Главная / Начальные классы / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка художественно - эстетического направления «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка художественно - эстетического направления «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Широкинская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Широкинской СОШ

Чукин Н.Г.______

Приказ 01.09.2015 № 238







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

художественно - эстетического направления

«ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»







Уровень общего образования (класс)- начальное общее,1 класс 2 класс

Количество часов- 32

Учитель-Ларионова Карина Виталиевна











2015-2016 учебный год

Структура рабочей программы по внеурочной деятельности:



1.Титульный лист.

2.Пояснительная записка.

3.Учебно-тематический план или Структура курса.

4. Учебно-тематическое планирование.

5.Информационно-методическое обеспечение.

6. Предполагаемая результативность курса.



































2. Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Творческая мастерская» составлена в соответствии с Федеральным государственным компонентом государственного образовательного стандарта. Согласно календарно- учебному графику МБОУ Широкинской СОШ данная рабочая программа будет реализована в объеме 32 часа на 2015-2016 учебном году.

«Творческая мастерская» способствует расширению круга интересов детей, направленных на продуктивную преобразовательную творческую деятельность, и создаёт условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга. Это благотворно сказывается на возрождении ценных традиции, в частности семейного творчества, объединения школьников разновозрастных групп по интересам.

     Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с соленым тестом, атласными лентами, капроном, проволокой, с гофрированной бумагой), и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными нетрадиционными материалами. Программа состоит из пяти разделов: 1) работа с соленым тестом, 2) работа с атласными лентами (техника канзаши), 3) работа с капроном, 4) работа с проволокой и нитками (техника ганутель), 5) работа с гофрированной бумагой. На каждый раздел программы отводятся практические и теоретические часы.

    При обучении используется режим групповых занятий -  по одному часу один раза в неделю.

    Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

Актуальность программы  «Творческая мастерская» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.



    В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах.

 

 Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

 

Основные  задачи:

  • научить делать различные поделки в разных техниках ;

  • развивать конструктивное мышление и сообразительность;

  • прививать настойчивость в достижении цели;

  • обогащать и активизировать словарный запас;

  • вырабатывать навыки пользования чертежными и измерительными инструментами;

  • формировать умение работать ножницами, иглой;

научить экономному и разумному использованию материалов;

  • тренировать внимание, память, координацию движений, воображение;

  • создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;

  • учить самоанализу и умению оценить чужие успехи.

  • способствовать формированию образного мышления, творческого воображения.

Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства и составлена с требованиями ФГОС НОО.  Учащиеся знакомятся в течение года с несколькими видами декоративно-прикладного искусства. Использование инструкционных и технологических карт по выбранному варианту позволяет работать самостоятельно, соединяя работу «ума»  с работой рук, при этом учитель или ребёнок в своей группе имеет возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся. Большой объём учебного материала предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения индивидуальных и коллективных творческих проектов.



Практическая значимость.

Особое место во внеурочной работе занимает кружковая деятельность. Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

Это занятия практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты, гармонии. Прелесть детских изделий – в их неповторимости. Выставка детских работ дает возможность воспитанникам заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Планируя работу кружка, невозможно обойтись без связи с учреждениями дополнительного образования, которые оказывают помощь в проведении выставок, праздников. Поэтому планируется участие детей в городских и областных конкурсах.

Прогнозируемый результат:

- скоординированы движения кистей рук;

- развито творческое воображение;

- сформирован интерес к творческой деятельности;

- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.

 - высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.

 -  приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала.

- активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества, как на школьном, так и на более высоком уровне.

- использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др.

- практическое применение  своих умений и навыков.





Отличительные особенности программы:

Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа «Творческая мастерская» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.

Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет. Поэтому занятия по программе «Творческая мастерская» дают возможность для развития зрительно-пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.

Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь

Программа предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (сюжеты с применением круп, аппликации из скорлупы, фольги, картона, лепка из соленого теста) техник. В план работы включены такие виды деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из ниток.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.



Особенности возрастной группы учащихся:

Дети 7- 9 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:

- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;

- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Ведущие виды деятельности:

- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;

- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.



    С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: камень, глина, солома, трава, дерево.

        Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей, очень важны для общего художественного развития детей, для воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.

Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то создавать своими руками. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

 Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое  и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.     Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью- это самые распространенные виды декоративно – прикладного  искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно-прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая  состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.Настоящая программа предназначена для развития творческих задатков детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.

















Для создания материально-технической базы внеурочной деятельности следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

  1. Закон Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции);

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены Приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

  3. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены Приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

  4. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594);

  6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. N 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

  7. Учебный план МБОУ Широкинской СОШ на 2015-2016 учебный год (приказ № 243 от 01.09.2015 г «Об утверждении учебного плана).





3.Учебно-тематический план или Структура курса.


п/п

                 Тема

Всего часов

1.

Работа с бумагой и картоном. Оригами.

9

2.

Работа с природным материалом

3

3.

Лепка из солёного теста

3

4.

Поделки из бросового материала

7

5.

Новый вид старым вещам

2

6.

Поделки из всего на свете

5

7.

Картонные забавы

3

 

Итого

32

















Требование к уровню подготовленности обучающися


Иметь представление:

- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;

- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;

Знать:

- правила ТБ;

- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;

- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

- правила общения;

названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

- что такое деталь (составная часть изделия);

- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);

- виды материалов;

- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибание и по шаблону;

- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;

- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.

Уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- различать материалы по их назначению;

- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

- читать простейший чертёж (эскиз);

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;

- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).

Общетрудовые умения:

Самостоятельно:

- анализировать предложенное учебное задание;

- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

С помощью учителя:

- выбирать темы для практических работ;

- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

- выдвигать возможные способы их решения;

- доказывать своё мнение.






Условия реализации программы:

Данная программа рассчитана на 1 года обучения и предусмотрена для детей школьного возраста (1 год - 32 часа)

















4. Учебно-тематическое планирование кружка

«Художественная мастерская»

1 год обучения (32 часа)


Тема занятия

Кол – во

часов

Дата

1

Оригами. Знакомство с Квадратиком. Оригами Бабочка

1

23.09

2

Аппликации из листьев и цветов

1

30.09

3

Паучок в паутинке (бросовый материал)

1

7.10

4

Беседа о квиллинге

1

14.10

5

Стрекоза (конструирование из природного материала).

1

21.10

6

Оригами. Красивые рыбки

1

28.10

7

Квиллинг. Божья коровка

1

11.11

8

Поделки из шишек «Сова»

1

18.11

9

Квиллинг. Яблонька

1

25.11

10

Оригами. Стаканчик из бумаги

1

2.12

11

Снежинки (бумага)

1

9.12

12

Снеговик ( соленое тесто)

1

16.12

13

Квиллинг. Снежинка

1

23.12

14

Зимний пейзаж из клея и соли

1

13.01

15

Оригами. «Птичка – синичка»

1

20.01

16

Ежик (соленое тесто)

1

27.01

17

Ежик (соленое тесто) раскрашивание

1

3.02

18

Квиллинг. «Верба»

1

10.02

19

Оригами. «Зайчик»

1

17.02

20

Аппликация из салфетных жгутиков

1

24.02

21

Квиллинг. «Мимоза»

1

2.03

22

Аппликация. Гусеница из ватных дисков.

1

9.03

23

Оригами «Пароход»

1

16.03

24

Поделка из CD диска «Божья коровка»

1

30.03

25

Квиллинг. «Первые листочки»

1

6.04

26

Оригами «Дом»

1

13.04

27

Объемная аппликация. «Цветы»

1

20.04

28

Цыпленок из мятой бумаги

1

27.04

29

Оригами «Лисичка»

1

4.05

30

«Радужная птица счастья»

1

11.05

31

Техника «Декупаж»


18.05

32

Техника «Папье-маше»


25.05


Итого:

32


Содержание основных разделов

1.  Работа с бумагой  – 9 часов
Знакомство с бумагой: виды, свойства. Виды работ с бумагой: оригами, аппликация, обрывная аппликация, мозаика. Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия. Изготовление изделий из бумаги.
 Практические работы. Выполнение творческих работ с бумагой. Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашиванием.


2.   Работа с природными материалами – 3 часа
Правила безопасной работы с природными материалами. Значение работы с природными материалами. Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.
Практические работы. Изготовление плоскостных, рельефных, объемных изделий из природных материалов по эскизам и сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, на шипах; сборка изделия.

3.  Лепка из солёного теста – 3 часа
Рецепт подготовки солёного теста. Азбука солёного теста. Приготовление теста, покраска, свойства. Фон, подготовка основы. Поэтапное выполнение изделия. Правила безопасной работы с солёным тестом. Гигиена труда.
Практические работы. Лепка фигур животных, картин, натюрморта, игрушечной «еды», растений, головоломок.

4.  Поделки из бросового материала – 7 часов
Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Правила безопасной работы. Свойства бросового материала.
Практические работы. Изготовление творческих изделий из бросового материала. Декоративное оформление изделия окрашиванием.

5. Новый вид старым вещам – 2 часа
Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Правила безопасной работы.
Практические работы. Выполнение игрушек, изделий из старых вещей; творческих работ. 


6. Поделки из всего на свете – 5 часов
Свойства яичной скорлупы, её обработка, приёмы работы со скорлупой. Правила безопасной работы. Работа по эскизу. Использование всей цветовой гаммы. Разновидности пуговиц. Размеры, цвета ленточек. Прищепки. Цветная проволока. Техника безопасности. Декупаж. Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы формообразования деталей изделия. 
Практические работы. Изготовление творческих изделий из яичной скорлупы, пуговиц, ленточек, прищепок, цветной проволоки, из старого подноса. Декоративное оформление изделия окрашиванием.
Примечание. Содержание данного раздела является вариативным. Оно может меняться в зависимости от желания детей или их родителей освоить тот или иной вид современного декоративно-прикладного искусства (утверждение содержания будет производиться каждый год с учетом результатов опроса учащихся и их родителей).
7. Картонные забавы – 3 часа
Свойства картона. Техническое моделирование. Соединение деталей. Работа по чертежу. Оформление окрашиванием.
Практические работы: Различные поделки  в подарок детскому саду.


Примерное содержание занятия

Порядок работы:

1. Вводный инструктаж к началу работы.

2. Особенности выполнения модели.

3. Беседа.

4. Заготовка выкроек – лекал.

5. Подбор тканей, меха.

6. Практическое выполнение модели. Оформление.

7. Презентация модели.






Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.

Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полу объемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов.

Из бумажных полосок дети склеивают объемные елочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных.

При работе в технике оригами дети изучают основные приемы складывания из бумаги и базовые формы. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.При работе с солёным тестом учатся создавать объёмный образ фигуры животного, растения и т.д.При работе с тканью дети осваивают простейшие виды вышивки. Затем дети используют полученные навыки для изготовления и оформления кукольной одежды.Знакомство и шитье мягкой игрушки усложняется с возрастом обучающихся. В первом классе дети изготовляют простейшие мягкие игрушки с готовых выкроенных деталей, дети 4 класса должны уметь самостоятельно изготовлять игрушки, используя лекала. Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров – шишки, коряги – сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений. Для выполнения аппликаций детям третьего и четвертого класса предлагаются новые материалы, такие как птичьи перья, яичная скорлупа, соломка и др.При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали.Большое внимание уделяется качеству изделия.

В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

1.Составление альбома лучших работ. 2. Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,

3.Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников.

4. Участие в районных конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества.

4. Участие (в дистанционном режиме) во всероссийских и международных конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества.
А также различные
методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) и др.);

-практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и шаблонам)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.



5.Информационно-методическое обеспечение.


Основная литература, используемая для разработки программы:

  1. Программа кружковой работы составлена на основе Государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида. Издательство «Просвещение» Москва 2003г.

  2. Программа дополнительного художественного образования детей в каникулярное время. Москва, «Просвещение», 2007г.

  3. Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, Москва, «Просвещение», 2007г.

Дополнительная литература для педагога:

  1. «Нетрадиционные техники изо-деятельности» Творческая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, изд: Екатеринбург, 2010.

  2. «Уроки труда в специальной (коррекционной) школе VI вида. 1-4 классы. Издательство: Владос, Москва 2006г.

  3. «Трудовое обучение» - 1 класс Поурочные планы по курсу «Школа мастеров» Т.М. Геронимус. Автор-составитель Е.Г. Лебедева. Волгоград, 2004г.

  4. В.В. Выгонов «Я иду на урок», трудовое обучение. Начальная школа. Издательство «1 сентября». Москва, 2002г.

  5. Н.Ф. Тарловская «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду». «Просвещение», Москва, 1994г

  6. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007

  7. Е.Виноградова “Браслеты из бисера”

8) Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”

9) Т.М. Геронимус “Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации”. 1997г.

10) Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г.

11) Н.Гусева “365 фенечек из бисера”

12) С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”

13) А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”

14) М.А.Гусакова “Аппликация”

15) М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”

16) С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова “Капитошка дает уроки”

17) Н.Докучаева “Сказки из даров природы”

18) Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”

19) Т.И. Еременко “Рукоделие”

20) М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”

21) Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”

22) Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”

23) Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”

24) Н.М.Конышева “Умелые руки”

25) Н.М.Конышева “Секреты мастеров”

26) С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).

27) Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”

28) В.Г.Машинистов, Н.М. Конышева “Трудовое обучение в сельских школах”

29) О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”

30) М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”


Литература, рекомендуемая для детей и родителей:

  1. Е.Е. Цамуталина «100 поделок из ненужных вещей». Ярославль.2004г

  2. Журнал «Веселый художник» №1-18, 2010г

  3. «Умелые руки не знают скуки», серия книг: поделки из скорлупы, из поролона, из соломки, открытки-сюрпризы, М.: «Просвещение», 2009г



СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ



Отслеживание результатов детских работ в течение года может быть представлено участие в несколько выставках детского творчества, что позволяет ребёнку увидеть свою работу в сравнении с лучшими образцами. В конце учебного года проводятся творческие испытания – изготовление выставочного отдельного изделия или коллективной композиции.

Формы подведения итогов реализации программы и оценка деятельности обучающихся.

Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся. Основными формами подведения итогов реализации программы являются тестирование и самоанализ обучающимися своих достижений, применяемые в конце изучения наиболее важных тем.

Оцениваются знания, умения и навыки обучающихся по 3-бальной системе: минимальной, общий, продвинутый уровни усвоения знаний и сформированности умений и навыков.

Методы, средства и способы оценки:

1. мониторинг-показатель результата участия в конкурсах;

2. педагогические наблюдения;

3. анкетирование;

4. информация педагогов, родителей



Участие детей в выставках


учащиеся

Школьный уровень

Городской уровень

Областной уровень








МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Коррекционные приёмы:

- создание атмосферы доброжелательности

- сюрпризные моменты

-создание ситуации успеха

-чёткие инструкции

-предупреждение ошибок в выполнении заданий, поручений.

-чередование труда и отдыха

-педагогический такт

-индивидуальный подход (учёт индивидуальных качеств ребёнка)


Педагогические приёмы:

-доверие к личности ребёнка

-анализ конфликтных ситуаций

-метод ученического соуправления

-позиция стимулирования (доверия к ребёнку)

-поощрение


Коррекционные методы:

-метод релаксации

-психогимнастика

-коммуникативные игры, тренинги

-педагогический такт

-доброжелательный тон

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.



Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Коррекционно-развивающие методы и приемы

-проблемно-поисковый;

-метод сравнения;

-репродуктивный;

-чередование умственной и практической деятельности;

-поэтапность выполнения задания;

-осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку;

-поощрение малейших успехов, развитие в учащихся веры в себя, в собственные силы и возможности.

-обучение без принуждения:

-постановка наводящих вопросов;

-дополнительные инструкции в ходе кружковой деятельности;

-поощрения, создание ситуации успеха;

-работа по образцу, трафарету;

-снижение темпа работы;

-подача нового материала небольшими дозами;

-систематичность повторения изученного;

-предупреждение возможных ошибок;

-адаптация содержания, отхождение от сложности материала.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровье сберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей.

Занятия должны проходить в просторном светлом помещении с мебелью, рассчитанной на младших школьников. Учебная доска или интерактивная доска; аудио-видео-аппаратура; цифровые образовательные ресурсы;

        Материалы, инструменты и приспособления для шитья должны размещаться в удобном для детей месте (шкафы, полки, кармашки). Аптечка должна находиться у педагога.

Должны быть предусмотрены места для выставки готовых изделий.

Дидактический материал программы включает:

  1. Информационное обеспечение: специальную и популярную литературу для педагога и для обучающихся, альбомы, журналы, фото и видеоматериалы о художественно-прикладном искусстве и технологии пошива игрушек из различных тканей.

  2. Алгоритмы деятельности: планы последовательности изготовления поделок и анализа проделанной работы, демонстрационный материал: изделия,  сшитые обучающимися, таблицы, показывающие последовательность изготовления игрушек из ткани и их оформления, инструкционные карты.

  3. Контрольно-измерительные материалы: методики контроля, тестовые задания, схемы самоанализа.



Материально-техническое оснащение

Инструменты и приспособления:

простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию, трафареты букв.

Материалы:

бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, бисер, стеклярус; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.





























СПИСОК ОБУЧАЮЩИХСЯ КРУЖКА

Фамилия, имя обучающегося

класс

Образовательное учреждение

1

Великоднева А.

2



МБОУ Широкинская СОШ

2

Герман Анна

2

3

Измайлов Алавдин

2

4

Измайлов Арсений

2

5

Межевикина Дарья

2

6

Молдаван Сергей

2

7

Огиренко Даниил

2

8

Омелина Ангелина

2

9

Политюк Елизавета

2

10

Щербина Никита

2

11

Чубуков Павел

1

12

Алена

1




































6. Предполагаемая результативность курса.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

«Творческая мастерская»


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.


Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.




Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;


Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.


Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.


В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

- Достичь оптимального для каждого уровня развития;

- Сформировать систему универсальных учебных действий;

- Сформировать навыки работы с информацией.









Рассмотрено:               Согласовано:                     Принято:                            

на заседании ШМО     заместитель директора     на педагогическом совете нач.кл. и об.-сп. цикла     по ВР: Челикова А.А.      МБОУ Широкинской СОШ  Протокол № 1 27.08.2015года Протокол №11от27.08.2015  от 25.08.2015 года _______________

Руководитель: Ларионова К.В.

_________          



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка художественно - эстетического направления «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
  • Начальные классы
Описание:

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Творческая мастерская» составлена в соответствии с Федеральным государственным компонентом государственного образовательного стандарта. Согласно календарно- учебному графику МБОУ Широкинской СОШ данная рабочая программа будет реализована в объеме 32 часа на 2015-2016 учебном году.

«Творческая мастерская» способствует расширению круга интересов детей, направленных на продуктивную преобразовательную творческую деятельность, и создаёт условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга. Это благотворно сказывается на возрождении ценных традиции, в частности семейного творчества, объединения школьников разновозрастных групп по интересам.

Автор Ларионова Карина Виталиевна
Дата добавления 22.02.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 1861
Номер материала MA-065065
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы