Пояснительная записка
Программа по информатике и информационным технологиям составлена
на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего
образования базового уровня.
Учебный предмет изучается в 11 классе и рассчитан на 34 часа
Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных отраслей
научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу
окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства
получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации;
стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической
деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является
освоение информационной технологии решения задачи (которую не следует смешивать
с изучением конкретных программных средств). При этом следует отметить, что в
основном решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе
являются информационные системы, преимущественно автоматизированные
информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные
технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это позволяет:
·
обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей
школы (типовые задачи - типовые программные средства в основной школе;
нетиповые задачи - типовые программные средства в рамках базового уровня
старшей школы);
·
систематизировать знания в области информатики и информационных
технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного
профиля обучения;
·
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения,
поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу,
системный характер;
·
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными
моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других
предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе
содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с
тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в
три основных направления: "Информационные процессы",
"Информационные модели" и "Информационные основы
управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в
явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Для реализации программы имеется оборудованный кабинет информатики
с 10 компьютерами, имеющих доступ в Интернет, установленными лицензионными
программами, учебно-методическая и справочная литература, учебники и рабочие
тетради, электронные учебные пособия и энциклопедии, раздаточный материал для
проведения контрольных и самостоятельных работ, УМК под редакцией Семакина И.Г.
Изучение информатики и
информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на
достижение следующих целей:
•
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад
информатики в формирование современной научной картины мира, роль
информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
•
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать
информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом
информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении
других школьных дисциплин;
•
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ
при изучении различных учебных предметов;
•
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм
информационной деятельности;
•
приобретение опыта использования информационных технологий в
индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной
деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих
закономерностей функционирования, создания и применения
информационных систем, преимущественно автоматизированных.
Изучение курса предполагает наличие в школе компьютерного класса и
включение практической работы на компьютерах в общее количество учебных часов.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ
(20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и
практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение
целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
При проведении уроков используются беседы, практикумы, работа в
группах, деловые игры, самостоятельные работы и исследования.
Итоговый контроль проводится в форме итоговых тестов и контрольных
работ.
Согласно Федеральному Базисному Учебному Плану (2004 г.) на
изучение информатики и ИКТ на базовом уровне в 10-11 классах отводится 70 часов
учебного времени (1+1 урок в неделю. Настоящая программа составлена в расчете
на базовый вариант учебного плана.
Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом,
выпускаемым издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний» (2008 г.), включающим в
себя:
1.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень:
учебник для 11 класса.
2.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень.
10-11 классы: методическое пособие.
3.
Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина,
Е.К.Хеннера.
Программа и учебный
план, представленные в методическом пособии [3],
рассчитаны на 70-часовой объем курса. 35 часов в 10 классе и 35
часов в 11 классе.
.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ
В результате изучения данного
предмета в 11 классе учащийся должен:
знать/понимать
•
основные технологии создания, редактирования, оформления,
сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью
современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
•
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные
объекты и процессы;
•
назначение и функции операционных систем;
•
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных
технологий;
уметь
•
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе
с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
•
распознавать и описывать информационные процессы в социальных,
биологических и технических системах;
•
использовать готовые информационные модели, оценивать их
соответствие реальному объекту и целям моделирования;
•
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные
источники;
•
осуществлять выбор и строить информационные компьютерные модели для
решения поставленных задач;
•
искать информацию с применением правил поиска (построения
запросов) в компьютерных сетях при выполнении заданий и проектов по различным
учебным дисциплинам;
•
создавать Web-страницы;
•
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе
гипертекстовые;
•
иллюстрировать учебные работы с использованием средств
информационных технологий;
•
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных
технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
•
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в
учебной деятельности, в том числе самообразовании;
•
ориентации в информационном пространстве, работы с
распространенными автоматизированными информационными системами;
•
автоматизации коммуникационной деятельности;
•
создания информационных объектов, в том числе для оформления
результатов учебной работы;
•
эффективной организации индивидуального информационного
пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
•
использования информационных ресурсов общества с соблюдением
соответствующих правовых и этических норм.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1 «Информационные системы и базы данных» (10 часов)
Повторение. Понятие системы, классификация ИС. Компьютерный
текстовый документ как структура данных. Базы данных - основа информационной
системы. Проектирование многотабличной базы данных. Создание базы данных.
Запросы как приложение информационной системы. Логические условия выбора
данных.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать: как создать базу данных, как
организовать запросы, формы, отчеты к информационной системе и логические
условия выбора данных.
Учащиеся должны уметь: создать базу данных, организовать запросы,
формы, отчеты к информационной системе и логические условия выбора данных.
Практическая
работа №1.1 Знакомство с СУБД Access
|
Практическая
работа №1.2 Создание структуры и заполнение базы данных
|
Практическая
работа № 1.3 Создание форм. Ввод данных через форму
|
Практическая
работа №1.4 Реализация простых запросов в режиме
дизайна
|
Практическая
работа №1.5 Реализация сложных запросов к базе
данных
|
Практическая
работа № 1.6. Формирование отчётов
|
Тема 2. Интернет (12 часов)
Повторение. Интернет как глобальная информационная система. WWW - Всемирная паутина. Средства
поиска данных в Интернете. Безопасность в сети Интернет. Web-сайт -
гиперструктура данных. Геоинформационные системы. Сетевой этикет
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать: что такое гипертекст, гиперссылка;
средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с
гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки); этапы развития
компьютерной научно-технической революции; технические ресурсы интернета:
понятия провайдер, хост-компьютер, IP- адрес, каналы связи и их характеристики; программные ресурсы
интернета; знать как работает сеть; протоколы TCP и 1Р;какие услуги предоставляет интернет: коммуникационные службы
интернета (электронная почта, служба телеконференций, форумы прямого общения) и
информационные службы интернета (служба передачи файлов, WWW); основные
понятия WWW: Web - страница, Web - сервер, гиперссылка,
протокол, Web - сайт, Web - браузер; HTML; как работает
поисковая служба интернета, правила поиска информации в WWW,.
Учащиеся должны уметь: автоматически создавать оглавление документа;
организовывать
внутренние и внешние связи в текстовом документе; характеризовать
технические ресурсы; работать с браузером WWW; пользоваться
поисковыми службами интернета, создавать Web – страницы
Практическая
работа 2.1. Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями
|
Практическая
работа 2.2.Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц.
|
Практическая
работа 2.3. Разработка сайта «Моя семья»
|
Практическая
работа 2.4. Разработка сайта «Животный мир»
|
Практическая работа 2.5.
Разработка сайта «Наш класс»
|
Тема 3. Информационное моделирование (6 часов)
Информационное моделирование как метод
познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды
информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность
моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей:
описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы
построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
Учащиеся должны знать: понятия: величина, имя величины,
тип величины, значение величины, что такое математическая модель, формы
представления зависимостей между величинами, для решения каких практических
задач используется статистика; что такое регрессионная модель, как происходит
прогнозирование по регрессионной модели , что такое корреляционная зависимость,
что такое коэффициент корреляции, какие существуют возможности у табличного
процессора для выполнения корреляционного анализа что такое оптимальное
планирование, что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность
ресурсов, что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее
могут быть поставлены, в чем состоит задача линейного программирования для
нахождения оптимального плана, какие существуют возможности у табличного
процессора для решения задачи линейного программирования.
Учащиеся должны уметь: используя
табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов, осуществлять
прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной
модели; вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с
помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel); решать задачу оптимального
планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора
(Поиск решения в MS Excel)
Практическая
работа 3.1 «Получение регрессионных моделей»
|
Практическая
работа 3.2. «Прогнозирование»
|
Практическая
работа 3.3.» Расчет корреляционных зависимостей»
|
Практическая
работа 3.4. «Решение задачи оптимального планирования»
|
Тема 4. Социальная информатика (4 часа)
Информационные революции. Информационное общество. Изменение
структуры экономики и структуры труда. Преодоление информационного кризиса.
Свобода доступа к информации и свобода ее распределения. Информационная
культура.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать: события и процессы, определившие четыре
информационных революции, понятие информационного общества и стадии его
формирования; понятие информационной культуры. Знать предпосылки и базовые
положения перехода к информационному обществу в России. Понятие информационной
безопасности и информационного неравенства. Знать правовые аспекты
регулирования проблем, связанных с информацией и компьютерами.
Учащиеся должны уметь: использовать информационные ресурсы общества
с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
№ урока
|
Тема урока
|
Кол-во
часов
|
Основные вопросы, понятия
|
Тип урока
|
Домашнее задание
|
|
1
|
Т.Б. №1,2 на уроках
информатики.
Понятие информационной
системы, их классификация.
|
1
|
Информационная
система. Виды ИС
|
Изучение
новой темы
|
§ 1-3,
подг. реферат
|
2
|
Основные понятия БД, СУБД
Access. Практическая работа
1.1. «Знакомство с СУБД Access»
|
1
|
Понятие
БД. Классификация БД. Реляционные БД. Основные понятия БД. СУБД. Освоение
приёмов работы с БД
|
Урок
лекция
|
§ 4,5
задания 2-3 письменно
|
3
|
Создание многотабличной
БД в среде Access. Практическая работа
1.2. «Создание структуры и заполнение БД»
|
1
|
Обучение
самостоятельной разработке многотабличной БД
|
Комбинированный
|
§ 6,
задание 3
|
4
|
Проектирование
и создание многотабличной БД. Практическая работа 1.3. «Создание форм. Ввод
данных через форму»
|
1
|
Создание
формы, заполнение таблицы данными с помощью формы
|
Комбинированный
|
§ 7,
вопросы 1-3
|
5
|
Запросы
к БД. Конструктор запросов. Практическая работа 1.4. «Реализация простых
запросов в режиме дизайна»
|
1
|
Запрос,
типы запросов, результат запроса
|
комбинированный
|
§ 8,
вопросы 1-3
|
6
|
Логические
выражения и условия отбора. Практическая работа 1.5. «Реализация сложных
запросов к базе данных»
|
1
|
Условие
отбора
|
комбинированный
|
§ 9,
задание 2
|
7
|
Создание отчётов в СУБД Access. Практическая работа 1.6. «Формирование отчётов»
|
1
|
Освоение
приёмов формирования отчётов в БД
|
Комбинированный
урок
|
Подготовить
сообщения
|
8
|
Защита
проектов: разработка базы данных
|
2
|
|
|
Разработать
базу данных
|
9
|
|
|
|
10
|
Контрольная
работа №1 по теме «Информационные системы и базы данных»
|
1
|
|
Контроль
знаний
|
|
11
|
Организация
глобальных сетей
|
1
|
Компьютерная сеть, канал связи, скорость передачи
данных
|
Изучение
новой темы
|
§ 10,
Подготовить сообщения, вопросы 6-14
|
12
|
Информационная
безопасность в интернете.
|
1
|
Защита информации, межсетевой экран, антивирусные
программы, вирусы, спам, сетевой этикет
|
Комбинированный
|
Презентация
«Информационная безопасность в интернете»
|
13
|
Интернет как глобальная
информационная система .Практическая работа 2.1.Интернет. Работа с
электронной почтой и телеконференциями
|
1
|
Интернет, протокол, IP-адрес,
электронная почта, форум, чат
|
Изучение
новой темы
|
§ 11,
вопросы 1-8
|
14
|
World Wide
Web—Всемирная паутина. Практическая работа 2.2.Интернет. Работа с браузером.
Просмотр web-страниц.
|
1
|
Доменное имя, протоколы IP, TCP ,WWW, URL, HTTP,FTP
|
Изучение
новой темы
|
§ 12,
задания 6-9 письменно
|
15
|
Web –сайты и Web-страницы.
|
1
|
Web –сайт, Web-страница, язык
гипертекстовой разметки HTML, Визуальные HTML
редакторы
|
Изучение
новой темы
|
§ 13,
вопросы 1-6
|
16
|
Инструменты
для разработки web-сайтов. Формирование абзацев и заголовков
|
1
|
теги
|
комбинированный
|
Выучить
теги
|
17
|
Инструменты
для разработки web-сайтов. Создание гиперссылок. Практическая работа 2.3.
Разработка сайта «Моя семья»
|
1
|
гиперссылка на web-странице
|
комбинированный
|
§ 14,
вопросы 1-4
|
18
|
Инструменты
для разработки web-сайтов. Вставка графики и мультимедия. Практическая работа
2.4. Разработка сайта «Животный мир»
|
1
|
Вставка графики и мультимедия на web-странице
|
комбинированный
|
§ 15,
задание 5
|
19
|
Т.Б. №1,2 на уроках
информатики.
Создание
таблиц и списков на web-странице. Практическая
работа 2.5. Разработка сайта «Наш класс»
|
1
|
Создание таблиц и списков на web-странице.
|
комбинированный
|
§ 15,
задания 2-4
|
20
|
Повторение: компьютерные сети
|
1
|
|
Урок-обобщение
|
|
21
|
Контрольная
работа №2 по теме разработка Web-сайта
|
2
|
|
Контроль
знаний
|
Разработать
web-сайт
|
22
|
|
Контроль
знаний
|
|
23
|
Компьютерное
информационное моделирование
|
1
|
Модель, информационная модель, компьютерная
информационная модель, этапы моделирования
|
Изучение
нового
|
§ 16,
задания 6-7 письменно
|
24
|
Моделирование
зависимостей между величинами. Практическая работа 3.1 «Получение
регрессионных моделей»
|
1
|
Математические, табличные и графические модели
|
комбинированный
|
§ 17,
вопросы 1-3
|
25
|
Модели
статистического прогнозирования. Практическая работа 3.2. «Прогнозирование»
|
1
|
Статистика, метод наименьших квадратов,
прогнозирование по регрессионной модели
|
комбинированный
|
§ 18, вопросы 1-3, задание 7
|
26
|
Моделирование
корреляционных зависимостей. Практическая работа 3.3.» Расчет корреляционных
зависимостей»
|
1
|
Корреляционный анализ, коэффициент корреляции
|
комбинированный
|
§ 19, вопросы 1-3
|
27
|
Модели
оптимального планирования. Практическая работа 3.4. «Решение задачи
оптимального планирования»
|
1
|
Оптимальное планирование, целевая функция,
математическое программирование
|
комбинированный
|
§20, вопросы 1-3
|
28
|
Контрольная
работа №3по теме «Информационное моделирование»
|
1
|
|
Контроль
знаний
|
|
29
|
Информационные
ресурсы
|
1
|
Национальные информационные ресурсы, архивы,
информационные услуги
|
Изучение
нового
|
§ 21, вопросы 7-13
|
30
|
Информационное
общество
|
1
|
Информационная революция, информационное общество,
информационный кризис
|
Изучение нового
|
§ 22, вопросы 10-14
|
31
|
Правовое
регулирование в информационной сфере
|
1
|
Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об
информации, информационных технологиях и защите информации», «О персональных
данных»
|
Изучение нового
|
§ 23, вопросы 1-5
|
32
|
Проблема информационной
безопасности
|
1
|
Информационная безопасность, Доктрина информационной
безопасности РФ
|
Изучение
нового
|
§ 24, вопросы 1-3
|
33
|
Обобщающее
повторение
|
1
|
|
Урок-обобщение
|
|
34
|
Итоговая
контрольная работа
|
1
|
|
Контроль
знаний
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.