Главная / Физика / Рабочая программа по физике 10 класс

Рабочая программа по физике 10 класс

15



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА

НИЖНИЙ НОВГОРОД

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 183 имени Р. Алексеева








«Рабочая программа по физике 10 класс»









Автор разработки:

учитель физики

Твердохлеб Т.В.











г. Нижний Новгород

2015

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 10 класс

Пояснительная записка.

1.Статус документа.

Программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования. В 10 классе 68 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю.

2. Структура документа.

Образовательная программа по физике имеет следующую структуру: титульный лист, пояснительную записку; федеральный компонент федерального стандарта общего образования, требования к уровню подготовки по данному предмету, критерии нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся, основное содержание образовательной программы с распределением учебных часов по разделам курса; практические занятия по предмету, контроль уровня обученности, источники информации, средства обучения.

3. Общая характеристика учебного предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. В процессе изучения физики основное внимание следует уделять не только передаче готовых знаний, но и знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, географии, технологии, ОБЖ. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

4. Цели изучения физики.

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира, наиболее важных открытиях в области физики , методах научного познания природы .

  • овладение умениями проводить наблюдения , планировать и проводить эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели , применять полученные знания по физике для объяснения физических явлений; практического использования физических знаний.

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убеждённости в возможности познания природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; чувства ответственности за защиту окружающей среды.

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


5. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: 6наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА

ПО ДАННОМУ ПРЕДМЕТУ

В результате изучения курса физики 10 класса ученик должен

Знать/ понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, импульс, масса, сила, работа , механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты;

  • смысл физических законов: классической механики, всемирного тяготения, сохранения импульса , механической энергии , законы молекулярной физики и термодинамики;

  • вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твёрдых тел,

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, что физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и охраны окружающей среды.



Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.





Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

3.Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4.Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  1. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  2. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  3. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  4. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Календарно-тематическое планирование уроков по Физике

10 КЛАСС (68 часов –2 часа в неделю)

Программа ФИЗИКА 10-11 классы. Автор программы: Г.Я.Мякишев, «Дрофа», Москва, 2004 год.

Учебник ФИЗИКА-10, авторы: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., Изд-во «Просвещение», 2009 год

Введение (1 час)

Коррекция

Дата

урока

Тема урока

Домашнее задание



1/1

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты.

Введение, §1,2




Тема 1. Механика (24 часа).

Кинематика (9 часов).

Коррекция

Дата

урока

Тема урока

Домашнее задание



2/1

Механическое движение, виды движений, его характеристики.

§3, 7



3/2

Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Решение задач.

§9-10, упр.1 (1-3)



4/3

Графики прямолинейного равномерного движения. Решение задач.

§10, упр.1 (4)



5/4

Скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Сложение скоростей.

§11-12, упр.2 (1-3)



6/5

Прямолинейное равноускоренное движение.

§13-15



7/6

Решение задач на движение с постоянным ускорением.

§13-15, §16, упр.3 (1,3)



8/7

Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка.

§20, 23



9/8

Решение задач по теме «Кинематика»

Задачи по тетради



10/9

Контрольная работа № 1 "Кинематика "










Динамика (8 часов).

Коррекция

Дата

урока

Тема урока

Домашнее задание



11/1

Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.

Введение.

§22, 24



12/2

Понятие силы как меры взаимодействия тел. Решение задач.

§25-26



13/3

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

§27-29, упр.6 (1,3), примеры задач(1,2)



14/4

Принцип относительности Галилея.

§30



15/5

Явление тяготения. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения.

§31-3§33, упр.7 (12



16/6

Практическая работа 1 "Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести"

Задачи по тетради.



17/7

Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузки.

§34-35



18/8

Силы упругости. Силы трения.

§36-39















Законы сохранения (7 часов)

Коррекция

Дата

урока

Тема урока

Домашнее задание



19/1

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса.

§41-42, примеры решения задач(1), упр.8(1-2)



20/2

Реактивное движение. Решение задач (закон сохранения импульса)

§43-44, примеры решения задач(2), упр.8(3-7)



21/3

Работа силы. Мощность. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая.

§45-48, 51 примеры решения задач(1), упр.9 (2,3,7)



22/4

Закон сохранения энергии в механике.

упр.9 (5), примеры решения задач(2)



23/5

Практическая работа №2: «Изучение закона сохранения механической энергии»

Задачи по тетради



24/6

Обобщающее занятие. Решение задач.

Задачи по тетради



25/7

Контрольная работа № 2 "Динамика. Законы сохранения в механике"






Тема 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА.

ТЕРМОДИНАМИКА (20 часов).

Коррекция

Дата

урока

Тема урока

Домашнее задание



26/1

Строение вещества. Молекула. Основные положения МКТ. Экспериментальное доказательство основных положений МКТ. Броуновское движение.

§57-58, 60



27/2

Масса молекул. Количество вещества.

§59упр.11 (1-3)



28/3

Решение задач на расчет величин, характеризующих молекулы.

§59, 60, упр.11 (4-7)



29/4

Силы взаимодействия молекул. Строение твердых, жидких и газообразных тел.

§61-62



30/5

Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ.

§63-65, упр.11 (9-10)



31/6

Решение задач

По тетради

Основы молекулярно-кинетической теории (6 часов)

Температура. Энергия теплового движения молекул (2 часа)

Коррекция

Дата

урока

Тема урока

Домашнее задание



32/1

Температура. Тепловое равновесие.

§66, упр.11 (11-12)



33/2

Абсолютная температура. Температура-мера средней кинетической энергии движения молекул.

§67-68, упр.12 (1,3)







Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы . (2 часа)

Коррекция

Дата

урока

Тема урока

Домашнее задание



34/1

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

§70-71, примеры решения задач(1,2)



35/2

Практическая работа №3: «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

упр.13 (10,11,13)

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела . (3 часа)

Коррекция

Дата

урока

Тема урока

Домашнее задание



36/1

Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Испарение жидкостей.

§72,73



37/2

Влажность воздуха и ее измерение.

§74, упр.14 (6-7)



38/3

Кристаллические и аморфные тела.

§75-76

Основы термодинамики (7 часов)

Коррекция

Дата

урока

Тема урока

Домашнее задание



39/1

Внутренняя энергия.

Работа в термодинамике.

§77,78, примеры решения задач(2-3), упр.15 (2-3)



40/2

Количество теплоты.

Удельная теплоемкость.

§79, примеры решения задач(1), упр.15 (1,13)



41/3

Первый закон термодинамики.

Решение задач.

§80, упр.15 (4)



42/4

Необратимость процессов в природе. Решение задач.

§82, 83



43/5

Принцип действия и КПД тепловых двигателей.

§84, упр.15 (15-16)



44/6

Повторительно-обобщающий урок по темам «Молекулярная физика. Термодинамика».




45/7

Контрольная работа № 3 "Молекулярная физика. Основы термодинамики "




Тема 3. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (22 часа)

Электростатика (9 часов)

Коррекция

Дата

урока

Тема урока

Домашнее задание



46/1

Что такое электродинамика. Строение атома. Электрон. Электрический заряд и элементарные частицы.

§85-87



47/2

Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

§88-90, примеры решения задач(1-2)



48/3

Решение задач (Закон сохранения электрического заряда и закон Кулона).

§88-90, упр.16(1-5)



49/4

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Решение задач.

§92-93



50/5

Силовые линии электрического поля. Решение задач.

§94, примеры решения задач(1-2)



51/6

Решение задач.

Задачи по тетради



52/7

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле

§98,

упр.17(1-3)



53/8

Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов

Связь между напряженностью поля и напряжением

§99-100, упр.17(6-7)



54/9

Конденсаторы. Назначение, устройство и виды.

§101-102

Законы постоянного тока (8 часов)

Коррекция

Дата

урока

Тема урока

Домашнее задание



55/1

Электрический ток. Условия, необходимые для его существования.

§104-105, упр.19(1)



56/2

Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

§106-107, упр.19(2-3), примеры решения задач(1)



57/3

Практическая работа №4: «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

§106-107, задачи по тетради



58/4

Работа и мощность постоянного тока

§108, упр.19 (4)



59/5

Электродвижущая сила

Закон Ома для полной цепи

§109-110, упр.19(6-8), примеры решения задач(2-3)



60/6

Практическая работа №5: «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

упр.19 (5,9,10)



61/7

Решение задач (законы постоянного тока)

задачи по тетради



62/8

Контрольная работа № 4 "Законы постоянного тока"


Электрический ток в различных средах (5 часов)

Коррекция

Дата

урока

Тема урока

Домашнее задание



63/1

Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

§111, 113, 114



64/2

Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов.

§115



65/3

Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.

§120-121



66/4

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

§122-123, упр.19(6-8), примеры решения задач(2-3)



67/5

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды.

§124-126



Резерв 1 час





























Рабочая программа по физике 10 класс
  • Физика
Описание:

Программа по физике для 10 класса, разработана в соответствие с требованиями ФГОС.

Программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования. В 10 классе 68 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю.

Образовательная программа по физике имеет следующую структуру: титульный лист, пояснительную записку; федеральный компонент федерального стандарта общего образования, требования к уровню подготовки по данному предмету, критерии нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся, основное содержание образовательной программы 10 класса с распределением учебных часов по разделам курса; практические занятия по предмету, контроль уровня обучения, источники информации, средства обучения.

Автор Твердохлеб Татьяна Валентиновна
Дата добавления 19.09.2015
Раздел Физика
Подраздел Планирования
Просмотров 673
Номер материала MA-060788
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓