Пояснительная
записка
к
рабочей программе
по
литературе (6 класс)
Рабочая программа по литературе для учащихся 6 класса создана на
основе следующих нормативных документов:
1. Федерального
государственного стандарта основного общего образования второго поколения
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010
г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года,
регистрационный номер 19644)
2. Примерной
учебной программы основного общего образования по литературе для
5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам.
Литература. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия
«Стандарты второго поколения»)
3. Авторской
программы к учебникам под редакцией
Г.С.Меркина «Литература» для 5–11 классов общеобразовательных учреждений
(М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
Программа
по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра
содержания общего образования и Требований к результатам основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются
основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных
учебных действий для общего образования, преемственность с примерными
программами для начального общего образования.
Литература
– это учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры
молодого поколения. Именно ей принадлежит ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его
миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное
развитие общества в целом.
Основу
содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение
художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое
классическое произведение актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям.
Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к
человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком
культурном контексте. Художественная литература является одним из основных
источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и
коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений
способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими
стилистически окрашенной русской речью.
Данный
курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического,
историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
Цель изучения
литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской
классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение
и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями
о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания
включённых в программу произведений.
Данная
программа ставит следующие цели:
o
воспитание
духовно – развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения,
гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и
ценностям отечественной литературы;
o
развитие
эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического
мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской
позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы;
o
освоение
текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных
историко–литературных сведений и теоретико–литературных понятий;
o
овладение
умениями чтения и анализа произведений.
Данная
программа по литературе для 6 класса создана на основе Государственного
стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г.
Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897; примерной программы по
литературе, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение
федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения»;
программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы –
составители: Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев).
Данная
программа построена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, с
опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для
применения активно–деятельностных подходов (поисково-исследовательской
деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных
технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с
информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет
стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки
самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую
активность. В данной рабочей программе детализируется и раскрывается содержание
стандарта, определяется общая стратегия обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы,
которые определены стандартом.
На
основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании
календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в
настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный
подходы, которые определяют задачи обучения:
-
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по
истории литературы;
-
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух
художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного
пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица,
художественного) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
-
свободное владение монологической и диалогической речью в объёме
изучаемых произведений;
-
составление развёрнутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое,
характеристики героя;
-
составление отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;
-
освоение способов свободного владения письменной речью;
-
овладение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.
Программа
рассчитана на 70 часов учебного времени (из расчета 2 учебных
часа в неделю). Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей
программы определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных
интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом
Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
Характеристика методов и форм
контроля на уроках литературы в 6 классе
Устно
Правильное,
беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно-популярных
текстов, в том числе и выученных наизусть.
Пересказ художественных произведений (подробный, краткий,
выборочный, от другого лица, художественный — с максимальным использованием
особенностей текста). Устное словесное рисование. Устное сочинение-рассуждение,
сочинение-описание по изучаемому произведению. Характеристика героев
(индивидуальная, сравнительная, групповая). Рассказ о писателе, о
художнике-иллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи учебника,
самостоятельного чтения дополнительной литературы.
Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении,
просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об
актерском или авторском чтении. Сочинение-рассказ о посещении выставки,
экскурсии, музея; индивидуальное творческое задание — создание стихотворения,
спектакля, прозаического или стихотворного произведения (басни, былины, сказки,
рассказа, инсценировки и пр.).
Письменно
Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение).
Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос,
написание тезисов. Проблемная характеристика героя (индивидуальная, сравнительная,
групповая). Составление плана (простого, сложного, цитатного) прочитанного
произведения или собственного высказывания. Отзыв о самостоятельно прочитанной
книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепостановке. Сочинение на основе
личных наблюдений. Доклад или реферат на литературную тему. Конспект, план
исторической статьи. Работы творческого характера (рассказы, очерки, стихотворения
и пр.).
Основные виды деятельности по освоению литературных
произведений
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений
разных жанров.
— Выразительное
чтение.
— Различные
виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с
творческим заданием).
— Заучивание
наизусть стихотворных текстов.
— Ответы
на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
— Анализ
и интерпретация произведений.
— Составление
планов и написание отзывов о произведениях.
— Написание
изложений с элементами сочинения.
— Написание
сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
— Целенаправленный
поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
.
Содержание тем учебного курса
Введение
О
литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка,
живопись, театр, кино).
Развитие
представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества;
человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности
(художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и
задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
Из
греческой мифологии
Мифы о
героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в
древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и
реализовать свою мечту.
Теория
литературы:
мифологический сюжет.
Развитие
речи:
чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.
Связь с
другими искусствами: произведения живописи,
декоративно-прикладного искусства, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих
мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском
искусстве.
Из
устного народного творчества
Предания,
легенды, сказки.
«Солдат и
смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных
яблоках и живой воде». Предание и его художественные
особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы,
помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре
и зле; краткость, образность.
Теория
литературы:
предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной
сказке.
Развитие
речи:
сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.
Связь с
другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные
персонажи в русском искусстве: музыке, живописи, кино.
Краеведение:
сказки
о богатырях в регионе.
Возможные
виды внеурочной деятельности: запись произведений фольклора своей
местности.
Из
древнерусской литературы
«Сказание
о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем»,
«Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории
Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер
древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость,
жестокость, слава и бесславие и др.).
Теория
литературы:
сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
Развитие
речи:
различные виды пересказа, простой план.
Связь с
другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся;
портрет князя Владимира Мономаха, древнерусская миниатюра.
Краеведение: исторические
события края в памятниках древнерусской литературы.
Из
русской литературы XVIII века
М.В.
ЛОМОНОСОВ
Годы
учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные
на дороге в Петергоф…». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта;
тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения;
идея стихотворения.
Теория
литературы:
иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.
Развитие
речи:
выразительное чтение.
Из
русской литературы ХIХ века
В.А.
ЖУКОВСКИЙ
Краткие
сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр
баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое
и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в
русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория
литературы:
реальное, фантастическое; фабула; баллада.
Развитие
речи:
выразительное чтение.
Связь с
другими искусствами: портрет В.А. Жуковского, репродукция картины
К.Брюллова «Гадающая Светлана».
А.С.
ПУШКИН
Лицей в
жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной
жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая
гряда...», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Интерес к истории России: «Дубровский»
— историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные
проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага,
постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной
конфликт; центральные персонажи.
Теория
литературы:
роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
Развитие
речи:
выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с
элементами рассуждения.
Связь с
другими искусствами: портрет А.С. Пушкина; конкурс рисунков,
работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в
русском искусстве.
Краеведение:
литературная викторина «Места, где побывали лицейские друзья А.С. Пушкина».
Возможные
виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с
Пушкиным».
М.Ю.
ЛЕРМОНТОВ
Годы
учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике
(свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «На севере диком стоит
одиноко…», «Листок». Многозначность художественного образа.
Теория
литературы: трехсложные
размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
Развитие
речи:
выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор
эпиграфов.
Связь с
другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова; репродукция
картины И. Шишкина «На севере диком…»; работа с иллюстрациями, рисунки
учащихся, прослушивание музыкальных записей.
Краеведение: М.Ю.
Лермонтов и Кавказ.
Возможные
виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.
Н.В.
ГОГОЛЬ
Повесть «Тарас
Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество,
свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их
создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их
значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры,
типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Теория
литературы:
героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и
фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
Развитие
речи: изложение
с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на
эпизод.
Связь с
другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор
музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.
Краеведение: заочная
литературно-краеведческая экскурсия «Украинскими дорогами Н.В. Гоголя».
Возможные
виды внеурочной деятельности: подбор литературы и организация выставки
«Книги о героическом прошлом Отчизны».
И.С.
ТУРГЕНЕВ
«Записки
охотника»:
творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие
рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в
рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя.
Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная
характеристика темы и центральных персонажей произведения.
Теория
литературы:
своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский
замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Развитие
речи:
сложный план, цитатный план.
Связь с
другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных
фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное
рисование.
Н.А.
НЕКРАСОВ
Гражданская
позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в
творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...»,
«Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений:
разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие
тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение
автора к героям и событиям.
Теория
литературы:
трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Развитие
речи:
различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа
(микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).
Связь с
другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и
художники-передвижники.
Возможные
виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А.
Некрасов и художники-передвижники».
Л.Н.
ТОЛСТОЙ
Повесть «Детство»
(отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и
др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные
качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика
рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность,
душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство
благодарности, милосердие, сострадание).
Теория
литературы: автобиографическая
проза, стихотворение в прозе.
Развитие
речи: различные
типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.
Связь с
другими искусствами: репродукции картин Ф. Славянского
«Семейная картина. (На балконе.)» и К. Маковского «Дети, бегущий от грозы».
В.Г.
КОРОЛЕНКО
Краткие
сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания,
доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система
образов. Авторское отношение к героям.
Теория
литературы:
повесть, художественная деталь, портрет и характер.
Развитие
речи: различные
виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики
эпизода, персонажа.
Связь с
другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.
Возможные
виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Я думаю,
что я поступил бы...».
А.П. ЧЕХОВ
Сатирические
и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий»,
«Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение
автора к героям.
Теория
литературы: юмор,
юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и
углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом
произведении.
Развитие
речи: выразительное
чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из
произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического
рассказа на заданную тему (или создание диафильма).
Связь с
другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление
кадров для диафильма.
Из
русской литературы XX века
И.А. БУНИН
Мир
природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не
видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в
изображении писателя.
Теория
литературы:
стили речи и их роль в создании художественного образа.
Развитие
речи:
составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об
эпизоде.
А.И.
КУПРИН
Детские
годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные
темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его
художественного раскрытия.
Теория
литературы: рождественский
рассказ.
Развитие
речи:
различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с
другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных
рассказам А.И. Куприна.
С.А.
ЕСЕНИН
Краткие
сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра
рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из
основных образов С.А. Есенина.
Теория
литературы:
поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет,
метафора.
Развитие
речи:
чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур
стихотворения.
Возможные
виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине,
родной природе и о себе»:
А.А. Блок.
«Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;
Ф.
Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...»,
«Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;
Б.Л.
Пастернак. «После дождя»;
Н.А.
Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;
А.Т.
Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;
А.А.
Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов (по
выбору).
М.М.
ПРИШВИН
Краткие
сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в
изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства
красоты, любви к природе.
Теория
литературы:
конфликт, сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Развитие
речи:
сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.
Связь с
другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.
Из
поэзии о Великой Отечественной войне
Изображение
войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти,
бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»;
С.С.Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я
вернусь...»; Р.Г.Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые».
Развитие
речи:
выразительное чтение, чтение наизусть.
Связь с
другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей
к литературно-музыкальному вечеру; репродукции картин С. Герасимова «Мать
партизана» и П. Кривоногова «Победа».
Возможные
виды внеурочной деятельности: письма с войны и на войну.
Из зарубежной литературы
М. ТВЕН.
Краткие
сведения о писателе. «Приключения Гекльберри Финна»
О. ГЕНРИ
Краткие
сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой
и всерьез (дети и взрослые в рассказе). «Дары волхвов»: жанр новеллы.
Тема бедности, любви, счастья.
Теория
литературы:
новелла, юмор, ирония.
Развитие
речи:
рассказ от другого лица.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие
сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос,
гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл
произведения.
Развитие
речи:
цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.
Для
заучивания наизусть
М.В.
Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…»
А.С.
Пушкин. «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда…»
М.Ю.
Лермонтов. Одно стихотворение (по выбору).
Н.А.
Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! У
каждых дверей…»
С.А. Есенин.
Одно стихотворение (по выбору).
Стихотворение
о Великой Отечественной войне (по выбору).
Планируемые
результаты изучения предмета «Литература»
Личностные универсальные
учебные действия
Ученик
научится:
-
Уважительно относиться к русской литературе, к культурам других народов;
-
Различать основные нравственно-эстетические понятия.
-
Выражать положительное отношение к процессу познания.
-
Понимать значение литературы в процессе получения школьного образования.
Ученик
получит возможность научиться:
-
Понимать литературу как одну из основных национально-культурных и мировых
ценностей.
-
Оценивать свои и чужие поступки.
Регулятивные универсальные
учебные действия
Ученик
научится:
-
Удерживать цель деятельности до получения её результата.
-
Анализу достижения цели.
Ученик
получит возможность научиться:
-
Самостоятельно ставить новые учебные цели, задачи.
-
Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный
способ;
-
Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути
достижения целей.
Познавательные универсальные
учебные действия
Ученик
научится:
-
Осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях.
-
Понимать модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях.
-
Осуществлять синтез как составление целого из его частей.
-
Проводить сравнение и классификацию по заданным основаниям (критериям).
-
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
-
Обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик
получит возможность научиться:
-
Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
-
Умению смыслового восприятия текста.
-
Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные
учебные действия
Ученик научится:
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве.
- Формулировать собственное мнение и аргументацию.
- Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
Предметные результаты обучения
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений;
• умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему,
характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции,
основных изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и
культуры;
• формулирование собственного отношения к прочитанному
произведению, его оценка;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров,
осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки;
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные
монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; написание изложений
и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений, классные и домашние творческие работы;
4) в эстетической сфере:
• эстетическое восприятие произведений литературы;
• понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в
создании художественных образов литературных произведений.
Перечень
учебно-методического обеспечения
Программа «Литература.
5 – 11 классы общеобразовательной школы» / Авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин,
В.А. Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.
Базовый
учебник
«Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях»
/ Автор-составитель Г.С. меркин – М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2009.
Тематическое
планирование
к учебнику «Литература. 6 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин) / Ф.Е.
Соловьёва, под редакцией Г.С. Меркина. – М.: «Русское слово», 2010.
Методическое
пособие для учителя «Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс»
(автор-составитель Г.С. Меркин) / Ф.Е. Соловьёва, под редацией Г.С. Меркина. –
М.: «Русское слово», 2011.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.