Главная / История / Рабочая программа по истории для 5 класса (ФГОС)

Рабочая программа по истории для 5 класса (ФГОС)

Название документа Календарно-тематическое планирование.doc



Календарно – тематическое планирование курса «История Древнего мира»

(5-й класс)

п\п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Вид контроля

Дом.

задание

Дата проведения

план

факт

1.

Что изучает история Древнего мира.

1

Вводный урок

Что изучает история. История Древнего мира как часть всеобщей или всемирной истории. Письменные и вещественные памятники. Археологические раскопки.

Раскрывать значение терминов история, Древний мир, век. Называть и кратко характеризовать исторические источники.

Составить рассказ об источниках древности на территории нашего края. Объяснить значение терминов.

с.6-8, №1



Раздел I. Жизнь первобытных людей. (6 часов ) Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. (3 часа)

2.










Древнейшие люди.










1

Урок изучения нового мат-ла

Предки человека. Выделение человека из мира животных. Условия жизни древнейших людей, их отличие от животных и современных людей. Древнейшие орудия труда. Овладение огнём и его роль в развитии человека.

Показывать на карте места расселения древнейших людей. Характеризовать условия жизни древнейших людей, их отличие от животных и современных людей, древнейшие орудия труда, значение овладения огнём для развития человека.

Задание на объяснение терминов. Задание на описание жизни первобытного человека, на описание орудий труда.

§1, №2-4



3.

Родовые общины охотников и собирателей.

1

Комбини- рованный урок

Расселение людей по земле. Охота и собирательство. Важнейшее значение охоты в жизни людей. Понятие каменный век. Орудия каменного век, человек разумный, родовая община. Великое оледенение. Загонная охота на мамонтов. Потепление на земле. Изобретение лука и стрел, топора, плота и лодки.

Показывать на карте места расселения людей. Характеризовать условия их жизни, основные занятия, изобретения. Раскрывать значение терминов каменный век, человек разумный, родовая община.

Задания на работу с картой. Задание на объяснение терминов.

§2,

6-8



4.

Возникновение искусства и религиозных верований.

1

Комбини- рованный урок

Пещерная живопись. Что такое искусство. Возникновение религиозных представлений. Первобытная магия. Идолы и колдуны.

Раскрывать значение терминов искусство, религиозные верования. Рассказывать о пещерной живописи и верованиях первобытных людей.

Задание на объяснение терминов, объяснение причин возникновения первобытного искусства.

§3, №10,

повт. гл. 1



Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. (3 часа)

5.

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

Урок изучения нового мат-ла

Племя. Организация родо –племенной власти. Вожди и советы старейшин. Приручение животных. Возникновение скотоводства из охоты, земледелия – из собирательства. Мотыжное земледелие. Развитие ремёсел. Гончарное керамическое ремесло и ткачество.

Рассказывать о занятиях древних людей. Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества. Раскрывать понятия производящее и присваивающее хозяйство, мотыжное земледелие.

Задание на описание предметов быта и орудий труда, объяснение причины возникновения ремесла. Работа с хронологией.

§4, №13, №16



6.

Появление неравенства и знати.

1

Комбини- рованный урок

Открытие меди, изобретение бронзы. Понятие бронзовый век. Появление обмена, денег, торговли. Возникнове- ние социального неравенства. Переход от родовой общины к соседской. Общинники и знать. От вождей к царям. Войско. Города. Письменность. Пере- ход к цивилизации.

Объяснять значение открытия металла для развития человеческого общества. Прослеживать причинно-следственные связи. Раскрывать значение терминов бронзовый век, соседская община, пашенное земледелие, ремесленник, вождь. знать, царь, город, государство.

Задание на сравнение родовой и соседской общины.

§5, №1-4, повт. гл. I-II



7.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Жизнь первобытных людей».

1

Урок повторе-ния и обобще-ния знаний

Повторение и провер- ка знаний. Важнейшие открытия и изобрете- ния первобытных людей. Переход к цивилизации. Понятие Древний Восток.

Знать основные положения урока. Уметь сравнивать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Тестирование, диктант терминов.




Тема 3. Счёт лет в истории. (1 час)


8.

Счет лет в истории.

1

Урок форми-

рования новых умений

Как считали время в древности. Наша эра. Счёт лет до нашей эры. Понятие дата. Обозначение дат на линии времени.

Объяснять и уметь вести счёт лет до н. э. и н. э., используя линию времени.

Решение задач на счет исторического времени. Составление исторических задач с использованием Ленты времени.

с. 26-30, №21



Раздел II. Древний Восток. (20 часов)

Тема 4. Древний Египет. (8 часов)

9.

Государство на берегах Нила.

1

Урок изучения нового мат-ла

Местоположение и природные условия страны. Южный и Северный Египет (Дельта). Разливы Нила. Объединение Южного и Северного Египта. Мемфис – столица единого государства.

Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства. Раскрывать значение понятий и терминов фараон, дельта, папирус.

Задания на работу с картой. Задание на объяснение терминов.

§6, №24



10.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1

Комбини- рованный урок

Трудовой год крестьян -земледельцев. Шадуфы. Древнеегипетские ремесленники. Жизнь простого египтянина. Писцы. Налоговое обложение.

Характеризовать основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение.

Составить рассказ-описание «Жизнь и быт фараона, жреца, земледельца, раба». Работа с документом.

§7, №25



11.

Жизнь египетского вельможи.

1

Комбини- рованный урок

В усадьбе вельможи. Быт, одежда, развлечения. Управление государ -ством (фараон, чинов -ники). Восточная деспотия.

Характеризовать основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение; особенности власти фараонов и порядок управления страной.

Составить рассказ-описание «Жизнь и быт египетского вельможи». Работа с документом.

§8



12.

Военные походы фараонов.

1

Комбини- рованный урок

Завоевания Тутмоса III. Войско фараона. Поход на Мегиддо. Ограбление завоёванных стран.

Характеризовать цели и результаты военных походов фараонов. Показывать на карте

направления походов и местоположение завоёванных стран. Раскрывать значение понятия раб.

Задания на работу с картой Описание рисунка. Задание на объяснение терминов. Работа с документом. Работа с хронологией.

§9, №29



13.

Религия древних египтян.

1

Комбини- рованный урок

Древнеегипетская религия и мифология. Боги египтян. Жрецы. Храмы. Миф об Осирисе и Исиде. Мумии и представ- ления египтян о загробной жизни. Фараон – повелитель Египта.Обожествление фараонов.

Объяснять в чём заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.

Рассказать о мифах и религии Египта. Работа с документом.

§10, №32



14.

Искусство Древнего Египта.

1

Комбини- рованный урок

Пирамиды Египта. Строительство пирамиды Хеопса. Особенности древнеегипетской скульптуры и живопи- си. Большой сфинкс. Понятие культура.

Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах.

Задания на описание рисунка, составление рассказа по плану. Задание на объяснение терминов.

§11, №37



15.

Письменность и знания древних египтян.

1

Комбини- рованный урок

Письменные памятни -ки истории Египта. Дешифровка иерогли- фов Шампольоном. Научные знания египтян в области математики, астрономии, медицины.

Раскрывать вклад древних египтян в развитие мировой культуры.


Подготовить сообщение о том как была разгадана тайна египетских иероглифов. Задание на объяснение терминов. Работа с документом.

§12, повт. гл.IV



16.

Итоговый урок по теме: «Древний Египет».

1

Урок контроля знаний и умений

Тестовые задания, понятийный диктант. Понятия история и культура на материале Древнего Египта.

Знать основные положения урока. Уметь сравнивать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Работа с картой. Тестирование, диктант терминов.

38



Тема 5. Западная Азия в древности. (7 часов)


17.

Древнее Двуречье.

1

Урок изучения нового мат-ла

Природные условия и население. Южное Междуречье (Двуречье). Шумеры. Разливы Евфрата и Тигра. Города из глиняных кирпичей. Город Ур. Храмовая архитектура (зиккура- ты). Клинопись. Глиняные книги. Поэма о Гильгамеше. Сказание о потопе.

Показывать на карте местоположение древнейшего государства. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения, крупнейших городах Древнего Двуречья. Объяснять, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире.

Задания на работу с картой Задание на объяснение терминов. Работа с документом. Рассказать о культуре Шумера.

§13, №47



18.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

Комбини- рованный урок

Возвышение Вавилона. Законы Хаммурапи - важный исторический источник. Открытие памятника, его структура. Понятие закон. Вавилонское общество по законам Хаммурапи. Значение законов Хаммурапи.

Показывать на карте местоположение Вавилонского царства. Раскрывать значение понятия закон. Характеризовать жизнь вавилонского общества по законам царя Хаммурапи.

Задания на работу с картой Задание на объяснение терминов. Работа с документом. Работа с хронологией.

§14, №51, №58, №59



19.

Финикийские мореплаватели.

1

Комбини- рованный урок

Местоположение и географические особенности страны. Финикийские города Библ, Сидон, Тир. Занятия населения. Торговля и пиратство. Финикийские колонии. Основание Карфагена. Путешествия финикий цев. Плавание вокруг Африки. Создание финикийцами алфави- та, его особенности и значение.

Показывать на карте местоположение древнейшего государства. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения, крупнейших городах Финикии, развитии ремёсел и торговли. Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита.

Задания на работу с картой Задание на объяснение терминов. Работа с документом.

§15, №63



20.

Библейские сказания.


Комбини- рованный урок

Древняя Палестина. Страна и население. Филистимляне и евреи. Монотеизм. Ветхозаветные сказания.

Показывать на карте местоположение древней Палестины. Рассказывать об условиях жизни, занятиях и религиозных верованиях древних евреев. Объяснять значение перехода к монотеизму.

Задания на работу с картой, описание рисунка. Задание на объяснение терминов. Работа с документом.

§16



21.

Древнееврейское царство.


Комбини- рованный урок

Древнееврейское царство. Саул. Царство Давида и Соломона. Иерусалимский храм. Распад страны на Израильское и Иудейское царства.

Характеризовать жизнь древнееврейского народа на основе данных Библии как исторического источника.

Задания на работу с картой. Задание на объяснение терминов. Работа с документом.

§17



22.

Ассирийская держава.


Комбини- рованный урок

Местоположение страны. Создание и организация армии. Ассирийские завоевания. Разрушение Вавилона. Управление Ассирийской державой. Ограбление завоёванных стран. Ниневия и библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ниневии.

Показывать на карте местоположение древней Ассирии. Раскрывать преимущества железных орудий труда и оружия перед каменными и медными. Характеризовать военные новшества ассирийцев. Рассказывать о культуре Древней Ассирии.

Задания на работу с картой Установление хронологичес-

кой последова-

тельности раз-

вития страны.

Описание памятников культуры. Работа с документом.

§18



23.

Персидская держава «царя царей».


Комбини- рованный урок

Карта мира после гибели Ассирийской военной державы. Завоевание Киром Великим Мидии, Лидии и Вавилона. Завоевание Египта Камбизом. Борьба за власть в Персидской державе. Приход к власти Дария I. Персидская держава при Дарии I. Организация сатрапий. Налоговая система. Строительство дорог (Царская дорога). Развитие торговли. Чеканка Дарием золотой монеты.

Показывать на карте местоположение древних государств Мидии, Лидии и Вавилона, территорию Персидской державы, Царскую дорогу. Объяснять систему управления Персидской державой. Раскрывать значение понятий держава, сатрапии.

Задания на работу с картой Установление хронологичес-

кой последова-

тельности раз-

вития страны.

Описание памятников культуры. Работа с документом.

§19, повт. гл. V



Тема 6. Индия и Китай в древности. (5 часов)


24.

Природа и люди Древней Индии.

1

Урок изучения нового мат-ла

Возникновение цивилизации в Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Природные условия и население. Освоение джунглей в долине Ганга. Древнейшие города в долине Инда. Археологические находки. Недешифро- ванная письменность. Держава Маурьев при царе Ашоке.

Показывать на карте территорию Древней Индии.

Характеризовать условия жизни и занятия населения, об­щественный строй Древней Индии. Рассказывать о культуре Древней Индии, высказывать суж­дения о ее вкладе в мировую культуру.


Задания на работу с картой

Подготовить сообщения на заданные темы.

Работа с документом.






§20, №84



25.









Индийские касты.

1

Комбини- рованный урок

Брахманизм и индийские варны. Будда и возникновение буддизма. История царевича Гаутамы. Будда – основатель новой религии. Основные положения буддизма.




Характеризовать об­щественный строй Древней Индии, положение представителей различных варн (каст). Объяснять, какую роль играли идеи индуизма и буддизма в жизни индийцев.

Рассказывать о культуре Древней Индии, высказывать суж­дения о ее вкладе в мировую культуру.

Выделять характерные черты положения основных групп населения. Подготовить сообщения на заданные темы.

Работа с документом.



§21, №87



26.

Чему учил китайский мудрец Конфуций.


Комбини- рованный урок

Местоположение и природа Китая. Хуанхэ-«река, надрывающая сердце». Первые государства в Китае. Китайский мудрец Конфуций и его религиозно-философское учение. Нравственные нормы конфуцианства.

Показывать на карте территорию расселения древних китайцев, природные условия и основные занятия.

Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества.

Объяснять значение понятия конфуцианство.

Задания на работу с картой Задание на объяснение терминов. Работа с документом. Работа с хронологией.

§22, №84



27.

Первый властелин единого Китая.


Комбини- рованный урок

Причины и условия объединения страны. Завоевания Цинь Шихуана и его правление. Борьба с гуннами. Строительство Великой китайской стены. Великий шёлковый путь. Изобретения древних китайцев.

Характеризовать причины и условия объединения страны, занятия и положение населения в Древ­нем Китае. Объяснять значение понятия империя. Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую куль­туру.

Задания на работу с картой, описание рисунка. Задание на объяснение терминов. Работа с

документом.

§23, повт. гл.IV,V, VI



28.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний Восток».


Урок повторения и обобще-

ния знаний

Повторение и проверка знаний. Где и почему возникли первые цивилизации (сравнительная хар-ка). Последствия освоения железа в истории древних народов. Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. Общее и особенное в развитии древневосточных государств.

Знать основные положения урока. Уметь сравнивать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять понятия Древний Восток, цивилизация.

Работа с картой. Тестирование, диктант терминов.




Раздел III. Древняя Греция. (21 час)

Тема 7. Древнейшая Греция. (5 часов)

29.

Греки и критяне.

1

Урок изучения нового мат-ла

Географическое положение и природа Греции. Северная, Средняя и Южная Греция (Пелопоннес). Коринфский перешеек. Фермопильское ущелье. Эгейское море и его острова. Остров Крит. Миф о Тесее и Минотавре. Археологические открытия на Крите, в Греции и в Малой Азии.

Показывать на карте территории древнегреческих госу­дарств, места значительных событий.

Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции. Анализировать и делать выводы на основе данных археологичес- ких находок и древнегреческих мифов.


Задания на работу с картой, описание рисунка. Задание на объяснение терминов. Работа с документом.

§24, №3-4



30.

Микены и Троя.

1

Комбини- рованный урок

Крепкостенные Микены. Львиные ворота. Троянская война. Вторжение дорийцев. Миф о начале Троянской войны.

Показывать на карте территории древнегре- ческих госу­дарств, места значительных событий. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции.

Анализировать и делать выводы на основе данных археологических находок и древнегречес- ких мифов.

Задания на работу с картой, описание рисунка. Задание на объяснение терминов. Работа с хронологией.

§25, №8



31.

Поэма Гомера «Илиада».

1

Комбини- рованный урок

Древнегреческий поэт Гомер. «Илиада» - поэма о Троянской войне. Другие предания о Троянской войне: гибель Ахиллеса и троянский конь.

Представлять описание произведения древ­негреческой поэзии, высказывая и аргумен- тируя свои оце­ночные суждения. Характеризо- вать верования древних греков, объяснять, ка­кую роль играли религииозные культы в греческом обществе. Объяснять крылатые выражения «Троянский конь», «Ахиллесова пята».

Задание на анализ «Илиады». Подготовить сообщение.

§26, №9



32.

Поэма Гомера «Одиссея».

1

Комбини- рованный урок

«Одиссея» - поэма о приключениях Одиссея. На острове циклопов и возле острова сирен. Возвращение к Пенелопе.

Представлять описание произведения древ­негреческой поэзии, высказывая и аргументируя свои оце­ночные суждения. Характеризовать верования древних греков, объяснять, ка­кую роль играли религиозные культы в греческом обществе. Объяснять крылатое выражение «между Сциллой и Харибдой».

Задание на анализ «Илиады». Подготовить сообщение.

§27, №9



33.

Религия древних греков.

1

Комбини- рованный урок

Древнегреческие боги и герои. Олимпийская религия. Земледельческие культы. Мифы о богах и героях. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Подвиги Геракла.

Характеризовать верования древних греков, объяснять, ка­кую роль играли религиозные культы в греческом обществе.

Рассказывать мифы о богах и героях. Объяснять крылатое выражение «Авгиевы конюшни».

Задание на описание рисунка, на объяснение сути религии древних греков.

Подготовить сообщение.

§28, №11, повт. гл.

VII



Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7 часов)


34.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

Урок изучения нового мат-ла

Понятие античной (полисной) цивилизации. Образование греческих полисов. Афины и Аттика. Аристократы и демос. Бедственное положение земледельцев.

Показывать на карте территории древнегреческих городов-госу­дарств. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения.

Характеризовать политический строй Афинского полиса. Объяснять значение понятий полис, демос.

Задания на работу с картой, описание рисунка. Задание на объяснение терминов. Работа с документом.

Подготовить сообщение.

§29, №17№18



35.

Зарождение демократии в Афинах.

1

Комбини- рованный урок

Борьба демоса и знати. Личность Солона и его законы. Запрет долгового рабства. Зарождение полисной демократии.

Рассказывать о том, как утверждались демократические по­рядки в Афинах. Характеризовать законы и личность Солона. Объяснять значение понятия демократия.


Задания на работу с картой, описание рисунка. Задание на объяснение терминов. Работа с документом.

Подготовить сообщение.

§30, №20



36.

Древняя Спарта.

1

Комбини- рованный урок

Местоположение Лаконии. Образование Спартанского полиса. «Община равных». Тяжёлое положение илотов. Государствен- ное устройство Спарты: совет старейшин, цари и народное собрание. Олигархия. Военный характер спартанского воспитания. Лаконичная речь.

Показывать на карте территорию Спартанского полиса. Рассказывать об условиях жизни и организации военного дела. Сравнивать политическое устройство Афинского и Спартанского полисов. Объяснять значение понятий илоты, олигархия, лаконичная речь, спартанское воспитание; определять своё отношение к нему.

Задания на работу с картой. Задание на объяснение терминов. Работа с документом.

Задание на определение общего и особенного в воспитании в Афинах и Спарте.

§31



37.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

1

Комбини- рованный урок

Причины и направления Великой греческой колонизации.

Объяснять причины и показывать на карте направления Великой греческой колонизации. Раскрывать значение понятий колонизация, метрополия, эллины, Эллада.

Задания на работу с картой, описание рисунка. Задание на объяснение терминов. Работа с документом.

§32, №27



38.

Олимпийские игры в древности.

1

Комбини- рованный урок

Олимпийские игры: происхождение, организация и программа. Знамени- тые греческие атлеты. Виды спортивных состязаний.

Рассказывать об истории возникновения Олимпийских игр в древности и знаменитых атлетах. Объяснять термины Олимпийские игры, атлет.

Задания на работу с картой, описание рисунка. Задание на объяснение терминов. Работа с хронологией.

§33, №31



39.

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

Урок изучения нового мат-ла

Причины и характер войн. Нападение персидского войска и флота на Аттику в 490 г. до н. э. и Марафонское сражение. Военное искусство Мильтиада. Причины и значение победы греков при Марафоне.

Объяснять причины греко-персидских войн и значение победы греков при Марафоне.

Использовать карту при характеристике военных действий. Объяснять понятие марафонский бег.

Задания на работу с картой. Задание на объяснение терминов. Работа с документом. Работа с хронологией.

§34, №34



40.

Нашествие персидских войск.


Комбини- рованный уроки

Деятельность Фемистокла. Строительство флота и укрепление демокра- тии. Переправа войск Ксеркса через Геле- спонт и вторжение в Грецию в 480 г. до н. э. Оборона Фермопил спартанцами во главе с царём Леонидом. Саламинское сраже- ние. Бегство Ксеркса в Малую Азию. Битва при Платеях. Изгнание персов из Греции. Окончательная победа греков.

Использовать карту при характеристике военных действий. Объяснять итоги греко-персидских войн, причины победы греков. Знать крупнейшие сражения, имена героев.

Задания на работу с картой, описание рисунка. Задание на объяснение терминов. Работа с документом. Работа с хронологией.

§35, повт. гл. VIII



Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии. (5 часов)


41.

В гаванях афинского порта Пирей.

1

Урок изучения нового мат-ла

Образование Афинской морской державы, ограбление афинянами союзных полисов. Военные гавани. Афинские граждане и метеки. Рабство и работорговля. Правовое положение рабов. Развитие торговли. Пирей - морские ворота Афин, центр международной торговли.

Объяснять, что означало в Древней Греции понятие гражда­нин, приводить примеры гражданских поступков. Раскрывать значение понятий

демы, верфи, метеки, пошлина.

Характеризовать античную форму рабства.

Задания на работу с картой, описание рисунка. Задание на объяснение терминов. Работа с документом.

§36, №36, №39



42.

В городе богини Афины.

1

Комбини- рованный урок

Афинский Керамик. Роль рабского труда в ремесленном производстве. Агора. Архитектура греческих храмов. Ордерная система. Памятники Афинского Акрополя. Греческие скульпторы Фидий, Пракситель, Мирон, Поликлет

Представлять описание произведений разных видов древ­негреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оце­ночные суждения.

Различать дорический и ионический ордеры. Раскрывать значение понятий пифосы, амфоры, портики, фронтоны, Агора, Акрополь, Парфенон, Эрехтейон, кариатиды. Объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие.

Задание на объяснение терминов, описание рисунка. Работа с документом.

Составить рассказ на заданную тему.

§37, №38



43.

В афинских школах и гимнасиях.

1

Комбини- рованный урок

Воспитание гражданина.

Школа в Древней Греции. Гимнасий. Учёные и философы: Геродот, Гиппократ, Демокрит, Аристотель.

Рассказывать о развитии наук, образовании в Древней Греции. Объяснять значение понятий культура, наука, философия, гимнасий, педагог, стиль, палестра.


Задание на объяснение терминов, описание рисунка. Работа с документом.

Составить рассказ на заданную тему.

§38, №38



44.

В театре Диониса.

1

Комбини- рованный урок

Греческий театр, его происхождение и устройство. Организация театральных зрелищ. Трагедии и комедии. Знаменитые трагики Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедиограф Аристофан.

Рассказывать о роли театра в жизни древних греков. Называть отличия и сходство древнегреческого театра и театра наших дней. Объяснять значение понятий

театр, трагедия, комедия, орхестра, скене.

Задание на объяснение терминов, описание рисунка. Работа с документом.

Составить рассказ на заданную тему.

§39, №40,№41



45.

Афинская демократия при Перикле.

1

Комбини- рованный урок

Народное собрание и его функции. Афинские граждане, их права и обязанности. Афинские стратеги. Перикл во главе управления Афинами. Значение афинской демократии и её ограниченный характер.

Характеризовать афинскую демократию при Перикле.

Раскрывать роль простого человека в государственном управлении. Объяснять значение понятия стратег.


Задание на объяснение терминов, описание рисунка. Работа с документом.

Составить рассказ на заданную тему.

§40, №43, повт. гл. IX



Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4 часа)


46.

Города Эллады подчиняются Македонии.

1

Урок изучения нового мат-ла

Местоположение Македонского царства. Приход к власти и преобразования Филиппа II. Македонская фаланга. Оратор Демосфен и его борьба против македонской агрессии. Установление власти Македонии над Грецией. Битва при Херонее. Убийство царя Филиппа и приход к власти Александра.

Показывать на карте местоположение Македонского царства. Составлять исторический портрет (характеристику) Филиппа II. Объяснять причины покорения Греции Македонией. Объяснять значение понятий фаланга, монархия, оратор.

Задания на работу с картой, на сравнение армий. Задание на объяснение терминов, описание рисунка. Работа с документом.

Составить рассказ на заданную тему.

§41, №47



47.

Поход Александра Македонского на Восток.

1

Комбини- рованный урок

Начало Восточного похода. Битва при Иссе. Осада Тира и основание Александрии. Битва с Дарием III при Гавгамелах и её результаты. Поход в Среднюю Азию и в Индию. Причины побед греко-македонского войска. Образование державы Александра Македонского.

Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского.

Составлять исторический портрет (характеристику) Алексан­дра Македонского. Объяснять значение понятия держава.


Задание на объяснение терминов, описание рисунка. Работа с документом.

Составить рассказ на заданную тему.

§42, №47



48.

В Александрии Египетской.

1

Комбини- рованный урок

Смерть Александра и распад его державы. Образование греко-македонских монархий. Держава Селевкидов, Птолемеевский Египет, Македонское царство, Пергам и Родос. Достопримечательности Александрии. Маяк на острове Фарос. Архитектор Сострат. Музей и Александрийская библиотека. Расцвет наук. Эратосфен, Аристарх Самосский, Евклид. Изобретение пергамента.

Объяснять причины распада державы Александра Македон­ского, а также эллинистических государств Востока.

Раскрывать значение понятия эллинизм. Называть и описывать памятники культуры периода элли­низма. Объяснять значение понятий музы, пергамент, эллинизм.


Задание на объяснение терминов, описание рисунка. Работа с документом.

Составить рассказ на заданную тему.

§43, №48, повт. гл. VII-X



49.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древняя Греция».

1

Урок повторения и обобще-

ния знаний

Повторение и проверка знаний.

Знать основные положения урока. Уметь сравнивать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.


Работа с картой. Тестирование, диктант терминов.




Раздел IV. Древний Рим. (18 часов)

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. (3 часа)


50.

Древнейший Рим.

1

Урок изучения нового мат-ла

Местоположение Рима и Италии. Латинские племена. Легенда об основании Рима. Ромул и Рем. Римские цари, сенат и народное собрание. Патриции и плебеи. Изгнание царя Тарквиния Гордого.

Показывать на карте местоположение древнейшего Рима и Италии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии (в сравнении с Грецией). Раскрывать значение понятий ликторы, патриции, плебеи, сенат.

Задания на работу с картой Задание на объяснение терминов, описание рисунка. Работа с документом.


§44, №56



51.

Завоевание Римом Италии.

1

Комбини- рованный урок

Установление республики. Нашествие галлов. Разграбление Рима галлами и оборона Капитолия. Завоевательные войны римлян в Италии. Война с царём Пирром. Установление господства Рима над Италией.

Использовать карту при характеристике завоевательных войн римлян в Италии. Объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе. Раскрывать значение понятий республика, консул, трибун.

Задания на работу с картой Задание на объяснение терминов, описание рисунка. Работа с документом.

Работа с хронологией.

§45



52.

Устройство Римской республики.

1

Комбини- рованный урок

Государственное устройство. Римские консулы. Римский сенат. Организация римской армии. Легион. Жрецы римских богов.

Объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике. Раскрывать значение понятия легион.

Задание на объяснение терминов, описание рисунка. Работа с документом. Подготовить сообщение.


§46, №59, повт. гл. XI



Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья. (3 часа)


53.

Вторая война Рима с Карфагеном.

1

Урок изучения нового мат-ла

Переход армии Ганнибала через Альпы. Первые поражения римлян. Битва при Каннах. Высадка войск Сципиона в Африке. Битва при Заме и капитуляция Карфаге -на. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Использовать карту при характеристике военных действий. Характеризовать причины и итоги второй войны Рима с Карфагеном.

Задания на работу с картой, на описание сражений. Работа с документом.

Подготовить сообщение.

§47, №63



54.

Установление господства Рима во всём Средиземноморье.

1

Комбини- рованный урок

Римские завоевания во II веке до н. э. Римская политика «разделяй и властвуй». Подчинение Греции и гибель Македонии. Поражение Сирийского царства. Разрушение Коринфа и Карфагена. Триумфы римских полководцев.

Использовать карту при характеристике военных действий. Характеризовать причины и итоги войн. Раскрывать значение понятий триумф, диадема.

Задания на работу с картой

Задание на описание рисунка. Задание на объяснение терминов. Работа с документом.


§48



55.

Рабство в Древнем Риме.

1

Комбини- рованный урок

Образование провинций и управление ими. Ограбление римлянами завоёванных стран. Обогащение римской знати. Рабство в Риме. Использование рабского труда в сельском хозяйстве. Работорговля.

Рассказывать об ограблении римлянами завоёванных стран, использовании труда рабов в Риме.

Задание на объяснение терминов, описание рисунка. Работа с документом.


§49, повт. гл. XII



Тема 13. Гражданские войны в Риме. (4 часа)


56.

Земельный закон братьев Гракхов.


1

Урок изучения нового мат-ла

Начало периода гражданских войн в Римcкой республике. Последствия римских завоеваний. Разорение крестьян и ослабление римской армии. Земельный закон Тиберия Гракха и гибель реформатора. Борьба и гибель Гая Гракха. Итоги и значение деятельности Гракхов.

Рассказывать о положении трудового населения. Характеризовать политическую жизнь, её участников, основные события.

Задание на описание рисунка. Работа с документом.

Работа с хронологией.

Подготовить сообщение.

§50



57.

Восстание Спартака.

1

Комбини- рованный урок

Гла­диаторы и амфитеатры. Заговор гладиаторов в Капуе и начало восстания. Бегство восставших рабов на Везувий. Создание армии рабов. По­ход к Альпам. Поход на юг полуострова. Не­удачная попытка переправы на Сицилию. Красс во главе римской армии. Расправа с восставши­ми. Личность Спартака.

Рассказывать о положении рабов в Риме. Характеризовать политическую жизнь, её участников, основные события.

Задание на описание рисунка. Работа с хронологией.

Подготовить рассказ на заданную тему.

§51, №69



58.

Единовластие Цезаря.

1

Урок изучения нового мат-ла

Возрастание роли полководцев в Римской республике. Союз трех полководцев: образова­ние триумвирата Помпея, Красса и Цезаря. Возвышение Цезаря и гибель Красса. Борьба Цезаря и Помпея. Дикта­тура Цезаря. Заговор Брута и Кассия. Убийство Цезаря сторонниками арис­тократической республики.

Характеризовать политическую жизнь, её участников, основные события. Раскрывать значение понятий ветераны, диктатор,единовластие.


Задание на объяснение терминов, описание рисунка. Работа с документом.

Работа с хронологией.

§52, №71



59.

Установление империи.

1

Комбини- рованный урок

Положение в Риме после убийства Цезаря. Последние республиканцы и наследники Цеза­ря. Самоубийство Кассия и Брута. Борьба за власть Октавиана и Антония. Битва при Акции и захват римляна­ми Египта. Падение республики.

Характеризовать политическую жизнь, её участников, основные события. Раскрывать значение понятий Август, преторианцы, империя.

Задание на объяснение терминов, описание рисунка. Работа с документом.

Составить рассказ на заданную тему.

§53, повт. гл. XIII



Тема 14. Римской империя в первые века нашей эры. (5 часов)

60.

Соседи Римской империи.

1

Урок изучения нового мат-ла

Особенности правления Октавиана Августа. Разгром римских войск в Германии. Древне- римский историк Корнелий Тацит о жизни, организации войска и религиозных верованиях германцев. Предки славянских народов - венеды.

Работать с историческим документом, составлять сложный план параграфа.

Задания на работу с картой

Задание на описание рисунка. Задание на объяснение терминов. Работа с документом.


§54



61.

В Риме при императоре Нероне.

1




Комбини- рованный урок


Правление Нерона. Жестокость императора. Учёный Сенека. Пожар Рима.

Характеризовать политическую жизнь, её участников, основные события.

Задание на описание рисунка. Работа с документом. Подготовить сообщение.


§55



62.

Первые христиане и их учение.

1

Комбини- рованный урок

Христианство — мировая религия. Истори­ческие условия возникновения христианства. Иудейский мессианизм. Пророки в Палестине. Жизнь и учение Христа. Распространение христианства. Евангелия. Первые христиане. Гонения на христиан. Христианская церковь.

Объяснять, в чём заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме. Объяснять понятия Христос, христиане.

Задания на работу с картой

Задание на описание рисунка. Задание на объяснение терминов. Работа с документом.


§56, №75, №76



63.

Расцвет Римской империи во II веке.

1

Комбини- рованный урок

«Наилучший император» Траян и последние завоевания Рима. Война с даками. Наивысшее могущество римской импе­рии в начале II века. В провинциях империи. Строительство дорог. Жизнь в деревне. Римский колонат.

Характеризовать политическую жизнь, её участников, основные события. Раскрывать значение понятий колоны, «рабы с хижинами».

Задания на работу с картой

Задание на объяснение терминов. Работа с документом.


§57



64.

«Вечный город» и его жители.

1

Комбини- рованный урок

Рим — столица империи. Пантеон. Колизей. Акведуки Рима. Триумфальные арки. Дворцы, особняки, многоэтажные дома. Устройство римского дома. В цирке и в термах.

Составлять описание архитектурных памятников, используя текст и иллюстрации учебника.

Задание на объяснение терминов. Работа с документом.

Работа с хронологией.

Составить рассказ.

§58, №77



Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. (3 часа)


65.

Римская империя при Константине.

1

Комбини- рованный урок

Императорская власть при Диоклетиане. Пос­ледние гонения на христиан. Константин Великий и его реформы. Укрепление императорской влас­ти. Победа христианства. Перенесение столицы империи в Константинополь («Новый Рим»).

Рассказывать о правлении императоров Диоклетиана и Константина. Характеризовать и давать оценку реформам Константина Великого.

Задание на объяснение терминов. Работа с документом.


§59



66.

Взятие Рима варварами.

1

Комбини- рованный урок

Ухудшение положения империи. Римляне и варвары. Великое переселение народов. Восста­ние готов на Дунае. Разделение империи на Западную и Восточную. Деятельность Стилихона. Взятие Рима готами во главе с Аларихом. Разграбление Рима ван­далами и падение Западной Римской империи.

Показывать на карте направления переселений варварских племён и их вторжений на территорию Римской империи.

Задания на работу с картой

Задание на описание рисунка. Задание на объяснение терминов. Работа с документом.

Работа с хронологией.


§60, №83,

повт. гл. XI- XIV



67.

Повторительно-обобщающий урок по теме:

«Древний Рим».

1

Урок повторения и обобще-

ния знаний

Тестовые задания, понятийный диктант.

Знать основные положения урока. Уметь сравнивать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Работа с картой. Тестирование, диктант терминов.

подг. сообще-ния



Итоговое повторение (1 час)

68.

Итоговое повторение.


1

Урок повторения и обобще-

ния знаний

Систематизация и контроль качества знаний. Подведение общих итогов изучения истории Древнего мира.


Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира.


Работа с картой. Контрольный тест, диктант терминов.






















Название документа Пояснительная записка.doc

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, Федеральной Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира».

Программа рассчитана на 68 часов при двухчасовой учебной нагрузке.

Целью обучения истории в 5 классе является освоение знаний об основных событиях, процессах истории Древнего мира, овладение элементарными методами исторического познания, простейшими навыками работы с различными историческими источниками информации и элементами систематизации знаний.

Задачи предмета:

- сформировать знания о способах взаимодействия человека с окружающей природной средой, об экономическом развитии древних обществ, различных формах социального и политического строя;

- привести приобретенные исторические знания в простейшую пространственно-хронологическую систему;

- формировать первичные навыки работы с различными историческими источниками информации (текстом, исторической картой, картиной, памятниками архитектуры, скульптуры и т.д.);

- на примере наиболее ярких исторических деятелей Древнего мира воспитывать личностные качества обучающихся (волю, настойчивость, патриотизм, трудолюбие и т.д.);

- начать работу по формированию критического исторического мышления (анализ, сравнение, уподобление, моделирование и т.д.);

- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у обучающихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

- на примере развития культур различных народов формировать культурную идентичность пятиклассников.


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией академика РАН А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2013.

  • Н.И. Шевченко. «Всеобщая история. История Древнего мира». Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

  • Г.И. Годер. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2012.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что является доступным и учитывает психологические особенности младшего школьного возраста. Материал тщательно отобран для базового изучения истории, имеет логическую последовательность. В основе учебного материала лежит цивилизационный подход, что отражает современный взгляд на историю. Учебник и рабочая тетрадь позволяют разнообразить учебную деятельность и дифференцировать задания для обучающихся данного класса.

Используемый учебно-методический комплекс позволяет обучающимся получить глубокие и прочные знания основных событий, фактов и явлений начального этапа Всеобщей истории – «Истории Древнего мира», теоретически осмыслить исторический путь зарождения и развития человечества. Методический аппарат учебника, отрывки из документов, иллюстрации помогут организовать эффективную работу.

Курс истории Древнего мира на ступени основного общего образования изучается в качестве обязательного предмета, является частью концентрической системы образования и предполагает, что обучающиеся уже имеют эпизодические исторические знания (мифы, библейские сказания) из пропедевтического курса «Окружающий мир». Предмет «История» изучается в школе на базовом уровне.

Курс «История Древнего мира» содержит огромный мотивационный потенциал для самоидентификации лич­ности пятиклассника. В этом возрасте школьники впер­вые осмысленно задаются вопросами «Откуда я, мы?», «Кто мои предки?», «Где они жили?», «Почему я та­кой?» и пр. Многие ответы дети находят при изучении эпохи первобытности, последующих эпох. Курс истории Древнего мира формирует первые представления о по­нятиях: история, человечество, историческое время, историческое пространство, государство, страна, на­род, общество, гражданин, демократия, республика, личность, подвиг, патриот, герой, права человека. Знание исторических фактов и явлений позволяет об­разно и доступно сформировать устойчивые представле­ния о ключевых категориях и понятиях учебного пред­мета.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается реализация деятельностного подхода, применение элементов следующих педагогических технологий обучения: технология развивающего обучения, технология проблемного обучения.

Большое внимание уделяется личностно-психологическим аспектам исторического развития, что предполагает самостоятельную деятельность обучающихся по подготовке сообщений. Значительное место в программе отведено вопросам культуры. И здесь представляются широкие возможности для творчества обучающихся: выступления, проекты, презентации.

Регулярно используемые на уроках тестовые задания, устные рассказы, проблемно-поисковые задачи и др. будут способствовать развитию мышления, устной речи обучающихся и помогут сформировать прочные знания.

Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы обучающихся. Предполагается организация на уроках заочных путешествий, игр, викторин, конкурсов, турниров, проектной деятельности, что будет способствовать лучшему усвоению обучающимися определенной суммы знаний, развитию личности, познавательных и созидательных способностей.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме текущего, рубежного и итогового контроля.


Общая характеристика учебного предмета.

«История» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о прошлом человечества, его социально - экономическом, политическом и духовном развитии. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований целого комплекса общественных наук (социология, экономика, политология, культурология, правоведение), а также на знании философии.

Роль и место исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало 21 века характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Выпускник школы должен:

Ориентироваться в потоке социальной информации, видеть и творчески решать возникающие проблемы;

Активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения;

Продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, Учебный предмет «история» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.

Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т.д.

Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.


Место учебного предмета в учебном плане.

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 374 часа, в 5-8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю.

Планируемые результаты изучения предмета.

Личностные:

- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.


Метапредметные:

- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.


Предметные:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.


Содержание учебного предмета «История Древного мира» (5 класс)

П/П

Тема раздела

Количество

часов

1.

Что изучает история Древнего мира.

1

2.

Первобытные собиратели и охотники.

3

3.

Первобытные земледельцы и скотоводы.

3

4.

Счёт лет в истории.

1

5.

Древний Египет.

8

6.

Западная Азия в древности.

7

7.

Индия и Китай в древности.

5

8.

Древнейшая Греция.

5

9.

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

7

10.

Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии.

5

11.

Македонские завоевания в IV в. до н. э.

4

12.

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.

3

13.

Рим - сильнейшая держава Средиземноморья.

3

14.

Гражданские войны в Риме.

4

15.

Римской империя в первые века нашей эры.

5

16.

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.

3

17.

Итоговое повторение

1


Итого

 68 








Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


Литература для учителя

  • Агбунов М. Античные мифы и легенды. Мифологиче­ский словарь / М. Агбунов. — М., 1994.

  • Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи / М. Бойс. — СПб., 1994.

  • Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых гре­ков и римлян / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, Г. А. Стратановский. — М., 2008.

  • Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей / Гай Светоний Транквилл. — М., 1990.

  • Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. JI. Гаспа- . ров. — М., 1998.

  • Геродот. История / Геродот. — М., 1993.

  • Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуля­ев. — М., 2005.

  • История Востока. В 6 т. — М., 2002. — Т. 1. Восток в древности.

  • История Древней Греции / под ред. В. И. Авдиева,Г. Бокщанина, Н. Н. Пикуса. — М., 1972.

  • Карсавин JI. П. История европейской культуры / JI. П. Карсавин. — СПб., 2003. — Т. 1. Римская империя, христианство и варвары.

  • Микелъ П. Древняя Греция / П. Микель. — М., 1999.

  • Мифы Древней Греции. М., 2001.

  • Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. / под ред. С. А. Токарева. — М., 1997.

  • Немировский А. И. История Древнего мира: Антич­ность. В 2 ч. / А. И. Немировский. — М., 2000.

  • Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме / М. Е. Сер- геенко. — СПб., 2000.

  • Суриков И. Е. Остракизм в Афинах / И. Е. Суриков. — М., 2006.

  • Циркин Ю. Б. Гражданские войны в Риме. Побеждён­ные / Ю. Б. Циркин. — СПб., 2006.

  • Чеканова Н. В. Римская диктатура последнего века республики / Н. В. Чеканова. — СПб., 2005.

  • Ярхо В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса /Н. Ярхо. — М., 2004


Цифровые образовательные ресурсы

Древний Рим — http: // www.gumfak.ru/history.shtml

Китай, Индия, Персия — http://www.rusedu.ru/search.php

Древняя Греция — http: / / www.rusedu.ru/search.php

Древний Египет — http://www.rusedu.ru/search.php

Древняя история мира — http: // www. earth-history. com

Сайт Кемет: «История Древнего Египта» — http:// www.kemet.ru

Древний мир. Мировая художественная культура. От первобытности до

Рима — http: / / www. mhk. spb. ru

Античная мифология — http: / /mythology .sgu.ru/ mythology /ant /index. htm


Планируемые результаты изучения истории в основной школе:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

- читать историческую карту с опорой на легенду;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных)

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

- рассказывать (устно и письменно) об исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

- различать факт (событие) и его описание(факт источника, факт историка)

- соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей.

- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
























"Согласовано"

Заместитель директора по УВР

МКОУ «Большедолженковская СОШ»

__________________ Л.Н.Чарочкина

"___" ______________ 201 _ г.

Название документа Титульный лист.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Большедолженковская средняя общеобразовательная школа»

Октябрьского района Курской области





Утверждена Введена

на заседании педагогического совета в действие приказом

муниципального казённого по муниципальному казённому

общеобразовательного учреждения общеобразовательному учреждению

«Большедолженковская СОШ» «Большедолженковская СОШ»

Протокол от «__» «__» 201 __ г. №__ от «__» «__» 201__ г. №___

Директор ОУ

_________________ М.Д.Алиев






Рабочая программа




Наименование учебного предмета Всеобщая история.

История Древнего мира

Класс 5

Уровень общего образования Базовый

Учитель (ФИО, должность, квалификационная категория) Оленченкова

Тамара Алексеевна, учитель истории и обществознания, I кв. кат.

Срок реализации программы один год

Учебный год 2015-2016

Количество часов по учебному плану: всего 68 часов в год; в неделю 2 часа Учебник Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.

Под редакцией академика РАН А.А. Искендерова .

М., «Просвещение», 2013. Рекомендовано Министерством

образования и науки РФ

(название, автор, издательство, год издания, кем рекомендовано)


Рабочую программу составил(а)

Оленченкова Тамара Алексеевна

подпись расшифровка подписи



Рабочая программа по истории для 5 класса (ФГОС)
  • История
Описание:

Рабочая программа по истории для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, Федеральной Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира». Программа рассчитана на 68 часов при двухчасовой учебной нагрузке.

Рабочая программа включает: Пояснительную записку, Календарно-тематическое планирование, Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, Планируемые результаты изучения истории в основной школе.

Автор Оленченкова Тамара Алексеевна
Дата добавления 14.05.2015
Раздел История
Подраздел Планирования
Просмотров 1257
Номер материала 59300
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓