Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена с учетом
Федерального компонента государственного стандарта и программы по биологии для
6 – ого класса авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко «Природоведение.
Биология. Экология». Программы – М; Вентана-Граф, 2009.
Согласно действующему
Базисному учебному плану рабочая программа для 6 – го класса предусматривает
обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. В ней содержатся разделы и темы,
изучаемые в общеобразовательной школе и соответствующие содержанию действующей
программы. Учащиеся получают общие представления о структуре биологической
науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах
отношения к природе. Рабочая программа опирается на знания учащихся, полученные
при изучении курса природоведения
В рабочей программе нашли
отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего
образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по
биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом
формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций.
Изучение биологии
направлено на достижение следующих целей:
·
освоение
знаний
о живой природе и присущих ей закономерностях
·
овладение
умениями
применять биологические знания, работать с биологическими приборами,
инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами,
биологические эксперименты
·
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
·
воспитание
позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью,
культуры поведения в природе
·
использование
приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Изучение биологии в 6 классе направлено на
достижение следующих целей:
·
дать общее
представление о трех царствах живых организмов- бактериях, грибах и
растениях;
·
изучить особенности
строения жизнедеятельности и значение отделов растений; строение и
жизнедеятельность покрытосеменных растений, а также основы классификации их;
·
дать представление
об историческом развитии растений, растительных сообществах, их изменении под
влиянием деятельности человека и как следствие, необходимости охраны сообществ.
Рабочая программа включает в себя сведения о
строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразия в
природе Земли в результате эволюции.
Принципы отбора основного и дополнительного
содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и
уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными
особенностями развития учащихся.
Представленная в рабочей программе
последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению
проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и
повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и
практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация
лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков на которых
они проводятся. Все лабораторные работы являются этапами уроков.
Система уроков сориентирована не столько на
передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности,
мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и
психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию
информации.
Содержание курса ставит целью обеспечить
ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о
своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний
научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать
основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и
биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом
разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее
устойчивого развития.
В программе за счет некоторого сокращения
анатомического и морфологического материала расширен экологический.
Экологические понятия вводятся с первых уроков
при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов;
взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; растительным
сообществом, со значением растений в природе; ролью человека в природе.
Систему,
многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе
краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей
растений, грибов нашего региона. Для изучения местной флоры рекомендуется на
некоторых уроках выделять время (5-10 мин.), с систематическим обобщением в
конце темы, раздела.
Рабочая программа ориентирована на
использование учебника:
- И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.
Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для
учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.
Пономаревой. _ М.: Вентана – Граф, 2010 240 с.
Дополнительные часы отмечены в программе значком *.Они использованы для проведения экскурсий,
практических работ предусмотренных программой и уроков обобщения.
Требования
к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
- признаки биологических объектов:
живых организмов, клеток и организмов растений, грибов и бактерий,
экосистем, биосферы, растений и грибов.
- сущность биологических
процессов: обмена веществ и превращения
энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития,
размножения, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организмов
растений, грибов, лишайников;
- значение растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и
жизни человека;
- влияние
деятельности человека на изменение среды обитания организмов;
- строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных
организмов;
- особенности строения и процессов
жизнедеятельности растений,
бактерий, грибов и лишайников;
- отличительные особенности естественных и искусственных биоценозов, дикорастущих,
культурных и сорных растений.
- основные систематические единицы (царство, отдел, класс, род, вид);
- правила и нормы поведения в природе.
- пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой);
Учащиеся должны уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественной
картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство,
общность происхождения и эволюцию растений; роль различных организмов в
жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей
среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и
объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений,
сезонными изменениями в природе ; рассматривать на готовых
микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- выявлять приспособления организмов в среде обитания;
- сравнивать биологические объекты ( клетки, ткани, организмы,
представители отдельных систематических групп) и делать выводы на основе
сравнения;
- определять принадлежности биологических объектов к определённой
систематической группе;
- проводить самостоятельный поиск биологической
информации: с
использованием учебника, словарей, справочников, в том числе с использованием
информационных технологий;
- Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мир профилактики заболеваний,
вызываемых растениями, бактериями и грибами; оказания первой помощи при отравлении
ядовитыми грибами и растениями;
соблюдения
правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных
растений, ухода за ними.
Содержание программы
1. Введение. Общее знакомство с растениями
(5/1* ч)
Царства органического мира и место растений в
нем. Наука о растениях — ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о
многообразии растений на Земле. Основные на правления применения ботанических
знаний.
Многообразие мира растений: культурные и
дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения.
Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Общие признаки растений. Строение растений.
Основные органы растений. Растение — живой организм, или биосистема. Семенные
и споровые растения. Цветковые растения.
Условия жизни растений. Основные экологические
факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на
Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия
жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями
их произрастания в разных средах жизни.
Жизнь растений осенью. Изменения в природных
условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов
возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад,
веткопад. Их значение в жизни растений.
Осенние работы по уходу за растениями в
комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на пришкольном.
Лабораторная работа. Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения (на примере
плодов пастушьей сумки, ветки сосны с шишками и семенами, папоротника с
сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами).
Экскурсии. Мир растений вокруг нас. Осенние
явления В жизни растений
2. Клеточное строение растений (4 ч)
Увеличительные приборы: микроскоп, лупа.
Приемы
пользования увеличительными приборами.
Приготовление
микропрепарата. Инструментарий. Культура труда
и техника безопасности в работе.
Клетка — основная структурная единица
организма растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма,
ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным
соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.
Понятие о тканях. Растение — многоклеточный
организм. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные
(ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное
строение органов растения.
Процессы жизнедеятельности клеток: рост и
деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. Зависимость
процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.
Лабораторные работы. Приемы работы с
увеличительными приборами и лабораторными инструментами. /Приготовление
микропрепарата. Знакомство с клетками растений (на примере клеток томата и
кожицы лука).
З. Органы цветковых растений (16/2* ч)
Семя
Внешнее и
внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных
цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие
семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и
распространение.
Условия
прорастания семян. Глубина заделки семян
в почву Значение скорости прорастания семян
в природе
и е хозяйстве человека. Значение семян в
природе. Хозяйственное значение семян.
Лабораторные
работы. Изучение строения семени двудольных растений
(на примере фасоли). Разнообразие семя, овощных культур.
Корень
Виды корней
(главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и
мочковатая. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения,
всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.
Корневые волоски и
их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Рост корня. Ветвление
корней.
Разнообразие
корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие,
воздушные, ходульные, досковидные, присоски, втягивающие).
Лабораторные
работы. Строение корня у проростка (гороха, тыквы,
редиса). Зона роста (растяжения) у корня.
Побег
Строение и
значение побегов для растений. Почка — зачаточный побег растения. Узлы и
междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. Развитие побега
из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения
ветвления.
Лист. Внешнее и
внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань.
Световые и теневые
листья у растенй. Разнообразие листьев и их значение
для растений.
Лист как
специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения
листа.
Стебель как осевая
часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее
строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.
Многообразие
побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения надземных и подземных
побегов; укороченные и удлинённые; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы;
корневище, клубень, луковица.
Лабораторные
работы. Строение вегетативных и генеративных почек. Внешнее
и внутреннее строение листа. Внешнее и внутреннее строение стебля. Строение
корневища, клубня и луковицы.
Экскурсии. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии.
Цветок и плод
Цветок, его
значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части
цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных
растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.
Цветение и
опыление растений. Виды опыления: перекрестное и самоопыление. Приспособления
цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых
растений. Совместная эволюция цветков и животных - опылителей.
Плод и его
значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся,
односемянные и многосемянные Приспособления у растений к распространению плодов
и семян.
Взаимосвязь
органов растения как живого организма. Растение как живая система — биосистема.
Лабораторные
работы. Строение цветка. Строение цветков ;
насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Типы соцветий (3—5 разных).
Экскурсия. Мир растений на подоконнике, путешествие с домашними растениями.
4. Основные
процессы жизнедеятельности растений (10/1*ч)
Корневое (минералы
питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы.
Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений.
Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные
микроэлементы).
Воздушное
(углеродное) питание растений. фотосинтез — процесс образования органических
веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе.
Понятия "автотрофы" и «гетеротрофы" Роль зеленых растений как
автотрофов, запасающих солнечную энергию о в химических связях органических
веществ.
Космическая
роль зеленых растений. создание органических веществ, накопление энергии,
поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в
атмосфере, участие в создании почвы на Земле.
Дыхание растений.
Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса
дыхания растений от условий окружающей среды. Обмен веществ - обеспечение связи
организма с окружающей средой.
Роль воды в
жизнедеятельности растений. Экологические группы растений.
Размножение
растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворение и
образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений.
Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и
семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности.
Вегетативное размножение его виды и биологическая роль в природе. Использование
вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование Отводки, прививки
(черенком и глазком), размножение тканями.
Рост и развитие
растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений.
Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.
Лабораторные
работы. Черенкование комнатных растений.
Черенкование корневища и корня, деление клубня, луковицы. Приемы
искусственного опыления растений. Приемы опытнической работы ( опыта, ведение
записей в дневнике наблюдений, подведение итогов).
5. Основные
отделы царства растений (9/2* ч)
Понятие о систематике
растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы,
семейства, роды и виды. Название вида.
Водоросли. Общая
характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в
природе и народном хозяйстве. Многообразие пресноводных и морских
водорослей.
Моховидные.
Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений.
Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и
сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве.
Папоротникообразные.
Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений.
Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение
современных папоротниковидных в природе и для человека.
Голосеменные
растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные
растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере
сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.
Покрытосеменные
(цветковые). Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений.
Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление
цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные.
Семейства
двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные (Капустные), Мотыльковые (
Пасленовые, Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные,
Злаки (Мятликовые), Луковые (изучаются по выбору учителя одно или два
семейства).
Лабораторные
работы. Знакомство с одноклеточны ми водорослями из аквариума. Изучение
внешнего строения моховидных. Изучение внешнего строения представителей хвощевидных,
плауновидных и папоротниковидных. Знакомство с многообразием покрытосеменных на
примере комнатных растений. Изучение внешнего вида хвойных растений.
Экскурсии. Представители отделов царства растений (в городском парке, лесопарке
или уголке живой природы в школе). Весеннее пробуждение представителей
царства растений.
6. Историческое
развитие растительного мира на Земле (4ч)
Основные этапы
развития растительного мира: фотосинтез, половое размножение, многоклеточность,
выход на сушу. Понятие об эволюции. Усложнение строения растений в процессе
эволюции. Многообразие растительных групп как результат эволюции.
Приспособительный характер эволюции.
Многообразие и
происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры
происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова.
Дары Старого и
Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других
культурных растений).
Лабораторные
работы. Весенние работы по уходу за комнатными
растениями. Подбор семян к выращиванию рассады для школьного учебно-опытного
участка.
7. Царство Бактерии (3 ч)
Бактерии как древ
группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерий
от клетки растения. Понятие о прокариотах.
Разнообразие
бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение
бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни человека.
8. Царство
Грибы. Лишайники (3 ч)
Общая характеристика
грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание,
споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одно клеточные
грибы — дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые
грибы.
Многообразие
грибов. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и в жизни человека.
Лишайники,
особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников.
Значение лишайников в природе и в хозяйстве человека. Индикаторная роль
лишайников.
Лабораторные
работы. Изучение строения плесневых грибов. Строение
плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов. Внешнее строение
плодового тела гриба -трутовика. Строение слоевища лишайника.
9. Природные
сообщества (6/2* ч)
Жизнь растений в
природе. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество как биореоценоз —
совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания.
Ярусность.
Приспособленность
растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений
разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об
экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).
Понятие о смене
природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного
сообщества на примере елового леса (березняк — смешанный лес — ельник).
Причины, вызывающие смену природного сообщества.
Многообразие
природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры
естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад,
парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от
человека.
Роль человека в
природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана
растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология, Красная книга.
Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в
экологическом просвещении населения.
Практические
работы. Весенние работы по уходу за комнатными
растениями. Практические работы на при- школьном учебно-опытном участке. Весенние
работы по благоустройству растительных сообществ вокруг школы, на подшефном
участке (парк, лес, поле).
Экскурсии. Жизнь растений в весенний период Года.
Лес (или парк) как природное сообщество. Весна в жизни природного сообщества.
Календарно- тематическое
и поурочное планирование
№
урока
|
Тематическое
планирование с указанием количества часов
|
Поурочное
планирование с указанием экскурсий, лабораторных и практических работ
|
Дата
проведения
|
По
плану
|
Фактически
|
1.
|
Введение. Общее знакомство с растениями
(5+1).
|
|
|
|
1/1
|
|
Наука о растениях - ботаника. Мир растений.
|
|
|
2/2
|
|
Разнообразие растений. Лабораторная
работа№1.Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения.
|
|
|
3/3
|
|
Растение - живой организм.
|
|
|
4/4
|
|
Экскурсия№1. Мир растений вокруг нас.
Осенние явления в жизни растений.
|
|
|
5/5
|
|
Условия жизни растений.
|
|
|
6/6
|
|
Четыре среды жизни растений.
|
|
|
2.
|
Клеточное
строение растений (4ч).
|
|
|
|
7/1
|
|
Микроскоп и лупа - приборы для изучения
строения растений. Лабораторная работа№2. Приемы работы с увеличительными
приборами и лабораторными инструментами.
|
|
|
8/2
|
|
Особенности растительной клетки. Лабораторная
работа№3. Приготовление микропрепарата. Знакомство с клетками растений.
|
|
|
9/3
|
|
Жизнедеятельность клетки.
|
|
|
10/4
|
|
Ткани растений и их виды.
|
|
|
3.
|
Органы
цветковых растений (16+2ч).
|
|
|
|
11/1
|
|
Семя. Внешне и внутреннее строение семени. Лабораторная
работа№4 Изучение строения семени двудольных растений. Разнообразие семян.
|
|
|
12/2
|
|
Условия прорастания семян.
|
|
|
13/3
|
|
Значение семян.
|
|
|
14/4
|
|
Корень. Внешнее и внутреннее строение корня.
Лабораторная работа№5. Строение корня у проростка.
|
|
|
15/5
|
|
Рост корня. Лабораторная работа№6. Зона
роста у корня.
|
|
|
16/6
|
|
Значение корней и их разнообразие.
|
|
|
17/7
|
|
Побег. Строение и значение побега.
|
|
|
18/8
|
|
Развитие побегов из почек. Лабораторная
работа№7. Строение вегетативных и генеративных почек.
|
|
|
19/9
|
|
Лист - часть побега. Внешнее и внутреннее
строение листа. Лабораторная работа№8. Внешнее и внутреннее строение листа
.
|
|
|
20/10
|
|
Значение листа в жизни растения.
|
|
|
21/11
|
|
Стебель, его внешнее и внутреннее строение. Лабораторная
работа№9. Внешнее и внутреннее строение стебля.
|
|
|
22/12
|
|
Видоизменения побегов. Лабораторная
работа№10. Строение корневища, клубня, луковицы.
|
|
|
23/13
|
|
Цветок - генеративный орган, его строение и
значение. Лабораторная работа№11. Строение цветка. Типы соцветий.
|
|
|
24/14
|
|
Цветение и опыление. Лабораторная
работа№12. Строение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.
|
|
|
25/15
|
|
Плод. Разнообразие и значение плодов.
|
|
|
26/16
|
|
Растительный организм как живая система.
|
|
|
27/17
|
|
Контрольная работа по теме «Органы
цветкового растения»
|
|
|
28/18
|
|
Экскурсия№2. Жизнь растений зимой.
|
|
|
4.
|
Основные процессы жизнедеятельности
растений (10+1ч).
|
|
|
|
29/1
|
|
Минеральное питание растений.
|
|
|
30/2
|
|
Воздушное питание растений.
|
|
|
31/3
|
|
Космическое роль зеленых растений.
|
|
|
32/4
|
|
Дыхание и обмен веществ у растений.
|
|
|
33/5
|
|
Значение воды в жизнедеятельности растений.
|
|
|
34/6
|
|
Размножение и оплодотворение у растений.
|
|
|
35/7
|
|
Вегетативное размножение растений.
|
|
|
36/8
|
|
Использование вегетативного размножения
человеком. Лабораторная работа№13. Черенкование комнатных растений.
|
|
|
37/9
|
|
Рост и развитие растительного организма.
|
|
|
38/10
|
|
Зависимость роста и развития растений от
условий окружающей среды.
|
|
|
39/11
|
|
Контрольная работа по теме: «Основные
процессы жизнедеятельности».
|
|
|
5.
|
Основные отделы царства растений (9+2)
|
|
|
|
40/1
|
|
Понятие о систематике растений.
|
|
|
41/2
|
|
Водоросли и их значение.
|
|
|
42/3
|
|
Многообразие водорослей. Лабораторная
работа№14. Знакомство с водорослями.
|
|
|
43/4
|
|
Отдел Мохообразные. Общая характеристика. Лабораторная
работа№15. Изучение внешнего строения моховидных.
|
|
|
44/5
|
|
Плауны. Хвощи. Папоротники. Лабораторная
работа№16. Изучение внешнего строения папоротникообразных.
|
|
|
45/6
|
|
Отдел Голосеменные. Лабораторная
работа№17. Изучение внешнего вида хвойных растений.
|
|
|
46/7
|
|
Отдел Покрытосеменные. Лабораторная
работа№18. Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных
растений.
|
|
|
47/8
|
|
Семейства класса Двудольные.
|
|
|
48/9
|
|
Семейства класса Однодольные.
|
|
|
49/10
|
|
Экскурсия№3. Представители отделов
царства растений. Весеннее пробуждение растений.
|
|
|
50/11
|
|
Обобщение по теме «Отделы растений».
Тестирование.
|
|
|
6.
|
Историческое развитие растительного мира
(4).
|
|
|
|
51/1
|
|
Понятие об эволюции растительного мира на
Земле.
|
|
|
52/2
|
|
Эволюция высших растений.
|
|
|
53/3
|
|
Многообразие и происхождение культурных
растений.
|
|
|
54/4
|
|
Дары Старого и Нового Света.
|
|
|
7.
|
Царство
Бактерии (3).
|
|
|
|
55/1
|
|
Бактерии. Общая характеристика строения.
|
|
|
56/2
|
|
Многообразие бактерий.
|
|
|
57/3
|
|
Значение бактерий в природе и в жизни
человека.
|
|
|
8.
|
Царство
Грибы. Лишайники (3)
|
|
|
|
58/1
|
|
Царство Грибы. Общая характеристика. Лабораторная
работа№19. Изучение строения плесневых грибов.
|
|
|
59/2
|
|
Многообразие и значение грибов. Лабораторная
работа№20. Строение пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов
|
|
|
60/3
|
|
Лишайники. Лабораторная работа№21.
Строение слоевища лишайника.
|
|
|
9.
|
Природные
сообщества (6+2ч).
|
|
|
|
61/1
|
|
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе
и экосистеме. Экскурсия№4. Жизнь растений в весенний период года.
|
|
|
62/2
|
|
Приспособленность растений к совместной
жизни в природном сообществе.
|
|
|
63/3
|
|
Смены природных сообществ.
|
|
|
64/4
|
|
Многообразие природных сообществ. Жизнь
организмов в природе.
|
|
|
65/5
|
|
Урок - зачет по курсу.
|
|
|
66-67
|
|
Практические работы на пришкольном участке.
|
|
|
68/8
|
|
Летние задания. Экскурсия№5. Лес как
природное сообщество.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно-тематическое планирование
№
п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Всего часов
|
В том числе на:
|
Уроки
|
Лабор.
работы (этапы уроков)
|
Практ.
работы
|
контрольные
|
экскурсии
|
1.
|
Введение. Общее знакомство с растениями.
|
6
|
5
|
(1)
|
|
|
1
|
2.
|
Клеточное строение растений
|
4
|
4
|
(2)
|
|
|
|
3.
|
Органы цветковых растений
|
18
|
16
|
(9)
|
|
1
|
1
|
4.
|
Основные процессы жизнедеятельности растений
|
11
|
10
|
(1)
|
|
1
|
|
5.
|
Основные отделы царства растений
|
11
|
10
|
(5)
|
|
|
1
|
6.
|
Историческое развитие растительного мира на Земле
|
4
|
4
|
|
|
|
|
7.
|
Царство бактерии
|
3
|
3
|
|
|
|
|
8.
|
Царство грибы. Лишайники
|
3
|
3
|
(3)
|
|
|
|
9.
|
Природные сообщества
|
8
|
3
|
|
2
|
1
|
2
|
|
Итого:
|
68
|
58
|
(21)
|
2
|
3
|
5
|
Учебно-методическое обеспечение.
№
п/п
|
Содержание
|
Класс
|
Автор
|
Издательство
|
Год
издания
|
1.
|
Программа
|
6
|
И.Н.Пономарёва,
В.С.
Кучменко.
|
М.
Вентана-Граф
|
2009
|
2.
|
Учебник.
Биология
|
6
|
И.Н.Пономарёва,
О.А. Корнилова,
В.С.
Кучменко.
|
М.
Вентана-Граф
|
2010
|
3.
|
Биология.
|
6-7
|
В.А.
Корчагина
|
М.
Просвещение.
|
1993
|
4.
|
Ботаника
|
|
И.В.
Грушвицкий
|
М.
Высшая школа.
|
1990
|
5.
|
Уроки
ботаники. Пособие для учителя.
|
|
И.Г.
Белов,
В.А.
Корчагина.
|
М.Просвещение
|
1984
|
6.
|
Тестовый
контроль знаний учащихся по биологии.
|
|
В.З. Резников,
А.Н.
Мягкова.
|
М.
Просвещение.
|
1997
|
7.
|
Книга
для чтения по ботанике.
|
|
Д.И.
Трайтаг
|
М.
Просвещение.
|
1985
|
8.
|
Редкие
охраняемые животные и растения Брянской области.
|
|
Е.С.
Мурахтанов.
|
Брянск
|
1993
|
9.
|
Определитель
растений.
|
|
А.Д.
Булохов, Э.М. Величкин
|
Брянск
|
1998
|
10.
|
Мир
растений
|
|
А.И
Иванова
|
Смоленск.
Русич.
|
2000
|
11.
|
Кроссворды
для школьников.
|
|
Е.А.
Анашкина
|
Ярославль.
Академия развития.
|
1997.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.