Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа № 20»
|
|
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №20
_________О.В. Шардакова
|
|
Программа
внеурочной деятельности учащихся
«Волшебная
иголочка»
возраст
обучающихся: 6-7лет
срок
реализации: 1 года
|
|
Руководитель курса:
Колупаева Ирина Юрьевна
|
|
пос.
Железнодорожный , 2014 год
Пояснительная записка
Направленность программы «Волшебная иголочка» – общекультурная.
Настоящая
программа рассматривается как дополнительная образовательная программа,
предназначенная для работы с учащимися на кружке "Искусство резьбы по
дереву". Раньше домашнее ремесло являлось частью хозяйства, практически во
всех семьях мужчины умели мастерить, и сыновья перенимали этот опыт от старших.
Традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Дети,
наблюдая за работой старших, познавали тайны мастерства. Так было практически
во всех семьях, где отцы с детства приобщали своих детей к своему делу. С
уходом из нашего быта ремесла, нарушились духовные связи поколений. Современных
детей и подростков трудно чем-то удивить. Часто научные открытия и изобретения
заслоняют от них достижения ума и труда человеческого, проверенные веками. В
связи с этим очень важно прививать художественно-эстетический вкус учащимся
через освоение ими различных видов декоративно-прикладного искусства, в том
числе резьбы по дереву.
Вышивка- один из самых распространенных видов
декоративно-прикладного искусства. Она постоянно развивается благодаря таланту
мастериц, работающих в центрах народных промыслов России.
Раньше
домашнее ремесло являлось частью хозяйства, традиции передавались из поколения
в поколение. Дети, наблюдая за работой старших, познавали тайны мастерства. Так
было практически во всех семьях. С уходом из нашего быта ремесла, нарушились
духовные связи поколений. Современных детей и подростков трудно чем-то удивить.
Часто научные открытия и изобретения заслоняют от них достижения ума и труда
человеческого, проверенные веками. В связи с этим очень важно прививать
художественно-эстетический вкус учащимся через освоение ими различных видов
декоративно-прикладного искусства. Изучение
вышивки, как части духовного и материального наследия своего народа,
способствует воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у учащихся
чувства красоты и гармонии.
Содержание программы направлено на развитие интереса к
прикладному творчеству через ознакомление с видами вышивок и дает основные
технические знания по изготовлению работ в этой технике.
Новизна, педагогическая
целесообразность:
Новизна программы в том, что она
направлена на метапредметные результаты обучающихся по использованию
знаково-символических средств представления информации для создания моделей
вышивки.
Педагогическая
целесообразность в том, что она способствует развитию интереса к творчеству
через актуальный в настоящее время деятельный подход.
Занятия вышивкой позволяют
развивать у обучающихся творческие задатки, мелкую моторику пальцев рук.
Учат самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего
художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с
инструментами, происходит ориентация на ценность труда в
эмоционально-поведенческом аспекте
Целью является:
Обучение использованию знаково-символических средств
представления информации на примере создания моделей вышивки.
Задачи программы:
Обучающие:
v
знакомить детей с разными видами швов;
v
обучать конкретным трудовым навыкам при работе с
тканью, нитками, ножницами, иголкой;
v
упражнять в переносе рисунка на ткань, в
составлении схем;
v
обучать разным видам вышивки: гладью, крестом,
лентами, бисером;
v
учить детей создавать собственные композиции.
v
обучать приемам безопасности при работе с
инструментами.
Развивающие:
v
способствовать развитию самостоятельности,
ответственности, аккуратности в работе;
v
развивать индивидуальные способности обучающихся;
v
способствовать развитию у детей художественного
вкуса, ориентировать их на качество выполняемых изделий.
Воспитательные:
v
прививать правила поведения в коллективе, быть
вежливым, оказывать помощь товарищу;
v
воспитывать такие качества, как трудолюбие,
бережливость, аккуратность при работе с материалами и инструментами;
v
воспитывать чувство патриотизма, уважения к
народным традициям.
Особенность
программы «Волшебная иголочка» в том, что она помимо изучения различных швов,
видов вышивки помогает учащимся реализовывать свои планы, задумки, воплощать их
в жизнь, дает возможность создавать свой образ и стиль, раскрыть свою
индивидуальность.
Обучение
по программе делится на два этапа:
1 этап - базовый, включает
в себя объем обязательных знаний, умений и навыков. Обучение строится по
принципу « от простого к сложному»- учащиеся поэтапно накапливают технику
данного вида рукоделия.
2
этап- развитие творческих способностей..
Продолжается изучение различных швов, а также знакомство с популярными
техниками вышивки. Дети учатся составлять схемы и рисунки для вышивания,
применять полученные умения и навыки в украшении различных изделий,
изготавливать подарки, сувениры для друзей, близких.
Программа
рассчитана на учащихся 7-8 лет. В группу обучения принимаются желающие заниматься
вышивкой, на основании собеседования, с целью выявления склонности к данному
виду творчества. Срок реализации программы 1 год, занятия проходят 1раз в
неделю по 40минут, общее кол-во часов в год – 33ч. Форма организации занятий –
групповая.
Формы
и методы работы:
Учебное
занятие – основная форма организации
образовательного процесса.
Практическая
работа - занимает основную часть занятий и
способствует закреплению приобретаемых умений и навыков.
Беседа
– проводится в начале занятий, перед началом
каждой новой темы. В учебно-тематический план занятий включается
знакомство с историей того или иного вида вышивки.
Рассказ-объяснение
– используется педагогом, когда рассуждения и доказательства сопровождаются
учебной демонстрацией.
Анализ
и оценка работы - как правило, проводится в конце
каждого занятия. Результаты работы учащихся оцениваются как педагогом, так и
самими учащимися.
Метод
проекта – применяется при выполнении индивидуальных
творческих работ (выбор темы, составление эскиза, побор материалов, обсуждение
последовательности работы, выполнение работы, оформление).
Инструктаж – педагог
четко формулирует требования, повторяет правила и приемы работы (например, по
технике безопасности).
Мини
- выставки – проводятся в конце каждого занятия, и
после завершения тематических разделов программы.
Выставки
творческих работ учащихся – проводятся регулярно в
течение всего учебного процесса, с целью показа достижений учащихся.
Проведение
теоретических и практических работ предусматривает соотношение 30% к 70%.
Занятия по данной программе аудиторные и поэтому проводятся параллельно с
занятиями по физкультуре, согласно ФГОС.
Оценочный
лист
Результат
|
Объект
оценки
|
Критерии
оценки
|
Показатели
|
Баллы
|
Умение
шить разными видами швов: прямым, обратным, швом «шнурок», тамбурным,
крестом.
|
Салфетка,
вышитая разными видами швов.
|
Соответствие
заявленным техникам.
|
Не
соответствует.
|
0
|
Соответствует
частично.
|
5
|
Соответствует.
|
10
|
Аккуратность.
|
Модель
выполнена не аккуратно.
|
0
|
Модель
выполнена аккуратно, но есть отдельные изъяны.
|
5
|
Модель
выполнена аккуратно.
|
10
|
Умение
составлять схемы для вышивки и вышивать по ним.
|
Схема
для вышивки.
|
Умение
самостоятельно составлять схему.
|
Не умеет
самостоятельно составить схему.
|
0
|
При
составлении схемы прибегает к помощи педагога.
|
5
|
Самостоятельно
составляет схему.
|
10
|
Умение
вышивать по составленной схеме.
|
Не умеет
вышивать по составленной схеме.
|
0
|
Вышивает
по составленной схеме, но прибегает к помощи педагога.
|
5
|
Умеет
вышивать по составленной схеме.
|
10
|
Формы и
способы проверки результата:
- отзывы
детей и родителей об отношении к занятиям;
-
наблюдение педагога;
- выставка
работ обучающихся.
Этапы диагностикиучащихся:
- стартовая
-
итоговая.
Тематическое планирование
№
|
Наименование тем
|
Кол-во часов
|
В
том числе
|
|
теория
|
практика
|
|
1.
|
Вводное
организационное занятие. Правила техники безопасности при работе с иглой и
ножницами. Организация рабочего места.
|
|
1
|
|
|
2.
|
Вводное
тестирование.
|
|
|
1
|
|
3.
|
Инструменты
и приспособления для работы с тканью.
|
|
1
|
|
|
4.
|
История
вышивки. Экскурсия в музей.
|
|
1
|
|
|
5.
|
Виды
ниток. Для чего используют каждые виды ниток.
|
|
1
|
|
|
6.
|
Разные
виды стежков (прямой, обратный, тамбурный, стежок «шнурок», стежок «крестик»).
|
|
1
|
|
|
7.
|
Изучение
« прямого» стежка.
|
|
|
1
|
|
8.
|
Изучение
«обратного» стежка.
|
|
|
1
|
|
9.
|
Изучение
«тамбурного» стежка.
|
|
|
1
|
|
10.
|
Изучение
стежка «шнурок».
|
|
|
1
|
|
11.
|
Изучение
стежка «крестик».
|
|
|
1
|
|
12.
|
Разработка рисунка,
составление схемы.
|
|
|
1
|
|
13.
|
Перенос рисунка на
ткань.
|
|
|
1
|
|
14.
|
Изготовление
салфетки.
|
|
|
1
|
|
15.
|
Изготовление
салфетки.
|
|
|
1
|
|
16.
|
Изготовление
салфетки.
|
|
|
1
|
|
17.
|
Обработка
краёв салфетки.
|
|
|
1
|
|
18.
|
Презентация
готового изделия
|
|
|
1
|
|
19.
|
Ткань.
Виды ткани.
|
|
1
|
|
|
20.
|
Экскурсия в школьный
музей. Старинная одежда.
|
|
1
|
|
|
21.
|
Кто придумывает одежду?
Кто кроет одежду? Кто её шъёт?
|
|
1
|
|
|
22.
|
Конструирование и
моделирование одежды для куклы.
|
|
|
1
|
|
23.
|
Кто демонстрирует
одежду? Практическая часть «Показ модной детской одежды».
|
|
|
1
|
|
24.
|
Выкройка изделия.
Практическая часть.
|
|
|
1
|
|
25.
|
Пошив одежды для куклы.
|
|
|
1
|
|
26.
|
Пошив одежды для куклы.
|
|
|
1
|
|
27.
|
Пошив одежды для куклы.
|
|
|
1
|
|
28.
|
Материалы и инструменты
для пришивания пуговицы. История появления пуговицы.
|
|
1
|
|
|
29.
|
Пришивание пуговиц с
двумя отверстиями.
|
|
|
1
|
|
30.
|
Пришивание пуговиц с
четырьмя отверстиями, с «ушком».
|
|
|
1
|
|
31.
|
Презентация готового
изделия.
|
|
|
1
|
|
32.
|
Презентация
готового изделия.
|
|
|
1
|
|
33.
|
Итоговое тестирование.
|
|
|
1
|
|
|
итого
|
33
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материально-техническое обеспечение ОП:
Для
обучения по программе «Волшебная иголочка» необходимо:
Помещение
для проведения занятий, размером и освещением соответствующее требованиям
СанПиН, а так же следующие материалы и инструменты:
·
столы;
·
стулья;
·
доска;
·
демонстрационные
схемы;
·
готовые
работы, выполненные в разных техниках;
·
тканое
полотно с неравномерным переплетением;
·
ткань
для вышивки крестом;
·
нитки
мулине;
·
ножницы;
·
иглы
с большим ушком, иглы для гобеленов (толстые и тупые);
·
пяльцы
круглые;
·
миллиметровая
бумага;
·
копировальная
бумага;
·
карандаш
для перевода рисунков;
· дидактический
материал.
Для реализации программы имеются:
Дидактические материалы
|
Наглядные материалы
|
Методические пособия
|
Беседы
|
- схемы швов,
- схемы вышивок,
- пособие «Виды швов»,
- контрольные вопросы и
задания
|
- иллюстрации вышитых
изделий;
- образцы
вышитых
изделий;
- схемы вышивок.
|
- литература по истории
и технологии
вышивки.
|
- о истории
вышивки;
- о технологии
изготовления вышивки;
- о правилах ТБ
при работе с иглами.
|
Методы обучения:
Словесные
– рассказ, беседа, объяснение;
Наглядные
– демонстрация иллюстраций, показ образцов;
Практические
– чтение схем, упражнения, самостоятельная работа.
Литература:
Для
педагога
1.
Технология: учебник В.Д.Симоненко «Вышивка». 5-6 классы – М.-Вента – Графф.
2.
Баришова
М.- Узоры вышивки крестом - Праца. Издательство РПД Братислава,1984.
3. Ереминко Т.- Иголка-волшебница - Москва
Просвещение, 1987.
4. Ереминко Т.- Вышивка. Техника. Приемы.
Изделия.- Москва. Аст - Пресс. 2000.
Для обучающихся
1. Вышивка. Пять популярных техник. – М.:
АСТ-ПРЕСС КНИГА, В-92 2012. – 80 с.: ил. – (Мастер – класс на дому).
2. Максимова М.- Вышивка. Первые шаги.-
Москва. ЗАО издательство Эксмо.1997.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.