Пояснительная
записка
Рабочая
программа по предмету «География»
составлена
на основе:
Закон
об образовании от 29.12.2012 г. №273 ФЗ:
ст.47 п.4 - право на
выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и
воспитания;
ст. 37 п.2 –предоставление
обучающимся условий для обучения с учетом особенностей их психофизического
развития и состояния здоровья;
ст. 37 п.3 –обучение
по индивидуальному учебному плану;
Приказ
Министерства труда от 18.10.2013г. №544н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог»;
Приказ
от 24.03.2010г. №209 «О
порядке аттестации педагогических работников в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях».
Федерального
компонента Государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень);
с учётом: «Образовательной
программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Трубачевской основной общеобразовательной школы для учащихся 7-9 классов», Примерной
программы основного общего образования по географии, авторской программы под
редакцией А. И. Алексеева «География России. Природа и
население»: Программа
курса для 7-9 классов общеобразовательных учреждений», Учебного плана МБОУ
Трубачевской ООШ на 2015/2016 учебный год
Изучение географии в основной школе направлено
на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических
особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во
всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и
рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из
«языков» международного общения — географическую карту, современные
геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных
географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,
решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей
стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного
отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и
умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и
социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на
определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности
окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи курса:
ü сформировать географический образ своей страны в ее
многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа
взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
ü сформировать представление о России как целостном
географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального)
географического пространства, в котором динамически развиваются как
общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
ü показать большое практическое значение географического
изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных,
демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей
стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических
проблем России и ее регионов;
ü вооружить школьников необходимыми практическими
умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками
географической информации как классическими (картами, статистическими
материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями
прогностическими, природоохранными и поведенческими;
ü развивать представление о своем географическом
регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и
специфические процессы и явления;
ü создать образ своего родного края, научить сравнивать его
с другими регионами России и с различными регионами мира.
Характеристика
учебного предмета:
«География
России. Природа и население» – общественная географическая
наука. Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные
подходы к характеристике территории России. Как средство познания окружающего
мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение,
формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний,
география неразрывно связана со многими школьными предметами.
Место
предмета «География» в
учебном плане МБОУ Трубачевской ООШ
В
соответствии с БУП, примерной программой «География 8 класс», авторской
программы под редакцией А. И. Алексеева «География России.
Природа и население»: Программа курса для 7-9 классов
общеобразовательных учреждений» в Учебном плане МБОУ
Трубачевской ООШ на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов
за учебный год.
Связь
программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными
дисциплинами:
При
составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у
учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии
материков и океанов» и «География России.
Природа». Вся
система изучения материала курса характеризуется определенной структурой,
основа которой внутрепредметные и межпредметные связи. Внутрепредметные связи
наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе
сформированных понятий. Межпредметные связи прослеживаются в интеграции с
курсом истории, алгебры, культурологи, экологии, зоологии и ботаники.
Требования
к уровню подготовки учащихся.
В
результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать
·
основные географические
понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
·
географические следствия
движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи
между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую
зональность и поясность;
·
различия в хозяйственном
освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением,
природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
·
специфику географического
положения и административно-территориального устройства Российской Федерации;
особенности ее природы;
·
природные и антропогенные
причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и
глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных
и техногенных явлений;
уметь
·
выделять, описывать
и объяснять существенные
признаки географических объектов и явлений;
·
находить в разных источниках и анализировать
информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных
территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
·
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов,
адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры
народов;
·
составлять краткую географическую характеристику разных
территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм
ее представления;
·
определять на местности, плане и карте расстояния,
направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических
объектов;
·
применять приборы и инструменты для определения
количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять
результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические
зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
·
ориентирования на
местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
·
учета фенологических
изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате
природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
·
наблюдения за погодой,
состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и
дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью
приборов и инструментов;
·
решения практических задач
по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию,
сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных
бедствий и техногенных катастроф;
·
проведения
самостоятельного поиска географической информации на местности из разных
источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Общеучебные умения, навыки и способы
деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной
школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение
предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему
предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также
комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления
причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений;
моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в
ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде;
оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических
ценностей.
Содержание
учебного предмета
Введение (1час)
Что изучает география России. Источники
географических знаний.
Часть I РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (11часов)
Тема 1: Географическое положение России
Виды
географического положения России: физико-географическое,
математико-географическое, экономико-географическое,
транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и
эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения.
Сравнение географического положения России и положения других государств.
Тема 2: Границы и административно-территориальное
устройство России
Государственная территория России. Формирование и
освоение государственной территории России. Основные направления русской
колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически
эффективная территория
Государственные границы России, их типы и виды.
Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное,
декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Этапы и методы географического изучения территории
России.
Административно-территориальное устройство России.
Субъекты Федерации. Федеральные округа.
Практические работы:
- Характеристика географического положения России. Сравнение ГП
России с ГП других стран.
- Определение поясного времени для различных пунктов России.
Часть II ПРИРОДА (36 часов)
Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные
ископаемые
Геологическая история и геологическое строение
территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы
геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные
тектонические структуры.
Рельеф России: основные формы, их связь со строением
литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на
формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного
горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные
рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное
оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и
рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера. Закономерности
размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны
и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние
литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Проявление закономерностей формирования рельефа и
его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Практическая работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм
рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере
отдельных территорий.
Тема 2: Климат и климатические ресурсы
Факторы, определяющие климат России: влияние
географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс.
Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории
страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость,
коэффициент увлажнения). Сезонность климата.
Типы климатов России. Комфортность
(дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием
естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека,
его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и
неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования
климатических явлений.
Климат своего региона.
Практические работы:
- Определение по картам закономерностей распределения солнечной
радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения
средних температур января и июля, годового количества осадков по
территории страны.
- Определение коэффициента увлажнения для
различных пунктов.
- Оценка основных климатических показателей одного из
регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной
деятельности населения.
Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод
суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны.
Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток
рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения,
лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии
экономики России.
Важнейшие озера, их происхождение. Болота.
Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения
водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества
водных ресурсов.
Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и
своей местности.
Практические работы:
- Составление характеристики одной из рек с использованием
тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее
хозяйственного использования.
- Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и
связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в
зависимости рельефа и климата.
Тема 4: Почва и почвенные ресурсы
Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев
— основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы
образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии.
Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение
почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана
почв: борьба эрозией и загрязнением.
Особенности почв своего региона и своей местности.
Практическая работа. Выявление
условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги,
рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами
почв своей местности.
Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические
ресурсы
Растительный и животный мир России: видовое
разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и
животного мира природных зон России.
Биологические ресурсы, их рациональное
использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и
животный мир своего региона и своей местности.
Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и
животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного
комплекса.
Тема 6: Природное районирование
Формирование природных комплексов (ПТК) —
результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный,
региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование
России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и
изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные
ПТК.
Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона
как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль
В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое
природно-хозяйственные зоны?
Характеристика арктических пустынь, тундр и
лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная
поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.
Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного
природного наследия.
Природная зона своей местности. Ее экологические
проблемы.
Практическая работа. Выявление
по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из ПЗ
Часть III
НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (9 часов)
Тема 1: Численность населения
Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение
на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности
воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного
прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения
численности населения России.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России и
определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
Тема 2: Национальный состав
Россия — многонациональное
государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития
России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и
группы. Многоконфессиональность. География религий.
Тема 3: Городское и сельское население страны
Особенности
урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение
в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации.
Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические
особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы
села.
Географические особенности размещения населения:
их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими
факторами. Зоны расселения.
Тема 4: Миграции населения
Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие
их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития
страны.
Тема 5: Трудовые ресурсы
Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль
в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного
населения по территории страны. Занятость, изменения структуры
занятости населения. Проблемы безработицы.
Географические различия в уровне жизни населения
России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и
качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.
Практические работы:
- Изучение
этнического состава населения, выявление закономерностей распространения религий
среди народов РФ.
- Определение
различий в расселении населения по территории.
- Определение
плотности населения, доли городского и сельского населения в своей
области. Сопоставление со средними показателями по стране.
- Изучение
миграций населения России, выявление основных направлений и причин
миграций.
Часть IV
ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (11 часов)
Что такое хозяйство страны? Уровень развития
хозяйства. Предприятие — первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на
отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и
территориальная структуры хозяйства.
Тема 1: Первичный сектор экономики — отрасли,
эксплуатирующие природу
Состав первичного сектора, особенности входящих в
него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный
потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные
ресурсные базы.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных
отраслей. Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их
структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие
об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского
АПК.
Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства.
География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля.
Садоводство и виноградарство.
Животноводство. Ведущая роль скотоводства.
География основных отраслей животноводства.
Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее
национального богатства. Роль леса в российской экономике. География •лесов
эксплуатационного назначения.
Охота. Заготовка
пушнины — традиционная отрасль российской экономики. География пушного
промысла. Выращивание пушного зверя.
Рыбное хозяйство.
Доминирующая роль морского промысла. Специфика
основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна.
География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного
рыбоводства.
Практические работы:
- Определение
тенденций изменения числа занятых в различных сферах народного хозяйства.
- Составление
типовой схемы АПК.
- Определение по картам основных районов
выращивания с/х культур, главных районов животноводства.
Критерии оценивания:
Оценка "5"
ставится в случае:
1. Знания,
понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения
выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и
внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой
ситуации.
3. Отсутствие
ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах
устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя,
соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных
работ.
Оценка "4":
1. Знание
всего изученного программного материала.
2. Умений
выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи,
применять полученные знания на практике.
3. Незначительные
(негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала,
соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления
письменных работ.
Оценка "3"
1. Знание
и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение
при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи
преподавателя.
2. Умение
работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые
вопросы.
3. Наличие
грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала,
незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи,
правил оформления письменных работ.
Оценка "2":
1. Знание
и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные
представления об изученном материале.
2. Отсутствие
умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
стандартные вопросы.
3. Наличие
нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного
материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и
устной речи, правил оформления письменных работ.
Ожидаемые результаты:
В
результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
·
основные
географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт
по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты
выдающихся географических открытий и путешествий;
·
географические
следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах,
взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
географическую зональность и поясность;
·
географические
особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в
хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством
отдельных регионов и стран;
·
специфику
географического положения и административно-территориального устройства
Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей
хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
·
природные
и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном,
региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от
стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
·
выделять,
описывать и объяснять
существенные признаки географических объектов и явлений;
·
находить
в
разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических
проблем;
·
приводить
примеры:
использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям
окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной
специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных
коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей
России, а также крупнейших регионов и стран мира;
·
составлять краткую географическую
характеристику разных территорий на основе разнообразных источников
географической информации и форм ее представления;
·
определять на местности, плане и
карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и
местоположение географических объектов;
·
применять
приборы
и инструменты для определения количественных и качественных характеристик
компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять
на этой основе эмпирические зависимости;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
·
ориентирования
на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени;
чтения карт различного содержания;
·
учета
фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за
отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
·
наблюдения
за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения
комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с
помощью приборов и инструментов;
·
решения
практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее
использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае
природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
·
проведения
самостоятельного поиска географической информации на местности из разных
источников: картографических, статистических, геоинформационных.
КОНТРОЛЬ
УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ. Перечень
обобщающих уроков
№ п/п
|
Тема
|
Количество часов
|
Сроки проведения
|
1 .
|
По теме: «Россия на карте мира»
|
1
|
|
22 .
|
По теме: «Природа и человек»
|
1
|
|
33.
|
По теме: «Население России»
|
1
|
|
Содержание
учебного предмета
№
|
ГЛАВА
|
Примерное количество
часов
|
1
|
Раздел
1 Россия на карте мира. Пространства России
|
8
|
Тема 1 Пространства
России
|
8
|
2
|
Раздел 2 Природа и человек
|
38
|
Тема 1 Рельеф и недра Земли
Тема 2 Климат
России
Тема 3 Внутренние воды
Тема 4 Почвы – национальное достояние
Тема 5 Живая природа
Тема 6 В природе всё взаимосвязано
Тема 7 Природно – хозяйственные зоны
России
Тема 8 Природопользование и охрана
природы в России
|
4
5
3
4
5
4
8
5
|
3.
|
Раздел 3 Население России
|
16
|
Тема 1 Численность населения России и её
изменение
Тема 2 Половозрастной состав населения
Тема 3 Миграция населения
Тема 4 Трудовые ресурсы страны
Тема 5 Народы и религии России
Тема 6 Где и как живут люди?
|
2
2
3
1
3
5
|
4.
|
Резервное время
|
6
|
Учебно-методический
комплекс по географии
8 класс
(по учебнику Под редакцией А. И. Алексеева)
1.
И.И.Баринова. География.
Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.
2.
И.И.Баринова, География.
Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой „География России.
Природа.“. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.
3.
В.И.Сиротин. География.
Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Природа.“. 8
класс – М.: Дрофа, 2008.
4.
Атлас. География России.
Природа. 8 класс.
5.
Контурные карты. 8 класс –
М.: Дрофа, 2008.
6.
Мультимедийная программа:
География 6-10 класс.
Методическая
литература:
1.Школьные
олимпиады (под редакцией О.А. Климановой, А.С. Наумова). География 6-11
классы.
– М.:
Дрофа, 2003.
2. Задачи
по географии. Под редакцией А.С. Наумова. – М.: МИРОС, 1993.
3. Журналы
«География
в школе». 2003-2010 гг.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.