Инфоурок Другое Рабочие программыРабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Скачать материал

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназия №69 имени С. Есенина г. Липецка

 

 

 

Рассмотрена

на заседании кафедры

социальных дисциплин.

Протокол №   1    от

«___27_» августа 2015 г

Зав. кафедрой    

______И.А. Суханова

Согласована

зам. директора

________Митряхина И.С.

«______» __________2015г.

 

 

Утверждена

директор МАОУ гимназии №69

__________Н.М.Дмитриева

«______» _____________2015г.

Приказ №_____ от_________

  

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Основы религиозных культур

и светской этики»

модуль «Основы православной культуры»

 

Для 4 класса

 

  Программа предназначена для реализации

в 2015-2016 учебном году

 

 

                                                                            Составитель

                                                                           программы

                                                                                       учитель ОРКСЭ                                                                                                                                                                   Суханова И.А.

 

 

 

Липецк 15

 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060).

Приказ Министерства образования и науки от 01.02.2012 № 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312

Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 22.08.2012 № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ"

Письмо Министерства образования и науки РФ от 08.07.2011 № МД 883/03 "О направлении методических материалов ОРКСЭ"

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011 № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р. План мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики")


Изучение основ православной культуры на уровне начального образования направлено на достижение следующих целей:

-_понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;

– развивать первоначальное представления о традиционной религии народов России (православии), ее роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;

– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;

 

2.Общая характеристика учебного предмета, курса

 

Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом учебных модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей) обучающихся: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

 

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

 

         В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком рабочая программа уровня начального общего образования по основам православной культуры рассчитана на 1 учебный час в неделю (34 часа в год). Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры» - изучается учащимися 4 классов с их согласия и по выбору родителей.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достиже­ние следующих личностных, метапредметных и предметных ре­зультатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

·   формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;

·   формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;

·   развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

·   развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения;

·   воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

·   развитие начальных форм регуляции своих эмо­циональных состояний;

·   развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·   наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

·   овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

·   формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

·   адекватное использование речевых средств и средств ин­формационно-коммуникационных технологий для решения раз­личных коммуникативных и познавательных задач;

·   умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

·   овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

·   овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

·   готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

·   определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти;

·   адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Требования к предметным результатам:

·   знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

·   знакомство с основами светской и религиозной морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

·   формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современно­сти России;

·   осознание ценности нравственности и духовности в челове­ческой жизни.

 

5.Содержание учебного предмета «Основы православной культуры»

Россия – наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности. 

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

 

№ урока

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

1

Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию.

Знание терминов, формирование общих представлений о предмете курса, уметь высказывать свое мнение,

2

Культура и религия.

Работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, уметь находить и объяснять общее и отличное

3

Культура и религия.

Знать основные положения уроков.

Уметь:

-анализировать информацию, объяснять смысл основных понятий;

-определять роль ценностных ориентиров в жизни человека

 

4

Во что верят православные христиане. Человек и Бог в православии.

Знать основные положения темы.

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-высказывать собственную точку зрения;

-осуществлять поиск  информации

5

Православная молитва.

Знать основные положения темы, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач, осуществлять поиск дополнительной информации

6

Православная молитва.

Знать основные положения урока. Характеризовать духовную жизнь человека. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

7

Библия и Евангелие.

Знать основные положения темы. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

8

Библия и Евангелие.

Знать основные положения темы. Уметь характеризовать религиозные праздничные обычаи, объяснять причины их появления

9

Проповедь Христа.

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

10

Христос и Его Крест.

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

11

Христос и Его Крест.

 

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы

12

Пасха.

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы

13

Православное учение о человеке.

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с учебником

14

Совесть и раскаяние.

Знать основные положения темы, уметь объяснять устройство и символику православного храма, знать правила поведения

15

Заповеди.

Знать основные положения темы, уметь объяснять устройство и символику иконы, типы иконописных изображений

16

Добро и зло в православной традиции. Милосердие и сострадание.

Уметь готовить и представлять на публику творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др.

19

Икона.

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы

20

Как христианство пришло на Русь.

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, приводить примеры,  отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом

21

Подвиг.

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы

22

Заповеди блаженств.

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы

23

Зачем творить добро?

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, приводить примеры,  отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом

24

Чудо в жизни христианина.

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, приводить примеры,  отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом

25

Православие о Божием суде.

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы

26

Таинство Причастия.

Знать основные положения темы. Уметь  Рассказывать о традициях своей семьи, объяснять их происхождение, делать выводы, отвечать на вопросы

27

Монастырь. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство)

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, приводить примеры,  отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом

28

Православный календарь. Праздники.

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, приводить примеры,  отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом

29

Отношение христианина к природе. Христианская семья.

Знать основные положения темы. Уметь  высказывать собственную точку зрения, приводить примеры,  отвечать на вопросы, работать с учебником

 

30

Защита Отечества.

Знать основные положения изученного материала.  Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

31

Христианин в труде.

Уметь выбирать,  готовить и представлять на публику творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др.

32

Любовь и уважение к Отечеству.

Уметь выбирать,  готовить и представлять на публику творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др.

33

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Уметь выбирать,  готовить и представлять на публику творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др.

34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

 

35

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для реализации рабочей программы используется учебник: Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы   православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

 

Дополнительные материалы

 

1.      Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. Данилюк А. Я. - М.: Просвещение, 2010.

2.      Электронное приложение к учебному пособию (графики, таблицы, 

фотографии, картины, ауди- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы) ОАО «Издательство «Просвещение», 2010.

      3.  Раздаточный материал по темам курса

Интернет-ресурсы:

https://vk.com/tvsoyuz_ru-православный канал

https://vk.com/orthodoxy_word-православное слово

https://vk.com/aleksandersvirsky-наш любимый монастырь

https://vk.com/pravgr-православные святыни Греции

http://radostmoya.ru/- телеканал «Радость моя»

http://www.spastv.ru/prg-02.html - Телекал «Спас»

 

Справочно-информационные и методические материалы:

 

http://www.smolensk-seminaria.ru/OPK/dlya_uchitelya.php-методическая помощь

http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons- методическое обеспечение по ОПК

 

Техническое обеспечение:

Смарт-доска

Компьютер, проектор

 

 

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета

Выпускник научится:

– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;

– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

на 2015/16  учебный год

                         по ___основам православной культуре

                        класс__4_____________________________________

                        количество часов за год _35______________________

                        количество часов в неделю __1___________________

                        учитель__Суханова И.А.________________________

 

п/п

наименование

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4

четверть

год

1.

Количество часов

     9

    7

       11

      8

      35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОПК

4 класс

№ урока

Тема урока

4в, д

4а, б

 

 

 

план

факт

план

факт

план

факт

1

Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию.

01-06.09

03.09

01-06.09

02.09

01-06.09

02.09

2

Культура и религия.

08-13.09

10.09

08-13.09

09.09

08-13.09

09.09

3

Культура и религия.

15-20.09

17.09

15-20.09

16.09

15-20.09

16.09

4

Во что верят православные христиане. Человек и Бог в православии.

22.09-27.09

24.09

22.09-27.09

23.09

22.09-27.09

23.09

5

Православная молитва.

29.09-04.10

01.10

29.09-04.10

30.09

29.09-04.10

30.09

6

Православная молитва.

06.10-11.10

08.10

 

06.10-11.10

07.10

06.10-11.10

07.10

7

Библия и Евангелие.

13.10-18.10

08.10

13.10-18.10

14.10

13.10-18.10

14.10

8

Библия и Евангелие.

20.10-25.10

15.10

20.10-25.10

21.10

20.10-25.10

21.10

9

Проповедь Христа.

27.10-31.10

22.10

27.10-31.10

28.10

27.10-31.10

28.10

10

Христос и Его Крест.

09.11-17.11

29.10

09.11-17.11

11.11

09.11-17.11

11.11

11

Христос и Его Крест.

16.11-21.11

12.11

16.11-21.11

18.11

16.11-21.11

18.11

12

Пасха.

23.11-28.11

19.11

23.11-28.11

25.11

23.11-28.11

25.11

13

Православное учение о человеке.

30.11-05.12

26.11

30.11-05.12

02.12

30.11-05.12

02.12

14

Совесть и раскаяние.

07.12-12.12

03.12

07.12-12.12

09.12

07.12-12.12

09.12

15

Заповеди.

14.12-19.12

10.12

14.12-19.12

16.12

14.12-19.12

16.12

16

Добро и зло в православной традиции. Милосердие и сострадание.

21.12-26.12

17.12

21.12-26.12

23.12

21.12-26.12

23.12

19

Икона.

21.12-26.12

24.12

 

 

21.12-26.12

 

20

Как христианство пришло на Русь.

11.01-16.01.16

 

11.01-16.01.16

 

11.01-16.01.16

 

21

Подвиг.

18.01-23.01

 

18.01-23.01

 

18.01-23.01

 

22

Заповеди блаженств.

25.01-30.01

 

25.01-30.01

 

25.01-30.01

 

23

Зачем творить добро?

01.02-06.02

 

01.02-06.02

 

01.02-06.02

 

24

Чудо в жизни христианина.

08.02-13.02

 

08.02-13.02

 

08.02-13.02

 

25

Православие о Божием суде.

15.02-20.02

 

15.02-20.02

 

15.02-20.02

 

26

Таинство Причастия.

22.02-27.02

 

22.02-27.02

 

22.02-27.02

 

27

Монастырь. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство)

29.02-05.03

 

29.02-05.03

 

29.02-05.03

 

28

Православный календарь. Праздники.

07.03-12.03

 

07.03-12.03

 

07.03-12.03

 

29

Отношение христианина к природе. Христианская семья.

14.03-19.03

 

14.03-19.03

 

14.03-19.03

 

30

Защита Отечества.

04.04-09.04

 

04.04-09.04

 

04.04-09.04

 

31

Христианин в труде.

11.04-

16.04

 

11.04-

16.04

 

11.04-

16.04

 

32

Любовь и уважение к Отечеству.

18.04-23.04

 

18.04-23.04

 

18.04-23.04

 

33

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

25.04-30.04

 

25.04-30.04

 

25.04-30.04

 

34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

02.05-07.05

 

02.05-07.05

 

02.05-07.05

 

35

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

16.05-21.05

 

16.05-21.05

 

16.05-21.05

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель страховой организации

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо курсу «Основы религиозных культури светской этики»модуль «Основы православной культуры»Для 4 классаПрограмма предназначена для реализациив 2015-2016 учебном годуРабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 116 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.11.2020 80
    • DOCX 30.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Захарова Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Захарова Ирина Владимировна
    Захарова Ирина Владимировна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 113780
    • Всего материалов: 232

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продвижение экспертной деятельности: от личного сайта до личного помощника

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе