Инфоурок Математика Рабочие программыРабочая программа по дополнительному образованию"Математические задачи на краеведческом материале"

Рабочая программа по дополнительному образованию"Математические задачи на краеведческом материале"

Скачать материал

                 МБОУ    «Новолядинская СОШ»

           Тамбовского района Тамбовской области

 

 

 

                                                   «Утверждена»                                                                                                    

                                                   на заседании

                                                                             методического совета школы

                                                          Протокол №___                                                                     

                                                              «___» ________ г.                                                                

 

 

 

 

 

 

 

«Математические задачи на краеведческом материале»

(дополнительная образовательная программа

 для детей11-13 лет)

 

 

 

Тип программы: модифицированная

Срок реализации программы: 1 год.

 

 

 

 

Составитель: учитель математики

Анурина Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

                               Новая   Ляда

                                          2010 год

 

 

 

...Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов,
И не был беглым он солдатом
Австрийских пудреных дружин;
Так мне ли быть аристократом?
Я, слава богу, мещанин...


А.С.Пушкин «Моя родословная»

 

 

Пояснительная записка

       Воспитание гражданина - патриота страны - одно из важнейших условий национального возрождения. Патриотизм определяет духовный и нравственный климат в обществе. Программа «Математические задачи на краеведческом материале» понимается автором как целенаправленная и систематическая педагогическая  деятельность, направленная на формирование высоконравственной, духовной  личности.    

         Программа «Математические задачи на краеведческом материале» разработана  и апробирована на базе МОУ Н.Лядинской СОШ  среди обучающихся 5-6 классов во внеурочной деятельности.

        Данная дополнительная образовательная программа  направлена на  реализацию основных направлений региональной образовательной политики, способствует развитию интеллектуально-познавательных навыков обучающихся,  углублению изучения и систематизации  интегрированных   знаний по курсам нескольких предметов : истории, географии, математики.

          Программа «Математические задачи на краеведческом материале» дает возможность формировать более четкое и полное представление об истории   малой родины, систематизировать и углубить знания  о местах пребывания и проживания  своих предков,  помогает уяснить неразрывную связь истории города, области с историей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Через изучение фактов из истории малой родины  у учащихся формируется осознанное понимание основных исторических категорий, особенностей исторического развития края , а математические задания не сухой выхолощенной наукой , а приобретают вполне определённый, практический смысл.

Цель программы:

   Воспитание  качеств патриотизма, бескорыстной любви к Отечеству,  бережного отношения к историческому прошлому и культурному наследию края; формирование исторической преемственности поколений, духовно-нравственной личности , систематизация и углубление знаний по математике.

 Задачи программы:

·        создание условий для наиболее эффективного  развития интеллектуальных, творческих  способностей   школьников и приобщения их к общечеловеческим ценностям;

·         реализация познавательных интересов и потребностей детей через организацию исследовательской деятельности;

·         модификация традиционных  и разработка новых форм реализации исследовательских и познавательных интересов учащихся.

·         формирование навыков применения математической теории к решению  практических задач ;

·         воспитание уважительного отношения к историческому прошлому  Родины,  родного края;

·        Средствами интеграции межпредметных знаний  развитие интересов детей и их общего интеллектуального   развития

·         

 

       Своеобразие образовательного курса «Математические задачи на краеведческом материале» определяется тем, что изучение курса начинается с личности ребенка. Затем идет его постепенное погружение  в окружающий его  мир . От собственного «я», семьи, дома - к своей малой, а затем и к большой Родине.

     Актуальная проблема современного общества – потеря связей с собственной  малой родиной. Приобщение учащихся к изучению истории своей области, ее корней – это и путь к самопознанию: кто мы и откуда родом?     Занятия курса способствуют формированию  знаний по истории, географии и математике.

     У учащихся продолжится  формирование ряда личностных качеств: любви к своей Родине, к своей стране и ее истории, гордости за ее достижения. Все это будет способствовать формированию гражданина России, обладающего активной жизненной позицией, с высокой степенью духовности и нравственности.

 

Методы и формы реализации курса

 

      В основе содержания курса реализуются методы: проблемно - поисковый, исследовательский и метод обобщения, которые оптимизируют процесс познания истории своей  малой родины. Особое место занимает метод исследования, благодаря которому школьники учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск,  творчески работать.

    Занятия проводятся в следующих формах: изучение и обобщение материала, тестирование, анкетирование,  а также комбинированное занятие с элементами практической работы, занятие- исследование, занятие - викторина. 

    Виды деятельности разнообразны: изобразительная, практическая, чтение, работа со справочным и архивным материалом , решение задач, работа с ИНТЕРНЕТ.

 

Программа рассчитана на 1 год, предназначена для детей 11 – 13 лет.

Режим занятий: 2 часа в неделю.

     Содержание курса определяется следующей структурой: от напоминания сведений из географии и  истории своей малой родины , начиная с возникновения  до современных дней  с постоянным  включением математических задач . То есть решение задач  не  должно быть скучным , а  ,наоборот, усиливающим интерес и укрепляющим   межпредметные  знания .

Занятия спланированы так, чтобы интерес к изучению курса усиливался.

Объекты исследований (природа, климат , история, промышленность) близки и понятны детям, что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу. Результаты проблемно-поисковой деятельности учащихся могут быть разнообразные, что позволяет дифференцировать образовательный процесс, ребенок может сам выбрать формы и методы исследований. Изучение каждой темы состоит из трех блоков

Основными исполнителями программы являются педагог-руководитель, учащиеся.

 

Ожидаемые результаты и способы  их проверки

 

По итогам занятий  обучающиеся должны  знать:  

·         Историю и географию своей области  и своего города в целом;

·         историю названий своего города, области;

·        основные исторические, географические и математические    категории: историческое время, представление о  климате , площади, населении, развитии  промышленности , сельского хозяйства , графики, диаграммы  распределения  осадков, сравнительные таблицы ;

·        какую долю составляет то  или иное производство в процентном отношении в масштабах области или страны в целом;

·        иметь представление об истории родного края ,его знаменитых людях, исторических памятниках , растительном и животном мире, реках и озёрах.

·        вклад Тамбовцев в Великой Отечественной войне, узнать «математику»  этого вклада

должны  уметь:

·        работать с различными видами источников;

·        проводить исследовательские работы, находить решения различным поисковым проблемам;

·        грамотно вести поисковые и исследовательские записи;

·        владеть элементами, приемами чтения карты ,навыками проводить простые расчеты в процентах , строить таблицы, графики, столбчатые и круговые диаграммы , в том числе  с помощью компьютера;

·        приводить примеры городов Тамбовской области , районов.

 

      Формы контроля и проверки достижений ожидаемых результатов:

·        в качестве текущего контроля используются  опросы учащихся во время занятий, проверка их исследовательских работ;

·        в качестве средств итогового контроля применяется защита учащимися своих творческих и исследовательских работ с последующим обсуждением в группе;

·        в качестве дополнительных средств контроля и проверки используются личные наблюдения педагога за учащимися, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.

    Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставка творческих и исследовательских работ, оформление этих исследовательских работ, конкурс – соревнование  «Умники и умницы» с вопросами по всему курсу .

 

 

 

 

 

Условия реализации программы

 

     Запомнить все невозможно, все факты необходимо записывать с указанием источника и складывать в конверты и папки - создавать бумажный архив. Поэтому необходимы:

      •  тетради для решения задач и записи конспектов отдельных  занятий

·        большие папки

·         бумажные конверты

·         пластиковые файлы

·        альбомы для оформления результатов

·       Карты Тамбовской области , её районов и городов

Огромную роль в повышении результативности программы играет материально-техническое оснащение

·       фотоаппарат

·       фотобумага

·       компьютер

 

Методическое обеспечение

 

      Методическое обеспечение  реализации программы включает прежде всего - разнообразие форм проведения занятий. В ходе информационно-ознакомительного занятия дети знакомятся с различными аспектами той или иной области, направлениями , являющимися предметом образовательной и творческой деятельности учащихся. Например, знакомство  с основами географических, исторических  знаний, темой «проценты», «графики» и диаграммы различных процессов, с особенностями  конкретной исторической эпохи, отразившейся в истории  нашей области, показе  презентаций по отдельным темам на компьютере. Наиболее часто используемой в ознакомительном занятии формой является беседа –целенаправленно организованный и содержательно продуманный диалог, с ведущей ролью педагога на заданную тему. Методика проведения беседы ориентирована на включение в разговор всей группы. В ходе беседы важно создать определенный «эмоциональный  накал», транслируемый в первую очередь заинтересованной и эмоциональной позицией педагога.  Результаты беседы должны использоваться в последующей работе и побуждать обучающихся к самостоятельному поиску информации по данной теме.

         Исследовательская деятельность учащихся проводится в разных организационных формах: индивидуальные исследования и групповые исследования с помощью методик, которые достаточно упрощенно моделируют исследовательскую работу. Ребята получают возможность сокращенно познакомиться с полным циклом  исследования: от знакомства с проблемой замысла, постановки цели, разработки плана до защиты результатов.

       Кроме того,  в работе используются и другие формы, например, экскурсии- коллективное посещение музеев, выставок, достопримечательных мест. Важное место в методах работы программы имеет совместное проведение досуга. Досуговая  деятельность способствует развитию интереса детей к занятиям, новому взгляду на своих товарищей, осознание своего единства, развитию эмоциональной и познавательной сферы.

      Необходимым средством методического обеспечения деятельности является работа с родителями. Используются такие основные формы:

проведение родительских собраний, анкетирование, совместные праздники,

непосредственное участие родителей в реализации программы.

    С целью успешной реализации данной программы:

·        представлены информационные материалы образцов герба Тамбова;

·        разработаны  планы-конспекты  отдельных занятий по программе;

·        разработана форма обработки собранного материала;

                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

II.Учебно-тематический план

 

 №

п/п

Наименование темы

 

Часы

всего

теория

практика

1

1.1

Введение.

Введение в образовательную программу  «Математические задачи на краеведческом материале ».

1

1

-

 

2

 

2.1

2.2

 

 

2.3

2.4-2.5

 

2.6-2.8

География Тамбовской области.

 

Ландшафт местности .Границы. Соседи

Составление круговой диаграммы «Площади областей-соседей с Тамбовской областью».Решение задач.

Реки  и озёра Тамбовской области.

Температурный режим и осадки. Задание по определению средней температуры в сентябре и октябре в п. Новая Ляда

Площади .Решение задач

10

4

 

1

 

 

 

1

     1

 

 

      1

 

6

1

2

 

 

 

1

 

 

2

3

 

3.1

3.2

 

3.3

3.4

 

3.5

Город Тамбов

 

Население города Тамбова

Экскурсия по городу Тамбову

 

Решение задач «История города»

Промышленные предприятия города Тамбова

Решение задач

12

5

        

    1

 

 

 

1

 

2

7

 

 

4

 

          2

 

           1

4

 

4.1

 

4.2

 

4.3

 

 

4.4

Экспедиция в прошлое.

 

История возникновения Тамбова и области

Тамбов в 17-19 веках. Решение задач

 

В 18-19 веках. Решение задач

 

 

В советский период и наше время

7

4

 

1

 

1

 

1

 

 

1

3

 

 

 

1

 

1

 

 

1

 

5.

 

5.1

 

5.2

 

5.2

 

5.3

 

5.4-5.9

 

 

 

 

Природа Тамбовского края

 

Реки и озёра , решение задач

 

Флора и фауна  Тамбовской области. Решение задач

Откуда пошла поговорка  «Тамбовский волк тебе  товарищ»? Всё о волках.

Математические задачи  о животных Тамбовской области

Практическая работа :  создание слайдовой  презентации на компьютере на тему «Мои любимые уголки природы

Родного края»

 

14

 

3

 

1

 

1

 

1

 

11

 

1

 

1

 

1

 

2

        

6

 

 

 

 

6.

6.1

 6.2

 

6.3-6.4

 

 

 

Просвещение в Тамбовской области

Обучение детей до революции

Образование молодёжи  в  советское время .Решение задач

Учебные заведения города Тамбова в наше время.

 

4

 

3

1

 

1

     1

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

7

 

7.1-7.2

 

7.3

Медицинские учреждения Тамбовской области

Медицинские учреждения прошлого и настоящего времени в нашей области.

Решение задач

Экскурсия в амбулаторию п.Новая Лада

4

1

 

 

1

3

 

 

1

 

2

8

 

8.1

8.2

8.3

Промышленные предприятия  Тамбовского края

История возникновения предприятий

Решение задач

Экскурсия на новый     завод  по производству спирта «Талвис»

6

1

 

1

5

 

 

3

2

9

 

9.1

 

 

9.2

Сельское хозяйство Тамбовской области

Тамбовский край – крестьянский край. Историческое прошлое села. О крестьянских бунтах

Решение задач. Подготовка сообщений  на тему «Прошлое моего села»

 

 

 

6

2

 

2

4

 

 

 

 

4

10

Решение прикладных задач.Подготовка к уроку -игре

2

 

2

11

Итоговое занятие.Интеллектуальная игра по всему курсу «Умники и умницы»

2

 

2

 

Итого

68

24

44

 

Краткое содержание дополнительной образовательной программы

     . Изучение каждой темы состоит из трех блоков:

ИБ.- информационный блок

ППБ.- проблемно - поисковый блок

РБ. – результативный блок

 

1. Введение. Что изучает курс «Математические задачи на краеведческом материале».

Введение в образовательную программу. Что значит: «я», семья, дом, Отечество. Что значит Родину любить?  Историческое время. Как связана математика и история страны, можно ли обойтись без математики?

 

2.Экспедиция. География Тамбовской области

ИБ. Ландшафт местности .Границы. Соседи

Составление круговой диаграммы «Площади областей-соседей с Тамбовской областью».Решение задач.

Реки  и озёра Тамбовской области.

Температурный режим и осадки. Задание по определению средней температуры в сентябре и октябре в п. Новая Ляда

Площади

ППБ. Определение средней температуры в течение двух осенних месяцев и сравнение её с средней климатической  по области в предыдущие годы? Подготовить сообщение о происхождении названия посёлка , в котором проживаешь.

РБ. Оформление альбома «География Новой Ляды».

3. ИБ. Город Тамбов

. Историческое краеведение. Как заселялась земля тамбовская (историческое исследование). Административно - территориальное деление. Тамбовская губерния. Из истории населенных пунктов. Основание города Тамбова. Прошлое и настоящее края. Герб и флаг. Гимн. Историческая Родина предков. Легенды и сказания о Тамбовском крае.

ППБ. Население города Тамбова. Работа с документами по истории края. Тамбовский край на карте России. История населенного пункта- родины моих предков. Тамбов старый, Тамбов новый

Экскурсия по городу Тамбову

Решение задач «История города»

Промышленные предприятия города Тамбова

РБ «Экскурсия по городу Тамбову».

 

4. Экспедиция в прошлое. Мой дом - моя крепость.

ИБ. История жилища. Функции жилища. Жилой дом, общественное здание, храм. Здание как памятник архитектуры. Материал для строительства. Строительство укреплений .Площади , объёмы сооружений  , расходный материал.

ППБ. Почему и когда построен мой дом? История строительства и существования. Замечательные люди нашего посёлка.

РБ. Визитка-представление «Мой дом». Акция «Мой дом - моя забота».

 

5. Природа Тамбовского края

.

ИБ. Реки и озёра , решение задач

 

Флора и фауна  Тамбовской области. Решение задач

 

ППБ. Откуда пошла поговорка  «Тамбовский волк тебе  товарищ»? Всё о волках.

Математические задачи  о животных Тамбовской области

 

.

РБ. Мини- сочинение «Флора и фауна , окружающие меня»». Фотовыставка « Удачные встречи, удивительное рядом ».Составление задач на тему  «От ушей и до хвостов».

 

6. Просвещение в Тамбовской области

 

ИБ Обучение детей до революции

Образование молодёжи  в  советское время .Решение задач

Учебные заведения города Тамбова в наше время.

ППБ. Существование школы в посёлке , история возникновения школы и её функционирование  до современных дней .

РБ. Оформление альбома « Образование на Земле Тамбовской». Страницы: «История возникновения школ. Количество выпускников за последнее столетие. Моя школа».

7. Медицинские учреждения Тамбовской области

Медицинские учреждения прошлого и настоящего времени в нашей области.

ППБ. Решение задач

РБ .Экскурсия в амбулаторию п.Новая Лада.

8 Промышленные предприятия  Тамбовского края

ИБ История возникновения предприятий

Экскурсия на новый     завод  по производству спирта «Талвис»

 

ППБ. Существование завода в посёлке, история его развития

 Что означает «Талвис» ?.

РБ.Оформление альбома с фотографиями с экскурсии на «Талвис».Графики , связанные с производством , статистические данные по заводу: производство , работники , процентные расчёты , планы на будущее.

9. Сельское хозяйство Тамбовской области

ИБ.  Тамбовский край – крестьянский край. Историческое прошлое села. О крестьянских бунтах

Решение задач. Подготовка сообщений  на тему «Прошлое моего села»

ППБ.Чем знаменит Тамбовский край ? Что производят на полях ?Почему Гитлер мечтал о вывозе земли  с полей Тамбовской области?

РБ .Какой урожай собран летом? Какой процент урожая отдельных с/х  культур  не удаётся  полностью сохранить или переработать ? Какую культуру называют «вторым хлебом»? Сочинение  на тему «Всё о картофеле»

 

 

Ожидаемые результаты и способы  их проверки

 

По итогам занятий  обучающиеся должны  знать:  

·         историю своего  посёлка, района и области в целом;

·         историю названий своего  посёлка , улицы; города , административное деление,

·        площадь  области , посёлка, города , климат.

·        основные исторические категории: историческое время, представление о   пространстве, развитии;

·        иметь представление об истории родного края; вкладе народа в годы Великой Отечественной войны в общую победу , математические характеристики этих понятий

 

должны  уметь:

·        работать с различными видами источников;

·        проводить исследовательские работы, находить решения различным поисковым проблемам;

·        грамотно вести поисковые и исследовательские записи;

·        знать понятие и свойства процентов;

·        владеть элементами, приемами чтения карты;

·        приводить примеры городов России и Тамбовского края;

·        решать простейшие расчётные  задачи;

·        проводить опросы и  составлять диаграммы;

·        определять по карте расстояния между населёнными пунктами;

·        находить информацию в образовательных ресурсах Internet

 

      Формы контроля и проверки достижений ожидаемых результатов:

 

·        в качестве текущего контроля используются  опросы учащихся во время занятий, проверка их исследовательских работ;

·        в качестве средств итогового контроля применяется защита учащимися своих творческих и исследовательских работ с последующим обсуждением в группе;

·        в качестве дополнительных средств контроля и проверки используются личные наблюдения педагога за учащимися, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.

·        умения решать задачи на проценты  и определение расстояний между населёнными пунктами

·        Участие в игре « Умники и умницы» на определение звания «Лучший знаток своей  малой Родины»

 

    Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставка творческих и исследовательских работ, оформление летописи посёлка, конкурс сочинений, фотовыставки , компьютерные презентации.

Работа учащихся будет способствовать закреплению знаний  по трём предметам: географии, истории и математике

     У учащихся  продолжится  формирование ряда личностных качеств: любви к своей Родине, к своей стране и ее истории, гордости за ее достижения, за свою семью и предков,  воспитание чувства ответственности  за свою работу,  умение работать в группе . Все это будет способствовать формированию гражданина России, обладающего активной жизненной позицией, с высокой степенью духовности и нравственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.     Аленова В.А., Ю. А. Мизис.  История Тамбовского краеведения. Тамбов              2002

2.     Дубасов И.И.. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов 1993

3.     И пыль веков от хартии отряхнув… Хрестоматия по истории Тамбовского края. Тамбов.  Издательский центр ТГПИ, 1993

4.     История родного края. Тамбов 1987. Изд-во «Тамбовская правда»

5.     Кончаков Р.Б. «Восстановление истории крестьянской семьи»

6.     Мартышин ВС. Твоя родословная-М.1992

7.     Народные традиции в воспитании школьников. Тамбов 1992. Издательство ИПКРО

8.     Краеведческо –географические викторины  Тамбовской области .1969год

9.     Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. М. Дрофа 1995

10. Суперанская А.В. Имя через века и страны.-М.1990

11. Н.И.Дудин. Географическое краеведение .Тамбов.2006год

12. Чудакова М.О. Беседы об архивах.-М.1975

 

 

Литература для учащихся

 

1.     Атлас Тамбовской области.

2.     История России 9-17 вв. Школьная энциклопедия- М. «Олма-пресс Образование» 2003.

3.     История Тамбовской области. Воронеж 1971. Центрально-черноземное книжное издательство

4.     Муравьев Н.В. «Избранные краеведческие труды» т.1 Тамбов 2006

5.     Муравьев Н.В.. Изначальная история населенных пунктов Тамбовской     области.  Тамбов 1992.

6.     Попова Т.И. «Сказы о Земле Тамбовской» издательство ТОГУП Тамбовская типография « Пролетарский светоч».2004

7.     Сохранский А.В. «Легенды и сказания о Тамбовском крае».ООО «Издательство Юлис».2004

8.     Тамбов старый, Тамбов новый. Фотоальбом. ООО «Юлис» Тамбов 2002 .

9.     Тамбовская энциклопедия ООО «Издательство Юлис». 2004 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Приложение №1 Физико-географическая и демографическая характеристика

 

 

 

Город расположен на реке Цна (бассейн Волги), в 482 км от Москвы. Площадь — 92 км².

Климат

Климатические условия Тамбова определяются его географическим положением. Климат умеренно-континентальный, в нём хорошо выражены все времена года. Средняя температуры самого холодного месяца (января) составляет около −9 °C, самого тёплого (июля) — около +20 °C. Годовое количество осадков колеблется от 350 до 700 мм, более половины их (около 300 мм) выпадает в тёплый период года. Продолжительность тёплого периода составляет 154 дня. В районе города преобладают ветры южных, юго-западных и частично северо-западных направлений[2][3].

Климат Тамбова

Показатель

Янв

Фев

Мар

Апр

Май

Июн

Июл

Авг

Сен

Окт

Ноя

Дек

Год

Абсолютный максимум, °C

6,6

8,5

17,6

29,7

36,1

37,8

38,4

37,8

35,2

26,5

14,5

9,3

38,4

Средний максимум, °C

−5,5

−4,7

0,7

12,7

20,5

24,3

25,4

24,1

17,8

9,4

0,7

−3,5

10,2

Средняя температура, °C

−8,6

−8,4

−2,9

7,4

14,5

18,5

19,7

18,2

12,3

5,3

−1,8

−6,3

5,7

Средний минимум, °C

−11,7

−11,7

−6,1

2,9

8,9

13,2

14,7

13,0

7,9

2,0

−4,2

−9,2

1,7

Абсолютный минимум, °C

−37,4

−36,9

−30,4

−15,3

−4

0,9

4,6

2,5

−3,7

−14,7

−29,3

−36,1

−37,4

Норма осадков, мм

36

30

30

31

47

53

79

46

51

43

55

50

551

Источник: Погода и климат

Население

Демографическая ситуация в Тамбове характеризует основные тенденции развития демографии, выраженные для России в целом. В 2009 году смертность населения превысила рождаемость в 1,5 раза.

год

1650

1744

1897

1913

1926

1939

1960

1998

2009

тыс. чел.

6

3

48

62

76

121

170

317

278

 

 

 

     Математические задачи к теме «География Тамбовской области»

1.Длина параллели г.Тамбова равна 24170км.Разница в местном временикрайних восточной и западной точек границ Тамбовской области 13 минут 28 секунд. Определить расстояние между крайними точками восточной и   западной границы Тамбовской области.

2.22июня в г. Тамбове солнце восходит в 3 часа 58 минут, а заходит  в21 час07 минут. Какова продолжительность дня?

3.22декабря в г.Тамбове солнце восходит в в 8 часов 39 минут, а заходит в 16часов 18 минут . Какова продолжительность дня?

4.Составьте диаграмму «Площади областей – соседей  с Тамбовской областью», используя данные таблицы:

область

Площадь (тыс. км.)

Тамбовская

34,4

Липецкая

24,1

Воронежская

52,4

Саратовкая

100,2

Пензенская

43,2

Рязанская

39,7

 

5.Общая площадь , занятая оврагами и балками , составляет 4% территории нашей области .Найдите площадь оврагов и балок.

6.Лето –период,  когда  среднесуточная температура  выше 15° С. примерно наступает 17-18 мая. Длится этот период до начала сентября. Сколько дней длится тёплый сезон на территории нашей области.

7.Средняяя температура воздуха по месяцам в Тамбове:

 

Месяц

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

t°C

-10,8

-10,5

-5,4

+5,2

+14,2

+18

+20,3

+13,4

+12,2

+5,3

-1,9

-7,7

 

Какова средняя годовая температура в городе Тамбове?

8.Определите среднесуточную температуру в мае , если:

8часов утра                     -        17°C

13часов                           -         26°C

19часов                            -        20°C.

9.Средняя  годовая   температура  воздуха колеблется от +4°C до 5°C  на юге области. Продолжительность периода с отрицательной   среднесуточной  температурой  составляет 151 день в году.  Сколько процентов времени года температура в Тамбове ниже нуля?

10 На территории Тамбовской области 1399 рек и речек. Только 7 рек имеют длину более 100км. Сколько процентов составляют большие реки нашей области?

11. На территории области 2920 озёр, 30 - водохранилищ , таких как Кёршинское, Шушпанское и т.д., 1000 прудов  таких как  Бокинский , Кулеватский и т. д..Сколько всего озёр в нашей области?

12. Леса занимают 50% площади Тамбовской области .Причём 10 , 2% искусственных, посаженных в советские годы. Какова площадь вновь созданных лесов?

 

Тамбов

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

 

 

Данная версия страницы не проверялась участниками с соответствующими правами. Вы можете прочитать последнюю стабильную версию, проверенную 30 января 2010, однако она может значительно отличаться от текущей версии. Проверки требуют 142 правки.

 

 

Город

Тамбов

Флаг

Герб

Флаг

Герб

 

Страна

РоссияРоссия

Субъект федерации

Тамбовская областьТамбовская область

Координаты

Координаты: 52°43′00″ с. ш. 41°26′00″ в. д. / 52.716667° с. ш. 41.433333° в. д. (G) (Я)52.716667, 41.43333352°43′00″ с. ш. 41°26′00″ в. д. / 52.716667° с. ш. 41.433333° в. д. (G) (Я)

Глава

Черноиванов Петр Петрович

Основан

1636

Город с

1719

Население

278 584 человек (2009)

Этнохороним

тамбовчане, тамбовчанин, тамбовчанка,
тамбовцы, тамбовец

Часовой пояс

UTC+3, летом UTC+4

Телефонный код

+7 4752

Почтовый индекс

392000

Автомобильный код

68

Код ОКАТО

68 401

Официальный сайт

http://city.tambov.gov.ru

 

Тамбов (Россия)

Red pog.png

 

Тамбов (Тамбовская область)

Red pog.png

 

 

 

 

          Приложение к теме №4   «Экспедиция в прошлое»

История

Спасо-Преображенский собор

В XVII веке

Тамбов был основан 17 апреля 1636 года государевым стольником и шацким воеводой Романом Боборыкиным в качестве опорного пункта Московского государства в районе Дикого поля.Для Тамбова выбрали холм при слиянии рек Цны и Студенца. Сама природа позаботилась о защите его от вражеского нападения. Крепость Тамбов состояла из острога и города (Кремля). Стены крепости были срублены из дуба в два связанных между собой ряда с земляной засыпкой и усилены сторожевыми башнями. Высота стен достигала 6 метров. С южной сторон крепость защищал глубокий ров, упиравшийся концами в Цну и Студенец. Он заполнялся водой. Крепость занял гарнизон, насчитывавший свыше 1000 воинов. Целый ряд крепостей и фортификационных сооружений был призван защищать южные границы государства от набегов крымских татар и ногайцев. Строительство укреплённой черты потребовало громадных усилий от немногочисленного местного населения, но траты не были напрасны. Татарским набегам была поставлена надёжная преграда. Тем временем под защитой началось заселение крепости. Крестьян привлекали в этом крае плодородные земли и возможность скрыться от помещиков. Но вслед за крестьянами на тамбовские земли пришли и феодалы. В 1670 году на севере тамбовского края началось восстание. И уже 29 октября восставшие осадили Тамбов. Их было около 3 тысяч. Позже отступили, но в ноябре снова осадили город. Только 3 декабря восставшие отошли от города и весной 1671 года были разгромлены. В конце XVII века город Тамбов стал одним из сборных пунктов русских полков, принимавших участие в азовских походах. Неудача первого похода на Азов заставила Петра I принять меры для быстрейшего строительства русского военно-морского флота. Для этого потребовалась рабочая сила тамбовских крестьян для рубки лесов. Тамбовская древесина стала основой первого русского флота.

В XVIII веке

В первой половине XVIII века ещё существовала угроза набегов из степей Нижнего Поволжья и Прикубанья. В 1738 году заново была отстроена тамбовская крепость после того, как пожар уничтожил старую. Но она уже не потребовалась. Отошло в прошлое то время, когда тамбовские крестьяне работали под защитой крепостей и караулов. В 1779 году Тамбов стал губернским центром. Тамбовская губерния была существенно больше современной Тамбовской области: так, туда входили часть современной Мордовии, Липецкой, Воронежской и Рязанской областей. Внешне Тамбов напоминал тогда большое село: те же деревянные дома, соломенные в большинстве крыши, улицы без мостовых, огороды. И только крепость говорила, что это город. Таким он был до конца последней четверти XVIII века. После того, как город получил статус административного центра губерниии, он стал перестраиваться. Столичные архитекторы составили план застройки Тамбова. По этому плану развернулось строительство ряда крупных зданий, в их числе был построен гостиный двор (ныне здание универмага). в то же время принимались и другие меры, подсказанные новым значением города и духом времени.

] В XIX веке

С начала XIX века Тамбовская губерния становится одной из главных житниц Российской империи. Примерно в 1896 г. генерал-губернатором Тамбова стал генерал-майор Грушецкий, Александр Фёдорович, кавалер орденов и участник русско-турецкой и Первой мировой войны. Через реки возрастал вывоз зерна и хлеба. Значительное количество тамбовского зерна попадало и за границу. Самые большие торговые обороты приходились на ярмарки. Они устраивались во всех крупных городах, в том числе и в Тамбове. На Десятую и Казанскую ярмарки в Тамбов вывозились самые разнообразные товары. Вся центральная часть города на несколько дней превращалась в сплошной рынок. В пёстрой, многоликой толпе можно было встретить купцов из Москвы, Средней Азии, Польши. Во время Отечественной войны 1812 года тамбовцы переживали патриотический подъём. На средства местного населения было сформировано и вооружено народное ополчение из 12 тыс. человек. Начальником этого ополчения был избран отставной адмирал Ф.Ф.Ушаков. Но он не смог возглавить его из-за болезни, флотоводец пожертвовал на его снаряжение большую сумму — 500 рублей. Когда неприятель приблизился к Москве, в Тамбов стали прибывать беженцы из подмосковных городов. Сюда же поступали большие партии пленных вражеских солдат и офицеров. В 1830 году в Тамбове произошло крупное антифеодальное выступление трудящихся, которое дореволюционным историками именовалось «Холерном бунтом». Вскоре восстание было подавлено с помощью царских войск, чиновников и церковных служителей. Народное образование оставалось в зачаточном состоянии. Первая гимназия в Тамбове появилась только в 1824 году.

В начале XX века

Тамбовский край переживал промышленный рост. По продукции махорочного производства Тамбовская губерния занимала первое место. Происходил не только количественный рост предприятий. Стали создаваться промышленные компании и акционерные общества, тесно связанные с банками. В начале века было множество забастовок. 10 мая 1902 года в Тамбове впервые состоялась уличная демонстрация политического характера в связи с трагической гибелью в тамбовской тюрьме замученного жандармами социал-демократа Сергея Варыпаева. После поражения революции наступила мрачная полоса расправ и диких преследований трудящихся. 1 марта 1917 года в Тамбове были получены известия о свержении царизма в Петрограде. Однако плодами победы народной революции поспешила воспользоваться местная буржуазия. орудием её господства стал созданный 4 марта 1917 года в Тамбове губернский исполнительный комитет. С 1918 по 1921 год Тамбов был эпицентром народного крестьянского восстания, ошибочно названного большевиками «антоновщиной» в честь якобы возглавлявшего это восстание Александра Степановича Антонова.

В Советский период

Первые Советы появились 4 марта. В этот день в Тамбове был создан городской Совет рабочих депутатов, который вскоре объединился с Советом солдатских депутатов. Тамбовским большевикам приходилось начинать с организации собственных рядов. В апреле-мае 1917 года группы большевиков оформляются в Тамбове, позже - в других городах края. В Тамбове большевикам пришлось бороться против неоднократных попыток эсеров разьединить Совет рабочих и Совет солдатских депутатов. При их активном участии в Тамбове уже к началу июля введён 8-часовой рабочий день на большинстве предприятий. За это время произошло множество солдатских бунтов. Долгое время шла борьба за власть в губернском центре. 18 января советская власть в городе была правозглашена. К лету закончилось создание аппарата советской власти в губернии. Вслед за этим в Тамбовской губернии прошли мятежи эсеров, бывших офицеров. 17 июня трёхтысячная толпа мобилизованных захватила оружие в одной из казарм Тамбова. Захватили власть в свои руки. Но 19 июня они снова были свергнуты Красной Армией. После мятежей и бунтов край начал возрождаться. Стало налаживаться производство сукна, отстраивались мастерские. Так в Тамбове выросли заводы «Революционный труд», «Автотрактородеталь», «Комсомолец» (ОАО «Тамбовский завод „Комсомолец“»), вагоноремонтный и др. Накануне Великой Отечественной войны обьём производства крупной промышленности в области превышал уровень 1913 года в 8 раз! Край развивался и в культурной и образовательной области. В 1930 году в Тамбове открылся педагогический институт. Ликвидация неграмотности и расширение школьной сети повлекли за собой огромный рост спроса на книги. Тем самым отстраиваются библиотеки. Самым крупным книгохранилищем на Тамбовщине стала библиотека имени Пушкина а Тамбове(Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина). Советская власть предоставила жителям Тамбова одно из лучших зданий города — помещение бывшего дворянского собрания. Здесь разместился театр, которому позднее было присвоено имя Анатолия Васильевича Луначарского. В эти же годы в Тамбове открылись областной театр кукол и филармония. Во время войны Тамбовщина во всем помогала фронту для борьбы с врагом. Во многих школьных зданиях Тамбова разместились солдатские госпитали. Мощным проявлением любви к Родине явилось патриотичексое движение в помощь фронту. 7 ноября 1942 года колхозники сельхозартели "Красный доброволец" Избердеевского района начали сбор денег на создание танковой колонны «Тамбовский колхозник». Их поддержали все колхозники области. За две недели они собрали 40 млн рублей на постройку танковой колонны. Этот танковый корпус прошёл с боями путь в 10 тысяч километров. Он громил гитлеровцев под Сталинградом, участвовал в боях в Донбассе, на Курской дуге, освобождал Киев, Житомир, Ровно … и закончил войну недалеко от Берлина. Корпус был преобразован и награждён орденом Красного Знамени! И в честь этого подвига тамбовских колхозников в 1949 году в Тамбове поставили монумент «Танк». После разгрома фашистской Германии и милитаристской Японии наступил долгожданный мир. Началось восстановление народного хозяйства. Во всех городах области появились леса промышленных новостроек. На северной окраине Тамбова поднялись корпуса заводов: котельно-механического, асбестовых и резинотехнических изделий, механического. Важнейшее место в экономике области заняли химическая промышленность и химическое машиностроение. В первые послевоенные годы промышленность Тамбова пополнилась анилинокрасочным заводом — одним из крупнейшим в стране предприятий по производству ценных красителей для полиграфической, текстильной и резино-асбестовой промышленности. Промышленность и сельское хозяйство успешно развивается и в наши дни. Важным этапом развития города стало жилищное строительство. Было построено много новых многоквартирных зданий.

В наше время

После распада СССР, Тамбовская промышленность пришла в упадок, но уже сейчас она возрождается, совершенствуется. Увеличивается объём производства. Проводится реконструкция старых, исторических зданий, а также возводится множество новых современных строений. В период Мирового кризиса сельское хозяйство и промышленные предприятия успешно его преодолевают.

 

                 Математические задачи к теме №4                            

1.Город Тамбов заложен 27 апреля 1636 года , а сооружение крепости в нём закончено 14 октября 1637 года. Сколько времени строилась крепость Тамбов?

2.Город Тамбов был основан 27 апреля 1636 года, а первый водопровод был введён в действие 15 января 1885 года. Сколько времени прошло с момента основания города  до пуска водопровода?

По ходатайству тамбовского губернатора , выдающегося русского поэта Г.Р.Державина , 24 ноября 1787 года был официально открыт  театр , построенный итальянскими архитекторами  Лукини и Барзанти .Сколько времени прошло с момента открытия первого театра в городе Тамбове?

7. В середине XVIIвека гарнизон г.Тамбова состоял из 1236 воинов. Полковых казаков было на 258 больше пушкарей. Пушкарей было на 514 меньше конных казаков. Конных казаков было на 485 больше запорожских казаков .В стрелецкой слободе жили казаки , которых было на 215 больше пушкарей. Сколько представителей отдельных родов войск было в гарнизоне города Тамбова?

8.Для охраны от татарских набегов В Тамбовском крае  в  XVII веке была построена укреплённая линия длиной 205 вёрст. Земляной вал, имеющий в сечении форму трапеции, имел высоту 2,25 сажени, ширину в подошве 3 сажени , наверху две сажени. Сколько времени потребовалось бы  10000 рабочих для насыпки такого вала , если дневная выработка рабочего составляла 5м3 ? Сколько подвод потребовалось  бы для перевозки земли  для вала , если в подводу вмещается 0, 75 м3  земли?

9.В 1962 году исполнилось 326 лет  со дня основания города Тамбова  и 264 года  со дня основания   города Рассказово. В каком году Тамбов был в 2 раза старше  Рассказово?

10.По почину комсомольцев города Рассказово в 1944 году  на строительство торпедных катеров «Рассказовский  комсомолец» в первый день было собрано 7500 рублей, а всего в  4 раза больше , чем в первый день  . Всего в фонд обороны было  собрано на 370 000рублей больше , чем на строительство катеров. Сколько собрано денег в фонд обороны?

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по дополнительному образованию"Математические задачи на краеведческом материале""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по управлению персоналом

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Программа по дополнительному образованию детей 6-7 класса.При изучении данного курса дети знакомятся с географией, историей , экологией Тамбовской области.Изучают краеведческий материал , связанный с историческим прошлым родного края, изучают историю и производство спиртзавода "Талвис", запланирована экскурсия для знакомства с основными производственными цехами этого предприятия, в последствии создают презентации по изученному материалу, посещают места археологических захоронений , открытых недавно .Весь курс сопровождает решение математических задач , созданных на историческом и географическом материале, посвящённом Тамбовскому краю, в том числе и участию жителей в ВОВ 1941-1945 годов

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 114 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Организация индивидуальной работы с детьми ОВЗ во время образовательного процесса на уроках математики
  • Учебник: «Математика», Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С./ Под ред. Подольского В.Е.
  • Тема: Раздел I. Натуральные числа и действия над ними
  • 02.01.2021
  • 136
  • 2
«Математика», Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С./ Под ред. Подольского В.Е.
Организация индивидуальной работы с детьми ОВЗ во время образовательного процесса на уроках математики
  • Учебник: «Математика», Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С./ Под ред. Подольского В.Е.
  • Тема: § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения
  • 02.01.2021
  • 131
  • 0
«Математика», Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С./ Под ред. Подольского В.Е.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.05.2020 99
    • DOCX 399.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Васина Елена Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Васина Елена Вячеславовна
    Васина Елена Вячеславовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 67376
    • Всего материалов: 204

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Математика" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 515 человек

Курс повышения квалификации

Формирование умений и навыков самостоятельной работы у обучающихся 5-9 классов на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 95 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 453 человека

Курс повышения квалификации

Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 85 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 415 человек

Мини-курс

Управление коммуникациями в кризисных ситуациях

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Особенности психологической коррекции детей с различными нарушениями психического развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 387 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 287 человек