Главная / Начальные классы / Рабочая программа и КТП по детской риторике. 3 класс

Рабочая программа и КТП по детской риторике. 3 класс



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЕМИБУГРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО учителей Заместитель директора по УМР Директор МБОУ «Семибугровская ООШ»

начальных классов МБОУ «Семибугровская ООШ» ___________ /Ибрагимова Р.С./ _______ / Доштамбаева И.Ж./ __________ / Кравцова Е.Н./ Протокол № __ от « ___» _____________2013г. « _____» _____________ 2013г. Приказ № ___ от «____» ___________2013г.




Рабочая программа по курсу «Детская риторика»

Класс 3 «а»

Учебный курс «Детская риторика»

Количество часов по учебному плану 34

Количество уроков в неделю 1



Учебник: Авторы: Ладыженская Т.А., Н.В. Ладыженская, Р.И.Никольская, Г.И.Сорокина «Детская риторика в рассказах и рисунках»: учебник-тетрадь для 3 класса в 2 частях. – М: 2013 г. Составитель рабочей учебной программы: Шудирова Л.Т.




Рабочая программа по риторике для 3 класса


Пояснительная записка


Рабочая программа, по направлению «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 3 классов, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа разработана по учебнику Т. А. Ладыженской «Детская риторика в рассказах и рисунках» и составлена с учетом возможностей третьеклассников гимназии и включает в себя следующие разделы:

- пояснительная записка;

- основные цели уроков риторики;

- основные задачи уроков риторики;

- основные методические принципы уроков риторики;

- основные риторические умения;

- основное содержание с примерным распределением учебных часов;

- основные формы и методы работы;

- требования к уровню подготовки учеников.


Риторика помогает осознать общечеловеческие ценности, учит гуманитарному мышлению, помогает будущему члену общества искать и находить выходы из различных неоднозначных ситуаций, развивающего способности адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Риторика формирует позитивное отношение к миру, к личности, развивает аналитические навыки. С помощью этого предмета ребенок учится адекватному речевому поведению, становится личностью, меньше подверженной стрессам.

Риторика готовит детей к успешной работе в коллективе, тем самым, выполняя важный социальный заказ.

На основе этой программы будут формироваться коммуникативно-речевые умения, будет формироваться личность, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д.


Основные понятийные компоненты делятся на 2 блока:

1 блок формирует умение анализировать и оценивать общение; речевой этикет; качества речи;

2 блок формирует умение говорить, слушать, писать, читать — умение общаться – речевой жанр. Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, так как называет тот вид высказывания, которому следует учить.

Весь материал программы сгруппирован по разделам указанных блоков.


Рабочая программа по риторике рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).




Основные цели уроков риторики


* формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;

* формирование инструментальных знаний – о способах деятельности;

* формирование понятийного аппарата, его отбора и интерпретации;

* развитие познавательных интересов, мышления, пространственного воображения;

* интеллектуальных, творческих, организаторских способностей.


Основные задачи уроков риторики


* обучение умелой, искусной и эффективной речи;

* развитие дара речи;

* научение свободному владению речью, свободой слова для самовыражения;

* воспитание творческой личности;

* воспитание внимания, уважения доброго отношения к людям;

* воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости и ответственности за результаты своей деятельности.


Основные методические принципы

Принцип практической направленности предполагает обучение риторической деятельности. История и теория риторики изучаются только в необходимой мере.

Принцип перспективных динамических связей предполагает строгий учет внутрипредметных связей.

Принцип учета сферы повышенной речевой деятельности учащихся. Реализуется отбор речевых жанров, иллюстрированных материалов, видов задач и т.д.

Принцип сквозных методических идей как объединяющих весь курс обучения. Идеи воспитания внимания, уважения, доброго отношения к людям; идея овладения речью, свободой слова для самовыражения и т.д.


Основные риторические умения


Первый тип умений (У-1). Умение анализировать и оценивать общение, а именно:

- корректность речевого поведения (речи) в ситуациях, обозначенных в разделах «Наука риторика», «Учимся говорить», «Вежливое общение», «Правила успешного пересказа», «Учись объяснять, доказывать»;

- уместность использования несловесных (невербальных) средств общения — жестов, мимики, телодвижений, интонации в устных высказываниях, предусмотренных учебником.

Второй тип умений (У-2). Умение общаться как минимум в пределах, обозначенных в программе (при решении риторических задач, разыгрывании этикетных диалогов, сочинении считалок, сказочных историй), в частности:


- ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его в разделах «Учимся читать и писать», «Текст», «Правильная речь», «Поздравления»;

- уместность использования словесных и несловесных средств общения, учитывая ситуацию общения, например, учитывать адресата, аудиторию; формировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.





Содержание программы

Наука риторика – 5 часов

Повторение о науке риторика. Понятие о красноречии. Говорим «тихо», «громко», «не тем тоном». Повторение о речевой ситуации (кто – адресант? Кто -адресат?). Твои речевые роли (говоришь, читаешь, слушаешь, пишешь). Слушаем, смотрим. С какой целью? Зачем? (объяснения, сообщения и т.д.)


Учимся говорить – 6 часов

Неподготовленная речь (следить за своей речью, за тем, что и как ты говоришь, кому и в какой обстановке говоришь). Подготовленная речь (с какой целью, о чём, что ты будешь говорить? Что главное хочешь сказать? Ключевые слова, рисунок, схема, план, репетиция выступления). Говорим подробно, кратко (лаконичность, ёмкость, сжатость, обстоятельно, детально). Комплимент (похвала, добрые, приветливые и обязательно правдивые слова). Слушаем. Вдумываемся (сосредоточься, постарайся, запиши, не перебивай, следи за…).


Учимся читать, писать – 3 часа.

Читаем учебные тексты (учебные тексты, абзацы). Учимся писать, редактировать (правки письменных текстов, редактирование)


Вежливое общение - 4 часа

Что такое вежливость? (пожалуйста, извини, спасибо и др.) Вежливо, невежливо, грубо (грубые выражения, воспитанность). Добрые дела – добрые слова (посмотри на себя в зеркало, добрые дела) А ты вежлив? Игры и задачи.


Текст – 2 часа.

Тексты разные нужны (типы, разновидности текстов)

Диалог, монолог (разыгрывание сцен со сменой говорящих)


Правильная речь – 3 часа.

Пиши правильно (орфографический словарь, нормы правильного письма)

Произноси правильно (орфоэпический словарь, нормы правильного произношения) Употребляй слова правильно (толковый словарь, разъяснить, истолковать, растолковать)


Правила успешного пересказа – 3 часа.



Пересказ (краткий, подробный, близкий к тексту). Выбери нужное (выборочный пересказ, начальное предложение, цитата в пересказе). Кратко о книге (аннотация)


Поздравления – 3 часа.

Поздравляю кого? Как? и желаю кому? Как? (обращение, поздравление, пожелание). С днем рождения! (начать, сам текст, пожелание). С новым годом! (поздравления от души). С праздником 8 марта! (милым мамам, бабушкам, девочкам)


Учись объяснять, доказывать – 2 часа.

Рассуждение и вывод (рассуждать, объяснять, доказывать, вывод) Правило в доказательстве (точное правило, своя точка зрения, цитата в



доказательстве)

Что общего – чем отличаются – 3 часа

Сравни и скажи (сравнить, различия, напоминание, сходство). Правила сравнения (сопоставимые признаки, форма, величина, окраска).

Как строятся сравнительные тексты (параллельные сравнения, одновременно, вначале, затем). Подведем итоги (риторический праздник).





Основные формы и методы работы

Для достижения поставленных целей и задач особое место в программе занимают следующие формы работы:

* риторический анализ устных и письменных текстов;

* риторические задачи;

* риторические игры.










ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Данная программа обеспечивает достижение необходимых предметных и метапредметных результатов курса, заложенных в ФГОС НОО.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ДЕТСКАЯ РИТОРИКА».


Ученик научится:


приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

отличать подготовленную и неподготовленную речь;

знать особенности неподготовленной речи;

осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

знать особенности диалога и монолога;

анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

пользоваться основными способами правки текста.



Ученик получит возможность научиться


- быть хорошим слушателем, уместно использовать изученные средства словесного и несловесного общения;

- вступать в контакт и поддерживать грамотно разговор, уметь благодарить, вести этикетный диалог;

- анализировать и оценивать говоримую речь по темпу, громкости и т.д.; пользоваться наиболее подходящими приемами чтения текстов;

- определять основные компоненты коммуникативной ситуации, произносить скороговорки.




МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ДЕТСКАЯ РИТОРИКА».

У третьеклассника должны формироваться умения:


формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;

в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.






ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ДЕТСКАЯ РИТОРИКА».



У третьеклассника продолжат формироваться умения:



оценивать свою вежливость;


определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);


осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;


осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;


понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.













Календарно-тематическое планирование уроков риторики в 3 классе

по учебнику Т. А. Ладыженской «Детская риторика в рассказах и рисунках» (1 час в неделю)


урока

ТЕМА УРОКА

К-во часов

Тип урока

Дата по плану

Дата по факту

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне


Наука риторика

5 часов




Рассказывать о науке риторике, задачах, значении её в

жизни людей и т.д. (П).

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).

Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях (П).

Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты (П).

Называть задачи общения (Н).

Называть некоторые коммуникативные профессии (Н).

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче (Н).

Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи (Н).


1

Риторика – красноречие (повторение)

1

урок-диалог

04.09

04.09

2

Кто? Что? Кому? Речевая ситуация

1

урок-дискуссия

11.09

11.09

3

Почему? Зачем? Речевые роли

1

урок-диалог

18.09

18.09

4 - 5

Слушаем, смотрим. С какой целью? Зачем?

2

урок-дискуссия

урок-диалог

25.09 02.10

25.09 02.10


Учимся говорить

6 часов




Различать подготовленную и неподготовленную речь (П).

Анализировать примеры неподготовленной речи (Н).

Называть приёмы подготовки устного высказывания (П).

Демонстрировать уместное



использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания (Н).

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко (П).


6

Неподготовленная речь

1

урок - общение

09.10

09.10

7 - 8

Подготовленная речь

2

урок - общение

16.10 23.10

16.10 23.10

9

Говорим подробно, кратко

1

урок-дискуссия

30.10

30.10



10



Комплимент



1



урок - общение



13.11



13.11

11

Слушаем. Вдумываемся

1

урок-диалог

20.11

20.11


Учимся читать, писать

3 часа




Анализировать роль различных выделений в учебных текстах (П).

Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план (П).

Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П).

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами (Н).


12

Читаем учебные тексты

1

урок-литератур. кафе

27.11

27.11

13-14

Учимся писать, редактировать

2

урок-редакция

04.12 11.12

04.12 11.12


Вежливое общение

4 часа




Давать определение вежливости (П).

Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях (П).

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам (П).

15

Что такое вежливость?

1

урок-дискуссия

18.12

18.12

16

Вежливо, невежливо, грубо

1

урок-дискуссия

25.12

25.12

17

Добрые дела – добрые слова

1

урок-диалог

15.01

15.01

18

А ты вежлив? Игры и задачи.

1

урок-игра

22.01

22.01


Текст

2 часа




Называть признаки текста, типы текстов (Н).

Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты (П).

Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления (Н).

Различать диалог и монолог (П).

Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения (П).


19

Тексты разные нужны

1

урок-доклад

29.01

29.01

20

Диалог, монолог

1

комбинированный урок

05.02

05.02


Правильная речь

3 часа




Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению (П).

Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего (Н).

Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём (Н).


21

Пиши правильно

1

урок-редакция

12.02

12.02

22

Произноси правильно

1

урок-литератур. кафе

19.02

19.02

23

Употребляй слова правильно

1

урок-литератур. кафе

26.02

26.02


Правила успешного пересказа

3 часа





Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста (П).
Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения (П).

Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа (П).
Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста (П).

Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе (П).

Вводить в пересказ эффективные цитаты (Н).

Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги (Н).



24

Пересказ

1

урок - общение

05.03


25

Выбери нужное.

1

урок - общение

12.03


26

Цитата в пересказе. Кратко о книге.

1

урок - общение

19.03



Поздравления

3 часа




Анализировать структуру

поздравления – устного и письменного (П).

Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации (П).
Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление (П).



27


Поздравляю и желаю


1


урок-диалог


02.04


28

С днем рождения! С новым годом!

1

урок-диалог

09.04


29

С праздником 8 марта!

1

урок-диалог

16.04



Учись объяснять, доказывать

2 часа




Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом (П).

Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении (П).

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами (П).

30

Рассуждение и вывод

1

урок-диалог

23.04


31

Правило и цитата в доказательстве

1

комбинированный урок

30.04




Что общего – чем отличаются

2 часа





Анализировать сравнительные описания, их структуру (Н).

Называть правила сравнения (П).

Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения (П).

Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение (П).

Реализовывать сравнительное описание разными способами

(П).

32

Сравни и скажи. Правила сравнения.

1

урок - общение

07.05


33

Как строятся сравнительные тексты

1

урок - общение

14.05









Подведем итоги

1 час


21.05



34

Риторический праздник.


комбинированный урок



Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).

Разыгрывать риторические игры (П).


35

Резерв

1


28.05








ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.



Реализация рабочей программы обеспечена рекомендованным МО РФ учебно-методическим комплектом, включающим:



- учебник «Детская риторика в рассказах и рисунках» для III класса под ред. Т. А. Ладыженской (М.: Баласс - Ювента, , 2012 г);


- методические рекомендации «Уроки риторики в школе», книга для учителя, М.: Баласс - Ювента, , 2010 г


- М.Р. Львов, «Речь младших школьников и пути их развития»


- М.И. Оморокова, «Совершенствование чтения младших школьников»


- С.П. Ефимова, М.М. Безруких, «Ребенок идет в школу»


- Программа общеобразовательных учреждений.



Рабочая программа и КТП по детской риторике. 3 класс
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа, по направлению «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 3 классов, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа разработана по учебнику Т. А. Ладыженской «Детская риторика в рассказах и рисунках» и составлена с учетом возможностей третьеклассников гимназии и включает в себя следующие разделы:

- пояснительная записка;

- основные цели уроков риторики;

- основные задачи уроков риторики;

- основные методические принципы уроков риторики;

- основные риторические умения;

- основное содержание с примерным распределением учебных часов;

- основные формы и методы работы;

- требования к уровню подготовки учеников.

Риторика помогает осознать общечеловеческие ценности, учит гуманитарному мышлению, помогает будущему члену общества искать и находить выходы из различных неоднозначных ситуаций, развивающего способности адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Риторика формирует позитивное отношение к миру, к личности, развивает аналитические навыки. С помощью этого предмета ребенок учится адекватному речевому поведению, становится личностью, меньше подверженной стрессам.

Риторика готовит детей к успешной работе в коллективе, тем самым, выполняя важный социальный заказ.

На основе этой программы будут формироваться коммуникативно-речевые умения, будет формироваться личность, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д.

Автор Шудирова Лилия Тулебаевна
Дата добавления 15.05.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 2642
Номер материала 59433
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓