ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на
основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29 декабря 2012 г.
2.
Федерального государственного стандарта начального
общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября
2009г. № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»).
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об
утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год» (Зарегистрировано в
Минюсте России 30.01.2013 № 26755)
4.
Примерных программпо учебным предметам. Начальная
школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
5.
Авторской
программы
«Математика» авторов: М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой,
С.В.Степановой (Сборник рабочих программ «Школа России». Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.)
6. Учебного плана МБОУ
«Новообинцевская СОШ» на 2014/2015 учебный год
7. Положения о рабочей
программе МБОУ «Новообинцевская СОШ»
Концепция
(основная идея) программы
Программа
разработана на основе концепции духовно – нравственного развития и воспитания
личности гражданина России. Основные идеи программы начального обучения
программы являются:
- математическое
развитие младших школьников
- формирование
системы начальных математических знаний
- воспитание
интереса к математике, к умственной деятельности
Учебный
предмет «Математика» входит в предметную область «Математика и информатика»
Обоснование выбора УМК
В начальной школе
изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые
им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при
обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.
Изучение
математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое
развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной
деятельности, пространственного воображения, математической речи;
- освоение
начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их
измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных
ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи; работа с
алгоритмами выполнения арифметических действий;
- развитие
интереса к математике.
Исходя из общих
положений концепции математического образования, начальный курс математики
призван решать следующие задачи:
- формирование
элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения
несложными математическими методами познания окружающего мира (умения
описывать, устанавливать, моделировать и объяснять количественные и
пространственные отношения);
- развитие основ
логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие
пространственного воображения;
- развитие
математической речи;
-формирование
системы начальных математических знаний и умений их применять для решения
учебно-познавательных и практических задач;
-формирование
умения вести поиск информации и работать с ней;
- развитие
познавательных способностей;
- воспитание
стремления к расширению математических знаний;
-формирование
критического мышления;
-развитие
умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение,
оценивать и принимать суждения других.
Ценностные
ориентиры содержания учебного предмета.
- понимание математических отношений является
средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов,
процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий,
протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы,
размера и т. д.);
- математические представления о числах,
величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия
творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры,
объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами,
элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать
коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить
логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность
предположения).
Формы, методы и
технологии обучения:
•
словесные - наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и
фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления,
речевых умений и эмоциональной сферы личности;
• наглядные - наиболее успешно решают задачу развития образного
мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и
формирования культурной эрудиции;
• практические, проблемно-поисковые и методы самостоятельной работы,
применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и
способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной
сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
• репродуктивные, необходимы для получения фактических знаний,
развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
• индуктивные и дедуктивные, оптимальное чередование которых (с
преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет
способствовать развитию логического и предметного мышления.
Работа
в группе позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку,
создает эффект включенности в общую работу класса. Одна из задач, стоящих перед
учителем при организации работы в группах, - создание перспективы для получения
индивидуального образовательного результата каждым учеником.
Используя
ИКТ-технологии на уроке,учитель и дети получают возможность отбора материала,
наиболее адекватного для восприятия конкретного класса.
Место учебного предмета в
учебном плане.
В Федеральном базисном образовательном
плане на изучение математики в 1 классе отводится 4ч в неделю (132ч, 33 учебные
недели).
Информация о внесенных
изменениях в авторскую программу и их обоснование
В авторскую
программу изменения не вносились.
Соответствует федеральному перечню
учебников, утверждённому Министерством образования и науки РФ. Учебник
«Математика». В 2ч. – М.: Просвещение, 2011, авторской программы «Математика»
автора: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова (Сборник рабочих программ «Школа
России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.:
Просвещение, 2011).
Условные обозначения:
Используемая в тексте
программы система условных обозначений: т – теоретическое
занятие, п – практическое занятие, к – комбинированный урок.
Планируемые
результаты
Личностные:
-
готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной
жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события,
факта);
-
способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать
вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть
им успешно решены;
-
познавательный интерес к математической науке;
-
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
- способность
анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик,
-
устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего
мира, строить алгоритм поиска необходимой информации;
-
умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов),
планировать, контролировать, корректировать ход решения учебной задачи;
-
овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
-
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить
средства и способы её осуществления;
-
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
Предметные:
-
освоение знаний о числах, величинах, арифметических действиях, текстовых
задачах, геометрических фигурах;
-
умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства
арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач;
-
умение использовать знаково-символические средства, в т.ч. модели, схемы,
таблицы, диаграммы для решения математических задач;
-
умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и
числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы,
исследовать, распознаватьи изображать геометрические фигуры.
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
показывать:
- предмет, расположенный левее
(правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом,
между двумя предметами;
- числа от 1 до 20 в прямом и обратном
порядке;
- число, большее (меньшее) данного на
несколько единиц;
- фигуру, изображенную на рисунке
(круг, треугольник, квадрат, точка, отрезок);
воспроизводить в памяти:
- результаты табличных случаев
вычитания в пределах 20;
различать:
·
число
и цифру;
·
знаки
арифметических действий (+, -);
·
многоугольники:
треугольник, квадрат, прямоугольник;
сравнивать:
- предметы с целью выявления в них
сходства и различия;
- предметы по форме, размерам (больше,
меньше);
- два числа, характеризуя результаты
сравнения словами «больше», «меньше», «больше на …», «меньше на …»;
использовать модели (моделировать учебную
ситуацию):
- выкладывать или изображать фишки для
выбора необходимого арифметического действия при решении задач;
решать учебные и практические задачи:
- выделять из множества один ли
несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
- пересчитывать предметы и выражать
результат числом;
- определять, в каком из двух множеств
больше (меньше) предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в
другом;
- решать текстовые арифметические
задачи в одно действие, записывать решение задачи;
- выполнять табличное вычитание
изученными приемами;
- измерять длину предмета с помощью
линейки;
- изображать отрезок заданной длины;
- читать записанные цифрами числа в
пределах двух десятков и записывать цифрами данные числа.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Числа и величины
Счёт предметов.
Образование и запись чисел от 0 до 20. Десятичные единицы счёта. Сравнение и упорядочение
чисел, знаки сравнения.
Измерение величин.
Единицы измерения величин:массы (килограмм), вместимости (литр), длины
(сантиметр, дециметр). Соотношение между единицами измерения однородных
величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические
действия
Сложение и
вычитание. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических
действий. Таблица сложения. Взаимосвязь сложения и вычитания. Числовые
выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок. Нахождение
значения числового выражения.
Работа с
текстовыми задачами
Задача. Структура
задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода
решения задачи. Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на…», «меньше на
…».
Представление
текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, краткой записи.
Пространственные
отношения. Геометрические фигуры
Взаимное
расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше-ниже, слева-справа,
за-перед, между, вверху-внизу, ближе-дальше).
Распознавание и
изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч,
ломаная, многоугольник (квадрат).
Использование
чертёжных инструментов (линейка, угольник) для выполнения построений.
Геометрические
величины
Геометрические величины
и их измерение. Длина. Единицы длины (сантиметр, дециметр). Соотношения между
ними. Перевод одних единиц в другие. Измерение длины отрезка и построение
отрезка заданной длины.
Работа с
информацией
Сбор и
представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерение величин.
Составление
конечной последовательности предметов, чисел, числовых выражений,
геометрических фигур по заданному правилу. Составление, запись и выполнение
простого алгоритма поиска информации.
Построение
простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов
(«верно/неверно, что …», «если…, то…»).
Подготовка к изучению чисел и действий с
ними.Пространственные и временные представления (8 ч).
Сравнение предметов по размеру (больше—меньше, выше—ниже,
длиннее—короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).
Пространственные представления, взаимное расположение
предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед,
за, между; рядом.
Направления движения: слева направо, справа налево,
сверху вниз, снизу вверх.
Временные
представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же,
больше (меньше) на....
Числа
от 1 до 10 и число О.
Нумерация(28
ч).
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1
до 10. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу,
вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Число
0. Его получение и обозначение.
Сравнение
чисел.
Равенство,
неравенство. Знаки «>», «<», «=».
Состав
чисел 2, 3,4, 5. Монеты в 1 р., 2р., 5 р.
Точка, Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная.
Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (на
основе счета предметов).
Сложение
и вычитание (56 ч).
Конкретный
смысл и названия действий. Знаки «+», «-», «=».
Названия
компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и
записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1—2
действия без скобок.
Переместительное
свойство суммы.
Приемы вычислений: при сложении (прибавление числа по
частям, перестановка чисел); при вычитании (вычитание числа по частям и
вычитание на основе знания соответствующего случая сложения).
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи
вычитания.
Сложение
и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше
или меньше данного.
Решение
задач в 1 действие на сложение и вычитание.
Числа
от 1 до 20.
Нумерация
(12ч).
Названия и последовательность чисел от 1 до 20.
Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20.
Сравнение чисел.
Сложение и вычитание вида 10+7,17- 7,16 — 10.
Сравнение чисел с помощью вычитания. Час. Определение времени по часам с
точностью до часа.
Длина
отрезка. Сантиметр и дециметр. Соотношение между ними.
Килограмм,
литр.
Сложение
и вычитание (22 ч).
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше,
чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.
Таблица
сложения и соответствующие случаи вычитания.
Решение
задач в 1 —2 действия на сложение и вычитание.
Итоговое
повторение (6 ч).
Содержание
тем учебного курса
№ п/п
|
Разделы
|
Кол-во часов
|
Вид занятий (кол-во
часов)
|
Лабораторные,
практические, развитие речи/ внеклассное чтение
|
Экскурсии
|
Контрольные
работы
|
1
|
Подготовка
к изучению чисел. Пространственные и временные представления
|
8
|
|
|
|
2
|
Числа
от 1 до 10 и число 0.
Нумерация
|
28
|
|
|
|
3
|
Сложение
и вычитание
|
56
|
|
|
|
4
|
Числа
от 1 до 20.
Нумерация
|
12
|
|
|
|
5
|
Сложение
и вычитание
|
22
|
|
|
|
6
|
Итоговое
повторение
|
6
|
|
|
1
|
ИТОГО
|
132
|
|
|
1
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.