Главная / Начальные классы / Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. Школа 2100.

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. Школа 2100.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Дуван муниципального района

Дуванский район Республики Башкортостан


Рассмотрено на Согласовано: Утверждаю:

заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы

учителей начальных классов ________С.В.Денисова _____________С.В.Петухов

Протокол № ____от «__»___________2015 г. Приказ №_____от

«__»____________2015г. «___»__________2015 г.

Руководитель ШМО .

__________Сергеева Л.М.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

для 4 б класса на 2015-2016 учебный год













Составитель программы:

Трофимова М.А.

учитель начальных классов









Дуван, 2015 г.

Пояснительная записка


Рабо5рограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).

Формирование функционально грамотных людей одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через введение элементов анализа текстов том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.


Общая характеристика учебного предмета


В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета

(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.


Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (4-й класс «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.


В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно - исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1-м классе дети читают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2-м классе его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко, в 3-м классе – пьесу, в 4-м классе статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тема- тике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.

Такова внутренняя логика системы чтения.

Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

В учебнике 4-го класса форма подачи текстов диалоги постоянно действующих героев профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный матери- ал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).


Описание места учебного предмета в учебном плане


В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет

«Литературное чтение» изучается по четыре часа в неделю, т.е. 136 ч. в год. Из них 28 часов регионального компонента.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета



Ценность жизни признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.


Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Литературное чтение», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.



Основное содержание предмета


Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Круг детского чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

5. Литературоведческая пропедевтика.

6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.


Круг детского чтения


Произведения современной детской литературы разных жанров (9ч). Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской детской литературы (20ч). Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература XIX в. (46 или 30 ч). Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и

«Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого,

А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.

Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская литература XX в. (61 или 48 ч). Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литера- тура 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Бар- то. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова,

И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы


Техника чтения


На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

1) способ чтения чтение целыми словами;

2) правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.

4-й класс

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.


Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности


Развитие умений:

- самостоятельно осмысливать заглавие произведения;

- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);

самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;

устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;

находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.


Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:

прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;

самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;

проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;

формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;

составлять простой и сложный план текста;

пересказывать текст по плану.


Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа.


Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.

Продолжение работы над образами литературных героев

Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.

Наблюдение над языком художественных произведений. Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.




Литературоведческая пропедевтика



На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы.

Пролог и эпилог в художественном произведении. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).

Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).

Баллада рассказ в стихах.

Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести. Юмор и сатира в произведениях детской литературы.



Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.



- обучение подробному, сжатому и выборочному пересказу

(с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;

- составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;

творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.

Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.

Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;

составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;

учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;

выполнять творческие задания по прочитанному тексту.








ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ

к умениям учащихся по литературному чтению

(программный минимум)



Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

овладение функциональной грамотностью;

овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста;

овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи

определение своего эмоционально- оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение

приобщение к литературе как к искусству слова;

приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях


воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

самостоятельно находить ключевые слова;

самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

вычитывать разные уровни текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;

формулировать основную мысль текста;

составлять простой и сложный план текста;

писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой

аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других

самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собствен- ное отношение к герою);

относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

видеть языковые средства, использо- ванные автором


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Взаимосвязь результатов освоения предмета можно системно представить в виде схемы.



ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ




М Е Т А П Р Е Д М Е Т Н Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ





Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные








П Р Е Д М Е Т Н Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы



2-я линия развития: техника чтения, приёмы понимания и ана- лиза текста

3-я линия разви- тия: умения и навыки устной и письменной речи


1-я линия разви- тия: первичные навыки работы с информацией

6-я линия разви- тия: знания о литературе, кни- гах, писателях


4-я линия разви- тия: эмоциональ- но-оценочное отно- шение к прочитан- ному

5-я линия разви- тия: приобщение к литературе как искусству слова








ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ РАБОТЫ



Технология оценивания обра- зовательных достижений (учеб- ных успехов)


Технология продуктивного чтения

Групповая работа






К О М П Л Е К С Н Ы Е З А Д А Н И Я


Проектные задания на предметном материале

Жизненные (компетентностные) задачи














Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;

этические чувства совести, вины, стыда как регуляторы морального поведения.


Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах

(сплошной текст; не сплошной текст иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

самостоятельно находить ключевые слова;

самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

формулировать основную мысль текста;

составлять простой и сложный план текста;

писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

видеть языковые средства, использованные автором.



Оценка достижения планируемых результатов освоения программы


Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребенка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А, Козлова С.А., Чиндилова О.В. Варианты работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию.

Тематический контроль обеспечивают специальные проверочные работы, включенные в «Тетради по литературному чтению». Количество тематических проверочных работ определяется количеством разделов в учебнике. В 4 классе всего 8 проверочных работ.

В конце года проводится итоговый контроль. Итоговая работа включена в «Тетради по литературному чтению».

Контрольная проверка навыка чтения осуществляется в конце каждой четверти. Административный контроль 2 раза в год.


Текущий контроль осуществляется по следующим направлениям:

- чтение наизусть;

- выразительное чтение стихотворений;

- чтение по ролям;

- пересказ.





















Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся


Темы уроков

Фактич. дата пров-я

Планир.

дата пров-я

Характеристика деятельности учащихся

Часть 1 (74 ч)

1

Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог». Т



Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова;

отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.


Чтение

Читать текст вслух осознан- но, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонации, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

Вычитывать все виды тексто- вой информации: фактуальную, подтекстовую, концепту- альную.

Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рас- сказ на основе предложения.

Формулировать основную мысль текста.

Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план с помощью учителя. Пересказывать текст подроб- но, сжато, выборочно.

Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.


Культура речевого общения Участвовать в диалоге. Конструиро-

вать монологическое высказывание.

Создавать устно текст рас- сказ-характеристику героя.

Высказывать аргументирован- но своё отношение к прочитанному, к героям.


Культура письменной речи сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.

Готовиться к сочинению

Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предвари- тельной подготовки.


Творческая деятельность Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.

Раздел 1. Любимые книги (8 ч)

2

Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»). Т



3

Начало удивительных событий (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 1 и 2). Т



4

Что может Электроник? (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3). Т



5

Наука как искусство (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 4). Сходство и различие сказочной и фантастической повести. Т



6

Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»). Т.

РК



7

Обобщение по разделу. Проверочная работа 1. Т



8

Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках (урок по итогам самостоятельного домашнего чтения). Административный контроль техники чтения.



9

Что такое детская литература? Р/Р Сочинение о любимом писателе. Т



Раздел 2. У истоков русской детской литературы (20ч)

10

Введение в раздел 2. Летопись и летописцы (А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок).

Н. Кончаловская

«В монастырской келье узкой…»). Т



11

«Повесть временных лет». «Расселение славян». Т. РК



12

Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. Т. РК



13

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого. Т



14

Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям). Т



15

Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий первый детский поэт.



16

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. Т



17

Обобщение по разделу. Древнерусская литература XI–XVII вв.). РК



18

Проверочная работа 2. Т



19

Внеклассное чтение. Книги о книгах. РК



20

Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых

(«Детские годы Багрова-внука», гл. 1) РК



21

Традиция семейного чтения (С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», гл. 2–3)



22

«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары. Т



23

«Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И. Новикова). Т



24

Р/Р Сочинение в стиле нравоучительной статьи. Т



25

Образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь».



26

Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI–XVIII веках. РК



27

Проверочная работа

3. Т



28

Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги). РК



29

Р/Р Сочинение. Т



Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается... (45 ч)

30

Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов

«Слон и Моська»). Т



31

Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под

Дубом»). Т



32

Обобщение. Басни И.А. Крылова.



33

Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка.



34

А. Погорельский «Чёрная курица...».

Нелёгкий путь в подземное царство (ч. 2, 3). Т



35

А. Погорельский «Чёрная курица...».

Встреча с подземными жителями (ч. 4, 5).



36

А. Погорельский «Чёрная курица...».

Главный герой сказки (ч. 6). Т



37

Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей? РК



38

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Т

Знакомство с героями сказки (ч. 1–3).



39

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом (ч. 4–6).



40

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».

Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона (ч. 7–9).



41

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Царь Салтан и князь Гвидон (ч. 10–15).



42

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». В чём главный смысл сказки? (Финал).



43

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».



44

Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». Т



45

Обобщение. Литературные сказки. Т. РК



46

Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В. Даля),

«Кузовок» (игра). Т



47

Р/Р Устное сочинение-обработка народной сказки (подражание В.И. Далю). Т



48

Как надо писать для детей? (А. Ишимова «Славяне»).



49

Обобщение. Проверочная работа 4. Т



50

Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и настоящем или «Литературные сказки писателей XIX века». РК



51

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. РК



52

Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука».



53

Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева. Т



54

Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе. Т РК



55

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

Картины русской природы в стихотворении. Т



56

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

Дедушка Мазай добрый охотник.



57

Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне.



58

Л.Н. Толстой как учитель (сказка «Два брата»).



59

Непростые простые тексты (Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»). Т



60

Практикум «Учусь читать художественную прозу». Т



61

Практикум «Учусь читать художественную прозу». Т



62

Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город»). Т



63

Первое знакомство с Родиной (К.Д. Ушинский «Деревня и уездный город»,

«Просёлочная дорога»). Т



64

Р/Р Сочинение в форме путевого очерка. Составление плана. Т



65

Р/Р Сочинение в форме путевого очерка. Индивидуальная работа.



66

Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д. Ушинский «Наше Отечество»). Т РК



67

Р/Р Сочинение-подражание Ушинскому (К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»). Т



68

А.И. Куприн «Слон». Т

Непонятная болезнь (ч. 1–3).



69

А.И. Куприн «Слон». Можно ли выполнить желание Нади? (ч. 4–5).



70

А.И. Куприн «Слон». «Я уже совсем здорова!» (ч. 6).



71

Обобщение по разделу 2. РК



72

Проверочная работа 5. Т



73

Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики».



74

Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики». РК



Часть 2 (62 ч)

Раздел 4. Век XX. Новые встречи со старыми друзьями (62 ч)


75

Путешествие 8 (в... библиотеку). Загадка Лидии Чарской.




76

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»

Первый день Лены в гимназии (гл. 8). Т




77

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки».

Друзья и враги Лены Икониной (гл. 10–11). Т




78

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки».

Образ Лены Икониной. Обобщение.




79

Внеклассное чтение. Мир детства. РК




80

Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак.




81

Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»). Т




82

Гимназисты Корнея Чуковского (К.И. Чуковский «Телефон»).




83

Обэриуты. Стихи Д. Хармса. Т




84

Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского.




85

Внеклассное чтение. Современные чудаки. РК




86

Путешествие 10. Вокруг Маршака.




87

Внеклассное чтение. Современные детские журналы. РК




88

Е. Шварц «Два брата». Т

Живой мир и мир вечного покоя (гл. 1–4).




89

Е. Шварц «Два брата».

Спасение Младшего победа живого мира (гл. 5–8).




90

Е. Шварц «Два брата».

Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение).




91

Превращение Пиноккио в Буратино (Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок),

«Пишу на ту же тему по -своему»).




92

Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»). Т




93

Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»). Т




94

Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»). Т




95

Так кто же он Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»). РК




96

С. Маршак критик, поэт, переводчик, редактор.




97

Обобщение «Путешествия 8 – 10» РК




98

Проверочная работа 6.




99

Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках-

иллюстраторах).




100

Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. Т




101

Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский

и А. Барто. Т




102

Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Т

Живая кукла наследника Тутти (ч. 2).




103

Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Т

Три Толстяка и другие герои сказки (ч. 3, 4).




104

Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Т

«Простые высокие истины» (обобщение).




105

Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?»). Т




106

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р. Фраерман «Гайдар и дети»).




107

А. Гайдар «Тимур и его команда».

«Этот чердак был обитаем» (ч. 1, 2).




108

А. Гайдар «Тимур и его команда».

Игра или серьёзное дело? (ч. 3, 4).




109

А. Гайдар «Тимур и его команда».

Тимур и тимуровцы (ч. 5, обобщение).




110

Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений

(Н. Носов «Федина задача»).




111

Юмористический рассказ на серьёзную тему

(В. Драгунский «Что любит Мишка»).




112

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника.




113

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы

Н. Носова. РК




114

Стихи А. Барто. Сатира или юмор?




115

Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?». РК




116

Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца и др.




117

Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира. Т




118

Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского.




119

Стихи Саши Чёрного и В. Долиной.




120

Миниатюры Г. Цыферова. Р/Р РК




121

Создание собственных миниатюр. Т




122

Стихи Н. Матвеевой.




123

Внеклассное чтение. Любимые стихи. РК




124

Практикум «Учусь читать лирический текст». Т




125

Практикум «Учусь читать лирический текст». Т




126

Обобщение

«Путешествия 11-14» Проверочная работа 7. Т




127

Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Т

Знакомство с героями (картины 1, 2).




128

Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок».

Поиски снежного цветка (картины 3–5).




129

Административный контроль техники чтения.




130

Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Мудрая сказка для малышей (картины 6–8).




131

Путешествие 15. Современные детские писатели. (К. Драгунская «Крайний случай»). РК




132

Творческая манера Ксении Драгунской (К. Драгунская «Ерунда на постном масле!»). Т




133

Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи и проза Тима Собакина).




134

Обобщение. Берём интервью у детских писателей. РК




135

Итоговая контрольная работа Н.Носов «Федина задача»




136

Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям. Т





Буква Т показывает, что на данном уроке ученики выполняют задания в «Тетради по литературному чтению».


РК – включение в урок материала регионального компонента.




Материально – техническое обеспечение

образовательного процесса


Основной список литературы.


  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 4 класс («В океане света») в 2-х частях. – М: «Баласс», 2013.


  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению. 4 класс. – М: «Баласс», 2013.


  1. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Методические рекомендации для учителя. Уроки чтения в 4-м классе по книге «В океане света». - М., «Баласс», 2011г.


Дополнительная литература.


  1. Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов образования. 3-4 классы. – М., «Баласс», 2014.


Таблицы.


1. Крупицы народной мудрости (фольклор).

2. Страницы старины седой (былинные герои).

3. Мифы народов мира.

4. Басни и баснописцы.

5. Книги, книги, книги… (история книг).

6.Василий Андреевич Жуковский.

7. Александр Сергеевич Пушкин.

8. Иван Андреевич Крылов.

9. Русские писатели 19 века.

10. Родные поэты.

11. Писатели 20 века детям.

12. Зарубежные писатели.

13. Очерки и воспоминания.

14. Книги о путешествиях и приключениях.

15. Словари, справочники, энциклопедии.

16. В мире книг.




Интернет-ресурсы

Единая коллекция ЦОР – http://school-collection.edu.ru 

Российский образовательный портал – http://www.school.edu.ru 

Образовательная, система «Школа 2100» 

http://www.school2100.ru/regions/regions_main.html.

Учительский портал http://www.uchportal.ru/

сайт «Начальная школа» http://nachalka.info/

сайт «Открытый класс» http://www.openclass.ru/

сайт «Началка» http://www.nachalka.com/photo/

сайт «Завуч инфо» http://www.zavuch.info/

Материалы газеты «Первое сентября» http://nsc.1september.ru/


Учебно-практическое оборудование

Магнитофон

Компьютер с программным обеспечением

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.



Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. Школа 2100.
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, образовательной системы "Школа 2100".

Программа содержит:

- Пояснительную записку (цели и задачи изучения предмета, общая характеристика предмета, ценностные ориентиры, место предмета в учебном плане, сведения об учебно-методическом комплексе)

- Основное содержание предмета

- Требования к уровню подготовки учащихся

- Оценку достижения планируемых результатов

- Календарно-тематическое планирование

- Перечень материально-технического обеспечения.

Автор Трофимова Мария Александровна
Дата добавления 06.09.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 1691
Номер материала MA-060592
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓