Главная / Биология / Рабочая программа по экологии 11 класс

Рабочая программа по экологии 11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая программа является продолжением предмета экологии в 11 классе ( 1 час в неделю). Предмет «Экология Республики Коми» изучается на завершающем этапе базового образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего (полного) образования на основании авторской программы по экологии для 8 – 11 классов авторов Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника (Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011) и методического пособия «Зеленый пакет» и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.

Настоящая программа составлена на 34 часа (в год),  в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

-  развивать интерес к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам;

-  формировать социально-ценные мотивы личностного отношения к природе;

-  раскрывать универсальную ценность природы;

-  привлекать обучающихся к исследованию и охране природы родного края;

-  формировать нравственно-экологические знания, соответствующие интеллектуальные и практические умения, обобщенные модели поведения в природной среде;

-  побуждать обучающихся к оцениванию фактов воздействия человека и общества на природу и природы на человека и общество;

-  привлекать обучающихся к контролю и оценке социально-значимых результатов природоохранной деятельности.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса, которая заключается в формировании новых ценностных и этических подходов, новой модели поведения в школе, дома и в обществе.

Содержательной основой курса является учение о природной экосистеме как совокупности совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи. Экосистемы рассматриваются как открытые самоорганизующиеся и самовоспроизводящиеся системы, на уровне которых происходит обмен веществ, и осуществляются потоки энергии.

Современная экология имеет интегральный характер и является комплексом научных дисциплин. В названном учебном курсе на основе методического пособия «Зеленый пакет» раскрываются основы 5 частей :

1. Природная среда: воздух, вода, почва, биоразнообразие.

2. Неблагоприятные воздействия: урбанизация, отходы, шум, химические вещества,

3. Экономика и окружающая среда: энергетика, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, туризм.

4. Глобальные проблемы: изменение климата, разрушение озонового слоя, подкисление и закисление, моря и океаны.

5. Ценности: общество потребления, здоровье и окружающая среда, права граждан, наша планета в будущем.

Обучение старшеклассников экологии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития экологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу практической подготовки в 11 классах, для формирования новых ценностных и этических подходов, новой модели поведения в школе, дома и в обществе, а не только получение и закрепление новых знаний в области окружающей среды и устойчивого развития.

Преподавание курса «Экология Республики Коми» направлено на достижение выпускниками старшей школы следующих результатов:

  • знание основных экологических принципов и правил, способствующих формированию ответственного отношения личности к природе;

  • понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на дальнейшее изучение экологии;

  • овладение комплексом элементов исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, проводить эксперименты, сравнивать, анализировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свою точку зрения;

  • умение работать с разными источниками информации (учебником, научной и справочной литературой, словарями, Интернетом), анализировать и оценивать информацию;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков по отношению к окружающей среде;

  • утверждение экологического мировоззрения в образе мышления, чувствах и поведении, осознание необходимости бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зелёных насаждений и охраняемых природных территорий;

  • формирование личной ответственности перед обществом за восстановление и сохранение благоприятной окружающей среды, осознанное выполнение экологических правил и требований.

Для оценки достижений учеников используются экологические викторины и практические, творческие работы.





ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

понятия «экология», «природа», «экологическая ниша», «пищевые взаимосвязи», взаимосвязь живой и неживой природы; названия растений и животных, занесённых в « Красную книгу Республики Коми», встречающиеся в данной местности; значение лесной зоны в жизни людей; экологические проблемы. Промышленные предприятия Республики Коми, которые являются основными виновниками загрязнения окружающей среды.

В чём заключается взаимосвязь природы и человека; общие признаки экологических проблем; значение международного сотрудничества в решении экологических проблем; правила и нормы поведения в окружающей природной среде.



Учащиеся должны уметь:

наблюдать природные явления, определять и объяснять взаимосвязь «человек- природа», «человек - общество»; оценивать отношения окружающих людей (друзей, одноклассников, взрослых) к природе; получать информацию из различных источников; правильно вести себя в лесу, на реке, в общественных местах. оценивать состояние окружающей среды своего села; состояние собственного здоровья; предпринимать конкретные действия по улучшению состояния окружающей среды и своего здоровья; научить нормам поведения в природной среде окружающих







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Природная среда: вода, воздух, почва, биоразнообразие. Основные загрязнители воздуха. Способы очистки воды. Экономия воды. Типы почв в Республике Коми. Способы охраны почв. Биоразнообразие республики коми. Человек и биоразнообразие. Богатства леса и их охрана.

  2. Неблагоприятные воздействия: урбанизация, шум и способы снижения уровня шума. Материалы и отходы. Управление отходами. Отходы в нашем населенном пункте. Сжигание отходов. Основные принципы борьбы с отходами. Химикаты вокруг нас.

  3. Экономика и окружающая среда: энергетика. Производство энергетики и окружающая среда. Как экономить энергию? Энергосберегающие электрические лампы. Транспорт: на велосипеде в будущее. Промышленное загрязнение в России и Республике Коми. Сельское хозяйство в Республике Коми и его проблемы. Лесное хозяйство: экологические ценности и возраст девственных лесов.

  4. Глобальные проблемы (в пределах Республики Коми): изменение климата, плюс еще один градус, парниковый эффект, как справиться с проблемой парникового эффекта. Воздействие человека на окружающую среду. Последствия разрушения озонового слоя для людей. Кислотные дожди и последствия.

  5. Ценности: здоровье и окружающая среда – всегда ли еда полезна для здоровья. Полезные растения. Здоровье человека на севере. Стресс и здоровье. Право знать и участвовать: право на информацию. Наше будущее в наших руках. Аллергия и загрязнение окружающей среды. Мы и поколения будущего.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Экология Республики Коми. 11 класс.



Тема

Форма проведения

Практика .

Часы.

Теория. Часы

Дата проведения.

  1. Природная среда ( 10 часов)

1.

Воздух. Основные загрязнители воздуха

Беседа


1


2.

Исследование запыленности воздуха в школьном помещении

( практ. №1). Определение углекислого газа в помещении

( практ. №2).

Практическая работа

Практическая работа №1, 2

1


3.

Вода основа жизни.

Беседа


1


4.

Этапы очистки вода в РК.

Практическая работа с элементами беседы. Доклады.

Практическая работа №3 « Определение мутности и прозрачности воды»

1


5.

Способы экономии воды.

Обсуждение


1


6.

Почвы. Типы почв РК. Функции почв.

Рассказ.


1


7.

Простые способы охраны почв.

Обсуждение беседа


1


8.

Биоразнообразие РК.

Рассказ


1


9.

Как сохранить биоразнообразие в лесах.

Доклады.


1


10.

Как сохранить травянистые местообитания. Экологическая игра.

Экологическая игра.


1


  1. Неблагоприят1ные воздействия ( 4 часа)

11.

Шум. Способы снижения уровня шума

Рассказ. Беседа.


1


12.

Материалы и отходы. Отходы в нашем населенном пункте.

Обсуждение. Сбор информации.


1


13.

Сжигание отходов. Основные принципы борьбы с отходами.

Обсуждение


1


14.

Химикаты вокруг нас.

Практическая работа. Рассказ. Обсуждение.

Практическая работа №4 «Исследования вреда и пользы полиэтилена»

1


  1. Экономика и окружающая среда ( 5 часов)

15.

Энергетика. Как экономить энергию. Энергосберегающие лампы.

Рассказ. Обсуждение.


1


16.

Транспорт. На велосипеде – в будущее.

Диспут.

Обсуждение.


1


17.

Промышленные загрязнения в России и РК.

Доклады. Обсуждение.


1


18.

Сельское хозяйство в РК. Проблемы.

Доклады. Обсуждение.


1


19.

Лесное хозяйство: ценности, возраст девственных лесов.

Доклады. Обсуждение.


1


  1. Глобальные проблемы в Республике Коми ( 5 часов)

20.

Изменение климата: плюс еще один градус

Рассказ. Обсуждение.


1


21.

Парниковый эффект. Как справиться с проблемой.

Диспут.


1


22.

Изменение климата: воздействие на человека и окружающую среду.

Диспут. Обсуждение.


1


23.

Последствия разрушения озонового слоя для людей.

Доклады. Обсуждение.


1


24.

Кислотные дожди и их последствия.

Беседа.


1


  1. Ценности ( 10 часов)

25.

Здоровье и окружающая среда. Всегда ли еда полезна для здоровья.

Беседа. Обсуждение.


1


26.

Полезные растения РК.

Доклады.


1


27.

Здоровье человека на севере.

Рассказ. Обсуждение. Информационный поиск.


1


28.

Стресс и здоровье.

Рассказ. Обсуждение. Информационный поиск


1


29.

Права граждан. Право на информацию.

Рассказ.


1


30.

Окружающая среда и здоровье: наше будущее в наших руках.

Обсуждение. Диспут.


1


31.

Аллергия и загрязнение окружающей среды.

Рассказ.


1


32.

Мы и поколения будущего.

Обсуждение. Информационный поиск.


1


33.

Наша планета в будущем

Обсуждение. Информационный поиск.


1


34.

Заключительное занятие.

Экологическая викторина


1





Итого

34










































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Криксунов Е.А, Пасечник В.В. экология. 10 класс: учеб. Для общеобразовательных учеб. Заведений. – 3 изд. . – М.: 2012.

  2. Криксунов Е.А, Пасечник В.В. экология. 10 класс: учеб. Для общеобразовательных учеб. Заведений. – 3 изд. . – М.: 1999.

  3. «Зеленый пакет»: Комплект образовательных материалов. – Сентендре (Венгрия): РЭЦ, 2009.

  4. Чернова Н.М. основы экологии: учеб. Для 1-11 классов\ под ред. Н.М Чернова. В.М Галушин. В.М Константинов. – М.: Дрофа,2006.

  5. Маркин Б.М, Наумов Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11 классов.-М.: АО МДС, 1996.

  6. Биологическое разнообразие Республики Коми. Чалышева Л.В, Стрелова Н.Г. методическое пособие – Сыктывкар, Полиграф-Сервис. 2012.

  7. Атлас Республики Коми. – М.: Дизайн. Информация. Картография, 2001.

  8. Историко-культурный атлас Республики Коми.- М.: ДРОФА, ДиК. 1997.



Рабочая программа по экологии 11 класс
  • Биология
Описание:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа является продолжением предмета экологии в 11 классе ( 1 час в неделю). Предмет «Экология Республики Коми» изучается на завершающем этапе базового образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего (полного) образования на основании авторской программы по экологии для 8 – 11 классов авторов Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника (Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011) и методического пособия «Зеленый пакет» и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.

Настоящая программа составлена на 34 часа (в год), в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

- развивать интерес к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам;

- формировать социально-ценные мотивы личностного отношения к природе;

- раскрывать универсальную ценность природы;

- привлекать обучающихся к исследованию и охране природы родного края;

- формировать нравственно-экологические знания, соответствующие интеллектуальные и практические умения, обобщенные модели поведения в природной среде;

- побуждать обучающихся к оцениванию фактов воздействия человека и общества на природу и природы на человека и общество;

- привлекать обучающихся к контролю и оценке социально-значимых результатов природоохранной деятельности.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса, которая заключается в формировании новых ценностных и этических подходов, новой модели поведения в школе, дома и в обществе.

Содержательной основой курса является учение о природной экосистеме как совокупности совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи. Экосистемы рассматриваются как открытые самоорганизующиеся и самовоспроизводящиеся системы, на уровне которых происходит обмен веществ, и осуществляются потоки энергии.

Современная экология имеет интегральный характер и является комплексом научных дисциплин. В названном учебном курсе на основе методического пособия «Зеленый пакет» раскрываются основы 5 частей :

1. Природная среда: воздух, вода, почва, биоразнообразие.

2. Неблагоприятные воздействия: урбанизация, отходы, шум, химические вещества,

3. Экономика и окружающая среда: энергетика, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, туризм.

4. Глобальные проблемы: изменение климата, разрушение озонового слоя, подкисление и закисление, моря и океаны.

5. Ценности: общество потребления, здоровье и окружающая среда, права граждан, наша планета в будущем.

Обучение старшеклассников экологии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития экологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу практической подготовки в 11 классах, для формирования новых ценностных и этических подходов, новой модели поведения в школе, дома и в обществе, а не только получение и закрепление новых знаний в области окружающей среды и устойчивого развития.

Преподавание курса «Экология Республики Коми» направлено на достижение выпускниками старшей школы следующих результатов:

  • знание основных экологических принципов и правил, способствующих формированию ответственного отношения личности к природе;
  • понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на дальнейшее изучение экологии;
  • овладение комплексом элементов исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, проводить эксперименты, сравнивать, анализировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свою точку зрения;
  • умение работать с разными источниками информации (учебником, научной и справочной литературой, словарями, Интернетом), анализировать и оценивать информацию;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков по отношению к окружающей среде;
  • утверждение экологического мировоззрения в образе мышления, чувствах и поведении, осознание необходимости бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зелёных насаждений и охраняемых природных территорий;
  • формирование личной ответственности перед обществом за восстановление и сохранение благоприятной окружающей среды, осознанное выполнение экологических правил и требований.

Для оценки достижений учеников используются экологические викторины и практические, творческие работы.

Автор Быкова Екатерина Павловна
Дата добавления 15.11.2015
Раздел Биология
Подраздел Другое
Просмотров 480
Номер материала MA-062305
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓