Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа обучения на дому по литературе 9 класс

Рабочая программа обучения на дому по литературе 9 класс

Администрация города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №138»





Рассмотрено:

на заседании ШМО

протокол №__от

____________20____г.


Согласовано:

Заместитель директора

_____________Т.Г. Чикалова

_____________20___г.


Утверждаю:

Директор

____________Л.С. Царькова

____________20____г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

по литературе

обучение на дому

Исхакова Алсу





КЛАСС: 9

ВСЕГО: 34 часа, 1 час в неделю

УЧИТЕЛЬ: Лебедева Анна Михайловна

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ: вторая



ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ: программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2010






г. Нижний Новгород

2015


Пояснительнаязаписка


Нормативная основа программы

Настоящая программа обучения на дому по литературе для 9 класса создана на основе Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2010.

Цели и задачи обучения по предмету

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формировать способность понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащать духовный мир учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развивать и совершенствовать устную и письменную речь учащихся.

  • развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения;

  • сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

  • расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Отличительные особенности

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.

Рабочая программа разработана для обучающихся на дому.


Место учебного предмета в учебном плане

Т.к. по программе предлагается 102 часа на изучение курса литературы в 9 классе, а по учебному плану дано 34 часа (в связи с особенностями учащегося и рекомендациями врача психиатра), то программа несколько упрощена.

Учебно-тематический план.

9 класс

№ п\п

Название раздела

Кол-во

часов

1.

Введение

1

2.

Древнерусская литература

1

3.

Литература XVIII века

4

4.

Русская литература XIX века

18

5.

Русская литература XX

12

6.

Зарубежная литература

6


Итого

34

Метапредметные связи учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Учет особенностей учащихся

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Художественное развитие проходит целый ряд ступеней, как отмечает В.Г. Маранцман, и нельзя насильственно внедрять искусство в сознание учеников, которые к этому не готовы, к вершинам надо идти постепенно.

Школа как социальный институт общества помогает преодолеть расстояние между биологическим возрастом ребенка и историческим опытом человечества, приобщить ребенка к культуре и вовлечь его в активную социальную деятельность.

Исследования педагогов, психологов, методистов выделяют четыре возрастные стадии отношения школьника к искусству.

В 9—11-м классах заметен интерес школьников к проблеме «Я и мир» — центральной проблеме этого возраста, времени познания связей, осознания причин и следствий. У школьников расширяется горизонт видения жизни: не только нравственные, но и социальные, эстетические проблемы занимают теперь их, возникает потребность понять целостную картину мира, его историческое развитие. Углубляется внимание к художественной форме произведения искусства, идет поиск внутренних связей текста, живописной картины, музыкальной пьесы. Сопоставление реальной жизни и литературы, разных видов искусства, сравнение исторических периодов развития искусства и художественных индивидуальностей более всего привлекают школьников в этот период.

9-й класс, завершающий литературное образование в основной школе, посвящен историческому осмыслению классической литературы в диалоге с современным литературным процессом. Прослеживание взаимосвязей произведений, принадлежащих разным историческим эпохам, готовит учеников к историко-литературному курсу старших классов.

Теория литературы в 9-м классе помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров и подчеркивает связь мировоззрения и художественного стиля писателя, выявляет формы выражения авторской позиции в произведениях различных искусств. Усложняются понятия о структуре произведения (хронотоп, сказ, фантастическое и реальное, антитеза и симметрия в композиции, реминисценции и заимствования, пародии, средства создания образа в литературе и кино и т. д.), о стихотворной речи (акцентный стих, пиррихий, спондей, перенос), о национальном и индивидуальном началах в художественном стиле.

Сочинения и творческие работы настойчивее предлагают сравнивать художественные стили, жанры произведений, принадлежащих разному времени. Сопоставление произведений разных авторов обостряет внимание школьников к проблеме традиций и новаторства. Сравнение режиссерских трактовок фильма, спектакля и литературного произведения формирует у учеников умения, необходимые для интерпретации художественного произведения. Очерки и эссе по нравственным, социальным, эстетическим проблемам выявляют ценностные ориентации учеников, заканчивающих основную школу.
Историко-литературный курс старших классов дает системное представление об эпохах развития литературы, сопоставляя произведения русских и зарубежных авторов и выделяя лейтмотивы искусства определенного времени, следя за национальными и индивидуальными вариациями проблем в творчестве писателей.

Особенности организации учебного процесса по предмету

 Формы и методы, технологии обучения:

- основная форма обучения – урок, различные его типы;

- методы традиционного обучения (объяснительно-иллюстративный), проектный метод (исследовательский), методы развивающего обучения (проблемное изложение, частично-поисковый);

- интерактивные методы, РКМЧТ, личностно-ориентированный подход


Виды и формы контроля знаний.

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

  • итоговый: тест, включающий задания, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

  • тематический: сочинение на литературную тему, монологический устный ответ

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица), реферат, сенквейн, выразительное чтение, выразительное чтение наизусть, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование

  • знание теоретико-литературных понятий, зачет

  • Основные виды КИМов: тесты, литературные уравнения, сочинения, литературоведческие диктанты.

Используемый учебно-методический комплект

  1. Авторская программа по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И С.Збарский, В.П.Полухин. Москва, «Просвещение», 2010 год.

  2. Литература: 9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ Автор-составитель В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровина – М.: Просвещение, 2010





Тематическоепланирование


№ урока

Тема урока.

Основное содержание.

Домашнее задание

Формируемые ЗУН

1


Введение.

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

Стр.4-8 (читать, пересказывать), составить план текста. Вопросы на стр. 8

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.

Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.

Литература Древней Руси

2

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

Прочитать по учебнику текст "Слова", подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента. Вступление наизусть.


Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.

Уметь характеризовать данный период развития литературы.

Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.

Русская литература ХVIII века

3

Характеристика русской литературы ХVIII века. М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в оде «На день восшествия…». Жанр оды.

Знать лекцию, вопросы 1-6 стр.40

С.42-46 пересказ, с.58 вопросы, выразит.чтение

Знать основные черты классицизма как литературного направления.

Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции. Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

4

Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях («Властителям и судиям»).

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. («Памятник»).

Повторить биографию М. В. Ломоносова. Опорный конспект в тетради. Наизусть отрывок из "Вечернего размышления о Державине ".

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти, какую роль отводит поэту и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции.


5

А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву»

Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.


С.68-74, вопросы 1-6 Прочитать из "Путешествия из Петербурга в Москву" названные главы, подготовить по ним обзор содержания и комментарии.

Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,  находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

6

Н.М.Карамзин – писатель и историк. «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.


Вопросы 7-9, с.74

С.75-85, вопросы с.85, знать материал о сентиментализме, прочитать «Бедную Лизу»

Знать биографию Карамзина, признаки сентиментализма.

Знать содержание произведения.

Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

Из русской литературы I половины ХIХ века

7

Золотой век русской литературы (обзор). В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). Баллада «Светлана». Особенности жанра

Выучить лекцию, с.112 вопросы

Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос. Знать основные черты романтизма как литературного направления. Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.

8

«Неизвестный Грибоедов». А.С. Грибоедов: личность и судьба

Прочитать комедию "Горе от ума".

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.

9

Знакомство с героями пьесы А.Н.Грибоедова «Горе от ума».

Характеристика главных героев

Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.

10

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина


С.167-172, пересказ биографии Пушкина

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления

Уметь создавать презентацию информационного проекта.

11

Основные мотивы лирики А.С.Пушкина. «Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.

Прочитать поэму «Цыганы»

С.172-178, анализ стих-я «Анчар», выучить наизусть

Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта.
 Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

12

А.С.Пушкин «Евгений Онегин». «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».

Чтение текста романа «Евгений Онегин»

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.

Уметь выделять смысловые части текста

13

Образы Онегина, Ленского, Татьяны и Ольги.

Краткий письменный ответ: мое представление об Онегине, Ленском, Татьяне

Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.

Уметь давать характеристику литературному герою.

14

«Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства»

Написание сочинения, прочитать с.199-214

Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. Вдохновение

Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема.

15

Лирика М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.

Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

Презентация /сообщение о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова,

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка..

16


Роман «Герой нашего времени». История создания романа. Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.

Выучить Лекцию, читать роман

Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции


17

Печорин как представитель «портрета поколения».

Чтение статьи Белинского "Герой нашего времени" (Основные положения статьи записать в тетрадь).

Знать: текст;

понимать: художественные особенности, способы создания психологического портрета; уметь: анализировать с учётом особенностей художественного метода Лермонтова; выборочно пересказывать текст; определять границы эпизода

18


Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников. Цикл «Петербургские повести»

Аналитическое чтение 1-6 глав

Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя

Уметь выделять главное.

19


Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия.

Анализ эпизода; презентация

Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.

Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох.


20

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».

Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии.

Составить вопросы для анализа главы. Прочитать главу «Я проваливаюсь».

С.15-28; инд. - реферат

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.

21

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести.

Рассуждение-миниатюра. Почему рассказ называется «Смерть чиновника», а не «Смерть Ивана Дмитриевича»?


Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии

Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.

22

А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника».


Рассказ «Тоска», с.29-35



Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека».

23

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».

Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.

Выразительное чтение


Анализ стихотворения по выбору.

Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства

Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему.

24

Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Многообразие жанров, эмоциональное богатство.

Материалы, собранные по анализу стихотворения на уроке, оформить в виде сочинения (или самостоятельно проанализировать стихотворения поэта), с.114-126

Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Уметь анализировать поэтические произведения

25

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений. И.А.Бунин. Слово о писателе.

«Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

Выучить материал лекции

Художественный пересказ истории любви, с.55-59

Знать особенности русской литературы ХХ века.

Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений.

Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи».

Уметь анализировать произведение


26



М.А.Булгаков. Слово о писателе.

«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.

Прочитать повесть «Собачье сердце»

Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины.

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести

27


М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.

«Собачье сердце Примеры гротеска в повести.

Отметить сатирические приемы в повести

Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека».

Уметь характеризовать образ главного героя

28

А.И.СолженицынСлово о писателе.

«Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.

Прочитать рассказ «Судьба человека» с.170-190

Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор».

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа

29

Русская поэзия Серебряного века. А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта.

Трагедия лирического героя в «страшном мире».

Своеобразие лирических интонации.

Отв. на вопросы презентация

Знать основные факты биографии поэта.

Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока

Знать особенности трагедии лирического героя в «страшном мире»., своеобразие лирических интонаций.

30

С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины.

Размышления о жизни, природе, человеке.

Письменный ответ на вопрос: “О чем заставил меня задуматься рассказ А. И. Солженицына “Матренин двор”?

Подготовиться к контрольной работе

Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы

31

В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.

Выучить наизусть стихотворения; поэтический концерт

Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации.

Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского.

32

М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.

Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.

В чем уникальность «Серебряного века»?

С.61-72, выразительное чтение любимых стихотворений

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

33

Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта.

Тема гармонии с природой, любви и смерти.

Выучить наизусть стихотворение (на выбор, с.73-74)

Знать факты биографии поэта, тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

34

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

Анализ стихотворения (на выбор, с.89-95)

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,

отношение к поэту и поэзии.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

35

Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.


Выучить наизусть стихотворение (на выбор, с.89-95); эссе

Знать факты биографии поэта, тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

36

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.

«Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины.

Анализ стихотворений, с. 107-109

Знать факты биографии поэта.тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.

Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.



Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны знать:

  • Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

  • Тексты художественных произведений.

  • Сюжет, особенности композиции изученных произведений.

  • Типическое значение характеров главных героев произведений.

  • Основные понятия: литературный характер, литературный тип, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм.

  • Изобразительно-выразительные средства языка.

  • Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

Учащиеся должны уметь:

  • Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

  • Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

  • Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  • Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

  • Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

  • Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

  • Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

  • Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

  • Готовить доклад, сообщение, реферат, презентацию на литературную тему (по одному источнику).

  • Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

  • Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

  • Пользоваться словарями различных типов и справочниками.

Критерии и нормы оценок

  1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

  1. Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

  1. Оценка творческих работ

Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется:

  • умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);

  • соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;

  • широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия тема;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

  • При оценке речевого оформления учитываются:

    • разнообразие словарного и грамматического строя речи;

    • стилевое единство и выразительность речи;

    • число языковых ошибок и стилистических недочетов.

  • При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

      • правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

      • реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

      • широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

  1. Критерии оценивания презентаций

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе PowerPoint. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». – Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008


Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;


- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;


- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;


- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;


- ссылки – все ссылки работают


Средняя оценка по дизайну


Содержание

- раскрыты все аспекты темы;


- материал изложен в доступной форме;


- систематизированный набор оригинальных рисунков;


- слайды расположены в логической последовательности;


- заключительный слайд с выводами;


- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.


Средняя оценка по содержанию


Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;


- ученик владеет материалом своей темы;


Средняя оценка по защите проекта



Итоговая оценка


Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

  1. Критерии оценивания публикации (буклет)


5 баллов

отлично

4 балла

хорошо

3 балла

требуется доработка

Содержание

Наличие фактической информации, идеи раскрыты, материал доступен и научен, литературный язык, цитаты.

Наличие дидактической информации, материал доступен, но идеи не совсем раскрыты.

Информация не достоверна, идеираскрыты плохо.

Дизайн

Эффективно использовано пространство, ярко представлен иллюстративный материал, публикация легко читается.

Публикация легко читается, но пространство использовано не совсем эффективно.

Неэффективно использовано пространство, бедный иллюстративный материал.

Максимальная оценка – 10 баллов

  1. Критерии оценивания коллективной работы над проектом

«5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своё мнение, приготовил материал для большого количества слайдов.

«4» - работал активно, материал добывал с чьей-то помощью.

«3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое-что сделал для проекта.

«2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения.

Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общее продвижение класса в той или иной сфере литературного развития.

  1. Порядок проверки письменных работ учителями

Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:

по литературе:

- в 6-8 классах – не реже 2 раз в месяц

- в 9 классе – не реже одного раза в месяц


Ресурсное обеспечение

   Для учителя.

1. Авторская программа по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И С.Збарский, В.П.Полухин. Москва, «Просвещение», 2010 год.

В.Я.Коровина [и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009.- 399 с.

2.  Универсальные поурочные  разработки по литературе: 7 класс. - 3-е изд , перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2010.

3. Липина  Е.Ю.  Литература.  Тесты  к  учебникам-хрестоматиям  под  ред.  Т.Ф.  Курдюмовой.5-9  классы

4.Литература.5-10 классы.  Изучение  творчества  Пушкина/ авт.-сост. Ромашина Н.Ф.-Волгоград: Учитель,2008

5.Уроки  литературы  №6/2003,№4/2003.

6. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.Я. Коровиной. В.Я. Коровиеа, В.П. Журавлев и др. М.: Просвещение, 2011

Для учащихся.

Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.

Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.

Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.

Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс. – М., 2000.

Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.

Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.

Использование интернет –ресурсов :

http:/www.1september.ru

http:/www.internet-scool.

Рабочая программа обучения на дому по литературе 9 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Настоящая программа обучения на дому по литературе для 9 класса создана на основе Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2010.

Рабочая программа разработана с учетом индивидуальных особенностей учащегося и рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю

Автор Лебедева Анна Михайловна
Дата добавления 04.11.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 909
Номер материала MA-061917
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓