Инфоурок Биология Другие методич. материалыРабочая программа по экологии 11 класс

Рабочая программа по экологии 11 класс

Скачать материал

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая программа является продолжением предмета экологии в 11 классе ( 1 час в неделю).  Предмет «Экология Республики Коми» изучается на завершающем этапе базового образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего (полного) образования на основании авторской программы по экологии для 8 – 11 классов авторов Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника (Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011) и методического пособия «Зеленый пакет» и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.

Настоящая программа составлена на 34 часа (в год),  в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

-  развивать интерес к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам;

-  формировать социально-ценные мотивы личностного отношения к природе;

-  раскрывать универсальную ценность природы;

-  привлекать обучающихся к исследованию и охране природы родного края;

-  формировать нравственно-экологические знания, соответствующие интеллектуальные и практические умения, обобщенные модели поведения в природной среде;

-  побуждать обучающихся к оцениванию фактов воздействия человека и общества на природу и природы на человека и общество;

-  привлекать обучающихся к контролю и оценке социально-значимых результатов природоохранной деятельности.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса, которая заключается в формировании новых ценностных и этических подходов, новой модели поведения в школе, дома и в обществе.

Содержательной основой курса является учение о природной экосистеме как совокупности совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи. Экосистемы рассматриваются как открытые самоорганизующиеся и самовоспроизводящиеся системы, на уровне которых происходит обмен веществ, и осуществляются потоки энергии.

Современная экология имеет интегральный характер и является комплексом научных дисциплин. В названном учебном курсе на основе методического пособия «Зеленый пакет» раскрываются основы 5 частей :

 1. Природная среда: воздух, вода, почва, биоразнообразие.

2. Неблагоприятные воздействия: урбанизация, отходы, шум, химические вещества,

3. Экономика и окружающая среда: энергетика, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, туризм.

4. Глобальные проблемы: изменение климата, разрушение озонового слоя, подкисление и закисление, моря и океаны.

5. Ценности: общество потребления, здоровье и окружающая среда, права граждан, наша планета в будущем.

Обучение старшеклассников экологии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития экологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу практической подготовки в 11 классах, для формирования новых ценностных и этических подходов, новой модели поведения в школе, дома и в обществе, а не только получение и закрепление новых знаний в области окружающей среды и устойчивого развития.

Преподавание курса «Экология Республики Коми» направлено на достижение выпускниками старшей школы следующих результатов:

  • знание основных экологических принципов и правил, способствующих формированию ответственного отношения личности к природе;
  • понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на дальнейшее изучение экологии;
  • овладение комплексом элементов исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, проводить эксперименты, сравнивать, анализировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свою точку зрения;
  • умение работать с разными источниками информации (учебником, научной и справочной литературой, словарями, Интернетом), анализировать и оценивать информацию;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков по отношению к окружающей среде;
  • утверждение экологического мировоззрения в образе мышления, чувствах и поведении, осознание необходимости бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зелёных насаждений и охраняемых природных территорий;
  • формирование личной ответственности перед обществом за восстановление и сохранение благоприятной окружающей среды, осознанное выполнение экологических правил и требований.

Для оценки достижений учеников используются экологические викторины  и практические, творческие работы.

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

 понятия «экология», «природа», «экологическая ниша», «пищевые взаимосвязи», взаимосвязь живой и неживой природы; названия растений и животных, занесённых в « Красную книгу Республики Коми», встречающиеся в данной местности; значение лесной зоны в жизни людей; экологические проблемы. Промышленные предприятия Республики Коми, которые являются основными виновниками загрязнения окружающей среды.

В чём заключается взаимосвязь природы и человека; общие признаки экологических проблем; значение международного сотрудничества в решении экологических проблем; правила и нормы поведения в окружающей природной среде.

 

Учащиеся должны уметь:

наблюдать природные явления, определять и объяснять взаимосвязь «человек- природа», «человек - общество»; оценивать отношения окружающих людей (друзей, одноклассников, взрослых) к природе; получать информацию из различных источников; правильно вести себя в лесу, на реке, в общественных местах. оценивать состояние окружающей среды своего села; состояние собственного здоровья; предпринимать конкретные действия по улучшению состояния окружающей среды и своего здоровья; научить нормам поведения в природной среде окружающих

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1.     Природная среда: вода, воздух, почва, биоразнообразие. Основные загрязнители воздуха. Способы очистки  воды. Экономия воды.  Типы почв в Республике Коми. Способы охраны почв. Биоразнообразие республики коми. Человек и биоразнообразие. Богатства леса и их охрана.

2.     Неблагоприятные воздействия: урбанизация, шум и способы снижения уровня шума. Материалы и отходы. Управление отходами. Отходы в нашем населенном пункте. Сжигание отходов. Основные принципы борьбы с отходами. Химикаты  вокруг нас.

3.     Экономика и окружающая среда: энергетика. Производство энергетики и окружающая среда. Как экономить энергию? Энергосберегающие электрические лампы. Транспорт: на велосипеде в будущее. Промышленное загрязнение в России и Республике Коми. Сельское хозяйство в Республике Коми и его проблемы. Лесное хозяйство: экологические ценности и возраст девственных лесов.

4.     Глобальные проблемы (в пределах Республики Коми): изменение климата, плюс еще один градус, парниковый эффект, как справиться с проблемой парникового эффекта. Воздействие человека на окружающую среду. Последствия разрушения озонового слоя для людей. Кислотные дожди и последствия.

5.     Ценности: здоровье и окружающая среда – всегда ли еда полезна для здоровья. Полезные растения. Здоровье человека на севере. Стресс и здоровье. Право знать и участвовать: право на информацию. Наше будущее в наших руках. Аллергия и загрязнение окружающей среды. Мы и поколения будущего.

6.      

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Экология Республики Коми. 11 класс.

 

Тема

Форма проведения

Практика .

Часы.

Теория. Часы

Дата проведения.

1.     Природная среда ( 10 часов)

1.

Воздух. Основные загрязнители воздуха

Беседа

 

1

 

2.

Исследование запыленности воздуха в школьном помещении

( практ. №1). Определение углекислого газа в помещении

( практ. №2).

Практическая работа

Практическая работа №1, 2

1

 

3.

Вода основа жизни.

Беседа

 

1

 

4.

Этапы очистки вода в РК.

Практическая работа с элементами беседы. Доклады.

Практическая работа №3 « Определение мутности и прозрачности воды»

1

 

5.

Способы экономии воды.

Обсуждение

 

1

 

6.

Почвы. Типы почв РК. Функции почв.

Рассказ.

 

1

 

7.

 Простые способы охраны почв.

Обсуждение беседа

 

1

 

8.

Биоразнообразие РК.

Рассказ

 

1

 

9.

Как сохранить биоразнообразие в лесах.

Доклады.

 

1

 

10.

Как сохранить травянистые местообитания.  Экологическая игра.

Экологическая игра.

 

1

 

2.     Неблагоприят1ные воздействия ( 4 часа)

11.

Шум. Способы снижения уровня шума

Рассказ. Беседа.

 

1

 

12.

Материалы и отходы. Отходы в нашем населенном пункте.

Обсуждение. Сбор информации.

 

1

 

13.

Сжигание отходов. Основные принципы борьбы с отходами.

Обсуждение

 

1

 

14.

Химикаты вокруг нас.

Практическая работа. Рассказ. Обсуждение.

Практическая работа №4 «Исследования вреда  и пользы полиэтилена»

1

 

3.     Экономика и окружающая среда ( 5 часов)

15.

Энергетика. Как экономить энергию. Энергосберегающие лампы.

Рассказ. Обсуждение.

 

1

 

16.

Транспорт. На велосипеде – в будущее.

Диспут.

Обсуждение.

 

1

 

17.

Промышленные загрязнения в России и РК.

Доклады. Обсуждение.

 

1

 

18.

Сельское хозяйство в РК. Проблемы.

Доклады. Обсуждение.

 

1

 

19.

Лесное хозяйство: ценности, возраст девственных лесов.

Доклады. Обсуждение.

 

1

 

4.     Глобальные проблемы в Республике Коми ( 5 часов)

20.

Изменение климата: плюс еще один градус

Рассказ. Обсуждение.

 

1

 

21.

Парниковый эффект. Как справиться с проблемой.

Диспут.

 

1

 

22.

Изменение климата: воздействие на человека и окружающую среду.

Диспут. Обсуждение.

 

1

 

23.

Последствия разрушения озонового слоя для людей.

Доклады. Обсуждение.

 

1

 

24.

Кислотные дожди и их последствия.

Беседа.

 

1

 

5.     Ценности ( 10 часов)

25.

Здоровье и окружающая среда. Всегда ли еда полезна для здоровья.

Беседа. Обсуждение.

 

1

 

26.

Полезные растения РК.

Доклады.

 

1

 

27.

Здоровье человека на севере.

Рассказ. Обсуждение. Информационный поиск.

 

1

 

28.

Стресс и здоровье.

Рассказ. Обсуждение. Информационный поиск

 

1

 

29.

Права граждан. Право  на информацию.

Рассказ.

 

1

 

30.

Окружающая среда и здоровье: наше будущее в наших руках.

Обсуждение. Диспут.

 

1

 

31.

Аллергия и загрязнение окружающей среды.

Рассказ.

 

1

 

32.

Мы и поколения будущего.

Обсуждение. Информационный поиск.

 

1

 

33.

Наша планета в будущем

Обсуждение. Информационный поиск.

 

1

 

34.

Заключительное занятие.

Экологическая викторина

 

1

 

 

 

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     Криксунов Е.А, Пасечник В.В. экология. 10 класс: учеб. Для общеобразовательных учеб. Заведений. – 3 изд. . – М.: 2012.

2.     Криксунов Е.А, Пасечник В.В. экология. 10 класс: учеб. Для общеобразовательных учеб. Заведений. – 3 изд. . – М.: 1999.

3.     «Зеленый пакет»: Комплект образовательных материалов. – Сентендре (Венгрия): РЭЦ, 2009.

4.     Чернова Н.М. основы экологии: учеб. Для 1-11 классов\ под ред. Н.М Чернова. В.М Галушин. В.М Константинов. – М.: Дрофа,2006.

5.     Маркин Б.М, Наумов Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11 классов.-М.: АО МДС, 1996.

6.     Биологическое разнообразие Республики Коми. Чалышева Л.В,  Стрелова Н.Г. методическое пособие – Сыктывкар, Полиграф-Сервис. 2012.

7.     Атлас Республики Коми. – М.: Дизайн. Информация. Картография, 2001.

8.     Историко-культурный атлас Республики Коми.- М.: ДРОФА, ДиК. 1997.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по экологии 11 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор музея

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНастоящая программа является продолжением предмета экологии в 11 классе ( 1 час в неделю). Предмет «Экология Республики Коми» изучается на завершающем этапе базового образования.Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего (полного) образования на основании авторской программы по экологии для 8 – 11 классов авторов Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника (Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011) и методического пособия «Зеленый пакет» и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.Настоящая программа составлена на 34 часа (в год), в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения.Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:- развивать интерес к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам;- формировать социально-ценные мотивы личностного отношения к природе;- раскрывать универсальную ценность природы;- привлекать обучающихся к исследованию и охране природы родного края;- формировать нравственно-экологические знания, соответствующие интеллектуальные и практические умения, обобщенные модели поведения в природной среде;- побуждать обучающихся к оцениванию фактов воздействия человека и общества на природу и природы на человека и общество;- привлекать обучающихся к контролю и оценке социально-значимых результатов природоохранной деятельности.Решаемые задачи позволяют достичь цели курса, которая заключается в формировании новых ценностных и этических подходов, новой модели поведения в школе, дома и в обществе.Содержательной основой курса является учение о природной экосистеме как совокупности совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи. Экосистемы рассматриваются как открытые самоорганизующиеся и самовоспроизводящиеся системы, на уровне которых происходит обмен веществ, и осуществляются потоки энергии.Современная экология имеет интегральный характер и является комплексом научных дисциплин. В названном учебном курсе на основе методического пособия «Зеленый пакет» раскрываются основы 5 частей : 1. Природная среда: воздух, вода, почва, биоразнообразие. 2. Неблагоприятные воздействия: урбанизация, отходы, шум, химические вещества,3. Экономика и окружающая среда: энергетика, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, туризм.4. Глобальные проблемы: изменение климата, разрушение озонового слоя, подкисление и закисление, моря и океаны. 5. Ценности: общество потребления, здоровье и окружающая среда, права граждан, наша планета в будущем.Обучение старшеклассников экологии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития экологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу практической подготовки в 11 классах, для формирования новых ценностных и этических подходов, новой модели поведения в школе, дома и в обществе, а не только получение и закрепление новых знаний в области окружающей среды и устойчивого развития.Преподавание курса «Экология Республики Коми» направлено на достижение выпускниками старшей школы следующих результатов: знание основных экологических принципов и правил, способствующих формированию ответственного отношения личности к природе; понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на дальнейшее изучение экологии; овладение комплексом элементов исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, проводить эксперименты, сравнивать, анализировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свою точку зрения; умение работать с разными источниками информации (учебником, научной и справочной литературой, словарями, Интернетом), анализировать и оценивать информацию; способность выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков по отношению к окружающей среде; утверждение экологического мировоззрения в образе мышления, чувствах и поведении, осознание необходимости бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зелёных насаждений и охраняемых природных территорий; формирование личной ответственности перед обществом за восстановление и сохранение благоприятной окружающей среды, осознанное выполнение экологических правил и требований. Для оценки достижений учеников используются экологические викторины и практические, творческие работы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 594 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.07.2020 88
    • DOCX 26.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Левченко Ольга Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Левченко Ольга Евгеньевна
    Левченко Ольга Евгеньевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 79277
    • Всего материалов: 213

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 324 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 91 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 556 человек

Мини-курс

Управление рисками в бизнесе: анализ, оценка и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология аддикции: понимание и распознование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов