Главная / ИЗО, МХК / Рабочая программа по изобразительному искусству, 5 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству, 5 класс

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

муниципального образования город Ноябрьск



Принято на заседании научно-методического совета

Протокол

от «___» июня 2013 года № __

Руководитель методического совета ____________С.А.Коломиец

Согласовано

Заместитель директора

по УВР_______________

И.А.Терещенко

от «__» августа 2013 года


Утверждено

Директор МБОУ СОШ №9 _______________________

А.Ю. Мельников

от «__» августа 2013 года




Рабочая программа

по изобразительному искусству



для 5 –х классов


1 час в неделю (всего 35 часов)











Составитель:

Учитель высшей квалификационной категории

Коломиец Светлана Александровна





Ноябрьск

2013 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-х классов разработана на основе Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству // Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана – Граф, 2008.- (современной образование), авторской программы Б. М. Неменский. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека /[Б.М. Неменский, Н.А. Горяева, Л. А. Неменская, А.С. Питерских]; под рук. Б.М. Неменского. // Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. – М.: Просвещение, 2009, с учетом целей и задач основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №9, в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Горяева Н.А. Изобразительное искусство: декоративно – прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / [Н.А.Горяева, О.В.Островская]; под ред. Б.М. Неменского. – 7-е изд.-М.: Просвещение, 2012.

Данная программа составлена для реализации учебного предмета Изобразительное искусство, входящего в обязательную часть учебного плана, реализуется в объеме 1 час в неделю (35 часов в год). Программой предусмотрено проведение 35 практических работ.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества – главный смысловой стержень программы.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.


Рабочая программа имеет целью – формирование художественной культуры учащихся, развития художественного мышления, способности к творческой деятельности.

Задачи:

  • обеспечить практическую реализацию требований федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования при изучении изобразительного искусства;

  • обеспечить доступность освоения знаниями об основных явлениях русского и мирового искусства, декоративных, орнаментальных композициях в традиции народного искусства;

  • создать условия для организации интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

  • формировать способности к анализу, обобщению, аргументации, самопознанию;

  • формировать способности применять усвоенные знания народно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения работы в конкретном материале (батик, витраж и т.п.);

  • формировать способности художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • воспитывать культуру восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.


Новизна данной программы определяется тем, что в ней учитывается аспект этнокультурного образования, который реализуется через дополнительное содержание тем отдельных уроков:


раздел

, тема урока

Содержание НРК

I. Древние корни народного искусства

1.4. Конструкция и декор предметов народного быта

Образы и мотивы в орнаментах ЯНАО.

    1. Народный праздничный костюм

Народный праздничный костюм жителей Крайнего Севера

II. Связь времен в народном искусстве

2.2. Древние образы в современных народных игрушках

Древние образы народной игрушки Крайнего Севера

III. Декор – человек, общество, время

3.10. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

О чём рассказывают гербы Тюменской области.

IV. Декоративное искусство в современном мире

4.1. Современное выставочное искусство

Творческая импровизация древних образов народного искусства в работах народных художников ЯНАО.


Технологии:

  • деятельностный подход;

  • личностно-ориентированые технологии: Школа диалога культур, коллективной мыследеятельности, проектная технология, эврестического обучения.


При организации процесса обучения в раках данной программы ведущими являются деятельностный и проблемный методы обучения, методы художественно-эстетического воспитания:

  • Метод художественного уподобления

  • Метод поэтапных открытий

  • Метод единства восприятия и созидания

  • Метод широких ассоциаций

  • Метод индивидуальной и коллективной поисковой работы

  • Метод свободы в системе ограничений

  • Метод диалогичности

  • Метод сравнений

  • Метод коллективных и групповых работ

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти, по представлению; объемно-пространственное моделирование; проектно-конструкторская деятельность; декоративная работа с разными материалами.

На протяжении курса обучения изучаются группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Программа предполагает акцент на местные художественные промыслы.







Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта рабочая программа направлена на достижение учащимися формирование у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонациональной России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Формирование целостного мировоззрения;

Формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной творческой деятельности;

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные:

Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров, и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

Воспитание уважения к истории культуры своего отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в различных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности;

Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической, личностно-значимой ценности;

Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.




Требования к уровню подготовки


Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества

Обучающийся научится:

• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Обучающийся получит возможность научиться:

• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

• различать произведения разных эпох, художественных стилей;

• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Обучающийся научится:

• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;

• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира;

• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Обучающийся получит возможность научиться осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека.


Язык пластических искусств и художественный образ

Обучающийся научится:

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, графике;

• создавать средствами живописи, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Обучающийся получит возможность научиться:

• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

•  анализировать средства выразительности, используемые художниками, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

Виды и жанры изобразительного искусства

Обучающийся научится:

• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;

• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Обучающийся получит возможность научиться определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства.


Основной формой проведения занятий по программе является урок.

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Виды коллективных форм работы:

- работа по группам;

-индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть работы для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.


ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ


Формы контроля уровня обученности

  1. Входной

  2. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

  3. Текущий: прогностический, пооперационный, рефлексивный, контроль по результату.

  4. Итоговый контроль в формах публичного предъявления работ: участие в выставках, конкурсах, проектах.


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.


Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.




























ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
V класс (35 час)

I.Древние корни народного искусства (8 час.)

1.1. Древние образы в народном искусстве. (1 час) Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений о мире, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далекими предками.

Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).

1.2 – 1.3. Убранство русской избы. (2 час) Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкций и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Декоративное убранство крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.

Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (франтон, наличники, причелина, лобовая доска, наличник) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

1.4. Внутренний мир русской избы. (1 час) Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подзол – подземный мир, окна – очи, свет и т.д.) Жизненно-важные центры в крестьянском доме: печное устройство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище. Образы и мотивы в орнаментах ЯНАО.

Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда); коллективная работа по созданию общего подмалевка.

1.5. Конструкция и декор предметов народного быта и труда. (1 час) Русские прялки, деревянная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Предметы народного быта: прялки, ковши (ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак), ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нарядный декор – не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь – образ.

Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка, валек и др.).

1.6. Русская народная вышивка. (1 час) Крестьянская вышивка – хранительница древнейших обрядов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров, женских рубах и др. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери-земли – древа жизни и т.д.). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет).

Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

1.7. Народный праздничный костюм. (1 час) Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Рубаха – основа женского и мужского костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь небесного, земного и подземного- подводного миров, идеи плодородия в образном строе народного праздничного костюма. Народный праздничный костюм жителей Крайнего Севера.

Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского и мужского) разных регионов и народов России в одном из вариантов; украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки-куклы; украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.

1.8. Народные праздничные обряды (обобщение темы) (1 час) Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Задание: раскрытие символического значения обрядового действа на примере одного из календарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику.

2.Связь времен в народном искусстве (8 час.)

2.1. – 2.2. Древние образы в современных народных игрушках (2 час.) Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, как сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и др. местных форм игрушек. Древние образы народной игрушки Крайнего Севера.

Задание: создание игрушки (импровизация формы) и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

2.3. Искусство Гжели (1 час) Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции.

Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями(носик, ручка, крышечка) на листе бумаги или используемую для этого пластилином баночку; украшение плоской (объемной) нарядной гжельской росписью.

2.4.Городецкая роспись (1 час) Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны – традиционные элементы городецкой росписи. Птица и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях. Основные приемы городецкой росписи.

Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник,, коробочка, лопасть прялки и др.), украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.

2.5. Хохлома (1 час) Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка» - главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения. Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности. Причудливо-затейливая роспись «кудрина». Национальные мотивы в золотой росписи посуды Башкирии.

Задание: изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией (наводка стебля – криуля, изображение ягод, цветов, прописка травки). Форма предмета предварительно тонируется желто-охристым цветом.

2.6. Жостово. Роспись по металлу (1 час) Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись – свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: подмалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Задание: выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом. Составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.

2.7. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. (1 час) Дерево и береста – основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса – творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий. Мезенская роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие. Изысканный графический орнамент мезенской росписи, ее праздничная декоративность. Сочетание красно-коричневого, красного, зеленого замалевка с графической линией – черным перьевым контуром.

Задание: создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла. Создание формы туеса (или карандашницы) из плотной бумаги.

2.8. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) (1 час) Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту», «Промыслы как искусство художественного сувенира». Традиционные народные промыслы, о которых не шел разговор на уроках (представление этих промыслов поисковыми группами).

Задание: участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, в систематизации зрительного материала по определенному признаку.

3. Декор – человек, общество, время (12 час.)

3.1.Зачем людям украшения (1 час.) Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции. Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т.д.

Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран.

3.2.- 3.4. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. (3 час.) Роль декоративного искусства Древнего Египта. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.). Различие одежд людей высших и низших сословий общества. Символика цвета в украшениях.

Задание: выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.) или алебастровой вазы; поиск выразительной формы, украшение ее узором, в котором используются характерные знаки-символы. Нанесение на пластинку рисунка-узора и продавливание шариковой ручкой рельефа.

3.5. – 3.8. Одежда «говорит» о человеке (4 час.) Одежда, костюм – знак положения человека в обществе и его намерений. Декоративно-прикладное искусство древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия в одежде высших чинов. Одежды знатных китаянок, их украшения. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы (эпоха барокко), которое было совершенно не похожее на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Суть декора – выявлять роль людей, их отношения в обществе, выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональным признакам. Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.

Задание: выполнение коллективной работы «Бал во дворце» по мотивам сказки Ш.Перро «Золушка» (продумывание общей композиции; изображение мебели и отдельных предметов, разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).

3.9.– 3.11. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы (3 час.) Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. О чём рассказывают гербы Тюменской области. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия). Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и др.

Задание: создание эскиза собственного герба или герба своей семьи: продумывание формы щита, его деления, использование языка символов. Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба.

3.12. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) (1 час.) Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, художественных отрывков, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.

Задание: выполнение различных аналитически-творческих заданий: рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма; систематизировать зрительный материал (предметы быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку. Посещение музея декоративно-прикладного искусства, выставки произведений современных мастеров декоративно-прикладного искусства.

4.Декоративное искусство в современном мире (7 час.)

4.1. Современное выставочное искусство (1 час.) Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т.д.). Современное понимание красоты профессиональными художниками - мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Декоративный ансамбль как возможность объединения отдельных предметов в целостный художественный образ. Творческая импровизация древних образов народного искусства в работах современных художников и народных художников ЯНАО.

Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанным с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала».

4.2. – 4.7. Ты сам – мастер (6 час.) Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т.д.), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т.е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиция на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно. Лоскутная аппликация или коллаж. Декоративные игрушки из мочала. Витраж в оформлении интерьера школы. Нарядные декоративные вазы. Декоративные куклы.

Задание: выполнение творческих работ в разных материалах и техниках. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим школу своими руками».

Учебно-тематический план


№ п/п

Раздел, тема урока

Количество часов

Характеристика видов деятельности учащихся

1

Древние корни народного искусства

8


1 .1

Древние образы в народном искусстве

1

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконичную выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразные варьирование трактовок. Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

1.2

Убранство русской избы

1

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

1.3

Убранство русской избы

1

1.4

Внутренний мир русской избы

1

Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной живой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

1.5

Конструкция и декор предметов народного быта

1

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

1.6

Русская народная вышивка

1

Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т.д.), дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные для вышивки сочетание цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

1.7

Народный праздничный костюм

1

Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосриятием, мировоззрением наших предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа. Создавать эскизы народного праздничного костюма ,его отдельных элементов на примере севернорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.

1.8

Народные праздничные наряды (обобщение темы)

1

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (музыкального, изобразительного, устно-поэтического и т.д.). Участвовать в художественно жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты. Участвовать в обрядовых действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно- прикладное искусство.

2

Связь времен в народном искусстве

8


2.1

Древние образы в современных народных игрушках.

1

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для этого или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

2.2

Древние образы в современных народных игрушках.

1

2.3

Искусство Гжели

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка – «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

2.4

Городецкая роспись

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям городецкого промысла. Выявлять обобщенность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осознавать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца.

2.5

Хохлома

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

2.6

Жостово. Роспись по металлу

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям жостовского промысла. Соотносить многоцветие цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приемы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнение творческой работы.

2.7

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

1

Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера. Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику.

Осваивать основные приемы росписи. Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи.

2.8

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

1

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».

3

Декор – человек, общество, время

12


3.1

Зачем людям украшения

1

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

3.2

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

1

Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы).

3.3

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

1

3.4

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

1

3.5

Одежда «говорит» о человеке

1

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

3.6

Одежда «говорит» о человеке

1

3.7

Одежда «говорит» о человеке

1

3.8

Одежда «говорит» о человеке

1

3.9

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

1

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.

3.10

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

1

3.11

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

1

3.12

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

1

Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно-прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличия от искусства народного (крестьянского). Использовать в речи новые художественные термины.

4

Декоративное искусство в современном мире

7


4.1

Современное выставочное искусство

1

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т.д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

4.2

Ты сам – мастер

1

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого – к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

4.3

Ты сам – мастер

1

4 .4

Ты сам – мастер

1

4.5

Ты сам – мастер

1

4.6

Ты сам – мастер

1

4.7

Ты сам – мастер

1




ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:


«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;

«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;

«Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;

Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;

«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/

Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/

Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm 



ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.

  3. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

  4. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.

  5. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.

  6. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

  7. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).

  8. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.

  9. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.

  10. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.



ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  1. Горяева Н.А. Изобразительное искусство: декоративно – прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / [ Н.А.Горяева, О.В.Островская ]; под ред. Б.М. Неменского. – 7-е изд.-М.: Просвещение, 2008.


11


Рабочая программа по изобразительному искусству, 5 класс
  • ИЗО, МХК
Описание:

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-х классов разработана на основе Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству, в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Горяева Н.А. Изобразительное искусство: декоративно – прикладное искусство в жизни человека.Рабочая программа содержит пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Автор Коломиец Светлана Александровна
Дата добавления 07.09.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Планирования
Просмотров 699
Номер материала MA-060605
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓