Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 8 класса является
приложением к Основной образовательной программе основного общего образования
муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Башкирская гимназия»
городского округа город Агидель Республики Башкортостан.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования по курсу «Информатика и ИКТ. 8 класс» и Программой для основной
школы: Информатика 7-9 классы/Н.Д. Угринович, Н.Н. Самылкина. – М. БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2012.- 53 с.
Цель курса: подготовка учащихся на уровне требований,
предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по
информатике и ИКТ.
Задачи курса:
·
освоение знаний, составляющих
основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах,
технологиях и моделях;
·
овладение умениями работать с
различными видами информации с помощью компьютера и других средств
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
·
организация собственной
информационной деятельности и планирование ее результатов;
·
развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
·
воспитание ответственного
отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения, избирательного отношения к полученной информации;
·
выработка навыков применения
средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных
проектов, в учебной деятельности, в дальнейшем освоении профессий,
востребованных на рынке труда.
Общая
характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания
информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и
технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует
формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных
способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на
этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом
образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики
основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания
информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как:
информационный процесс, информационная модель и информационные основы
управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение
школьниками навыков использования средств информационных технологий,
являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации
школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения
эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию
об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать
информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать
объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и
корректировать планы.
Описание места курса в учебном плане
В
соответствии с Федеральным базисным учебным планом общеобразовательных
учреждений, учебным планом и годовым календарным графиком гимназии на 2015-2016
учебный год рабочая программа рассчитана на 35 часов в год, 35 учебных недель,
1 час в неделю.
В состав учебно-методического комплекса входят:
-
учебник для основной школы: «Информатика и ИКТ :
учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. - 2-е изд.,-М.: Бином. Лаборатория
знаний, 2009.г.».
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части
урока проводится объяснение нового материала. Во второй части урока планируется
компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных
практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25
минут, и направлены на отработку отдельных технологических приемов и
практикумов, интегрированных практических работ, ориентированных на получение
целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины
учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап,
не требующий использования средств информационных и коммуникационных
технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность.
Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких
недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков.
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-35
минут.
Текущий контроль осуществляется с
помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических
заданий.
Тематический контроль осуществляется
по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы,
тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по
завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного
учреждения - контрольной работы.
Учебно – тематический план
Глава
|
Количество часов
|
Теоретическая часть
|
Практических работ
|
Контрольных работ
|
Информация и информационные технологии
|
3
|
2
|
|
1
|
Компьютер как универсальное устройство обработки
информации
|
4
|
3
|
|
1
|
Кодирование и обработка текстовой информации
|
8
|
3
|
4
|
1
|
Кодирование и обработка числовой информации
|
6
|
5
|
|
1
|
Основы алгоритмизации и языки программирования
|
9
|
8
|
|
1
|
Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов
|
5
|
3
|
2
|
|
Итого
|
35
|
24
|
6
|
5
|
|
|
|
|
|
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения информатики и информационных
технологий ученик должен:
Знать/понимать:
·
виды информационных процессов; примеры источников и
приемников информации;
·
единицы измерения количества и скорости передачи
информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
·
программный принцип работы компьютера;
·
назначение и функции используемых информационных и
коммуникационных технологий.
Уметь:
·
выполнять базовые операции над объектами: цепочками
символов, числами, списками; проверять свойства этих объектов;
·
оперировать информационными объектами, используя
графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и
разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
·
создавать информационные объекты, в том числе:
·
структурировать текст, используя нумерацию страниц,
списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в
тексте таблицы, изображения;
·
создавать и использовать различные формы
представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от
одного представления данных к другому;
·
создавать рисунки, чертежи, графические
представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с
использованием основных операций графических редакторов, учебных систем
автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых
изображений;
·
создавать записи в базе данных;
·
создавать презентации на основе шаблонов;
·
искать информацию с применением правил поиска в
базах данных, компьютерных сетях при выполнении заданий и проектов по различным
учебным дисциплинам;
·
пользоваться персональным компьютером и его периферийным
оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором;
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных
технологий.
Применять приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
·
для создания простейших моделей объектов и
процессов в виде изображений и чертежей, электронных таблиц, программ (в том
числе – в форме блок-схем);
·
для проведения компьютерных экспериментов с
использованием готовых моделей объектов и процессов;
·
для создания информационных объектов, в том числе
для оформления результатов учебной работы.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно
к различным формам контроля знаний
Критерии
оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и
правильный на основании изученных теорий. Материал изложен в определенной
логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и
правильный на основании изученных теорий. Материал изложен в определенной
логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки,
исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но
при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе
обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или
допущены существенные ошибки, которые обучающийся не смог исправить при
наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие
ответа.
Критерии оценки практической работы
(компьютерный практикум)
Отметка «5»: работа выполнена в
полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий:
·
проводит работу в условиях, обеспечивающих
получение правильных результатов и выводов;
·
соблюдает правила техники безопасности;
·
в ответе правильно и аккуратно выполняет все
записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
·
правильно выполняет анализ ошибок.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом
1-2 мелких погрешностей или 2-3 недочетов, исправленных самостоятельно по
требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не
менее чем наполовину, допущены 1-2 погрешности или одна грубая ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) грубые
ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию
учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Критерии оценки письменной работы
(контрольной работы, проверочной работы)
Отметка «5»: работа выполнена в полном объеме, либо, при наличии 1-2 мелких
погрешностей.
Отметка «4»: работа выполнена в полном объеме, но при наличии 1-2 недочётов.
Отметка «3»: работа выполнена более чем наполовину или в работе допущены 1-2
грубые ошибки, много недочётов, мелких погрешностей.
Отметка «2»: работа выполнена менее чем наполовину.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятие определения.
Погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком
представлении рассматриваемого объекта.
Недочёт – неправильное представление об объекте, не влияющего
кардинально на знания определённые программой обучения.
Мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не
искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Критерии оценки тестовой работы
·
Отметка «5» - 85% и
более
·
Отметка «4» - от 70 %
до 84 %
·
Отметка «3»- от 50% до
69 %
·
Отметка «2»- менее 50%
Содержание учебного предмета
Тема 1. Информация и информационные
технологии – 3 часа
Информация в живой и неживой природе.
Человек и информация. Информационные процессы в технике. Кодирование информации
с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Вычисление
количества информации с помощью электронного калькулятора. Тренировка ввода
текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.
Текущий и промежуточный контроль.
Тема 2. Компьютер как универсальное
устройство обработки информации - 4 часа.
Основные компоненты компьютера и их
функции. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной работы
компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их
функции. Загрузка компьютера. Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное
взаимодействие пользователя компьютером, графический пользовательский
интерфейс. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Текущий и промежуточный контроль.
Тема 3. Кодирование и обработка
текстовой информации – 8 часов
Кодирование текстовой информации.
Кодирование русского алфавита.
Создание и редактирование документов. Нумерация и
ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Создание
документа с использованием мастеров и шаблонов. Параметры шрифта, параметры
абзаца. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Проверка
правописания. Включение в текстовый документ списков, таблиц, формул и
графических объектов.
Практическая работа № 1; 2; 3; 4.
Текущий и промежуточный контроль.
Тема 4. Кодирование и обработка
числовой информации - 6 часов
Кодирование числовой информации. Системы
счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические
операции в позиционных системах счисления.
Текущий и промежуточный контроль.
Тема 5. Основы алгоритмизации и языки
программирования (9 часов)
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его
исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером.
Кодирование основных типов алгоритмических структур на алгоритмическом языке.
Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая
структура «выбор».
Текущий и промежуточный контроль.
Тема 6. Коммуникационные технологии (5 часов)
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная
компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете.
Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные
ресурсы Интернета. Всемирная паутина.
Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный
Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная
коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки
гипертекста HTML.
Практическая работа № 5; 6.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.