Главная / Другое / Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназия №69 имени С. Есенина г. Липецка




Рассмотрена

на заседании кафедры

социальных дисциплин.

Протокол № 1 от

«___27_» августа 2015 г

Зав. кафедрой

______И.А. Суханова

Согласована

зам. директора

________Митряхина И.С.

«______» __________2015г.



Утверждена

директор МАОУ гимназии №69

__________Н.М.Дмитриева

«______» _____________2015г.

Приказ №_____ от_________







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Основы религиозных культур

и светской этики»

модуль «Основы православной культуры»


Для 4 класса


Программа предназначена для реализации

в 2015-2016 учебном году



Составитель

программы

учитель ОРКСЭ Суханова И.А.




Липецк 15


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060).

Приказ Министерства образования и науки от 01.02.2012 № 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312

Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 22.08.2012 № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ"

Письмо Министерства образования и науки РФ от 08.07.2011 № МД 883/03 "О направлении методических материалов ОРКСЭ"

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011 № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р. План мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики")


Изучение основ православной культуры на уровне начального образования направлено на достижение следующих целей:

-_понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;

– развивать первоначальное представления о традиционной религии народов России (православии), ее роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;

– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;


2.Общая характеристика учебного предмета, курса


Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом учебных модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей) обучающихся: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».


3.Описание места учебного предмета в учебном плане


В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком рабочая программа уровня начального общего образования по основам православной культуры рассчитана на 1 учебный час в неделю (34 часа в год). Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры» - изучается учащимися 4 классов с их согласия и по выбору родителей.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

  • адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


5.Содержание учебного предмета «Основы православной культуры»

Россия – наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности. 

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.



6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности



урока

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

1

Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию.

Знание терминов, формирование общих представлений о предмете курса, уметь высказывать свое мнение,

2

Культура и религия.

Работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, уметь находить и объяснять общее и отличное

3

Культура и религия.

Знать основные положения уроков.

Уметь:

-анализировать информацию, объяснять смысл основных понятий;

-определять роль ценностных ориентиров в жизни человека

4

Во что верят православные христиане. Человек и Бог в православии.

Знать основные положения темы.

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-высказывать собственную точку зрения;

-осуществлять поиск информации

5

Православная молитва.

Знать основные положения темы, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач, осуществлять поиск дополнительной информации

6

Православная молитва.

Знать основные положения урока. Характеризовать духовную жизнь человека. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

7

Библия и Евангелие.

Знать основные положения темы. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

8

Библия и Евангелие.

Знать основные положения темы. Уметь характеризовать религиозные праздничные обычаи, объяснять причины их появления

9

Проповедь Христа.

Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

10

Христос и Его Крест.

Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

11

Христос и Его Крест.


Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы

12

Пасха.

Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы

13

Православное учение о человеке.

Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с учебником

14

Совесть и раскаяние.

Знать основные положения темы, уметь объяснять устройство и символику православного храма, знать правила поведения

15

Заповеди.

Знать основные положения темы, уметь объяснять устройство и символику иконы, типы иконописных изображений

16

Добро и зло в православной традиции. Милосердие и сострадание.

Уметь готовить и представлять на публику творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др.

19

Икона.

Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы

20

Как христианство пришло на Русь.

Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом

21

Подвиг.

Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы

22

Заповеди блаженств.

Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы

23

Зачем творить добро?

Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом

24

Чудо в жизни христианина.

Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом

25

Православие о Божием суде.

Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы

26

Таинство Причастия.

Знать основные положения темы. Уметь Рассказывать о традициях своей семьи, объяснять их происхождение, делать выводы, отвечать на вопросы

27

Монастырь. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство)

Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом

28

Православный календарь. Праздники.

Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом

29

Отношение христианина к природе. Христианская семья.

Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на вопросы, работать с учебником


30

Защита Отечества.

Знать основные положения изученного материала. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

31

Христианин в труде.

Уметь выбирать, готовить и представлять на публику творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др.

32

Любовь и уважение к Отечеству.

Уметь выбирать, готовить и представлять на публику творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др.

33

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Уметь выбирать, готовить и представлять на публику творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др.

34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.


35

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.










7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для реализации рабочей программы используется учебник: Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.


Дополнительные материалы


  1. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. Данилюк А. Я. - М.: Просвещение, 2010.

  2. Электронное приложение к учебному пособию (графики, таблицы,

фотографии, картины, ауди- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы) ОАО «Издательство «Просвещение», 2010.

3. Раздаточный материал по темам курса

Интернет-ресурсы:

https://vk.com/tvsoyuz_ru-православный канал

https://vk.com/orthodoxy_word-православное слово

https://vk.com/aleksandersvirsky-наш любимый монастырь

https://vk.com/pravgr-православные святыни Греции

http://radostmoya.ru/- телеканал «Радость моя»

http://www.spastv.ru/prg-02.html - Телекал «Спас»


Справочно-информационные и методические материалы:


http://www.smolensk-seminaria.ru/OPK/dlya_uchitelya.php-методическая помощь

http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons- методическое обеспечение по ОПК


Техническое обеспечение:

Смарт-доска

Компьютер, проектор




8.Планируемые результаты изучения учебного предмета

Выпускник научится:

– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;

– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
































Приложение













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


на 2015/16 учебный год

по ___основам православной культуре

класс__4_____________________________________

количество часов за год _35______________________

количество часов в неделю __1___________________

учитель__Суханова И.А.________________________


п/п

наименование

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4

четверть

год

1.

Количество часов

9

7

11

8

35




















КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОПК

4 класс

урока

Тема урока

4в, д

4а, б




план

факт

план

факт

план

факт

1

Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию.

01-06.09

03.09

01-06.09

02.09

01-06.09

02.09

2

Культура и религия.

08-13.09

10.09

08-13.09

09.09

08-13.09

09.09

3

Культура и религия.

15-20.09

17.09

15-20.09

16.09

15-20.09

16.09

4

Во что верят православные христиане. Человек и Бог в православии.

22.09-27.09

24.09

22.09-27.09

23.09

22.09-27.09

23.09

5

Православная молитва.

29.09-04.10

01.10

29.09-04.10

30.09

29.09-04.10

30.09

6

Православная молитва.

06.10-11.10

08.10


06.10-11.10

07.10

06.10-11.10

07.10

7

Библия и Евангелие.

13.10-18.10

08.10

13.10-18.10

14.10

13.10-18.10

14.10

8

Библия и Евангелие.

20.10-25.10

15.10

20.10-25.10

21.10

20.10-25.10

21.10

9

Проповедь Христа.

27.10-31.10

22.10

27.10-31.10

28.10

27.10-31.10

28.10

10

Христос и Его Крест.

09.11-17.11

29.10

09.11-17.11

11.11

09.11-17.11

11.11

11

Христос и Его Крест.

16.11-21.11

12.11

16.11-21.11

18.11

16.11-21.11

18.11

12

Пасха.

23.11-28.11

19.11

23.11-28.11

25.11

23.11-28.11

25.11

13

Православное учение о человеке.

30.11-05.12

26.11

30.11-05.12

02.12

30.11-05.12

02.12

14

Совесть и раскаяние.

07.12-12.12

03.12

07.12-12.12

09.12

07.12-12.12

09.12

15

Заповеди.

14.12-19.12

10.12

14.12-19.12

16.12

14.12-19.12

16.12

16

Добро и зло в православной традиции. Милосердие и сострадание.

21.12-26.12

17.12

21.12-26.12

23.12

21.12-26.12

23.12

19

Икона.

21.12-26.12

24.12



21.12-26.12


20

Как христианство пришло на Русь.

11.01-16.01.16


11.01-16.01.16


11.01-16.01.16


21

Подвиг.

18.01-23.01


18.01-23.01


18.01-23.01


22

Заповеди блаженств.

25.01-30.01


25.01-30.01


25.01-30.01


23

Зачем творить добро?

01.02-06.02


01.02-06.02


01.02-06.02


24

Чудо в жизни христианина.

08.02-13.02


08.02-13.02


08.02-13.02


25

Православие о Божием суде.

15.02-20.02


15.02-20.02


15.02-20.02


26

Таинство Причастия.

22.02-27.02


22.02-27.02


22.02-27.02


27

Монастырь. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство)

29.02-05.03


29.02-05.03


29.02-05.03


28

Православный календарь. Праздники.

07.03-12.03


07.03-12.03


07.03-12.03


29

Отношение христианина к природе. Христианская семья.

14.03-19.03


14.03-19.03


14.03-19.03


30

Защита Отечества.

04.04-09.04


04.04-09.04


04.04-09.04


31

Христианин в труде.

11.04-

16.04


11.04-

16.04


11.04-

16.04


32

Любовь и уважение к Отечеству.

18.04-23.04


18.04-23.04


18.04-23.04


33

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

25.04-30.04


25.04-30.04


25.04-30.04


34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

02.05-07.05


02.05-07.05


02.05-07.05


35

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

16.05-21.05


16.05-21.05


16.05-21.05







Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
  • Другое
Описание:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Основы религиозных культур

и светской этики»

модуль «Основы православной культуры»

Для 4 класса

Программа предназначена для реализации

в 2015-2016 учебном году

Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060).


Автор Суханова Ирина Анатольевна
Дата добавления 29.12.2015
Раздел Другое
Подраздел Планирования
Просмотров 237
Номер материала MA-063499
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓