Главная / Биология / Рабочая программа по биологии в 6 классе

Рабочая программа по биологии в 6 классе

Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта и программы по биологии для 6 – ого класса авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко «Природоведение. Биология. Экология». Программы – М; Вентана-Граф, 2009.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 – го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. В ней содержатся разделы и темы, изучаемые в общеобразовательной школе и соответствующие содержанию действующей программы. Учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Рабочая программа опирается на знания учащихся, полученные при изучении курса природоведения

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • дать общее представление о трех царствах живых организмов- бактериях, грибах и растениях;

  • изучить особенности строения жизнедеятельности и значение отделов растений; строение и жизнедеятельность покрытосеменных растений, а также основы классификации их;

  • дать представление об историческом развитии растений, растительных сообществах, их изменении под влиянием деятельности человека и как следствие, необходимости охраны сообществ.


Рабочая программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразия в природе Земли в результате эволюции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков на которых они проводятся. Все лабораторные работы являются этапами уроков.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.

В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический.

Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; растительным сообществом, со значением растений в природе; ролью человека в природе.

Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, грибов нашего региона. Для изучения местной флоры рекомендуется на некоторых уроках выделять время (5-10 мин.), с систематическим обобщением в конце темы, раздела.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

  • И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. _ М.: Вентана – Граф, 2010 240 с.


Дополнительные часы отмечены в программе значком *.Они использованы для проведения экскурсий, практических работ предусмотренных программой и уроков обобщения.


Требования к уровню подготовки учащихся:


Учащиеся должны знать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и организмов растений, грибов и бактерий, экосистем, биосферы, растений и грибов.

  • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организмов растений, грибов, лишайников;

  • значение растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и жизни человека;

  • влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;

  • строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов;

  • особенности строения и процессов жизнедеятельности растений, бактерий, грибов и лишайников;

  • отличительные особенности естественных и искусственных биоценозов, дикорастущих, культурных и сорных растений.

  • основные систематические единицы (царство, отдел, класс, род, вид);

  • правила и нормы поведения в природе.

  • пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой);


Учащиеся должны уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе ; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;


  • выявлять приспособления организмов в среде обитания;

  • сравнивать биологические объекты ( клетки, ткани, организмы, представители отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: с использованием учебника, словарей, справочников, в том числе с использованием информационных технологий;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мир профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;

соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.




Содержание программы



1. Введение. Общее знакомство с растениями (5/1* ч)

Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях — ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные на правления применения ботанических знаний.

Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений. Растение — живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.

Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений.

Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на пришкольном.

Лабораторная работа. Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения (на примере плодов пастушьей сумки, ветки сосны с шишками и семенами, папоротника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами).

Экскурсии. Мир растений вокруг нас. Осенние явления В жизни растений



2. Клеточное строение растений (4 ч)

Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы

пользования увеличительными приборами. Приготовление

микропрепарата. Инструментарий. Культура труда

и техника безопасности в работе.

Клетка — основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.

Понятие о тканях. Растение — многоклеточный организм. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения.

Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.

Лабораторные работы. Приемы работы с увеличительными приборами и лабораторными инструментами. /Приготовление микропрепарата. Знакомство с клетками растений (на примере клеток томата и кожицы лука).


З. Органы цветковых растений (16/2* ч)

Семя

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.

Условия прорастания семян. Глубина заделки семян

в почву Значение скорости прорастания семян в природе

и е хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.

Лабораторные работы. Изучение строения семени двудольных растений (на примере фасоли). Разнообразие семя, овощных культур.


Корень

Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и мочковатая. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.

Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Рост корня. Ветвление корней.

Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, ходульные, досковидные, присоски, втягивающие).

Лабораторные работы. Строение корня у проростка (гороха, тыквы, редиса). Зона роста (растяжения) у корня.

Побег

Строение и значение побегов для растений. Почка — зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань.

Световые и теневые листья у растенй. Разнообразие листьев и их значение для растений.

Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.

Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.

Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения надземных и подземных побегов; укороченные и удлинённые; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы; корневище, клубень, луковица.

Лабораторные работы. Строение вегетативных и генеративных почек. Внешнее и внутреннее строение листа. Внешнее и внутреннее строение стебля. Строение корневища, клубня и луковицы.

Экскурсии. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии.


Цветок и плод

Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.

Цветение и опыление растений. Виды опыления: перекрестное и самоопыление. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных - опылителей.

Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные Приспособления у растений к распространению плодов и семян.

Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растение как живая система — биосистема.

Лабораторные работы. Строение цветка. Строение цветков ; насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Типы соцветий (3—5 разных).

Экскурсия. Мир растений на подоконнике, путешествие с домашними растениями.



4. Основные процессы жизнедеятельности растений (10/1*ч)


Корневое (минералы питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные микроэлементы).

Воздушное (углеродное) питание растений. фотосинтез — процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Понятия "автотрофы" и «гетеротрофы" Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию о в химических связях органических веществ.

Космическая роль зеленых растений. создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Обмен веществ - обеспечение связи организма с окружающей средой.

Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений.

Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворение и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование Отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.

Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.

Лабораторные работы. Черенкование комнатных растений. Черенкование корневища и корня, деление клубня, луковицы. Приемы искусственного опыления растений. Приемы опытнической работы ( опыта, ведение записей в дневнике наблюдений, подведение итогов).


5. Основные отделы царства растений (9/2* ч)

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Название вида.

Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Многообразие пресноводных и морских водорослей.

Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве.

Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека.

Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.

Покрытосеменные (цветковые). Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные.

Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные (Капустные), Мотыльковые ( Пасленовые, Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные, Злаки (Мятликовые), Луковые (изучаются по выбору учителя одно или два семейства).

Лабораторные работы. Знакомство с одноклеточны ми водорослями из аквариума. Изучение внешнего строения моховидных. Изучение внешнего строения представителей хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных. Знакомство с многообразием покрытосеменных на примере комнатных растений. Изучение внешнего вида хвойных растений.

Экскурсии. Представители отделов царства растений (в городском парке, лесопарке или уголке живой природы в школе). Весеннее пробуждение представителей царства растений.


6. Историческое развитие растительного мира на Земле (4ч)

Основные этапы развития растительного мира: фотосинтез, половое размножение, многоклеточность, выход на сушу. Понятие об эволюции. Усложнение строения растений в процессе эволюции. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова.

Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений).

Лабораторные работы. Весенние работы по уходу за комнатными растениями. Подбор семян к выращиванию рассады для школьного учебно-опытного участка.

7. Царство Бактерии (3 ч)


Бактерии как древ группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерий от клетки растения. Понятие о прокариотах.

Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни человека.


8. Царство Грибы. Лишайники (3 ч)


Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одно клеточные грибы — дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.

Многообразие грибов. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и в жизни человека.

Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и в хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

Лабораторные работы. Изучение строения плесневых грибов. Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов. Внешнее строение плодового тела гриба -трутовика. Строение слоевища лишайника.



9. Природные сообщества (6/2* ч)


Жизнь растений в природе. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество как биореоценоз — совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность.

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).

Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк — смешанный лес — ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.

Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.

Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология, Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.

Практические работы. Весенние работы по уходу за комнатными растениями. Практические работы на при- школьном учебно-опытном участке. Весенние работы по благоустройству растительных сообществ вокруг школы, на подшефном участке (парк, лес, поле).

Экскурсии. Жизнь растений в весенний период Года. Лес (или парк) как природное сообщество. Весна в жизни природного сообщества.



Календарно- тематическое и поурочное планирование



урока

Тематическое планирование с указанием количества часов

Поурочное планирование с указанием экскурсий, лабораторных и практических работ

Дата проведения

По плану

Фактически

1.

Введение. Общее знакомство с растениями (5+1).




1/1


Наука о растениях - ботаника. Мир растений.



2/2


Разнообразие растений. Лабораторная работа№1.Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения.



3/3


Растение - живой организм.



4/4


Экскурсия№1. Мир растений вокруг нас. Осенние явления в жизни растений.



5/5


Условия жизни растений.



6/6


Четыре среды жизни растений.



2.

Клеточное строение растений (4ч).




7/1


Микроскоп и лупа - приборы для изучения строения растений. Лабораторная работа№2. Приемы работы с увеличительными приборами и лабораторными инструментами.



8/2


Особенности растительной клетки. Лабораторная работа№3. Приготовление микропрепарата. Знакомство с клетками растений.



9/3


Жизнедеятельность клетки.



10/4


Ткани растений и их виды.



3.

Органы цветковых растений (16+2ч).




11/1


Семя. Внешне и внутреннее строение семени. Лабораторная работа№4 Изучение строения семени двудольных растений. Разнообразие семян.



12/2


Условия прорастания семян.



13/3


Значение семян.



14/4


Корень. Внешнее и внутреннее строение корня. Лабораторная работа№5. Строение корня у проростка.



15/5


Рост корня. Лабораторная работа№6. Зона роста у корня.



16/6


Значение корней и их разнообразие.



17/7


Побег. Строение и значение побега.



18/8


Развитие побегов из почек. Лабораторная работа№7. Строение вегетативных и генеративных почек.



19/9


Лист - часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Лабораторная работа№8. Внешнее и внутреннее строение листа .



20/10


Значение листа в жизни растения.



21/11


Стебель, его внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа№9. Внешнее и внутреннее строение стебля.



22/12


Видоизменения побегов. Лабораторная работа№10. Строение корневища, клубня, луковицы.



23/13


Цветок - генеративный орган, его строение и значение. Лабораторная работа№11. Строение цветка. Типы соцветий.



24/14


Цветение и опыление. Лабораторная работа№12. Строение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.



25/15


Плод. Разнообразие и значение плодов.



26/16


Растительный организм как живая система.



27/17


Контрольная работа по теме «Органы цветкового растения»



28/18


Экскурсия№2. Жизнь растений зимой.



4.

Основные процессы жизнедеятельности

растений (10+1ч).





29/1


Минеральное питание растений.



30/2


Воздушное питание растений.



31/3


Космическое роль зеленых растений.



32/4


Дыхание и обмен веществ у растений.



33/5


Значение воды в жизнедеятельности растений.



34/6


Размножение и оплодотворение у растений.



35/7


Вегетативное размножение растений.



36/8


Использование вегетативного размножения человеком. Лабораторная работа№13. Черенкование комнатных растений.



37/9


Рост и развитие растительного организма.



38/10


Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.



39/11


Контрольная работа по теме: «Основные процессы жизнедеятельности».



5.

Основные отделы царства растений (9+2)




40/1


Понятие о систематике растений.



41/2


Водоросли и их значение.



42/3


Многообразие водорослей. Лабораторная работа№14. Знакомство с водорослями.



43/4


Отдел Мохообразные. Общая характеристика. Лабораторная работа№15. Изучение внешнего строения моховидных.



44/5


Плауны. Хвощи. Папоротники. Лабораторная работа№16. Изучение внешнего строения папоротникообразных.



45/6


Отдел Голосеменные. Лабораторная работа№17. Изучение внешнего вида хвойных растений.



46/7


Отдел Покрытосеменные. Лабораторная работа№18. Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений.



47/8


Семейства класса Двудольные.



48/9


Семейства класса Однодольные.



49/10


Экскурсия№3. Представители отделов царства растений. Весеннее пробуждение растений.



50/11


Обобщение по теме «Отделы растений». Тестирование.



6.

Историческое развитие растительного мира (4).




51/1


Понятие об эволюции растительного мира на Земле.



52/2


Эволюция высших растений.



53/3


Многообразие и происхождение культурных растений.



54/4


Дары Старого и Нового Света.



7.

Царство Бактерии (3).




55/1


Бактерии. Общая характеристика строения.



56/2


Многообразие бактерий.



57/3


Значение бактерий в природе и в жизни человека.



8.

Царство Грибы. Лишайники (3)




58/1


Царство Грибы. Общая характеристика. Лабораторная работа№19. Изучение строения плесневых грибов.



59/2


Многообразие и значение грибов. Лабораторная работа№20. Строение пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов



60/3


Лишайники. Лабораторная работа№21. Строение слоевища лишайника.



9.

Природные сообщества (6+2ч).




61/1


Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Экскурсия№4. Жизнь растений в весенний период года.



62/2


Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.



63/3


Смены природных сообществ.



64/4


Многообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе.



65/5


Урок - зачет по курсу.



66-67


Практические работы на пришкольном участке.



68/8


Летние задания. Экскурсия№5. Лес как природное сообщество.







Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Уроки

Лабор. работы (этапы уроков)

Практ. работы

контрольные

экскурсии

1.

Введение. Общее знакомство с растениями.

6

5

(1)



1

2.

Клеточное строение растений

4

4

(2)




3.

Органы цветковых растений

18

16

(9)


1

1

4.

Основные процессы жизнедеятельности растений

11

10

(1)


1


5.

Основные отделы царства растений

11

10

(5)



1

6.

Историческое развитие растительного мира на Земле

4

4





7.

Царство бактерии

3

3





8.

Царство грибы. Лишайники

3

3

(3)




9.

Природные сообщества

8

3


2

1

2


Итого:

68

58

(21)

2

3

5


Учебно-методическое обеспечение.


п/п

Содержание

Класс

Автор

Издательство

Год издания

Программа

6

И.Н.Пономарёва,

В.С. Кучменко.

М. Вентана-Граф

2009

Учебник. Биология

6

И.Н.Пономарёва, О.А. Корнилова,

В.С. Кучменко.

М. Вентана-Граф

2010

Биология.

6-7

В.А. Корчагина

М. Просвещение.

1993

Ботаника


И.В. Грушвицкий

М. Высшая школа.

1990

Уроки ботаники. Пособие для учителя.


И.Г. Белов,

В.А. Корчагина.

М.Просвещение

1984

Тестовый контроль знаний учащихся по биологии.


В.З. Резников,

А.Н. Мягкова.

М. Просвещение.

1997

Книга для чтения по ботанике.


Д.И. Трайтаг

М. Просвещение.

1985

Редкие охраняемые животные и растения Брянской области.


Е.С. Мурахтанов.

Брянск

1993

Определитель растений.


А.Д. Булохов, Э.М. Величкин

Брянск

1998

Мир растений


А.И Иванова

Смоленск. Русич.

2000

Кроссворды для школьников.


Е.А. Анашкина

Ярославль. Академия развития.

1997.


Рабочая программа по биологии в 6 классе
  • Биология
Описание:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта и программы по биологии для 6 – ого класса авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко «Природоведение. Биология. Экология». Программы – М; Вентана-Граф, 2009.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 – го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. В ней содержатся разделы и темы, изучаемые в общеобразовательной школе и соответствующие содержанию действующей программы. Учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Рабочая программа опирается на знания учащихся, полученные при изучении курса природоведения

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

дать общее представление о трех царствах живых организмов- бактериях, грибах и растениях;

изучить особенности строения жизнедеятельности и значение отделов растений; строение и жизнедеятельность покрытосеменных растений, а также основы классификации их;

дать представление об историческом развитии растений, растительных сообществах, их изменении под влиянием деятельности человека и как следствие, необходимости охраны сообществ.

Рабочая программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразия в природе Земли в результате эволюции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков на которых они проводятся. Все лабораторные работы являются этапами уроков.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.

В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический.

Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; растительным сообществом, со значением растений в природе; ролью человека в природе.

Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, грибов нашего региона. Для изучения местной флоры рекомендуется на некоторых уроках выделять время (5-10 мин.), с систематическим обобщением в конце темы, раздела.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

  • И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. _ М.: Вентана – Граф, 2010 240 с.

Дополнительные часы отмечены в программе значком *.Они использованы для проведения экскурсий, практических работ предусмотренных программой и уроков обобщения.

Автор Кирюшина Вера Константиновна
Дата добавления 23.08.2015
Раздел Биология
Подраздел Планирования
Просмотров 916
Номер материала MA-060470
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓