Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе (базовый уровень)

Рабочая программа по литературе (базовый уровень)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Унгуркуйская основная общеобразовательная школа»




«Согласовано»

На заседании МС

Протокол №_1____от «29___»

_августа______________2015__г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________/_Фомина Д.А.

ФИО

«_29__»_августа____________2015__г

«Утверждаю»

Директор

_______/ Игумнова Е.А.

ФИО

Приказ № 333§1_____от

«_1__»сентября___________2015___г








Рабочая программа


по учебному курсу «Литература» 6 класс (базовый уровень)









Разработана учителем русского языка и литературы

Бухольцевой Людмилой Максимовной.








2015-2016

учебный год.


Пояснительная записка.


Рабочая программа по литературе составлена для 6 класса основной общеобразовательной школы на основе:

  • Примерной программы основного общего образования по литературе в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования от 2004 г. приказ № 1089,

  • Программы по литературе к учебному комплексу для 6 класса (Авторы программы В.Я Коровина) 2013 г.,

  • Федеральным базисным учебным планом общего образования от 9 марта 2004 г. приказ № 1312 (с изменениями приказ № 74 на 1 февраля 2012 г.),

  • Положения о рабочей программе педагога на 2013-2014 уч. год приказ № 239 от 24.06.2013 г. по МБОУ «Унгуркуйская ООШ»,

  • Учебного плана МБОУ «Унгуркуйская ООШ» на 2014-2015 уч. год приказ № 333 §3 от 1 сентября 2014 года.

В VI классе – 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели). Учебный предмет входит в образовательную область гуманитарных наук.



Место и роль курса в обучении.

Учебный предмет «Литература» занимает особое место в системе гуманитарного образования. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественное произведение, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.



Цели и задачи рабочей программы:


  • Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания и гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

  • Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.

  • Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, освоение историко-литературных сведений; формирование общего представления

об историко-литературном процессе.

  • Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации.

Задачи литературного образования:

  • Формировать представлений о художественной литературе как
    искусстве слова и её месте в культуре страны и народа.

  • Осознавать своеобразия и богатства литературы как искусства.

  • Осваивать теоретических понятий, которые способствуют более
    глубокому постижению конкретных художественных произведений.

  • Овладевать знаниями и умениями характера.

  • Использовать различных форм общения.


Основные принципы отбора материала

При отборе произведений для изучения учитывалась их высокая художественная ценность, гуманитарная направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Преподавание курса в каждом из классов строится чаще всего по хронологическому принципу. В программе и реализующих ее учебниках тексты русских писателей разных эпох соседствуют с текстами зарубежных писателей, что дает возможность показать место русской литературы в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерности развития литературного процесса. Кроме того, адекватного отражения в содержании литературного образования требуют происходящие сегодня в обществе существенные изменения. Снятие идеологических оценочных клише, представление различных, иногда противоборствующих позиций - такой подход к отбору содержания программы способствует формированию грамотного читателя, осознающего многообразие жизненных позиций, умеющего понять иную точку зрения, готового к адаптации в современной, постоянно меняющейся
действительности. Все это позволяет сделать изучение литературы мотивированным, а обучение проблемным.

Распределение учебного материала предполагает выделение 3 этапов литературного

образования на ступени основного общего образования:

Формирование представления о литературе как искусстве слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения — от метафоры до композиции.


Общая характеристика учебного процесса.


Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 5—9 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
В программе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в.
8. Литература народов России.
9. Зарубежная литература.
10. Обзоры.
11. Сведения по теории и истории литературы.
12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.
Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы.
Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.

На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса).
Сопоставительный анализ произведений близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.
Ведущими методами, формами, технологией обучения предмету литература являются:

Главным при изучении предмета «Литература» остаётся работа с художественным текстом. Содержание стандарта может быть реализовано следующим и видами усложняющейся деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и восприятие, заучивание наизусть;
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, событий, характеров (осуществляется в виде разного типа пересказов, ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: выразительное чтение, сочинение разных жанров, устное словесное рисование, инсценирование произведений;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Логические связи предмета с остальными предметами

Реализация межпредметных связей в системе помогает сформировать у школьников потребность не ограничивать себя в рамках одного предмета при объяснении тех или иных закономерностей или явлений. Когда учащиеся привыкают к тому, что практически в любой теме им приходится обращаться к знаниям из других наук, то это начинает восприниматься интересно и привычно. Тогда ребята сами начинают привлекать свои знания для решения какой-то задачи, ответы на вопросы, объяснение того или иного явления


Таким образом, межпредметные связи представляют собой необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса как целенаправленной системы. Они выступают как средство комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием. В учебной деятельности учащихся реализация межпредметных связей служит дидактическим условием ее активизации, систематизации знаний, формирования самостоятельности мышления и познавательного интереса.


Межпредметные связи на уроках литературы устанавливаются прежде всего с историей, изобразительным искусством, музыкой.

Национально-региональный компонент

  • Закон Российской Федерации "Об образовании" предусматривает структуру содержания образования на федеральном и региональном уровнях. Федеральный уровень определяет обязательный минимум содержания образования, его базовые компоненты для всего образовательного пространства России и устанавливается государственным образовательным стандартом (ст. 2, 7, 9 Закона "Об образовании").

  • Национально-региональный компонент гуманитарного образования рассматривается как система знаний и умений, которая позволяет включить в процессе изучения отдельных разделов и тем курса литературы в определенной логике необходимый объем содержания по разделам, темам.

  • Цель введения национально-регионального компонента: приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, культурным традициям региона. Региональный компонент - это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении произведений представляет собой расширенный список имен писателей Республики Бурятия.

  • Задача введения национально-регионального компонента: отражение специфики и особенностей Республики Бурятия и Сибирского региона.



Национально-региональный компонент



№ п/п

Раздел

№ урока

Класс

Региональное содержание изучаемых вопросов

1

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. .

3

6

Малые жанры – пословицы и поговорки народов Забайкалья

2

Образы родной природы в пейзажной лирике Е. А. Баратынского, Я. П. Полонского. Стихи о природе Бурятии

32

6

Лирические произведения о природе Бурятии, о Байкале, о родном селе.

3

Литература 19 века.

Вн.чт. Историческая поэма «Дедушка».

27

6

Поэма Н Дамдинова «Кольцо декабриста»(отрывки из поэмы).


Содержание тем учебного курса.

Перечень разделов, последовательность их изучения.


Название раздела.

Количество часов.

1

В дорогу зовущие.

1

2.

Устное народное творчество.

2

3.

Древнерусская литература.

1

4.

Литература 18 века.

1

5

Литература 19 века.

29

6.

Литература 20 века.

24

7

Зарубежная литература.

10


Введение.

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Мифы народов мира.

Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Иллиаде». Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» песня о героических подвигах, мужественных героях.

Рк Мифология Севера.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Устное народное творчество.

Вн. чт. Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость.

Рр Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Рк Малые жанры северного фольклора.

Древнерусская литература.

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Литература ХVIII века.

И. И. Дмитриев. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка ХУIII столетия
Рк Преобразования М.В. Ломоносова в области русского литературного языка

Русская литература ХIХ века.

Иван Андреевич Крылов.

Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Рр Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях»

Александр Сергеевич Пушкин.

Краткий рассказ о поэте. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно – поэтический колорит стихотворения. «3имнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения.

Рр Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа: волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика, - навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Рр Сочинение на тему «Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности».

Вн. чт. Повесть «Выстрел»

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Краткий рассказ о поэте. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Иван Сергеевич Тургенев.

Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев.

Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.

Афанасий Афанасьевич Фет.

Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утончённый психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Рр Сравнительный анализ лирических произведений.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов.

Краткий рассказ о жизни поэта. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности В исторической поэме. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семёнович Лесков.

Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие. талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения.
Рр Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов.

Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. (1 час). Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…», Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град...», А.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Н.р.к. Стихи о природе Бурятии. Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).

Русская литературы ХХ века

Андрей Платонович Платонов.

Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин.

Краткий рассказ о писателе.

Вн. чт. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Рк А. С. Грин на Севере.

Михаил Михайлович Пришвин.

Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Рр Классное сочинение по произведению.

Рк Родная земля в рассказах Ф. А. Абрамова.

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне.

Слово о поэтах - фронтовиках. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...», Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев.

Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Рр Характеристика героя (письменная)

Валентин Григорьевич Распутин.

Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Рр Подготовка к домашнему сочинению.

Николай Михайлович Рубцов.

Краткий рассказ о поэте. «3везда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Рк Поэты Севера о Родине.

Фазиль Искандер.

Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 20 века.

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»: С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»
Рр Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов ХХ века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Василий Макарович Шукшин.

Слово о писателе. Рассказы «Срезал», «Критики». Особенное в шукшинских героев -«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

Рк А.Яшин «Спешите делать добрые дела».

Из литературы народов России.

Вн. чт. Габдулла Тукай. Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. Стихотворения: «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт - вечный должник своего Народа.
Теория Литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Н.р.К. В. Митыпов.
Зарубежная литературы.

Мигель Сервантес Сааведра.

Вн. чт. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия па рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса - романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения).

Фридрих Шиллер.

Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных правах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме.

Вн. чт. Рассказ о писателе. Новелла «Маттио Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен.

«Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери.

Вн. чт. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения)

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Итоговый урок по курсу литературы 6 класса.

Рр Итоговая творческая работа (сочинение-миниатюра)


Произведения для заучивания наизусть.


  1. А.С.Пушкин. Узник. И.И.Пущину. Зимнее утро (на выбор).

  2. М.Ю.Лермонтов. Тучи. Листок, «На севере диком…» Утес. Три пальмы (на выбор).

  3. Н.А.Некрасов. Железная дорога (фрагменты на выбор).

  4. Ф.И.Тютчев. «Неохотно и несмело...».

  5. А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...».

  6. Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!..».

  7. А.А.Блок. Летний вечер.

  8. А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» и др. (на выбор).

  9. По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся (К.М.Симонов, Н.М.Рыленков, Д.С.Самойлов).



Требования к знаниям и умениям обучающихся.




В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;


Компетенции:

  • Языковая компетенция

  • способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка,

  • использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка,

  • использовать его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности,

  • умение работать со словарем.

  • Лингвистическая компетенция

  • хорошо знать нормы произношения, слова и правила употребления их, грамматические формы и конструкции,

  • уметь использовать различные способы выражения одной и той же мысли,

  • умения адекватно реальной речевой обстановке.

  • Коммуникативная компетенция

  • это умение создавать и воспринимать тексты,

  • знать основные понятия лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте,

  • умение анализировать текст,

  • это умение построить речевое общения с учётом того, с кем мы говорим, где говорим, и, наконец, с какой целью.

  • Социокультурная компетенция.

  • постижение специфического русского образа мыслей, русского менталитета,

  • знакомство с исторической и религиозной жизнью народа;

  • осознание смысла текста.


Критерии оценивания знаний и умений обучащихся


Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных, самостоятельных работ, сочинений, устных ответов учащихся. В связи с этим учащимся будет предложен ряд контрольных работ, написание сочинений, задания с развернутым ответом на вопрос, выполнение проектных и исследовательских заданий, решение кроссвордов.
Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

  • Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения

  • Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

  • Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В соответствии с этим:

Отметкой “5” оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.
Отметкой “4” оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.

Отметкой “3” оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения, умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения:
ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Отметкой “2” оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литератур ной речью.

Отметкой “1” оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.

Оценка сочинений :

В основу оценки сочинения по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

  • правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

  • соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

  • точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами язык

Учебно – тематическое планирование.

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

В том числе:

уроки

К/р

Р/р

Вн/чт

1

В дорогу зовущие

1

1




I. Унт – 2 часа.

2.


Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.

1


1




3.


Пословицы и поговорки.

1


1




II. ДРЛ – 1 час.

4.


Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе».

1


1




III. Литературу 18 века – 1 час.

5.

Русская басня. И. И. Дмитриев. Слово о писателе. «Муха».

1

1




IV. Литература 19 века – 29 часов.

6.

И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». «Ларчик».

1

1




7.

А. С. Пушкин. Слово о поэте.»Пущину», «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

1

1




8.

«Зимнее утро». А. С. Пушкин. Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха.

1

1




9.


История романа А. С. Пушкина «Дубровский». Ссора Троекурова и Дубровского.

1

1




10.

Суд и его последствия (2-3 главы).

1

1




11.

Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом (глава 4-5).

1

1






12.

Пожар в Кистеневке.

1

1




13.

Учитель (8-9 главы).

1

1




14.

Маша Троекурова и Дубровский

1

1




15.

Развязка романа

1

1




16.

В/чт. Повести Белкина «Метель»

1




1

17.


М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение "Тучи".

1


1




18.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Три пальмы". Разрушение красоты и гармонии человека с миром.

1


1




19.

Мотив одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова. Стихотворения «Листок», «Утес»

1

1




20.

И. С. Тургенев. Слово о писателе. "Бежин луг".

1

1




21.

Герои рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг».

1

1




22.

Урок-практикум. «Природа и её роль в рассказе «Бежин луг»

1

1




23.

Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. «Неохотно и несмело», «Листок», «С поля коршун поднялся».

1

1




24.

А. А. Фета. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…».

1

1




25.


Н. А. Некрасов. Слово о поэте. "Железная дорога". Главная тема поэзии. Роль пейзажа.

1


1




26.

Картины подневольного труда и мысль о величии народа-созидателя в стихотворении «Железная дорога».

1

1




27.

В/чт. Н. А. Некрасов. Историческая поэма " Дедушка".

1




1

28.

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Сказ "Левша». Особенности сказа.

1

1




29.

«Ужасный секрет» тульских мастеров.

1

1




30.

Портрет левши

1

1




31.

Судьба Левши. Завершение работы над « Сказом…»

1

1




32.

А. П. Чехов. "Толстый и тонкий". Разоблачение лицемерия в рассказе.

1

1




33.


Образы родной природы в пейзажной лирике Е. А. Баратынского, Я.П.Полонского, А. К. Толстого. Стихи о природе Бурятии.

1


1




V. Литература 20 века – 24 часа.

34-35.

А. И. Куприн «Чудесный доктор»

2

2




36-37-38


А. Грин. Рассказы о писателе. "Алые паруса". Победа романтической мечты над реальностью жизни.

3





39.


А. П. Платонов. Автобиографичность рассказа "Неизвестный цветок". Прекрасное вокруг нас.

1


1




40-41.


. Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов. К Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Д. Самойлов «Сороковые».

2


2




42-43.

В. П. Астафьев "Конь с розовой гривой". Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе.

Нравственные проблемы рассказа В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".

2

2




44-45-46.

В.Г. Распутин. Слово о писателе. " Уроки французского".

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского"

3

3




47.


В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Критики".

1


1




48.

Вн.чт. В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал»".

1

1




49-50.

Ф. Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла".

2

2




51.


Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века ( А. Блок, С. Есенин. А.Ахматова, Н.Рубцов).

1


1




52.

Литература народов России (Г.Тукай, К.Кулиев).

1

1




53.

Контрольная работа по русской литературе 20 века.

1


1



VI. Зарубежная литература – 10 часов.

54.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Понятие о мифе.

1

1




55.

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе».

1

1




56-57-58.

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея».

3

3




59-60.

Мигель Сервантес Сааведра «Дон Кихот».

2

2




61.

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка».

1

1




62-63-64.

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

3

3




65-66.

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

2

2




67-68.

К/р. Итоговый урок. Проверка т.чтения.

2


1



Итого:

68

63

2

1

2








Оценка “4” ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логическое и последовательное в изложении содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию; допускаются две-три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные и нарушения последовательности выражения мыслей; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей, обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка “1” ставится за сочинение:

написанное не на тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для оценки «3»

Перечень учебно-методического обеспечения.


Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по литературе издательство «Просвещение» (В.Я. Коровина), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основных школ и включает в себя:


Методические и учебные пособия:

для учителя:

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 6 кл.: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим…: 5-7 кл. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 5-7 класс: Метод. советы. – М.: Просвещение, 2008

  4. Егорова Н.В. , Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе: 6 класс.-М.: ВАКО, 2009.

для обучающихся:

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 6- кл.: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение, 2010.

  1. Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим…: 5-7 кл. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Бушко О.М. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Материк-Альфа, 2005.


4. Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим…: 5-9 кл. – М.: Просвещение, 2010.

5. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 5-9 класс: Метод. советы. – М.: Просвещение, 2008

6. Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим…: 5-9 кл. – М.: Просвещение, 2010.

Список литературы.

Литература, использованная при подготовке программы.

1.Примерная программа основного общего образования по литературе в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования от 2004 г. приказ № 1089,

2.Программа по литературе к учебному комплексу для 6 класса (Авторы программы В.Я Коровина) 2013 г.,

3.Федеральный базисный учебный план общего образования от 9 марта 2004 г. приказ № 1312 (с изменениями приказ № 74 на 1 февраля 2012 г.),

4.Положение о рабочей программе педагога на 2013-2014 уч. год приказ № 239 от 24.06.2013 г. по МБОУ «Унгуркуйская ООШ».


5. Егорова Н.В. , Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе: 6 класс.-М.: ВАКО, 2009.

6.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 6кл.: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение, 2010.

7. Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим…: 5-9 кл. – М.: Просвещение, 2010.

8/Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 5-9 класс: Метод. советы. – М.: Просвещение, 2008

9/Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 6кл.: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение, 2009.



Медиаресурсы:


  1. http://www.zavuch.info- завуч. Инфо

Уроки литературы. 5-9 классы. (Электронный ресурс). – М.: ООО « Кирилл и Мефодий», 2005.

  1. http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6)

  2. http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

  3. http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

  4. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  5. Словесник http://www.slovesnik.ru

  6. Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/



Рабочая программа по литературе (базовый уровень)
  • Русский язык и литература
Описание:

При отборе произведений для изучения учитывалась их высокая художественная ценность, гуманитарная направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Преподавание курса в каждом из классов строится чаще всего по хронологическому принципу. В программе и реализующих ее учебниках тексты русских писателей разных эпох соседствуют с текстами зарубежных писателей, что дает возможность показать место русской литературы в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерности развития литературного процесса. Кроме того, адекватного отражения в содержании литературного образования требуют происходящие сегодня в обществе существенные изменения. Снятие идеологических оценочных клише, представление различных, иногда противоборствующих позиций - такой подход к отбору содержания программы способствует формированию грамотного читателя, осознающего многообразие жизненных позиций, умеющего понять иную точку зрения, готового к адаптации в современной, постоянно меняющейся
действительности. Все это позволяет сделать изучение литературы мотивированным, а обучение проблемным.

Распределение учебного материала предполагает выделение 3 этапов литературного

образования на ступени основного общего образования:

Формирование представления о литературе как искусстве слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения — от метафоры до композиции.

Автор Бухольцева Людмила Максимовна
Дата добавления 18.03.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 239
Номер материала MA-065728
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓