Главная / Технология / Рабочая программа и тематическое планирование "Домашняя экономика" (8 класс)

Рабочая программа и тематическое планирование "Домашняя экономика" (8 класс)


с. Светлоречное Зерноградский район Ростовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Светлоречная средняя общеобразовательная школа Зерноградского района




УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ Светлоречной СОШ

Приказ от ______20__ № _____

_________ ______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по курсу «Домашняя экономика»

(указать предмет, курс, модуль)


Уровень основного общего образования 8 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)


Количество часов __35_____


Учитель Рябов Владимир Александрович


Рабочая программа элективного курса «Домашняя экономика» разработана на основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд». Программа «Технология. Технический труд» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов общего образования по технологии, авторским коллективом в составе: А.А. Карачева, А.Е. Глозмана, В.М. Казаковича,

О.А. Кожина, Г.В. Пичугина, Е.А. Рыбакова, В.Д. Симоненко. Учебник «Технология» для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией В. Д. Симоненко. – М.: Вентана - Граф, 2012г.

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)






Содержание рабочей программы:

  1. Пояснительная записка стр. 3

  • Цели образования с учетом специфики учебного предмета;

  • Нормативные акты и учебно-методические документы;

  • Место и роль учебного курса в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы;

  • Количество учебных часов на которое рассчитана рабочая программа.

  1. Содержание учебного предмета стр. 7

  • Наименование разделов учебной программы;

  • Планируемый результат к каждому разделу учебной программы;

  • Система оценивания планируемых результатов.

  • Требования к уровню подготовки обучающихся


  1. Материально – техническое обеспечение образовательного

процесса стр. 11

  1. Календарно – тематическое планирование стр. 12

Пояснительная записка

к рабочей программе по курсу «Домашняя экономика».


Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета.


Программа элективного курса «Основы домашней экономики и предпринимательства» учитывает особенности развития познавательных интересов и мышления детей 14-15 лет, так как учащиеся этой возрастной группы могут мыслить логически, рассуждать теоретически и заниматься самоанализом. В данном курсе учащиеся осваивают, как зарабатывать и рационально тратить деньги, распределять домашние работы, умело использовать рабочее время в домашнем хозяйстве. Что представляет собой предпринимательство и кто такой предприниматель? Действительно ли так важна его роль в рыночной экономике?

Курс можно рассматривать и как профессиональную пробу в системе «человек-знаковая система». Его системообразующей идеей является интегрированный подход к освоению различных технологий, в условиях складывающихся рыночных отношений.

К жизни в условиях жесткой конкуренции на рынке труда, потребительских товаров и услуг необходимо готовить себя со школьной скамьи.

Одним из вариантов разработки и внедрения модулей инновационной направленности, актуальных для подготовки школьников является элективный курс технологической направленности «Основы домашней экономики и предпринимательства»

Данный курс позволяет выполнить следующие функции:

  • надстройка элективного курса;

  • удовлетворение познавательных интересов в различных областях деятельности человека (в условиях рыночной экономики);

  • обеспечение дополнительной подготовки учащихся для современных социально-экономических условий сегодняшней России;

  • помощь выпускнику школы при самоопределении и в выборе будущей профессии.

Цель курса:

  • помочь учащимся овладеть знаниями основ домашней экономики и предпринимательской деятельности;

  • сформировать у них навыки ведения домашнего хозяйства, научить применять имеющиеся у них знания при организации малого бизнеса.

Образовательные задачи курса:

  • освоение базовых теоретических знаний в сфере предпринимательской деятельности;

  • активизация творческого потенциала школьников;

  • получение ими опыта исследовательской, проектной деятельности при решении социально-значимых задач;

  • выявление и развитие коммуникативных способностей.








Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана рабочая программа.


Рабочая программа элективного курса «Домашняя экономика» разработана на основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд». Программа «Технология. Технический труд» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов общего образования по технологии, авторским коллективом в составе: А.А. Карачева, А.Е. Глозмана, В.М. Казаковича, О.А. Кожина, Г.В. Пичугина, Е.А. Рыбакова, В.Д. Симоненко. Учебник «Технология» для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией В. Д. Симоненко. – М.: Вентана - Граф, 2011г.

Рабочая программа является составной частью учебного плана образовательного учреждения, реализующего программы общего образования, и отражает методику реализации программ элективных курсов и дисциплин с учетом:

1) требований Федеральных компонентов Государственных образовательных стандартов;

2) обязательного минимума содержания учебных программ;

3) максимального объема учебного материала для обучающихся;

4) требований к уровню подготовки выпускников;

5) объема учебных часов нагрузки, определённого учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов.

Рабочая программа является составной частью учебного плана образовательного учреждения, реализующего программы общего образования, и отражает методику реализации программ учебных курсов и дисциплин с учетом:

  1. Федерального закона Российской федерации от 29 февраля 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

  2. Требований Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России о 05.03 2004г №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  3. Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ Минобразования России от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  4. Примерных программ основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов общего образования по технологии, авторским коллективом в составе: А.А. Карачева, А.Е. Глозмана, В.М. Казаковича, О.А. Кожина, Г.В. Пичугина, Е.А. Рыбакова, В.Д. Симоненко

  5. Методического письма Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005г №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  7. Приказ МБОУ Светлоречной СОШ от 23.04.2014г № 109 ««Об использовании Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  8. Учебного плана МБОУ Светлоречной СОШ на 2014 – 2015 учебный год, принятого на педагогическом совете (Протокол №15 от 25.06.2014г., утвержденного приказом директора школы № 167 от 25.06.2014г.);

  9. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта


Место учебного предмета в учебном плане.


Элективный курс «Домашняя экономика» успешно интегрируется с базовым курсом обучения в рамках образовательной области «Технология» (трудовое обучение) при разработке индивидуальных проектов. Элективный курс рассчитан в VIII классе на 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю, что дает возможность учащимся попробовать себя в данном виде деятельности, связанной с экономикой и предпринимательством, так как изучаются вопросы, связанные с понятиями: система хозяйствования, экономические связи в семье, ресурсы семьи, формирование семьи, менеджмент домашней экономики, маркетинг.

Структура курса представлена двумя разделами:

«Основы домашней экономики» (18 часов) и

«Основы предпринимательства» (17 часов).

Раздел I. «Основы домашней экономики» знакомит учащихся с основными понятиями, задачами ведения домашнего хозяйства, системой хозяйствования. Учащиеся понимают роль семьи в государстве, учатся планировать, экономить финансовые и материальные средства в семье, ресурсы семьи их воспроизводство, т.е. на примере ведения домашнего хозяйства, учащиеся осваивают в школе основы экономики, что доказывает необходимость и целесообразность данного раздела курса.

Большая роль в I разделе курса отводится проведению практических занятий. Учащиеся выполняют практические задания по анализу семейного бюджета, финансовой документации семьи, рациональному расходованию средств.

Раздел П. «Основы предпринимательства» включает в себя также теорию и практику. Раздел этого курса предусматривает экономическое развитие предпринимательского мышления, необходимое для умения правильно обобщать, оценивать и прогнозировать ситуации, для рационального ведения личного дела и получения прибыли, воспитывать уважение к частной собственности, прививать этику предпринимательской деятельности. Учащимся дается возможность, используя знания, полученные в I разделе применить их при организации малого бизнеса (на примере развития предпринимательской идеи в условиях имеющихся учебных мастерских-кабинетов обслуживающего и технического труда).

В данном разделе учащиеся изучают принципы и формы производства, знакомятся со сферой предпринимательской деятельности, технологией создания предприятия.

Большая роль в процессе обучения данному разделу отводится исследовательской деятельности учащихся, работе с дополнительной литературой, возможностям услуг Интернет в области малого бизнеса.

Формой отчетности, позволяющей оценить успешность усвоения материала курса, является разработка и защита проекта «Бизнес-план» «Прибыльное дело».

Содержание курса так же позволяет: осуществлять несложные экономические расчеты; разрабатывать основные этапы бизнес-плана; анализировать технологические процессы изготовления конкретных изделий или услуг; проводить сравнительную характеристику технологий: предпринимательства, проектирования продукции; определять гибкость рынка своего края; развивать экономическое и предпринимательское мышление.

Курс успешно интегрируется с базовым курсом обучения в рамках ОО «Технология» (трудовое обучение) при разработке индивидуальных проектов.

Основные формы обучения:

  • при выполнении практических работ по экономике ведения домашнего хозяйства: индивидуальная, парная, групповая;

  • при выполнении проектов, бизнес-плана, исследовательских работ – работа в малых группах, индивидуальная.

Основные методы обучения:

  • метод проблемного изложения;

  • мозговой штурм;

  • беседа, диалог;

  • метод проектов;

  • игровой.

Общим итогом курса является расширение поведенческого репертуара учащихся в ситуации продвижения себя на рынке товаров и услуг, развитие профессиональных стратегий, ориентации и выбору профессии в новых социально - экономических условиях.


Тематический план курса

пп


Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Прак

тика

Раздел I. Основы домашней экономики

17

11

6

1

Основные понятия, цели и задачи экономики. Рыночная система хозяйствования.

2

2


2

Домашняя экономика. Экономические связи в семье. Семейное хозяйство. Ресурсы семьи.

3

1

2

3

Бюджет семьи, доходы и расходы семьи. Менеджмент в домашней экономике.

6

4

2

4

Маркетинг в домашней экономике.

2

1

1

5

Правовые основы семейных отношений.

2

1

1

6

Экономика приусадебного участка, информационные технологии в домашней экономике. Коммуникация в домашней экономике

3

2

1

Раздел II. Основы предпринимательства

18

6

12

7

Основы предпринимательства, роль и место предпринимателя в рыночной экономике, принципы и формы.

5

2

3

8

Сферы предпринимательской деятельности, технология создания предприятия, источники финансирования, основная документация. Разработка бизнес-плана

6

3

3

9

Современная ситуация на рынке труда, товаров и услуг Ростовской области и города Зернограда

1

1


10

Разработка индивидуального проекта

4


4


Защита проекта

1


1


Общее количество часов:

34

17

17




2.Содержание учебного предмета.

Содержание программы элективного курса «Домашняя экономика»


Раздел I Основы домашней экономики (18 часов)


Тема 1. Основные понятия, цели и задачи экономики. Рыночная система хозяйствования.

Понятия «макро» и «микро» экономики. Цели и задачи экономики. Рыночные отношения. Рынок труда. Конкуренция, законы конкурентной борьбы. Отличие плановой экономики от рыночной. Семья - первичная социально экономическая ячейка общества.

Тема 2. Домашняя экономика. Экономические связи в семье. Семейное хозяйство. Ресурсы семьи

Экономические связи в семье, семья в экономической сфере общества, цели и задачи семейной экономики. Семейное хозяйство, его составляющие, ресурсы семьи, потребности.

Практические занятия

1. Составление пирамиды потребностей своей семьи.

2. Характеристика ресурсов своей семьи.

Тема 3. Бюджет семьи, доходы и расходы семьи. Менеджмент в домашней экономике

Связь “государство- семья”. Понятие о бюджете семьи. Источник доходов семьи. Роль школьника в увеличении доходов семьи, постоянные и переменные расходы. Распределение бюджета. Расходы на услуги, питание, оплату коммунальных услуг, семейных потребностей. Потребительская корзина. Уровень жизни. Учет, планирование, организация домашней экономики. Экономические возможности и потребности семьи. Покупка товаров и услуг, изучение коньюнктуры рынка, защита прав потребителей. Экономия средств. Анализ и планирование семейного бюджета.

Практические занятия

1. Выполнение экономических расчетов доходной и расходной части семейного бюджета

2. Определение баланса семьи

3. Определение статуса семьи (расчет душевого дохода).

4. Ролевая игра «Бюджет семьи»

.5. Контрольный кроссворд.

Тема 4. Маркетинг в домашней экономике

Экономическая деятельность в семье. Покупка товаров, свойства товаров и услуг, правила покупки.

Практические занятия

1. Разработка рекламы на конкретный вид товара или услуги.

2. Разработка товарного ярлыка.

Практическая работа

Составление текста делового письма в комиссию по защите прав потребителя на некачественную приобретенную продукцию.

Составление текста телефонного разговора в роли адресата.

Тема 5. Правовые основы семейных отношений

Принципы семейной политики государства. Характер семейных отношений, уровень благосостояния семьи

Практическое занятие

Рассмотрение статей и положений о семье в законодательстве Российской Федерации.

Тема 6. Экономика приусадебного участка, информационные технологии в домашней экономике.

Задачи приусадебного хозяйства. Оптимальная площадь приусадебного участка. Стоимость продукции сада и огорода. Планирование приусадебного участка.

Практическое занятие

Интегрированное занятие с предметом «Информатика»

Использование программы: электронные таблицы Excel.

1. Расчет стоимости и энергетической ценности любимого блюда.

2. Расчет материальных затрат на ремонт комнаты


Раздел II Основы предпринимательства (17 часов)

Тема 7. Основы предпринимательства, роль и место предпринимателя в рыночной экономике, принципы и формы

История предпринимательства в России. Предпринимательство как вид деятельности. Место и роль предпринимателя в рыночной экономике. Экономический интерес и этика предпринимателя, стратегия, организационно-правовые формы предпринимательства в России.

Практическое занятие

Рассмотрение этапов развития производственного предпринимательства (реализация изделий, выполняемых на уроках технологии).

Практическое занятие

Презентация рефератов по истории развития предпринимательства в России. Экономика России в начале XXI века.

Тема 8. Сферы предпринимательской деятельности, технология создания предприятия, источники финансирования, основная документация. Разработка бизнес-плана.

Основные сферы предпринимательской деятельности: финансы, торговля, производство, услуги. Создание предприятия. Устав и учредительный договор, их разработка. Основные этапы предпринимательской деятельности: выработка идеи; разработка бизнес-плана, опытно-конструкторские разработки, коммерция. Производственный процесс, производительность труда и пути ее повышения. Себестоимость продукции, пути ее снижения, маркетинг. Стартовый капитал, внутренние и внешние источники финансирования. Налогообложение в России. Имидж и этикет современного делового человека. Информационные технологии.

Практическое занятие

Деловая игра «Прибыльное производство»; «Бизнес- план».

Практическое занятие

Разработка конструкции изделия и технологической карты его изготовления.

Тема 9. Современная ситуация на рынке труда, товаров и услуг Ростовской области и Зерноградского района.

Общая характеристика экономического потенциала Ростовской области. Современное состояние экономики страны и ее важнейших отраслей. Региональные инвестиционные программы, перспективы рынка труда Ростовской области.

Рекомендации

Данную тему целесообразно провести в форме устного журнала с анализом ситуации на рынке труда, товаров и услуг Зерноградского района, как итоговое занятие по систематизации и обобщению знаний раздела .

Тема 10. Разработка индивидуального проекта

Учащимся предлагается перечень примеров предпринимательских идей, которые можно реализовать в условиях мастерских или дома.

Итоговой формой контроля в данном факультативном курсе является выполнение и презентация проектной работы «Мое дело», «Бизнес-план».

Планируемый результат к каждому изучаемому разделу в 8 классе:

8 класс

п/п

раздел

Требования к уровню подготовки обучающихся

1.

Основы домашней экономики

Знать смысл понятий: Понятия «макро» и «микро» экономики. Цели и задачи экономики. Понятие о бюджете семьи. Источник доходов семьи. Распределение бюджета. Экономическая деятельность в семье. Покупка товаров, свойства товаров и услуг, правила покупки. Характер семейных отношений, уровень благосостояния семьи Задачи приусадебного хозяйства.

Уметь: Составлять пирамиды потребностей своей семьи. Выполнять экономические расчеты доходной и расходной части семейного бюджета. Определять баланс семьи. Разрабатывать рекламу на конкретный вид товара или услуги. Рассчитывать стоимость и энергетическую ценность любимого блюда. Рассчитывать материальные затраты на ремонт комнаты.

2.

Основы предпринимательства


Знать смысл понятий: Место и роль предпринимателя в рыночной экономике. Основные сферы предпринимательской деятельности: финансы, торговля, производство, услуги. Современное состояние экономики страны и ее важнейших отраслей.

Уметь: Определять этапы развития производственного предпринимательства (реализация изделий, выполняемых на уроках технологии). Разрабатывать конструкцию изделия и технологическую карту его изготовления. Анализировать ситуацию на рынке труда, товаров и услуг Зерноградского района. Выполнить презентацию проектной работы «Мое дело», «Бизнес-план».


Система оценивания планируемых результатов


Критерии оценки результатов работы на уроке

Нормы оценки знаний

Отметка «5» ставиться, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» ставиться, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «3» ставиться, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные примеры.

Отметка «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.







Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса


Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности

В результате изучения элективного курса ученик независимо от изучаемого раздела должен:

знать/понимать

  • основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;


  • уметь

рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;

составлять пирамиды потребностей своей семьи, выполнять экономические расчеты доходной и расходной части семейного бюджета; определять баланс семьи; разрабатывать рекламу на конкретный вид товара или услуги;

Определять этапы развития производственного предпринимательства (реализация изделий, выполняемых на уроках технологии). Разрабатывать конструкцию изделия и технологическую карту его изготовления. Анализировать ситуацию на рынке труда, товаров и услуг Зерноградского района.


  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных инструментов; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.

















3.Материально – техническое обеспечение учебного предмета



В кабинете имеется:

  • противопожарный инвентарь и аптечка с набором перевязочных средств и медикаментов;

  • инструкция по правилам безопасности труда для обучающихся.

Мастерская оснащена:

  • учебно-методической, справочной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками, руководствами по проведению учебного эксперимента, инструкциями по эксплуатации учебного оборудования).

  1. Примерные программы «Технология» 5–9 классы. Стандарты второго поколения – М.: Просвещение, 2012.

  2. Афанасьева Т.П., Ерошин В.И., Пуденко Т.И. Основы предпринимательской деятельности: Учебное пособие для учащихся школ, лицеев, гимназий и др. учреждений среднего и начального проф. Образования. – М.: КОНСЭКО, 2008. – 336 с.

  3. Заиченко Н.А. Книга для учителя экономики к бизнес – курсу

«Букварь для Рокфеллеров». – Санкт – Петербург: СМИО Пресс, 2012. – 208 с.

  1. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012. – 192 с.

  2. Преображенская Е.В. Основы предпринимательства. Домашняя экономика: Методические рекомендации к проведению практических занятий. – Саратов: Лицей, 2012. – 112 с.

  3. Прикладная экономика: Сборник заданий: Пер. с англ. / Межрегиональная общественная организация «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.:Артель-сервис, 2012. – 256 с.

  4. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. «Семейная экономика»: Учебное пособие для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. Образовательная область «Технология».- М.: «Вита-Пресс», 2012.


  • экранно-звуковыми пособиями

  • компьютером с мультимедиопроектором

  • Цифровыми образовательными ресурсами:

  • www.edu.ru - Российское образование. Федеральный образовательный портал

  • www.rusedu.info

  • katalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет

  • www.uroki.net

  • :www.domovodstvo.fatal.ru - учителю технологии:.

  • rudovik.narod.ru - Технология и трудовое обучение.

  • http://bookoliki.gmsib.ru - Библоитечно-информационный центр

Заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения практических работ;

Столярным и слесарным инструментом;

Токарные станки;

Фрезерный станок

  • Комплектами тематических таблиц по всем разделам технологии.

  • Демонстрационными пособиями.





КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Домашняя экономика» 8 класс (1 час в неделю)



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Требования к уровню
подготовки обучающихся

Вид
контроля

Вид учебной деятельности

Дата
проведения

план.

факт.

Основы домашней экономики – 20 ч

1

Семья и бизнес. Потребности семьи.

1

Введение

новых знаний

Знать: понятие семьи; функции семьи; семейная экономика; ресурсы семьи; бюджет семьи.

Уметь: отличать потребности, ложные, рациональные, духовные, материальные.


Работа с учебником.


05.09


2

Основные понятия, цели и задачи экономики.


1

Комб.

урок

Знать: понятия «макро» и «микро» экономики. Цели и задачи экономики.


Фронтальный опрос

Работа с учебником


12.09


3

Рыночная система хозяйствования

1

Комб.

урок

Знать: рыночные отношения. Рынок труда. Отличие плановой экономики от рыночной.

Фронтальный опрос

Работа с учебником


19.09


4

Домашняя экономика. Экономические связи в семье.

1

Комб.

урок

Знать: о видах бизнеса, капитале и прибыли, связях семейного предпринимательства с государством.

Фронтальный опрос

Работа с учебником


26.09


5

Семейное хозяйство. Ресурсы семьи.

1

Комб.

урок

Знать: Связь семейного хозяйства с государством. Виды бизнеса и его классификация. Капитал и

прибыль. Предпринимательство в семье и его развитие на селе

Фронтальный опрос

Работа с учебником


03.10


6

Составление пирамиды потребностей своей семьи

1

Комб.

урок

Знать: потребности, ложные, рациональные, духовные, материальные.

Уметь: анализировать необходимости покупки, с учетом финансовых возможностей семьи


Практическая работа

Составление пирамиды потребностей своей семьи


10.10


7

Характеристика ресурсов своей семьи

1

Комб.

урок

Знать: распределение бюджета семьи. Расходы на услуги, питание, оплату коммунальных услуг, семейных потребностей

Уметь: анализировать финансовые возможности семьи

Практическая работа

Определение статуса семьи (расчет душевого дохода).


17.10


8

Бюджет семьи, доходы и расходы семьи.

1

Комб.

урок

Знать: понятие о бюджете семьи; доходах; расходах; структуре семейного бюджета.

Уметь: планировать недельные, месячные и годовые расходы семьи с учетом ее состава.

Практическая работа

Составить план расходов семьи на неделю


24.10


9

Менеджмент в домашней экономики


1

Комб.

урок

Знать: Учет, планирование, организация домашней экономики. Экономические возможности и потребности семьи

Практическая работа

Определение баланса семьи



31.10



10




Выполнение экономических расчетов доходной части семейного бюджета



1





Комб.

урок




Знать: Покупка товаров и услуг, изучение коньюнктуры рынка, защита прав потребителей. Экономия средств.

Уметь: Анализировать и планировать семейный бюджет.

Практическая работа




Выполнение экономических расчетов доходной части семейного бюджета


14.11




11


Выполнение экономических расчетов расходной части семейного бюджета




1


Комб. урок


Знать: Покупка товаров и услуг, изучение коньюнктуры рынка, защита прав потребителей. Экономия средств.

Уметь: Анализировать и планировать семейный бюджет.



Практическая работа


Выполнение экономических расчетов расходной части семейного бюджета



21.11


12

Маркетинг в домашней экономике

1

Комб.

урок

Знать: Экономическая деятельность в семье. Покупка товаров, свойства товаров и услуг, правила покупки

Ролевая игра

Ролевая игра «Бюджет семьи»



28.11


13

Разработка рекламы на конкретный вид товара или услуги

1

Комб.

урок

Знать: Виды рекламы, необходимость и возможности рекламы.

Уметь: представить свой товар или услугу с использованием информационных технологий

Практическая работа

Разработка рекламы на конкретный вид товара или услуги


05.12


14

Составление текста делового письма в комиссию по защите прав потребителя на некачественную приобретенную продукцию

1

Комб.

урок

Знать: правила составления делового письма в комиссию по защите прав потребителя на некачественную приобретенную продукцию (С применением ИКТ)

Практическая работа

Составление текста телефонного разговора в роли адресата.


12.12


15

Правовые основы семейных отношений

1

Комб.

урок

Знать: Принципы семейной политики государства. Характер семейных отношений, уровень благосостояния семьи

Фронтальный опрос

Рассмотрение статей и положений о семье в законодательстве РФ


19.12


16

Экономика приусадебного участка.


1

Комб.

урок

Знать: возможности использования приусадебного участка; его влияние на семейный бюджет.

Уметь: рассчитать стоимость продукции садового участка с учетом климатических условий

Практическая работа

Расчет стоимости продукции участка.



26.12


17

Информационные технологии в домашней экономике

1

Комб.

урок

Знать: Использование компьютерных программ для ведения учета в домашней экономике.

Практическая работа

Использование программы: электронные таблицы Excel


16.01


18

Использование программы электронная таблица org Calc

1

Комб.

урок

Уметь: использовать компьютерные программы для ведения учета в домашней экономике.

Практическая работа

Использование программы: электронные таблицы Excel


23.01


19

Расчет материальных затрат на ремонт квартиры


1

Комб.

урок

Знать: квадратуру квартиры, стоимость строительных материалов: обоев, шпатлевки, клея, различных приспособлений и инструментов.

Уметь: произвести необходимые расчеты, потребность строительных материалов для различных видов ремонтных работ

Практическая работа

Расчет материальных затрат на ремонт комнаты




30.01


20

Составление месячного бюджета семьи

1

Комб.

урок

Знать: понятие о бюджете семьи; доходах; расходах; структуре семейного бюджета.

Уметь: планировать недельные, месячные и годовые расходы семьи с учетом ее состава.

Практическая работа

Составление месячного бюджета семьи


06.02


Основы предпринимательства -10 часов

21

Основы предпринимательства, роль и место предпринимателя в рыночной экономике.

1

Введение

новых знаний

Знать: История предпринимательства в России. Предпринимательство как вид деятельности. Место и роль предпринимателя в рыночной экономике. Экономический интерес и этика предпринимателя, стратегия, организационно-правовые формы предпринимательства в России.


Работа в тетради



13.02


22

Рассмотрение этапов развития производственного предпринимательства

1

Комб.

урок

Знать: Основные этапы предпринимательской деятельности: выработка идеи; разработка бизнес-плана, опытно-конструкторские разработки, коммерция.

Фронтальный опрос

Работа в тетради


20.02


23

Экономика России в начале XXI века

1

Комб.

урок

Знать: Основные сферы предпринимательской деятельности: финансы, торговля, производство, услуги. Создание предприятия. Устав и учредительный договор, их разработка

Фронтальный опрос

Презентация рефератов по истории развития предпринимательства в России.


27.02


24-

25

Сфера предпринимательской деятельности, технология создания предприятия

2

Комб.

урок

Знать: Стартовый капитал, внутренние и внешние источники финансирования. Налогообложение в России. Имидж и этикет современного делового человека. Информационные технологии.

Деловая игра

Деловая игра «Прибыльное производство


06.03

13.03


26

Разработка бизнес-плана.

1

Комб.

урок

Знать: разработка бизнес-плана, опытно-конструкторские разработки, коммерция. Производственный процесс, производительность труда и пути ее повышения. Себестоимость продукции, пути ее снижения, маркетинг.

Практическая работа

Составление примерного бизнес-плана


20.03


27

Источники финансирования.

Основная документация.

1

Комб.

урок

Знать: Стартовый капитал, внутренние и внешние источники финансирования.

Фронтальный опрос

Работа в тетради


03.04


28

Разработка конструкции изделия и технологической карты его изготовления (С применением ИКТ)

1

Комб.

урок

Знать: конструкторские документы; основные технологические документы.

Уметь: составлять технологическую карту с использованием ИКТ

Практическая работа

Составить технологич карту


10.04


29

Современная ситуация на рынке труда


1

Комб.

урок

Знать: Современное состояние экономики страны и ее важнейших отраслей. Региональные инвестиционные программы, перспективы рынка труда Ростовской области.

Устный журнал

Записи в тетради


17.04


30

Современная ситуация на рынке труда, товаров и услуг Ростовской области и Зерноградского района

1

Комб.

урок

Знать: Общая характеристика экономического потенциала Зерноградского района. Региональные инвестиционные программы, перспективы рынка труда Зернорадского района.

Устный журнал

Записи в тетради


24.04


Проектная деятельность - 5 часов

31-

32

Разработка индивидуального проекта


2

Комб.

урок

Знать: методы определения потребностей и спроса на рынке товаров и услуг; методы поиска информации об изделиях и материалах; последовательность разработки творческого проекта.

Уметь: обосновывать идею индивидуального проекта на основе маркетинговых опросов.

Контроль

качества

работы

Выполнение

творческого

проекта



08.05


33

Разработка в данном проекте бизнес-плана


1

Комб.

урок

Уметь: обосновывать разработку в проекте бизнес-плана на основе маркетинговых опросов; анализировать возможности бизнес-плана; составлять технологическую карту.

Контроль

качества

работы

Выполнение

бизнес-плана


15.05


34

Открытие своего дела


1

Комб.

урок

Знать: последовательность работы над проектом; технологические операции; правила оформления проектных материалов.

Уметь: обосновывать свой

выбор темы; оформлять творческий проект; представлять свою работу

Контроль

качества

работы

Выполнение

творческого

проекта



22.05


35

Защита проекта


1

Комб.

урок

Уметь: обосновывать свой

выбор темы;

Контроль

качества

работы

Презентация проекта


29.05




12


Рабочая программа и тематическое планирование "Домашняя экономика" (8 класс)
  • Технология
Описание:

Программа элективного курса «Основы домашней экономики и предпринимательства» учитывает особенности развития познавательных интересов и мышления детей 14-15 лет, так как учащиеся этой возрастной группы могут мыслить логически, рассуждать теоретически и заниматься самоанализом. В данном курсе учащиеся осваивают, как зарабатывать и рационально тратить деньги, распределять домашние работы, умело использовать рабочее время в домашнем хозяйстве. Что представляет собой предпринимательство и кто такой предприниматель? Действительно ли так важна его роль в рыночной экономике?

Курс можно рассматривать и как профессиональную пробу в системе «человек-знаковая система». Его системообразующей идеей является интегрированный подход к освоению различных технологий, в условиях складывающихся рыночных отношений.

К жизни в условиях жесткой конкуренции на рынке труда, потребительских товаров и услуг необходимо готовить себя со школьной скамьи.
Автор Рябов Владимир Александрович
Дата добавления 18.05.2015
Раздел Технология
Подраздел Планирования
Просмотров 1599
Номер материала 59542
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓