Главная / Начальные классы / Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебная иголочка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебная иголочка"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №20

_________О.В. Шардакова

















Программа внеурочной деятельности учащихся

«Волшебная иголочка»

возраст обучающихся: 6-7лет

срок реализации: 1 года









Руководитель курса:

Колупаева Ирина Юрьевна















пос. Железнодорожный , 2014 год

Пояснительная записка

Направленность программы «Волшебная иголочка» – общекультурная.

Настоящая программа рассматривается как дополнительная образовательная программа, предназначенная для работы с учащимися на кружке "Искусство резьбы по дереву". Раньше домашнее ремесло являлось частью хозяйства, практически во всех семьях мужчины умели мастерить, и сыновья перенимали этот опыт от старших. Традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Дети, наблюдая за работой старших, познавали тайны мастерства. Так было практически во всех семьях, где отцы с детства приобщали своих детей к своему делу. С уходом из нашего быта ремесла, нарушились духовные связи поколений. Современных детей и подростков трудно чем-то удивить. Часто научные открытия и изобретения заслоняют от них достижения ума и труда человеческого, проверенные веками. В связи с этим очень важно прививать художественно-эстетический вкус учащимся через освоение ими различных видов декоративно-прикладного искусства, в том числе резьбы по дереву.

Вышивка- один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Она постоянно развивается благодаря таланту мастериц, работающих в центрах народных промыслов России.

Раньше домашнее ремесло являлось частью хозяйства, традиции передавались из поколения в поколение. Дети, наблюдая за работой старших, познавали тайны мастерства. Так было практически во всех семьях. С уходом из нашего быта ремесла, нарушились духовные связи поколений. Современных детей и подростков трудно чем-то удивить. Часто научные открытия и изобретения заслоняют от них достижения ума и труда человеческого, проверенные веками. В связи с этим очень важно прививать художественно-эстетический вкус учащимся через освоение ими различных видов декоративно-прикладного искусства. Изучение вышивки, как части духовного и материального наследия своего народа, способствует воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии.

Содержание программы направлено на развитие интереса к прикладному творчеству через ознакомление с видами вышивок и дает основные технические знания по изготовлению работ в этой технике.



Новизна, педагогическая целесообразность:

Новизна программы в том, что она направлена на метапредметные результаты обучающихся по использованию знаково-символических средств представления информации для создания моделей вышивки.

Педагогическая целесообразность в том, что она способствует развитию интереса к творчеству через актуальный в настоящее время деятельный подход.

Занятия вышивкой позволяют развивать у обучающихся творческие задатки, мелкую моторику пальцев рук. Учат самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, происходит ориентация на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте

Целью является:

Обучение использованию знаково-символических средств представления информации на примере создания моделей вышивки.

Задачи программы:
Обучающие:

  • знакомить детей с разными видами швов;

  • обучать конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, ножницами, иголкой;

  • упражнять в переносе рисунка на ткань, в составлении схем;

  • обучать разным видам вышивки: гладью, крестом, лентами, бисером;

  • учить детей создавать собственные композиции.

  • обучать приемам безопасности при работе с инструментами.

Развивающие:

  • способствовать развитию самостоятельности, ответственности, аккуратности в работе;

  • развивать индивидуальные способности обучающихся;

  • способствовать развитию у детей художественного вкуса, ориентировать их на качество выполняемых изделий.

Воспитательные:

  • прививать правила поведения в коллективе, быть вежливым, оказывать помощь товарищу;

  • воспитывать такие качества, как трудолюбие, бережливость, аккуратность при работе с материалами и инструментами;

  • воспитывать чувство патриотизма, уважения к народным традициям.

Особенность программы «Волшебная иголочка» в том, что она помимо изучения различных швов, видов вышивки помогает учащимся реализовывать свои планы, задумки, воплощать их в жизнь, дает возможность создавать свой образ и стиль, раскрыть свою индивидуальность.

Обучение по программе делится на два этапа:

1 этап - базовый, включает в себя объем обязательных знаний, умений и навыков. Обучение строится по принципу « от простого к сложному»- учащиеся поэтапно накапливают технику данного вида рукоделия.

2 этап- развитие творческих способностей.. Продолжается изучение различных швов, а также знакомство с популярными техниками вышивки. Дети учатся составлять схемы и рисунки для вышивания, применять полученные умения и навыки в украшении различных изделий, изготавливать подарки, сувениры для друзей, близких.

Программа рассчитана на учащихся 7-8 лет. В группу обучения принимаются желающие заниматься вышивкой, на основании собеседования, с целью выявления склонности к данному виду творчества. Срок реализации программы 1 год, занятия проходят 1раз в неделю по 40минут, общее кол-во часов в год – 33ч. Форма организации занятий – групповая.

Формы и методы работы:

Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса.

Практическая работа - занимает основную часть занятий и способствует закреплению приобретаемых умений и навыков.

Беседа – проводится в начале занятий, перед началом каждой новой темы. В учебно-тематический план занятий включается знакомство с историей того или иного вида вышивки.

Рассказ-объяснение – используется педагогом, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Анализ и оценка работы - как правило, проводится в конце каждого занятия. Результаты работы учащихся оцениваются как педагогом, так и самими учащимися.

Метод проекта – применяется при выполнении индивидуальных творческих работ (выбор темы, составление эскиза, побор материалов, обсуждение последовательности работы, выполнение работы, оформление). Инструктаж – педагог четко формулирует требования, повторяет правила и приемы работы (например, по технике безопасности).

Мини - выставки – проводятся в конце каждого занятия, и после завершения тематических разделов программы.

Выставки творческих работ учащихся – проводятся регулярно в течение всего учебного процесса, с целью показа достижений учащихся.

Проведение теоретических и практических работ предусматривает соотношение 30% к 70%. Занятия по данной программе аудиторные и поэтому проводятся параллельно с занятиями по физкультуре, согласно ФГОС.

Оценочный лист

Результат

Объект оценки

Критерии оценки

Показатели

Баллы

Умение шить разными видами швов: прямым, обратным, швом «шнурок», тамбурным, крестом.

Салфетка, вышитая разными видами швов.

Соответствие заявленным техникам.

Не соответствует.

0

Соответствует частично.

5

Соответствует.

10

Аккуратность.

Модель выполнена не аккуратно.

0

Модель выполнена аккуратно, но есть отдельные изъяны.

5

Модель выполнена аккуратно.

10

Умение составлять схемы для вышивки и вышивать по ним.

Схема для вышивки.

Умение самостоятельно составлять схему.

Не умеет самостоятельно составить схему.

0

При составлении схемы прибегает к помощи педагога.

5

Самостоятельно составляет схему.

10

Умение вышивать по составленной схеме.

Не умеет вышивать по составленной схеме.

0

Вышивает по составленной схеме, но прибегает к помощи педагога.

5

Умеет вышивать по составленной схеме.

10



Формы и способы проверки результата:

- отзывы детей и родителей об отношении к занятиям;

- наблюдение педагога;

- выставка работ обучающихся.

Этапы диагностикиучащихся:

- стартовая

- итоговая.

Тематическое планирование

Наименование тем

Кол-во часов

В том числе

теория

практика

Вводное организационное занятие. Правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами. Организация рабочего места.


1


Вводное тестирование.



1

Инструменты и приспособления для работы с тканью.


1


История вышивки. Экскурсия в музей.


1


Виды ниток. Для чего используют каждые виды ниток.


1


Разные виды стежков (прямой, обратный, тамбурный, стежок «шнурок», стежок «крестик»).


1


Изучение « прямого» стежка.



1

Изучение «обратного» стежка.



1

Изучение «тамбурного» стежка.



1

Изучение стежка «шнурок».



1

Изучение стежка «крестик».



1

Разработка рисунка, составление схемы.



1

Перенос рисунка на ткань.



1

Изготовление салфетки.



1

Изготовление салфетки.



1

Изготовление салфетки.



1

Обработка краёв салфетки.



1

Презентация готового изделия



1

Ткань. Виды ткани.


1


Экскурсия в школьный музей. Старинная одежда.


1


Кто придумывает одежду? Кто кроет одежду? Кто её шъёт?


1


Конструирование и моделирование одежды для куклы.



1

Кто демонстрирует одежду? Практическая часть «Показ модной детской одежды».



1

Выкройка изделия. Практическая часть.



1

Пошив одежды для куклы.



1

Пошив одежды для куклы.



1

Пошив одежды для куклы.



1

Материалы и инструменты для пришивания пуговицы. История появления пуговицы.


1


Пришивание пуговиц с двумя отверстиями.



1

Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями, с «ушком».



1

Презентация готового изделия.



1

Презентация готового изделия.



1

Итоговое тестирование.



1


итого

33








Материально-техническое обеспечение ОП:

Для обучения по программе «Волшебная иголочка» необходимо:

Помещение для проведения занятий, размером и освещением соответствующее требованиям СанПиН, а так же следующие материалы и инструменты:

  • столы;

  • стулья;

  • доска;

  • демонстрационные схемы;

  • готовые работы, выполненные в разных техниках;

  • тканое полотно с неравномерным переплетением;

  • ткань для вышивки крестом;

  • нитки мулине;

  • ножницы;

  • иглы с большим ушком, иглы для гобеленов (толстые и тупые);

  • пяльцы круглые;

  • миллиметровая бумага;

  • копировальная бумага;

  • карандаш для перевода рисунков;

  • дидактический материал.

Для реализации программы имеются:

Дидактические материалы

Наглядные материалы

Методические пособия

Беседы

- схемы швов,

- схемы вышивок,

- пособие «Виды швов»,

- контрольные вопросы и задания

- иллюстрации вышитых изделий;

- образцы

вышитых

изделий;

- схемы вышивок.

- литература по истории и технологии

вышивки.

- о истории

вышивки;

- о технологии изготовления вышивки;

- о правилах ТБ

при работе с иглами.



Методы обучения:

Словесные – рассказ, беседа, объяснение;

Наглядные – демонстрация иллюстраций, показ образцов;

Практические – чтение схем, упражнения, самостоятельная работа.







Литература:

Для педагога

1. Технология: учебник В.Д.Симоненко «Вышивка». 5-6 классы – М.-Вента – Графф.

2. Баришова М.- Узоры вышивки крестом - Праца. Издательство РПД Братислава,1984.

3. Ереминко Т.- Иголка-волшебница - Москва Просвещение, 1987.

4. Ереминко Т.- Вышивка. Техника. Приемы. Изделия.- Москва. Аст - Пресс. 2000.



Для обучающихся

1. Вышивка. Пять популярных техник. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, В-92 2012. – 80 с.: ил. – (Мастер – класс на дому).

2. Максимова М.- Вышивка. Первые шаги.- Москва. ЗАО издательство Эксмо.1997.











































10



Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебная иголочка"
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа содержит пояснительную записку, оценочный лист, планируемые результаты и тематическое планирование. Содержание программы направлено на развитие интереса к прикладному творчеству через ознакомление с видами вышивок и дает основные технические знания по изготовлению работ в этой технике.

Автор Захарова Вероника Валерьевна
Дата добавления 10.06.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 738
Номер материала 59921
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓