Главная / Биология / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ для 5 - 9 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ для 5 - 9 классов


Муниципальное образовательное учреждение

"Станская средняя общеобразовательная школа"

Лихославльский район Тверская область




Согласовано "Утверждаю"

на педагогическом совете школы Директор школы: _____________

Протокол № 1__ /Смирнова Г.Н./

От "_29_" августа 2014 г. Приказ №_65_ от "_30_" _августа__2014 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

Содержание программы соответствует требованиям Федерального Государственного стандарта основного общего образования





Программа используется

учителем биологии МОУ «Станская СОШ» Степановой Е.И.

по УМК "Линия жизни" Пасечника В.В.













2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта,

примерной программы основного общего образования по биологии и программы

основного общего образования по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических

комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора В. В. Пасечника (Биология.

Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5-9 классы. - М.:

Просвещение, 2011), полностью отражающей содержание примерной программы с

дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа по биологии построена на основе:

фундаментального ядра содержания общего образования;

требований к результатам освоения основной образовательной программы основного

общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном

стандарте основного общего образования;

примерной программы основного общего образования по биологии как инвариантной

(обязательной) части учебного курса;

программы развития и формирования универсальных учебных действий;

программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами

начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной

деятельности обучающихся.


Общая характеристика курса биологии

Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука.

Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у

учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она

раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества,

способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени

основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об

отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как

биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения,

развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе

изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами

научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся

самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом

культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить

содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической

культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной

жизни и практической деятельности.

Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических

объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях

(клеточной, эволюционной Ч. Дарвина), элементарных представлений о наследственности

и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и

ненаследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение

понятийным аппаратом биологии;

- приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых

организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом;

описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических

экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и

инструментов;

- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и

отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода

за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;

- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия

деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать

целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой

природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения

биоразнообразия и природных местообитаний;

- овладение приёмами работы с информацией биологического содержания,

представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и

др.);

- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению

биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего

полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной

деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к

частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу

положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического,

культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного,

интегративного, компетентностного подходов.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,

обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу

которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить

вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы,

объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям,

структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную

деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои

мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать

информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Учебное содержание курса биологии в серии учебно-методических комплектов «Линия

жизни» сконструировано следующим образом:

1. Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов (5 и 6 классы).

2. Многообразие живой природы (7 класс).

3. Человек и его здоровье (8 класс).

4. Основы общей биологии (9 класс).

Содержание учебников для 5 и 6 классов нацелено на формирование у обучающихся

знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие,

размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных

форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением

организма как единого целого, согласованности протекающих в нём процессов и

взаимодействия с окружающей средой.

В курсе биологии 7 класса обучающиеся расширяют знания о разнообразии живых

организмов, осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека,

знакомятся с эволюцией растений и животных, изучают взаимоотношения организмов в

природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.

Основное содержание курса биологии 8 класса направлено на формирование у

обучающихся знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены

человека, реализацию установок на здоровый образ жизни. Содержание курса ори-

ентировано на углубление и расширение знаний обучающихся о проявлении в организме

человека основных жизненных свойств, первоначальные представления о которых были

получены в 5—7 классах.

Основное содержание курса биологии 9 класса посвящено основам общей биологии. Оно

направлено на обобщение обширных фактических знаний и специальных практических

умений, сформированных в предыдущих классах; тесно связано с развитием

биологической науки в целом и характеризует современный уровень её развития.



Место курса биологии в учебном плане школы

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять

лет обучения — 272 ч, из них по 34ч (1ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 68ч (2ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу биологии на

ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир»,

включающий определённые биологические сведения. По отношению к курсу биологии

данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для

изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей

школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое

звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для

последующей уровневой и профильной дифференциации



Ценностные ориентиры содержания учебного курса «Биология»

В качестве ценностных ориентиров курса выступают изучаемые объекты, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развитие познавательных ценностных ориентации содержания курса позволяет сформировать:

уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

правильному использованию биологической терминологии и символики;

развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Курс направлен на формирование нравственных ценностей – ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Результаты освоения курса биологии

Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих

личностных результатов:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к

Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежно-

сти; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия

народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и

традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства

ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и

познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с

учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,

языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому

человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к

истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов

мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём

взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в

группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном

самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом

региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе

личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,

осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно

полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение

правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех

её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей

среде;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной

жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов

России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать

для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и

интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы

действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для

решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и

разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать,

аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств,

мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной

и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по

биологии являются:

1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её

развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в

результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о

биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных

биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и

неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным

аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения

несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,

проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия

деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать

целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой

природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по

сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем

рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого

изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и

отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода

за ними.



Основное содержание программы

Раздел 1. Живые организмы

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие

организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное

строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии

возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и

ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики

заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ

и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена,

транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и

размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи,

папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и

жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана

редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение

растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у

животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы.

Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и

жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика

заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции.

Приспособление к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов

животных.

Лабораторные и практические работы

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Изучение строения плесневых грибов.

Изучение органов цветкового растения.

Изучение строения позвоночного животного.

Передвижение воды и минеральных веществ в растении.

Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

Изучение строения мхов (на местных видах).

Изучение строения папоротника (хвоща).

Изучение строения голосеменных растений.

Изучение строения покрытосеменных растений.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Изучение одноклеточных животных.

Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и

реакциями на раздражения.

Изучение строения моллюсков по влажным препаратам.

Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.

Изучение строения рыб.

Изучение строения птиц.

Изучение строения куриного яйца.

Изучение строения млекопитающих.


Раздел 2. Человек и его здоровье

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита

среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира.

Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки,

ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение

физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры.

Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и

лимфатическая система. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет.

Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки.

Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи

при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания.

Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и

их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом,

спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред

табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной

системы и их профилактика.

Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический

обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины.

Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей,

волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях

и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов

мочевыделительной системы и их предупреждение.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание.

Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её

профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование.

Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие

организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха,

их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние.

Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система.

Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на

клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы.

Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и

чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные

отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового

образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность.

Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы,

гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их

влияние на состояние здоровья.

Лабораторные и практические работы

Строение клеток и тканей.

Строение и функции спинного и головного мозга.

Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и

наличия плоскостопия.

Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

Подсчёт пульса в разных условиях и измерение артериального давления.

Дыхательные движения

Строение и работа органа зрения.

Раздел 3. Общие биологические закономерности

Отличительные признаки живых организмов.

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические

вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая

мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие

клеток.

Обмен веществ и превращение энергии — признак живых организмов. Роль питания,

дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и

организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые

клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и

ненаследственная изменчивость.

Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица.

Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы

эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде

обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и

информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация

живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция,

хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и

превращение энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский —

основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого

вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия

деятельности человека в экосистемах.

Лабораторные и практические работы

Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их

описание.

Выявление изменчивости у организмов.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).


Экскурсия

Изучение и описание экосистемы своей местности.


Планируемые результаты изучения курса биологии

Живые организмы

Выпускник научится:

характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических

объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить

наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и

объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению

живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять

взаимосвязи);

ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о

живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности

человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и

инструментами;

использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращи-

вания и размножения культурных растений, домашних животных;

выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам

живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях,

экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой

природы);

находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе,

биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из

одной формы в другую;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по

отношению к живой природе.

Человек и его здоровье

Выпускник научится:

характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма

человека, их практическую значимость;

применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить

наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные

биологические эксперименты и объяснять их результаты;

владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению

организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими

животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека;

выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем

органов и их функциями;

ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об

организме человека, получаемую из разных источников; последствия влияния факторов

риска на здоровье человека.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных

заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной

организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного

организма;

выделять эстетические достоинства человеческого тела;

реализовывать установки здорового образа жизни;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному

здоровью и здоровью других людей;

находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме

человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и

поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния

факторов риска на здоровье человека.




Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

применять методы биологической науки для изучения общих биологических

закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах,

экосистемы своей местности;

применять методы биологической науки для изучения общих биологических

закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах,

экосистемы своей местности;

владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению

общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить

доказательства необходимости защиты окружающей среды-; выделять отличительные

признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и

биологических процессов;

ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о

деятельности человека в природе, получаемую из разных источников; анализировать и

оценивать последствия деятельности человека в природе;

анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и

биосфере;

аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных

экологических проблем.






























Тематическое планирование 5-9 классы согласно авторской программе


Класс

Раздел, тема

Кол-во часов

инвариант

Кол-во часов

вариатив

Практичес-кая часть

Всего часов

1.

5 класс

Биология как наука

1

4


5



Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов

4

6

2 л.р.

10



Многообразие организмов

15

4

3 л.р.

19



Итого

20

14

5 л.р.

34

2.

6 класс

Жизнедеятельность организмов

9

7

1 л.р.

16



Размножение, рост и развитие организмов

4

2

1 л.р.

6



Регуляция жизнедеятельности организмов

4

8


12



Итого

17

17

2 л.р.

34

3.

7 класс

Многообразие организмов, их классификация

2

0


2



Бактерии, грибы, лишайники

1

5


6



Многообразие растительного мира

29

0

5 л.р.

29



Многообразие животного мира

25

0

8 л.р.

25



Эволюция растений и животных, их охрана

3

0


3



Экосистемы

0

3


3



Итого

60

8

13 л.р.

68

4.

8 класс

Наука о человеке

1

1


2



Общий обзор организма

3

0

1 л.р.

3



Опора и движение

3

4

1 л.р.

7



Внутренняя среда

1

2

1 л.р.

3



Кровообращение и лимфообращение

3

1

1 л.р.

4



Дыхание

2

2

1 л.р.

4



Питание

3

2


4



Обмен веществ и превращение энергии

3

1


4



Выделение продуктов обмена

2

1


3



Покровы тела

2

1


3



Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности

6

1

3 л.р.

7



Органы чувств. Анализаторы

4

0

1 л.р.

4



Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность.

8

0


8



Размножение и развитие человека

6

0


6



Человек и окружающая среда

1

4


5



Итого

48

20

9 л.р.

68

5.

9 класс

Биология в системе наук

1

1


2



Основы цитологии-науки о клетке

6

4

1 л.р.

10



Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов

3

2


5



Основы генетики

1

19

1 л.р.

10



Генетика человека

0

2


2



Основы селекции и биотехнологии

0

3


3



Эволюционное учение

4

4

1 л.р.

8



Возникновение и развитие жизни на Земле

0

5


5



Взаимосвязи организмов и окружающей среды

20

1


21




35

33

3 л.р.

68



Итого

180

92

32 л.р.

272

























Содержание учебного курса

Биология 5 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

Биология как наука (5 часов)

Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных..



Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Лабораторные и практические работы

Устройство увеличительных приборов, рассматривание клеточного строения растения с помощью лупы.

Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.



Многообразие организмов (19 часов)

Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения. Места обитания растений.

Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, использование.

Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и распространение лишайников.

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие и распространение.

Семенные растения. Голосеменные, особенности строения. Их многообразие, значение в природе и использование человеком.

Покрытосемянные растения, особенности строения и многообразие. Значение в природе и жизни человека.

Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных – одноклеточные и многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных животных и их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.

Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных.

Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных.

Многообразие и охрана живой природы.



Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Гербарные экземпляры растений (мха (на местных видах), спороносящего хвоща, папоротника, хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Особенности строения мукора и дрожжей.

Внешнее строение цветкового растения.
























Поурочно-тематическое планирование

по учебнику «Биология» 5 класс под ред.Пасечника В.В. УМК «Линия жизни»

(34 часа, 1 час в неделю)

Тематическое планирование составлено учителем биологии Степановой Е.И.

на основе программы «Линия жизни», составленной авторским коллективом

под руководством Пасечника В.В.


Тема урока

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Введение. Биология как наука – 5 ч

1

Биология – наука о живой природе

Биологические науки. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды

Определять значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества. Овладевать основными приёмами работы с учебником. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении значения биологических знаний

2

Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии

Методы – составная часть науки. Практические и теоретические методы. Биологические приборы и инструменты. Правила работы в кабинете биологии.

Определять методы биологических исследований. Овладевать основными приемами работы с лабораторным оборудованием и посудой. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы' в кабинете биологии

3

Разнообразие живой природы

Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого

Выделять основные отличия живого от неживого. Систематизировать знания о многообразии живых организмов

4

Среды обитания организмов

Почва, виды почв. Почва как среда обитания живых организмов. Охрана почвы. Вода и её значение для живых организмов. Растительный и животный мир водоёмов. Хозяйственное использование и охрана водоёмов. Воздух, его значение для живых организмов. Охрана воздуха от загрязнения. Живой организм как среда обитания.

Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью организмов к ней. Объяснять роль живых организмов в среде обитания. Соблюдать правила поведения в окружающей среде

5

Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»

Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных

Различать, наблюдать и описывать живые организмы разных групп, сезонные изменения в природе. Оформлять результаты наблюдений.

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов – 10 ч

6

Устройство увеличительных приборов

Увеличительные приборы. Лупа, микроскоп. Лабораторная работа «Рассматривание строения растения с помощью лупы»

Научиться работать с лупой и микроскопом, знать устройство микроскопа.

7

Правила работы с микроскопом. Лабораторная работа «Устройство микроскопа и приемы работы с ним»

Правила работы с микроскопом. Лабораторная работа «Устройство микроскопа и приемы работы с ним»

Соблюдать правила работы с микроскопом. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторной работы

8

Химический состав клетки. Неорганические вещества

Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке.

Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки.

9

Химический состав клетки. Органические вещества

Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений

Различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Научиться работать с лабораторным оборудованием

10

Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, генетический аппарат, ядро, хромосомы, вакуоли

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Сравнивать строение клеток разных организмов. Сформировать представление о единстве живого

11

Строение клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их.

Научиться работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом

12

Особенности строения клеток. Пластиды.

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

13

Процессы жизнедеятельности в клетке

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Раздражимость. Движение цитоплазмы

Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Наблюдать движение цитоплазмы.

14

Деление и рост клеток

Деление клеток — основа размножения, роста и развития организмов

Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки


15

Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов.

Обобщающий урок

Сравнивать строение клеток разных организмов. Формировать представление о единстве живого

Многообразие организмов – 19 ч

16

Классификация организмов

Классификация организмов. Отличительные признаки представителей разных царств природы

Выделять существенные признаки представителей разных царств природы. Определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классифицировать

17

Строение и многообразие бактерий

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение.

Выделять существенные признаки бактерий.

18

Роль бактерий в природе и жизни человека

Роль бактерий в круговороте веществ в природе и жизни человека

Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Подбирать и систематизировать информацию, строить поисковый запрос по изучаемой теме. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций.

19

Строение грибов. Грибы съедобные и ядовитые.

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Освоить приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

20

Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека.

Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа «Особенности строения мукора и дрожжей»


Объяснять роль грибов в природе и жизни человека. Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать строение мукора и дрожжей под микроскопом. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Научиться работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом

21

Характеристика царства растения

Характеристика царства Растения. Одноклеточные и многоклеточные растения. Низшие и высшие растения. Места обитания растений


Выделять существенные признаки растений. Различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространенные и опасные для человека растения. Сравнивать представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения. Выявлять взаимосвязи между строением растений и их местообитанием.

Объяснять роль различных растений в природе и жизни человека. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы подачи в другую.

22

Водоросли

Водоросли — одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размно-жение. Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе, использование человеком.


Выделять существенные признаки водорослей. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека.

23

Лишайники

Лишайники — симбиотические организмы. Многообразие и распространение лишайников.

Выделять существенные признаки строения лишайников. Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека

24

Высшие споровые растения

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, отличительные особенности, многообразие, распространение Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, отличительные особенности, многообразие, распространение

Выделять существенные признаки высших споровых растений. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей мхов, папоротников, хвощей и плаунов. Объяснять их роль в природе и жизни человека

25

Голосеменные растения

Семенные растения. Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком

Выделять существенные признаки голосеменных растений. Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей голосеменных растений. Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека

26

Покрытосеменные растения

Покрытосеменные растения, особенности строения. Многообразие покрытосеменных растений, их роль в природе и жизни человека. Лабораторная работа «Строение цветкового растения

Выделять существенные признаки высших семенных растений. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения. Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей покрытосеменных растений. Объяснять роль покрытосеменных в природе и жизни человека. Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения. Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую

27

Контрольно-обобщающий урок по теме «Растения»



28

Общая характеристика царства Животные

Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных: одноклеточные и многоклеточные животные. Охрана животных. Красная книга. Заповедники

Выделять существенные признаки животных. Сравнивать представителей разных групп животных, делать выводы на основе сравнения.

Объяснять роль различных животных в природе и жизни человека. Оценивать с эстетической точки зрения представителей животного мира. Находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую

29

Подцарство Одноклеточные

Одноклеточные животные. Особенности строения одноклеточных животных, их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека

Различать на таблицах одноклеточных животных, опасных для человека. Сравнивать представителей одноклеточных животных, делать выводы на основе сравнения.

Приводить доказательства (аргументацию) необходи-мости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. Объяснять роль одноклеточных животных в жизни человека

30


Подцарство многоклеточные. Беспозвоночные животные

Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных: губки, кишечнополостные, иглокожие, черви, моллюски, членистоногие: ракообразные, паукообразные, насекомые


Различать на живых объектах и таблицах беспозвоночных животных, в том числе опасных для человека. Сравнивать представителей беспозвоночных животных, делать выводы на основе сравнения. Приводить доказательства (аргументацию) необходи-мости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых беспозвоночны-ми животными. Объяснять роль беспозвоночных животных в жизни человека

31

Холоднокровные позвоночные животные

Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных, холоднокровные позвоночные животные6 рыбы, земноводные, пресмыкающиеся

Различать на живых объектах и таблицах позвоночных животных, в том числе опасных для человека. Сравнивать представителей позвоночных животных, делать выводы на основе сравнения.

Объяснять роль позвоночных животных в природе и жизни человека

32

Теплокровные позвоночные животные

Теплокровные позвоночные животные, особенности их строения. Птицы. Млекопитающие

Различать на живых объектах и таблицах теплокровных позвоночных животных, в том числе опасных для человека. Сравнивать представителей теплокровных позвоночных животных, делать выводы на основе сравнения.

Объяснять роль птиц, млекопитающих в природе и жизни человека

33

Контрольно-обобщающий урок по теме «Животные»



34

Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы»

Многообразие живых организмов и среды их обитания. Охрана природы

Находить информацию о живой природе в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую
























Календарно-тематическое планирование

уроков биологии 5класс

составлено учителем биологии Степановой Е.И.

на основе программы по биологии Пасечника В.В. «Линия жизни» 34ч , 1 ч в неделю


Тема урока

Домашнее

задание

к-во час

срок

Введение. Биология как наука – 5 ч

1

Биология-наука о живой природе

§1в.1-3, зад.3, р/т зад.8

1

сент

2

Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии

§2 зад.2 стр.11§3 выучить правила с.12, в.1-3 стр.15

1


3

Разнообразие живой природы

§4в.1-3 стр.15

1


4

Среды обитания организмов

§5 в.1-6стр.19

1


5

Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»

Отчет об экскурсии

1

окт

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов –10 ч

6

Устройство увеличительных приборов

§6, р/т зад.5

1


7

Правила работы с микроскопом. Лабораторная работа№1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»

§6, выучить правила с24, р/т

1


8

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

§7 стр.26, в.1-3, р/т зад.2,3,5

1


9

Химический состав клетки. Органические вещества.

§7 до конца,, р/т зад.1-3 с.24

1


10

Строение клетки

§8, в.1-3, р/т зад.2,3 стр.27

1

нояб

11

Строение клетки.Лабораторная работа №2 «Приготовление и рассматривание кожицы чешуи лука под микроскопом »

§8

1


12

Особенности строения клеток. Пластиды.

§8 до конца, в.1-4

1


13

Процессы жизнедеятельности в клетке

§9 с.36, в.1,2, р/т зад1, 2 с.31

1

дек

14

Деление и рост клетки

§9 до конца, р/т зад2 с.34

1


15

Обобщающий урок по теме «Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов»

Стр. 40 выводы прочитать

1


Многообразие организмов – 19 ч

16

Классификация организмов

§10, в.1-3 стр.43, р/т зад.1,3

1


17

Строение и многообразие бактерий

§11 до стр.45, в.1,4 стр.47, р/т зад 2,3

1

янв

18

Роль бактерий в природе и жизни человека

§11 до конца, зад 2стр.47

1


19

Строение грибов. Грибы съедобные и ядовитые

§12, р/т зад3,4,7 стр.44

1


20

Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека. Лабораторная работа№3 «Особенности строения мукора и дрожжей»

§12 до конца, р/т 1-3 стр.46

1

февр

21

Характеристика царства растения

§13 вопр, р/т 2,3 стр 48

1






22

Водоросли

§14, вопр.в конце параграфа, р/т зад2,3 стр50

1


23

Лишайники

§15 вопр.в конце параграфа, р/т зад1,3 стр52

1


24

Высшие споровые растения

§16, вопр.в конце параграфа, р/т зад1,4 стр53

1

март

25

Голосеменные растения

§17, до стр62, зад2 стр64

1


26

Покрытосеменные растения. Лабораторная работа №4«Внешнее строение цветкового растения»

§17 до конца, вопр.в конце параграфа, р/т зад2,3 стр50

1


27

Контрольно-обобщающий урок по теме «Растения»

Не задано

1

апр

28

Общая характеристика царства Животные

§18, вопр.в конце параграфа, р/т зад3,4 стр62

1


29

Подцарство Одноклеточные.

§19, вопр.в конце параграфа, р/т зад1,3 стр64

1


30

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные

§20, вопр.в конце параграфа, р/т зад4,5 стр67

1


31

Холоднокровные позвоночные животные.

§21 стр80-82 вопр.1 в конце параграфа, р/т зад 3 стр68

1

май

32

Теплокровные позвоночные животные

§21, стр82-83 вопр.2 в конце параграфа, р/т зад1,4 стр69

1


33

Контрольно-обобщающий урок по теме «Животные»


1


34

Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы»


1





итого


34












Материально-техническое обеспечение учебного курса «Биология»

Применение средств обучения в образовательном процессе позволяет реализовать в полной мере общедидактические принципы наглядности и доступности, более эффективно использовать учебное оборудование, необходимое для изучения различных разделов школьного курса биологии, для решения целей и задач, стоящих перед общим биологическим образованием. В связи с развитием методико-технологического инструментария изучения биологии перечень примерный и может быть изменен.

Учебное оборудование

  • натуральные объекты (комнатные растения, гербарии, препарированные животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции: шишки голосеменных растений, семена цветковых растений);

  • приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы: лупы, световые микроскопы, цифровой микроскоп, микролаборатории, посуда и принадлежности);

  • средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы по ботанике, зоологии; анатомии, общей биологии, дидактический материал);

  • муляжи и модели

  • экранно-звуковые средства обучения диапозитивы-слайды, пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, компьютерные программы, электронные пособия и пр.);

  • технические средства обучения – проекционная аппаратура (слайд-проектор, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска);




УМК

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование

УМК (учебно-методических комплектов) серии «Линия жизни» под редакцией В. В.

Пасечника с 5 по 9 класс.

В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы

(учебник)

В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс

В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 6 класс

В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 5—6 классы (пособие для

учителя)

В. В. Пасечник и др. Биология. 7 класс (учебник)

В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 7 класс

В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки.

7 класс (пособие для учителя)

В. В. Пасечник и др. Биология. 8 класс (учебник)

В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 8 класс

В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки.

8 класс (пособие для учителя)

В. В. Пасечник и др. Биология. 9 класс (учебник)

В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 9 класс

В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки.

9 класс (пособие для учителя)

В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочие программы. 5—9 классы__











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ для 5 - 9 классов
  • Биология
Описание:

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта,

примерной программы основного общего образования по биологии и программы

основного общего образования по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических

комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора В. В. Пасечника (Биология.

Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5-9 классы. - М.:

Просвещение, 2011), полностью отражающей содержание примерной программы с

дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа по биологии построена на основе:

• фундаментального ядра содержания общего образования;

• требований к результатам освоения основной образовательной программы основного

общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном

стандарте основного общего образования;

• примерной программы основного общего образования по биологии как инвариантной

(обязательной) части учебного курса;

• программы развития и формирования универсальных учебных действий;

• программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами

начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной

деятельности обучающихся.
Автор Степанова Елена Ивановна
Дата добавления 11.05.2015
Раздел Биология
Подраздел Планирования
Просмотров 1116
Номер материала 59155
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы
р
07.05.2015
Просмотров: 398