Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе. 6 класс. По учебнику Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе. 6 класс. По учебнику Г. С. Меркина

Название документа КТП-Литература 6 кл. Г. С. Меркин.docx

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе

п/п

Тема урока

Тип урока

Дата

План

Дата

Факт



1

1 четверть (18 ч)

Введение. Мой учебник литературы

Комбинированный. Фронтальная беседа,



2

Книга и её роль в жизни человека





3

Из греческой мифологии

Миф: повторение изученного в 5 классе

Комбинированный. Фронтальная беседа,



4

Мифы о героях: отражение представлений о героизме. Подвиг Прометея

Закрепление пройденного, работа с текстом, анализ произведения



5

Подвиги Геракла. «Яблоки Гесперид»



6

Предания и легенды. Солдат и смерть

Комбинированный.



7

Из эпоса народов России. Как Бодынако победил одноглазого великана

Урок комплексного применения знаний



8

Сказки. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Закрепление пройденного, работа с текстом, анализ произведения



9

Сказка и её художественные особенности. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»



10

Обобщающий урок по теме «Мифы и сказки народов мира»



11

Древнерусская литература

Особенности древнерусской литературы, тематика и жанровое разнообразие. « Сказание о белгородских колодцах».

Урок изучения нового материала, работа с учебником



12

«Повесть о разорении Рязани Батыем».

Поучительный характер древнерусской литературы




13

«Поучение» Владимира Мономаха




14

Из литературы XVIII века

М.В. Ломоносов – гениальный учёный, теоретик литературы, поэт. «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф»

Урок изучения нового материала, работа с учебником



15

Из литературы XIX века

В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе.

Жанр элегии и баллады в творчестве поэта



16

Художественное своеобразие баллады В.А. Жуковского «Светлана».

Урок комплексного применения знаний. Выразительное чтение.



17

2 четверть (14 ч)

А.С. Пушкин. Лицей в жизни и творчестве поэта

Урок изучения нового материала, работа с учебником



18

Природа в лирике А.С. Пушкина «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда»



19

Природа в лирике А.С. Пушкина «Зимнее утро»



20

Роман А.С. Пушкина «Дубровский»: историческая правда и художественный вымысел

Урок изучения нового материала, работа с учебником



21

Центральные персонажи и основной конфликт в романе «Дубровский»

Закрепление пройденного, работа с текстом, анализ произведения



22

Нравственные и социальные проблемы романа «Дубровский»



23

Владимир Дубровский – доблестный офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник.



24

Вн. чтение

Читательская конференция



25

М.Ю. Лермонтов. О поэте. Вольнолюбивые мотивы в лирике: «Тучи», «Парус», «Листок»

Урок изучения нового материала, работа с учебником



26

Р/р Урок-концерт «В мире художественного слова М.Ю. Лермонтова»




27

Двусложные размеры стиха

Практикум, самостоятельная работа



28

Проверочная работа по определению размера стихотворения



29

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: историческая основа и основные образы

Урок изучения нового материала, работа с учебником



30

Андрий и Остап (сравнительная характеристика героев)

Закрепление пройденного, работа с текстом, анализ произведения










3 четверть ( ч)



31

Образ Родины в повести «Тарас Бульба»



32

Р/р Мастерская творческого письма (Подготовка к написанию рассказа о событиях от лица их участника)

Урок закрепления и обобщения



33

Р/р Сочинение-повествование по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Урок контроля, индивидуальная работа



34

И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника».

Урок изучения нового материала, работа с учебником, конспектирование



35

Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»



36

Н.А. Некрасов. Тема народного труда в творчестве поэта. Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская»



37

Трёхсложные размеры стиха

Практикум, самостоятельная работа



38

Трёхсложные размеры стиха



39

Л.Н. Толстой. Автобиографическая повесть «Детство» (главы из повести). Мир детей и мир взрослых в повести




40

Повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»: тематика, проблематика, герои

Урок изучения нового материала, работа с учебником, конспектирование



41

Повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»: тематика, проблематика, герои



42

Дети и взрослые в повести «В дурном обществе».



43-44

Внекл. чтение

Читательская конференция



45

46

Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий»: проблема чинопочитания и приёмы создания характеров персонажей

Урок изучения нового материала, работа с учебником,



47

Из литературы XX века

Анализ рассказа И.А. Бунина «Лапти»




48

А.И. Куприн. Детские годы писателя.

Рассказ «Белый пудель»: сюжет и основные образы

Закрепление пройденного, работа с текстом, анализ произведения



49

Вечные истины в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель»

«Тапёр»



50

Р/р. Литературная гостиная «Поэты 20 века о родине, родной природе и о себе». Сергей Александрович Есенин.

«Песнь о собаке».




51

М.М. Пришвин «Кладовая солнца»: главные герои повести



Урок изучения нового материала, работа с учебником, конспектирование



52

Изображение родной природы в повести «Кладовая солнца»



53

Сказочные и мифологические мотивы в повести М.М. Пришвина



54

Николай Михайлович Рубцов.

«Звезда полей». «Тихая моя родина».




55

Внеклассное . чт.

Читательская конференция



56

Внеклассное . чт.



57

Стихи о Великой Отечественной войне: проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, любви к родине




58




59

60

Виктор Петрович Астафьев. «Конь с розовой гривой»



61

Из зарубежной литературы

«Сказка о Синдбаде-мореходе» (отрывок).


Урок изучения нового материала, работа с учебником



62

Якоб и Вильгельм Гримм. «Снегурочка».

Закрепление пройденного, работа с текстом, анализ произведения



63-64

О. Генри «Вождь краснокожих»



65-66

Джек Лондон. Любовь к жизни.

Урок изучения нового материала, работа с учебником



67-68

Внеклассное чтение




69

Итоговое тестирование

Урок контроля,



70

В мире художественной литературы (чтение на каникулах)






Название документа Пояснительная записка РП - Литература 6 кл. Г. С. Меркин.docx

Пояснительная записка

к рабочей программе

по литературе (6 класс)


Рабочая программа по литературе для учащихся 6 класса создана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644)

  2. Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»)

  3. Авторской программы к учебникам под редакцией Г.С.Меркина «Литература» для 5–11 классов общеобразовательных учреждений (М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

Программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.


Литература – это учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Именно ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие общества в целом.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Художественная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Данный курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений.

Данная программа ставит следующие цели:

  • воспитание духовно – развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной литературы;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко–литературных сведений и теоретико–литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа произведений.

Данная программа по литературе для 6 класса создана на основе Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897; примерной программы по литературе, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения»; программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы – составители: Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев).

Данная программа построена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно–деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность. В данной рабочей программе детализируется и раскрывается содержание стандарта, определяется общая стратегия обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

- свободное владение монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

- составление развёрнутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристики героя;

- составление отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;

- освоение способов свободного владения письменной речью;

- овладение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.

Программа рассчитана на 70 часов учебного времени (из расчета 2 учебных часа в неделю). Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.












Характеристика методов и форм контроля на уроках литературы в 6 классе

Устно

Правильное, беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно-популярных текстов, в том числе и выученных наизусть.

Пересказ художественных произведений (подробный, краткий, выборочный, от другого лица, художественный — с максимальным использованием особенностей текста). Устное словесное рисование. Устное сочинение-рассуждение, сочинение-описание по изучаемому произведению. Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая). Рассказ о писателе, о художнике-иллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи учебника, самостоятельного чтения дополнительной литературы.

Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актерском или авторском чтении. Сочинение-рассказ о посещении выставки, экскурсии, музея; индивидуальное творческое задание — создание стихотворения, спектакля, прозаического или стихотворного произведения (басни, былины, сказки, рассказа, инсценировки и пр.).

Письменно

Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение). Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос, написание тезисов. Проблемная характеристика героя (индивидуальная, сравнительная, групповая). Составление плана (простого, сложного, цитатного) прочитанного произведения или собственного высказывания. Отзыв о самостоятельно прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепостановке. Сочинение на основе личных наблюдений. Доклад или реферат на литературную тему. Конспект, план исторической статьи. Работы творческого характера (рассказы, очерки, стихотворения и пр.).

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

  • Анализ и интерпретация произведений.

  • Составление планов и написание отзывов о произведениях.

  • Написание изложений с элементами сочинения.

  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

  • Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.















. Содержание тем учебного курса

Введение

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

Из греческой мифологии

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: мифологический сюжет.

Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.

Из устного народного творчества

Предания, легенды, сказки.

«Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.

Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные персонажи в русском искусстве: музыке, живописи, кино.

Краеведение: сказки о богатырях в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: запись произведений фольклора своей местности.


Из древнерусской литературы

«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.).

Теория литературы: сказание, древнерусская повесть; автор и герой.

Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; портрет князя Владимира Мономаха, древнерусская миниатюра.

Краеведение: исторические события края в памятниках древнерусской литературы.


Из русской литературы XVIII века

М.В. ЛОМОНОСОВ

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

Развитие речи: выразительное чтение.


Из русской литературы ХIХ века

В.А. ЖУКОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.

Развитие речи: выразительное чтение.

Связь с другими искусствами: портрет В.А. Жуковского, репродукция картины К.Брюллова «Гадающая Светлана».


А.С. ПУШКИН

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: портрет А.С. Пушкина; конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.

Краеведение: литературная викторина «Места, где побывали лицейские друзья А.С. Пушкина».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным».


М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок». Многозначность художественного образа.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.

Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова; репродукция картины И. Шишкина «На севере диком…»; работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.

Краеведение: М.Ю. Лермонтов и Кавказ.

Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.


Н.В. ГОГОЛЬ

Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Украинскими дорогами Н.В. Гоголя».

Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».

И.С. ТУРГЕНЕВ

«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Развитие речи: сложный план, цитатный план.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.


Н.А. НЕКРАСОВ

Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники».


Л.Н. ТОЛСТОЙ

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза, стихотворение в прозе.

Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.

Связь с другими искусствами: репродукции картин Ф. Славянского «Семейная картина. (На балконе.)» и К. Маковского «Дети, бегущий от грозы».


В.Г. КОРОЛЕНКО

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.

Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Я думаю, что я поступил бы...».


А.П. ЧЕХОВ

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.


Из русской литературы XX века

И.А. БУНИН

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.

Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.


А.И. КУПРИН

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Теория литературы: рождественский рассказ.

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.


С.А. ЕСЕНИН

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:

А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;

Ф. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;

Б.Л. Пастернак. «После дождя»;

Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;

А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;

А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов (по выбору).


М.М. ПРИШВИН

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Теория литературы: конфликт, сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.

Из поэзии о Великой Отечественной войне

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»; С.С.Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г.Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые».

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру; репродукции картин С. Герасимова «Мать партизана» и П. Кривоногова «Победа».

Возможные виды внеурочной деятельности: письма с войны и на войну.


Из зарубежной литературы

М. ТВЕН.

Краткие сведения о писателе. «Приключения Гекльберри Финна»


О. ГЕНРИ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.

Теория литературы: новелла, юмор, ирония.

Развитие речи: рассказ от другого лица.


ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.



Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…»

А.С. Пушкин. «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда…»

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение (по выбору).

Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! У каждых дверей…»

С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).

Стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору).







Планируемые результаты изучения предмета «Литература»


Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Уважительно относиться к русской литературе, к культурам других народов;

- Различать основные нравственно-эстетические понятия.

- Выражать положительное отношение к процессу познания.

- Понимать значение литературы в процессе получения школьного образования.

Ученик получит возможность научиться:

- Понимать литературу как одну из основных национально-культурных и мировых ценностей.

- Оценивать свои и чужие поступки.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Удерживать цель деятельности до получения её результата.

- Анализу достижения цели.

Ученик получит возможность научиться:

- Самостоятельно ставить новые учебные цели, задачи.

- Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях.

- Понимать модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях.

- Осуществлять синтез как составление целого из его частей.

- Проводить сравнение и классификацию по заданным основаниям (критериям).

- Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

- Обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Ученик получит возможность научиться:

- Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

- Умению смыслового восприятия текста.

- Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

- Формулировать собственное мнение и аргументацию.

- Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.


Предметные результаты обучения

1) в познавательной сфере:

понимание ключевых проблем изученных произведений;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, основных изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

формулирование собственного отношения к прочитанному произведению, его оценка;

понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

4) в эстетической сфере:

эстетическое восприятие произведений литературы;

понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.







Перечень учебно-методического обеспечения


Программа «Литература. 5 – 11 классы общеобразовательной школы» / Авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.

Базовый учебник «Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях» / Автор-составитель Г.С. меркин – М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2009.

Тематическое планирование к учебнику «Литература. 6 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин) / Ф.Е. Соловьёва, под редакцией Г.С. Меркина. – М.: «Русское слово», 2010.

Методическое пособие для учителя «Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин) / Ф.Е. Соловьёва, под редацией Г.С. Меркина. – М.: «Русское слово», 2011.




Название документа Тематическое планирование. Литература 6 кл. Г. С. Меркин.docx

Количество

часов

Раздел

Планируемые результаты

Дидактический материал и оборудование

Вид контроля

Предметные

Метапредметные

Личностные

1 четверть

Ведение (2 ч.)

О литературе, читателе и

писателе

Формулирование

собственного отношения к произведениям русской литературы,

их оценка

Умение самостоятельно планировать

пути достижения

целей, в том числе

альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения

учебных и познавательных задач.

Формирование

ответственного

отношения к учению, готовности

и способности

обучающихся к

саморазвитию и

самообразованию

на основе мотивации к обучению и познанию.



Из мифологии (8 ч.)

8ч.

Греческая мифология

Умение анализировать литературное произведение: определять

его принадлежность к одному из литературных

родов и жанров;

понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Владение литературоведческими

терминами: миф,

мифологический

сюжет

Умение организовывать учебное сотрудничество и

совместную

деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в

группе.


Формирование

представлений о

труде как экзистенциальной

ценности гуманизма. Честный, добросовестный труд на родной земле – обязанность

человека


Тест

Древнерусская литература (3 ч.)

3ч.

Древнерусская литература

Умение анализировать литературное произведение: определять

его принадлежность к одному из

литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему,

идею, нравственный пафос литературного произведения

Понимание литера-

туры как одной из

основных национально-культурных

ценностей народа,

как особого способа познания жизни

Формирование

представлений о

творчестве как

экзистенциальной ценности гуманизма.

Похищение огня

Прометеем как

обретение человечеством привилегии богов -способности к

самостоянию и

творчеству



Из литературы 18 века (1ч.)

М.В. Ломоносов

«Стихи, сочиненные на до-

роге в Петергоф…»

Умение анализировать литературное произведение:

определять его

принадлежность к

одному из литературных родов и жанров; пони

мать и формулировать тему, идею, пафос литературного произведения.

Владение литературоведческими

терминами: иносказание, многозначность слова и образа, риторическое обращение.

Умение самостоятельно определять

цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать

мотивы и интересы

своей познавательной деятельности.


Формирование

представлений о

познании как гуманистической

ценности.

Формирование

целостного мировоззрения, соответствующего

современному

уровню развития

науки и общественной практики, учитывающего

культурное, языковое, духовное

многообразие

современного

мира



В.А. Жуковский Краткие сведения о писателе.

Жанр элегии и баллады в творчестве поэта Художественное своеобразие баллады В.А. Жуковского «Светлана».

Умение вести диалог.

Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Умение организовывать учебное

сотрудничество и

совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в

группе: находить

общее решение и

разрешать конфликты на основе

согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Отражение в

творчестве Жуковского национальной само-

бытности

русского народа.

Воспитание российской патриотизма, уважения

к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа

России



8ч.

А.С. Пушкин. Лирика. Повесть «Дубровский»





































Вн. Чтение.

А. Пушкин. «Барышня - крестьянка»

Понимание ключевых проблем

изученных произведений русских писателей

XIX века.

Приобщение к

духовно-нравственным ценностям русской

литературы и

культуры.

Умение вести

диалог.

Формирование

эстетического

вкуса

Умение устанавливать причинно-

следственные связи, строить

логическое рассуждение, делать выводы.

Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,

способного аргументировать свое

мнение и оформлять его словесно в

устных и письменных высказываниях.


Развитие морального сознания и

компетентности в

решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и

нравственного

поведения. Формирование представлений о патриотизме как

гуманистической

ценности.


Тест

4ч.

М.Ю. Лермонтов





























Двусложные размеры стиха

Определение в

произведении

элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в

раскрытии идей-

но-художественного содержания произведения.

Владение литературоведческими

терминами: антитеза, инверсия, метафора.


Формирование и

развитие

компетентности в

области использования информационно-коммуникационных

технологий.

Овладение процедурами смыслового

и эстетического

анализа текста

Формирование

представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. Осмысление причин трагического

одиночества человека, бесцельности существования


Выразительное чтение наизусть

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»:

Понимание связи

литературных

произведений с эпохой их написания, выявление

заложенных в

Умение самостоятельно определять

цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в

Запорожская

Сечь как воплощение вольнолюбивого духа украинского народа,

духа борьбы за

попранные права.

Изображение смелых, веселых, сильных духом

людей, сплоченных чувством товарищества, безграничной любви

к родине и свободе.


Тест

2ч.

И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника».

Владение литературоведческими

терминами:

цикл рассказов,

своеобразие характера, образ

рассказчика; идея

произведения и авторский замысел;

тропы и фигуры в

рассказе (сравнение, метафора, эпитет); позиция автора; рассказчик; художественный замысел.

Умение самостоятельно определять

цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в

учебе.

Формирование

представлений о

социальных ценностях гуманизма. Народ и государство. Духовные и

нравственные качества русского народа, чувство

собственного достоинства, жажда

воли, вера в жизнь, достойную человека.










3ч.

Н.А. Некрасов. Тема народного труда в творчестве поэта

Понимание ключевых проблем изученных произведений русских

писателей XIX.

Владение литературоведческими

терминами: трех-

сложные размеры

стиха: дактиль,

амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Умение понимать

и формулировать

тему, идею,

нравственный

пафос литературного произведения.

Умение самостоятельно планировать

пути достижения

целей, в том числе

альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения

учебных и познавательных задач.

Формирование и

развитие компетентности в области использования

информационно-

коммуникационных технологий.

Формирование

представлений о

социальных ценностях гуманизма. Народ и государство.

Горькая ирония поэта над «всевыносящим» русским народом.

Настроение сомнений, тревоги, пессимизма,

ощущение общего неблагополучия и катастрофичности в

поздней лирике

Н.А. Некрасова


Выразительное чтение наизусть

1ч.

Л.Н. Толстой Автобиографическая повесть «Детство»

Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или

нескольких произведений.

Осознание значимости чтения и изучения литературы

для своего дальнейшего развития;

формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, много-

аспектного диалога

Формирование

представлений о

нравственных

ценностях гуманизма.



3ч.

Повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»:

Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или

нескольких произведений.

Владение литературоведческими

терминами: повесть, художественная деталь, портрет, характер.

Формулирование

собственного отношения к произведениям русской литературы,

их оценка. Умение вести диалог.

Формирование и

развитие компетентности в области использования

информационно-

коммуникационных технологий.

Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях.

Формирование

коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве

со сверстниками,

представлений об

участии как гуманистической ценности



Внекл. чтение






2ч.

Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий

Владение литературоведческими

терминами: юмор,

комическое, сатира, ирония. Понимание

авторской позиции и умение сформулировать

свое отношение к

ней.

Умение отвечать

на вопросы по

прослушанному

или прочитанному тексту; создавать устные монологические

высказывания

разного типа.

Умение устанавливать причинно-

следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.

Формирование и

развитие

компетентности в

области использования информационно-коммуникационных

технологий.

Юмористическое видение жизни,

неотделимое от иронии, трагической усмешки

писателя.



4ч.

Из литературы XX века

И.А. Бунин, А.И. Куприн, С.А. Есенин.


Определение в

произведении

элементов сюжета, композиции,

изобразительно-

выразительных

средств языка,

понимание их роли в раскрытии

идейно-художественного со-

держания произведения

Умение самостоятельно определять

цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в

учебе и познавательной деятельности, развивать

мотивы и интересы

своей познавательной деятельности.

Умение самостоятельно планировать

пути достижения

целей.

Напряженное тяготение

к вечной красоте

и гармонии. Целостное представление о ценностях земли,

таящихся даже во внешне неприглядных реалиях.


Выразительное чтение наизусть

3ч.

М.М. Пришвин «Кладовая солнца»:

Умение отвечать

на вопросы по

прослушанному

или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. Владение литературоведческими

терминами: сказка-быль, конфликт, сказочные и

мифологические

мотивы.

Умение организовывать учебное сотрудничество и

совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать

индивидуально и в

группе.

Формирование и

развитие компетентности в области использования

информационно-

коммуникационных технологий.

Формирование

представлений об

отношениях человека и природы как особой сфере участия. Решительность, чувство полной свободы, стремление к новым открытиям, любовь к

природе.

Вера в торжество

добра, доверие и

любовь к человеку, читателю-другу.



1ч.

Н. Рубцов.

Владение литературоведческими

терминами: мотив, анафора, эпитет.

Понимание авторской позиции и умение сформулировать свое

отношение к ней.

Умение вести диалог

Умение организовывать учебное сотрудничество и

совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в

группе.

Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом.

Формирование

представлений о

патриотизме как

гуманистической

ценности, об истинных и вневременных ценностях, могуществе

национального духа.


Выразительное чтение наизусть

2ч.

Внеклассное . чт.






2ч.

Стихи о Великой Отечественной войне



Определение в

произведении

элементов композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-

художественного

содержания произведения

Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,

способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в

устных и письменных высказываниях

разных жанров

Формирование

представлений о

патриотизме как

гуманистической

ценности. Мироощущение человека на войне.

Всеобщий патриотический подъем, единение русских людей перед лицом врага, мужество, стойкость, героизм в дни испытаний


Выразительное чтение наизусть

2ч.

В. П .Астафьев.

«Конь с розовой гривой»

Умение понимать

и формулировать

тему, идею,

нравственный

пафос литературного произведения.

Умение характеризовать героев,

сопоставлять героев одного или

нескольких произведений.

Понимание

авторской позиции и умение

сформулировать

свое отношение к

ней.

Умение отвечать

на вопросы по

прослушанному

или прочитанному тексту.

Умение самостоятельно планировать

пути достижения

целей.

Формирование и

развитие компетентности в области использования

информационно-

коммуникационных технологий.


Формирование

представлений о

совершенстве как

нравственной

ценности гуманизма. Постижение истоков

чувств и переживаний, рождающих привязанность к родным

местам. Размышления о вечности, о человеческой доброте, виновности и запоздалом раскаянии.



6ч.

Из зарубежной литературы.

«Сказка о Синдбаде-мореходе» (отрывок).

Якоб и Вильгельм Гримм. «Снегурочка».

Джек Лондон. Любовь к жизни.О. Генри «Вождь краснокожих»




Понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы.

Умение понимать

и формулировать тему, идею,

нравственный пафос литературного произведения.

Умение самостоятельно определять

цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в

учебе и познавательной деятельности, развивать

мотивы и интересы

своей познавательной деятельности.

Умение самостоятельно планировать

пути достижения

целей.

Формирование

представлений о

совершенстве как

нравственной

ценности гуманизма. Умение не терять присутствия духа, настойчивость, терпение, смелость.

Торжество правды, осуждение пороков.



2ч.

Внеклассное чтение






Итоговое тестирование






1ч.

В мире художественной литературы (чтение на каникулах)

Знакомство с

ключевыми проблемами произведений русского

фольклора и

фольклора других

народов, древнерусской литературы, литературы

XVIII века, русских писателей

XIX—XX веков,

литературы народов России и зарубежной литературы

Умение самостоятельно определять

цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в

учебе и познавательной деятельности, развивать

мотивы и интересы

своей познавательной деятельности

Формирование

ответственного

отношения к учению, готовности

и способности

обучающихся к

саморазвитию и

самообразованию

на основе мотивации к обучению и познанию,

осознанному выбору и построению дальнейшей

индивидуальной

траектории образования



70 ч.









Рабочая программа по литературе. 6 класс. По учебнику Г. С. Меркина
  • Русский язык и литература
Описание:

Программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Автор Горбунова Вера Григорьевна
Дата добавления 16.07.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 7901
Номер материала 60254
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы