Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение
гимназия №69 имени С. Есенина г. Липецка
Рассмотрена
на заседании
кафедры
социальных дисциплин.
Протокол № 1
от
«___27_» августа
2015 г
Зав. кафедрой
______И.А.
Суханова
|
Согласована
зам. директора
________Митряхина
И.С.
«______»
__________2015г.
|
Утверждена
директор МАОУ
гимназии №69
__________Н.М.Дмитриева
«______»
_____________2015г.
Приказ №_____ от_________
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Основы религиозных культур
и светской этики»
модуль «Основы православной культуры»
Для 4 класса
Программа предназначена для реализации
в 2015-2016 учебном году
Составитель
программы
учитель
ОРКСЭ
Суханова
И.А.
Липецк 15
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010
№373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов
Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N
1060).
Приказ
Министерства образования и науки от 01.02.2012 № 74 "О внесении изменений
в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской
Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312
Письмо
Департамента государственной политики в сфере общего образования от 22.08.2012
№ 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ"
Письмо
Министерства образования и науки РФ от 08.07.2011 № МД 883/03 "О
направлении методических материалов ОРКСЭ"
Письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011 №
МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012
г. N 84-р. План мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех
субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для
общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской
этики")
Изучение основ православной культуры на уровне начального
образования направлено на достижение следующих целей:
-_понимать
значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи,
общества;
–
поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе
совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в
российском обществе нравственных нормах и ценностях;
–
осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к
нравственному совершенствованию и духовному развитию;
–
развивать первоначальное представления о традиционной религии народов России
(православии), ее роли в культуре, истории и современности, становлении
российской государственности, российской светской (гражданской) этике,
основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина
в Российской Федерации;
–
ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку
личности поступать согласно своей совести;
2.Общая
характеристика учебного предмета, курса
Предметная область «Основы религиозных культур и светской
этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных
друг с другом учебных модулей, один из которых изучается по выбору родителей
(законных представителей) обучающихся: «Основы православной культуры», «Основы
исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры»,
«Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
В
соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком рабочая программа
уровня начального общего образования по основам православной культуры рассчитана
на 1 учебный час в неделю (34 часа в год). Данный модуль комплексного курса
ОРКСЭ - «Основы православной культуры» - изучается учащимися 4 классов с
их согласия и по выбору родителей.
4.Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на
достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
· формирование основ российской гражданской идентичности,
чувства гордости за свою Родину;
· формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения
к истории и культуре всех народов;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
· развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
· воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных
состояний;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
· наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к
метапредметным результатам:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
· формирование умений планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить
соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом
характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
· адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
· умение осуществлять информационный поиск для выполнения
учебных заданий;
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей
и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
· овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и права иметь свою
собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
· определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
· адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
· знание, понимание и принятие обучающимися ценностей:
Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных
традиций многонационального народа России;
· знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание
их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
· формирование первоначальных представлений о светской этике,
религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
· осознание ценности нравственности и духовности в человеческой
жизни.
5.Содержание
учебного предмета «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Культура и
религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду.
Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России.
Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры:
христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство),
православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа России.
6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности
№ урока
|
Тема урока
|
Основные виды учебной деятельности
|
1
|
Россия
– наша Родина. Введение в православную духовную традицию.
|
Знание терминов, формирование общих
представлений о предмете курса, уметь высказывать свое мнение,
|
2
|
Культура
и религия.
|
Работать с текстом учебника, отвечать на поставленные
вопросы, давать определение понятий, уметь находить и объяснять общее и
отличное
|
3
|
Культура
и религия.
|
Знать основные положения уроков.
Уметь:
-анализировать информацию, объяснять смысл
основных понятий;
-определять роль ценностных ориентиров в
жизни человека
|
4
|
Во
что верят православные христиане. Человек и Бог в православии.
|
Знать основные положения темы.
Уметь:
-анализировать, делать выводы, отвечать на
вопросы;
-высказывать собственную точку зрения;
-осуществлять поиск информации
|
5
|
Православная
молитва.
|
Знать основные положения темы, работать с
текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для
решения познавательных задач, осуществлять поиск дополнительной информации
|
6
|
Православная
молитва.
|
Знать основные положения урока.
Характеризовать духовную жизнь человека. Уметь анализировать, делать выводы,
отвечать на вопросы
|
7
|
Библия
и Евангелие.
|
Знать основные положения темы. Уметь
анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
|
8
|
Библия
и Евангелие.
|
Знать основные положения темы. Уметь
характеризовать религиозные праздничные обычаи, объяснять причины их
появления
|
9
|
Проповедь
Христа.
|
Знать основные положения темы. Уметь
высказывать собственную точку зрения, анализировать, делать выводы, отвечать
на вопросы
|
10
|
Христос
и Его Крест.
|
Знать основные положения темы. Уметь
высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, анализировать,
делать выводы, отвечать на вопросы
|
11
|
Христос
и Его Крест.
|
Знать основные положения темы. Уметь
высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры,
делать выводы, отвечать на вопросы
|
12
|
Пасха.
|
Знать основные положения темы. Уметь
высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры,
делать выводы, отвечать на вопросы
|
13
|
Православное
учение о человеке.
|
Знать основные положения темы. Уметь
высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры,
делать выводы, отвечать на вопросы, работать с учебником
|
14
|
Совесть
и раскаяние.
|
Знать основные положения темы, уметь
объяснять устройство и символику православного храма, знать правила поведения
|
15
|
Заповеди.
|
Знать основные положения темы, уметь
объяснять устройство и символику иконы, типы иконописных изображений
|
16
|
Добро
и зло в православной традиции. Милосердие и сострадание.
|
Уметь готовить и представлять на публику
творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др.
|
19
|
Икона.
|
Знать основные положения темы. Уметь
высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры,
делать выводы, отвечать на вопросы
|
20
|
Как
христианство пришло на Русь.
|
Знать основные положения темы. Уметь
высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на
вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом
|
21
|
Подвиг.
|
Знать основные положения темы. Уметь
высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры,
делать выводы, отвечать на вопросы
|
22
|
Заповеди
блаженств.
|
Знать основные положения темы. Уметь
высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры,
делать выводы, отвечать на вопросы
|
23
|
Зачем
творить добро?
|
Знать основные положения темы. Уметь
высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на
вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом
|
24
|
Чудо
в жизни христианина.
|
Знать основные положения темы. Уметь высказывать
собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на вопросы, работать с
учебником и дополнительным материалом
|
25
|
Православие
о Божием суде.
|
Знать основные положения темы. Уметь
высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры,
делать выводы, отвечать на вопросы
|
26
|
Таинство
Причастия.
|
Знать основные положения темы. Уметь
Рассказывать о традициях своей семьи, объяснять их происхождение, делать
выводы, отвечать на вопросы
|
27
|
Монастырь.
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы,
фрески, церковное пение, прикладное искусство)
|
Знать основные положения темы. Уметь
высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на
вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом
|
28
|
Православный
календарь. Праздники.
|
Знать основные положения темы. Уметь
высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на
вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом
|
29
|
Отношение
христианина к природе. Христианская семья.
|
Знать основные положения темы. Уметь
высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на
вопросы, работать с учебником
|
30
|
Защита
Отечества.
|
Знать основные положения изученного
материала. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
|
31
|
Христианин
в труде.
|
Уметь выбирать, готовить и представлять на
публику творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др.
|
32
|
Любовь
и уважение к Отечеству.
|
Уметь выбирать, готовить и представлять на
публику творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др.
|
33
|
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
|
Уметь выбирать, готовить и представлять на
публику творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др.
|
34
|
Итоговая
презентация творческих проектов учащихся.
|
|
35
|
Итоговая
презентация творческих проектов учащихся.
|
|
|
|
|
|
|
|
7.Описание учебно-методического и
материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для
реализации рабочей программы используется учебник: Кураев
А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной
культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.:
Просвещение, 2012.
Дополнительные
материалы
1.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга
для родителей. Данилюк А. Я. - М.: Просвещение, 2010.
2.
Электронное приложение к учебному пособию (графики,
таблицы,
фотографии,
картины, ауди- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной
литературы) ОАО «Издательство «Просвещение», 2010.
3. Раздаточный
материал по темам курса
Интернет-ресурсы:
https://vk.com/tvsoyuz_ru-православный
канал
https://vk.com/orthodoxy_word-православное
слово
https://vk.com/aleksandersvirsky-наш
любимый монастырь
https://vk.com/pravgr-православные
святыни Греции
http://radostmoya.ru/- телеканал «Радость
моя»
http://www.spastv.ru/prg-02.html
- Телекал «Спас»
Справочно-информационные и методические материалы:
http://www.smolensk-seminaria.ru/OPK/dlya_uchitelya.php-методическая
помощь
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons-
методическое обеспечение по ОПК
Техническое
обеспечение:
Смарт-доска
Компьютер, проектор
8.Планируемые
результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной
христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные
книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и
праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство,
отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной
христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать
значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей,
народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии,
религиозной культуры в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами
православной христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит
возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать
морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на
основе традиционных для российского общества, народов России
духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной
культуры и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных
мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и
законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных,
духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных
предметов на последующих уровнях общего образования.
Приложение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2015/16 учебный год
по ___основам православной культуре
класс__4_____________________________________
количество часов за год _35______________________
количество часов в неделю __1___________________
учитель__Суханова И.А.________________________
№
п/п
|
наименование
|
1 четверть
|
2 четверть
|
3 четверть
|
4
четверть
|
год
|
1.
|
Количество часов
|
9
|
7
|
11
|
8
|
35
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОПК
4
класс
№ урока
|
Тема урока
|
4в, д
|
4г
|
4а, б
|
|
|
план
|
факт
|
план
|
факт
|
план
|
факт
|
1
|
Россия
– наша Родина. Введение в православную духовную традицию.
|
01-06.09
|
03.09
|
01-06.09
|
02.09
|
01-06.09
|
02.09
|
2
|
Культура
и религия.
|
08-13.09
|
10.09
|
08-13.09
|
09.09
|
08-13.09
|
09.09
|
3
|
Культура
и религия.
|
15-20.09
|
17.09
|
15-20.09
|
16.09
|
15-20.09
|
16.09
|
4
|
Во
что верят православные христиане. Человек и Бог в православии.
|
22.09-27.09
|
24.09
|
22.09-27.09
|
23.09
|
22.09-27.09
|
23.09
|
5
|
Православная
молитва.
|
29.09-04.10
|
01.10
|
29.09-04.10
|
30.09
|
29.09-04.10
|
30.09
|
6
|
Православная
молитва.
|
06.10-11.10
|
08.10
|
06.10-11.10
|
07.10
|
06.10-11.10
|
07.10
|
7
|
Библия
и Евангелие.
|
13.10-18.10
|
08.10
|
13.10-18.10
|
14.10
|
13.10-18.10
|
14.10
|
8
|
Библия
и Евангелие.
|
20.10-25.10
|
15.10
|
20.10-25.10
|
21.10
|
20.10-25.10
|
21.10
|
9
|
Проповедь
Христа.
|
27.10-31.10
|
22.10
|
27.10-31.10
|
28.10
|
27.10-31.10
|
28.10
|
10
|
Христос
и Его Крест.
|
09.11-17.11
|
29.10
|
09.11-17.11
|
11.11
|
09.11-17.11
|
11.11
|
11
|
Христос
и Его Крест.
|
16.11-21.11
|
12.11
|
16.11-21.11
|
18.11
|
16.11-21.11
|
18.11
|
12
|
Пасха.
|
23.11-28.11
|
19.11
|
23.11-28.11
|
25.11
|
23.11-28.11
|
25.11
|
13
|
Православное
учение о человеке.
|
30.11-05.12
|
26.11
|
30.11-05.12
|
02.12
|
30.11-05.12
|
02.12
|
14
|
Совесть
и раскаяние.
|
07.12-12.12
|
03.12
|
07.12-12.12
|
09.12
|
07.12-12.12
|
09.12
|
15
|
Заповеди.
|
14.12-19.12
|
10.12
|
14.12-19.12
|
16.12
|
14.12-19.12
|
16.12
|
16
|
Добро
и зло в православной традиции. Милосердие и сострадание.
|
21.12-26.12
|
17.12
|
21.12-26.12
|
23.12
|
21.12-26.12
|
23.12
|
19
|
Икона.
|
21.12-26.12
|
24.12
|
|
|
21.12-26.12
|
|
20
|
Как
христианство пришло на Русь.
|
11.01-16.01.16
|
|
11.01-16.01.16
|
|
11.01-16.01.16
|
|
21
|
Подвиг.
|
18.01-23.01
|
|
18.01-23.01
|
|
18.01-23.01
|
|
22
|
Заповеди
блаженств.
|
25.01-30.01
|
|
25.01-30.01
|
|
25.01-30.01
|
|
23
|
Зачем
творить добро?
|
01.02-06.02
|
|
01.02-06.02
|
|
01.02-06.02
|
|
24
|
Чудо
в жизни христианина.
|
08.02-13.02
|
|
08.02-13.02
|
|
08.02-13.02
|
|
25
|
Православие
о Божием суде.
|
15.02-20.02
|
|
15.02-20.02
|
|
15.02-20.02
|
|
26
|
Таинство
Причастия.
|
22.02-27.02
|
|
22.02-27.02
|
|
22.02-27.02
|
|
27
|
Монастырь.
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы,
фрески, церковное пение, прикладное искусство)
|
29.02-05.03
|
|
29.02-05.03
|
|
29.02-05.03
|
|
28
|
Православный
календарь. Праздники.
|
07.03-12.03
|
|
07.03-12.03
|
|
07.03-12.03
|
|
29
|
Отношение
христианина к природе. Христианская семья.
|
14.03-19.03
|
|
14.03-19.03
|
|
14.03-19.03
|
|
30
|
Защита
Отечества.
|
04.04-09.04
|
|
04.04-09.04
|
|
04.04-09.04
|
|
31
|
Христианин
в труде.
|
11.04-
16.04
|
|
11.04-
16.04
|
|
11.04-
16.04
|
|
32
|
Любовь
и уважение к Отечеству.
|
18.04-23.04
|
|
18.04-23.04
|
|
18.04-23.04
|
|
33
|
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
|
25.04-30.04
|
|
25.04-30.04
|
|
25.04-30.04
|
|
34
|
Итоговая
презентация творческих проектов учащихся.
|
02.05-07.05
|
|
02.05-07.05
|
|
02.05-07.05
|
|
35
|
Итоговая
презентация творческих проектов учащихся.
|
16.05-21.05
|
|
16.05-21.05
|
|
16.05-21.05
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.