Бюджетное
образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2
г.Грязовца»
Рассмотрена
на заседании МО
Руководитель МО
________/___________________/
Подпись
расшифровка подписи
|
Согласовано:
Зам. директора по УВР _______/__________________
Подпись
расшифровка подписи
|
Принята
на заседании педагогического совета
Утверждаю.
Директор школы:
________/___________________/
Подпись
расшифровка подписи
(Приказ директора школы
)
|
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по ИСТОРИИ
класс 8
Составитель программы: учитель
истории
Шлёнкина
Виктория Константиновна
Срок
реализации 2015 - 2016
Грязовец
2015
I.Пояснительная записка
Данная
рабочая программа составлена на основании нормативных документов:
-Федерального
компонента государственного образовательного стандарта основного общего
образования по истории (базовый уровень)2004 г. (приказ Министерства
образования Российской Федерации №1089 от 05 марта 2004 года «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального,
основного общего и среднего (полного) общего образования».)
-Федерального
базисного учебного плана (приказ Министерства образования Российской Федерации
№ 1312 от 09 марта 2004 года).
-Регионального
базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных
учреждений Вологодской области, реализующих программы общего образования
(приказ Департамента образования Вологодской области № 574 от 31 марта 2005
года «Об учреждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных
планов для образовательных учреждений Вологодской области, реализующих
программы общего образования»).
-Приказа
Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 года № 2885 «Об
утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».
-Авторской
программы Н.И.Чеботарёвой «Рабочие программы по истории 5-11 классы», Русское
слово, 2012 г.
-Учебного
плана МОУ «СОШ №2 г.Грязовца» на 2015-16 учебный год.
Используемый УМК:
-История России. XIX
век. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Н.Сахаров.- М.: Русское
слово, 2010;
-Всеобщая история.
История Нового времени, XIX-начало XX
века, 8 класс: Уче. для общеобразоват. учреждений /Н.В.Загладин.- М.:Русское
слово, 2012.
-
Кружалов В. В. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»
/ В. В. Кружалов. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009;
Методические
пособия:
●
Фукс, А. Н. Новая история. XIX – начало XX века : поурочные метод.
разработки / А. Н. Фукс, О. Г. Пивоварова. – М. : ООО «ТИД «Русское слово –
РС», 2009;
●
Вольнова, Е. Е. Новая история. XIX – начало XX века: учеб.-метод.
материалы / Е. Е. Вольнова. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009;
●
Агафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 8 класс : к учебнику Н. В.
Загладина «Новая история. XIX – начало XX века». – М. : ООО «ТИД «Русское слово
– РС», 2009;
●
Кружалов, В. В. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век» /
В. В. Кружалов. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009;
●
Майков, А. Н. История России. XIX век : метод. рекомендации / А. Н.
Майков. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Интернет-ресурсы:
1.
http://
militeria.lib.ru - Военная литература (это уникальное собрание текстов,
имеющих отношение к войнам и военной истории России и мира)
2.
http://
www.1812panorama.ru –
Бородинская битва
3.
http://
his.1september.ru – регулярная публикации приложения к газете «1 сентября»
«История»
4.
http://
som.fio.ru – сетевое объединение методистов (СОМ) – в помощь учителю, сайт
представляет широкую возможность для профессионального общения педагогов.
5.
http://www.museum.ru/1812/index.html –
интернет – проект «1812» содержит более 3 тыс. файлов о войне 1812г.
6.
http://
decemb.hobby.ru - Музей декабристов – это тематический сайт, посвященный
всему, что связано с движением декабристов
7.
http://
grandwar.kulichiki.net – Дедовские войны
Оборудование:
-карты
-таблицы
-схемы
-презентации
-иллюстрации
Дидактический
материал:
-раздаточный
материал
-тесты
-фрагменты
источников
-статистические
данные
Программа
направлена на достижение следующих целей:
·
воспитание
патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам
человека, демократическим принципам общественной жизни;
·
освоение
знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их
взаимосвязи и хронологической последовательности;
·
овладение
элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными
источниками исторической информации;
·
формирование
ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися
культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
·
применение
знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и
ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном
обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к
представителям других народов и стран.
IV.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Программа
предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
·
умения
разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные
связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и
отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать,
ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям,
критериям;
·
Умение
различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы;
·
Умение
определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных
алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не
предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться
от образца деятельности, искать оригинальные решения;
·
Умения
передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с
целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста,
использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и
др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и
прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно,
полно), составлять план, тезисы конспекта;
·
Умениями
вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения
собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать
аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать
выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут
использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари,
Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной
задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства
языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.);
·
Умение
самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели,
планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.),
оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их
устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными
достижениями, чертами своей личности.
В результате
изучения истории ученик должен знать/ понимать:
Основные даты и ключевые события истории мира с начала XIX в. до 1913 г., политической и
социальной истории; важнейших военных кампаний, революций
Рассказывать о важнейших исторических событиях, их
участниках, показывая знания необходимых
фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников
культуры на основе текста и иллюстративного
материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать
приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.
Показывать на исторической карте: территории
государств, центры промышленности и
торговли; места военных действий и походов.
Составлять описание
памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта;
произведений художественной культуры.
Соотносить и общие
исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты
исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и
события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и
терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и
явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших
исторических событий.
Называть характерные,
существенные черты: социально-экономического развития и политического строя
стран мира XIX -
начале XX вв.; положения разных слоев
населения; внутренней и внешней политики; идеологии и практики общественных
движений (консервативных, либеральных, радикальных).
Объяснять значениеисторических понятий;
Сравнивать развитие
России и стран мира в XIX в ; Излагать суждения о причинах и последствиях возникновения
общественных движений XIX - начала XX вв.
Объяснять, в чем
состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных
деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.
Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей,
характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических
событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и
личностей.
II.
Содержание тем учебного курса
История Нового времени
(28ч)
Введение.
Понятие «Новая история»,
хронологические рамки Новой истории.
Европа и Северная Америка в XIX – начале ХХ вв.
Империя Наполеона I во Франции. «Гражданский кодекс».
Наполеоновские войны. Венский конгресс. Священный союз. «Восточный вопрос» в
политике европейских государств в XIX в.
Переход от традиционного (аграрного)
к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в
странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества,
демографическом развитии.
Формирование идеологии либерализма,
социализма, консерватизма. Возникновение рабочего движения. Чартистское
движение в Англии. Европейские революции XIX в. Вторая империя во Франции.
Национальные идеи в странах Европы.
Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди. Создание единого германского
государства. О. Бисмарк. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Образование
Германской империи. Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в.
Север и Юг Соединенных Штатов Америки:
экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену
рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга.
Демократы и республиканцы.
Возникновение профсоюзного движения в
странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. К. Маркс. Ф. Энгельс. Анархизм.
Образование I и II Интернационалов. Возникновение
социалистических партий. Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Д. Ллойд Джордж. Т.
Рузвельт. В. Вильсон. Ж. Клемансо.
Завершение промышленного переворота.
Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX – начале ХХ веков. Монополистический
капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий
индустриального общества.
Страны Латинской Америки, Азии и
Африки в XIX – начале ХХ вв.
Провозглашение независимых государств
в Латинской Америке. С. Боливар. Х. Сан-Мартин. США и страны Латинской Америки.
Доктрина Монро. Мексиканская революция 1910-1917 гг.
Создание колониальных империй.
Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев
1857-1859 гг. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Колониальные захваты в
Африке. Империализм – идеология и политика.
Кризис традиционного общества в
странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Реставрация Мэйдзи. Начало
модернизации в Японии. Революции в Иране, Османской империи, Китае.
Европа и мир накануне и в годы Первой
мировой войны
Начало борьбы за передел мира.
Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы.
Балканские войны. Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914-1918
гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание
социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги
Первой мировой войны.
Развитие культуры в XIX – начале ХХ вв.
Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и
общество на рубеже XIX-ХХ вв. Демократизация
образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и
средств связи.
Основные течения в художественной
культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм,
реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа.
Духовный кризис индустриального
общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс.
История России. XIX
век
(44 часа).
Социально-экономическое развитие в
первой половине XIX в.
Территория и население. Кризис
крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие
транспорта. Первые железные
дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало
промышленного переворота.
Внутренняя и внешняя политика в
первой четверти XIX в.
Александр I. Негласный
комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение министерств. Создание
Государственного совета. М. М. Сперанский.
Участие России в антифранцузских
коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухарестский
мир с Турцией. Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных
действий. М.
Барклай-де-Толли. М. Кутузов. Д. Давыдов. Бородинская
битва. Народный характер войны. Изгнание
наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и
Священный союз.
Усиление консервативных тенденций во
внутренней политике после Отечественной войны 1812 г. А. А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные
ограничения.
Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное
и Южное общества, их программы. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14
декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка.
Внутренняя и внешняя политика во
второй четверти XIX в.
Николай I. Усиление
самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А. X. Бенкендорф. Кодификация законов. «Манифест о - почетном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах». Политика
в области просвещения. Польское восстание
1830-1831 гг.
Общественная мысль и общественные
движения второй четверти XIX в. Н. М. конца
1820—1830-х гг. Славянофилы и западники. П. Я. Чаадаев. Русский утопический
социализм. Петрашевцы.
Внешняя политика второй
четверти XIX в.
Восточный вопрос. Россия и
освобождение Греции. Россия и революции
в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война. Крымская
война: причины, участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и
последствия поражения России в Крымской войне.
Русская культура первой половины XIX
в.
Создание системы общеобразовательных
учреждений. Успехи русской науки. Н. И.Лобачевский. Открытие Антарктиды
русскими мореплавателями. Становление
литературного русского языка. Золотой век русской поэзии.
Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм,
ампир).
Великие реформы 60—70-х гг. XIX в.
Александр II. Предпосылки и
подготовка крестьянской реформы. Положения 19 февраля 1861 г. Отмена
крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности
временнообязанных крестьян. Крестьянское
самоуправление. Земская, городская, судебная реформы.
Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60—70-х гг. XIX в. в истории России.
Общественные движения 50—60-х гг. XIX
в. Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. А. И. Герцен и Н. И. Огарев. Вольная русская типография в
Лондоне. «Полярная звезда», «Колокол». Н. Г. Чернышевский. Н. А. Добролюбов.
Журнал «Современник». Революционные организации и кружки
середины 60-х — начала 70-х гг. XIX в.
Россия в конце XIX в.
Социально-экономическое развитие
пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов
индустриального общества. Фабрично-заводское строительство. Новые промышленные
районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие
капитализма в сельском хозяйстве. Остатки крепостничества
и общинного быта. Аграрный кризис 80—90-х гг. XIX в.
Кризис самодержавия на рубеже 70—80-х
гг. XIX в. Политика лавирования. М. Т.
Лорис-Меликов. Убийство Александра П. Александр III. Манифест
о незыблемости самодержавия. К. П.
Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная
политика самодержавия в конце XIX в.
Общественные движения 70—90-х гг. XIX
в. Земское движение. Идеология народничества. М. А. Бакунин. П. Л. Лавров. П. Н. Ткачев. Н. К.
Михайловский. Политические организации народников. «Хождение
в народ». Первые рабочие
организации. Распространение идей марксизма. Г. В. Плеханов. «Освобождение труда». П. Б. Струве и «легальный марксизм». В.И.Ленин.
«Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
Внешняя политика во второй
половине XIX в.
Борьба за ликвидацию последствий
Крымской войны. А. М. Горчаков. Присоединение
Средней Азии. Народы Российской
империи. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. «Союз трех
императоров». Сближение России и Франции в 1890-х гг.
Приложение
Списки
тем рефератов по Истории Нового Времени:
Глава 1:
-Наполеон 1 и его
империя.
-Деятельность
Священного союза.
Глава 2:
-Луи Огюст Бланки
и его "Центральное республиканское общество".
-Дж. Гарибальди.
-Отто Фон Бисмарк.
-Парижская
коммуна.
Глава 3:
-Чартистское
движение в Англии.
-Восстание ткачей
в Лионе.
- А.Сен-Симон.
-Р.Оуэн.
-Ш.Фурье.
-Л.Блан.
-Возникновение
марксистского учения.
Глава 4:
-Б.Дизраэли и его
реформы.
-А.Линкольн.
-Т.Рузвельт.
-В.Вильсон.
-Реставрация
Мэйдзи.
-Император
Муцухито.
Глава 5:
-Королева
Виктория.
-М.Ганди.
-"Опиумные
войны".
Глава 6:
-Пацифизм и
милитаризм.
-Ф.Ницше
-Ж.Клемансо.
Глава 7:
-Ч.Дарвин.
-П.Лаплас.
-В.Рентген.
-А.Эйнштейн.
-З.Фрейд.
-Развитие военной
техники в конце XIX вв.
-Классицизм в
архитектуре.
-Романтизм в
живописи.
-От реализма к
импрессионизму.
Зарождение
массовой культуру.
Списки
тем рефератов по Истории России:
Глава 1:
-Деятельность
М.М.Сперанского.
-Личность
Александра1.
Глава 2:
-Туркманчайский
мирный договор.
-М.И.Кутузов.
-М.Б.Барклай-де-Толли.
Глава 3:
-А.А.Аракчеев.
-Н.Н.Новосильцев и
его "Уставная грамота".
-"Союз
спасения".
-Северное и южное
общества.
-Восстание 14
декабря 1825г.
Глава 4:
-Личность
Николая1.
-Е.Ф.Канкрин.
Глава 5:
-Россия и
"Восточный вопрос".
-В.А.Корнилов.
Глава 6:
-Славянофилы.
-Западники.
-Церковь в 19веке.
-Общественная
мысль первой половины 19 века.
Глава 7:
-Личность
Александра 2.
-М.Х.Рейтерн
-А.М.Горчаков.
-Глава 8:
-Личность
Александра3.
-Всеобщая перепись
населения 1897г.
-Личность
Николая2.
-С.Ю.Витте и его
денежная реформа.
-Общественная
жизнь в посл. четверти 19века.
-В.И.Ульянов.
-Русская
православная церковь во второй половине 19 века.
Методические рекомендации к написанию
рефератов по
Истории Нового времени:
Реферат
– это краткое изложение информации, взятой из одного или нескольких источников,
в письменном виде или в форме публичного доклада.
Цель
создания реферата – углубить, систематизировать и
закрепить теоретические знания, получить навыки самостоятельной обработки,
обобщения и краткого, систематизированного изложения материала, развить
исследовательские умения.
Структура:
Структура
реферата, как правило, индивидуальна и зависит от особенностей его темы, однако
традиционно включает в себя следующие части.
1.
Титульный лист
2.
План (оглавление, содержание). В нем последовательно излагаются названия
пунктов реферата (простой план). Реферат может структурироваться по главам и
параграфам (сложный план). Здесь необходимо указать номера страниц, с которых
начинается каждый пункт плана. Каждая глава начинается с новой страницы.
Заголовки каждой главы, параграфа печатаются в середине строчки, в конце
заголовка точка не ставится. Не допускаются кавычки и переносы слов.
3.
Вводная часть (введение).
4.
Основная часть. Структурируется по главам, параграфам, количество и названия
которых определяются автором. Основной материал излагается в форме связного,
последовательного, доказательного повествования, иллюстрация автором основных
положений. Подбор материала в основной части реферата должен быть направлен на
рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы; выявление собственного
мнения обучающегося, сформированного на основе работы с источниками и
литературой.
Обязательными
являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в
реферате. Оформляются ссылки и цитаты в соответствии с правилами.
Реферат
выполняется на листах писчей бумаги формата А-4 в Microsoft Word; объем: 5-7
страниц текста для реферата (приложения к работе не входят в ее объем). Размер
шрифта – 14; интервал – 1,5; с нумерацией страниц внизу страницы посередине,
абзацный отступ на расстоянии 2,25 см от левой границы поля. В тексте
обязательны ссылки на источники.
При
оформлении работы соблюдаются поля: левое – 25 мм; правое – 10 мм; нижнее – 20
мм; верхнее – 20 мм.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.