Главная / Биология / Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе:

1) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897

3) Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [составитель Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).

4) Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 54 с. – (Стандарты второго поколения).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.


Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека

  2. овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы

  3. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач

  4. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни

  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

Место учебного курса при изучении предмета:

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профиль ной дифференциации.

Программа рассчитана на 35ч. в год (1 час в неделю).

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, которые являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.


Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены в конце почти каждой темы обобщающие уроки, уроки рефлексии и коррекции знаний, умений и навыков.

Резервные часы можно использовать для проведения уроков систематизации и коррекции знаний.


Формы обучения –

1. фронтальная (работа со всеми обучающимися в едином темпе и с общими задачами)

2. индивидуальная (взаимодействие с одним учеником)

3. групповая (работа обучающихся в группах)

4. парное обучение (взаимодействие между двумя учениками)

Методы обучения –

1. работа с учебником

2. рассказ

3. объяснение

4. беседа

5. демонстрация

6. практические методы

Средства обучения -

1. Электронные образовательные ресурсы

2. Печатные (учебники, раздаточный материал)

3. Наглядные плоскостные (плакаты)

4. Учебные приборы (микроскоп, лупа)

Особенности обучающихся 5 класса:

1. переход от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

2. осуществление благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

3. формирование у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

4. овладение коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитие учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

5. изменение формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской.

Результаты освоения курса:

  1. Личностные:

    • Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

    • Реализация установок здорового образа жизни.

    • Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к живым объектам.

  2. Метапредметные:

    • Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

    • Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

    • Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих.

    • Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою похицию.

  3. Предметные:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессов жизнедеятельности (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение);

- приведение доказательств (аргументация) зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами, инфекционных и простудных заболеваний;

- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, съедобных и ядовитых грибов;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, простудных заболеваниях;

5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.



















Календарно-тематическое планирование

п/п

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА/ТЕМА

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

ТИП УРОКА

ВИД КОНТРОЛЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ДАТА

ПРИМЕЧАНИЕ

По плану

фактически


Введение (6 часов)








1

Биология — наука о живой природе


Урок формирования знаний

Вводный


Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества




2

Методы исследования в биологии




Урок закрепления и совершенствования знаний

текущий

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии





3

Разнообразие живой природы.


Комбинированный (смешанный) урок

текущий

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа




4

Среды обитания живых организмов


Урок закрепления и совершенствования знаний

текущий


Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу






5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы


Урок применения знаний на практике

(исследовательские проекты)

текущий

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника
















6

Обобщающий урок по теме «Введение»


Комбинированный (смешанный) урок (урок применения знаний и обобщения и систематизации знаний)

тематический

Готовят отчет по экскурсии.




Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

Эк.№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»


Клеточное строение организмов (7 часов)









7

Устройство увеличительных приборов


Урок применения знаний на практике

текущий

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом



Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»

8

Строение клетки


Урок закрепления и совершенствования знаний

(познавательный проект

текущий

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки



Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.»

Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

9

Пластиды


Урок применения знаний на практике

текущий

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки




Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»

10

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества


Урок формирования знаний(исследовательские проекты)

текущий

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием




11

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)


Урок формирования умений и навыков

текущий

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом



Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроско-пом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

12

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие


Урок формирования умений и навыков

текущий

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты




13

Деление клетки


Урок формирования знаний

текущий

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки




14

Ткани


Урок формирования знаний

текущий

. Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах



Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».

15

Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов»


Комбинированный (смешанный) урок

тематический

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом














Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)









16

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.


Урок формирование знаний и умений

текущий

Выделяют существенные признаки бактерий




17

Роль бактерий в природе и жизни человека


Урок формирование знаний и умений

текущий

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека




18

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека


Урок формирования знаний (познавательный проект)

текущий

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека




19

Шляпочные грибы.


Урок применения знаний на практике

текущий

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами



П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.

20

Плесневые грибы и дрожжи


Урок применения знаний на практике

текущий

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением



Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей».


21

Грибы-паразиты


Урок закрепления и совершенствования знаний и умений

текущий

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека




22

Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии. Царство Грибы»


Комбинированный (смешанный) урок

тематический

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы





Царство Растения (12 часов)








23


Разнообразие, распространение растений





Урок формирование знаний и умений

текущий

Определяют понятие ботаника, растения низшие и высшие. Объясняют роль растений в природе и жизни человека. готовят сообщение «Роль растений в природе»






24

Водоросли


Урок формирование знаний и умений

текущий

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя

представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом



Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей.»

25

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей


Урок закрепления и совершенствования знаний и умений

текущий

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей




26

Лишайники


Урок формирование знаний и умений

текущий

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе




27

Мхи


Урок формирование знаний и умений

текущий

. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах




28

Мхи


Урок применения знаний на практике

текущий

Выполняют лабораторную работу



Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах).»


29

Плауны, хвощи, папоротники


Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике

текущий

Выполняют лабораторную работу. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека



Л.р.№10 « Строение спороносящего хвоща.»

Л.р.№11 «Строение спороносящего папоротника.»

30

Голосеменные растения


Урок формирование знаний и умений

текущий

Выделяют существенные признаков голосеменных растений.




31

Голосеменные растения


Урок применения знаний на практике

текущий

. Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека



Л.р.№12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).»

32

Покрытосеменные растения


Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике

текущий

Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека



Л.р.№13 «Строение цветкового растения»

33

Происхождение растений.


Урок формирование знаний и умений

текущий

Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира




34

Обобщающий урок по теме «Царство Растения»


Комбинированный (смешанный) урок

итоговый

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую






14


Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
  • Биология
Описание:

Рабочая программа по биологии для 5 классов, в соответствии с ФГОС. КТП составлено на 34 часа, содержит УУД.

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе:

1) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897

3) Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [составитель Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).

4) Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 54 с. – (Стандарты второго поколения).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Автор Туманова Анна Георгиевна
Дата добавления 26.10.2015
Раздел Биология
Подраздел Планирования
Просмотров 482
Номер материала MA-061706
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓