Главная / Начальные классы / Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов Севера"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов Севера"

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Игры народов Севера» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 7», комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений В.И. Ляха (2007 г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации; утверждённой приказом №___ от 2013 г.


Цель программы содействие укреплению здоровья, приобщению детей к культуре народов Севера в процессе активного их участия в народных играх и состязаниях.

устойчивых мотивов к занятиям физической культурой, установление прочных связей с коренным народом и обогащение духовных и социальных качеств детей.

Задачи:

  • познакомить учащихся с разнообразием подвижных игр народов Севера;

  • содействовать привитию интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, физическими упражнениями, спортом, как одному из условий здорового образа жизни;

  • обучить правилам поведения в процессе коллективных действий;

  • воспитывать чувство коллективизма, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности за свои действия;

  • развивать двигательную активность в народных играх и состязаниях.

  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к народным традициям.


Подвижные игры народов Севера имеют многовековую историю, они всегда были очень важны при воспитании, так как способствуют максимальному развитию у детей разнообразных двигательных навыков и умений, сноровки, необходимых для всех видов деятельности. Подвижная игра с правилами – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующая точным и своевременным выполнением задания, связанного с обязательными для всех правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры пробуждает ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям.

Данная программа направлена на формирование устойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями. В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии, снижении заболеваемости очень важна. В неблагоприятных климатических условиях снижается двигательная активность, что отрицательно складывается на общем и физическом развитии детей, поэтому надо стремиться к тому, чтобы подвижная игра прочно вошла в их повседневную жизнь. Эта форма деятельности наиболее близка и понятна детям, она вызывает у них яркие эмоциональные переживания. Практика показывает, что внедрение национально-регионального компонента в образовательный процесс повышает его уровень, способствует установлению прочных связей с коренным народом, обогащает духовные и социальные качества детей. Познакомить детей с играми какого-нибудь народа – лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, поскольку игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Именно игра доступным языком передает детям знания о народе любой национальности. Обучая детей народным подвижным играм северян, мы тем самым помогаем сохранить знания об их жизни, труде, быте, сохранить уникальность народа, а также обогащаем физические навыки детей.

В основу отбора содержания программы внеурочной деятельности «Игры народов Севера» были вложены следующие принципы:

  • принцип оздоровительной направленности обосновывает применение подвижных игр для компенсации недостатка двигательной активности детей, направленности занятий на реализацию профилактической и развивающей функции физических упражнений;

  • принцип социализации направлен на включение ребенка в групповую деятельность совместной постановки и решения определенных задач, обогащению эмоциональной сферы детей и воспитанию у них межличностных отношений и организационных умений, приобщают к неотъемлемой части национальной культуры;

  • принцип постепенности определяет необходимость построения образовательного процесса в соответствии с правилами «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в поэтапном освоении и переводе учебных знаний в практические навыки;

  • принцип сознательности и активности предлагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых видов деятельности, развития инициативы, самостоятельности и творчества в двигательном поведении.


























  1. Описание места курса «Игры народов Севера» в плане внеурочной деятельности.


Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и рассчитана на 4 года, 135 часов.

В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2 - 4классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года.


































  1. Содержание курса « Игры народов Севера ».


Малочисленные народы Севера на протяжении своего исторического развития формировали систему жизнедеятельности, основу которой составляли сила, ловкость, выносливость, умение выживать в трудных природных условиях. Все это позволило этим народам жить в гармонии с природой и самим собой. Несколько лет назад ведущие ученые, этнографы и народные умельцы, обеспокоенные положением дел в возрождении истоков национальных традиций, сделали упор на утрату традиционных знаний, языков, обрядов, игр.

Игры народов Севера зародились в далеком прошлом в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости издавна распространены у малых народов. Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью национальной культуры. Участвуя в них, дети знакомятся с обычаями, своеобразием быта, языка людей коренных национальностей. Подвижные игры влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, соревновательного настроя и обеспечивает развитие симпатий, интереса к данному народу.Игры детей Крайнего Севера ярко отражают трудовую деятельность взрослых. Игры народов Севера служат практическим задачам, они готовят детей с раннего возраста к освоению традиционных промыслов. В процессе игры дети воспроизводят то, что они видят в окружающей жизни, узнают из разных источников: рассказов родителей и старших товарищей. Дети тундры зорки, внимательны и наблюдательны. Игры народов Севера: бросание маута, перетягивание палки, прыжки через нарты и другие нацелены на расширение кругозора, воспитывают у детей силу, ловкость, смелость, трудолюбие, любовь к родному краю.Суровые жизненные условия Севера, трудная промысловая деятельность требовали, чтобы уже с шести – семилетнего возраста они активно развивали у детей важнейшие физические качества и воспитывали специфические двигательные навыки. С этого возрастного периода дети не только привлекались к хозяйственной помощи родителям, но и велось специальное обучение и воспитание их как будущих кормильцев семьи. В связи с тем, что охотнику, преследующему зверя, приходилось проходить несколько десятков километров в день, оленеводу, собирающему стадо, пробегать по тундре не меньшее расстояние, следовало развивать необходимые для этого физические качества. Непосредственными средствами такого развития являлись разнообразные народные подвижные игры. Любой тундровик уже с детства знает, как непросто ловить бегущего оленя. Чтобы точно заарканить за ветвистые рога северного красавца, нужны крепкая рука и точный расчет. Ни то ни другое само по себе не приходит. Народные игры Севера передают особенности труда людей (охоты, рыбалки, оленеводства), а также неповторимый колорит народного творчества. Среди игр и развлечений взрослого населения можно выделить национальные виды соревнований, которые сопровождают праздники, связанные с хозяйственной деятельностью. Из них наиболее распространены: гонки на оленьих упряжках, метание тынзеня (аркана), пастушьего топора на дальность, прыжки через нарты, перетягивание палки, стрельба из лука, бег на лыжах, бросок камня через реку. Интересны традиционные прыжки через нарты. Для этого надо иметь очень быстрые и крепкие ноги, чтобы по целым дням бегать за оленями в тундре.









Тематическое планирование для 1 класса


Тема аудиторного и внеаудиторнго занятий

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

аудиторные

внеаудиторные

1.

Знакомство с традициями и обычаями народов Севера. Введение в предмет.

Игра-путешествие.

2


2.

Игры с метанием

Практическое занятие


4

3.

Игры с прыжками

Практическое занятие


4

4.

Игры с разновидностями бега

Практическое занятие


4

5.

Игры с предметами

Сюжетно-ролевая игра «Большие гонки»


4

6.

Календарные игры

Практическое занятие


4

7.

Самоделкины. Изготовление инвентаря для подвижных игр и их презентация.

Творческий конкурс

4


8.

Истоки.


Экскурсия


2

9.

«Костяшка-сармик».

Игровая программа «Что? Где? Когда?»


3

10.

Бескрайний Север

Спортивный праздник


2


Итого: 33 часа



6

27





Тематическое планирование для 2, 3, 4 класса


Тема аудиторного и внеаудиторнго занятий

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

аудиторные

внеаудиторные

1.

Знакомство с традициями и обычаями народов Севера. Введение в предмет.

Игра-путешествие.

2


2.

Игры с метанием

Практическое занятие


4

3.

Игры с прыжками

Практическое занятие


4

4.

Игры с разновидностями бега

Практическое занятие


4

5.

Игры с предметами

Сюжетно-ролевая игра «Большие гонки»


4

6.

Календарные игры

Практическое занятие


4

7.

Самоделкины. Изготовление инвентаря для подвижных игр и их презентация.

Творческий конкурс

4


8.

Истоки.


Экскурсия


2

9.

«Костяшка-сармик».

Игровая программа «Что? Где? Когда?»


4

10.

Бескрайний Север

Спортивный праздник


2


Итого: 34 часа



6

28



Содержание программы

Тема 1. Знакомство с традициями и обычаями народов Севера. Введение в предмет.

Игра-путешествие.

История возникновения народного фольклора. Поиск информации о подвижных играх народов Севера.Распределение по командам. Определение ролей, получение карты маршрута игры. Определение последовательности действий. Прохождение по станциям игры: «Узнавайка», «Объяснялка», «Представляйка». Оценивание правильности выполнения на станциях. Подведение итогов игры- путешествия проходит в виде эстафет с элементами метания, прыжков, разновидностей бега (т.е. тех элементов, которые встречаются в играх народов Севера).Коллективная рефлексия.(Определение значение подвижных игр для физического развития).


Тема 2. Игры с метанием.

Практическое занятие.

Выполнение упражнений в ходьбе и беге, разучивание комплекса ОРУ с малыми мячами, с гимнастическими палками под контролем учителя. Выполнение индивидуальных заданий с метанием мяча на дальность, подбрасывание мяча на заданную высоту и ловля его. Моделирование различных исходных положений для метания различных предметов (мячей, палок, косточек, колец, дисков и т.д.) в цель или на дальность. Выполнение индивидуальных упражнений у стены - метание мяча с отскоком на дальность. Определение удобного для себя расстояния для выполнения качественного метания диска, тынзяна. Объяснение, почему выбрано именно это расстояние. Определение качества выполнения метаний различных предметов. Метание тынзяна на стойку.

Подвижные игры: «Метание диска», «Метание тынзяна», «Сюлы» (ледяные палочки), «Отбивка оленей», «Ловкий оленевод», «Охота на волка».


Тема 3.Игры с прыжками.

Практическое занятие

Выполнение упражнений в ходьбе и беге, разучивание комплекса ОРУ со скакалками, с гимнастическими палками, обручами под контролем учителя. Выполнение индивидуальных заданий: прыжков с места, прыжков с разбега с отталкиванием одной ногой и приземлением на маты. Моделирование различных исходных положений для прыжков с места и прыжков с высоты (со скамейки, с горки матов). Выполнение индивидуальных упражнений – прыжки через препятствие толчком одной ноги, двух ног.

Определение качества выполнения прыжков через скакалку. Перепрыгивания половинки автошин, выкрашенные в разные цвета. Они, прежде всего, хороши тем, что предохраняют детей от травм. Кроме того, такие снаряды, сделанные из больших автошин поставленные попарно, могут заменить настоящие спортивные нарты.

Групповая рефлексия (Что вы испытали, когда с первого раза не получилось выполнить прыжки через препятствие?)

Подвижные игры: «Нарты - сани», «Охота на куропаток».


Тема 4. Игры с разновидностями бега

Практическое занятие

Выполнение упражнений в ходьбе и беге, показ комплекса ОРУ обучающимися на лучшее выполнение. Моделирование вместе с учителем разновидностей бега, различных исходных положений для выполнения бега. Бег на короткие дистанции наперегонки в парах, тройках. Челночный бег 3х10 м, 4х9м, 5х8, 6х7м. Бег на выявление лидера в группе 5-6 обучающихся, 10 обучающихся, всего коллектива. Помощь учителю в выявлении лидеров.

Групповая рефлексия (Что вы испытали, когда с первого раза не стали лидером в беге? Какая группа лучше выполняла бег и соблюдала технику безопасности?)

Подвижные игры: «Бег по медвежьи», “Кто быстрее”, «Медведь и ягодники», «Каюр и собаки», «Ловля оленей», «Здравствуй, догони», «Важенка и оленята», «Волк и олени».


Тема 5. Игры с предметами

Сюжетно –ролевая игра «Большие гонки»

Моделировать комплексы упражнений с мячами, палками, дисками из ранее изученных элементов. Объяснение учителем игрового замысла игры. Составление вместе с учителем этапов «Больших гонок» на основе изученных подвижных игр. Поиск материалатрадиций и обычаев ненцов, связанных с игровой деятельностью для составления этапов игры. Подвижные игры на развитие ловкости, выдержки, находчивости, воображения, силы: «Борьба на палке», «Перетягивание палки», «Успей поймать», «Хейро», «Бег в снегоступах», «Полярная сова и евражки»,“Пуксэл”, «Игра в мяч». Игры на развитие мелкой моторики: «Вывко» (детская гуделка), «Меткий охотник», «Колечко».

Групповое обсуждение итогов игры, высказывание своих суждений по выбору игр для этапов. Определение самого интересного этапа. Выявление вместе с учителем обучающихся, внесшим самый большой вклад: по организации игры, по подготовке материалов для игры, для победы в этапах.


Тема 6. Календарные игры

Практическое занятие

Подготовка и проведение интервью с дедушкой (бабушкой или другими родственниками – в какие игры играли они в детстве?). Анализ и сравнение игр русских, украинских и других народов с ненецкими национальными играми. Поиск информациио народных играх, фольклорном материале. Моделирование вместе с учителем подвижных игр на основе народных календарных играх с адаптацией к площадке для занятий и инвентарю. Творческое оформление интервью с родственниками и представления его в классе. Подвижные игры: «Прятки» (“Каняхянтэх”), «Игра с кольцами» (“Кусанюх”), «Салки под снегом», «Метание шишек».



Тема 7. Самоделкины. Изготовление инвентаря для подвижных игр и их презентация.

Творческий конкурс.

Свободное обсуждение вариантов изготовления инвентаря для подвижных игр. Выбор материала для изготовления тынзяна, мячей. Индивидуальное изготовление на основе выбранного образца. Формулирование совместно с учителем условий участия в конкурсе. Оформление изготовленного образца и подготовка презентации своего экземпляра, возможно вместе с родителями или учителем. Подведение итогов, обсуждение и анализ конкурса.


Тема 8. Истоки

Познавательная экскурсия

Поиск информации о подвижных играх северных народов, об их жизни, труде, быте и уникальности народных обычаев. Коллективное формулирование правил поведения на экскурсии, разработка информационной карты экскурсии. По ходу экскурсии заполняется информационная карта. По окончанию экскурсии рассуждение о традициях, обычаях и подвижных играх нашего округа и играх других народов Севера. Формулирование выводов.

Групповая рефлексия. Насколько значимы подвижные игры для физического развития северных народов? Прикладное значение подвижных игр.


Тема 9.«Костяшка-сармик

Игровая программа «Что? Где? Когда?»

Проводится для подведения итогов реализации образовательной части программы (т.е. в формировании знаний о самобытности ненецкого народа, традициях, подвижных играх народов Севера, правил их проведения). Обсуждение сценария программы. Распределение обязанностей каждой группы, обсуждение этапов подготовки и оформления мероприятия. Оценивание прохождения игры. Оценивание участников и группы поддержки. Оформление фотогазеты игровой программы.


Тема 10. «Бескрайний Север»

Спортивный праздник

Проводится для подведения итогов реализации практической части программы. Обсуждение сценария праздника. Формирование группы для подготовки праздника. Распределение обязанностей каждой группы, обсуждение этапов подготовки и оформления мероприятия. Подготовка инвентаря, музыкального сопровождения. Формирование команды участников, помощников и болельщиков. Участие в эстафетных заданиях, играх, единоборствах и личных выступлениях. Подведение итогов. Анализ удач и поражений в соревнованиях. Оценивание прохождения игры. Оценивание участников и группы поддержки. Оформление фотогазеты по итогам праздника.





.







4.Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса «Игры народов Севера».

Личностные:

  • определять смысл влияния физической культуры на здоровье человека;

  • устанавливать значение результатов своей игровой деятельности для удовлетворения потребности в движении, в повышении уровня физического развития и физической подготовленности, в формировании устойчивых мотивов самосовершенствования;

  • оценивать нравственно-этическую составляющую событий и действий с точки зрения моральных норм;

Регулятивные:

  • ставить учебные задачи в соответствии с предполагаемой деятельностью;

  • определять последовательность промежуточных целей для достижения конечного результата;

  • составлять план и последовательность действий для достижения конечного результата;

  • контролировать и оценивать выполнений заданий с целью нахождения несоответствия с эталоном двигательного действия;

  • оценивать уровень и качество освоения задания.

Познавательные:

  • находить и структурировать информацию;

  • анализировать игровые действия с выделением существенных признаков;

  • выстраивать логическую цепь рассуждений на заданную тему.

Коммуникативные:

  • учитывать позицию партнера в совместной деятельности;

  • согласовывать усилия детей в организации и осуществлениисовместной деятельности;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций для сотрудничества;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • контролировать действия партнера в игровой деятельности;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

Предметные:

  • планировать применение подвижных игр в режиме дня;

  • излагать факты истории возникновения игр народов Севера, традиций и обычаев ненцов, связанных с игровой деятельностью;

  • представлять подвижные игры как средство укрепления здоровья, физического здоровья и физической подготовленности гимназистов;

  • применять способы коррекции осанки, развития физических качеств, средствами национальных подвижных игр;

  • овладение техникой движений прыжков, метаний, разновидностей бега, встречающихся в подвижных играх;

  • моделировать комплексы упражнений с мячами, палками, дисками из ранее изученных элементов;

оформлять модели комплексов с использованием знаково-символических действий.


5. Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения курса


Учебно – методический комплект:


  1. Литвинов Е.Н. Веселая физкультура. 1 класс «Просвещение», 2006 г.

  2. «Спорт в школе» Научно – методический журнал.

  3. «Физическая культура в школе» методическая газета.



Инфомационно-методическое обеспечение


  1. Инструкция для учащихся по мерам безопасности при занятиях подвижными играми.

  2. Комплекс общеразвивающих упражнений с мячами.

  3. Комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастическими палками.

  4. Комплекс общеразвивающих упражнений со скакалками.

  5. Комплекс общеразвивающих упражнений с обручами.

  6. Положение спортивного праздника «Бескрайний Север»

  7. Методика проведения экскурсии в «Дом Природы».

  8. Положение игровой программы «Костяшка-сармик» на основе игры «Что? Где? Когда?»

  9. Технологические карты занятий.

  10. Дидактические карты.

  11. Тесты.

  12. Положение конкурса «Самоделкины».



























  1. Планируемые результаты курса «Игры народов Севера».

Воспитательные результаты внеурочной спортивно - оздоровительной деятельности обучающихся 1- 4 классов распределяются по трем уровням.

Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о здоровом образе жизни, об оздоровительном значении занятий физической культурой, о личной гигиене, о технике безопасности на занятиях физкультурой, о видах двигательной активности в режиме дня, о традиционных и нетрадиционных видах спорта, о правилах подвижных игр и способах коммуникации со сверстниками, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Формы достижения результатов первого уровня: игра-путешествие, практические занятия, беседы, тестирование.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьников к своему здоровью и к здоровью окружающих его людей, умение приспосабливаться к условиям окружающей среды формирование знаний о сохранении, соблюдении и почитании традиций ненецкого народа.

Формы достижения результатов второго уровня: конкурсы, познавательная экскурсия, соревнование, спортивный праздник.


Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): развитие самостоятельности, ресурса успеха каждого обучающегося; опыт организации и самоорганизации совместной деятельности с другими детьми и работы в паре и группе.

Формы достижения результатов второго уровня: конкурсы, познавательная экскурсия, соревнование, спортивный праздник.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностные:

  • определять смысл влияния физической культуры на здоровье человека;

  • устанавливать значение результатов своей игровой деятельности для удовлетворения потребности в движении, в повышении уровня физического развития и физической подготовленности, в формировании устойчивых мотивов самосовершенствования;

  • оценивать нравственно-этическую составляющую событий и действий с точки зрения моральных норм;

Регулятивные:

  • ставить учебные задачи в соответствии с предполагаемой деятельностью;

  • определять последовательность промежуточных целей для достижения конечного результата;

  • составлять план и последовательность действий для достижения конечного результата;

  • контролировать и оценивать выполнений заданий с целью нахождения несоответствия с эталоном двигательного действия;

  • оценивать уровень и качество освоения задания.

Познавательные:

  • находить и структурировать информацию;

  • анализировать игровые действия с выделением существенных признаков;

  • выстраивать логическую цепь рассуждений на заданную тему.

Коммуникативные:

  • учитывать позицию партнера в совместной деятельности;

  • согласовывать усилия детей в организации и осуществлении совместной деятельности;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций для сотрудничества;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • контролировать действия партнера в игровой деятельности;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

Предметные:

  • планировать применение подвижных игр в режиме дня;

  • излагать факты истории возникновения игр народов Севера, традиций и обычаев ненцов, связанных с игровой деятельностью;

  • представлять подвижные игры как средство укрепления здоровья, физического здоровья и физической подготовленности гимназистов;

  • применять способы коррекции осанки, развития физических качеств средствами национальных подвижных игр;

  • овладение техникой движений прыжков, метаний, разновидностей бега, встречающихся в подвижных играх;

  • моделировать комплексы упражнений с мячами, палками, дисками из ранее изученных элементов;

  • оформлять модели комплексов с использованием знаково-символических действий

Планируемые результаты реализации программы



  • высокий уровень мотивации здорового образа жизни;

  • укрепление здоровья и повышение физической подготовленности и выносливости;

  • расширение кругозора о подвижных играх и забавах народов Севера;

  • соблюдение дисциплины, правил безопасного поведения в местах проведения подвижных игр;

  • самостоятельная организация и проведение подвижных игр в малых группах сверстников;

  • соблюдение норм общения и взаимодействия с одноклассниками и сверстниками в процессе подвижных игр;

  • владение двигательными действиями, составляющими содержание подвижных игр, проявление самостоятельности в принятии адекватных решений в условиях игровой деятельности.




















Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов Севера"
  • Начальные классы
Описание:

Данная программа направлена на формирование устойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями. В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии, снижении заболеваемости очень важна. В неблагоприятных климатических условиях снижается двигательная активность, что отрицательно складывается на общем и физическом развитии детей, поэтому надо стремиться к тому, чтобы подвижная игра прочно вошла в их повседневную жизнь. Эта форма деятельности наиболее близка и понятна детям, она вызывает у них яркие эмоциональные переживания. Практика показывает, что внедрение национально-регионального компонента в образовательный процесс повышает его уровень, способствует установлению прочных связей с коренным народом, обогащает духовные и социальные качества детей.

Автор Белокопытова Элико Годердзевна
Дата добавления 02.05.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 941
Номер материала 58757
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓