Главная / Информатика / Рабочая программа по информатике для 11 класса

Рабочая программа по информатике для 11 класса

Пояснительная записка


Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования базового уровня.

Учебный предмет изучается в 11 классе и рассчитан на 34 часа

Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационной технологии решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этом следует отметить, что в основном решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи - типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи - типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

Для реализации программы имеется оборудованный кабинет информатики с 10 компьютерами, имеющих доступ в Интернет, установленными лицензионными программами, учебно-методическая и справочная литература, учебники и рабочие тетради, электронные учебные пособия и энциклопедии, раздаточный материал для проведения контрольных и самостоятельных работ, УМК под редакцией Семакина И.Г.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

Изучение курса предполагает наличие в школе компьютерного класса и включение практической работы на компьютерах в общее количество учебных часов. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

При проведении уроков используются беседы, практикумы, работа в группах, деловые игры, самостоятельные работы и исследования.

Итоговый контроль проводится в форме итоговых тестов и контрольных работ.

Согласно Федеральному Базисному Учебному Плану (2004 г.) на изучение информатики и ИКТ на базовом уровне в 10-11 классах отводится 70 часов учебного времени (1+1 урок в неделю. Настоящая программа составлена в расчете на базовый вариант учебного плана.

Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, выпускаемым издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний» (2008 г.), включающим в себя:

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса.

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие.

  3. Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера.


Программа и учебный план, представленные в методическом пособии [3],

рассчитаны на 70-часовой объем курса. 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе.

.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ


В результате изучения данного предмета в 11 классе учащийся должен:

знать/понимать

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначение и функции операционных систем;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • осуществлять выбор и строить информационные компьютерные модели для решения поставленных задач;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • создавать Web-страницы;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА



Тема 1 «Информационные системы и базы данных» (10 часов)

Повторение. Понятие системы, классификация ИС. Компьютерный текстовый документ как структура данных. Базы данных - основа информационной системы. Проектирование многотабличной базы данных. Создание базы данных. Запросы как приложение информационной системы. Логические условия выбора данных.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать: как создать базу данных, как организовать запросы, формы, отчеты к информационной системе и логические условия выбора данных.

Учащиеся должны уметь: создать базу данных, организовать запросы, формы, отчеты к информационной системе и логические условия выбора данных.

Практическая работа №1.1 Знакомство с СУБД Access

Практическая работа №1.2 Создание структуры и заполнение базы данных

Практическая работа № 1.3 Создание форм. Ввод данных через форму

Практическая работа №1.4 Реализация простых запросов в режиме дизайна

Практическая работа №1.5 Реализация сложных запросов к базе данных

Практическая работа № 1.6. Формирование отчётов


Тема 2. Интернет (12 часов)

Повторение. Интернет как глобальная информационная система. WWW - Всемирная паутина. Средства поиска данных в Интернете. Безопасность в сети Интернет. Web-сайт - гиперструктура данных. Геоинформационные системы. Сетевой этикет

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать: что такое гипертекст, гиперссылка; средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки); этапы развития компьютерной научно-технической революции; технические ресурсы интернета: понятия провайдер, хост-компьютер, IP- адрес, каналы связи и их характеристики; программные ресурсы интернета; знать как работает сеть; протоколы TCP и 1Р;какие услуги предоставляет интернет: коммуникационные службы интернета (электронная почта, служба телеконференций, форумы прямого общения) и информационные службы интернета (служба передачи файлов, WWW); основные понятия WWW: Web - страница, Web - сервер, гиперссылка, протокол, Web - сайт, Web - браузер; HTML; как работает поисковая служба интернета, правила поиска информации в WWW,.

Учащиеся должны уметь: автоматически создавать оглавление документа;

организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе; характеризовать

технические ресурсы; работать с браузером WWW; пользоваться поисковыми службами интернета, создавать Web – страницы

Практическая работа 2.1. Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями

Практическая работа 2.2.Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц.

Практическая работа 2.3. Разработка сайта «Моя семья»

Практическая работа 2.4. Разработка сайта «Животный мир»

Практическая работа 2.5. Разработка сайта «Наш класс»


Тема 3. Информационное моделирование (6 часов)


Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

Учащиеся должны знать: понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины, что такое математическая модель, формы представления зависимостей между величинами, для решения каких практических задач используется статистика; что такое регрессионная модель, как происходит прогнозирование по регрессионной модели , что такое корреляционная зависимость, что такое коэффициент корреляции, какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа что такое оптимальное планирование, что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов, что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены, в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана, какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.

Учащиеся должны уметь: используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов, осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели; вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel); решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)


Практическая работа 3.1 «Получение регрессионных моделей»

Практическая работа 3.2. «Прогнозирование»

Практическая работа 3.3.» Расчет корреляционных зависимостей»

Практическая работа 3.4. «Решение задачи оптимального планирования»



Тема 4. Социальная информатика (4 часа)

Информационные революции. Информационное общество. Изменение структуры экономики и структуры труда. Преодоление информационного кризиса. Свобода доступа к информации и свобода ее распределения. Информационная культура.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать: события и процессы, определившие четыре информационных революции, понятие информационного общества и стадии его формирования; понятие информационной культуры. Знать предпосылки и базовые положения перехода к информационному обществу в России. Понятие информационной безопасности и информационного неравенства. Знать правовые аспекты регулирования проблем, связанных с информацией и компьютерами.

Учащиеся должны уметь: использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

урока

Тема урока

Кол-во часов

Основные вопросы, понятия


Тип урока

Домашнее задание


1

Т.Б. №1,2 на уроках информатики.

Понятие информационной системы, их классификация.

1

Информационная система. Виды ИС

Изучение новой темы

§ 1-3, подг. реферат

2

Основные понятия БД, СУБД Access. Практическая работа 1.1. «Знакомство с СУБД Access»

1

Понятие БД. Классификация БД. Реляционные БД. Основные понятия БД. СУБД. Освоение приёмов работы с БД

Урок лекция

§ 4,5 задания 2-3 письменно

3

Создание многотабличной БД в среде Access. Практическая работа 1.2. «Создание структуры и заполнение БД»

1

Обучение самостоятельной разработке многотабличной БД

Комбинированный

§ 6, задание 3

4

Проектирование и создание многотабличной БД. Практическая работа 1.3. «Создание форм. Ввод данных через форму»

1

Создание формы, заполнение таблицы данными с помощью формы

Комбинированный

§ 7, вопросы 1-3


5

Запросы к БД. Конструктор запросов. Практическая работа 1.4. «Реализация простых запросов в режиме дизайна»

1

Запрос, типы запросов, результат запроса


комбинированный

§ 8, вопросы 1-3


6

Логические выражения и условия отбора. Практическая работа 1.5. «Реализация сложных запросов к базе данных»

1

Условие отбора

комбинированный

§ 9, задание 2

7

Создание отчётов в СУБД Access. Практическая работа 1.6. «Формирование отчётов»

1

Освоение приёмов формирования отчётов в БД

Комбинированный урок

Подготовить сообщения

8

Защита проектов: разработка базы данных

2



Разработать базу данных

9




10

Контрольная работа №1 по теме «Информационные системы и базы данных»

1


Контроль знаний


11

Организация глобальных сетей

1

Компьютерная сеть, канал связи, скорость передачи данных

Изучение новой темы

§ 10, Подготовить сообщения, вопросы 6-14

12

Информационная безопасность в интернете.

1

Защита информации, межсетевой экран, антивирусные программы, вирусы, спам, сетевой этикет

Комбинированный

Презентация «Информационная безопасность в интернете»

13

Интернет как глобальная информационная система .Практическая работа 2.1.Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями

1

Интернет, протокол, IP-адрес, электронная почта, форум, чат

Изучение новой темы

§ 11, вопросы 1-8

14

World Wide Web—Всемирная паутина. Практическая работа 2.2.Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц.

1

Доменное имя, протоколы IP, TCP ,WWW, URL, HTTP,FTP

Изучение новой темы

§ 12, задания 6-9 письменно

15

Web –сайты и Web-страницы.

1

Web –сайт, Web-страница, язык гипертекстовой разметки HTML, Визуальные HTML редакторы

Изучение новой темы

§ 13, вопросы 1-6

16

Инструменты для разработки web-сайтов. Формирование абзацев и заголовков

1

теги

комбинированный

Выучить теги

17

Инструменты для разработки web-сайтов. Создание гиперссылок. Практическая работа 2.3. Разработка сайта «Моя семья»

1

гиперссылка на web-странице

комбинированный

§ 14, вопросы 1-4

18

Инструменты для разработки web-сайтов. Вставка графики и мультимедия. Практическая работа 2.4. Разработка сайта «Животный мир»

1

Вставка графики и мультимедия на web-странице

комбинированный

§ 15, задание 5

19

Т.Б. №1,2 на уроках информатики.

Создание таблиц и списков на web-странице. Практическая работа 2.5. Разработка сайта «Наш класс»

1

Создание таблиц и списков на web-странице.

комбинированный

§ 15, задания 2-4

20

Повторение: компьютерные сети


1


Урок-обобщение


21

Контрольная работа №2 по теме разработка Web-сайта

2


Контроль знаний

Разработать web-сайт

22


Контроль знаний


23

Компьютерное информационное моделирование

1

Модель, информационная модель, компьютерная информационная модель, этапы моделирования

Изучение нового

§ 16, задания 6-7 письменно

24

Моделирование зависимостей между величинами. Практическая работа 3.1 «Получение регрессионных моделей»

1

Математические, табличные и графические модели

комбинированный

§ 17, вопросы 1-3

25

Модели статистического прогнозирования. Практическая работа 3.2. «Прогнозирование»

1

Статистика, метод наименьших квадратов, прогнозирование по регрессионной модели

комбинированный

§ 18, вопросы 1-3, задание 7

26

Моделирование корреляционных зависимостей. Практическая работа 3.3.» Расчет корреляционных зависимостей»

1

Корреляционный анализ, коэффициент корреляции

комбинированный

§ 19, вопросы 1-3

27

Модели оптимального планирования. Практическая работа 3.4. «Решение задачи оптимального планирования»

1

Оптимальное планирование, целевая функция, математическое программирование

комбинированный

§20, вопросы 1-3

28

Контрольная работа №3по теме «Информационное моделирование»

1


Контроль знаний


29

Информационные ресурсы

1

Национальные информационные ресурсы, архивы, информационные услуги

Изучение нового

§ 21, вопросы 7-13

30

Информационное общество

1

Информационная революция, информационное общество, информационный кризис

Изучение нового

§ 22, вопросы 10-14

31

Правовое регулирование в информационной сфере

1

Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «О персональных данных»

Изучение нового

§ 23, вопросы 1-5

32

Проблема информационной безопасности

1

Информационная безопасность, Доктрина информационной безопасности РФ

Изучение нового

§ 24, вопросы 1-3

33

Обобщающее повторение

1


Урок-обобщение


34

Итоговая контрольная работа

1


Контроль знаний



Рабочая программа по информатике для 11 класса
  • Информатика
Описание:

Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования базового уровня.

Учебный предмет изучается в 11 классе и рассчитан на 34 часа

Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

Автор Хилязова Айгуль Айратовна
Дата добавления 10.11.2016
Раздел Информатика
Подраздел Планирования
Просмотров 59
Номер материала MA-068426
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓