Главная / Другое / Рабочая программа ПМ 01. Управление ассортиментом товаров

Рабочая программа ПМ 01. Управление ассортиментом товаров

Министерство образования Пензенской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Пензенской области

«Пензенский многопрофильный колледж»

торгово-экономическое отделение













ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

01.УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ

для студентов, обучающихся по специальности

100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

(базовая подготовка)















Пенза, 2013


Рассмотрена и одобрена на

заседании методической (цикловой)

комиссии общепрофессиональных

коммерческих и правовых дисциплин



Протокол № от « » 2013 г.



Председатель методической (цикловой) комиссии _____________А.Г.Кольцова

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (базовая подготовка)




УТВЕРЖДАЮ

Зам. начальника отделения

_______________ Л.В. Волкова

«____» ________________ 201_ г.












Разработчик : преподаватель Еркина Надежда Николаевна, 1 категория














СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


стр.


4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


7

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля


8

4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


21

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)


24



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


0.1 Управление ассортиментом товаров

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО

100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Управление ассортиментом товаров

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):


  1. Выявлять потребность в товарах.

  2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями товаров.

  3. Управлять товарными запасами и потоками.

  4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.


Рабочая программа профессионального модуля может быть использована при реализации программы профессиональной подготовки по рабочей профессии «Продавец», курсах повышения квалификации продавцов.


1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

анализа ассортиментной политики торговой организации;

выявления потребности в товаре (спроса);

участия в работе с поставщиками и потребителями;

приемки товаров по количеству и качеству;

размещения товаров;

контроля условий и сроков транспортировки и хранения товаров;

обеспечения товародвижения в складах и магазинах;

эксплуатации основных видов торгово – технологического оборудования;

участия в проведении инвентаризации товаров;


уметь:

распознавать товары по ассортиментной принадлежности;

формировать торговый ассортимент по результатам анализа потребности в товарах;

применять средства и методы маркетинга для формирования спроса и стимулирования сбыта;

рассчитывать показатели ассортимента;

оформлять договоры с контрагентами;

контролировать их выполнение, в т.ч. поступление товаров в согласованном ассортименте по срокам, качеству, количеству;

предъявить претензии за невыполнение контрагентами договорных обязательств;

готовить ответы на претензии покупателей;

производить закупку и реализацию товаров;

учитывать факторы, влияющие на ассортимент и качество при организации товародвижения;

соблюдать условия и сроки хранения товаров;

рассчитывать товарные потери;

планировать меры по ускорению оборачиваемости товаров, сокращению товарных потерь;

соблюдать санитарно – эпидемиологические требования к торговым организациям и их персоналу, товарам, окружающей среде;

соблюдать требования техники безопасности и охраны труда;

знать:

ассортимент товаров однородных групп определенного класса, их потребительские свойства;

товароведные характеристики реализуемых товаров, их свойства и показатели;

виды, назначение, структуру договоров с поставщиками и потребителями;

технологические процессы товароведения;

формы документального сопровождения товародвижения;

правила приемки товаров;

способы размещения товаров на складах и в магазинах;

условия и сроки транспортирования и хранения товаров однородных групп;

основные мероприятия по предупреждению повреждения и порчи товаров;

классификацию торгово – технологического оборудования, и его назначение и устройство;

требования к условиям и правила эксплуатации торгово – технологического оборудования;

нормативно – правовое обеспечение санитарно – эпидемиологического благополучия (санитарные нормы и правила);

законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;

обязанности работников в области охраны труда;

причины возникновения и профилактики производственного травматизма;

фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;

возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом) .


1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего - 600 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 492 часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 328 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 164 часа

учебной практики – 108 часов.


2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности

Управление ассортиментом товаров

в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Выявлять потребность в товарах.

ПК 1.2

Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.

ПК 1.3

Управлять товарными запасами и потоками.

ПК 1.4

Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4 

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6


Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.





3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


3.1. Тематический план профессионального модуля


Код

профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов


Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная

(по профилю специальности),

часов


Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 1.1.

Раздел 1. Изучение конъюнктуры рынка и выявление потребности в товарах.

141

94

44

0




0

47

0


0

ПК 1.3

Раздел 2. Эксплуатация торгового оборудования и охрана труда.

60

40

10

20

0

0

ПК 1.3.


Раздел 3. Формирование товароведных характеристик реализуемых товаров.

123

82

34


41

0



ПК 1.3


Раздел 4. Управление товарными запасами и потоками.

90

60

26

0

30

0

0

0

ПК 1.2-1.4


Раздел 5. Оформление документации процесса товародвижения в торговле.

78

52

20

20

16

10




Производственная практика, (по профилю специальности), часов



108

Всего:

492

328

134

20

164

0

0

108



3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)


Раздел III. Формирование товароведных характеристик реализуемых товаров.







Тема 3.1 Ассортимент товаров.

Содержание учебного материала

2



1.

Понятие ассортимента, его классификация, свойства и показатели ассортимента.





Тема 3.2. Общая классификация и ассортимент продовольственных непродовольственных товаров.

Содержание учебного материала

2

2



1.

Общая классификация продовольственных товаров по основным группам, их характеристика.



Тема 3.3

Зерномучные товары.

Содержание учебного материала

4




1.


Классификация группы зерномучных товаров: зерновых культур, круп, муки и макаронных изделий.

2



2.

Пищевая ценность зерномучных товаров. Краткая товароведная характеристика по внешним признакам, составу, ассортименту, использованию.

2




Практические занятия

Изучение классификации и ассортимента макаронных изделий в соответствии с ГОСТ Р 51865-2002.

2




Тема 3.4 Плодоовощные товары.

Содержание учебного материала

4







1.

Классификация свежих и переработанных плодов и овощей. Особенности пищевой ценности.

2



2.

Краткая товароведная характеристика важнейших представителей. Оценка качества.

2



Практические занятия

Ознакомление с ассортиментом плодоовощных товаров по идентифицирующим признакам стандартов.

2




Тема 3.5 Вкусовые товары.

Содержание учебного материала

4






1.

Классификация вкусовых товаров. Особенности пищевой ценности.

2



2.

Краткая товароведная характеристика важнейших подгрупп вкусовых товаров. Особенности оценки качества.




Практические занятия

Ознакомление с ассортиментом вкусовых товаров по идентифицирующим признакам стандартов.

2




Тема 3.6 Кондитерские товары.

Содержание учебного материала

4








1.

Классификация кондитерских товаров. Особенности пищевой ценности.

2



2.

Краткая товароведная характеристика важнейших групп и видов кондитерских изделий. Особенности оценки качества.

2




Практические занятия

Ознакомление с ассортиментом кондитерских товаров и распознавание по идентифицирующим признакам.

2




Тема 3.7 Пищевые жиры.

Содержание учебного материала

2




1.

Классификация и особенности пищевой ценности пищевых жиров.


2



Тема 3.8 Молочные товары.

Содержание учебного материала





1.

Классификация и особенности пищевой ценности молочных товаров, их краткая товароведная характеристика.


2

2



Практические занятия

  1. Ознакомление с ассортиментом молочных товаров и распознавание по идентифицирующим признакам.

  2. Ознакомление с ассортиментом масла коровьего и сыра по идентифицирующим признакам стандарта.

4






Тема 3.9 Мясные товары.

Содержание учебного материала





1.

Классификация мяса и продуктов его переработки. Особенности пищевой ценности. Сортовой разруб мясных туш. Краткая товароведная характеристика важнейших групп и видов мясных товаров.

2



2




1

2

Практические занятия

Ознакомление с сортовым разрубом мясных туш.

Ознакомление с ассортиментом колбасных изделий по идентифицирующим признакам стандарта.

4





Тема 3.10 Рыбные товары.

Содержание учебного материала

4




1.

Классификация рыбы и продуктов ее переработки. Особенности пищевой ценности.

2



2.

Краткая товароведная характеристика рыбы. Оценка рыбных товаров по стандарту.

2




1

Практические занятия

Ознакомление с ассортиментом рыбных товаров по идентифицирующим признакам стандартов.

2




Тема3.11 Товары из пластмасс и товары бытовой химии.

Содержание учебного материала



1.

Понятие о пластмассах. Свойства, группы, виды пластмасс. Классификация и групповая характеристика ассортимента товаров из пластмасс, показатели качества, оценка качества, маркировка, упаковка, хранение товаров из пластмасс.

2

2

Практические занятия

Изучение ассортимента товаров из пластмасс по виду пластмассы и способа зготовления.

2


Тема3.12 Силикатные и метало-хозяйственные товары.

Содержание учебного материала

2




1.

Классификация и групповая характеристика ассортимента стеклянных и металло-хозяйственных товаров, принципы сортировки, маркировка, упаковка.

2


1

Практические занятия

Изучение ассортимента силикатных товаров по идентифицирующим признакам.

2


Тема 3.13 Электробытовые товары

Содержание учебного материала

4


1.


Классификация и групповая характеристика ассортимента электротоваров и бытовых машин, показатели безопасности.

2

2.

Мебельные и строительные товары, классификация, сырье и способы производства, групповая характеристика ассортимента, маркировка, хранение.

2

Тема3.14 Текстильные товары.

Содержание учебного материала

2


1.

Группировка и характеристика тканей по применяемым переплетениям и отделкам. Особенности производства нетканых текстильных материалов, искусственных мехов, ковров.

2

Практические занятия

  1. Анализ ассортимента тканей на местном потребительском рынке (широте, полноте, обновляемости).

  2. Изучение ассортимента тканей различных по волокнистому составу. Выявление отличительных признаков.

4




Тема3.15

Швейные и трикотажные товары.

Содержание учебного материала

2



1.

Классификация, групповая характеристика ассортимента, сортировка, маркировка, хранение швейных и трикотажных изделий.

2

Практические занятия

  1. Изучение ассортимента швейных товаров по действующим стандартам.

  2. Изучение ассортимента трикотажных товаров по действующим стандартам.


4



Тема3.16

Обувные товары, пушно-меховые и овчинно-шубные товары.

Содержание учебного материала

2





1.

Виды обуви по примененным материалам, потребительские свойства. Виды пушных и меховых полуфабрикатов. Материалы для производства обуви. Классификация, групповая характеристика, маркировка, упаковка, хранение обуви.

2


Практические занятия

Изучение ассортимента обуви по действующим стандартам.

2


Тема3.17

Культурно – бытовые товары.

Содержание учебного материала

2


1.

Классификация, групповая характеристика ассортимента, маркировка, упаковка, хранение школьно – письменных и канцелярских товаров, музыкальных товаров, бытовой радиоэлектронной аппаратуры, товаров для спорта и туризма, часов, ювелирных товаров, игрушек.

2

Тема3.18 Парфюмерно – косметические и галантерейные товары.

Содержание учебного материала



1.

Парфюмерно – косметические и галантерейные товары: классификация, групповая характеристика ассортимента, маркировка, упаковка, хранение.

2

2

Практические занятия

Изучение ассортимента парфюмерно – косметических товаров.

2


Самостоятельная работа при изучении раздела 2.ПМ 01.

Составить схему классификации чая

Составить таблицу общих и специфических показателей качества сахарных и мучных кондитерских изделий.

Составить схему классификации маргариновой продукции.

Составить таблицу классификации мясных консервов.

Изучение дефектов изделий из пластмасс по виду пластмассы и их влияние на качество.

Изучение спецотделок тканей и их назначение.

Изучение отличительных признаков различных видов одежды.

Изучение отличительных особенностей массовой и метрической систем нумерации обуви.

Изучение особенностей сырьевой базы для производства отечественных парфюмерно – косметических товаров.

41




Примерная тематика домашних заданий

Составить таблицу химического состава свежих плодов и овощей.

Составить таблицу классификации промысловых семейств рыб.

Изучение особенностей маркировки красочных составов.

Изучение способов получения цветного стекла, видов декорирования силикатных товаров, видов покрытий метало-хозяйственных товаров.



Раздел 4. Управление товарными запасами и потоками.


60


Тема 4.1. Понятие, цели и задачи логистики.

Содержание учебного материала

4



1.

Краткий исторический очерк развития логистики. Этапы развития логистики в экономике. Понятие, цели, задачи логистики.


2



2.

Материальные потоки – основной объект управления в логистике. Логистические операции на разных стадиях движения МП. Функции логистики.




Тема 4.2. Методы логистики.

Содержание учебного материала

4





2




1.

Общая характеристика методов в логистике. Моделирование в логистике.




2.

Виды моделей в логистике. Экспертная система в логистике. Задача «сделать» или «купить» в логистике.





Практические занятия:

Использование метода Парето при организации складских процессов.




Тема 4.3. Логистические системы и Логистические цепи.

Содержание учебного материала

6









1,2



3.

Логистические системы: понятие, назначение и виды. Свойства логистических систем. Логистические цепи: понятие. Взаимодействие и издержки в логистических цепях.

Ассортиментная политика логистической системы: понятие, этапы формирования, методы.





Практические занятия:

Разработка логистических систем с разной степенью интеграции отдельных элементов в единую систему.

2




Тема4.4. Функциональные области логистики. Закупочная и производственная логистика.

Содержание учебного материала




4




1.

Функциональные области логистики: понятие, классификация, характеристика и взаимосвязь функциональных областей логистики.




2.

Сущность и задачи закупочной логистики. Задача выбора поставщика в логистике.




Практические занятия:

1.Контроль в сфере закупочной деятельности и принятия решения по размещению заказов: расчет рейтинга поставщика.

2. Решение ситуаций по определению объема партии закупаемых товаров.

3. Производственная логистика: понятие, назначение. Традиционная и логистическая концепция организации производства. Толкающие и тянущие системы управления материальными потоками в производственной логистике.


6









Тема 4. 5. Распределительная логистика.

Содержание учебного материала

4




1.

Понятие, цели, задачи, назначение распределительной логистики. Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционного сбыта и реализации, каналы товародвижения.




2.

Логистический сервис: понятие, влияние на конкурентоспособность компании. Зависимость объема продаж от его уровня.




Практические занятия:

1.Определение места расположения распределительного склада на обслуживаемой территории методом определения центра тяжести грузопотоков: найти ориентировочное место для расположения склада, снабжающего магазин.

2. Определите узлы транспортной сети прямоугольной конфигурации, в котором размещение распределительного склада обеспечит минимум грузооборота транспорта поставки грузов в обслуживаемую сеть.



4





Тема 4.6. Транспортная логистика.

Содержание учебного материала

2




1.

Сущность и задачи транспортной логистики. Выбор вида транспортного средства. Транспортные тарифы и правила их применения.





Практические занятия:

  1. Составления маршрутов и графиков доставки товаров автомобильным транспортом.

  2. Определение оптимального срока замены транспортного средства методом минимума общих затрат.


4






Тема 4.7. Информационная логистика.

Содержание учебного материала

2




1.

Понятие информационных потоков в логистике. Информационные системы в логистике и их виды. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов.





Практические занятия:

  1. Информационные потоки на складе предприятия оптовой торговли.

  2. Изучение схем документооборота склада оптовой торговли.


4




Тема 4.8. Логистический процесс на складе.

Содержание учебного материала

4







1.

Склад в системе товародвижения, его виды и функции. Логистический процесс на складе.





2.

Входной контроль поставок на складе: метод АВС. Размещение товаров на складе.




Практические занятия:

Входной контроль поставок на складе: изучение инструкции П-6 и П-7.

2




Тема 4.9. Управление запасами в логистике.

Содержание учебного материала

2




1.

Материальные запасы: понятие, виды. Сокращение запасов. Системы контроля состояния запасов. Взаимосвязь запасов с другими функциями логистики.





Практические занятия:

Изучение управляемых переменных в задаче о запасах.

2




Тема 4.10. Стратегия и прогнозирование в логистике.

Содержание учебного материала

2




1.

Логистическая стратегия: понятие, процедура разработки. Цели разрабатываемой логистической стратегии. Краткая характеристика основных методов прогнозирования в логистике.





Самостоятельная работа при изучении раздела 4. ПМ 01.

Дать сравнительный анализ логистическим цепям, упорядоченным по по материальным потокам и информационным потокам.

Дать последовательность действий по формированию системы логистического сервиса на конкретном торговом предприятии.

Изучить ХYZ анализ в управлении запасами.

Изучить дифференцированный подход к управлению запасами товаров.

30






Примерная тематика домашних заданий

Разработка логистических систем с разной степенью интеграции отдельных элементов в единую систему.

Составление маршрутов и графиков доставки товаров автомобильным транспортом в учебный магазин.

Определение оптимального срока замены транспортного средства методом минимума общих затрат.

Входной контроль поставок на складе: метод АВС. Размещение товаров на складе.





Раздел 5. Оформление документации процесса товародвижения в торговле.




32


МДК 01.01 Основы управления ассортиментом товаров



Тема 5.1: Технология товародвижения в розничной торговле.

Содержание учебного материала



1

Торгово-технологический процесс в предприятиях розничной торговли: понятие, назначение, структура.

10

2

2

Приемка товаров по количеству и качеству: нормативная база, организация, документальное оформление.

3

Организация размещения и выкладки товаров в торговом зале. Основные средства мерчендайзинга.


4,5

Организация хранения и подготовка товаров к продаже: назначение, специфика, соблюдение режимов хранения,

основные и вспомогательные операции предреализационной подготовки товаров к продаже.

Практические занятия:

  1. Изучение нормативных документов по приемке товаров по количеству и качеству.

  2. Формы документального сопровождения товародвижения.

  3. Решение ситуаций, связанных с приемкой товаров по количеству и качеству.

  4. Расчет товарных потерь в предприятиях розничной торговли.

  5. Расчет показателей ассортимента товаров.









10


Тема 5.2:Хозяйственные связи с поставщиками товаров.


Содержание учебного материала

4


1

Виды, назначение, структура договоров с поставщиками и потребителями.


2


































Хозяйственные связи с поставщиками: назначение, сущность, порядок формирования и регулирования.


Практические занятия:

  1. Оформление договоров с контрагентами.

  2. Составление претензии за невыполнение контрагентами договорных обязательств.

  3. Оформление ответов на претензии покупателей.

  4. Оформление результатов инвентаризации товаров.


Самостоятельная работа при изучении раздела 5. ПМ 01.

Разработка проекта договора купли-продажи и договора перевозки.

Изучение защиты информации и прав субъектов коммерческой деятельности в области информационных процессов.

Изучение форм сотрудничества в финансовой сфере: факторинг, коммерческий трансферт, их понятия, характеристика.

Особенности деятельности коммерческих и торговых агентов, а также индивидуальных предпринимателей.

Изучение банкротства: понятие, причины, механизм, правовая база. Негативные явления, связанные с банкротством.

Примерная тематика домашних заданий

Анализ размещения и выкладки товаров в магазинах города (составление схем выкладки). Составление схем торгово-технологических процессов различных типов магазинов.








8






16













Примерная тематика курсовых работ (проектов)

  1. Современные типы магазинов в России и за рубежом.

  2. Электронная торговля: значение и перспективы развития.

  3. Организационно-правовые формы субъектов коммерции.

  4. Современные формы организации торговли и эффективность их применения.

  5. Современная торговля и пути ее совершенствования.

  6. Мерчендайзинг как способ оптимизации торгово-технологического процесса.

  7. Психологические аспекты продажи товаров и обслуживания покупателей в розничной торговле.

  8. Формы розничной продажи товаров.

  9. Самообслуживание: значение и эффективность применения.

  10. Информационное обеспечение и сопровождение коммерческой деятельности.

  11. Дизайн и оборудование современных магазинов.

  12. Розничные торговые сети города.

  13. Реклама и ее значение в коммерческой деятельности.

  14. Государственный и общественный контроль предприятий торговли.

  15. Внемагазинные формы реализации товаров.

  16. Использование в торговле автоматизированных технологий.

  17. РОS-терминалы и POS-системы и их использование современными магазинами.

  18. Организация и технология оптовой продажи товаров.

  19. Устройство и технологические планировки современных магазинов.

  20. Технологический процесс товародвижения в розничных торговых предприятиях.

  21. Технология товароснабжения розничных торговых предприятий.

  22. Технология операций по поступлению и приемке товаров по количеству и качеству.

  23. Организация хозяйственных связей в коммерческих предприятиях.

  24. Технологические операции по подготовке товаров к продаже и выкладке товаров в торговом зале магазина.

  25. Организация и технология коммерческой деятельности по торговле (конкретная группа товаров по выбору студента) товарами.


10


Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе

20



Общая характеристика предприятия. Изучение типа, названия, порядка работы, режима работы предприятия. Ознакомление с учредительными документами предприятия. Характеристика организационно-правовой формы.

Выявление потребности в товарах. Изучение видов и разновидностей потребностей, спроса, средств их удовлетворения и конъюнктуры рынка.

Принятие участия в проведении маркетинговых исследований и разработке комплекса маркетинговых мероприятий. Разработка опросов разных направлений и анализ их результатов. Изучение методов ФОССТИС.

Изучение хозяйственных связей торгового предприятия с поставщиками и потребителями продукции: назначение, сущность, порядок формирования и регулирования.

Изучение видов, назначения и структуры договоров с поставщиками. Оформление договора поставки продукции.

Анализ управления товарными запасами и потоками предприятия. Характеристика видов товарных запасов предприятия. Анализ процесса нормирования товарных запасов. Определение оптимальных размеров товарных запасов.

Изучение общей классификации продовольственных и непродовольственных товаров. Понятие ассортимента, его классификация, свойства и показатели ассортимента.

Анализ ассортимента зерномучных, молочных, кондитерских, рыбных, мясных товаров. Расчет показателей ассортимента конкретной группы товаров: коэффициента полноты и широты ассортимента.

Анализ ассортимента электробытовых, текстильных, швейных и трикотажных, парфюмерно – косметических и галантерейных, канцелярских товаров. Расчет показателей ассортимента: коэффициента рациональности, устойчивости и новизны ассортимента.

Анализ управления ассортимента товаров. Изучение основополагающих элементов управления --- формированием ассортимента и установление уровня требований к ассортименту.

Изучение логистического подхода управления ассортиментом товаров. Ассортиментная политика логистической системы: понятие, этапы формирования, методы.

Изучение основных методов закупок товара. Сущность и задачи закупочной логистики. Задача выбора поставщика в логистике. Расчет рейтинга поставщика.

Изучение процесса организации торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии. Изучение процесса организации операций по поступлению и приёмке товаров. Изучение процесса организации хранения товаров в магазине, подготовки товаров к продаже. Анализ выкладки товаров в магазине.

Анализ форм документального сопровождения товародвижения. Оформление документации на поставку и реализацию товаров. Составление претензии за невыполнение контрагентами договорных обязательств. Оформление ответов на претензии покупателей.

Анализ технического оснащения магазина. Характеристика механического, весоизмерительного оборудования магазина, подъемно-транспортных и контрольно-кассовых машин.

Изучение порядка охраны труда и техники безопасности. Изучение нормативных документов по охране труда и журнала инструктажей. Изучение требований производственной санитарии и условий труда. Оформление акта несчастного случая по форме Н-1.

Изучение правил безопасной эксплуатации оборудования магазина. Характеристика опасных зон оборудования. Изучение стандартов и других нормативных правовых актов по безопасности труда в отрасли.

Изучение процесса организации пожарной охраны в торговом предприятии. Характеристика профилактических мероприятий по предотвращению пожаров. Характеристика способов тушения пожаров в торговом предприятии. Изучение стандартов ССБТ, правил и инструкций по пожарной безопасности, имеющихся в торговом предприятии. Изучение схемы эвакуации при пожаре.







4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


4.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов:

коммерческой деятельности;

менеджмента и маркетинга;

Лаборатории:

товароведения и экспертизы продовольственных товаров;

товароведения и экспертизы непродовольственных товаров;

логистики;

технического оснащения торговых организаций.

Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов:

- комплект бланков договорной документации;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия, схемы, плакаты.

Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий:

Весоизмерительное оборудование:

весы гиревые, электронные;

контрольно- кассовые машины, программное обеспечение для выполнения кассовых операций.


Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которая проводится концентрированно.


Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: весоизмерительное, контрольно-кассовое оборудование, торговый инвентарь, торговая мебель.


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Бунеева, Р. И. Коммерческая деятельность: оганизация и управление: учебник. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2012. – 350 с.
2.
Коммерческая деятельность: практикум: учебное пособие / С. И. Башаримова, М. В. Дасько. – Минск: Республиканский институт профессионального образования, 2010. – 335 с.
3.
Коммерческая деятельность: учебник / В. В. Березенков [и др.]. – Москва: Атри, 2011. – 405 с.
4.
Памбухчиянц, О. В. Организация и технология коммерческой деятельности: учебник / О. В. Памбухчиянц. – Москва: Дашков и К°, 2012. – 638 с.
5.
Иванов Г.Г.Организация и технология коммерческой деятельности:практикум: учебное пособие.-М.:Издательский центр «Академия»,2010.


Дополнительные источники:

    1. ДашковЛ.П. , В.К.Памбухчиянц Организация и проектирование торговых зданий . М., ИКЦ «Маркетинг», 2009.

    2. Каплина С.А .Организация коммерческой деятельности.Ростов н/Д, Феникс,2010.

    3. Осипова Л.В..Основы коммерческой деятельности . М.,2011.

    4. Панкратов Ф.Г. Т.К.Серегина Ком. деятельность. М.,2010.

    5. Половцева Ф.П.Коммерческая деятельность: учебник.-М.:Инфра-М, 2011.

    6. Никитченко Л.И. Контрольно- кассовые машины. М.:Издательский центр «Академия»,2010


Интернет-ресурсы:


1. Интернет-справочник по оборудованию для предприятий торговли Oborud.info  http://www.oborud.info/

2. Экономика и жизнь. Электронный журнал. http://www.eg-online.ru/article/73463/

3. Nota Bene - Экономический интернет-журнал. http://www.nbene.narod.ru/

4. Официальный сайт общества защиты прав потребителей http://ozzpp/ru/

5. www.loqistics.ru – Информационный портал логистики

  1. 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

    1. Изучение профессионального модуля предполагает проведение теоретических и практических занятий, прохождение практики по профилю специальности. Практика по профилю специальности проходит в предприятиях торговли города Пензы. Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля Управление ассортиментом товаров является освоение выполнение курсовой работы. При работе над курсовой работой для студентов проводятся консультации.

  2. Освоение данного модуля осуществляется параллельно с освоением дисциплин «Основы экономики», «Русский язык и культура речи», «Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия».

  3. 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

  4. Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):

  5. наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Управление ассортиментом товаров» и специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».

  6. Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

  7. Педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин «Организация коммерческой деятельности», «Организация торговли», «Техническое оснащение отрасли», а также общепрофессиональных дисциплин: «Экономика организации», «Логистика», «Маркетинг», прошедшие стажировку в предприятиях торговли города Пензы (не реже 1 раза в 3 года).

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, учебной практики, а также при выполнении обучающихся индивидуальных заданий.



Результаты

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1 Выявлять потребность в товарах

Планируемые действия по формированию ассортимента товаров определены и обоснованы анализом потребностей в товарах

Выбор инструментов маркетинговых исследований реализован в соответствии с технологиями разработки анкет различных видов

Маркетинговые решения реализованы в соответствии с политикой организации

Сравнение с эталоном, экспертная оценка по критериям, наблюдение на практике по профилю специальности


ПК 1.2 Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции

Оформление предложения о заключении договора в соответствии с требованиями нормативных актов, делопроизводства и деловой этики

Заполнение типовой формы претензии в соответствии с рекомендациями по заполнению

Вывод о необходимости изменения условий договора поставки обоснован выполнением договорных обязательств контрагентами в соответствии с ГК РФ

Поступление товаров в ассортименте, по срокам, качеству, количеству определено договором поставки товаров.


ПК 1.3 Управлять товарными запасами и потоками

Планируемые действия по управлению товарными запасами и потоками определены и обоснованы в соответствии с ассортиментом реализуемых товаров

Управление товарными запасами и потоками позволяет получить рациональный ассортимент товаров

Скорректированный процесс управления товарными запасами и потоками реализован в соответствии с нормативной документацией.

Расчет нормы товарных запасов произведен в соответствии с методикой расчета;

Размещение товарных запасов на хранение произведено в соответствии с требованиями и правилами размещения товаров на складе

ПК 1.4 Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров



Оформление документации на поставку товаров реализовано в соответствии с формами документального сопровождения товародвижения

Заполнение унифицированной формы акта об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей произведено в соответствии с рекомендациями по заполнению;

Приемка товаров по количеству и качеству в соответствии осуществлена в соответствии с условиями договора поставки, правилами приемки продукции конкретного торгового предприятия



Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- демонстрация интереса к будущей специальности товароведа

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

выбор и применение методов и способов решения по изучению конъюнктуры рынка, выявлению и формированию спроса на товары.


демонстрация эффективности и качества выполнения задач, стоящих перед товароведом.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных

ситуациях и нести за них ответственность.

решение стандартных и нестандартных профессиональных задач по изучению конъюнктуры рынка, выявлению и формированию спроса на товары








ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,

необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- эффективный поиск необходимой информации;

использование различных источников, включая электронные для изучения

конъюнктуры рынка, выявлению и формированию спроса на товары.



ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

решение нетиповых профессиональных задач с привлечением самостоятельно найденной информации;

- оформление результатов самостоятельной работы с использованием ИКТ (презентация, реферат и пр.)

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться

с коллегами, руководством, потребителями.


взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения;

- выполнение обязанностей в соответствии с ролью в группе;

- участие в планировании организации групповой работы;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды

(подчиненных), за результат выполнения заданий.

Самоанализ и коррекция результатов собственной работы


ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.















Рабочая программа ПМ 01. Управление ассортиментом товаров
  • Другое
Описание:

Министерство образования Пензенской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Пензенской области

«Пензенский многопрофильный колледж»

торгово-экономическое отделение













ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

01.УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ

для студентов, обучающихся по специальности

100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

(базовая подготовка)















Пенза, 2013


Рассмотрена и одобрена на

заседании методической (цикловой)

комиссии



Протокол № от « » 2013 г.



Председатель методической (цикловой) комиссии _____________А.Г.Кольцова

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (базовая подготовка)




УТВЕРЖДАЮ
Зам. начальника отделения
_______________ Л.В. Волкова

«____» ________________ 201_ г.












Разработчик : преподаватель Еркина Надежда Николаевна, 1 категория













СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


стр.


4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля


8

4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


21

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

24



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


0.1 Управление ассортиментом товаров

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО

100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Управление ассортиментом товаров
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

  1. Выявлять потребность в товарах.
  2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями товаров.
  3. Управлять товарными запасами и потоками.
  4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.


Рабочая программа профессионального модуля может быть использована при реализации программы профессиональной подготовки по рабочей профессии «Продавец», курсах повышения квалификации продавцов.


1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:
анализа ассортиментной политики торговой организации;
выявления потребности в товаре (спроса);
участия в работе с поставщиками и потребителями;
приемки товаров по количеству и качеству;
размещения товаров;
контроля условий и сроков транспортировки и хранения товаров;
обеспечения товародвижения в складах и магазинах;
эксплуатации основных видов торгово – технологического оборудования;
участия в проведении инвентаризации товаров;

уметь:


знать:
ассортимент товаров однородных групп определенного класса, их потребительские свойства;
товароведные характеристики реализуемых товаров, их свойства и показатели;
виды, назначение, структуру договоров с поставщиками и потребителями;
технологические процессы товароведения;
формы документального сопровождения товародвижения;
правила приемки товаров;
способы размещения товаров на складах и в магазинах;
условия и сроки транспортирования и хранения товаров однородных групп;
основные мероприятия по предупреждению повреждения и порчи товаров;
классификацию торгово – технологического оборудования, и его назначение и устройство;
требования к условиям и правила эксплуатации торгово – технологического оборудования;
нормативно – правовое обеспечение санитарно – эпидемиологического благополучия (санитарные нормы и правила);
законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;
обязанности работников в области охраны труда;
причины возникновения и профилактики производственного травматизма;
фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;
возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом) .

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 492 часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 328 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 164 часа

учебной практики – 108 часов.


2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности
Управление ассортиментом товаров
в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Выявлять потребность

ПК 1.2

Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.

ПК 1.3

Управлять товарными запасами и потоками.

ПК 1.4

Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6


Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.





3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


3.1. Тематический план профессионального модуля


Код

профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов


Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная

(по профилю специальности),

часов


Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 1.1.

Раздел 1. Изучение конъюнктуры рынка и выявление потребности в товарах.

141

94

44

0




0

47

0


0

ПК 1.3

Раздел 2. Эксплуатация торгового оборудования и охрана труда.

60

40

10

20

0

0

ПК 1.3.

Раздел 3. Формирование товароведных характеристик реализуемых товаров.

123

82

34


41

0



ПК 1.3

Раздел 4. Управление товарными запасами и потоками.

90

60

26

0

30

0

0

0

ПК 1.2-1.4

Раздел 5. Оформление документации процесса товародвижения в торговле.

78

52

20

20

16

10




Производственная практика, (по профилю специальности), часов



108

Всего:

492

328

134

20

164

0

0

108



3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)


Раздел III. Формирование товароведных характеристик реализуемых товаров.







Тема 3.1 Ассортимент товаров.

Содержание учебного материала

2



1.

Понятие ассортимента, его классификация, свойства и показатели ассортимента.





Тема 3.2. Общая классификация и ассортимент продовольственных непродовольственных товаров.

Содержание учебного материала

2

2



1.

Общая классификация продовольственных товаров по основным группам, их характеристика.



Тема 3.3

Зерномучные товары.

Содержание учебного материала

4




1.

Классификация группы зерномучных товаров: зерновых культур, круп, муки и макаронных изделий.

2



2.

Пищевая ценность зерномучных товаров. Краткая товароведная характеристика по внешним признакам, составу, ассортименту, использованию.

2




Практические занятия

Изучение классификации и ассортимента макаронных изделий в соответствии с ГОСТ Р 51865-2002.

2




Тема 3.4 Плодоовощные товары.

Содержание учебного материала

4







1.

Классификация свежих и переработанных плодов и овощей. Особенности пищевой ценности.

2



2.

Краткая товароведная характеристика важнейших представителей. Оценка качества.

2



Практические занятия
Ознакомление с ассортиментом плодоовощных товаров по идентифицирующим признакам стандартов.

2




Тема 3.5 Вкусовые товары.

Содержание учебного материала

4






1.

Классификация вкусовых товаров. Особенности пищевой ценности.

2



2.

Краткая товароведная характеристика важнейших подгрупп вкусовых товаров. Особенности оценки качества.




Практические занятия
Ознакомление с ассортиментом вкусовых товаров по идентифицирующим признакам стандартов.

2




Тема 3.6 Кондитерские товары.

Содержание учебного материала

4








1.

Классификация кондитерских товаров. Особенности пищевой ценности.

2



2.

Краткая товароведная характеристика важнейших групп и видов кондитерских изделий. Особенности оценки качества.

2




Практические занятия
Ознакомление с ассортиментом кондитерских товаров и распознавание по идентифицирующим признакам.

2




Тема 3.7 Пищевые жиры.

Содержание учебного материала

2




1.

Классификация и особенности пищевой ценности пищевых жиров.


2



Тема 3.8 Молочные товары.

Содержание учебного материала





1.

Классификация и особенности пищевой ценности молочных товаров, их краткая товароведная характеристика.


2

2



Практические занятия
  1. Ознакомление с ассортиментом молочных товаров и распознавание по идентифицирующим признакам.
  2. Ознакомление с ассортиментом масла коровьего и сыра по идентифицирующим признакам стандарта.

4






Тема 3.9 Мясные товары.

Содержание учебного материала





1.

Классификация мяса и продуктов его переработки. Особенности пищевой ценности. Сортовой разруб мясных туш. Краткая товароведная характеристика важнейших групп и видов мясных товаров.

2



2




1

2

Практические занятия

Ознакомление с сортовым разрубом мясных туш.

Ознакомление с ассортиментом колбасных изделий по идентифицирующим признакам стандарта.

4





Тема 3.10 Рыбные товары.

Содержание учебного материала

4




1.

Классификация рыбы и продуктов ее переработки. Особенности пищевой ценности.

2



2.

Краткая товароведная характеристика рыбы. Оценка рыбных товаров по стандарту.

2




1

Практические занятия
Ознакомление с ассортиментом рыбных товаров по идентифицирующим признакам стандартов.

2




Тема3.11 Товары из пластмасс и товары бытовой химии.

Содержание учебного материала



1.

Понятие о пластмассах. Свойства, группы, виды пластмасс. Классификация и групповая характеристика ассортимента товаров из пластмасс, показатели качества, оценка качества, маркировка, упаковка, хранение товаров из пластмасс.

2

2

Практические занятия
Изучение ассортимента товаров из пластмасс по виду пластмассы и способа зготовления.

2


Тема3.12 Силикатные и метало-хозяйственные товары.

Содержание учебного материала

2




1.

Классификация и групповая характеристика ассортимента стеклянных и металло-хозяйственных товаров, принципы сортировки, маркировка, упаковка.

2


1

Практические занятия

Изучение ассортимента силикатных товаров по идентифицирующим признакам.

2


Тема 3.13 Электробытовые товары

Содержание учебного материала

4


1.

Классификация и групповая характеристика ассортимента электротоваров и бытовых машин, показатели безопасности.

2

2.

Мебельные и строительные товары, классификация, сырье и способы производства, групповая характеристика ассортимента, маркировка, хранение.

2

Тема3.14 Текстильные товары.

Содержание учебного материала

2


1.

Группировка и характеристика тканей по применяемым переплетениям и отделкам. Особенности производства нетканых текстильных материалов, искусственных мехов, ковров.

2

Практические занятия
  1. Анализ ассортимента тканей на местном потребительском рынке (широте, полноте, обновляемости).
  2. Изучение ассортимента тканей различных по волокнистому составу. Выявление отличительных признаков.

4




Тема3.15

Швейные и трикотажные товары.

Содержание учебного материала

2



1.

Классификация, групповая характеристика ассортимента, сортировка, маркировка, хранение швейных и трикотажных изделий.

2

Практические занятия
  1. Изучение ассортимента швейных товаров по действующим стандартам.
  2. Изучение ассортимента трикотажных товаров по действующим стандартам.

4



Тема3.16

Обувные товары, пушно-меховые и овчинно-шубные товары.

Содержание учебного материала

2





1.

Виды обуви по примененным материалам, потребительские свойства. Виды пушных и меховых полуфабрикатов. Материалы для производства обуви. Классификация, групповая характеристика, маркировка, упаковка, хранение обуви.

2


Практические занятия
Изучение ассортимента обуви по действующим стандартам.

2


Тема3.17

Культурно – бытовые товары.

Содержание учебного материала

2


1.

Классификация, групповая характеристика ассортимента, маркировка, упаковка, хранение школьно – письменных и канцелярских товаров, музыкальных товаров, бытовой радиоэлектронной аппаратуры, товаров для спорта и туризма, часов, ювелирных товаров, игрушек.

2

Тема3.18 Парфюмерно – косметические и галантерейные товары.

Содержание учебного материала



1.

Парфюмерно – косметические и галантерейные товары: классификация, групповая характеристика ассортимента, маркировка, упаковка, хранение.

2

2

Практические занятия
Изучение ассортимента парфюмерно – косметических товаров.

2


Самостоятельная работа при изучении раздела 2.ПМ 01.
Составить схему классификации чая
Составить таблицу общих и специфических показателей качества сахарных и мучных кондитерских изделий.
Составить схему классификации маргариновой продукции.

Составить таблицу классификации мясных консервов.

Изучение дефектов изделий из пластмасс по виду пластмассы и их влияние на качество.

Изучение спецотделок тканей и их назначение.

Изучение отличительных признаков различных видов одежды.
Изучение отличительных особенностей массовой и метрической систем нумерации обуви.
Изучение особенностей сырьевой базы для производства отечественных парфюмерно – косметических товаров.

41




Примерная тематика домашних заданий
Составить таблицу химического состава свежих плодов и овощей.
Составить таблицу классификации промысловых семейств рыб.

Изучение особенностей маркировки красочных составов.

Изучение способов получения цветного стекла, видов декорирования силикатных товаров, видов покрытий метало-хозяйственных товаров.



Раздел 4. Управление товарными запасами и потоками.


60


Тема 4.1. Понятие, цели и задачи логистики.

Содержание учебного материала

4



1.

Краткий исторический очерк развития логистики. Этапы развития логистики в экономике. Понятие, цели, задачи логистики.


2



2.

Материальные потоки – основной объект управления в логистике. Логистические операции на разных стадиях движения МП. Функции логистики.




Тема 4.2. Методы логистики.

Содержание учебного материала

4





2




1.

Общая характеристика методов в логистике. Моделирование в логистике.




2.

Виды моделей в логистике. Экспертная система в логистике. Задача «сделать» или «купить» в логистике.





Практические занятия:

Использование метода Парето при организации складских процессов.




Тема 4.3. Логистические системы и Логистические цепи.

Содержание учебного материала

6









1,2


3.

Логистические системы: понятие, назначение и виды. Свойства логистических систем. Логистические цепи: понятие. Взаимодействие и издержки в логистических цепях.

Ассортиментная политика логистической системы: понятие, этапы формирования, методы.





Практические занятия:

Разработка логистических систем с разной степенью интеграции отдельных элементов в единую систему.

2




Тема4.4. Функциональные области логистики. Закупочная и производственная логистика.

Содержание учебного материала




4




1.

Функциональные области логистики: понятие, классификация, характеристика и взаимосвязь функциональных областей логистики.




2.

Сущность и задачи закупочной логистики. Задача выбора поставщика в логистике.




Практические занятия:
1.Контроль в сфере закупочной деятельности и принятия решения по размещению заказов: расчет рейтинга поставщика.
2. Решение ситуаций по определению объема партии закупаемых товаров.
3. Производственная логистика: понятие, назначение. Традиционная и логистическая концепция организации производства. Толкающие и тянущие системы управления материальными потоками в производственной логистике.


6









Тема 4. 5. Распределительная логистика.

Содержание учебного материала

4




1.

Понятие, цели, задачи, назначение распределительной логистики. Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционного сбыта и реализации, каналы товародвижения.




2.

Логистический сервис: понятие, влияние на конкурентоспособность компании. Зависимость объема продаж от его уровня.




Практические занятия:
1.Определение места расположения распределительного склада на обслуживаемой территории методом определения центра тяжести грузопотоков: найти ориентировочное место для расположения склада, снабжающего магазин.
2. Определите узлы транспортной сети прямоугольной конфигурации, в котором размещение распределительного склада обеспечит минимум грузооборота транспорта поставки грузов в обслуживаемую сеть.



4





Тема 4.6. Транспортная логистика.

Содержание учебного материала

2




1.

Сущность и задачи транспортной логистики. Выбор вида транспортного средства. Транспортные тарифы и правила их применения.





Практические занятия:
  1. Составления маршрутов и графиков доставки товаров автомобильным транспортом.
  2. Определение оптимального срока замены транспортного средства методом минимума общих затрат.


4






Тема 4.7. Информационная логистика.

Содержание учебного материала

2




1.

Понятие информационных потоков в логистике. Информационные системы в логистике и их виды. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов.





Практические занятия:
  1. Информационные потоки на складе предприятия оптовой торговли.
  2. Изучение схем документооборота склада оптовой торговли.


4




Тема 4.8. Логистический процесс на складе.

Содержание учебного материала

4







1.

Склад в системе товародвижения, его виды и функции. Логистический процесс на складе.





2.

Входной контроль поставок на складе: метод АВС. Размещение товаров на складе.




Практические занятия:

Входной контроль поставок на складе: изучение инструкции П-6 и П-7.

2




Тема 4.9. Управление запасами в логистике.

Содержание учебного материала

2




1.

Материальные запасы: понятие, виды. Сокращение запасов. Системы контроля состояния запасов. Взаимосвязь запасов с другими функциями логистики.





Практические занятия:
Изучение управляемых переменных в задаче о запасах.

2




Тема 4.10. Стратегия и прогнозирование в логистике.

Содержание учебного материала

2




1.

Логистическая стратегия: понятие, процедура разработки. Цели разрабатываемой логистической стратегии. Краткая характеристика основных методов прогнозирования в логистике.





Самостоятельная работа при изучении раздела 4. ПМ 01.
Дать сравнительный анализ логистическим цепям, упорядоченным по по материальным потокам и информационным потокам.
Дать последовательность действий по формированию системы логистического сервиса на конкретном торговом предприятии.
Изучить ХYZ анализ в управлении запасами.
Изучить дифференцированный подход к управлению запасами товаров.

30






Примерная тематика домашних заданий
Разработка логистических систем с разной степенью интеграции отдельных элементов в единую систему.
Составление маршрутов и графиков доставки товаров автомобильным транспортом в учебный магазин.
Определение оптимального срока замены транспортного средства методом минимума общих затрат.
Входной контроль поставок на складе: метод АВС. Размещение товаров на складе.






Раздел 5. Оформление документации процесса товародвижения в торговле.




32


МДК 01.01 Основы управления ассортиментом товаров



Тема 5.1: Технология товародвижения в розничной торговле.

Содержание учебного материала



1

Торгово-технологический процесс в предприятиях розничной торговли: понятие, назначение, структура.

10

2

2

Приемка товаров по количеству и качеству: нормативная база, организация, документальное оформление.

3


4,5

Практические занятия:









10



Тема 5.2:Хозяйственные связи с поставщиками товаров.


Содержание учебного материала

4


1


2


































Хозяйственные связи с поставщиками: назначение, сущность, порядок формирования и регулирования.

Практические занятия:
  1. Оформление договоров с контрагентами.
  2. Составление претензии за невыполнение контрагентами договорных обязательств.
  3. Оформление ответов на претензии покупателей.
  4. Оформление результатов инвентаризации товаров.

Самостоятельная работа при изучении раздела 5. ПМ 01.
Разработка проекта договора купли-продажи и договора перевозки.
Изучение защиты информации и прав субъектов коммерческой деятельности в области информационных процессов.
Изучение форм сотрудничества в финансовой сфере: факторинг, коммерческий трансферт, их понятия, характеристика.
Особенности деятельности коммерческих и торговых агентов, а также индивидуальных предпринимателей.
Изучение банкротства: понятие, причины, механизм, правовая база. Негативные явления, связанные с банкротством.
Примерная тематика домашних заданий
Анализ размещения и выкладки товаров в магазинах города (составление схем выкладки). Составление схем торгово-технологических процессов различных типов магазинов.







8






16













Примерная тематика курсовых работ (проектов)

  1. Современные типы магазинов в России и за рубежом.
  2. Электронная торговля: значение и перспективы развития.
  3. Организационно-правовые формы субъектов коммерции.
  4. Современные формы организации торговли и эффективность их применения.
  5. Современная торговля и пути ее совершенствования.
  6. Мерчендайзинг как способ оптимизации торгово-технологического процесса.
  7. Психологические аспекты продажи товаров и обслуживания покупателей в розничной торговле.
  8. Формы розничной продажи товаров.
  9. Самообслуживание: значение и эффективность применения.
  10. Информационное обеспечение и сопровождение коммерческой деятельности.
  11. Дизайн и оборудование современных магазинов.
  12. Розничные торговые сети города.
  13. Реклама и ее значение в коммерческой деятельности.
  14. Государственный и общественный контроль предприятий торговли.
  15. Внемагазинные формы реализации товаров.
  16. Использование в торговле автоматизированных технологий.
  17. РОS-терминалы и POS-системы и их использование современными магазинами.
  18. Организация и технология оптовой продажи товаров.
  19. Устройство и технологические планировки современных магазинов.
  20. Технологический процесс товародвижения в розничных торговых предприятиях.
  21. Технология товароснабжения розничных торговых предприятий.
  22. Технология операций по поступлению и приемке товаров по количеству и качеству.
  23. Организация хозяйственных связей в коммерческих предприятиях.
  24. Технологические операции по подготовке товаров к продаже и выкладке товаров в торговом зале магазина.
  25. Организация и технология коммерческой деятельности по торговле (конкретная группа товаров по выбору студента) товарами.


10


Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе

20



Общая характеристика предприятия. Изучение типа, названия, порядка работы, режима работы предприятия. Ознакомление с учредительными документами предприятия. Характеристика организационно-правовой формы.

Выявление потребности в товарах. Изучение видов и разновидностей потребностей, спроса, средств их удовлетворения и конъюнктуры рынка.

Принятие участия в проведении маркетинговых исследований и разработке комплекса маркетинговых мероприятий. Разработка опросов разных направлений и анализ их результатов. Изучение методов ФОССТИС.

Изучение хозяйственных связей торгового предприятия с поставщиками и потребителями продукции: назначение, сущность, порядок формирования и регулирования.

Изучение видов, назначения и структуры договоров с поставщиками. Оформление договора поставки продукции.

Анализ управления товарными запасами и потоками предприятия. Характеристика видов товарных запасов предприятия. Анализ процесса нормирования товарных запасов. Определение оптимальных размеров товарных запасов.

Изучение общей классификации продовольственных и непродовольственных товаров. Понятие ассортимента, его классификация, свойства и показатели ассортимента.

Анализ ассортимента зерномучных, молочных, кондитерских, рыбных, мясных товаров. Расчет показателей ассортимента конкретной группы товаров: коэффициента полноты и широты ассортимента.

Анализ ассортимента электробытовых, текстильных, швейных и трикотажных, парфюмерно – косметических и галантерейных, канцелярских товаров. Расчет показателей ассортимента: коэффициента рациональности, устойчивости и новизны ассортимента.

Анализ управления ассортимента товаров. Изучение основополагающих элементов управления --- формированием ассортимента и установление уровня требований к ассортименту.

Изучение логистического подхода управления ассортиментом товаров. Ассортиментная политика логистической системы: понятие, этапы формирования, методы.

Изучение основных методов закупок товара. Сущность и задачи закупочной логистики. Задача выбора поставщика в логистике. Расчет рейтинга поставщика.

Изучение процесса организации торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии. Изучение процесса организации операций по поступлению и приёмке товаров. Изучение процесса организации хранения товаров в магазине, подготовки товаров к продаже. Анализ выкладки товаров в магазине.

Анализ форм документального сопровождения товародвижения. Оформление документации на поставку и реализацию товаров. Составление претензии за невыполнение контрагентами договорных обязательств. Оформление ответов на претензии покупателей.

Анализ технического оснащения магазина. Характеристика механического, весоизмерительного оборудования магазина, подъемно-транспортных и контрольно-кассовых машин.

Изучение порядка охраны труда и техники безопасности. Изучение нормативных документов по охране труда и журнала инструктажей. Изучение требований производственной санитарии и условий труда. Оформление акта несчастного случая по форме Н-1.

Изучение правил безопасной эксплуатации оборудования магазина. Характеристика опасных зон оборудования. Изучение стандартов и других нормативных правовых актов по безопасности труда в отрасли.

Изучение процесса организации пожарной охраны в торговом предприятии. Характеристика профилактических мероприятий по предотвращению пожаров. Характеристика способов тушения пожаров в торговом предприятии. Изучение стандартов ССБТ, правил и инструкций по пожарной безопасности, имеющихся в торговом предприятии. Изучение схемы эвакуации при пожаре.







4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов:

Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов:

- комплект бланков договорной документации;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия, схемы, плакаты.

Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий:


Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которая проводится концентрированно.


ние рабочих мест: весоизмерительное, контрольно-кассовое оборудование, торговый инвентарь, торговая мебель.


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

2. 3. 4. 5. Иванов Г.Г.Организация и технология коммерческой деятельности:практикум: учебное пособие.-М.:Издательский центр «Академия»,2010.


Дополнительные источники:

    1. ДашковЛ.П. , В.К.Памбухчиянц Организация и проектирование торговых зданий . М., ИКЦ «Маркетинг», 2009.
    2. Каплина С.А .Организация коммерческой деятельности.Ростов н/Д, Феникс,2010.
    3. Осипова Л.В..Основы коммерческой деятельности . М.,2011.
    4. Панкратов Ф.Г. Т.К.Серегина Ком. деятельность. М.,2010.
    5. Половцева Ф.П.Коммерческая деятельность: учебник.-М.:Инфра-М, 2011.
    6. Никитченко Л.И. Контрольно- кассовые машины. М.:Издательский центр «Академия»,2010


Интернет-ресурсы:

1. Интернет-справочник по оборудованию для предприятий торговли Oborud.info http://www.oborud.info/

2. Экономика и жизнь. Электронный журнал. http://www.eg-online.ru/article/73463/

Nota BeneЭкономический интернет-журнал. http://www.nbene.narod.ru/

4. Официальный сайт общества защиты прав потребителей http://ozzpp/ru/

5. www.loqistics.ru – Информационный портал логистики

  1. 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
  2. 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, учебной практики, а также при выполнении обучающихся индивидуальных заданий.



Результаты

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1 Выявлять потребность в товарах

Планируемые действия по формированию ассортимента товаров определены и обоснованы анализом потребностей в товарах
Выбор инструментов маркетинговых исследований реализован в соответствии с технологиями разработки анкет различных видов
Маркетинговые решения реализованы в соответствии с политикой организации
Сравнение с эталоном, экспертная оценка по критериям, наблюдение на практике по профилю специальности

ПК 1.2 Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции

Оформление предложения о заключении договора в соответствии с требованиями нормативных актов, делопроизводства и деловой этики

Заполнение типовой формы претензии в соответствии с рекомендациями по заполнению

Вывод о необходимости изменения условий договора поставки обоснован выполнением договорных обязательств контрагентами в соответствии с ГК РФ

Поступление товаров в ассортименте, по срокам, качеству, количеству определено договором поставки товаров.


ПК 1.3 Управлять товарными запасами и потоками

Планируемые действия по управлению товарными запасами и потоками определены и обоснованы в соответствии с ассортиментом реализуемых товаров

Управление товарными запасами и потоками позволяет получить рациональный ассортимент товаров

Скорректированный процесс управления товарными запасами и потоками реализован в соответствии с нормативной документацией.

Расчет нормы товарных запасов произведен в соответствии с методикой расчета;

Размещение товарных запасов на хранение произведено в соответствии с требованиями и правилами размещения товаров на складе

ПК 1.4 Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров



Оформление документации на поставку товаров реализовано в соответствии с формами документального сопровождения товародвижения

Заполнение унифицированной формы акта об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей произведено в соответствии с рекомендациями по заполнению;

Приемка товаров по количеству и качеству в соответствии осуществлена в соответствии с условиями договора поставки, правилами приемки продукции конкретного торгового предприятия



Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- демонстрация интереса к будущей специальности товароведа

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

– выбор и применение методов и способов решения по изучению конъюнктуры рынка, выявлению и формированию спроса на товары.


демонстрация эффективности и качества выполнения задач, стоящих перед товароведом.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность.

– решение стандартных и нестандартных профессиональных задач по изучению конъюнктуры рынка, выявлению и формированию спроса на товары








ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- эффективный поиск необходимой информации;

использование различных источников, включая электронные для изучения

конъюнктуры рынка, выявлению и формированию спроса на товары.



ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

– решение нетиповых профессиональных задач с привлечением самостоятельно найденной информации;

- оформление результатов самостоятельной работы с использованием ИКТ (презентация, реферат и пр.)

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

– взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения;

- выполнение обязанностей в соответствии с ролью в группе;

- участие в планировании организации групповой работы;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.

Самоанализ и коррекция результатов собственной работы


ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.















Автор Еркина Надежда Николаевна
Дата добавления 22.04.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 2034
Номер материала 58142
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓