Инфоурок Всеобщая история Рабочие программыРабочая программа по истории 10-11 класс к учебнику Загладина

Рабочая программа по истории 10-11 класс к учебнику Загладина

Скачать материал

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Статус документа

Программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. 

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. 

Программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться в качестве рабочей программы при тематическом планировании курса учителем. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе  резерва свободного учебного времени, установленного примерной  программой (14,3 % от общего объема учебных часов). Принципы построения вариативной части курса определяются либо авторами учебных программ и учебников, либо самостоятельно учителем (если он использует примерную программу как рабочую). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить и собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных программой, определения

последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. 

Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования  способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностномотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях. 

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования  связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его  общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации до вузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.  

Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемнохронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для X-XI классов:

 

Классы

Объем учебного времени

(федеральны

й 

Разделы примерной программы

Резерв учебног о времени 

 

компонент)

История России

Всеобщая история

 

X класс

70 ч

История России 

(с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 36 ч

Всеобщая история 

(с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 24 ч

10 ч

XI класс

70 ч

История России 

(вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 36 ч

Всеобщая история  (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 24 ч

10 ч

 

Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени среднего (полного) общего образования предполагает определенную специфику межпредметных связей. «История» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные. Тем самым, предполагается изучение курса истории учащимися, получающими углубленную подготовку в рамках самых различных профилей. С этой точки зрения, важно использовать резерв свободного учебного времени, установленный примерной программой, для привлечения дополнительного материала, сопряженного с тематикой того или иного конкретного профиля. Так, например, в рамках социальноэкономического профиля в базовом курсе истории может быть акцентирована особая содержательная линия «История экономики», в рамках естественнонаучных профилей – особая содержательная линия «История науки и техники» и т.д. Кроме того, с учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом обществоведения. Предполагается не только  использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся. 

Цели

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

      воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

      развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

      освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

      формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140  часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, в том числе: в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 20 учебных часов (или 14,3 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

В соответствии с базисным учебным планом, «История» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. 

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). 

С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

Результаты обучения

Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).  

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни среднего (полного) общего образования и целям исторического образования на базовом уровне (в том числе: проводить поиск информации, анализировать, различать, устанавливать связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.). 

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России). 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(140 ч.)

 

История как наука (не менее 2 ч)

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации[1].

 

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ  Древнейшая история человечества (не менее 2 ч)

Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.

 

Цивилизации Древнего мира и Средневековья (не менее 10 ч)

Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира.

Возникновение письменности и накопление знаний. 

Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайскоконфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока. 

Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудеохристианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь. 

Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья. 

Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений.

Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья. 

Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации. 

 

Новое время: эпоха модернизации (не менее 10 ч)

Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу. 

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. 

Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. 

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в  XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.  

Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. 

 

От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества (не менее 16 ч)

Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX в. – середине ХХ в. Изменение социальной структуры индустриального общества. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг. 

Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни. Протестные формы общественных движений. Эволюция коммунистического движения на Западе. «Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг. 

Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути».

Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал-социализм. Особенности государственнокорпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры. 

Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя. 

«Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии:

экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни. Национальноосвободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки. 

Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX – середине ХХ вв. Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Складывание международно-правовой системы. Лига наций и ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны». 

Духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм – изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. Феномен контркультуры. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.

 

Человечество на этапе перехода к информационному обществу (не менее 8 ч)

Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция конца ХХ в.  Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. 

Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Проблема «мирового Юга». 

Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире. 

Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX-XXI вв. Роль политических технологий в информационном обществе. Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социалдемократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в. 

Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хай-тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе. 

 

ИСТОРИЯ РОССИИ История России – часть всемирной истории (не менее 2 ч)

Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества. 

 

Народы и древнейшие государства на территории России (не менее 4 ч)

Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. 

Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.   

 

Русь в IX – начале XII вв.  (не менее 4 ч)

Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. 

Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

 

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. (не менее 8 ч) 

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.

Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. 

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств.

Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви. 

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.

 

Российское государство во второй половине XV – XVII вв. (не менее 9 ч)

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим». 

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства. 

Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки.

Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны. 

Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в. 

Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество. 

Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт. 

Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России. 

 

Россия в XVIII – середине XIX вв. (не менее 9 ч) 

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов.

Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. 

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. 

Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. 

Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации. 

Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба. 

 

Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв. (не менее 6 ч) 

Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма

 «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г. 

Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса. 

 

Революция 1917 г. и Гражданская война в России (не менее 4 ч)

Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России. 

Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир.

Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.   

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения. 

Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.  

 

Советское общество в 1922-1941 гг. (не менее 4 ч) 

Образование СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социальноэкономического развития.

 Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии.

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ. 

Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол.  Советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.

 

Советский Союз в годы Великой Отечественной войны (не менее 6 ч)

Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война:  основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.  Развитие советского военного искусства.

Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу. 

СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира. 

 

СССР в первые послевоенные десятилетия (не менее 4 ч) 

Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР. 

Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления. 

Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение. 

Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научнотехническое развитие СССР, достижения в освоении космоса. 

 

СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг. (не менее 3 ч)

Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научнотехнического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980х гг. 

СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва.  Афганская война и ее последствия. 

Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции. 

 

Советское общество в 1985-1991 гг. (не менее 4 ч)

Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг.  Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.  

Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности  в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика  руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР. 

«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы. 

 

Российская Федерация (1991-2003 гг.) (не менее 5 ч)

Становление новой российской государственности. Политический кризис сентябряоктября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественнополитическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество. 

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и  политических реформ 1990-х гг.

Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социальнополитических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.

Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.  

Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры. 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

 

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать

      основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

      периодизацию всемирной и отечественной истории;

      современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

      историческую обусловленность современных общественных процессов;

      особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; уметь

      проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

      критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

      анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

      различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

      устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;

      участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

      представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

      определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

      использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

      соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

      осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обоснование выбора количества часов по годам обучения и разделам (темам) программы.

 

Название раздела

Кол часов по прим программ

Кол часов по школь уч плану

Классы

Обоснование увеличения количества часов

10

11

ИСТОРИЯ РОССИИ

не менее 72 ч

 

46

46

 

История России – часть всемирной истории 

не менее 2 ч

2

2

 

 

Народы и древнейшие государства на территории России  

не менее 4 ч

2

2

 

 

Русь в IX – начале XII вв.   

не менее 4 ч

4

4

 

 

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв 

не менее 8 ч

8

8

 

 

Российское государство во второй половине XV – XVII вв.  

не менее 9 ч

9

9

 

 

Россия в XVIII – середине XIX вв.  

не менее 9 ч

15

15

 

 

Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв. 

не менее 6 ч

12

6

6

В 11 классе добавлены часы на изучение темы «Первая русская революция»

Революция 1917 г. и Гражданская война в России  

не менее 4 ч

6

 

6

 

Советское общество в 1922-1941 гг.  

не менее 4 ч

7

 

7

 

Советский Союз в годы Великой Отечественной войны 

не менее 6 ч

7

 

7

 

СССР в первые послевоенные десятилетия 

не менее 4 ч

5

 

5

 

СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг. 

не менее 3 ч

4

 

4

 

Советское общество в 1985-1991 гг. 

не менее 4 ч

4

 

4

 

Российская Федерация (1991-2009 гг.) 

не менее 5 ч

7

 

7

Добавлены часы на изучение РФ  в соврем период

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 

 

не менее 48ч

48

24

24

 

История как наука 

не менее 2 ч

1

1

 

 

Древнейшая история человечества 

не менее 2 ч

1

1

 

 

Цивилизации Древнего мира и Средневековья 

не менее 10 ч

9

9

 

 

Новое время: эпоха модернизации 

не менее 10 ч

10

10

 

 

От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества 

не менее 16 ч

16

3

13

 

Человечество на этапе перехода к информационному обществу 

не менее 8 ч

11

-

11

Добавлены часы на изучение мира после 2003 года

 

Календарно – тематическое планирование в 10 классе 

Примерная

дата

Тема раздела урока

Д/з §

 

 

Раздел  Основы исторического знания. (1 час)

 

1

1.09-7.09

История в системе гуманитарных наук

1-3

 

 

 

 

Раздел  Древнейшая  и древняя история. Традиционные общества (6часов) Тема Первобытный мир и зарождение цивилизаций.

 

2

1.09-7.09

У истоков рода человеческого. Неолитическая революция НРК.

4-5

 

 

Тема  Цивилизации древнего мира.(5часов)

 

3

8.09- 14.09

Древневосточные цивилизации

6-7

4

8.09- 14.09

Города-государства Греции и  Италии.

8

5

15.09-22.09

Борьба за господство над Средиземноморьем

9-10

6

15.09-22.09

Закат Античной цивилизации

11-12

7

23.09-29.09

Духовное наследие древних обществ

 

 

 

Раздел История средних веков (4 часа) Тема Западноевропейская цивилизация в средние века.(2 часа

 

8

23.09-29.09

Раннее Средневековье. 

13

9

30.09-6.10

Расцвет и кризис европейского средневекового общества

13,15

 

 

Тема Цивилизации Востока в средние века (1 час)

 

10

30.09-6.10

Экспансия ислама

14

11

7.10-13.10

Меняющийся облик мира. Повторение

 

 

 

История России. Введение

 

12

 

7.10-13.10

Введение в курс «История России». Особенности российской цивилизации

Стр515

13

14.10-20.10

Индоевропейцы. Исторические корни славян НРК

1-2

 

 

Тема Русь Древняя и средневековая.(13 часов)

 

14

14.10-20.10

Восточные славяне в VIII-IX веках

3-5

15

21.10-27.10

Формирование Древнерусского государства. Первые русские князья 

6-8

16

21.10-27.10

Правление Ярослава Мудрого

9-11

17

28.10-3.11

Развитие феодальных отношений. Русь при потомках Ярослава Мудрого. Владимир-Мономах

12-13

18

28.10-3.11

Политическая раздробленность Руси

14-16

19

14.11-20.11

Культура Руси X - начала XIII в. Зарождение русской цивилизации

17-18

20

14.11-20.11

Монгольское нашествие на Русь

19-20

21

21.11-27.11

Вторжение крестоносцев. Александр Невский      

20

22

21.11-27.11

Русь и Золотая Орда при Александре Невском. Предпосылки возрождения Руси

21

23

28.11-4.12

Москва - Центр объединения русских земель. Дмитрий Донской 

22

24

28.11-4.12

Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского

23

25

5.12-11.12

Феодальная война. Иван III-государь всея Руси

24

 

 

Тема Россия в XVI  -  начале XVII века.(4 часа)

 

26

5.12-11.12

Иван IV. Внутренняя политика   

25

27

12.12- 18.12

Внешняя политика Ивана Грозного НРК

26-27

28

12.12- 18.12

Культура и быт XIV-XVI веков

24,28-

29

29

19.12-25.12

Смутное время

30-31

30

19.12-25.12

Обобщение 

 

Раздел История нового времени. Тема  Западноевропейская цивилизация в XVI – XVIII веках.(4 часа) 

31

26.12-30.12

Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки

24

32

26.12-30.12

Абсолютизм в Западной Европе и России

25-26

33

9.01-15.01

Буржуазная революция в Англии

29

34

9.01-15.01

Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм

30

 

 

Тема Россия в XVII  -   XVIII века.(15 часов)

 

35

16.01-22.01

Россия после Смуты

32

36

16.01-22.01

Новые черты в жизни России

33-34

37

23.01–29.01

XVII «бунташный век»

35

38

23.01–29.01

Внутренняя и внешняя и внешняя политика царя Алексея Михайловича

36-37

39

30.01-5.02

Россия накануне - преобразований-

38

40

30.01-5.02

Российская культура XVII века

39-40

41

6.02-12.02

Внутренняя политика Петра I

 

42

6.02-12.02

Внешняя политика Петра I

 

43

13.02-19.02

Эпоха дворцовых переворотов

 

44

13.02-19.02

Золотой век Екатерины II НРК

 

45

20.02-26.02

Внешняя политика Екатерины II

 

46

20.02-26.02

Экономическое развитие и население России во второй половине XVIII

 

47

27.02-4.03

Культура России XVIII в.

 

48

27.02-4.03

Тревожное окончание века

 

49

5.03-11.03

Ю.Урал в XVI –XVIII веках НРК

 

 

 

Тема . Переход к индустриальному обществу.(6 часов)

 

50

5.03-11.03

Война за независимость в Северной Америке

37

51

12.03-18.03

Великая французская революция

38

52

12.03-18.03

Наполеоновские войны

39-40

53

19.03-25-.03

Реакция и революции в Европе 1820-1840-х гг

41

54

19.03-25-.03

Промышленный переворот в Англии и его последствия

44

55

2.04-8.04

Индустриальные общества Европы и Америки во второй половине ХГХ в.

48

 

 

Тема . Восток в XV –XVIII BB.

 

56

2.04-8.04

Восток в XV –XVIII BB.: от экспансии -к зависимости. 

45-46

 

 

Тема  Россия в XIX веке.(11 часов)

 

57

9.04-15.04

Внутренняя политика Александра I

 

58

9.04-15.04

Внешняя политика России в первой четверти XIX в. НРК

 

59

16.04-22.04

Движение декабристов

 

60

16.04-22.04

Внутренняя политика Николая I

 

61

23.04-29.04

Внешняя политика Николая I. Крымская война

 

62

23.04-29.04

Общественная и духовная жизнь России 

 

63

30.04-6.05

Александр II. Реформирование российского общества во второй половине XIX в.

 

64

30.04-6.05

Россия после отмены крепостного права

 

65

7.05-13.05

7.05-13.05

Южный Урал в пореформенную эпоху НРК

 

66

Россия в конце XIX в.НРК

 

67

14.05-20.05

Культура России в XIX в.

 

68

14.05-20.05

Международные отношения в новое время(1 час)

51

69

21.05-29.05 21.05-29.05

Итоговое повторение курса

 

 70

Итоговое повторение курса

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование 11 класс 

Примерная

дата

Тема раздела урока

Д/з §

 

МИР НА РУБЕЖЕ XIX-XX вв. (21 ч)

 

1

1.09-7.09

Новые явления в развития капитализма

 

2

1.09-7.09

Традиционализм или модернизация

 

 

 

Российская империя накануне первой мировой войны (8 ч)

 

3

8.09- 14.09

Россия на рубеже XIX-XX вв.

 

4

8.09- 14.09

Россия на рубеже XIX-XX вв.

 

5

15.09-22.09

Внешняя политика России в начале XX в. Русско-японская война

 

6

15.09-22.09

Революция 1905-1907 гг.

 

7

23.09-29.09

Революция 1905-1907 гг.

 

8

23.09-29.09

Российская империя накануне Первой - мировой войны. Зачет

 

9

30.09-6.10

Первая мировая война

 

10

30.09-6.10

Первая мировая война. Россия в первой мировой войне

 

11

7.10-13.10

Теория и практика общественного развития

 

 

 

Мировое развитие и международные отношения в 1918-1945гг. Россия в годы революций и гражданской войны

 

12

7.10-13.10

Февральская революция 1917

 

13

14.10-20.10

События Октября 1917 г. Становление советской власти 

 

14

14.10-20.10

Гражданская война и иностранная интервенция. 1918-1922 гг

 

15

21.10-27.10

Россия в годы революций и Гражданской войны. Зачет

 

 

 

Советское государство и общество в 1920-1930-е гг.

 

16

21.10-27.10

Новая экономическая политика

 

17

28.10-3.11

Образование СССР

 

18

28.10-3.11

Внутрипартийная борьба, ее основные этапы

 

19

14.11-20.11

Достижения и потери русской культуры в 20-е гг. 

 

20

14.11-20.11

Модернизация экономики в 30-е гг

 

21

21.11-27.11

Внешняя политика СССР и международные отношения в 1930-е гг.

 

22

21.11-27.11

Советское государство и общество в 1920-1930-е гг. Зачет по теме 

 

23

28.11-4.12

Социально-политическое развитие стран Европы и Америки

 

24

28.11-4.12

Фашизм в Италии и Германии

 

25

5.12-11.12

Внешняя политика и международные отношения в 1920-1941 гг

 

 

 

Вторая мировая война и ВОВ

 

26

5.12-11.12

Вторая мировая война 

 

27

12.12- 18.12

Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941 -ноябрь 1942 гг

 

28

12.12- 18.12

Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941 -ноябрь 1942 гг

 

29-

30

19.12-25.12

Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Ноябрь 1942-зима 1943 гг.

 

31

26.12-30.12

Наступление советской армии на заключительном этапе войны

 

32

26.12-30.12

Итоги, значение, цена' Великой Победы

 

33

9.01-15.01

Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.

 

34

9.01-15.01

Итоги и последствия второй мировой войны

 

35

16.01-22.01

Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX в

 

 

 

МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.-НАЧАЛЕ XXI в

 

 

 

СССР после Второй Мировой войны

 

36

16.01-22.01

Внешняя политика СССР и начало «холодной войны

 

37

23.01–29.01

Восстановление и развитие экономики СССР в послевоенный период

 

38

23.01–29.01

Политическое развитие экономики СССР в послевоенный период

 

39

30.01-5.02

Советское общество в первые послевоенные годы

 

 

 

Реформы Н.С. Хрущева

 

40

30.01-5.02

Политические процессы в СССР в 1953 -1964

 

41

6.02-12.02

Экономическое развитие в СССР в 1953 -1964

 

42

6.02-12.02

Внешняя политика СССР в 1953 – 1964гг

 

43

13.02-19.02

«Оттепель»: духовная жизнь

 

 

 

Брежневская эпоха

 

44

13.02-19.02

Смещение Хрущева Н.С. Политические процессы в СССР в 1964 – 1985гг

 

45

20.02-26.02

Советская экономика в 1964 – 1985 гг.

 

46

20.02-26.02

СССР в системе международных отношений в середине 60 – начале  80-х годов

 

47

27.02-4.03

Культура и духовная жизнь в эпоху «развитого социализма»

 

 

 

СССР в послевоенное время (1945-1985)зачет

 

48

27.02-4.03

Наука и  культура мира во второй половине XX в

 

49

5.03-11.03

Экономические и структурные кризисы НТР в 40-90-е гг. XX в.

 

50

5.03-11.03

Страны Европы и США в 40-90-е гг.

 

51

12.03-18.03

Страны Европы и США в 40-90-е гг.

 

52

12.03-18.03

Страны Восточной Европы в 40-90-е гг

 

53

19.03-25-.03

Страны Азии, Африки, Латинской Америки в 40-90-е гг.

 

 

 

Перестройка(1985 -1991)

 

54

19.03-25-.03

Начало политических и экономических реформ в СССР

 

55

2.04-8.04

Межнациональные конфликты и распад СССР

 

56

2.04-8.04

«Новое мышление» в международных отношениях

 

 

 

Рождение новой России

 

57

9.04-15.04

«шоковая терапия» и кризис двоевластия (1991-1993)

 

58

9.04-15.04

Новый политический режим

 

59

16.04-22.04

Кризис «олигархического капитализма» 1998- 1999 

 

60

16.04-22.04

Международное положение России в конце 20 века

 

 

 

Новый курс России

 

61

23.04-29.04

Курс Президента В.В. Путина на консолидацию общества

 

62

23.04-29.04

Внутренняя политика в начале 21 века – восстановление государства

 

63

30.04-6.05

Курс на суверенную демократию

 

64

30.04-6.05

7.05-13.05

 Восстановление позиций России во внешней политике

 

65

Российское общество в эпоху перемен (1992-2008гг)

 

 

 

 Международные отношения на современном этапе

 

66

7.05-13.05

Становление информационного общества. Проблемы и перспективы

 

67

14.05-20.05

Проблемы современной цивилизации-

 

68

14.05-20.05 21.05-29.05

Итоговый урок по курсу

 

69

Итоговый урок по курсу

 

 70

21.05-29.05

 

 

 

 

 

 

 

Реализация национально-регионального компонента (НРК)

 

урока

Тема урока

Содержание НРК

Источник

 

10 класс

 

 

2

У истоков рода человеческого

Начало Уральской истории

№1 стр 9-38

17

Внешняя политика Ивана Грозного

Урал в средние века

№1 стр45-75

29

Золотой век Екатерины II 

Восстание под

предводительством Емельяна Пугачева на Ю.Урале

№1 стр103

№2стр11

34

Ю Урал в 17- 18 веках

Ю Урал в 17- 18 веках

№1 стр83-103, стр-

119-160  №2

35

Внутренняя политика России в первой четверти 19 века

Ю Урал вначале 19 века

№1 стр175-198

43

Ю Урал в пореформенную эпоху

Ю Урал в пореформенную эпоху

№1 стр211-225

44

Россия в конце 19 века

Ю Урал на рубеже веков

№1 стр233-246

№2стр23

 

11 класс

 

 

2

Россия на рубеже веков

Ю Урал на рубеже веков

№1 стр257-263

5

Революция 1905-1907 года

Особенности первой русской революции на Урале

№1 стр263-269

9

Первая мировая война

Урал в годы Первой мировой войны

№1 стр275-280

№2 стр37

13

Гражданская война и иностранная интервенция

Революционные события 1917 г и Гражданская война на Урале

№1 стр289-297

№2 стр44

18

Достижения и потери русской культуры

Урал в условиях НЭПа

№1 стр313- 327

№2 стр62

28

Итоги, значение, цена Победы

Урал во Второй мировой войне

№1 стр 369-391

№2 Стр82

33

Первые попытки реформ

Урал  в :60 -70 годы

№1 стр397-439

№2 стр98

41

Политика перестройки

Урал в условиях перестройки

№1 стр451-466

43

 

РФ в конце 20 -  начале 21 века

На рубеже тысячелетий

№1 стр 471-487

Источники изучения НРК

 

п/п

Название

Автор

Выходные данные

1

История Урала с древнейших времен до наших дней

Под ред. И.С.

Огоновской, Н.Н.

Попова 

Екатеринбург: ИД «Сократ», 2004

2

Станица золотой долины

Н.С. Шибанов

ЧГУ, 1994

3.

История Урала, 19 век – 1914 год

Н.Н. Алеврас

Челябинск, Юж.- Урал.,2007

 

 

 

 

Учебно-методический комплекс.

Программа и учебник

Методическое и дидактическое обеспечение

 

учителя

ученика

Примерная программа основного общего образования по истории

Б.Н.Серов А.Р.Лагно «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца ХIХ века» М., «ВАКО», 2005г.

О.В. Волобуев и др. «Россия и мир» 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2005.

 

С.И.Козленко

Н.В.Загладин

«Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до начала ХХI века» М., «Русское слово», 2005г.

В.С.Грибов «Тематический контроль по новой истории ХIХ век» «Интеллект-центр», 2001г.

Хрестоматия по всеобщей истории (с древнейших времен до середины XIX в.)

Н.А.Григорьева, А.В. Хорошенкова «Учебные задачи по истории России и зарубежных стран. 10-11 кл.» Волгоград «Учитель», 2004г.

 

Хрестоматия по всеобщей истории (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) 

Хрестоматия по истории России (с древнейших времен

до середины XIX в.) 

С.И.Козленко

Н.В.Загладин

«Всемирная история. . История России и мира с древнейших времен до начала ХХI века 

10 кл.» М., «Русское слово», 2003г.

О.В.Кишенкова «Тестовый контроль на уроках истории в 10-11

кл.» М.,«Русское слово», 2005г

 

Хрестоматия по истории

России (вторая половина XIX в.

– начало XXI вв.) 

. А.Т.Степанищев Методический справочник учителя истории»

«Владос», М., 2001г.

 

Буганов В.И., Зырянов П.Н.

История России, конец XVII – XIX в. – М.: Просвещение, 2004. – 303с.

 

Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века. М.: Просвещение,

2004

. В.М.Кадневский «История России с древнейших времен до конца ХVIII  века»  Тесты. «Дрофа»,

Н.Н. Алеврас История Урала,

19 век – 1914 год/ Челябинск, Юж.- Урал.,2007

Загладин Н.В. Всемирная история  XX в. – М.: «Русское слово», 2001.

 

Загладин Н.В., Ермакова И.А. Всемирная история: XX век. 11 класс. Материалы для учителя. –

М.: «ТИД «Русское слово» - РС», 2002. – 128 с.

Н.Б. Виноградов , История Урала с древнейших времен до 18 века. – Екатеринбург; Сократ, 2006;

. Загладин Н.В.

История Отечества  XX- начало XXI  века. – М.: «Русское слово», 2003.

Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. Методические рекомендации по использованию учебников: Н.В. Загладин.

«Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века» (10 класс); Н.В. Загладин. «Всемирная история. XX век» (11 класс)

Личман Б.В. История Урала с древнейших времен до 19

века.- Екатеринбург, СВ-

96,1998;

 

 

Козленко С.И. Методические рекомендации по курсу «История России и мира с древнейших времен до конца XX века» 10-11 кл. – М.: Русское слово, 2002. – 80 с.

 

 

Цифровые образовательные ресурсы

1

Большая энциклопедия  Кирилла и Мефодия. – 3CD-

ROM

«Кирилл и Мефодий»,  2007.

2

АРТ. История искусств. 

Школа XXI века, 1996.

3

Россия на рубеже третьего тысячелетия. CD-ROM.

 

ЦОР

4

История России XX век. 4 CD-ROM. Компьютерный учебник. 

Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. 

5

История России  с древности до XVII века (2 части)

«1 С»,2008 г

6

Всеобщая история. История Древнего мира,5 класс

Просвещение,  2002

7

Всеобщая история, 6 класс

Учебное электронное издание, «Медиа», 2004

8

Всеобщая история, 7 класс

Учебное электронное издание, «Медиа», 2004

9

Всеобщая история, 8класс

Учебное электронное издание, «Медиа», 2004

10

Всеобщая история, 5класс

Учебное электронное издание, «Медиа», 2004

11

История государства и народов России. 6-9 класс

ЦОР 2006

 

 

Библиотечный фонд

1.         Энциклопедия для детей. История России. / Москва. ОО «Мир энциклопедий», 2005. 2. Энциклопедия для детей. Страны. Народы. Цивилизации. / Москва. ОО «Мир энциклопедий», 2005.

3.                  Энциклопедия для детей. Россия / Москва. ОО «Мир энциклопедий», 2005.

4.                  Энциклопедия для детей. Техника / Москва. ОО «Мир энциклопедий», 2005.

5.                  Энциклопедия для детей. Всемирная История / Москва. ОО «Мир энциклопедий», 2005.

6.                  Энциклопедия для детей. Русская литература / Москва. ОО «Мир энциклопедий», 2005.

7.                  Энциклопедия для детей. Всемирная литература / Москва. ОО «Мир энциклопедий», 2005.

8.                  Школьная энциклопедия. История России.(3 тома: 9 -17 век, 18 -19 века, 20 век)/

Москва ОО «Мир энциклопедий», 2005

9.                  Школьная энциклопедия. История Древнего мира./ Москва ОО «Мир энциклопедий»,

2005

10.              Школьная энциклопедия. История средних веков./ Москва ОО «Мир энциклопедий»,

2005

11.              Школьная энциклопедия. История Нового времени.(2 тома)/ Москва ОО «Мир энциклопедий», 2005

12.              Золотой фонд энциклопедии. Города России. Дрофа, 2003

13.              Золотой фонд энциклопедии. Всемирная история. Дрофа, 2003

14.              500 удивительных фактов. Энциклопедия. Наука. Москва. «Росмэн», 2005 15.           500 удивительных фактов. Энциклопедия. История. Москва. «Росмэн», 2005

16.              Мифология. Энциклопедия. Москва. «Росмэн», 2006.

17.              Большая книга знаний. Энциклопедия. Москва. «Росмэн», 2006.

18.              Большая книга эрудита. Энциклопедия. Москва. «Росмэн», 2006.

19.              Большая детская энциклопедия. Москва. «Росмэн», 2006.

 

 

 

Контрольно-измерительные материалы.

 

Формы контроля

1 полугодие

2 полугодие

год

Количество работ

Источники

Количество работ

Источники

Количест

во

10 класс

 

 

 

 

 

Контрольные работы

2

№2 №3

2

№2 №3

4

Компьютерное тестирование

4

№1

6

№1

10

11 класс

 

 

 

 

 

Контрольные работы

2

№2 №3

2

№2 №3

4

Компьютерное тестирование

3

№1

3

№1

6

 

 

Источники контрольно-измерительных материалов (список литературы, содержащей контрольно-измерительные материалы).

п/п

Название

Автор

Выходные данные

1

Тесты по отечественной истории (М-М)

 

History.ico

2

 «История России с древнейших времен до конца ХVIII  века»  Тесты. 

В.М.Кадневский

«Дрофа»,2005

3

Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. 

 

История. – М.: ИнтеллектЦентр, 2005. – 280 с. (и другие подобные издания по годам).

4

«Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца ХIХ века» 

Б.Н.Серов А.Р.Лагно 

М., «ВАКО», 2005г.

 

Представленные в рабочей программе контрольно-измерительные материалы соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта.

 

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

 

1.      письменные

2.      тесты

3.      ответы на вопросы

 

правильный ответ – 1 балл

0-49% - «2»

50-69% - «3»

70-89% - «4»

90-100% - «5»

 2. Устные – в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков

 

Формы контроля

критерии оценки

Логические задания (письменные и устные)

Оценка           выставляется по        степени проявления необходимых в задании знаний, умений и навыков.

Проблемные задания           (письменные и устные)

Образные задания (письменные и устные)

 

 

Тематика и содержание семинарских и практических занятий.

Всеобщая история Семинар «Античные цивилизации Средиземноморья».

Цель: выявить сходство и различия между развитием греческой и римской цивилизацией, причины объединения их в античную цивилизацию.

План.

1.      Роль особенностей хозяйственной деятельности греков и римлян на складывание античной цивилизации.

2.      Города-государства Греции и Италии: сравнительный анализ.

3.      Борьба за влияние в Средиземноморье.

4.      Культура античности и еѐ историческое значение.

5.      Эпоха эллинизма: продолжение античности или отдельный период?

 

Семинар «Феодальное общество в Западной Европе».

Цель: закрепить знание особенностей Средневековья как закономерного этапа исторического развития.

План.

1.      Особенности социально-экономических отношений в разные периоды Средневековья.

2.      Государство и церковь в Средневековье.

3.      Сословное деление общества и взаимоотношения между сословиями.

4.      Раздробленность, централизация и кризис средневековых государств.

5.      Культура эпохи Средневековья.

 

 

Семинар «Первые буржуазные революции».

Цель: раскрыть особенности буржуазных революций нового времени.

Анализ революций по плану:

1.      Причины

2.      Периодизация, критерии периодизации и основные события.

3.      Анализ программ и действий различных политических сил в революции.

4.      Анализ итогов революции с точки зрения степени достижения целей и методов.

5.      Новые явления, появившиеся в годы революций.

Семинар Страны Западной Европы, Россия и Япония: опыт модернизации.

Цель: выявить особенности модернизационных процессов в характерных странах.

Анализ модернизационной политики государств в политике, в экономике, в социальной сфере.

 

Семинар Периферия индустриального мира: страны Азии, Африки и Латинской Америки в эпоху колониализма.

Цель: выяснить причины углубления разрыва в уровнях развития стран Европы и Северной Америки и государствами Азии, Африки и Латинской Америки.

План.

1.      Черты индустриального и традиционного общества в указанных странах.

2.      Причины ускоренного или замедленного развития.

3.      Система колониализма.

4.      Попытки модернизации.

 

Семинар «Фашистские режимы в Италии и Германии, милитаризм в Японии».

Цель: раскрыть особенности фашизма и причины его распространения в Европе в середине XX века. План.

1.      Тоталитаризм: суть понятия, причины и условия появления.

2.      Фашизм: анализ идеологии.

3.      Сравнение фашизма в Италии и Германии:

а) причины и условия появления;

б) проводимая политика.

4.      Милитаризм в Японии.

5.      Альтернативы развития этих государств в 1930-е гг. XX века.

 

Семинар «Проблемы развития: этносоциальные и гуманитарные аспекты. Глобальные вызовы человечеству».

Цель: углубить знания процессов глобализации, происходящих на современном этапе развития человечества.

План.

1.      Глобализация: суть понятия. Сторонники и противники глобализации.

2.      НТР.

3.      Глобальные проблемы.

4.      Социальные конфликты

а) Национальные;

б) Религиозные.

5.      Проблемы развития культуры.

Семинар «Мировые войны: причины и последствия» Цель: Раскрыть причины и последствия мировых войн.

Работа строится на основе сравнительного анализа причин и последствий первой и второй мировых войн. Задание: выявить закономерности и разработать рекомендации мировому сообществу по предотвращению новых мировых войн.

 

История России

Семинар «Установление царской власти. Реформы середины XVI века. Российское общество XV-XVI в».

Цель: выявить особенности процесса формирования самодержавия в России.

План.

1.      Царь: история появления титула и появления его на Руси.

2.      Особенности реформаторской деятельности царя в условиях России XVI века.

3.      Деспотизм, причины его развития в России.

4.      Положительные и отрицательные стороны централизации власти в России.

5.      Роль личности в истории на примере Ивана Грозного.

 

 

Семинар «Петровские преобразования».

Цель: раскрыть влияние реформ Петра 1 на Россию.

Анализ каждой реформы с точки зрения значения для дальнейшего развития страны.

 

Семинар «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Крымская и русско-турецкая войны.

Цель: Раскрыть особенности участия России в «восточном вопросе».

План.

1.      «Восточный вопрос»: история возникновения и суть международных проблем, с ним связанных. Интересы России.

2.      Русско-турецкие войны XVIII века.

3.      Русско-турецкие войны начала XIX века.

4.      Кавказская война и еѐ связь с «восточным вопросом».

5.      Крымская война

6.      Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

7.      Итоги для России участия в решении «восточного вопроса».

Семинар «Отмена крепостного права в России. Либеральные реформы 60-70-х гг. и контрреформы».

Цель: закрепить знание содержания либеральных реформ 60-70-х гг. XIX века и их влияния на российское общество.

План.

1.      Причины реформ.

2.      Отмена крепостного права.

3.      Судебная реформа.

4.      Земская реформа.

5.      Реформы образования, печати и др.

6.      Причины незавершенности реформ.

7.      Контрреформы Александра III.

 

Семинар «Социально-экономическое развитие России в конце XIX - начале XX века». Цель: раскрыть особенности социально-экономического развития России в конце XIX - начале XX века.

1.      Особенности территории и населения Российской империи и влияние их на развитие страны.

2.      Характер экономического развития страны с точки зрения различных исследователей и политических деятелей.

3.      Роль иностранного капитала в России: плюсы и минусы.

4.      Государственная политика России:

а) В области промышленности. Реформы С.Ю. Витте;

б) В области сельского хозяйства. Реформа П.А. Столыпина.

 

Семинар «Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг».

Цель: закрепить знание политических программ различных партий России начала XX века и хода первой русской революции.

Анализ: 1) причин революции 1905-1907 гг.; 2) хода революции; 3) действий правительства в условиях революции; 4) Манифеста 17 октября 1905 г; 5) деятельности I и  II Государственных Дум с точки зрения различных политических сил (монархистов, кадетов, октябристов, эсеров, социал-демократов).

 

Семинар «Успехи, кризисы и противоречия НЭПа. Переход к индустриализации и коллективизации».

Цель рассмотреть альтернативы развития экономики СССР в 1920-30-е гг.

Анализ политики НЭПа и политики модернизации на основе индустриализации и коллективизации по плану:

1.      Причины введения экономической политики.

2.      Методы проведения.

3.      Кризисы и противоречия.

 

Семинар «Великая Отечественная война советского народа».

Цель: Воспитание патриотизма.

План.

1.      Начало войны: трагические потери и самопожертвование.

2.      Подвиг защитников Москвы.

3.      Советские люди в условиях оккупации. Партизаны и подпольщики.

4.      Подвиг работников тыла.

5.      Герои Сталинграда.

6.      Освободители Европы.

7.      Уроки войны для современного поколения.

 

Семинар «Россия во втором тысячелетии»

Цель: Раскрыть проблемы современной России и обсудить возможные пути решения.

Воспитание гражданской позиции.

1.      Реформы в экономике: цели, методы, отклик в обществе.

2.      Реформы государственной власти: цели, методы, отклик в обществе.

3.      Политические реформы и отношение к ним различных политических партий.

4.      Россия в мире:  поставщик нефти или  активный и влиятельный субъект международных отношений?

5.      «Горячие точки» современной России.

 

 

 

 



[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по истории 10-11 класс к учебнику Загладина"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки выпускников.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 275 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Методический материал: «Сарматская культура, Таштыкская культура, культура хунну (сюнну)» (5-11 класс)
  • Учебник: «Всеобщая история», Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Под ред. Мясникова В.С.
  • Тема: Глава 1. Первобытность и Древний мир
  • 01.01.2021
  • 550
  • 0
«Всеобщая история», Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Под ред. Мясникова В.С.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.07.2020 756
    • PDF 711.9 кбайт
    • 21 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сайфуллина Мария Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сайфуллина Мария Леонидовна
    Сайфуллина Мария Леонидовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75220
    • Всего материалов: 222

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов истории в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 399 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "История" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 539 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "История" в условиях реализации ФГОС СОО

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 170 человек

Мини-курс

Адаптация и расстройства: понимание, преодоление, развитие

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов

Мини-курс

Маркетинг и продажи: стратегии и инструменты для успешного бизнеса

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Личностное развитие и отношения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе