луксор и Карнак. Абу-Симбел.

Объяснения учителя, выступления учащихся

Комбинированный урок

Уникальность, характерные черты памятников

5

Греция. Среди памятников античного искусства. У подножия Олимпа.

Объяснение учителя, просмотр картин

Теоретический.

урок

Знание основных греческих памятников

6

Афины.

Афинский Акрополь.


Беседа, выступление учащихся, работа с наглядными пособиями.

Комбинированный урок

Знание архитектурных терминов

7

В Древнегреческом театре.

Музеи в Афинах.


Беседа, работа с учебником

Теоретический урок

Неповторимость греческого изобразительного искусства,театра

8

.

В жилище древнего грека.

Микены. Дельфы.


Объяснение учителя, изучение нового материала с использованием ИКТ

Комбинированный урок

Знание древних рукописей, вед и литературного наследия греческого народа

9

Обобщающий урок по культуре Греции. Творческие проекты.

Объяснение учителя с показом репродукций.

Теоретический урок

Знание основных черт греческой культуры




10

Города-музеи Италии. Прогулка по Риму.

Объяснение учителя с прослушиванием музыкальных фрагментов.

Теоретический урок

Знание характерных черт итальянской архитектуры

11

Капитолийский холм.

Колизей.


Объяснение учителя с просмотром фрагментов индийских танцев

Теоретический урок

Знание особенностей застройки Рима

12

Музыкальная жизнь в Древнем Риме. На сатурналиях и других праздниках. Древний римский театр.

Работа с учебником, презентации учащихся

Контрольно-проверочный урок

Знание особенностей музыкального искусства и театра Древнего Рима

13

Священный Ватикан. Собор Святого Петра.

Музеи Ватикана.


Урок-лекция с использованием ИКТ

Теоретический урок

Знание особенносей и характерных черт страны ,особенностей архитектуры Ватикана

14

Флоренция. Баптистерий Сан –Джованни. Колокольня Джотто. Собор Санта-Марии дель Фьоре.

Объяснение учителя, работа с учебником

Теоретический урок

Знание истории сооружений, архитектурных особенностей

15

Венеция. Большой канал. Площадь Сан-Марко.

Объяснение учителя, ответы на вопросы

Теоретический урок

Знание особенностей культовых сооружений,светских сооружений

16

Памятники Пизы,Сиены,Неаполя

Беседа, работа с учебником.

Теоретический урок

Знание особенностей итальянской архитектуры

17

На оперном спектакле. Итальянская опера

Беседа, изучение материала с использованием ИКТ

Теоретический урок

Представление о духовной культуре и музыке Италии




18

Обобщающий урок по культуре Италии

Объяснение учителя, работа с учебником

Теоретический урок

Знание особенностей итальянской культуры

19


Англия. Стонхендж


Объяснение учителя, беседа, работа с учебником

Теоретический урок

Знание особенностей английской культуры

20

Лондон. Тауэр.

Британский музей.

Национальная галерея.


Беседа, выступление учащихся

Теоретический урок

Представление о связи ремёсел с укладом жизни.Коллекция Лондонского музея

21

Старинный английский костюм. Театр «Глобус».

Английский пейзажный парк. Английская музыкальная культура.


Объяснение учителя с использованием ИКТ

Контрольно-проверочный урок

Особенности и значение творчества Шекспира, театоа Глобус

22

Обобщающий урок по культуре Англии. Проектные работы.


Урок-лекция

Теоретический урок

Знание достопримечательностей Англии

23

Франция. Знакомство с Парижем. Эйфелева башня.


Объяснение учителя, работа с учебником

Теоретический урок

Знание характерных особенностей французской архитектуры

24

.

Нотр-Дам.

Лувр.

«Гранд Опера». «Опера комик».


Беседа, ответы на вопросы

Теоретический урок

Сравнение древних традиций и современности

25

Центр Помпиду.

Путешествие в Версаль .«Русские сезоны».

Объяснение учителя, выступление учащихся

Теоретический урок

Знание особенности уклада жизни французов,вклада Дягилева в развитие связей между Россией и Францией

26


Монмартр.

Елисейские поля и Триумфальная арка.



Беседа, выступление учащихся

Теоретический урок

Знание характерных особенностей французского искусства

27


Импрессионизм в живописи, скульптуре и музыке.


Объяснение учителя с использованием ИКТ

Теоретический урок

Знание видов изобразительного искусства


28

Герои французской литературы.


Беседа, прослушивание музыкальных фрагментов.

Теоретический урок

Представление о своеобразии французской литературы

29

Париж-законодатель моды.


Объяснение учителя, работа с учебником, ответы на вопросы

Теоретический урок

Представление о неповторимости французской моды

30

Обобщающий урок по культуре Франции. Проектные работы.


Беседа, выступления учащихся

Контрольно-проверочный урок

Знание особенностей французской культуры

31

Германия и Австрия. На городской площади.

В соборах.



Урок- лекция

Теоретический урок

Знание особенностей культуры и традиций страны

32

В средневековом замке.

Объяснение учителя с использованием ИКТ, беседа.

Теоретический урок

Знание основных черт архитектуры страны.

33

В музыкальных театрах.

Дрезденская картинная галерея.

На родине вальса.



Беседы, выступление учащихся.

Теоретический урок

Представление о древних храмовых сооружениях, традициях и нравах страны,истории возникновения вальса

34

Обобщающий урок по культуре Германии и Австрии. Проектные работы.

Выступления учащихся

Итоговый урок

Знание особенностей немецкой культуры


Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение


1.Интернет-ресурсы

2.Энциклопедии и справочники по культуре и искусству


Планируемые результаты обучения


В результате изучения мировой художественной культуры в 6 классе ученик должен:

Знать / понимать:

- основные виды и жанры искусства;

- направления и стили мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выбора путей своего культурного развития;

- организации личного и коллективного досуга;

- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета "Мировая художественная культура" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  1. умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  2. устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

  3. оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

  4. осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - "языки" разных видов искусств);

  5. использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

  6. владеть основными формами публичных выступлений;

  7. понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

  8. определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

  9. осознавать свою культурную и национальную принадлежность



Основными ключевыми компетенциями для учащихся являются:


Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.

Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; пони­мать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.

Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.

Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; при­нимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддержи­вать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект.








Согласовано с заместителем директора по НМД гимназии 1582 Никитиной Е.И.











Рабочая программа по МХК 6 класс
  • ИЗО, МХК
Описание:

Рабочая программа по мировой художественной культуре соответствует Федеральному образовательному стандарту, учебно-методическому комплексу Баклановой, Сокольниковой 6 класс,рассчитана на тридцать четыре учебных часа.Программа составлена в соответствии с новейшими требованиями к программам и включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, личностные, предметные и метапредметные результаты,требования к результатам освоения курса.

Автор Леонтьева Ольга Генриховна
Дата добавления 17.06.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Планирования
Просмотров 1500
Номер материала 60048
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓