Главная / География / Рабочая программа по курсу «Земля –планета Солнечной системы» ( внеурочные занятия по ФГОС 5 класс география)

Рабочая программа по курсу «Земля –планета Солнечной системы» ( внеурочные занятия по ФГОС 5 класс география)



Рабочая программа по курсу «Земля –планета Солнечной системы»

( внеурочные занятия по ФГОС 5 класс география)

Цель курса: создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к изучению предмета география; учить умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания по теории предмета; развивать творческие способности учащихся, коммуникативные навыки по умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Задачи: 1. Углубление познаний учащихся по физической географии при ознакомлении с геологическим прошлым своего края.

2. Умение выдвигать гипотезы и отстаивать их; интерпретировать результаты эксперимента.

3. Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению горных пород, минералов и окаменелостей своей местности.

4. Способствовать развитию профессиональной направленности личности учащихся.

5. Приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; 

Курс рассчитан на один год обучения из расчёта1 час в неделю – 35 часов в год, имеет общеинтеллектуальную направленность.

Содержание курса:

Тема « Просторы Галактики»- 13 часов.

Понятие о Вселенной. Звезды, созвездия, планеты, метеоры, болиды. Солнечная система, Галактика, Метагалактика. Солнечная система, планеты, из которых она состоит. Астероиды, кометы, метеоритное вещество. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Гипотезы происхождения планет. Время образования планет. Земля и Луна – двойная планета. Луна – твердое небесное тело, имеющее ядро, мантию и кору. Солнечная атмосфера: фотосфера, хромосфера, корона. Протуберанцы. Форма Земли. Размеры Земли. Экватор, географическая широта, географическая долгота. Сила Кариолиса. Сутки, суточные ритмы, полдень, летнее время, солнечное время, поясное время. Звездный год. Смена времен года, сезонные изменения в природе. Галактический год. Календари: звездный, юлианский, григорианский. Астероиды, кометы, метеориты. Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Тема « В камне застывает время» - 12 часов

Геохронологическая таблица , тектоническая карта Земли. Формы рельефа, преобладающие растительность и животные организмы в различные геологические эры. Влияние внешних и внутренних сил Земли на формирование горных пород и минералов своей местности. Классификация горных пород и минералов по времени образования и происхождению. Справочник-определитель горных пород и минералов важный и необходимый источник информации при опознании горных пород и минералов, найденных на местности. Понятие «окаменелость», его сущность, причины их образования. Роль окаменелостей в составлении общей картины геологического прошлого Земли. Применение горных пород и минералов своей местности в жизни своего населённого пункта и своего края.

Тема « Формирование медико - географических представлений – 5 часов

Основные этапы становления и формирования медицинской географии. Что такое медицинская география. Развитии медицины в Древней Греции, наследие Гиппократа; первые медико-географических представлениях, сформулированных Страбоном; лекарствоведении в Древнем Риме; развитие медико-географических представлений в средние века, массовое распространении эпидемий (чума, дизентерия, тиф), развитие арабской медицины, роль окружающей среды в возникновении заболеваний и поддержании здоровья в трудах Ибн Сина (Авиценны). Медико-географическое исследование включает медико-географическое описание, медико-географическое картографирование, использование статистического метода и комплексного медико-географического подхода. Лекарственных растениях и их применении при лечении различных заболеваний. Миазы; болезни , вызываемые ядовитыми растениями; оаллергические болезнях и их зависимость от метеоклиматических условий территорий, аллергические заболевания, как серьезной социально-экономической и экологической проблеме в регионах с высоким уровнем развития промышленности.

Содержание курса предполагает разнообразные виды деятельности обучающихся со значительной долей самостоятельной работы, использования различных источников информации. В ходе и после изучения курса обучающиеся могут выполнить индивидуальную исследовательскую работу ( проект). По завершении курса будет проведена презентация и защита проектов обучающихся. Реализация программы предусматривает: обобщение результатов, создание проектов.

Формы организации обучения: мозговой штурм, индивидуальная, конкурсы, проектная деятельность.




Календарно-тематическое планирование


номер урока

тема урока

элементы содержания

тип урока

результаты обучения УУД

вид контроля

дата (план.)

дата (факт)

1

Введение.

Содержание и задачи курса. Основные этапы работы над проектом

вводный

Метапредметные: умение планировать работу до ее начала; умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил. Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению

беседа



2

Солнечная система – часть Вселенной

Понятие о Вселенной. Звезды, созвездия, планеты, метеоры, болиды.

Солнечная система, Галактика, Метагалактика.

лекция

Метапредметные: построение логической цепи рассуждений; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание.

работа над проектом



3

Солнечная система

Солнечная система, планеты, из которых она состоит. Астероиды, кометы, метеоритное вещество. Взаимодействие небесных тел. Закон Ньютона.Планеты земной группы, планеты-гиганты.

лекция

МеМетапредметные:  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем; способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. Личностные: ответственное отношение к учебе

работа над проектом



4

Гипотезы происхождения планет

Гипотезы Канта-Лапласа, Д. Джинса, Канта, О. Ю. Шмидта.

лекция

Метапредметные: смысловое чтение, извлечение информации; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Личностные: целостное мировоззрение.

работа над проектом



5

Луна – спутник Земли

Земля и Луна – двойная планета. Луна – твердое небесное тело, имеющее ядро, мантию и кору. Время обращения вокруг Земли и Солнца. Исследования Луны.

лекция

Метапредметные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность, Личностные: ответственное отношение к учебе

работа над проектом



6

Земля и Солнце

Солнце – основной источник энергии процессов на Земле. Солнце – желтая звезда. Белые звезды. Солнечная атмосфера: фотосфера, хромосфера, корона. Протуберанцы, солнечный ветер, солнечные затмения, радиация.

лекция

Метапредметные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем. Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

работа над проектом



7

Форма и размеры Земли. Обращение ее вокруг оси и следствия этого

Сила тяготения. Магнитное поле Земли, магнитные полюса, магнитное склонение, магнитосфера. Форма Земли – геоид. Размеры Земли. Поверхность Земли, эллипсоид

лекция

Метапредметные: построение логической цепи рассуждений;   смысловое чтение, извлечение информации. Личностные: ответственное отношение к учебе

работа над проектом



8

Движение Земли вокруг Солнца и его последствия

Звездный год. Смена времен года, сезонные изменения в природе.

лекция

Метапредметные:  построение логической цепи рассуждений; высказывать суждения, подтверждая их фактами. Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

работа над проектом



9

Галактический год. Календарь

Галактический год. Календари: звездный, юлианский, григорианский

лекция

Метапредметные: умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях. Личностные: ответственное отношение к учебе

работа над проектом



10

Астероиды, кометы, метеориты

Астероиды, кометы, метеоры, метеориты. Происхождение астероидов, строение кометы

лекция

Метапредметные: определение основной и второстепенной информации; планировать свою деятельность под руководством учителя. Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание

работа над проектом



11

Астрология

Связь астрологии и науки; Отношение современной науки к астрологии; Причины популярности астрологии


практикум

Метапредметные :работать с текстом и нетекстовыми компонентами; ; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях. Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание

работа над проектом



12

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Проблемы человечества при освоении космического
пространства. Солнечный свет, Приливы и отливы. Падение метеоритов. Вспышки на Солнце.

практикум

Метапредметные: понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность. Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

работа над проектом



13

Обобщающее занятие по теме

« Просторы Галактики»

Обобщение знаний по теме.

обобщение и систематизация знаний

Метапредметные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; оценивать работу одноклассников. Личностные: коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми

защита проектов



14

Где и как рождаются магматические породы?

Классификации горных пород и минералов по времени образования и происхождению. Вулканы. Мантия, ядро


лекция

Метапредметные: умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях. Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению

беседа



15

Как рождаются метаморфические породы?

Классификации горных пород и минералов по времени образования и происхождению. Метоморфизм. Мрамор


лекция

Метапредметные: умение управлять своей познавательной деятельностью; Личностные:

осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира


работа над проектом



16

Какие части Земли,  участвуют в формировании горных пород?

Геохронологическая таблица, тектоническую карта Земли, изменения форм рельефа; земная кора, типы земной коры


лекция

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели; составлять план решения проблемы. Личностные: : коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми

работа над проектом



17

Какие природные факторы влияют на сформированные горные породы?

Внешние факторы, биологические факторы. Выветривание. Виды выветривания ( физическое, температурное, механическое, химическое).

лекция

Метапредметные: уметь вести диалог, вырабатывая общее решение; определять критерии для сравнения фактов, явлений. Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению

работа над проектом



18

Что такое минерал? Что такое горная порода?

Минерал. Горные породы. Виды горных пород. Наиболее распространенные минералы.

практикум

Метапредметные:  построение логической цепи рассуждений; высказывать суждения, подтверждая их фактами. Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

работа над проектом



19

Горные породы и минералы Челябинской области

Соотношение положения своего края на картах своей области и страны. Формы рельефа, преобладающие растительность и животные организмы в различные геологические эры. Влияние внешних и внутренних сил Земли на формирование горных пород и минералов своей местности

лекция

Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; Личностные: ответственное отношение к учебе


работа над проектом



20

Практическое применение горных пород и минералов своей местности в жизни человека

Применение горных пород и минералов своей местности в жизни своего населённого пункта и своего края

практикум

Метапредметные :работать с текстом и нетекстовыми компонентами; ; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях. Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание

работа над проектом



21

Остатки и следы жизни древних существ, встречающихся на территории Челябинской области

Справочник-определитель горных пород и минералов - важный и необходимый источник информации при опознании горных пород и минералов, найденных на местности. «Окаменелость», сущность, причины их образования.

практикум

Метапредметные: уметь вести диалог, вырабатывая общее решение; определять критерии для сравнения фактов, явлений. Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению

работа над проектом



22

Землетрясения. Правила безопасного поведения

Землетрясение. Причины. Места возникновения в России, в мире. Последствия. Памятка безопасного поведения во время и после землетрясения.

практикум

Метапредметные:  построение логической цепи рассуждений; высказывать суждения, подтверждая их фактами. Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

работа над проектом



23

Вулканы на карте России

Вулкан. Части вулкана. Виды вулканов. Особенности расположения вулканов на карте России. Памятка безопасного поведения при извержениях вулканов

практикум

Метапредметные :работать с текстом и нетекстовыми компонентами; ; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях. Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание

работа над проектом



24

Подведение итогов по теме «В камне застывает время»»

Веселые старты с использованием знаний полученных при рассмотрении темы

обобщение и систематизация знаний

Метапредметные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; оценивать работу одноклассников. Личностные: коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми

соревнования



25

Географы Древней Греции

Междуречье. Гомер, Эратосфен, Страбон. Значение работ.

лекция

Метапредметные: смысловое чтение, извлечение информации; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Личностные: целостное мировоззрение.

беседа



26

Марко Поло- знаменитый географ Средневековья

Жизнь и основные открытия Марко Поло. Значение в развитии географии в Средневековье.

лекция

Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Личностные: осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению

работа над проектом



27

Эпоха Великих географических открытий. Экспедиции Христофора Колумба

Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Значение.

лекция

Метапредметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; определять критерии для сравнения фактов, явлений

Личностные: осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению

работа над проектом



28

Первое кругосветное плавание

Фернан Магеллан. История и значение первой кругосветки

лекция

Метапредметные: :  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем; способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Личностные: осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению

работа над проектом



29

Русские имена на карте Антарктиды

Первооткрыватели Антарктиды: Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев. Цель экспедиции, значение

лекция

Метапредметные :работать с текстом и нетекстовыми компонентами; ; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях. Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание

работа над проектом



30

Современные географические исследования. Виртуальное познание мира

Космические съемки, научные станции, географические информационные системы (ГИС)

лекция

Метапредметные: смысловое чтение, извлечение информации; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Личностные: целостное мировоззрение.

беседа



31

Что такое медицинская география?


Этапы развития медицинской географии. Что такое медицинская география? Значение, этимология, синонимы.


лекция

Метапредметные: выявлять причинно-следственные связи; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем. Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание

беседа



32

Методы медико-географических исследований

«Ключи» медицинской географии: что это такое? Учение о природно- очаговых заболеваниях; учение об адаптациях

лекция

Метапредметные:  построение логической цепи рассуждений; высказывать суждения, подтверждая их фактами. Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

беседа



33

Болезни, вызываемые ядовитыми животными и растениями. Миазы. Аллергические болезни.

Болезни, вызываемые ядовитыми животными и растениями. Миазы. Аллергические болезни. Энтомозы. Болезни, вызываемые членистоногими на территории Челябинской области.

практикум

Метапредметные: уметь вести диалог, вырабатывая общее решение; определять критерии для сравнения фактов, явлений. Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению

беседа



34

Медицинская география, гигиена, экология человека – какая между ними связь?

Гигиена, экология. Значение, этимология, синонимы.


практикум

Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; Личностные: ответственное отношение к учебе


беседа



35

Итоговое занятие

Подведение итогов по курсу.

обобщение и систематизация знаний

Метапредметные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; оценивать работу одноклассников. Личностные: коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми

защита проектов




Перечень компонентов учебно-методического комплекса

В преподавании курса используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

1. Богданов, Ю. А. и др. Происхождение и развитие облаков. – М., 1978.

2. Гаврилов, В. П. Путешествие в прошлое Земли. – М., 1986.

3. Герасимова, Т. П., Мясникова, С. В. Общая география: учебник для 10 класса. – СПб.: СпецЛит., 2001.

4. Герасимова, Т. П., Неклюкова, Н. П. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Просвещение, 2000.

5. Горшков, С. П. Земные ресурсы мира: Антропогенные воздействия. – М., 1986.

6. Забелин, И. М. Мудрость географии. – М., 1986.

7. Лавров, С. В. Дайте планете шанс! – М., 1995.

8. Ушаков, С. А. Дрейф материков и климат Земли. – М., 1984.

9Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические реко-мендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. – М : Просвещение, 2013. – 96 с.

10.Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический кон-структор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2014. – 224 с.

11. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в ос-новной школе: пособие для учителей общеобразоват. организаций / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2014. – 127 с.

12.Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2014. – 177 с.

13.Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная дея-тельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.





Предполагаемые результаты реализации программы

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса:

Метапредметные:

Познавательные

    построение логической цепи рассуждений;

 доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

-   самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    смысловое чтение, извлечение информации;

    определение основной и второстепенной информации;

    свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

    понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

    постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Регулятивные: 

    умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

    умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

    умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);

    адекватность и дифференцированность самооценки;

    умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.

Коммуникативные: 

    рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,

    способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

    умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Личностные:

Обучающийся должен обладать: ответственным отношением к учебе;

- опытом участия в социально значимом труде;

- целостным мировоззрением;

- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- основами экологической культуры;

- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно- исследовательской деятельности.

 Ожидаемые результаты освоения программы.

Обучающийся будет знать:

-основные особенности и условия проведения исследовательской работы;

- общие правила защиты проекта; правила оформления реферата;

- способы хранения информации;

- что такое социологический опрос, микроисследование;

- что такое учебное сотрудничество;

- способы преодоления трудностей в реализации проектов;

 

Обучающийся будет уметь:

- самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути дальнейшего изучения объекта;

- выбирать пути решения задачи исследования;

- составлять план действий совместного коллективного исследования;

- адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;

- презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;

 







Рабочая программа по курсу «Земля –планета Солнечной системы» ( внеурочные занятия по ФГОС 5 класс география)
  • География
Описание:

Рабочая программа курса «Земля –планета Солнечной системы» ( внеурочные занятия по ФГОС 5 класс география) составлена с целью организации обучающихся во второй половине дня. Цель программы: расширить знания обучающихся с использование проектной деятельности. Курс рассчитан на 35 часов. Имеет общеинтеллектуальную направленность.

Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению горных пород, минералов и окаменелостей своей местности способствует гражданско -патриотическому воспитанию.

Автор Невядомская Наталья Васильевна
Дата добавления 13.08.2015
Раздел География
Подраздел Планирования
Просмотров 2172
Номер материала MA-060385
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓