Краснодарский край Усть-Лабинский район хутор Железный
муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 9
муниципального
образования Усть-Лабинский район _____________________________________________________________________________
УТВЕРЖДЕНО
решением
педагогического совета
протокол № 1 от
29.08.2015 года
Председатель
педсовета
_____________
Л.Д.Крупина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУСТВО»
Уровень
образования (класс) основное общее образование (5-9 классы)
Количество часов 34
Учитель музыки
и изобразительного искусства
Фоменко
Елена Васильевна
Программа
разработана на основе:
-примерной программы
предмета «Изобразительное искусство», включенной в содержательный раздел
примерной основной образовательной программы общего образования;
- рабочей программы к УМК под редакцией Б.М.Неменского
«Изобразительное искусство. 5 – 9 классы». М: Просвещение, 2014.
1.
Пояснительная записка
Рабочая программа для 7
класса МБОУ СОШ №9 по предмету изобразительное искусство разработана в
соответствии с основными положениями федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (ФКГОС-2004),
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, планируемыми результатами основного общего образования, требованиями
Примерной основной образовательной программы ОУ, программы «Изобразительное
искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М.
Неменского. 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений /
Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М. :
Просвещение, 2014»
Основная цель предмета
«Изобразительное искусство»
- развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы
эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения
и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Основные формы учебной
деятельности, определяемые данной рабочей программой, - практическое
художественное творчество посредством овладения художественными материалами,
зрительное восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение
окружающего мира.
Основные задачи предмета
«Изобразительное искусство»:
·
формирование
опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа
реальности и произведений искусства;
·
освоение
художественной культуры как формы материального выражения в пространственных
формах духовных ценностей;
·
формирование
понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
·
развитие
творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в
ситуации неопределенности;
·
формирование
активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности;
·
воспитание
уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды и понимании красоты человека;
·
развитие
способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
·
овладение
средствами художественного изображения как способом развития умения видеть
реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального
образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
·
овладение
основами культуры практической работы различными художественными материалами и
инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и
производственной среды.
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный
предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную
структуру практическую художественно-творческую деятельность,
художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей
действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет
интегративный характер, она включает в себя основы разных видов
визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна,
архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в
зрелищных и экранных искусствах.
Содержание
курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания,
коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение
изобразительного искусства в основной школе - продолжение
художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной
школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт.
Рабочая
программа по предмету «Изобразительное искусство 7 класс» предусматривает
чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков
коллективной творческой деятельности.
Содержание
предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу
углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 7
класса — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена
изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы
грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ
изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его
бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка
искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные
духовные процессы, происходящие в обществе и культуре
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности,
интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода,
акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется
в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного
творчества.
В рабочей
программе объединены практические художественно-творческие задания,
художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей
действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для
глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена
на принципах тематической цельности и последовательности развития курса,
предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание
предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества
учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и
сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует
качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и
личностных и метапредметных результатов обучения.
3. Место
учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ СОШ №9 рабочая программа предусматривает изучение
курса «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю в 7
классе.(34 часа)
4.
Содержание учебного предмета.
7 класс
Изобразительное искусство в жизни человека - 34 часов
Рабочая
программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание
|
Кол-во
часов
|
«Изображение
фигуры человека и образ человека»
|
8
|
«Поэзия
повседневности»
|
8
|
«Великие
темы жизни»
|
10
|
«Реальность
жизни и художественный образ».
|
78
|
Всего
|
34
|
Изображение фигуры человека и образ человека — 8 ч
Изображение
фигуры человека в истории искусства.
Пропорции
и строение фигуры человека.
Лепка
фигуры человека.
Набросок
фигуры человека с натуры.
Понимание
красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности — 8 ч
Поэзия
повседневной жизни в искусстве разных народов.
Тематическая
картина. Бытовой и исторический жанры.
Сюжет
и содержание в картине.
Жизнь
каждого дня — большая тема в искусстве.
Жизнь
в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
Праздник
и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Великие темы жизни — 10 ч
Исторические
и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Тематическая
картина в русском искусстве XIX века.
Процесс
работы над тематической картиной.
Библейские
темы в изобразительном искусстве.
Монументальная
скульптура и образ истории народа.
Место
и роль картины в искусстве XX века.
Реальность жизни и художественный образ
— 8 ч
Искусство
иллюстрации. Слово и изображение.
Зрительские
умения и их значение для современного человека.
История
искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном
искусстве.
Крупнейшие
музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Художественно-творческие
проекты.
5.
Тематическое планирование.
|
Содержание темы (разделы)
|
Кол-во часов
|
|
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
|
|
1
|
Изображение фигуры человека и образ человека.
|
8
|
|
Образ человека в искусстве как выражение особенностей духовной
культуры эпохи.
|
1
|
|
Изображение человека в культурах Древнего мира.
|
1
|
|
Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Схема движения
фигуры человека.
|
1
|
|
Изображение фигуры человека в истории скульптуры.
|
1
|
|
Скульптурное изображение человека.
|
1
|
|
Скульптура эпохи Возрождения- работы Микеланджело, О.Родена.
|
1
|
|
Набросок как вид искусства, особенности и виды набросков.
|
1
|
|
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
|
1
|
2
|
Поэзия повседневности
|
8
|
|
Поэзия повседневности в искусстве разных народов.
|
1
|
|
Тематическая картинка. Бытовой и исторические жанры.
|
1
|
|
Сюжет и содержание в картине.
|
1
|
|
Понятие темы содержания и сюжета в произведениях изобразительного
искусства
|
1
|
|
Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.
|
1
|
|
Жизнь в моём городе в прошлые века (историческая тема в бытовом
жанре).
|
1
|
|
Образ прошлого созданный художниками и его значение в представлении
народа о самом себе.
|
1
|
|
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в
бытовом жанре).
|
1
|
3
|
Великие темы жизни
|
10
|
|
Исторические темы в изобразительном искусстве как изображение
наиболее значительных событий в жизни общества.
|
1
|
|
Мифологические темы в изобразительном искусстве и их особое значение
в развитии самосознания общества.
|
1
|
|
Живопись монументальная и станковая. Мозаика. Фрески.
|
1
|
|
Тематическая картина в русском искусстве.
|
1
|
|
Образ могучего вольнолюбивого народа в творчестве В.Сурикова.
|
1
|
|
Процесс работы над тематической. картиной. Батальный жанр.
|
1
|
|
Библейские темы в изобразительном искусстве и их особое значение в
развитии самосознания общества.
|
1
|
|
Значение и место библейских тем в русском изобразительном искусстве .
|
1
|
|
Монументальная скульптура и образ истории народа.
|
1
|
|
Роль и место картины в искусстве 20 века..
|
1
|
4
|
Реальность жизни и художественный образ
|
8
|
|
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
|
1
|
|
Зрительские умения и их значение для современного человека.
|
1
|
|
Понятие художественный образ.
|
1
|
|
История искусства и истории человечества.
|
1
|
|
Стиль и направление в изобразительном искусстве.
|
1
|
|
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре -
Третьяковская галерея Эрмитаж
|
1
|
|
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре -
Лувр, Прадо, Метрополитен.
|
1
|
|
Художественно –творческие проекты.
|
1
|
6.
Описание учебно-методического и
материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое
обеспечение
1. Горяева
Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека:
Учебник по изобразительному искусству для 7 класса/Под ред. Б.М. Неменского.-
М.: Просвещение, 2012г.
2. Горяева
Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека:
Учебник по изобразительному искусству для 7 класса/Под ред. Б.М. Неменского.-
М.: Просвещение, 2014г.
3. Горяева
Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека:
Учебник по изобразительному искусству для 7 класса/Под ред. Б.М. Неменского.-
М.: Просвещение, 2013г.
4. М.Алленов,
Е.Алленова, Ю.Астахов, Н.Борисовская, И.Бусева-Давыдова, Г.Ельшевская,
С.Усачева, Г.Чурак, Т.Юденкова «Мастера русской живописи», - М.: Белый город,
2008г.
2. Интернет-ресурсы.
1. Федеральный Государственный
Образовательный Стандарт. – Режим доступа: http://www. standart.edu.ru
2. Сетевое объединение методистов
«СОМ». – Режим доступа: http://som.fio.ru
3. Портал «Все образование». –
Режим доступа: http://catalog.alledu.ru
4. Федеральный портал
«Российское образование». – Режим доступа: http://www.edu.ru
5. Российский общеобразовательный
портал. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru
6. Единое окно доступа к
образовательным ресурсам. – Режим доступа: http://window.edu.ru
7. Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
8. Музейные головоломки. –
Режим доступа: http://muzeinie-golovolomki.ru
9. Художественная галерея
Собрание работ всемирно известных художников. – Режим доступа:
http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
10. Виртуальный музей искусств. – Режим
доступа: http://www.museum-online.ru
11. Академия художеств Бибигон. – Режим
доступа: http://www.bibigon.ru
12. Словарь терминов искусства. – Режим
доступа: http://www.artdic.ru/index.htm
13. http://www.orientmuseum.ru/art/roerich
14. http://www.artsait.ru
3.
Информационно-коммуникативные средства.
1. История искусства. (СD).
2. Эрмитаж. Искусство западной
Европы (CD).
3. Художественная энциклопедия
зарубежного классического искусства. (CD).
4. Шедевры русской живописи
(CD).
5. Как научиться понимать
картину (DVD)
6. Провинциальные музеи России
(DVD)
Дополнительные
пособия для учителя:
Технические
средства обучения
·
Ноутбук
, проектор
Методический
фонд
·
Репродукции
картин художников.
·
Муляжи
для рисования
·
Изделия
декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
·
Тела
геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)
·
Предметы
для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).
·
Детские
работы как примеры выполнения творческих заданий.
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания МО учителей заместитель
директора по УВР
От «___»_____________20___г.№__ ____________/Н.М.Брилева/
__________/____________________/ «___»______________20___г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.