Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель ИО руководителя

_____/_Низамиева Г.З._/ руководителя по УВР МАОУ «Лицей №121»

ФИО МАОУ «Лицей №121»

____/Минуллина Е.В./

Протокол № __ от ______/_Гайфутдинова Ф.М. ФИО

«21 » _августа__ 2015 г. ФИО Приказ № 280 __ от

« 21 » _августа___ 2015 г. «24 » _августа_2015 г.










Рабочая программа

по литературе

Альмеевой Алисы Андреевны,

учителя русского языка и литературы

для 6 E класса



















Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _13_____ от

« 24 » _августа___ 2015 г.






2015 – 2016 учебный год


Раздел I. Пояснительная записка.


Статус документа

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 16-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.


Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.


Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.


Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.


Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю, 35 рабочих недель.


Раздел II. Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

2

Из древнерусской литературы.

2

Из русской литературы XVIII века

1

Из русской литературы XIX века.

31

Из русской литературы XX века.

17

Из литературы народов России

1

Из зарубежной литературы.

13

Итоговые уроки

2

Всего часов

70



Раздел III Содержание тем учебного предмета «Литература»

  • Введение – 1 ч.

  • Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

  • УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 2 ч.

  • Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.

  • Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

  • Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

  • ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 2 ч.

  • «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

  • Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

  • Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

  • ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 1 ч.

  • Русские басни

  • Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.

  • Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

  • ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 31ч.

  • Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

  • Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

  • Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

  • Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.

  • «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.

  • «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

  • «И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

  • «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

  • «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.

  • «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)

  • «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

  • Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

  • Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

  • «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

  • «Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

  • Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

  • Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

  • «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.

  • Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

  • Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

  • Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

  • «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.

  • Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

  • Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

  • Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

  • Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

  • «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

  • Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

  • Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

  • «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.

  • «Человек на часах». Формирование понятий «парадокс» и «анекдот»; осмысление гуманистической идеи произведения и авторской позиции; Авторская позиция по отношению к поступкам героев.

  • Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

  • Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

  • Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

  • Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

  • Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».

  • Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

  • Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

  • ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – 17 ч.

  • Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

  • Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

  • Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

  • «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

  • Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

  • Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

  • Произведения о Великой Отечественной войне

  • К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

  • Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

  • Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

  • «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

  • Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

  • Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

  • «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни маль-чика. Нравственная проблематика произведения.

  • Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

  • Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» ли-рике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

  • Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.

  • Родная природа в русской поэзии XX века

  • А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

  • Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

  • Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Писатели улыбаются

  • Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.

  • ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ – 1 ч.

  • Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

  • Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

  • Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

  • «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

  • Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

  • ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 13 ч.

  • Мифы народов мира

  • Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид » .

  • Геродот. «Легенда об Арионе».

  • Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

  • Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях

  • Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

  • Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

  • Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

  • Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

  • Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

  • Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

  • Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

  • Проспер Мериме. Рассказ о писателе.


  • Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

  • Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

  • «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)

  • Теория литературы. Притча (начальные представления).

  • Итоговый контроль по результатам изучения курса – 2 ч.


Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;


Раздел V Требования к оценке знаний

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

по литературе


  1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.


  1. Оценка сочинений.

  2. Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.





Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

1.Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.



Примечание.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 76 – 89 %;

«3» - 50 – 75 %;

«2» - менее 50 %.



  1. Оценка зачетных работ.

Зачет – форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход. Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работы должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать достаточную полноту проверки.

Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:

1 часть (теоретическая) – по критериям оценки устных ответов;

2 часть (практическая) – по критериям оценки тестовых работ.

Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна отметка, которая равна среднему баллу работы.







Литература и средства обучения,

в том числе электронные образовательные ресурсы

Для учащихся:

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2013.

Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2013.

Методическая литература:

Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе, 6 класс. – Москва, «ВАКО» 2009

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.


Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

 Энциклопедия Кирилла и Мефодия;

 мультимедийные проекты по творчеству русских писателей


Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

http://www.openclass.ru/



























Календарно-тематический план по литературе, 6 класс (70 часов)


Тема урока




Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

План

Факт


Введение (1 час)

1

Введение. Писатели – создатели, хранители и любители книги.

1

Изучение нового материала

Знакомство с учебником; чтение и обсуждение статьи учебника «В дорогу зовущие», ответы на вопросы к статье. Беседа о роли литературы и книги в жизни человека.

Коллективный

Углубление представления о роли книги в жизни человека. Уметь: аргументировать свое мнение к высказываниям примерами из прочитанных книг

1 неделя


Устное народное творчество (2 часа)

2

Устное народное творчество.

Обрядовый фольклор.


1

Комбинированный

Прослушивание обрядовых песен, чтение и обсуждение статей учебника

Коллективный, индивидуальный

Знать: определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен.

Понимать: как различаются песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии.

Уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику.

1 неделя


3

Пословицы и поговорки, загадки

1

Комбинированный

Чтение и обсуждение статьи учебника; прослушивание в записи пословиц и поговорок. Работа в парах: объяснение значений пословиц и поговорок.


Коллективный, индивидуальный

Знать: понятия: пословица, поговорка, загадка.

Уметь отличать пословицу от поговорки, объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в собственной речи

Понимать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, афористичность, меткость и выразительность слога.


2 неделя


Из древнерусской литературы (2 часа)

4

Древнерусская литература: история возникновения, жанры.

Понятие о летописи.

1

Изучение нового материала

Чтение обсуждение статьи учебника, выразительное чтение фрагмента сказания.

Колле

ктивный, индивидуальный

Знать: историю возникновения древнерусской литературы, жанры и их особенности, определение понятий «древнерусская литература», «летопись», летописец», «сказание». Понимать: значение летописи в формировании всей русской литературы. Уметь: отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества

2 неделя


5

«Повесть временных лет» - историческая энциклопедия. «Сказание о белгородском киселе»

1

Комбинированный урок

комментируемое чтение отрывка из повести «Сказание о Белгородском киселе», прослушивание текста сказания по фонохрестоматии и обсуждение. Ответы на вопросы.

Коллективный, индивидуальный

Знать: значение «Повести временных лет» для русской литературы, Уметь: характеризовать содержание и проблематику летописи.

3 неделя


Из русской литературы XVIII века ( 1 час)

6

Русская басня.

И.И.Дмитриев «Муха».

1

Изучение нового материала

Запись основных положений лекции учителя. Комментированное чтение и обсуждение. Работа над выразительным чтением басен. Анализ басни: осуждение безделья, лени. Хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 столетия.

Коллективный, индивидуальный

Знать: понятия басни, аллегории, морали, структуру басни, художественные приёмы, используемые в баснях.

Уметь: анализировать басню, определять проблематику произведения, выразительно читать басню.

3 неделя


Из русской литературы XIX века (31 часа)

7

И. А. Крылов «Листы и корни», «Ларчик»

1

Комбинированный урок

Выразительное чтение и анализ басен.

Индивидуальный

Знать: понятия басни, аллегории, морали, структуру басни, художественные приёмы, используемые в баснях.

Уметь: анализировать басню, определять проблематику произведения, выразительно читать басню.

4 неделя


8

И. А. Крылов «Осел и соловей» Комическое изображение «знатока»


1

Комбинированный урок

Комментируемое чтение и обсуждение. Работа над выразительным чтением басен. Инсценировка, чтение по ролям.

Индивидуальный

Знать: биографию И.А. Крылова; жанровые признаки басни (мораль, аллегория и др.); термины: басня, аллегория, мораль, басенный стих)

Уметь: определять жанровые признаки басни, выразительно читать басню по ролям.

4 неделя


9

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Пущину». Дружба в жизни поэта.

1

Комбинированный урок

Чтение и обсуждение статьи учебника, сообщение о поэте, прослушивание стихотворения, краткий пересказ истории создания стихотворения, выразительное чтение и анализ стихотворения

Коллективный, индивидуальный

Знать: период жизни Пушкина в Царскосельском лицее, историю создания стих-ия, жанр послания, определение понятия «эпитет».

Понимать: светлое чувство дружбы как помощи в суровых испытаниях.

Уметь: выразительно читать и анализировать лирическое произведение,

5 неделя


10

Стихотворение А.С.Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых стремлений поэта.

1

Комбинированный

Выразительное чтение стихотворений; ответы на вопросы, сообщение об истории написания стихотворения «Узник», устный анализ стихотворения.

Коллективная, групповая

Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта. Понимать: вольнолюбивый характер стихотворения

Уметь: выразительно читать стих-ие, понимать чувства и переживания лирического героя.

5 неделя


11

Стихотворение А.Пушкина «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха.

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение и анализ стихотворения, обсуждение проблемных вопросов. Чтение статьи учебника; практическая работа по определению размеров стихотворений;

Коллективный, индивидуальный

Знать: какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа, определение понятий: «ямб», «хорей», «ударение», «ритм», «слог».

Уметь: определять двусложный размер стихотворения

6 неделя


12

Роман А.С.Пушкина «Дубровский». Первоначальное знакомство с романом. История создания.

1

Усвоение новых знаний

Сообщения учителя об истории создания романа; выборочное выразительное чтение и комментирование эпизодов, осмысление сюжетов, событий, характеров главных героев.

Коллективный, индивидуальный

Знать: историю создания, сюжет и героев романа

6 неделя


13

Роман А.С.Пушкина «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова

1

Комбинированный

Ответы на вопросы; аналитическая работа с текстом романа (выборочное чтение эпизодов романа, комментирование)

Коллективный, индивидуальный

Формирование исследовательских навыков при чтении художественного произведения

7 неделя


14

Образ «благородного разбойника» в романе А.С.Пушкина «Дубровский»

1

Комбинированный


Ответы на вопросы; краткий пересказ событий по плану;

аналитическая работа с текстом (подробный анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке»). Осмысление сюжета, поведения героев, их характеров.

Коллективный, индивидуальный

Знать: содержание анализируемых глав.

Уметь: составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа; анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе

7 неделя


15

Композиция. Сюжет. Романтическая история любви Владимира и Маши.Троекуров и князь Верейский. Трагическая судьба Марьи Кириловны и Дубровского.


1

Комбинированный

Ответы на вопросы; выборочное чтение текста

с комментариями

к нему; художественный .пересказ эпизода

Коллективный, индивидуальный

Знать: понятия композиция, сюжет, роман, кульминация; содержание анализируемых глав.

Понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям.

прослеживать их связь с развитием конфликта;

Понимать: роль композиции в произведении

Уметь: анализировать текст, строить монологическое высказывание

8 неделя


16

Развитие речи.

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». Подготовка к сочинению.

1

Развитие речи.

Анализ текста, анализ планов, выбор эпизодов для сочинения. Сочинение.

Сочинение

Уметь отбирать материал для сочинения, писать сочинение по плану.

8 неделя


17

Внеклассное чтение.

Цикл «Повести Белкина» «Барышня –крестьянка»


1

Урок внеклассного чтения

Слово учителя об истории создания цикла. Осмысление сюжета, событий, героев, их характеров.

Коллективный, индивидуальный

Знать: историю создания цикла, сюжет и героев повести.

Понимать: позицию Пушкина-гуманиста.

Уметь: анализировать рол эпиграфа.

9 неделя


18

Урок контроля (Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина)

1

Урок контроля

Контрольная работа / тестирование

Контрольная работа / тестирование

Закрепление полученных знаний.

9 неделя


19

М. Ю. Лермонтов. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи».

1

Урок изучения нового материала

Рассказ о жизни Лермонтова; чтение и обсуждение статьи учебника; прослушивание стихотворения в исполнении актера, выразительно чтение и аналитическая работа над стихотворением

Коллективный, индивидуальный


Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта, историю созданий стихотворений, определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексически повтор»

Понимать: особенности композиции стихотворения, его настроение.

Уметь: определять художественные средства языка, отмечать особенности поэтической интонации стихоторения.

10 неделя


20

Тема красоты, гармонии человека с миром в стихотворениях Лермонтова «Листок» и «Три пальмы»

1

Комбинированный

Выразительное чтение стихотворения; ответы на вопросы; устное словесное рисование

Коллективный, индивидуальный

Знать: определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор»

Понимать: сюжет, соединивший эпическое изображение событий с лирическим переживанием, основную мысль стих-ия.

Уметь: определять в тексте художественные средства языка, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи.


10 неделя


21

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Утес», «Три пальмы»

1

Комбинированный

Выразительное чтение стихотворений. Осмысление сюжетов и мотивов стихотворений, анализ лирических текстов.

Коллективный, индивидуальный

Знать : определение понятий «антитеза», «аллегория», «художественное сравнение».

Понимать: настроение стихотворений

Уметь: определять средства художественной выразительности в тексте.

11 неделя


22

Развитие речи. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю. Лермонтова

1

Урок развития речи

Сочинение

Индивидуальный

Уметь составлять план анализа стихотворения, подбирать цитаты, излагать собственные мысли в письменной форме.



11 неделя


23

И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.

1

Изучение нового материала

Рассказ о жизни Тургенева; выборочное чтение эпизодов и комментирование их; художественный пересказ эпизодов, составление плана-характеристики героя.

Коллективный, индивидуальный

Знать: факты биографии и творчества писателя, своеобразие цикла «Записки охотника»

Понимать: авторское отношение к героям

Уметь: связно рассказывать о героях, выборочно пересказывать эпизоды


12 неделя


24

Смысл рассказа «Бежин луг».

Тургенев- мастер портрета и пейзажа

1

Комбинированный

Выборочное чтение рассказа; художественный пересказ эпизодов, чтение пейзажных зарисовок

Коллективный, индивидуальный

Знать: содержание рассказа, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка».

Понимать: значение

пейзажа в рассказе


12 неделя


25

Ф. И. Тютчев. Литературный портрет поэта. Особенности изображения природы в лирике.

1

Усвоение новых знаний

Просмотр презентации о Тютчеве;

прослушивание и аналитическая работа над текстом поэтических произведений

Индивидуальный, коллективный

Совершенствование анализа лирического текста

Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «лирика», «лирический герой», «образ-символ», «метафора», «строфа» и др.

Уметь: находить средствахуд. изобразительности, объяснять их роль

13 неделя


26

А.А.Фет. Жизнеутверждающее начало в лирике Фета.

1

Совершенствование ЗУН

Прослушивание стихотворений в исполнении актера, ответы на вопросы, выразительное чтение, анализ лирического текста

Индивидуальный, коллективный

Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «лирика», «лирический герой», «Образ-символ» и др.

Понимать: стремление поэта остановить мгновение и запечатлеть его в слове, чувства лирического героя

Уметь: находить средства худ. изобразительности, объяснять их роль

13 неделя


27

Н.А.Некрасов «Железная дорога». Картины подневольного труда в стихотворении.

1

Урок усвоения новых знаний

Прослушивание сообщений о Некрасове, выразительное чтение и комментирование текста стихотворения; ответы на вопросы

Индивидуальный, коллективный

Знать: факты биографии и творческой деятельности автора

Понимать: мысль писателя о тяжелейшем подневольном труде крепостных крестьян


14 неделя


28

Своеобразие композиции и языка стихо­творения Н.А.Некрасова «Железная дорога». Надежда поэта на «Пору прекрасною в жизни народа»

1

Комбинированный урок

Устный рассказ на одну из тем ( по выбору): «Все ли хорошо под сиянием лунным», «Правда о строительстве железной дороги» Чтение статьи учебника и обсуждение ее.

Индивидуальный, групповой

Знать: определение понятий: «эпиграф», «пейзаж», «риторический вопрос», «диалог-спор», «стопа», «дактиль», «анапест», «амфибрахий» и др.

Уметь: определять средства выразительности, элементы фабулы, размер стихотворений.

14 неделя


29

Тестирование по творчеству

М.Ю. Лермонтова

И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета

1

Урок контроля

Тестирование

Индивидуальный

Знать изученные теоретико-литературные понятия

15 неделя


30

Н.С.Лесков - литературный портрет писателя. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера

1

Усвоение новых знаний

Слово о Лескове, пересказ произведения,

Коллективный, индивидуальный

Знать: факты биографии и творческой деятельности автора, понятие «сказ», «эпическое пр-ие», Уметь: связно рассказать о писателе, воссоздать портрет героя

15 неделя


31

Народ и власть в сказе о Левше

1

Комбинированный урок

Выразительное чтение сцены «Левша во дворце»; чтение по ролям отрывков, заданных на дом; ответы на проблемные вопросы

Коллективный, индивидуальный

Знать: содержание текста, понятие «речевая хар-ка»

Уметь выполнять хар-ку героев, объяснять авторское отношение к героям

16 неделя


32

Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша»

1

Комбинированный

Комментирование

художественного произведения; анализ языка произве­дения

Коллективный, групповой, индивидуальный

Знать и понимать: сходство и различия между сказом Лескова и волшебной народной сказкой

Понимать: роль простонародных слов и оборотов в сказе, своеобразие сюжета и композиции.

16 неделя


33

Внеклассное чтение

Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах».

1

Внеклассное чтение

Выборочное чте­ние глав 1,2,4; диалога (глава 13), сцены наказания (глава 14); главы 17 (наказание По­стникова шпицру­тенами) 18; комментирование эпизодов;

ответы на вопросы;

сообщение о порядках в армии времен царство­вания Николая I

Коллективный, индивидуальный

Формирование понятий «парадокс» и «анекдот»; осмысление гуманистической идеи произведения и авторской позиции; умение оценивать поступки героев произведения

17 неделя


34

Разоблачение лицемерия в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Роль художественной детали.

1

Комбинированный

Слово о писателе. Запись теоретических понятий. Юмор чеховских рассказов. Выразительное чтение по ролям, беседа по вопросам.

Коллективный, индивидуальный

Знать: факты биографии и творческой деятельности писателя, жанр юмористич.рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь»

Уметь: анализировать содержание рассказов, определять проблематику

17 неделя


35

Внеклассное чтение

Рассказы А. П. Чехова «Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия», «Пересолил»

1

Внеклассное чтение

Пересказ текстов, беседа по вопросам, письменный ответ на вопрос по произведениям.

Коллективный, индивидуальный

Знать: жанр юмористич.рассказа. сатира

Уметь: анализировать содержание рассказа, определять проблематику

18 неделя


36

Родная природа в стих-ях Е.Баратынского, Я.Полонского, А.Толстого

1

Усвоение новых знаний

Прослушивание аудиозаписей стихотворений, выразительное чтение и обсуждение стихотворений, просмотр презентации, беседа по вопросам.

Индивидуальный, коллективный

Знать: поэтов 19 -20 века,

Уметь анализировать лирич.пр-ие. Находить языковые средства выразительности, выразительно читать наизусть стихотворение, углубление понятия о пейзажной лирике.

18 неделя



37

Контрольная работа по литературе XIX

1

Урок контроля

Контрольная работа

Индивидуальный

Знать: основные литературоведческие термины;

Уметь: работать с тестами.


19 неделя



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (17 часов)

38-39

А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Тема служения людям.

2

Изучение нового материала

Пересказ текста от лица разных героев, характеристика героев. Обсуждение проблемных вопросов

Коллективный, индивидуальный

Уметь: извлекать из текста необходимую информацию, давать характеристику героям, анализировать текст


19 -20 недели


40

А.С.Грин. Феерия «Алые паруса». Сюжет и композиция произведения.

1

Изучение нового материала

Чтение статьи учебника об А.Грине; осмысление сюжета и композиции произведения (пересказ феерии; ответы на вопросы по тексту); устное словесное рисование; составление тезисного плана главы «Предсказание»

Коллективный, индивидуальный

Знать: факты биографии и творческой деятельности автора, значение понятия «феерия»

Уметь: составлять тезисной план главы, находить в произведении образы-символы

20 неделя


41

Феерия А.С.Грина «Алые паруса» - романтический мир моря, свободы, отваги, мечты и любви.


1

Комбинированный

Сообщения по вариантам об образах Ассоль и Грэя; ответы на проблемные вопросы; комментирование иллюстраций к произведению;

Коллективный, индивидуальный

Знать: факты биографии и творческой деятельности автора, значение понятия «феерия»

Уметь: составлять тезисной план главы, находить в произведении образы-символы

21 неделя


42

А.П. Платонов.

сказка-быль

«Неизвестный

цветок».


1

Комбинированный урок

Сообщение о писателе, об истории создания произведения; прослушивание сказки-были; ответы на проблемные вопросы

Коллективный, индивидуальный

Знать: факты биографии и творческой деятельности автора, историю создания сказки-были.

Понимать: философский смысл сказки, чем сказка Платонова отличается от народных сказок Пушкина и др.

21 неделя


43-44

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К.Г. Симонов, Д.С.Самойлов

2

Комбинированный урок

Прослушивание сообщений о поэзии и поэтах фронтового поколения, стихотворений и песен о Великой Отечественной войне; чтение стихотворений наизусть; ответы на вопросы; Чтение материалов учебника (с.82-83); составление тезисного плана статьи Г.В.Артоболевского о мастерстве выразительного чтения; прослушивание стихотворения К.Симонова (с.77-78); ответы на вопросы;

Индивидуальный, коллективный

Углубление представления учащихся о поэзии и песнях фронтовых лет; осмысление сложной гаммы чувств стихотворений о Великой Отечественной войне, совершенствование умения выразительно читать стихотворения

22 неделя


45

Яркость и самобытность герое рассказа В.П. Астафьева «Конь с розово гривой».

1

Комбинированный урок

Пересказ выбранных эпизодов, устный рассказ о писателе, характеристика героев,

Индивидуальный, коллективный

Знать: основные сведения о жизни и творчестве В. Астафьева, содержание рассказа, определение понятий «эпизод» и «фабула».

Понимать: автобиографический характер произведения

Уметь: составлять характеристику героев, отвечать на проблемные вопросы

23 неделя


46

Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой»

1

Урок совершенствования ЗУН

Пересказ выбранных эпизодов, беседа по проблемным вопросам, речевая характеристика героев, сопоставление иллюстраций с текстом.

Индивидуальный, коллективный

Уметь: извлекать из текста необходимую информацию, анализировать эпизоды, соотносить иллюстрации с текстом

Понимать: нравственные проблемы, поставленные автором

23 неделя


47

В.Г.Распутин и его

рассказ

«Уроки французского».

1

Урок усвоения новых знаний

Чтение статей

учебника; прослушивание сообщения о Распутине; ответы на проблемные вопросы;

Индивидуальный, коллективный

Знать: факты биографии и творческой деятельности В.Распутина;

Понимать: трудное время и трагические события, произошедшие с героем

24 неделя


48

Душевная щедрость учительницы в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» Нравственные проблемы рассказа. Смысл названия.

1

Совершенствование ЗУН

Рассказ об учительнице по цитатному плану;

ответы на проблемные вопросы; анализ текста, характеристики героев

Индивидуальный, коллективный

Уметь: извлекать из текста необходимую информацию, давать характеристику героям, видеть скрытый смысл названия рассказа; вести коллективный диалог;

Понимать: смысл названия рассказа мотивы поведения и роль учительницы в жизни героя, нравственные уроки произведения, его гуманистические идеи

24 неделя


49

Подготовка к сочинению по произведениям В. Астафьева и В. Распутина

1

Развитие речи

Подготовка к написанию сочинения

Сочинение

Знать: трехчастную композицию сочинения: вступление, основная часть, заключение.

Уметь: создавать собственное высказывание на заданную тему.


25 неделя


Писатели улыбаются. ( 3 часа)

50

«Чудики» Василия Макаровича Шукшина. Рассказ «Критики»

1

Изучение нового материала

Рассказ о жизни и творчестве Шукшина, Понятие шукшинского героя – «чудика», анализ текста, характеристика героев.

Коллективный, индивидуальный

Знать: основные сведения о жизни и творчестве писателя, сюжет и героев рассказа

Уметь: извлекать из текста необходимую информацию, давать характеристику героям, анализировать текст

25 неделя


51

Внеклассное чтение

Рассказ «Срезал»

1


Внеклассное чтение


Пересказ текста, беседа по проблемным вопросам

Индивидуальный, коллективный

Знать содержание повести, рассказа

Уметь: пересказывать текст от лица героев, анализировать текст, определять черты шукшинского героя



26 неделя


52

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»


1

Изучение нового материала

Знакомство с жизнью и творчеством Ф. Искандера, выборочный пересказ эпизодов, беседа по проблемным вопросам

Индивидуальный, коллективный

Знать: факты биографии писателя, содержание рассказа

Понимать: автобиографический характер рассказа, смысл названия рассказа, влияние учителя на формирование детского характера

Уметь: давать характеристику героям, выявлять главную мысль произведения, анализировать текст

26 неделя


Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века ( 2 часа)


53

С.Есенин, А.Блок. В гостях у поэтов

1

Изучение нового материала

Слово о поэтах. Обсуждение по вопросам, тема Родины и природы, фольклорные традиции, выразительное чтение стихотворений,

Индивидуальный, коллективный

Знать: определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»

Уметь: выразительно читать и анализировать поэтический текст, находить тропы и определять их роль

Понимать: связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворениях.

27 неделя


54

А.А.Ахматова и Н.Рубцов Постижение красоты

1

Комбинированный

Чтение стихов наизусть, сообщения учеников, обсуждение проблемных вопросам, анализ поэтических текстов

Индивидуальный, коллективный

Уметь: выразительно читать и анализировать поэтический текст, находить тропы и определять их роль. Понимать: связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворениях.

27 неделя


Из литературы народов России. (1 час)

55

Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». К. Кулиев «»Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым не был мой народ…».

1

Изучение нового материала

Рассказ о жизни и творчестве Г. Тукая и К. Кулиева. Выразительное чтение стихотворений. Общечеловеческое и национальное в стихотворениях поэтов

Индивидуальный, коллективный

Знать: основные сведения о жизни и творчестве Г. Тукая и К. Кулиева;

Уметь: делать устные сообщения, выразительно читать и анализировать поэтический текст, находить тропы и определять их роль

28 неделя


Из зарубежной литературы ( 13 часов)

56

Мифы древней Греции. Подвиги Геракла «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»


1

Изучение нового материала

Сообщения о мифах Древней Греции; о Геракле; чтение по учебнику 6 и 12 подвигов Геракла; устная характеристика Геракла; ответы на вопросы

Индивидуальный, коллективный, групповой

Знать: понятие «миф»

Понимать: значение понятий «герой» в древнегреческой мифологии;

Уметь: пересказывать текст учебной статьи, участвовать в коллективном диалоге

28 неделя


57

Геродот. Легенда об Арионе

1

Комбинированный

Общее и различное в понятиях «легенда» и «миф». Коллективное обсуждение

Индивидуальный, коллективный, групповой

Уметь: различать понятия «миф» и «легенда», «сказка», работать коллективном диалоге

29 неделя


58-59

Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея»

2

Изучение нового материала

Совершенствование ЗУН

Сообщения о Гомере и главных героях его поэм – Одиссее и Ахилле; чтение поэм с комментированием содержания; ответы на вопросы; выразительное чтение отрывков; аналитическая работа над текстом; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос

Коллективный, индивидуальный

Знать: содержание поэм Гомера;

Понимать: значение поэм Гомера в мировом искусстве

Уметь: анализировать текст

29-30 недели


60-61

Внеклассное чтение М.де Сервантес «Дон Кихот». Пародия на рыцарские романы. Мастерство Сервантеса-романиста.

1

Внеклассное чтение

Сообщение о писателе, об исторической обстановке в Испании 16-17 вв., художественный пересказ выбранных эпизодов беседа по проблемным вопросам

Коллективный, индивидуальный

Знать: основные сведения о жизни и творчестве М. де Сервантеса Сааведра, сюжет и героев романа

Уметь: анализировать текст

30-31 неделя


62

Ф. Шиллер и его баллада «Перчатка» Проблема благородства,

достоинства и чести.


1

Изучение нового материала

Сообщение о поэте и драма­турге; Баллада – как литературный жанр, характеристика героев, роль пейзажа и деталей в тексте выразительное чте­ние поэмы; беседа по вопросам

Коллективный, индивидуальный

Знать: основные сведения о жизни и творчестве И. Ф. Шиллера, сюжет и героев баллады;

Уметь: извлекать из текста необходимую информацию, анализировать и сопоставлять текст

31 неделя


63-64

П.Мериме Новелла «Маттео Фальконе

1

Комбинированные

Сообщение о писателе; пе­ресказ отдельных эпизодов; ответы на проблемные вопросы, определение темы и идеи произведения, характеристика героев

Коллективный, индивидуальный

Знать: основные сведения о жизни и творчестве П. Мериме, содержание произведения, владеть навыками анализа текста

Уметь проводить сравнительный анализ жанров «новелла» и «рассказ», давать характеристику героям

Понимать: особенности конфликта произведения

32 неделя.


65-66

А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» - философская сказка и муд­рая притча

1

Комбинированные

Сообщение о писателе; выборочный пересказ эпизодов, аналитическая работа над главами произведения, беседа по вопросам

Коллективный, индивидуальный

Знать: основные сведения о жизни и творчестве писателя, сюжет и героев сказки, определение понятий «философская сказка», «притча», «символ»

Уметь: давать характеристику героям, описывать иллюстрации, работать в группах

Понимать: философский смысл сказки

33 неделя


67

Урок-инсценировка сказки «Маленький принц» с элементами викторины


1

Совершенствование ЗУН

Инсценирование эпизодов сказки, ответы на вопросы

Коллективный, групповой

Углубление представления о писателе и его произведении


34 неделя


68

По страницам зарубежной литературы

1

Урок контроля

Зачет, тест

Индивидуальный

Знать: содержание и авторов литерат. произведений,

Уметь: давать характеристику героям, анализировать текст

34 неделя


69-70

Подведение итогов года. Рекомендации для летнего чтения.

2






Обобщающий урок

Выявление уровня литературного развития учащихся, подведение итогов учебного года, рекомендации по летнему чтению



35 неделя











hello_html_m4d466bb7.pnghello_html_m4d466bb7.png

Рабочая программа по литературе для 6 класса
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа по литературе для 6-го класса по учебнику Коровиной В.Я. за 2015 год. Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование с содержанием тем, требования к уровню подготовки и знаний учащихся, критерии оценивания. Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов.

Автор Альмеева Алиса Андреевна
Дата добавления 16.01.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 471
Номер материала MA-063832
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓