Главная / Начальные классы / Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества

Пояснительная записка


Рабочая программа кружка декоративно – прикладного творчества разработана для организации внеурочной деятельности младших школьников (1,2 классы) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Данная программа предусматривает:

  • углубленное ознакомление с теоретическими и практическими знаниями по декоративной работе и народным орнаментам,

  • графические и живописные упражнения,

  • выполнение художественных работ по народным мотивам,

  • украшение интерьера, класса и школы рисунками, стендами, декоративными панно.

Искусство декоративного оформления является одним из самых массовых видов художественного творчества.

Эстетическое и эмоционально – выразительное начало является важной особенностью декоративно – прикладной работы.

Эта работа формирует в детях художественный вкус, творческую инициативу, развивает чувство прекрасного.

Методика проведения кружковой работы строится на тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы.

Данная программа предусматривает углубленное ознакомление с теоретическими знаниями по декоративной работе и народным орнаментам, практические упражнения и выполнение художественных работ по народным мотивам, украшение интерьера класса и школы рисунками, стендами, декоративными панно.

На занятиях кружка дети совершенствуют навыки и умения, полученные на уроках изобразительного искусства по декоративному рисованию.

Работы выполняются под руководством учителя и по собственному замыслу детей. Предусматриваются коллективные, групповые и индивидуальные творческие работы. Работа, выполненная своими руками - огромная радость для ребят.

Это помогает поддерживать эмоциональный настрой в коллективе, интерес к занятиям.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность ребенка.

Приёмы и методы организации занятий кружка.

  • игра,

  • труд,

  • учение,

  • общение,

  • творчество.

При этом соблюдаются следующие правила:

  • виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;

  • деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;

  • необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

  • воспитывающего характера труда;

  • научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)

  • связи теории с практикой

  • систематичности и последовательности;

  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;

  • доступности и посильности;

  • сознательности и активности;

  • наглядности;

  • прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

В процессе обучения в кружке у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:

  1. политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;

  2. общетрудовые: организаторские, конструкторские;

  3. специальные: обработка бумаги, картона и других материалов; овладение различными техниками работы с акварелью, гуашью.

Формы организации учебной деятельности: групповая, конкурс, выставка, экскурсия, творческая мастерская.

Основной вид занятий практический.

Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.




Педагогические приёмы:

  • формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

  • организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

  • стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

  • сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;

  • свободного выбора.

В результате реализации рабочей программы кружка декоративно – прикладного творчества разработанной для организации внеурочной деятельности младших школьников (1,2 классы) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учащиеся получат возможность более глубокого и расширенного знакомства:

  • с художественными материалами и техникой работы художественными материалами (гуашь, масляная пастель, акварель, цветная бумага, фломастеры, бумагопластика, гелевые ручки);

  • с цветоведением: основные и составные цвета;

  • с декоративно – символической ролью цвета в декоративно-прикладном искусстве;

  • с пропорциями: соотношение целого и частей;

  • с произведениями декоративно – прикладного искусства.

Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки, конкурсы, творческие отчёты и проекты.

Программа актуальна, поскольку предполагает формирование у младших школьников:

  • ценностных эстетических ориентиров,

  • художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности,

  • даёт возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства,

  • проявить и реализовать свои творческие способности,

  • использовать полученные знания в творческих работах на уроках изобразительного искусства.

Программа рассчитана на 2 года: 1 год – 1класс, 2 год – 2 класс.

Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю по 35 минут под руководством педагога.


Учебно – тематический план


1 - ый год обучения (1 класс).

(66 часов.)

1. Вводное занятие - 1ч.

2. Декоративно – прикладное искусство – 4ч.

3. Народный орнамент - 13ч.

4. Лепка - 2ч.

5. Композиция - 5ч.

6. Аппликация - 15ч.

7. Художественные работы из природного материала – 5ч.

8. Художественные работы из нетрадиционных материалов (тесто, ракушки, стекло, соль и др.) – 5ч.

9. Рисование без кисточки (палочкой, пальчиком, аэрография) - 5ч.

10. Оформительская работа – 13ч.


Первый год обучения (1 классы)


тема и содержание темы

Кол. часов всего (в том числе теории и практики)

теория

практика

1

Вводное занят.

1

Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка.

Художественные

упражнения акварелью, гуашью.

2-5

Декоративно-прикладное искусство.

Изобразительные виды декора.

Виды орнаментов.

Создание орнамента.


4

Значение и происхождение декоративно-прикладного искусства. Сюжетное изображение. Орнамент. Декоративный элемент. Замкнутый, ленточный, сетчатый орнаменты.

Выполнение акварелью и гуашью простейших узоров в полосе, круге, квадрате, прямоугольнике из декоративных цветов, ягод, листьев.

6-15

Народный орнамент.

Хохломская роспись.

Городецкая роспись.

Дымковская роспись.

Жостовская роспись.

Гжельская роспись.



10

Характерные декоративные элементы хохломской, городецкой, дымковской, жостовской, гжельской росписей

Упражнения в выполнении отдельных элементов народных орнаментов. Роспись посуды, разделочных досок, игрушек узорами народных орнаментов.

16-17

Лепка


2

Простейшие приёмы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, заглаживание, прищипывание).

Лепка дымковских игрушек.

18-26

Аппликация

Выбор натуры, сюжета, узора

Составления эскиза к аппликации.

Подбор материалов. Вырезание деталей изображения.

Вырезание изображений симметричного строения.

Декоративная аппликация.

9

Технология выполнения аппликации.

Эскиз.

Монохромные (одноцветные) и полихромные (многоцветные) аппликации.

Стилизация. Симметрия.


Упражнения в вырезании деталей различных геометрических форм.

Вырезание листьев простой и сложной формы, прямых и изогнутых веток, ваз разной формы.

27-28

Композиция

Тематическая композиция

«Любимая сказка»


2

Понятие «композиция».

Пространство. Перспектива. Пропорции.

Иллюстрирование русских народных сказок.

29-31

Народный орнамент

Матрёшки Семёнова и Полхов-Майдана

3

История появления матрёшки. Процесс изготовления матрёшек. Характерные элементы росписи матрёшек.

Роспись матрёшек.

32-35

Оформительские работы

В мастерской Деда Мороза

4


Украшение новогоднего зала.

36-37

Рисование без кисточки

Рисование палочкой, пальчиком


2

Технология выполнения работ.

Рисование композиций на тему «На морском берегу», «Зимний лес».

38-42

Художественные работы из природного материала

Аппликации из засушенных растений.

Аппликация из тополиного пуха (из стручков акации)


5

Заготовка природного материала. Технология засушивания растений. Фон, оборудование и клеящие составы.

Составление миниатюр из частей растений. Аппликации («Ромашка», «Розы»).

43-45

Композиция.

Составление коллективных композиций.

3


Композиции на тему: «Красавица зима», «Пейзаж с радугой», «В цирке» (выбор).

46-48

Оформительская работа.

Наши лучшие работы.

3


Выполнение художественных работ для выставки.

49-53

Художественные работы из нетрадиционных материалов.

Худ. работы из солёного теста, с использованием ракушек, соли, яичной скорлупы, нитей, мятой бумаги.


5

Рецепт солёного теста. Подготовка материалов для работ. Технология выполнения худ. работ из нетрадиционных материалов.

Декоративные панно из нетрадиционных материалов.

54-56

Рисование без кисточки.

Аэрография

3

Понятие «аэрография».

Технология выполнения работ.

Упражнения.

Поздравительная открытка.


57-62

Аппликация

Предметная аппликация.

Декоративная аппликация.

Сюжетная аппликация.

6

Декоративная аппликация с подклеиванием канта. Мозаика.

Национальные орнаменты в декоративной аппликации.

Оформление аппликацией календарных праздничных дней.

63-66

Оформительские работы

Оформление к праздникам

4


Художественные работы по заданиям учителя, по выбору учащихся.




Второй год обучения (2 класс)


(34 часа).

1. Вводное занятие – 1ч.

2. Народный орнамент – 6ч.

3. Композиция – 3ч.

4. Лепка – 1ч.

5. Рисование без кисточки – 2ч.

6. Художественные работы из природного материала – 3ч.

7. Художественные работы из нетрадиционных материалов – 1ч.

8. Художественные работы из разных материалов – 2ч.

9. Аппликация – 3ч.

10. Работа с бумагой и картоном – 3ч.

11. Оформительская работа – .


















дата

тема занятия

Кол. часов всего (в том числе теории и практики)

теория

практика

1

04.09

Вводное занятие.

1

Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка

Рисование Страны Мастеров.

2

11.09

Работа с природным материалом.

«В чудесном лесу».


1

Правила заготовки природного материала, засушивания. Фон. Клеящие составы. Флористика.

Художественные

работы из природного материала.

3

18.09

Работа с бумагой и картоном.

«Бумажный город».

1

Техника безопасности труда. Беседа «Как появилась бумага?». Виды бумаги. Виды бумажного клея, его назначение. Технология плетения из бумаги. Оригами.

Оригами; вырезание и плетение из бумаги; объёмные поделки из картона.

4

25.09

Оформительская работа.

Оформление зала к Дню Учителя.

1

Техника безопасности.

Рисунки; поздравительные открытки; вырезание декоративных садовых и полевых цветов.

5

02.10

Лепка.

«Пластилиновая гора».


1

Повторение простейших приёмов лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, заглаживание, прищипывание).

Лепка объёмных поделок; рельефные композиции.

6

09.10

Композиция.

«Любимая сказка».


1

Понятие «композиция». Рабочий эскиз.

Пространство. Перспектива. Пропорции. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета.

Иллюстрирование русских народных сказок.

7-8

16.10

23.10

Народный орнамент.

«Жостовское чудо».



2

История появления народного промысла. Процесс изготовления. Характерные элементы росписи. Стилизация.

Роспись картонных подносов.

9

30.10

Рисование без кисточки

Рисование палочкой, пальчиком.


1

Технология выполнения работ.

Рисование композиций на тему «Золотая осень», «Морской пейзаж».

10

13.11

Оформительская работа.

Украшение зала к празднику «Золотая осень».

1

Тёплые краски. Контраст. Композиция.

Декоративные элементы для орнамента на осеннюю тему.

Вырезание осенних листьев простой и сложной формы.

Декоративное панно «Дары осени».

11-12

20.11

27.11

Художественные работы из природного материала

Аппликации из засушенных растений.


2

Заготовка природного материала. Технология засушивания растений. Фон, оборудование и клеящие составы.

Составление миниатюр из частей растений. Аппликации на свободную тему.

13

04.12

Оформительская работа.

Выставка лучших работ.

1

Техника безопасности.

Отбор и выполнение худ. работ для выставки.

14

11.12

Композиция.

Коллективные композиции.

1

Линейная и воздушная перспектива.

Композиции на тему: «Красавица Зима»,

«В деревне».

15-16

18.12

25.12

Оформительская работа.

«Новогодняя сказка».

2

Техника безопасности

Украшения для Новогоднего зала.

17

15.01

Художественные работы из нетрадиционных материалов.

«Остров ненужных вещей».




1

Правила техники безопасности. Рецепт солёного теста. Технология выполнения работ.

Поделки из солёного теста, фантиков, проволоки, фольги, пуговиц, опилок, яичной скорлупы.

18

22.01

Рисование без кисточки.

Аэрография

1

Понятие «аэрография».

Технология выполнения работ.

Упражнения.

Поздравительная открытка.


19-20

29.01

05.02

Аппликация

Предметная аппликация.

Декоративная аппликация.

Сюжетная аппликация.

2

Эскиз к аппликации. Декоративная аппликация с подклеиванием канта. Мозаика.

Национальные орнаменты в декоративной аппликации

Оформление аппликацией календарных праздничных дней.

21-22

12.02

19.02

Оформительские работы

Оформление к праздникам (День защитника Отечества, 8 Марта)

2


Художественные работы по заданиям учителя, по выбору учащихся.

23-24

26.02

05.03

Народный орнамент.

« Народные мастера».

2

Элементы декоративной росписи Хохломы, Гжели.

Роспись бутылок.

25-26

12.03

19.03

Работа с бумагой и картоном.

«Бумажный город».

2

Техника безопасности.

Силуэт. Изображения симметричного строения.

Оригами; силуэты; вырезание симметричных фигур; игрушки из конусов.

27-28

02.04

09.04

Художественные работы из разных материалов.

«Волшебная страна».


2

Техника безопасности труда. Мозаика.

Коллективные работы на фантастическую тему.

29-30

16.04

23.04

Аппликация.

«Лебединое озеро».

2

Композиция. Технология выполнения поделок.

Аппликации из ваты.

31-32

30.04

07.05

Народный орнамент.

«Русская красавица».

2

Характерные элементы росписи семёновских, загорских, полхов-майданских матрёшек.

Роспись матрёшек.

33-34

14.05

21.05

Оформительская работа.

По плану школы, района.

2


Выполнение худ. работ по изученным темам.



Краткое описание содержания программы

Первый год обучения – ознакомительный.

Раннее обучение младших школьников предполагает простую степень сложности. Основная задача: помочь ребёнку преодолеть чувство страха перед новым, неизведанным; дать возможность поверить в успех и свои творческие способности; научить вести себя в коллективе; развивать мелкую моторику рук, глазомер; освоить приёмы владения простейшими инструментами; прививать культуру труда. Работы выполняются по образцу.


Второй год обучения – элементарная грамотность.

Основные задачи: расширить представление о возможностях предлагаемых видов изобразительной деятельности, продолжить развитие навыков владения инструментами и материалами; освоить простые изобразительные техники и приёмы, стимулировать самостоятельное творческое мышление.

Основные составляющие занятий:

1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет),

2) организация рабочего места,

3) повторение пройденного материала,

4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:

  • инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный

  • практическая работа,

  • физкультминутки,

  • подведение итогов, анализ, оценка работ.

  • приведение в порядок рабочего места.

Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.


  1. Декоративно – прикладное искусство.

Искусство сопровождало человечество на протяжении всей его истории, и именно в нем человек всегда выражал свою любовь к красоте.

Предметы (мебель, посуда, одежда, ковры и др.), которые необходимы человеку в его повседневной жизни, для того чтобы есть, спать, одеваться, и которые вместе с тем украшают его быт, его жилье, его самого - это произведения декоративно-прикладного искусства.

Именно потому, что в предметах этого искусства удобство, утилитарность сочетаются с красотой, оно и называется декоративно-прикладным, так как слово декоративное — означает «украшающее», а прикладное – «применимое в быту».

Такие произведения, возможно, есть у многих из вас дома, например вышитые салфетки, занавеси или полотенца. Может быть, ваша мама или бабушка вышивает скатерти или вяжет пестрые варежки, нарядные по узору и по цвету.

Можно привести еще много других примеров:

  • глиняный кувшин, гладкий или расписной, в который ставят цветы,

  • прозрачные, переливающиеся разнообразными цветами стеклянные и хрустальные вазы, которые сверкают в лучах солнца или в электрическом свете.

  • А чашка, из которой у вас дома пьют чай? На ней может быть удачный по сочетанию красок рисунок, удобно и красиво изогнутая ручка.

  • Среди ваших детских игрушек тоже, наверно, были такие, которые можно назвать произведениями искусства. Это игрушки интересные, красивые, хорошо сделанные.

Декоративно-прикладное искусство сложилось и существовало с самых древнейших времен в гуще народной жизни.

Мастера из народа создавали предметы быта, не только удобные, но, и красивые, служившие украшением: изделия из дерева, глиняную посуду, ткани и т. д.

Для создания необходимых для людей удобств и вместе с тем украшения их быта, их жизни надо стремиться к тому, чтобы все вещи, которыми человек окружен, Которыми пользуется во время работы, дома, в театре, на улице и т. д., не только соответствовали своему назначению, но и были красивы.

Так, например, токарь проводит целый рабочий день у своего станка, школьник — за партой. Поэтому токарный станок должен не только быстро и точно обтачивать детали, но и радовать глаз рабочего своим цветом, гладкой поверхностью. За школьной партой должно быть удобно сидеть и писать, вместе с тем она должна быть чистой, красивой по цвету и форме, и тогда школьнику будет приятно заниматься.

Для того чтобы достигнуть такого полного сочетания удобств и красоты, не только разрабатываются новые формы, сочетания цветов для предметов быта, но и создаются новые материалы:

  • металлические сплавы,

  • пластические массы,

  • синтетические ткани и т. д.

Главной чертой современного декоративно-прикладного искусст­ва становится большая простота предметов, их отделки.

Значительно изменилась теперь одежда человека, она приспосабливается к укладу современной жизни. Например, сейчас, когда женщины работают в учреждениях, на производстве, им неудобно было бы ходить в длинных юбках до полу, как в старину. А изменение длины потребовало и изменения фасонов: ширины, формы рукавов и т. д., изменения тканей, их цвета, рисунка, отделки. Более простому и удобному покрою одежды соответствует и более простой рисунок тканей, строящийся на красоте радостных сочетаний цвета.

Дома сейчас делают светлыми, с большими окнами, внимательно учитывая потребности жильцов, их удобства.

В комнатах должно быть все необходимое для жизни, но ничего лишнего, чтобы не было тесноты и духоты. Поэтому современная мебель небольших размеров. Чтобы она не казалась громоздкой, ее не украшают сложной резьбой, как в старину формы и отделка новой мебели просты. Ее красота достигается обработкой поверхности дерева, обивкой.

Яркими красками, простым рисунком отличаются сейчас декоративные ткани и другие предметы обихода: посуда, лампы и т. д. Светлые тона, простота формы предметов делают жилище удобным и радостным.


Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества
  • Начальные классы
Описание:

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка декоративно – прикладного творчества разработана для организации внеурочной деятельности младших школьников (1,2 классы) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Данная программа предусматривает:

  • углубленное ознакомление с теоретическими и практическими знаниями по декоративной работе и народным орнаментам,
  • графические и живописные упражнения,
  • выполнение художественных работ по народным мотивам,
  • украшение интерьера, класса и школы рисунками, стендами, декоративными панно.

Искусство декоративного оформления является одним из самых массовых видов художественного творчества.

Эстетическое и эмоционально – выразительное начало является важной особенностью декоративно – прикладной работы.

Эта работа формирует в детях художественный вкус, творческую инициативу, развивает чувство прекрасного.

Методика проведения кружковой работы строится на тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы.

Данная программа предусматривает углубленное ознакомление с теоретическими знаниями по декоративной работе и народным орнаментам, практические упражнения и выполнение художественных работ по народным мотивам, украшение интерьера класса и школы рисунками, стендами, декоративными панно.

На занятиях кружка дети совершенствуют навыки и умения, полученные на уроках изобразительного искусства по декоративному рисованию.

Работы выполняются под руководством учителя и по собственному замыслу детей. Предусматриваются коллективные, групповые и индивидуальные творческие работы. Работа, выполненная своими руками - огромная радость для ребят.

Это помогает поддерживать эмоциональный настрой в коллективе, интерес к занятиям.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность ребенка.

Приёмы и методы организации занятий кружка.

üигра,

üтруд,

üучение,

üобщение,

üтворчество.

При этом соблюдаются следующие правила:

üвиды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;

üдеятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;

üнеобходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

üвоспитывающего характера труда;

üнаучности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)

üсвязи теории с практикой

üсистематичности и последовательности;

üучёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;

üдоступности и посильности;

üсознательности и активности;

üнаглядности;

üпрочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

В процессе обучения в кружке у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:

1)политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;

2)общетрудовые: организаторские, конструкторские;

3)специальные: обработка бумаги, картона и других материалов; овладение различными техниками работы с акварелью, гуашью.

Формы организации учебной деятельности: групповая, конкурс, выставка, экскурсия, творческая мастерская.

Основной вид занятий практический.

Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.

Педагогические приёмы:

üформирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

üорганизации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

üстимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

üсотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;

üсвободного выбора.

В результате реализации рабочей программы кружка декоративно – прикладного творчества разработанной для организации внеурочной деятельности младших школьников (1,2 классы) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учащиеся получат возможность более глубокого и расширенного знакомства:

  • с художественными материалами и техникой работы художественными материалами (гуашь, масляная пастель, акварель, цветная бумага, фломастеры, бумагопластика, гелевые ручки);
  • с цветоведением: основные и составные цвета;
  • с декоративно – символической ролью цвета в декоративно-прикладном искусстве;
  • с пропорциями: соотношение целого и частей;
  • с произведениями декоративно – прикладного искусства.

Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки, конкурсы, творческие отчёты и проекты.

Программа актуальна, поскольку предполагает формирование у младших школьников:

  • ценностных эстетических ориентиров,
  • художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности,
  • даёт возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства,
  • проявить и реализовать свои творческие способности,
  • использовать полученные знания в творческих работах на уроках изобразительного искусства.

Программа рассчитана на 2 года: 1 год – 1класс, 2 год – 2 класс.

Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю по 35 минут под руководством педагога.

Автор Драник Алла Алексеевна
Дата добавления 15.11.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 2100
Номер материала MA-062296
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓