Главная / Начальные классы / Рабочая программа и КТП по окружающему миру . УМК "Начальная школа 21 века". 3 класс

Рабочая программа и КТП по окружающему миру . УМК "Начальная школа 21 века". 3 класс







МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЕМИБУГРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО учителей Заместитель директора по УМР Директор МБОУ «Семибугровская ООШ»

начальных классов МБОУ «Семибугровская ООШ» ___________ /Ибрагимова Р.С./ _______ / Доштамбаева И.Ж./ __________ / Кравцова Е.Н./ Протокол № __ от « ___» _____________2013г. « _____» _____________ 2013г. Приказ № ___ от «____» ___________2013г.

Рабочая программа по окружающему миру

УМК «Начальная школа 21 века»

Класс 3 «а»

Предмет окружающий мир

Количество часов по учебному плану 68

Количество уроков в неделю 2 Планирование составлено в соответствии со сборником программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века», - 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана –Граф, 2012.-176 с. Учебник: Авторы: Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир: 3 класс: в 2 ч.- 3-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2013г.

Составитель рабочей учебной программы: Шудирова Л.Т.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:

- требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.)

- авторской программы «Окружающий мир» для начальной школы, разработанной Виноградовой Н.Ф. в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф.Виноградова).

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год.

Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости 1} системе «человек — природа — общество»;

  1. осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

  2. подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

  3. подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных






умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек — природа — общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность» и др.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Актуализация знаний предполагает их отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной категории, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание
в программе (и, соответственно, в учебниках) уделяется общекультурным сведениям — о творческой деятельности лю
дей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства и т. п. В Программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел: «Расширение кругозора школьников».

4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).

  1. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

  2. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение,







  1. проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п. Все это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.

«Окружающий мир» — предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.).

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

Программа рассчитана на 4 года изучения. Распределение по темам условно, учитель по своему усмотрению может изменять соотношение часов.


Программа обеспечена следующим учебно - методическим комплектом:

  • Окружающий мир:3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2/Н.Ф. Виноградова / – 3-е изд., испр.. – М.: Вентана-Граф, 2012.

  • Окружающий мир:3 класс: Рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2/Н.Ф. Виноградова/ – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013г.

  • Окружающий мир:3-4 классы: методическое пособие для учителя / Н.Ф. Виноградова /. – М.: Вентана-Граф, 2012г.



Количество учебных часов.

На изучение окружающего мира в 3 классе отводится 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.



Формы организации учебного процесса – урок.



Форма и способы проверки и контроля знаний – проверочная работа, тестирование.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Данная программа обеспечивает достижение необходимых предметных и метапредметных результатов курса, заложенных в ФГОС НОО.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР».

Ученик научится:

характеризовать условия жизни на Земле;

— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

— описывать свойства воды (воздуха);

— различать растения разных видов, описывать их;

объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

— объяснять отличия грибов от растений;

— характеризовать животное как организм;

— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

составлять описательный рассказ о животном;

приводить примеры (конструировать) цепи питания;

характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разных эпох;

называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

работать с географической и исторической картой, контурной картой.


Ученик получит возможность научиться:


— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб,

условные обозначения на карте;

приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

проводить несложные опыты по размножению растений.

проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена

— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

— высказывать предположенияобсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.





МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР».

У третьеклассника должны формироваться :

* готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

* достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

* личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

* основы российской гражданской идентичности,

* понимание особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

* воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

* понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

* основы экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Третий класс (68 ч)

Введение (1ч)

Земля наш общий дом ( 8 ч) Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории. Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды и водоемов от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха. Почва — среда жизни организмов. Состав почвы. Плодородие почвы. Охрана почв. Природные зоны России: ледяная зона, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня (общая характеристика). Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек изучает Землю. История возникновения карты.

Царства природы (23 ч) Бактерии. Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии. Растения. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика. Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений. Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими. Грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами. Животные. Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей). Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Особенности жизнедеятельности животных: передвижение, питание, дыхание, выделение. Размножение. Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Охрана животного мира. Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей. Наша Родина: от Руси до России (8 ч). Древняя Русь. Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи). Восточнославянские племена. Первые славянские поселения, древние города. Первый русский князь. Московская Русь. Основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя. Москва – столица России. Иван Грозный – первый русский князь. Российская империя. Основные исторические события, произошедшие до 1917 года. Петр I Великий. Екатерина II Великая. Последний российский император Николай II Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Основные исторические события, произошедшие с 1917 года до наших дней. Как люди жили в старину (9 ч). Из истории имен. Как рождалось имя. Фамилия, имя, отчество. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Какими людьми были славяне. Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина. Какие предметы окружали людей в старину. Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Русская трапеза. Хлеб да вода – крестьянская еда. Богатый дом – обильная еда. Верования языческой Руси. Во что верили славяне. Боги древних славян. Принятие христианства на Руси. Крещение Руси. Христианские праздники.

Как трудились люди в старину ( 15 ч)

Что создавалось трудом крестьянина. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Что создавалось трудом ремесленника. Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Что создавалось трудом рабочего. Мануфактуры, фабрики и заводы. Первые железные дороги. Изобретения, которые появились в ХIХ – ХХ веках. Развитие техники в России. Пароходы. Автомобили. Самолеты и аэростаты. Освоение космоса. Проверочные уроки «Проверь себя»( 4 ч)


Практическая часть программы. Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры. Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.




ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.

Для контроля за освоением программного материала используются в основном письменные текущие и итоговые проверочные работы.

Текущие проверочные работы проводятся после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция дальнейшего процесса обучения.

В соответствии с требованиями Инструктивно-методического письма о преподавании окружающего мирав начальных классах в 2013-2014 учебном году плановых проверочных работ в 3 классе - 4. Материалы для проверочных работ взяты из сборника Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир. Методика обучения» Москва, Издательский центр Вентана-Граф 2009 год.



НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ. Нормы, критерии оценки и виды контроля по окружающему миру взяты из сборника Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир. Методика обучения» Москва, Издательский центр Вентана-Граф 2009 год.

Оценивание устного ответа:

Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения, устанавливает связи между объектами и явлениями природы, правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик исправляет сам при указании на них учителя.

Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, допускает серьезные неточности в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.





Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Оценивание тестов:

«5» - если ученик набрал 27-30 баллов; «4» - если ученик набрал 23-26 баллов; «3» - если ученик набрал 18-22 балла; «2» - если ученик набрал менее 17 баллов.



Оценивание контрольной работы:

«5» - если все задания выполнены правильно;

«4» - одна, две ошибки и один недочёт(невнимательность);

«3» - три ошибки и одно исправление;

«2» - четыре ошибки.



Оценивание практической работы:

«5» - если работа выполнена правильно и аккуратно;

«4» - если работа выполнена с небольшими недочётами;

«3» - если работа выполнена в неполном объёме, но основная часть выполнена;

«2» - если к работе приступил и есть попытки сделать, но сделано меньше половины.









Проверочная работа № 1

по теме «Земля – наш общий дом».

I четверть



  1. Определите, есть ли ошибка в высказывании (подчеркни «да» или «нет»).

К телам живой природы относятся: растения, снег, дождь, снег,

животные и человек.

  • да

  • нет

Воздух – смесь газов.

  • да

  • нет



  1. Отметь правильное высказывание.

Солнце – звезда.

Солнце – планета.



  1. Самое большое тело в Солнечной системе- это...

1) планета 2) солнце 3) космические тела

  1. Отметь неправильное высказывание:

1) Жизнь на Земле возможна без солнечного света. Его заменят электричество, нефть, каменный уголь.

2)Солнечный свет и тепло- необходимые условия для жизни на Земле.

  1. Воздушная оболочка Земли — это...

1)атмосфера 2) астрономия 3)экватор

  1. Исток — это....

1) место рождения реки 2) место, где река впадает в море

  1. Вставь пропущенные слова.

а)На географической карте горы обозначаются_________________

цветом, леса - ______________ цветом, а водоёмы________________

цветом.

б) Солнце – источник света и ____________ .

  1. Как называется воображаемая линия, где земля соединяется с небом?

1) ось симметрии 2) линия горизонта 3) прямая линия

  1. Параллели — это...

1) линии, которые сходятся в одной точке;

2)линии, которые пересекают меридианы;

3) линия, которая делит на глобусе земной шар пополам.



  1. Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за:

1) 12 ч. 2) 6 ч. 3) 24 ч.



  1. На Земле больше:

1) воды 2)суши



  1. Чистая вода — это....

1)белая жидкость с приятным запахом, легко изменяет объём;

2) голубая жидкость без запаха, сохраняет свою форму;

3) прозрачная бесцветная жидкость, не имеет вкуса и запаха, текуча, принимает форму сосуда.

  1. Запиши названия ядовитых растений, произрастающих в нашей местности._____________________





Проверочная работа № 2

по теме «Животный и растительный мир Земли».

II четверть



  1. Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.

    • Белый медведь, бурый медведь, акула, тигр.

    • Олень, лось, заяц, сова.



  1. Соедини название животного и слово, обозначающее способ его взаимодействия с сородичами.

пчёлы муравьи слоны



живут колониями живут стадами живут семьями

3.Отметь правильное высказывание. Каково положительное влияние насекомых на жизнь растений?

  • опыляют растения

  • повреждают органы растений

  • уничтожают вредителей

  • заражают растения

  • уничтожают больные растения

4. Напиши названия птиц, которые живут в нашем крае.

5. Отметь неверные ответы.

Паук – насекомое.

Паук – не насекомое.

У животных нет органов чувств.

У животных есть органы чувств.

6. Закончи предложения.

Звери, птицы, рыбы - ______________________________ животные.

Насекомые, пауки, раки, черви - _____________________ животные.



7. Какова роль животных в природе?



Проверочная работа № 3

по теме: «Каким был человек в разные исторические времена».

III четверть



  1. Запиши имена великих русских князей, которые много сделали для развития русского государства.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Приведи примеры устаревших древнерусских имён.

____________________________________________________________________



  1. Закончи предложения.

Первым русским царём стал_____________________________________.

Первым российским императором ________________________________.

Последний русский император ___________________________________.



  1. Установи историческую последовательность названий нашего государства (поставь цифры 1, 2, 3, 4).

Советская Россия, Древняя Русь, Московская Русь, Россия.



  1. Закончи предложение.

Большевики пришли в России к власти в __________ году.



  1. Дополни предложения.

До появления христианства наши предки были______________, то есть верили _______________________.

Христианство на Руси было принято в ___ веке, при великом князе___________.



7. Как питались наши предки?







Проверочная работа № 4

по теме: «Как трудились люди в разные времена»

IV четверть



  1. Исправь ошибки, если они есть.

1560 год – это 16 век

1235 год – это 12 век

1945 – год – это 20 век



  1. Отметь правильные ответы.

Крестьяне работали на помещиков.

Помещики работали на крестьян.

Ремесленники работают в поле.

Ремесленники изготавливают полезные в хозяйстве предметы.



  1. Закончи предложения.

Крепостные крестьяне – это ____________________________________.

Ремесленники – это ___________________________________________.



  1. Напиши, какие ремёсла были в России в 17 – 18 веках.



  1. Запиши, какие условия нужны были для того, чтобы люди занимались этой деятельностью?

Ловля рыбы - ______________________________________

Обработка дерева - _________________________________

Производство металла - _____________________________

Изготовление посуды - _______________________________



  1. Напиши, несколько наиболее важных, на твой взгляд, достижений, которые относятся к 19 веку.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Закончи предложения.

Первый искусственный спутник Земли был запущен в космос _______________.

Первым космонавтом в мире стал советский лётчик _____________________ .

Он пробыл в космосе _____________________ минут.



8. Какие технические достижения советского времени тебе известны? Напиши.






















































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

п/п


Тема урока

Тип урока

К-во часов

Дата по плану

Дата по факту



Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Урок Знания


1

02.09

02.09

Знать:

-название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, родного города;

-государственную символику России.

П:

Владеет рассуждением, описанием, повествованием.

Р:

Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Готовность и способность к саморазвитию. Самостоятельность мышления. Сформированность мотивации к обучению.

ЗЕМЛЯ-НАШ ОБЩИЙ ДОМ (8 Ч)

2

Где и когда ты живёшь?

Урок вхождения в новую тему.

1

07.09

07.09

Знать:

-название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, родного города;

-государственную символику России.

П:

Использует рисунки, схемы, таблицы при выполнении заданий. Строит простейшие модели.

Л:

Проявляет внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к учёбе, как интеллектуальному труду, принимает ценность познавательной деятельности.

Заинтересованность в углублении и расширении получаемых знаний.

3

Природные тела и природные явления. Солнце – тело неживой природы.

Комбинированный урок.

1

09.09

09.09

Знать:

-тела живой и неживой природы.

Уметь:

различать объекты природы.


П:

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

К:

Соблюдает при взаимодействии с партнёром нормы речевого этикета и правила устного общения.

Слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения.


Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности.

Предвидит результат своей деятельности.

4

Земля – планета солнечной системы.

Комбинированный урок.

1

14.09

14.09

Знать:

-планеты Солнечной системы.

К:

Участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Р:

Понимает цель выполняемых действий, ставит учебную задачу под руководством учителя.

П:

Ориентируется в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).




Умеет проводить наблюдения, делать выводы. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации.

5

Земля – планета жизни. Солнце – источник тепла и света.

Урок изучения нового материала.

1

16.09

16.09

Знать:

-общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь:

-объяснять значение Солнца для жизни на Земле.


Л:

Проявляет внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к учёбе, как интеллектуальному труду, принимает ценность познавательной деятельности.

П:

Использует рисунки, схемы, таблицы при выполнении заданий. Строит простейшие модели.

Взаимодействует с участниками диалога. Умеет искать нужную информацию. Умеет доводить работу до конца.

Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

6

Вода - условие жизни на Земле.

Комбинированный урок.

1

21.09

21.09

Уметь:

-называть свойства воды;

-решать задачи в учебных ситуациях.

П:

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

К:

Соблюдает при взаимодействии с партнёром нормы речевого этикета и правила устного общения.

Слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения.

Ищет информацию.

Предвидит результат своей деятельности.

Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

7

Воздух - условие жизни на Земле

Комбинированный урок.

1

23.09

23.09

Уметь:

-называть свойства воздуха;

-решать задачи в учебных ситуациях.

П:

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

Л:

Адекватно воспринимает оценку собственной деятельности, данную одноклассниками, учителем. Признает собственные ошибки.

К:

Участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.

8

Изображение Земли.

Урок изучения нового материала

1

28.09

28.09

Знать:

Способы познания окружающего мира.

Иметь:

представление о глобусе, как модели Земли.

Р:

Понимает цель выполняемых действий, ставит учебную задачу под руководством учителя.

П:

Использует рисунки, схемы, таблицы при выполнении заданий. Строит простейшие модели.

Успешно осуществляет учебную деятельность.

Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Умеет доводить работу до конца.

9

План и карта. Практическая работа.

Комбинированный урок.

1

30.09

30.09

Уметь:

работать с географической и исторической картой, глобусом, с контурной картой.



П:

Использует рисунки, схемы, таблицы при выполнении заданий. Строит простейшие модели.

Л:

Проявляет внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к учёбе, как интеллектуальному труду, принимает ценность познавательной деятельности.

Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.

Умеет доводить работу до конца.


ЦАРСТВА ПРИРОДЫ (23 Ч)

10

Бактерии.

Комбинированный урок.

1

05.10

05.10

Знать:

какие бывают бактерии.


П:

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

Р:

Понимает цель выполняемых действий, ставит учебную задачу под руководством учителя.

К:

Участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.

11

Грибы.

Комбинированный урок.

1

07.10

07.10

Уметь:

-отличать грибы от растений;

-съедобные и несъедобные грибы.

П:

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

Р:

Следует при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия. Следует режиму организации учебной деятельности.






Понимает роль человека в обществе. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

12

Растения встречаются повсюду. Экскурсия в природные сообщества.

Экскурсионный урок.

1

12.10

12.10

Знать:

Некоторые особенности растений разных мест обитания;

-общие условия для жизни живых организмов.


Л:

Проявляет внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к учёбе, как интеллектуальному труду, принимает ценность познавательной деятельности.

П:

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)




Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.

13

Разнообразие растений на Земле.

Урок-проект.

1

14.10

14.10

Уметь:

-приводить примеры разных групп растений(2-3 представителя из изученных.

Р:

Следует при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия. Следует режиму организации учебной деятельности.

П:

Использует рисунки, схемы, таблицы при выполнении заданий. Строит простейшие модели.



Л:

Адекватно воспринимает оценку собственной деятельности, данную одноклассниками, учителем. Признает собственные ошибки.



Предвидит результат своей деятельности.

Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Умеет доводить работу до конца.

14

Растение – живой организм. Практическая работа.

Комбинированный урок.

1

19.10

19.10

Уметь:

-различать части растения;

-раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Р:

Понимает цель выполняемых действий, ставит учебную задачу под руководством учителя.

П:

Использует рисунки, схемы, таблицы при выполнении заданий. Строит простейшие модели.

К:

Соблюдает при взаимодействии с партнёром нормы речевого этикета и правила устного общения.

Слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения.

Использует информацию для решения учебных и практических задач.

Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.

15

Размножение растений.

Урок-исследование.

1

21.10

21.10

Уметь:

- проводить несложные опыты по размножению растений

К:

Участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы.

П:

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

Р:

Следует при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия. Следует режиму организации учебной деятельности.

Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.

16

Распространение плодов и семян.

Комбинированный урок.

1

26.10

26.10

Уметь:

-приводить примеры участия в распространении плодов и семян явлений неживой природы ( ветер, вода) и животных.

П:

Использует рисунки, схемы, таблицы при выполнении заданий. Строит простейшие модели.

Р:

Понимает цель выполняемых действий, ставит учебную задачу под руководством учителя.

Л:

Проявляет внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к учёбе, как интеллектуальному труду, принимает ценность познавательной деятельности.

Использует информацию для решения учебных и практических задач.

Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.

17

Проверь себя.

Контрольный урок.

1

28.10

28.10

Уметь:

-выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы.

П:

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

Л:

Адекватно воспринимает оценку собственной деятельности, данную одноклассниками, учителем. Признает собственные ошибки.

Предвидит результат своей деятельности.

Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

18

Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные.

Комбинированный урок.

1

02.11

02.11

Уметь:

-осуществлять оценку воздействия человека на природу.

Р:

Следует при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия. Следует режиму организации учебной деятельности.

П:

Использует рисунки, схемы, таблицы при выполнении заданий. Строит простейшие модели.

Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы.

19

Как возникло земледелие. Хлеб всему голова.

Комбинированный урок.

1

16.11

16.11

Уметь:

-приводить примеры культурных растений в жизни человека.

П:

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

К:

Участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Л:

Адекватно воспринимает оценку собственной деятельности, данную одноклассниками, учителем. Признает собственные ошибки.

Умеет работать в группе.

Предвидит результат своей деятельности.

Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

20

Красная книга России.

Урок-исследование.

1

18.11

18.11

Знать:

-правила поведения в природе.

Уметь:

-приводить примеры причин исчезновения растений;

-принимать участие в охране природы.

П:

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

К:

Соблюдает при взаимодействии с партнёром нормы речевого этикета и правила устного общения.

Слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения.

Принимает нормы правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

21

Животные – часть природы. Роль животных в природе.

Комбинированный урок.

1

23.11

23.11

Уметь:

-характеризовать роль животных в природе;

-приводить примеры одноклеточных и многоклеточных животных.

П:

Ориентируется в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

Р:

Понимает цель выполняемых действий, ставит учебную задачу под руководством учителя.

Л:

Проявляет внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к учёбе, как интеллектуальному труду, принимает ценность познавательной деятельности.

Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет ее этапы.

22

Разнообразие животных.

Комбинированный урок.

1

25.11

25.11

Уметь:

-приводить примеры разных животных.

П:

Использует рисунки, схемы, таблицы при выполнении заданий. Строит простейшие модели.

Р:

Следует при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия. Следует режиму организации учебной деятельности.

Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы.

23

Животное – живой организм.

Комбинированный урок.

1

30.11

30.11

Уметь:

-характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных.

П:

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

Р:

Понимает цель выполняемых действий, ставит учебную задачу под руководством учителя.




Умеет работать индивидуально и в малых группах.

Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.

24

Животное – живой организм.

Комбинированный урок.

1

02.12

02.12

Уметь:

-рассказывать о способах размножения животных.

П:

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

Л:

Проявляет внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к учёбе, как интеллектуальному труду, принимает ценность познавательной деятельности.

Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.

25

Поведение животных.

Комбинированный урок.

1

07.12

07.12

Уметь:

-приводить примеры разнообразного поведения животных.

Р:

Понимает цель выполняемых действий, ставит учебную задачу под руководством учителя.

Л:

Адекватно воспринимает оценку собственной деятельности, данную одноклассниками, учителем. Признает собственные ошибки.

П:

Ориентируется в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

Соотносит информацию с имеющимися знаниями.

Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет ее этапы.

26

Беспозвоночные животные.

Урок изучения нового материала.

1

09.12

09.12

Знать:

-представителей беспозвоночных животных.

Уметь:

- составлять рассказ о животном по плану.

К:

Участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Р:

Следует при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия. Следует режиму организации учебной деятельности.

П:

Использует рисунки, схемы, таблицы при выполнении заданий. Строит простейшие модели.

Использует информацию для решения учебных и практических задач.

Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности.


27

Позвоночные животные.

Урок изучения нового материала.

1

14.12

14.12

Знать:

-представителей позвоночных животных.

Уметь:

- составлять рассказ о животном по плану.

Л:

Проявляет внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к учёбе, как интеллектуальному труду, принимает ценность познавательной деятельности.

П:

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)




Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности.

28

Позвоночные животные

Комбинированный урок.

1

16.12

16.12

Знать:

-представителей позвоночных животных.

Уметь:

- составлять рассказ о животном по плану.

Р:

Понимает цель выполняемых действий, ставит учебную задачу под руководством учителя.

П:

Ориентируется в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

Л:

Проявляет внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к учёбе, как интеллектуальному труду, принимает ценность познавательной деятельности.



Предвидит результат своей деятельности.

Использует информацию для решения учебных и практических задач.

29

Природное сообщество.

Урок-исследование.

1

21.12

21.12

Уметь:

-приводить примеры цепи питания.

Л:

Адекватно воспринимает оценку собственной деятельности, данную одноклассниками, учителем. Признает собственные ошибки.

П:

Использует рисунки, схемы, таблицы при выполнении заданий. Строит простейшие модели.

Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности.


30

Человек и животное. Почему люди приручали диких животных.

Комбинированный урок.

1



















23.12



















23.12

Уметь:

-ориентироваться в понятии «одомашнивание животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

П:

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

К:

Соблюдает при взаимодействии с партнёром нормы речевого этикета и правила устного общения.

Слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения.

Использует информацию для решения учебных и практических задач.

Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.

31

Заповедники.

Урок-путешествие.

1















28.12















28.12

Уметь:

-называть причины исчезновения растений и животных.

Р:

Понимает цель выполняемых действий, ставит учебную задачу под руководством учителя.

Л:

Проявляет внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к учёбе, как интеллектуальному труду, принимает ценность познавательной деятельности.

Предвидит результат своей деятельности.

Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.

32

Проверь себя.

Контрольный урок.

1

30.12

30.12

Уметь:

-выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы

П:

Использует рисунки, схемы, таблицы при выполнении заданий. Строит простейшие модели.

Предвидит результат своей деятельности.

Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

НАША РОДИНА: ОТ РУСИ ДО РОССИИ (8 Ч)

33

Древняя Русь. Восточно-славянские племена.

Урок изучения нового материала.

1

















13.01



















13.01

Знать:

-потомков восточных славян.

Уметь:

-показывать на карте союзы племен.

П:

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

К:

Соблюдает при взаимодействии с партнёром нормы речевого этикета и правила устного общения.

Слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения.

Идентифицирует себя как гражданина РФ. Испытывает чувство гордости за национальные достижения. Помогает в совместном решении проблемы.

34

Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси.

Комбинированный урок.

1











18.01











18.01

Уметь:

-показывать на карте территорию Древнерусского государства, столицу, крупные города.

П:

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

Р:

Следует при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия. Следует режиму организации учебной деятельности.

Идентифицирует себя как гражданина РФ. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры.

Использует информацию для решения учебных и практических задач.

35

Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси.

Комбинированный урок.

1













20.01













20.01

Знать:

-одну из легенд о русских князьях.

Уметь:

-работать с лентой времени.

Р:

Понимает цель выполняемых действий, ставит учебную задачу под руководством учителя.

Л:

Адекватно воспринимает оценку собственной деятельности, данную одноклассниками, учителем. Признает собственные ошибки.

Идентифицирует себя как гражданина РФ.

Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.

Предвидит результат своей деятельности.

36

Как Москва стала столицей.Иван Грозный.

Комбинированный урок.

1

















25.01

















25.01

Знать:

-Иван Грозный – первый русский князь.

Уметь:

-показывать на карте территорию Московской Руси, города, вошедшие в ее состав.

П:

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

Л:

Проявляет внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к учёбе, как интеллектуальному труду, принимает ценность познавательной деятельности.

Идентифицирует себя как гражданина РФ. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

37

Петр I – Великий император России.

Урок изучения нового материала.

1



















27.01



















27.01

Уметь:

-кратко рассказывать об образовании Российской империи.

Знать:

-Петр I – император.

К:

Соблюдает при взаимодействии с партнёром нормы речевого этикета и правила устного общения.

Слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения.

Р:

Следует при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия. Следует режиму организации учебной деятельности.

Идентифицирует себя как гражданина РФ.

Использует информацию для решения учебных и практических задач.

38

Екатерина II Великая.

Комбинированный урок.

1













01.02













03.02

Знать:

-почему Екатерину II назвали Великой.

Уметь:

-кратко характеризовать деятельность царицы на благо России.

П:

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

К:

Участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Идентифицирует себя как гражданина РФ.

Предвидит результат своей деятельности.

Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

39

Император Николай II.

Комбинированный урок.

1

















03.02

















08.02

Знать:

-дату свержения последнего русского царя.

Уметь:

- рассказывать о Николае II и его семье:

- приводить пример его характера, особенностей его правления.

П:

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

Л:

Адекватно воспринимает оценку собственной деятельности, данную одноклассниками, учителем. Признает собственные ошибки.


Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.

40

Советская Россия.

Комбинированный урок.

1



08.02



10.02

Знать:

-главу государства в современной России, основы устройства Современной России.

Уметь: правильно называть нашу страну в ХХI веке.


П:

Использует рисунки, схемы, таблицы при выполнении заданий. Строит простейшие модели.

Л:

Проявляет внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к учёбе, как интеллектуальному труду, принимает ценность познавательной деятельности.

К:

Участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Использует информацию для решения учебных и практических задач.

Предвидит результат своей деятельности. Понимание ценности любой жизни.

КАК ЛЮДИ ЖИЛИ В СТАРИНУ ( 9 Ч).

41

Из истории имен.


1















10.02















15.02

Уметь:

-объяснить, как рождались имена и фамилии;

-подбирать имена, похожие на русские.

Р:

Понимает цель выполняемых действий, ставит учебную задачу под руководством учителя.

К:

Соблюдает при взаимодействии с партнёром нормы речевого этикета и правила устного общения.

Слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения.

Идентифицирует себя как гражданина РФ.

Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

42

Как выглядели наши предки.

Урок изучения нового материала.

1















15.02















17.02

Уметь:

-описать внешность славян.

П:

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

Л:

Адекватно воспринимает оценку собственной деятельности, данную одноклассниками, учителем. Признает собственные ошибки.

Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.

Идентифицирует себя как гражданина РФ.

Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

43

Как в старину трудились наши предки.

Комбинированный урок.

1



















17.02



















22.02

Уметь:

- рассказать труде наших предков

Л:

Проявляет внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к учёбе, как интеллектуальному труду, принимает ценность познавательной деятельности.

П:

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)


Любит свою семью. Умеет доводить работу до конца.

Предвидит результат своей деятельности.

44

Как защищали нашу Родину наши предки. Какими были наши предки.

Комбинированный урок.

1















22.02


















Уметь:

-рассказать о защите Родины нашими предками.

Л:

Адекватно воспринимает оценку собственной деятельности, данную одноклассниками, учителем. Признает собственные ошибки.

Р:

Понимает цель выполняемых действий, ставит учебную задачу под руководством учителя.

К:

Участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет ее этапы.

Использует информацию для решения учебных и практических задач.

45

Какие предметы окружали русских людей.

Урок изучения нового материала.

1

















24.02


















Знать:

-какие предметы окружали русских людей.

Уметь:

- описывать устройство и внешний вид русского жилища.

П:

Использует рисунки, схемы, таблицы при выполнении заданий. Строит простейшие модели.

Р:

Следует при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия. Следует режиму организации учебной деятельности.

Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.

46

Какие предметы окружали русских людей.

Комбинированный урок.

1



01.03




Знать:

-какие предметы окружали русских людей.

Уметь:

- называть одежду людей разных сословий.

П:

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

Л:

Проявляет внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к учёбе, как интеллектуальному труду, принимает ценность познавательной деятельности.

Предвидит результат своей деятельности.

Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.

47

Русская трапеза.

Комбинированный урок.

1













03.03













03.03

Знать:

-чем питались крестьяне.

Уметь:

-называть особенности трапезы в городе и в сельской местности.

П:

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

К:

Участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Уважительно относится к людям труда, к своей стране.

Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.


48

Во что верили наши предки.

Урок изучения нового материала.

1







10.03







10.03

Знать:

-до появления христианства славяне были язычниками.

Уметь:

-называть языческих богов славян.

П:

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

К:

Соблюдает при взаимодействии с партнёром нормы речевого этикета и правила устного общения.

Слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения.

Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.



Использует информацию для решения учебных и практических задач.

49

Принятие христианства на Руси.

Урок изучения нового материала.

1

















15.03

















15.03

Знать:

-как происходило принятие христианства на Руси.

Уметь:

-называть некоторые христианские праздники.

П:

Использует рисунки, схемы, таблицы при выполнении заданий. Строит простейшие модели.

Л:

Проявляет внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к учёбе, как интеллектуальному труду, принимает ценность познавательной деятельности.

Предвидит результат своей деятельности.

Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет ее этапы.

50

Проверь себя.

Контрольный урок.

1















17.03















17.03

Уметь:

-выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы

П:

Использует рисунки, схемы, таблицы при выполнении заданий. Строит простейшие модели.

Л:

Адекватно воспринимает оценку собственной деятельности, данную одноклассниками, учителем. Признает собственные ошибки.

Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.




КАК ТРУДИЛИСЬ В СТАРИНУ.( 15 Ч).

51

Что создавалось трудом крестьянина.

Комбинированный урок.

1





05.04





05.04

Знать:

-о возникновении земледелия на Руси.

Уметь:

-называть виды деятельности крестьянина.

К:

Соблюдает при взаимодействии с партнёром нормы речевого этикета и правила устного общения.

Слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения.

П:

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)


Уважительно относится к людям труда, к своей стране.

Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.

52

Труд крепостных крестьян.

Комбинированный урок.

1









07.04









07.04

Знать:

-что такое крепостное право в России;

-дату отмены крепостного права.


П:

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

Л:

Проявляет внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к учёбе, как интеллектуальному труду, принимает ценность познавательной деятельности.

Предвидит результат своей деятельности.

Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет ее этапы.

Уважительно относится к людям труда, к своей стране.

53

Что такое ремесло.

Комбинированный урок.

1



12.04



12.04

Знать:

-что такое ремесло и кого называют ремесленником.

Уметь:

-рассказать об особенностях труда ремесленника. о развитии ремесел в России.

Р:

Следует при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия. Следует режиму организации учебной деятельности.

П:

Использует рисунки, схемы, таблицы при выполнении заданий. Строит простейшие модели.

Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Использует информацию для решения учебных и практических задач.

54

Игрушечных дел мастера.

Комбинированный урок.

1









14.04









14.04

Уметь:

-сравнивать игрушки по виду, по материалу.

-показывать на карте места традиционных народных промыслов.

Л:

Адекватно воспринимает оценку собственной деятельности, данную одноклассниками, учителем. Признает собственные ошибки.

П:

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)


Уважительно относится к людям труда, к своей стране.

Предвидит результат своей деятельности.

55

Маленькие мастера.

Интегрированный урок.

1























19.04























19.04

Уметь:

-рассказывать об особенностях изготовления игрушек русскими мастерами;

- рассказать, что умеют мастерить сами, что умеют мастерить их родители.

Л:

Проявляет внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к учёбе, как интеллектуальному труду, принимает ценность познавательной деятельности.

П:

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

К:

Участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет ее этапы.

Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.

56

О гончарном ремесле.

Экскурсионный урок.

1





21.04





21.04

Знать:

-гончарное ремесло – одно из древних.

Уметь:

-комментировать значение труда гончаров.

П:

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

Р:

Следует при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия. Следует режиму организации учебной деятельности.

Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Уважительно относится к людям труда, к своей стране.


57

О труде ткачей.

Комбинированный урок.

1













26.04













26.04

Знать:

-особенности работы по изготовлению одежды.

Уметь:

-приводить примеры ткачества, прядения, шитья в сказках разных народов.

П:

Использует рисунки, схемы, таблицы при выполнении заданий. Строит простейшие модели.

Р:

Понимает цель выполняемых действий, ставит учебную задачу под руководством учителя.

Использует информацию для решения учебных и практических задач.

Уважительно относится к людям труда, к своей стране.

58

Русские оружейники.

Комбинированный урок.

1











28.04











28.04

Знать:

- «оружейные» города России

Уметь:

-рассказывать об изготовлении оружия и защитных доспехов.

П:

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

К:

Соблюдает при взаимодействии с партнёром нормы речевого этикета и правила устного общения.

Слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения.

Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.

Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Уважительно относится к людям труда, к своей стране.

59

Первые российские мануфактуры.

Урок изучения нового материала

1



















03.05



















03.05

Уметь:

- делать вывод об эффективности использования механизмов и машин по сравнению с ручным трудом.

П:

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

Р:

Понимает цель выполняемых действий, ставит учебную задачу под руководством учителя.

К:

Участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет ее этапы.

Уважительно относится к людям труда, к своей стране.

60

Что создавалось трудом рабочего.

Первые российские мануфактуры.

Комбинированный урок.

1









05.05









05.05

Знать:

-значение слов «фабрика», «завод».

Уметь:

-рассказать о развитии мануфактур, заводов и фабрик в России.

Л:

Проявляет внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к учёбе, как интеллектуальному труду, принимает ценность познавательной деятельности.

Р:

Понимает цель выполняемых действий, ставит учебную задачу под руководством учителя.

П:

Ориентируется в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

Предвидит результат своей деятельности.

Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Уважительно относится к людям труда, к своей стране.

61

Железные дороги в России.


1



















10.05



















10.05

Знать:

-дату построения первой железной дороги.

Уметь:

-рассказать о первой железной дороге и показать ее на карте.

П:

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

Р:

Следует при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия. Следует режиму организации учебной деятельности.

Использует информацию для решения учебных и практических задач.

Уважительно относится к людям труда, к своей стране.

Испытывает чувство гордости за национальные достижения.

62

Первые пароходы и пароходство в России.

Урок изучения нового материала.

1







12.05







12.05

Знать:

-о значении развития пароходства в России.

Уметь:

-показывать на карте реки России.

П:

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.) Р:

Понимает цель выполняемых действий, ставит учебную задачу под руководством учителя.


Предвидит результат своей деятельности.

Уважительно относится к людям труда, к своей стране.

Испытывает чувство гордости за национальные достижения.

63-64

Автомобилестроение в России.

Комбинированный урок.

2



























17.05

19.05



























17.05

19.05

Знать:

-несколько марок автомобилей, выпускаемых в России.

Уметь:

-классифицировать автомобили по назначению перевозок.

П:

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

Л:

Проявляет внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к учёбе, как интеллектуальному труду, принимает ценность познавательной деятельности.

К:

Соблюдает при взаимодействии с партнёром нормы речевого этикета и правила устного общения.

Слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения.

Уважительно относится к людям труда, к своей стране.

Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Испытывает чувство гордости за национальные достижения.

65

Самолетостроение в России.

Комбинированный урок.

1















24.05
















24.05


Знать:

-разные виды самолетов.

Уметь:

-рассказать о роли современной авиации.

Р:

Понимает цель выполняемых действий, ставит учебную задачу под руководством учителя.

П:

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)


Использует информацию для решения учебных и практических задач.

Уважительно относится к людям труда, к своей стране.

Испытывает чувство гордости за национальные достижения.

66



1

26.05

26.05




67- 68

Время космических полетов.

Комбинированный урок.

2

















28.05

31.05


































28.05

31.05

Знать:

-фамилию «отца российской космонавтики» _К.Э.Циалковского; дату открытия «Эры космических полетов», первый искусственный спутник, первых космонавтов СССР.


Р:

Следует при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия. Следует режиму организации учебной деятельности.

П:

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)




Испытывает чувство гордости за национальные достижения.

Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.

Использует информацию для решения учебных и практических задач.

Предвидит результат своей деятельности.

Уважительно относится к людям труда, к своей стране.

69

Проверь себя.

Контрольный урок.

1











31.05











31.05

Уметь:

-выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы

П:Использует рисунки, схемы, таблицы при выполнении заданий. Строит простейшие модели.

Л:Адекватно воспринимает оценку собственной деятельности, данную одноклассниками, учителем.

Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

























ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.





Основная литература

1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012. 2.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 классы. Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2012. 3.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 3-4 классы. Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2012 4. Журова Л.Е. Беседы с учителем. Третий класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Дополнительная литература 1. Окружающий мир:3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2/Н.Ф. Виноградова / – 3-е изд., испр.. – М.: Вентана-Граф, 2012. 2. Окружающий мир:3 класс: Рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2/Н.Ф. Виноградова/ – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013г





















МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



п/п

Наименование раздела, наименование объектов и средств материально- технического обеспечения.


1

Иллюстрации (плакаты, альбомы и др.)

1.1

Комплект таблиц

«Окружающий мир» 3 класс

1.1.1

Тела, вещества, частицы

1.1.2

Круговорот воды в природе

1.1.3

Связи в живой природе

1.1.4

Цепи питания

1.1.5

Черви, малюски, иглокожие, ракообразные

1.1.6

Паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся

1.1.7

Размножение и развитие животных

1.1.8

Водоросли, мхи, папоротники

1.1.9

Грибы

1.1.10

Распространение семян

1.1.11

Животноводство

1.1.12

Растениеводство

1.1.13

Скелет, мышцы

1.1.14

Деньги

1.2

Комплект таблиц

«Естествознание» 1-4 класс

1.2.1

Живая и неживая природа

1.2.2

Виды термометров

1.2.3

Изменение температуры воздуха

1.2.4

Части растения

1.2.5

Плоды и семена

1.2.6

Травянистые растения

1.2.7

Ярусы леса

1.2.8

Хвойные и лиственные растения

1.2.9

Грибы

1.2.10

Дикие и домашние животные

1.2.11

Питание диких и домашних животных

1.2.12

Насекомые

1.2.13

Перелётные и зимующие птицы




2.


Средства икт

2.1

Средства икт (цифровые образовательные ресурсы (цор)



2.1.1

Название сайта / электронный адрес

Министерство образования и науки РФhttp://www.ed.gov.ru

2.1.2

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

2.1.3

Астраханский институт АИПК

2.1.4

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

2.1.5

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

2.1.6

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

2.1.7

Образовательный портал «Учеба» http://www.uroki.ru

2.2


Информационные источники (специализированные)



2.2.1

Электронные учебные пособия (диски)

«Мифы Древней Греции»

2.2.2

«Природа и человек»

2.2.3

«Природа России»

2.2.4

«Детская энциклопедия о животных»

2.2.5

«Детская энциклопедия подводного мира»

2.2.6

«История России и её ближайших соседей»

2.2.7

«Живая планета»

2.2.8

Комплект цветных диапозитивов с методическими комментариями

3.

Оборудование и приборы

3.1

3.1.1

Мультимедийные средства обучения:

Компьютер

3.1.2

Проектор

3.1.3

Интерактивная доска

3.1.4

Графический планшет

3.2

Демонстрационный материал

3.2.1

Гербарий «Основные группы растений

3.2.2

Гербарий для начальной школы

3.2.3

Гербарий «Растительные сообщества

3.2.4

Гербарий «Культурные растения»

3.2.5

Коллекция «Шёлк»

3.2.6

Коллекция «Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников»

3.2.7

Коллекция «Шерсть»

3.2.8

Коллекция «Хлопок»

3.2.9

Ручная лупа

3.2.10

Глобус

3.2.11

Теллурий (модель трёхпланетная – Солнце-Земля- Луна

3.2.12

Лабораторная посуда:

колба

лейка

































Рабочая программа и КТП по окружающему миру . УМК "Начальная школа 21 века". 3 класс
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:

- требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.)

- авторской программы «Окружающий мир» для начальной школы, разработанной Виноградовой Н.Ф. в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф.Виноградова).

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год.

Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружаю­щую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способст­вуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют пред­ставления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

Автор Шудирова Лилия Тулебаевна
Дата добавления 15.05.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 1946
Номер материала 59436
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓