Главная / Информатика / Рабочая программа по информатике 5 класс.

Рабочая программа по информатике 5 класс.

Муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной школы № 2

муниципального образования «Город Донецк»

(МБОУ СОШ №2)



УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ СОШ №2

_____________Е.В. Фролов

Приказ от _________ № ___




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Информатике и ИКТ





Уровень: Основное общее - 5 класс

_______________________________________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указание класса)



Количество часов: 5 – 32 часа




Учитель: Бородина М.Ю.

Ф.И.О.






Программа разработана на основе:

Примерная основная образовательная программа основного и среднего общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15)

______________________________________________________

(указать примерную программу/программы, автора, издательство, год издания)


1. Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса разработана на основе

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273 – ФЗ)

  • Областной закон от 14.11.2013 № 26 – 3С «Об образовании в Ростовской области»

  • Примерная основная образовательная программа основного и среднего общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15)

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»(в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39);

  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994);

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

  • Приказ МБОУ СОШ №2 от 15.08.2014 № 116 «Положение о порядке утверждения и структуре рабочих программ учебных курсов (предметов) педагогических работников МБОУ СОШ №2»

  • Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

  • Устав школы

  • Учебный план школы на 2015-2016 учебный год.

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №2 на 2015-2016 учебный год.

  • Положение о порядке утверждения и структуре рабочих программ учебных курсов (предметов) педагогических работников МБОУ СОШ №2 г. Донецка Ростовской области (Приказ от 15.08.2014 № 116)






Цели и задачи курса


Изучение информатики и ИКТ в 5 классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В 5 классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.


2. Общая характеристика предмета «Информатика и ИКТ»:


Информатика имеет очень большое и все возрастающее число межпредметных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения.

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011). Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.


3. Место предмета «Информатика»


Планирование осуществляется по учебнику Н.В. Макаровой «Информатика. 5 класс. Начальный курс».

Рабочая программа адаптирована к школьному компоненту, согласно которого информатика изучается в 5-х классах в объеме 30 часов, из расчета 1 час в неделю. Хронология изучения тем по программе Н.В.Макаровой не нарушена. В основе изложения материала лежит модульный принцип. При изучении тем «Набор и редактирование текста», «Графический редактор» включаются национальный и региональный компоненты. При изучении темы «Клавиатура – инструмент писателя» используется клавиатурный тренажер.


4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТЬИКА» в 5 классе.


Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Учимся работать на компьютере» и «Компьютерная графика»..




РАЗДЕЛ 1. ОБУЧЕНИЕ РАБОТЕ НА КОМПЬЮТЕРЕ



Тема 1.1. Освоение системной среды Windows

Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером.

Сопоставление роли и назначения компьютерного и реального рабочего стола. Назначение объектов компьютерного Рабочего стола.

Освоение приемов работы с мышью.

Представление о графическом интерфейсе системной среды. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню.

Знакомство с назначением и функциями Главного меню. Технология запуска программ из Главного меню и завершения работы программы.

Представление об окне как об объекте графического интерфейса. Технология работы с окном.

Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш.

.

Тема 1.2. Простейшая технология работы с текстом

Назначение текстового редактора. Структура графического интерфейса текстового редактора (на примере Блокнота). Назначение Основного меню. Команды Основного меню текстового редактора.

Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк.

Назначение буфера обмена. Действия с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение.



Тема 1.3. Вычисления на компьютере с помощью калькулятора

Исторические примеры различных приспособлений для выполнения арифметических операций. Технология вычислений с помощью программы Калькулятор.



Тема 1.4. Представление о составном документе

Работа с несколькими окнами. Создание составного документа, используя две программы.



РАЗДЕЛ 2. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА



Тема 2.1. Освоение среды графического редактора Paint(GIMP)

Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.



Тема 2.2.Редактирование рисунков

Использование команды Отменить. Использование инструмента Ластик.

Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения фрагмента рисунка и его перемещения. Примеры создания графического объекта из типовых фрагментов. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Окрытие файла с рисунком. Практикум по созданию и редактированию графических объектов.



Тема 2.3. Точные построения графических объектов

Использование клавиши Shift для построения прямых, квадратов, кубов, кругов. Построение геометрических фигур.

Понятие пикселя. Редактирование графического объекта по пикселям. Понятие пиктограммы. Создание и редактирование пиктограммы по пикселям.



Тема 2.4. Представление об алгоритме

Понятие алгоритма. Примеры алгоритмов из окружающей жизни.

Понятие последовательного (линейного) алгоритма. Представление о циклическом алгоритме. Примеры построения графических объектов на основе циклического и линейного алгоритма.

Построение графических объектов с помощью метода последовательного укрупнения копируемого фрагмента.



График контрольных работ.


п/п

Тема контрольной работы

Дата проведения

1

Контрольная работа №1 «Основные устройства компьютера»

01.12

2

Контрольная работа № 2 «Компьютерная графика»

15.03

3

Итоговая контрольная работа

19.04


















5. Тематическое планирование

п/п

Раздел программы

Основное содержание тем

Основные виды деятельности ученика

1

Учимся работать на компьютере

Компьютер. Основные устройства компьютера. Рабочий стол. Мышь. Клавиатура. Окно. Калькулятор.


В результате обучения учащиеся должны знать/понимать:

- какими средствами вычислительной техники пользовались люди до появления компьютеров;

- название и назначение основных частей персонального компьютера;

- назначение основных клавиш на клавиатуре;

- способ представления информации в компьютере;

- основные понятия информатики: «окно», «интерфейс», «компьютер», «информация», «информатика»;

- интерфейс и основы работы в стандартных приложениях Windows.

- назначение графического редактора и сферы его применения;

- возможности простого графического редактора Paint;

- понятия «панель инструментов», «палитра», «пиксель», «пиктограмма»;

- понятие «алгоритм».

В результате обучения учащиеся должны уметь:

- включать и выключать компьютер;

- пользоваться клавиатурой компьютера для работы с экранным меню, ввода текстовой информации;

- работать в среде Paint, Блокнот, Калькулятор;

- работать с окнами;

- настраивать Рабочий стол;

- пользоваться мышью.

- создавать рисунок в графическом редакторе, используя основные инструменты;

- настраивать инструменты графического редактора;

- выполнять повторяющиеся элементы в рисунке;

- создавать рисунок по данному алгоритму;

- редактировать рисунок;

- сохранять рисунок на диске.


2

Компьютерная графика


Компьютерная графика. Создание, редактирование рисунка. Настройка инструментов. Фрагмент рисунка. Построения с помощью клавиши Shift. Пиксель. Пиктограмма.





6. Календарно- тематическое планирование по «Информатика и ИКТ»,

5 класс (1 час в неделю)

п/п

Тема урока

Вид деятельности учащихся

Требования к результату

Всего часов

Из них

Дата

Домашнее задание


Теория

Практика

По плану

фактически



Раздел 1. Учимся работать на компьютере. (13 ч)


1

Вводный урок. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

Беседа. Подпись в тетради по ТБ

Знать: правила безопасного поведения к компьютерном классе и за работой за компьютером

1

1

-

01.09




2

Человек и компьютер.

Усвоение новых знаний

Учащиеся должны знать:

  1. назначение основных устройств компьютера;

  2. правила работы за компьютером;

  3. назначение Рабочего стола;

  4. понятие графического интерфейса;

  5. назначение компьютерного меню и Главного меню;

  6. роль окна при работе в системной среде Windows;

  7. назначение служебных клавиш на клавиатуре.

  8. основные правила набора текста;

  9. назначение Основного меню;

  10. основные операции редактирования;

  11. назначение буфера обмена.

  12. назначение программы Калькулятор;

технологию работы с программой Калькулятор.

1

1

-

08.09


§1.1


3

Рабочий стол в реальном и виртуальном мире.

Опрос, изуч.нов.темы компьют.практ

1

0,5

0,5

15.09


§1.2,1.4


4

Компьютерная помощница – мышь.

Опрос, изуч.нов.темы компьют.практ

1

0,5

0,5

22.09


§1.5,1.6


5

Меню – возможность выбора.

Опрос, изуч.нов.темы компьют.практ

1

0,5

0,5

29.09


§1.7


6

Начните работу с нажатия клавиши «Пуск».

Опрос, изуч.нов.темы компьют.практ

1

0,5

0,5

06.10


§1.8,1.9


7

Окно в компьютерный мир.

Опрос, изуч.нов.темы компьют.практ

1

0,5

0,5

13.10


§1.10


8

Панель задач.

Опрос, изуч.нов.темы компьют.практ

1

1

-

20.10


повторение


9

Клавиатура – инструмент писателя. Пр. работа № 1 «Набор и редактирование текста».

Компьют.практ. по инд.карточкам

Учащиеся должны уметь:

  1. работать мышью;

  2. выбирать пункты меню;

  3. запускать программу и завершать работу с ней;

  4. изменять размеры и расположение окна.

  5. водить и редактировать текст;

  6. копировать, перемещать, удалять фрагмент текста.

  7. приводить исторические примеры приспособлений, исполь­зуемых для расчетов;

  8. выполнять расчеты с помощью программы Калькулятор.

  9. располагать окна па Рабочем столе и поочередно в них работать

  10. создавать составной документ.


1

0,5

0,5

27.10


§1.11


10

Что скрывается в строке меню.

Изуч.новой темы, беседа

1

1

-

10.11


повторение


11

Действия с фрагментом текста. Пр. работа № 2 «Действия с текстом».

Компьют.практ. по инд.карточкам

1

0,5

0,5

17.11


§1.12


12

Вычисление на компьютере с помощью калькулятора.

Опрос, изуч.нов.темы компьют.практ

1

0,5

0,5

24.11


§1.12


13

Контрольная работа №1 «Основные устройства компьютера»

Инд.работа по вариантам

1

-

-

01.12




Компьютерная графика (11 ч)







15.12

14

Графика. Инструменты для рисования

изуч.нов.темы компьют.практ

Учащuеся должны знать:

  1. назначение и возможности графического редактора;

назначение объектов интерфейса графического редактора

  1. понятие фрагмента рисунка;

  2. понятие файла.

  3. точные способы построения геометрических фигур;

  4. понятие пиксела;

  5. понятие пиктограммы.

Учащuеся должны уметь:

  1. настраивать Панель инструментов;

создавать простейшие рисунки с помощью инструментов

  1. выделять и перемещать фрагмент рисунка;

  2. создавать графический объект из типовых фрагментов;

  3. сохранять рисунок в файле и открывать файл.

  4. использовать для построения точных геометрических фигур клавишу Shift;

  5. редактироватр графический объект по пикселам;

  6. рисовать пиктограммы.



1

0,5

0,5

08.12


§2.1-2.3


15

Пр. работа № 3 «Создание и редактирование компьютерного рисунка».

Компьют.практ.

1

0,5

0,5

15.12


§2.4


16

Настройка инструментов.

изуч.нов.темы компьют.практ.

1

0,5

0,5

22.12


§2.5


17

Фрагмент рисунка.

изуч.нов.темы компьют.практ

1

0,5

0,5

12.01


§2.6


18

Сборка рисунка из деталей. Пр. работа № 4 «Сборка рисунка из деталей»

Компьют.практ. по инд.карточкам

1

-

1

19.01


§


19

Как сохранить созданный рисунок и как его открыть?

Беседа, Компьют.практ

1

0,5

0,5

26.01


§2.8-2.9


20

Пр. работа № 5 «Построения с помощью клавиши SHIFT».

Компьют.практ. по инд.карточкам

1

-

1

02.02


§2.10,2.11


21

Окружность и эллипс.

изуч.нов.темы компьют.практ.

1

0,5

0,5

09.02


§2.12


22

Пиксель

компьют.практ. по карточкам

1

-

1

16.02


§2.12


23

Пиктограмма

Опрос,изуч.нов.темы компьют.практ.

1

0,5

0,5

01.03


§2.13


24

Контрольная работа № 2 «Компьютерная графика»

Инд.контроль по вариантам

1

-

-

15.03


§2.14-2.16


«Алгоритмы» (5 часов)







06.04

25

Алгоритмы в нашей жизни.

изуч.нов.темы, решение задач

Учащuеся должны знать:

  1. понятие алгоритма;

  2. понятие линейного алгоритма;

понятие циклического алгоритма

Учащuеся должны уметь:

  1. разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;

  2. использовать при создании графического объекта цикличе­ский алгоритм.


1

1

-

29.03


§2.18


26

Происхождение слова «алгоритм». Пр. работа № 6 «Построение алгоритмов».

изуч.нов.темы, решение задач, Компьют.практ.по карточкам

1

0,5

0,5

05.04


§2.19-2.20


27

Повторяющиеся фрагменты.

Буфер обмена

изуч.нов.темы, Компьют.практ.по карточкам

1

0,5

0,5

12.04


§2.22


28

Итоговая контрольная работа

Инд.работа по вариантам

1

-

-

19.04


повторение


29

Циклические алгоритмы в среде графического редактора. Пр. работа № 7 «Алгоритмы в среде графического редактора»

Опрос,изуч.нов.темы компьют.практ.

1

0,5

0,5

26.04


§2.24


30

Повторение изученного материала.

повторение

1


1

10.05




31

Повторение изученного материала.

повторение


1

1


17.05




32

Итоговый урок.

повторение


1

1


24.05

























  1. Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение учебного процесса

Учебно-методический комплект:

  1. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс./ Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2010

Дополнительная литература:

  1. Газета «Информатика», №6-2008 (559).Материалы к уроку «Графический редактор».

  2. Информатика. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Н.В.Макаровой «Информатика. 5-6 классы». / Сост. Е.А.Егоров. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

  3. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №6 – 2007. Контрольно-измерительные материалы по информатике для 5-7 классов.

  4. Электронный диск «Мир информатики» (часть 1-4)

  5. Сайт «Информатика в школе»: http://inf777.narod.ru

  6. Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: http://portal.krsnet.ru

  7. Сайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.net



Оснащение

Настоящий перечень разработан на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).

Наименования объектов и средств

материально-технического обеспечения

В наличии

Необходимое количество

«+» - есть;

«-» - нет

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного общего образования по информатике

1


+


1.3

Примерная программа основного общего образования по информатике

1


+

1.6

Авторские рабочие программы по информатике

1


+

1.7

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

1


+

1.8

Учебник по информатике для основной школы

9-15


+

1.9

Справочные пособия (энциклопедии и т.п.)

1


+

1.10

Дидактические материалы по всем темам

1


+

2.

Печатные пособия


Плакаты

2.1

Организация рабочего места и техника безопасности

1


+

2.2

Архитектура компьютера

1


+

2.3

Архитектура компьютерных сетей

1


+

2.4

История информатики

1


+


Схемы

2.5

Графический пользовательский интерфейс

1


+

2.6

Виды информационных процессов

1


+

2.7

Представление информации (дискретизация)

1


+

2.8

Моделирование, формализация, алгоритмизация

1


+

2.9

Основные этапы разработки программ

1


+

2.10

Системы счисления

1


+

2.11

Логические операции

1


+

2.12

Блок-схемы

1


+

2.13

Алгоритмические конструкции

1


+

2.14

Структуры баз данных



+

2.15

Структуры веб-ресурсов



+

3.

информационно-коммуникативные средства


Программные средства

3.1

Операционная система

9-15


+

3.2

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

9-15


+

3.3

Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

9-15


+

3.4

Программное обеспечение для организации управляемого коллективного и безопасного доступа в Internet.

1


+

3.5

Антивирусная программа

9-15


+

3.6

Программа-архиватор

9-15


+

3.7

Система оптического распознавания текста для русского, национального и изучаемых иностранных языков

9-15


+

3.8

Программа для записи CD или DVD дисков

9-15


+

3.9

Комплект общеупотребимых программ, включающий: текстовый редактор, программу разработки презентаций, электронные таблицы.

9-15


+

3.10

Звуковой редактор.

9-15


+

3.11

Редакторы векторной и растровой графики.

9-15


+

3.12

Программа для просмотра статических изображений.

9-15


+

3.13

Мультимедиа проигрыватель

9-15


+

3.14

Редактор Web-страниц.

9-15


+

3.16

Браузер

9-15


+

3.17

Система управления базами данных, обеспечивающая необходимые требования.

9-15


+

3.18

Система программирования.

9-15


+

3.19

Клавиатурный тренажер.

9-15


+

4.

Технические средства обучения (средства ИКТ)

4.1

Экран (на штативе или настенный)

1


+

4.2

Мультимедиа проектор

1


+

4.3

Персональный компьютер – рабочее место учителя

1


+

4.4

Персональный компьютер – рабочее место ученика

9-15


+

4.5

Комплект сетевого оборудования

1


+

4.6

Комплект оборудования для подключения к сети Интернет

1


+


Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации

4.7

Устройства ввода/вывода звуковой информации – микрофон, наушники

1


+


Расходные материалы

4.17

Бумага


+

5.

МОДЕЛИ

5.1

Устройство персонального компьютера

1


+

5.2

Преобразование информации в компьютере

1


+

5.3

Информационные сети и передача информации

1


+

5.4

Модели основных устройств ИКТ

1


+

6.

МЕБЕЛЬ

6.1

Компьютерный стол для ученика

9-15


+

6.2

Шкафы для хранения оборудования, хранения компакт-дисков

1


+



  1. Результаты освоения учебного предмета Информатика и ИКТ и система их оценки.


Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольно-измерительных материалов основного общего образования по информатике:


Личностные результаты:

  • широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

  • способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты:

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.


Предметные результаты:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект» ;

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать программы из меню Пуск;

  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

  • уметь применять понятие алгоритм при работе с графическими объектами;

  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.


Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся по информатике и

информационным технологиям

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.

5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

Оценка ответов учащихся

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

- оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

- оценка «4» выставляется, если:

ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

- оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

- оценка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

- оценка «1» выставляется, если:

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Для письменных работ учащихся:

- оценка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна - две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

- оценка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

- оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.

Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:

- оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

- оценка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.





Контрольно- измерительный материал.

Приложение 1

Контрольная работа №1 Вариант 1.

  1. Как запустить стандартные программы БЛОКНОТ и КАЛЬКУЛЯТОР?

  2. Как называется ограниченная рамкой область экрана?

  3. Какие основные элементы компьютерных окон вы помните?

  4. Как изменить текущий алфавит на компьютере?

  5. Что показывает текстовый курсор?

  6. Как можно переместить текстовый курсор на новую строку в тексте?

  7. Shift – для …

  8. Backspace – для ..

  9. Caps Lock – для …

  10. С помощью какой клавиши можно отделить слова друг от друга?

  11. С помощью какой клавиши можно удалить ошибочный символ?

  12. Выберите правильный ответ: Кнопка РАЗВЕРНУТЬ/ВОССТАНОВИТЬ окна программы КАЛЬКУЛЯТОР

А) активна

Б) неактивна

  1. Кнопка С программы КАЛЬКУЛЯТОР предназначена для ……

  2. Какие способы завершения работы с программой вы знаете?

Контрольная работа №1. Вариант 2.

  1. Как запустить стандартные программы БЛОКНОТ и КАЛЬКУЛЯТОР?

  2. Как называется ограниченная рамкой область экрана?

  3. Какие основные элементы компьютерных окон вы помните?

  4. Как изменить текущий алфавит на компьютере?

  5. Что показывает текстовый курсор?

  6. Как можно переместить текстовый курсор на новую строку в тексте?

  7. Shift – для …

  8. Backspace – для ..

  9. Caps Lock – для …

  10. С помощью какой клавиши можно отделить слова друг от друга?

  11. С помощью какой клавиши можно удалить ошибочный символ?

  12. Выберите правильный ответ: Кнопка РАЗВЕРНУТЬ/ВОССТАНОВИТЬ окна программы КАЛЬКУЛЯТОР

А) активна

Б) неактивна

  1. Кнопка С программы КАЛЬКУЛЯТОР предназначена для ……

  2. Какие способы завершения работы с программой вы знаете?













Приложение 2

Контрольная работа №2 по теме «Компьютерная графика»

Вопросы к зачету

  1. Почему книжка с картинками понятнее?

  2. Какие инструменты использует человек для рисования?

  3. Что такое компьютерная графика?

  4. Как выбрать инструмент в графическом редакторе? Как узнать, какой инструмент выбран?

  5. Как выбрать цвет в графическом редакторе? Как узнать, какой цвет выбран?

  6. Зачем нужна настройка инструмента? Какие виды настройки вы знаете?

  7. Для чего используется команда ОТМЕНИТЬ? Как ее выполнить?

  8. Какими способами можно исправить неудачно нарисованный элемент рисунка?

  9. Что такое фрагмент рисунка?

  10. Какими способами можно выделить фрагмент рисунка?

  11. Чем отличается произвольное выделение фрагмента от прямоугольного?

  12. Чем отличается выделение без фона от выделения с фоном?

  13. Как снять выделение?

  14. Как выполняется сборка рисунка из элементов?

  15. Как открыть рисунок, который записан на диске?

  16. Как сохранить рисунок на диске?

  17. Как открыть один из последних рисунков, с которым проводилась работа?

  18. Как завершить работу с графическим редактором?

  19. Зачем нужны вспомогательные построения? Где вы их использовали?

  20. Как можно удалить вспомогательные построения?

  21. Как в графическом редакторе нарисовать точную вертикальную, горизонтальную или под углом 45 градусов линию?

  22. Как в графическом редакторе рисуется прямоугольник?

  23. Как нарисовать квадрат?

  24. Какие инструменты и приспособления использует человека для рисования кругов и эллипсов?

  25. Как в графическом редакторе рисуется круг? Эллипс?



Приложение 3

Контрольная работа № 3 по теме : « Алгоритмы».

1. Закончите предложение: «Алгоритмом называется …»

А. нумерованный список

Б. маркированный список

В. система команд исполнителя

Г. конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату


2. Что можно считать алгоритмом?

А. Правила техники безопасности

Б. Список класса

В. Кулинарный рецепт

Г. Перечень обязанностей дежурного по классу


3. Продолжите предложение: «ИСПОЛНИТЕЛЬ – это ….»


4. Приведите примеры исполнителей.


5. Выберите истинные высказывания:

А. Человек разрабатывает алгоритмы.

Б. Компьютер разрабатывает алгоритмы.

В. Исполнитель разрабатывает алгоритмы.

Г. Человек управляет работой других исполнителей по выполнению алгоритмов.

Д. Компьютер управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.

Е. Исполнитель управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.

Ж. Человек исполняет алгоритмы.

З. Компьютер сам выполняет алгоритмы (программы).

И. Исполнитель четко и безошибочно выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его систему команд исполнителя.

6. Составьте алгоритм «Включение компьютера»
































































Рабочая программа по информатике 5 класс.
  • Информатика
Описание:

Рабочая программа по информатике 5 класс УМК Н.Д.Макарова.

Рабочая программа создана по новому ФГОС. В программе есть все необходимые критерии, так же прилагаются контрольно- измерительные материалы. Программа в данный момент апробируется в 5 классе по новому ФГОС. В рабочей программе соблюдены все критерии. Контрольно-измерительный материал подобран актуально.

Автор Бородина Марина Юрьевна
Дата добавления 13.09.2015
Раздел Информатика
Подраздел Планирования
Просмотров 585
Номер материала MA-060705
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓