Пояснительная записка
Рабочая программа по
биологии для 5 класса составлена на основе:
1) Федеральный закон Российской Федерации
от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"
2) Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897
3) Примерной основной образовательной программы
образовательного учреждения. Основная школа / [составитель Е. С. Савинов].
— М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).
4) Примерной программы по учебным предметам. Биология.
5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 54 с. – (Стандарты второго
поколения).
Рабочая программа
ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология.
Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В.
Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.
Выбор данной
авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на
формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие
познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в
проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие
учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять,
доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать
материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий:
описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация,
наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и
заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную
учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно
выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе,
представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в
диалог и т. д.
Для формирования у учащихся
основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и
познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание
уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы,
постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их
разрешению.
Изучение биологии в 5 классе направлено на
достижение следующих целей:
- освоение знаний о многообразии
объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях
природной среды под воздействием человека
- овладение начальными
естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения,
описывать их результаты, формулировать выводы
- развитие интереса к изучению
природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения
познавательных задач
- воспитание положительного
эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в
окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения,
соблюдать здоровый образ жизни
- применение полученных знаний и
умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного
поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской
помощи.
Место учебного курса при изучении
предмета:
Содержание курса биологии в основной школе является базой для
изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе.
Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой
базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой
для последующей уровневой и профиль ной дифференциации.
Программа рассчитана на 35ч. в
год (1 час в неделю).
Для
приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу
включены лабораторные работы, которые являются этапами комбинированных уроков и
могут оцениваться по усмотрению учителя.
Для текущего
тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены в конце
почти каждой темы обобщающие уроки, уроки рефлексии и коррекции знаний, умений
и навыков.
Резервные часы можно использовать для
проведения уроков систематизации и коррекции знаний.
Формы обучения –
1. фронтальная (работа со всеми
обучающимися в едином темпе и с общими задачами)
2. индивидуальная (взаимодействие с одним
учеником)
3. групповая (работа обучающихся в
группах)
4. парное обучение (взаимодействие между
двумя учениками)
Методы обучения –
1. работа с учебником
2. рассказ
3. объяснение
4. беседа
5. демонстрация
6. практические методы
Средства обучения -
1. Электронные образовательные ресурсы
2. Печатные (учебники, раздаточный материал)
3. Наглядные плоскостные (плакаты)
4. Учебные приборы (микроскоп, лупа)
Особенности обучающихся 5 класса:
1. переход
от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом и под
руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной
педагогом и осмысленной цели к овладению этой
учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве
мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, к новой внутренней
позиции обучающегося — направленности на самостоятельный
познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное
осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации
учебного сотрудничества;
2. осуществление благодаря развитию рефлексии общих способов действий и
возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий
моделирования, контроля и оценки и
перехода от самостоятельной
постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной
учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
3. формирование у обучающегося
научного
типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы,
эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
4. овладение коммуникативными средствами и способами организации
кооперации и сотрудничества; развитие учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях
обучающихся с учителем и сверстниками;
5. изменение формы организации учебной деятельности и учебного
сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной,
исследовательской.
Результаты освоения
курса:
- Личностные:
- Знание основных принципов
и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и
здоровьесберегающих технологий.
- Реализация установок
здорового образа жизни.
- Сформированность
познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к
живым объектам.
- Метапредметные:
- Овладение
составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать
выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать,
защищать свои идеи.
- Умение
работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию, анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- Способность
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих.
- Умение
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку
зрения, отстаивать свою похицию.
- Предметные:
1. В познавательной
(интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных
признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и
процессов жизнедеятельности (обмена веществ и превращение энергии, питание,
дыхание, выделение, рост, развитие, размножение);
- приведение
доказательств (аргументация) зависимости здоровья человека от состояния
окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер
профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и
вирусами, инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация —
определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных
организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для
сохранения биосферы;
- различение на таблицах
частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового
растения, растений разных отделов, съедобных и ядовитых грибов;
- сравнение биологических
объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия
разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток,
тканей;
- овладение методами
биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов
риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
простудных заболеваниях;
5. В эстетической
сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы.
Календарно-тематическое
планирование
№п/п
|
НАИМЕНОВАНИЕ
РАЗДЕЛА/ТЕМА
|
КОЛ-ВО
ЧАСОВ
|
ТИП УРОКА
|
ВИД КОНТРОЛЯ
|
ХАРАКТЕРИСТИКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
|
ДАТА
|
ПРИМЕЧАНИЕ
|
По плану
|
фактически
|
|
Введение (6 часов)
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
Биология — наука о живой природе
|
|
Урок формирования
знаний
|
Вводный
|
Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают
значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль
биологической науки в жизни общества
|
|
|
|
2
|
Методы исследования в биологии
|
|
Урок закрепления и
совершенствования знаний
|
текущий
|
Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение»,
«эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в
биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии
|
|
|
|
3
|
Разнообразие живой природы.
|
|
Комбинированный
(смешанный) урок
|
текущий
|
Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство
Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное
строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие,
размножение. Составляют план параграфа
|
|
|
|
4
|
Среды обитания
живых организмов
|
|
Урок закрепления и
совершенствования знаний
|
текущий
|
Определяют понятия
«водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания»,
«организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой
обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу
|
|
|
|
5
|
Экологические факторы и их влияние на живые организмы
|
|
Урок применения знаний на практике
(исследовательские
проекты)
|
текущий
|
Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки
работы с текстом учебника
|
|
|
|
6
|
Обобщающий урок по теме «Введение»
|
|
Комбинированный
(смешанный) урок (урок применения знаний и обобщения и систематизации знаний)
|
тематический
|
Готовят отчет по
экскурсии.
|
|
|
Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными
изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»
Эк.№1 «Многообразие
живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»
|
|
Клеточное строение
организмов (7 часов)
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
Устройство увеличительных приборов
|
|
Урок применения знаний на практике
|
текущий
|
Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр»,
«объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство
микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом
|
|
|
Л.р.№1 «Устройство
лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»
|
8
|
Строение клетки
|
|
Урок закрепления и совершенствования знаний
(познавательный проект
|
текущий
|
Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах
и микропрепаратах части и органоиды клетки
|
|
|
Л.р.№2 «Изучение
клеток растения с помощью лупы.»
Л.р.№3
«Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под
микроскопом»
|
9
|
Пластиды
|
|
Урок применения знаний на практике
|
текущий
|
Выделять существенные признаки строения клетки.
Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки
|
|
|
Л.р.№4
«Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках
листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»
|
10
|
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества
|
|
Урок формирования знаний(исследовательские проекты)
|
текущий
|
Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки.
Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки.
Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки.
Учатся работать с лабораторным оборудованием
|
|
|
|
11
|
Жизнедеятельность клетки: поступление
веществ в клетку (дыхание, питание)
|
|
Урок формирования умений и навыков
|
текущий
|
Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки.
Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности
организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить
микропрепараты и работать с микроскопом
|
|
|
Л.р.№5
«Приготовление препарата и рассматривание под микроско-пом движения
цитоплазмы в клетках листа элодеи»
|
12
|
Жизнедеятельность клетки: рост, развитие
|
|
Урок формирования умений и навыков
|
текущий
|
Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки.
Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности
организмов и объясняют их результаты
|
|
|
|
13
|
Деление клетки
|
|
Урок формирования знаний
|
текущий
|
Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки
|
|
|
|
14
|
Ткани
|
|
Урок формирования знаний
|
текущий
|
. Определяют понятие «ткань».
Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают
умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на
микропрепаратах
|
|
|
Л.р.№6
«Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных
растительных тканей».
|
15
|
Обобщающий урок по теме «Клеточное строение
организмов»
|
|
Комбинированный (смешанный) урок
|
тематический
|
Работают с учебником, рабочей тетрадью и
дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить
микропрепараты и работать с микроскопом
|
|
|
|
|
Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)
|
|
|
|
|
|
|
|
16
|
Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.
|
|
Урок формирование
знаний и умений
|
текущий
|
Выделяют существенные признаки бактерий
|
|
|
|
17
|
Роль бактерий в природе и жизни человека
|
|
Урок формирование
знаний и умений
|
текущий
|
Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии»,
«симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в
природе и жизни человека
|
|
|
|
18
|
Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль
грибов в природе и жизни человека
|
|
Урок формирования знаний (познавательный
проект)
|
текущий
|
Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов.
Объясняют роль грибов в природе и жизни человека
|
|
|
|
19
|
Шляпочные грибы.
|
|
Урок применения
знаний на практике
|
текущий
|
Различают на живых
объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания
первой помощи при отравлении ядовитыми грибами
|
|
|
П.р.№2 «Строение
плодовых тел шляпочных грибов.
|
20
|
Плесневые грибы и дрожжи
|
|
Урок применения
знаний на практике
|
текущий
|
Готовят
микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей.
Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением
|
|
|
Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение
дрожжей».
|
21
|
Грибы-паразиты
|
|
Урок закрепления и
совершенствования знаний и умений
|
текущий
|
Определяют понятие
«грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека
|
|
|
|
22
|
Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии. Царство Грибы»
|
|
Комбинированный
(смешанный) урок
|
тематический
|
Работают с
учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы.
Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом.
Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни
человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы
|
|
|
|
|
Царство Растения
(12 часов)
|
|
|
|
|
|
|
|
23
|
Разнообразие, распространение растений
|
|
Урок формирование
знаний и умений
|
текущий
|
Определяют понятие ботаника, растения низшие и высшие. Объясняют роль
растений в природе и жизни человека. готовят сообщение «Роль растений в
природе»
|
|
|
|
24
|
Водоросли
|
|
Урок формирование
знаний и умений
|
текущий
|
Выделяют существенные признаки водорослей.
Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя
представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с
микроскопом
|
|
|
Л.р.№8 «Строение
зеленых водорослей.»
|
25
|
Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей
|
|
Урок закрепления и
совершенствования знаний и умений
|
текущий
|
Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают
необходимость охраны водорослей
|
|
|
|
26
|
Лишайники
|
|
Урок формирование
знаний и умений
|
текущий
|
Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники»,
«накипные лишайники». Находят лишайники в природе
|
|
|
|
27
|
Мхи
|
|
Урок формирование
знаний и умений
|
текущий
|
. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают
разные группы высших споровых растений и находят их представителей на
таблицах и гербарных образцах
|
|
|
|
28
|
Мхи
|
|
Урок применения
знаний на практике
|
текущий
|
Выполняют лабораторную работу
|
|
|
Л.р.№9 «Строение
мха (на местных видах).»
|
29
|
Плауны, хвощи, папоротники
|
|
Урок формирование
знаний и умений Урок применения знаний на практике
|
текущий
|
Выполняют лабораторную работу. Объясняют роль мхов, папоротников,
хвощей и плаунов в природе и жизни человека
|
|
|
Л.р.№10 « Строение
спороносящего хвоща.»
Л.р.№11 «Строение
спороносящего папоротника.»
|
30
|
Голосеменные растения
|
|
Урок формирование
знаний и умений
|
текущий
|
Выделяют существенные признаков голосеменных растений.
|
|
|
|
31
|
Голосеменные растения
|
|
Урок применения
знаний на практике
|
текущий
|
. Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков
голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с
использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль
голосеменных в природе и жизни человека
|
|
|
Л.р.№12 «Строение
хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).»
|
32
|
Покрытосеменные растения
|
|
Урок формирование
знаний и умений Урок применения знаний на практике
|
текущий
|
Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают
представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц
и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни
человека
|
|
|
Л.р.№13 «Строение
цветкового растения»
|
33
|
Происхождение растений.
|
|
Урок формирование
знаний и умений
|
текущий
|
Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты».
Характеризуют основные этапы развития растительного мира
|
|
|
|
34
|
Обобщающий урок по теме «Царство Растения»
|
|
Комбинированный
(смешанный) урок
|
итоговый
|
Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на
основе сравнения. Оценивают с эстетической
точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о
растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и
справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.