Главная / Физкультура / Рабочая программа по физической культуре

Рабочая программа по физической культуре

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе:

1. Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида (приложение к приказу Минобразования РФ от 10.04.2002 № 2е)- 2065-п):

2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений У1П вида
Подготовительный класс. 1-4 классы/под редакцией д.п.н. В.В. Воронковой. -3-е изд., испр.-М:
Просвещение,2010.

3. Учебного плана Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного
учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа- интернат УТЛ вида № 13» на 2015-2016 учебный год.

Цель: адаптация обучающихся с отклонениями по физическим возможностям, развитие физических качеств,: совершенствовать умения и навыки в различных видах спорта. Это достигается в ходе решения следующих задач:

Развивать физических способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление здоровья.

Воспитывать бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью.

Овладевать технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специальными прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта.

Осваивать системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни.

Совершенствовать техники двигательных действий в базовых видах спорт.

Общая характеристика учебного предмета: Неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно- оздоровительных задач.

Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду.

Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.

Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития. Нередко у детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые могут быть незаметными в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке, в усложненных двигательных заданиях.

Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении точно дозированных мышечных усилий, при перекрестной координации движений, пространственно- временной организации моторного акта.

Следует отметить, что среди учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида имеются дети с хорошо развитой моторикой. Это обусловливает необходимость учета и реализации строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Учитель физкультуры может успешно решать стоящие перед ним коррекционные задачи только в том случае, если он будет вести занятие на основе знания структуры дефекта каждого ученика, всех его потенциальных возможностей и специфических нарушений. Учитель должен хорошо знать данные врачебных осмотров, вести работу в контакте с врачом школы, знать о текущем состоянии здоровья учащихся.

Конкретными учебными и коррекционно-воспитательными задачами физического воспитания в школе для детей с нарушением интеллекта является: укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки; формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.; коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне; формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физической культуры и спорта; воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности.

Программа по физкультуре для 1-4 классов структурно состоит из следующих разделов: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные и спортивные игры..

В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы. В связи с затруднениями в пространственно-временной ориентировке и значительными нарушениями точности движений учащихся в программу включены также упражнения с предметами: гимнастические палки, флажки, малые и большие обручи и скакалки. На уроках с элементами гимнастики умственно отсталые дети должны овладеть навыками лазанья и перелезания. Упражнения в лазаньи и перелезании — эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации и равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональные и поведенческие реакции детей.

Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции. Известно, что упражнения в ходьбе и беге широко используются на уроках физкультуры не только в коррекционных, но и в оздоровительно-лечебных целях. Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной силой), умению технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром.

Лыжную подготовку в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида рекомендуется проводить с 1 класса, при температуре до —15 °С при несильном ветре (с разрешения врача школы). Занятия лыжами позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др.

Одним из важнейших разделов программы является раздел «Игры». В него включены подвижные игры, направленные на развитие двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей. В школе для детей с нарушениями интеллекта основной формой организации занятий по физической культуре является урок, состоящий из четырех основных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной (все части урока взаимосвязаны). Так же как и на других предметных уроках, учитель использует такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценку (похвалу, поощрение, порицание) с учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков. Желательно, чтобы каждый урок включал элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам физкультуры. Названные выше приемы и элементы особенно необходимы детям с более сложной структурой интеллектуального недоразвития. Здесь важен пример самого учителя, его сотрудничество с ребенком, умелое коммуникативное взаимодействие сильных и слабых учащихся так, чтобы все дети были охвачены вниманием и помощью педагога. Обязательным для учителя является контроль за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся, что позволит отслеживать динамику развития умственно отсталых учащихся с момента поступления в школу до ее окончания. Для этих целей на каждого ученика школы, начиная с первого класса, заводится паспорт здоровья. Контрольные нормативы принимаются дважды в год — в сентябре и мае на уроках физкультуры. Говоря о социализации выпускника специальной (коррекционной) школы VIII вида как генеральной цели, нельзя забывать о том, что физическое здоровье является одной из главных составляющих его самостоятельной жизни, поэтому весь педагогический коллектив школы должен рассматривать физическое воспитание (обучение) в числе приоритетных задач, создавать все необходимые условия для успешного решения этой задач


Контроль за уровнем физического развития и двигательной активностью учащихся проводится по

мере прохождения учебного материала в форме проверочных (контрольных испытаний по видам

упражнений: бег 30- 60 м: прыжки в длину с места; сила кисти (правой, левой), метание па

дальность, бросок набивного мяча (1 кг) из-за головы обеими руками из положения сидя ноги

врозь.

Тесты проводятся 2 раза в год: в сентябре - мае (избирательно). Полученные данные

обрабатываются, сопоставляются с показателями физического развития (рост, вес, объём груд]

спирометрия), записываются в специальный журнал двигательной активности и физического

развития. На основе этих данных совместно с врачом школы определяются физкультурные

группы.

Особый подход в обучении и при принятии нормативов надо использовать по отношению к детям

с текущими состояниями и различными заболеваниями (эпилепсия, шизофрения, энурез, гидроцефалия,

врождённые пороки сердца и т. д.).

Ценностные ориентиры содержания курса физической культуры: в основу учебно -воспитательного процесса лежат следующие ценности физической культуры: 1 .личностно-орентированые принципы, принципы адаптивности, принципы развития, принципы психологической комфортности. 2.культурно-орентированые принципы: принцип целостности содержания образования, системы. З.позновательные принципы: использовать свой жизненный опыт, знания полученные на уроке. 4.комуникативные принципы : общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

Результаты изученного материала: в ходе освоения предмета личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания и умения в повседневной жизни.

  1. воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к
    Отечеству, чувства гордости за свою Родину, осознание своей культуры своего народа, своего
    края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей
    многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
    саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору
    профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
    предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом
    устойчивых познавательных интересов;

  3. формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к
    другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к
    истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

  4. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
    личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
    осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-
исследовательской, творческой и других видах деятельности;

Минимальный уровень:

представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

представления о правильной осанке; видах стилизованной ходьбы под музыку; корригирующих упражнениях в постановке головы, плеч, позвоночного столба, положения тела (стоя, сидя, лѐжа), упражнениях для укрепления мышечного корсета;

представления о двигательных действиях; знание строевых команд; умение вести подсчѐт при выполнении общеразвивающих упражнений;

представления об организации занятий по физической культуре с целевой направленностью на развитие быстроты, выносливости, силы, координации; представление о видах двигательной активности, направленных на преимущественное развитие основных физических качеств в процессе участия в подвижных играх и эстафетах;

представления о способах организации и проведения подвижных игр и элементов соревнований со сверстниками, осуществление их объективного судейства;

представления о спортивных традициях своего народа и других народов; понимание особенностей известных видов спорта, показывающих человека в различных эмоциональных состояниях;

знакомство с правилами, техникой выполнения двигательных действий; представления о бережном обращении с инвентарѐм и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Достаточный уровень:

знания о физической культуре как средства укрепления здоровья, физического развития и физического совершенствования человека;

выполнение комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств;

участие в оздоровительных занятиях в режиме дня ( физкультминутки);

знание видов двигательной активности в процессе физического воспитания; выполнение двигательных действий;

умение подавать строевые команды, вести подсчѐт при выполнении общеразвивающих упражнений.

знание организаций занятий по физической культуре с различной целевой направленностью: на развитие быстроты, выносливости, силы, координации;

знание физических упражнений с различной целевой направленностью, их выполнение с заданной дозировкой нагрузки;

знание видов двигательной активности, направленных на преимущественное развитие основных физических качеств в процессе участия в подвижных играх и эстафетах;

знание форм, средств и методов физического совершенствования;

умение оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;

осуществление их объективного судейства; знание спортивных традиций своего народа и других народов;

знание некоторых фактов из истории развития физической культуры, понимание еѐ роли и значения в жизнедеятельности человека;

знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности;

знание правил, техники выполнения двигательных действий;

знание правил бережного обращения с инвентарѐм и оборудованием; соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно- спортивных мероприятиях.


Недельная нагрузка 1-4 классы: 1 классы: 3 часа в неделю, общий объем в течение года 99 часов.

2 класс. З часа в неделю, общий объем в течение года 102 часов. 3 классы: 3 часа в неделю, общий объем в течение года 102 часа. 4 классы: 3 часа в неделю, общий объем в течение года 102 час


Рабочая программа по физической культуре
  • Физкультура
Описание:

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе:

1.Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида (приложение к приказу Минобразования РФ от 10.04.2002 № 2е)- 2065-п):

2.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений У1П вида
Подготовительный класс. 1-4 классы/под редакцией д.п.н. В.В. Воронковой. -3-е изд., испр.-М:
Просвещение,2010.

3.Учебного плана Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного
учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа- интернат УТЛ вида № 13» на 2015-2016 учебный год.

Автор Мехова Татьяна Анатольевна
Дата добавления 22.09.2015
Раздел Физкультура
Подраздел Планирования
Просмотров 1445
Номер материала MA-060838
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓