Главная / Технология / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФГОС ПО ТЕХНОЛОГИИ для 5 неделимых классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФГОС ПО ТЕХНОЛОГИИ для 5 неделимых классов

Утверждена приказом

директора МКОУ СОШ №4

№_____ от___________________

М.В.Кравцова________________



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

с. Малые Ягуры




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФГОС ПО ТЕХНОЛОГИИ


для

5 неделимых классов


на 2015-2016 уч.год



составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

примерной программы основного (общего) образования по направлению «Технология»,

с учетом требований образовательного стандарта и ориентирована на работу по учебникам под редакцией Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко – М.: «Вентана-Граф», 2014 г

Программа реализуется в 5 классе в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год (34 учебные недели).


учитель технологии МКОУ СОШ№4 с. Малые Ягуры

Варданян Наталия Орлеановна



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по технологии для 5 неделимых классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного (общего) образования по направлению «Технология», с учетом требований образовательного стандарта и ориентированы на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Технология: программа 5 -8 классы/авт.-сост. Н.В.Синица, В.Д.Симоненко – М.: «Вентана-Граф», 2014 г

  2. Технология. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, -М:Вентана –Граф, 2014 . ФГОС.

  3. Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений, рабочая тетрадь для учащихся образовательных организаций/ Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, -М:Вентана –Граф, 2014 .


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели и задачи:

освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, формирование представлений о технологической

культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно

значимых изделий;

овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической

информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного

определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих,

коммуникативных и организаторских способностей;

воспитание патриотизма, мотивов учения и трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, приобретение учащимися практических умений в сельскохозяйственной и прикладной творческой деятельности, их социально-трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.

Программа предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

-технологическая культура производства;

-распространенные технологии современного производства;

-культура, эргономика и эстетика труда;

-получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

-основы черчения, дизайна;

-элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

-знакомство с миром профессий; выбор учащимися жизненных и профессиональных планов;

-влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

-методы технической, творческой, проектной деятельности;

-история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Общими во всех направлениях программы являются разделы «Технологии исследовательской и опытнической деятельности», «Современное производство и профессиональное образование». Их содержание определяется соответствующими технологическими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии).

Данная программа позволяет учителю получить о целях, содержании, воспитании и развитии обучающихся средствами данного учебного предмета, а также конкретизирует содержание тем образовательного стандарта, отражает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Отличие данной разработки состоит в том, что она учитывает интересы как девочек, так и мальчиков, давая им возможность получить первичные представления о всех разделах программы и профессиональные знания и умения по широкому кругу профессий, интересных для обеих категорий обучающихся, облегчающих процесс социальной адаптации, помогающих активизировать и углубить их познавательную деятельность. Изделия для практических работ выбираются учителем и могут варьироваться в зависимости от степени подготовленности учеников, их пола и возраста.

Базовыми в данной программе являются разделы:

«Дизайн пришкольного участка», «Кулинария», «Технология ведения дома», «Электротехника», «Художественные ремесла», «Создание изделий из текстильных материалов», «Технология творческой и опытнической работы».

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). Изучение материала программы, связанного с практическими работами, предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.

Одним из ведущих разделов программы является « Кулинария», который включает в себя обучение навыкам приготовления пищи наиболее простыми способами. Ознакомление с основами физиологии питания, приготовления различных блюд. Правилами сервировки стола.

При изучении разделов «Технология ведения дома» и «Художественные ремесла» учащиеся знакомятся с различными видами художественных ремесел, с материалами и инструментами, применяемыми в работе, со способами оформления интерьера. На занятиях дети учатся строить чертежи, пользоваться чертежными инструментами: знакомятся с правилами снятия мерок и их условным обозначением, различными способами разработки моделей. Большое внимание при изучении каждого раздела следует уделять соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда.

Особый акцент сделан на инновационный раздел «Дизайн пришкольного участка». Его актуальность заключается в том, что в последнее время большое внимание уделяется экологическому и эстетическому воспитанию учащихся. Ландшафтная архитектура и озеленение имеют огромное эстетическое, воспитательное и санитарно-гигиеническое значение. При этом в процессе изучения данного раздела учащиеся осваивают не только варианты озеленения школьного участка (двора жилого дома), но и знакомятся с различными видами

Художественного оформления участка из недорогих, практически «бросовых» материалов. Инициатива, самостоятельность, творческий подход, совершенствование умений работы в коллективе при выполнении творческих проектов - это лишь часть задач, которые решаются в процессе данного раздела.

В реализации программы должное место отводится методу проектов для вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, что формирует привычку к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций.

В данной программе прослеживается модернизация раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».

При изучении курса технологии 70% времени отводится на практическую деятельность учащихся, 30 %- на теоретическую. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. В качестве приоритетных методов обучения используются упражнения, лабораторно-практические работы, контрольные работы, метод проектов. Длительность практической работы на уроках технологии для обучающихся в 5-7 классах не превышает 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5 классах – не более 10 минут, в 6 – 12 минут, в 7 – 16 минут. На выполнение творческих проектов выделяется около 25% общего времени интегративно в течение учебного года.

Учебный предмет «Технология» выполняет особую роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на предметно-практической деятельности, которая служит необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. Только так, на основе реального учета функциональных возможностей ребенка и закономерностей его развития, обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.


СТРУКТУРА КУРСА


Разделы и темы

Кол-во часов

Практические

работы

Лабораторно-практические

работы

Контрольные работы





Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1




I

Дизайн пришкольного участка

11

3

-

-

-Осенние работы

-П.Р. 1.Уборка и учет урожая овощных.

-П.Р.2.Осенняя обработка почвы на УОУ.

-Ландшафтный дизайн

П.Р.3.Принципы планировки участка

-Весенние работы

(4)


(2)



(5)




II

Кулинария

10

4

4

1

Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания

2




Л-П.Р. 1. Правила хранения продуктов в холодильнике.





Бутерброды и горячие напитки

2




П.Р. 4. Приготовление бутербродов.





Л.П.Р. 2.Приготовление чая.





Блюда из овощей и фруктов.

2




П.Р.5. Приготовление фруктового салата.





П.Р.6 Приготовление салата





Блюда из яиц

1




Л-П.Р.3.Способы приготовления яиц





Сервировка стола

2




Л-ПР.4. Время приема пищи в семье.





П.Р.7.Способы складывания салфеток





Контрольная работа №1 по теме «Кулинария»


1




III

Технология ведения дома

4

2



Интерьер кухни, столовой

2




П.Р.8. Планировка кухни






Уход за одеждой и обувью

2




П.Р. 9.Чистка и стирка одежды. Символы





Санитарно-технические работы





IV

Электротехника

2

-

1

-

Л-П.Р.5. Изучение потребности в быт. элект. приборах.





V


Художественные ремесла

10

6

1

1

Декоративно-прикладное искусство

2




ПР. 10 Зарисовка природных мотивов с натуры, их стилизация





Вышивка крестом

3




ПР.11. Перевод рисунка на ткань





П.Р.12. Выполнение вышивки.





Древесина. Пиломатериалы

4




П.Р. 13.Чтение графического изображения изделия





Л-ПР.6.Определение пород древесины





ПР.14.Перенос рисунка на изделие





ПР.15.Выжигание по дереву»





Контрольная работа №2 по теме «Художественные ремесла»


1




VI

Создание изделий из текстильных материалов

20

14

3

1

Элементы материаловедения

2




Л-ПР .7 Определение долевой и поперечной нити





ЛПР .8 Определение лицевой и изнаночной сторон ткани





ЛПР .9.Изучение св-в ткани из хлопка и льна





Конструирование и моделирование швейных изделий

4




П.Р.16.Снятие мерок. Выполнение расчетов





П.Р.17.Изготовление выкройки в М 1:4





П.Р.18. Изготовление выкройки в натуральную величину





П.Р.19 Моделирование





Ручные швейные работы

2




ПР.20.Выполнение ручных стежков





Швейная машина и приемы работы на ней

2









П.Р. 21. Заправка верхней и нижней нитей.

Работа на швейной машине.






Машинные швы.

2




П.Р. 22. Выполнение машинных швов





Технология изготовления швейных изделий

7




ПР-23.Раскладка выкройки на ткани. Раскрой.





ПР-24. Обработка боковых и нижнего срезов фартука





ПР-25. Обработка пояса и соединение его с фартуком





ПР. 26. Выполнение упражнений по утюжке изделий, ВТО припусков на шов






Контрольная работа №3 по теме «Создание изделий из текстильных материалов»-

1




VIII

Технологии творческой и опытнической деятельности.

10





Творческий проект

1





Итого:

68

26

9

3


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В 5 классе по федеральным стандартам -68 часов. Рабочая программа рассчитана на 68 часов.


Четверть

5 класс

I

17

II

16

III

20

IV

15

Всего:

68



ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В результате обучения учащиеся овладеют:

-трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

-умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

-навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность познакомиться:

-с основными технологическими понятиями и характеристиками;

-назначением и технологическими свойствами материалов;

-назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

-видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций;

-профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением прдукции;

-со значением здорового питания для сохранения здоровья;

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

-рационально организовывать рабочее место;

-находить необходимую информацию в различных источниках;

-применять конструкторскую и технологическую документацию;

-выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты, оборудование для выполнения работ;

- конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

-выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

-соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами, электрооборудованием;

-осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия;

-находить и устранять допущенные дефекты;

-проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных операций;

-распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

-для понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;

-формирования эстетической среды бытия;

-развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;

-организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

-изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

-изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

- контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;

-выполнения безопасных приемов работы и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;

-оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;

-построения планов профессионального образования и трудоустройства.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

  • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

  • развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

  • самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.

Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:

  • самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

  • виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

  • осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

  • оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:

в познавательной сфере:

  • осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

  • практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

  • уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

  • овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

в трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

  • документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

в мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

в эстетической сфере:

  • овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

  • рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

  • умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

  • участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;

в коммуникативной сфере:

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

  • установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

  • сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

в физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

  • соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований;

  • сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: учащиеся проводят исследования различных видов, активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать

работу.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 класс

Вводный инструктаж по технике безопасности. (1час)

Теоретические сведения. Содержание и задачи курса «Технология». Знакомство с учебником. Правила внутреннего распорядка. Инструктаж по технике безопасности и охране труда.

Раздел 1. Дизайн пришкольного участка (11 часов)

Осенние работы- 4 часов

Весенние работы- 5 часов

Теоретические сведения. Правила ТБ работы на учебно-опытном участке. Основные направления растениеводства, профессии связанные с выращиванием овощей и цветов, направления растениеводства в регионе, на учебно-опытном участке Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур. Уборка и учет урожая овощных культур, подготовка урожая к хранению. Осенняя обработка почвы на пришкольном участке ручными орудиями. Подготовка участка к зиме.

Ландшафтный дизайн – 2 часа

Теоретические сведения.

Террасы, дорожки, переносные цветники, миниатюрные сады. Понятие о «Саде камней».

Практические работы

Выполнение эскиза планировки пришкольного участка.

Варианты объектов труда

Эскиз пришкольного участка.

Раздел 2. «Кулинария» (10 ч)

Тема 1. Санитария и гигиена на кухне (1 ч)

Теоретические сведения. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд.

Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.

Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, кухонным инвентарём. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.

Лабораторно-практические и практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.

Тема 2. Физиология питания (1 ч)

Теоретические сведения. Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания.

Лабораторно-практические и практические работы.

-Правила хранения продуктов в холодильнике.

Тема 3. Бутерброды и горячие напитки (2 ч)

Теоретические сведения. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезания продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.

Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, цикорий, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления кофе, подача напитка. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка.

Лабораторно-практические и практические работы.

-Приготовление и оформление бутербродов.

-Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао).

-Дегустация блюд. Оценка качества.

-Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью.

Тема 4. Блюда из овощей и фруктов (2 ч)

Теоретические сведения. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка к заморозке, хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов.

Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей.

Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей.

Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.

Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью.

Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, при пускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы.

-Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов.

-Приготовление фруктового салата.

-Приготовление и оформление салата из варенных и сырых овощей.

-Дегустация блюд. Оценка качества.

Тема 5. Блюда из яиц (1 ч)

Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в мешочек, вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы.

-Определение свежести яиц.

-Приготовление блюд из яиц.

-Дегустация блюд. Оценка качества.

Тема 6. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку (2 ч)

Теоретические сведения. Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.

Лабораторно-практические и практические работы.

-Разработка меню завтрака.

-Приготовление завтрака.

-Сервировка стола к завтраку.

-Складывание салфеток

Контрольная работа №1 по теме «Кулинария»-1ч


Раздел 3. «Технология ведения дома» (4 ч)

Тема 1. Интерьер кухни, столовой (2 ч)

Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.

Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приёма пищи (зона столовой). Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни с помощью ПК.

Лабораторно-практические и практические работы.

-Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой. .

Тема 2. Уход за одеждой и обувью. (2ч)

Теоретические сведения. Современные средства ухода за одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели. Технологии длительного хранения одежды и обуви. Условные обозначения на ярлыках.

Лабораторно-практическая работа.

-Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели.


Раздел 4. «Электротехника» (2 ч)

Тема 1. Бытовые электроприборы (2 ч)

Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах: эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины. Правила безопасной работы с электроприборами.

Лабораторно- практические и практические работы.

-Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне.

-Изучение безопасных приёмов работы с бытовыми электроприборами.


Раздел 5. «Художественные ремёсла» (10 ч)

Тема 1. Декоративно-прикладное искусство (1 ч)

Теоретические сведения. Понятие «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села.

Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Лабораторно-практические и практические работы.

-Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства родного края.

-Зарисовка и фотографирование наиболее интересных образцов рукоделия.

Тема 2. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства (1 ч)

Теоретические сведения. Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиция. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции.

Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции.

Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора.

Лабораторно-практические и практические работы.

-Зарисовка природных мотивов с натуры, их стилизация..

Тема 3. Вышивка крестом (3 ч)

Теоретические сведения. Краткие сведения из истории вышивки. Возможности вышивки, её связь с направлениями современной моды.

Материалы для вышивки, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Обработка срезов вышитого изделия.

Лабораторно-практические и практические работы.

-Изготовление образцов вышивки.

-Перевод рисунка на ткань.

-Изготовление изделия в технике вышивки крестом.

Тема 4.Древесина и древесные материалы для изготовления изделий. Выжигание по дереву (4 ч)

Теоретические сведения. Древесина. Древесные материалы. Свойства древесины. Эскиз. Технический рисунок. Чертеж. Масштаб. Чертежно-измерительные инструменты. Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты, приспособления для выжигания. Организация рабочего места. Правила Т.Б. Лакирование.

Лабораторно-практические и практические работы.

Эскиз простейшего изделия.

- Чтение чертежа.

- Выжигание по дереву. Лакирование.

Контрольная работа №2 по теме «Художественные ремесла - 1ч

Раздел 6. «Создание изделий из текстильных материалов» (20 ч)

Тема 1. Элементы материаловедения (2 ч)

Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.

Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства, ткач.

Лабораторно-практические и практические работы.

-Определение направления долевой нити в ткани.

-Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани. .

-Изучение свойств тканей из хлопка и льна.

Тема 2. Конструирование и моделирование швейных изделий (4 ч)

Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами.

Лабораторно-практические и практические работы.

-Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.

-Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия.

-Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.

Тема 3.Ручные швейные работы.

Теоретические сведения. Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок.

Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания - ручное обмётывание; временное соединение деталей - смётывание; временное закрепление подогнутого края - замётывание (с открытым и закрытым срезами).

Лабораторно-практические и практические работы:

-Выполнение ручных швов: прямых, соединительных, петельных.

Тема 4. Швейная машина и приемы работы на ней. (2 ч)

Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.

Лабораторно-практические и практические работы.

-Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитками.

-Заправка швейной машины нитками.

-Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками.

-Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины.

-Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка.

-Упражнение в выполнении закрепок.

Тема 5. Машинные швы. (2 ч)

Теоретические сведения. Операции при машинной обработке изделия, предохранение срезов от осыпания-машинное обметывание, соединение деталей- стачивание, закрепление подогнутого края-застрачивание. Требования к выполнению машинных швов, соединительные, краевые швы.

Лабораторно-практические и практические работы:

-Выполнение машинных швов соединительных, краевых.

Тема 6. Технология изготовления швейных изделий (8 ч)

Теоретические сведения. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами.

Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания - машинное обмётывание зигзагообразной строчкой; постоянное соединение деталей - стачивание; постоянное закрепление подогнутого края - застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ.

Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание.

Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).

Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке). Профессии закройщик, портной.

Лабораторно-практические и практические работы.

-Моделирование швейного изделия. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия.

-Изготовление образцов ручных и машинных работ.

-Проведение влажно-тепловых работ.

-Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.


Раздел 7. «Технологии творческой и опытнической деятельности» (10 ч)

Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность (10 ч)

Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников.

Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований, к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.

Практические работы.

Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства».

Творческий проект по разделу «Кулинария».

Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».

Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».

Составление портфолио и разработка электронной презентации.

Презентация и защита творческого проекта.

Варианты творческих проектов: «Планирование кухни - столовой», «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи», «Столовое бельё», «Фартук для работы на кухне», «Наряд для завтрака», «Лоскутное изделие для кухни-столовой», «Лоскутная мозаика» и др.


Методическая литература:


-Технология: программа 5 -8 классы/авт.-сост. Н.В.Синица, В.Д.Симоненко – М.: «Вентана-Граф», 2014 г

-Технология. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/Н.В.Синица, В.Д.Симоненко,-М:Вентана –Граф, 2014 . ФГОС.

-Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений , рабочая тетрадь для учащихся образовательных организаций/ Н.В.Синица, В.Д.Симоненко,-М:Вентана –Граф, 2014 .

-Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков)

Под редакцией Симоненко. Москва. Изд. Центр «Вентана-Граф»2010 год

-Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)

-Под редакцией Симоненко. Москва. Изд. Центр «Вентана-Граф»2010 год

-В помощь преподавателю. Технология. Организация проектной деятельности . 5-9 классы. Изд. «Учитель».2009

-Технология. Поурочные планы 5 класс. Вариант для девочек

-Технология. 6 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вентана- Граф, 2004.- 144 е.: ил.

Васильева Т.Б., Иванова И.Н., Технология. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов Москва «Вентана-граф»

Федеральный российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru

Официальный сайт МО и науки РФ.http://www.mon,gov,ru/

Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru

Образовательный портал «Учеба» http://www.uroki.ru





Рассмотрено Согласовано:

на заседании МО «Технология. Искусство. Физическая культура» зам. дир. по УВР

и рекомендовано к утверждению _____________(Дубовик О.Т.)

протокол №___________________ от «______»__________2015

от «____»____________2015

рук. МО________________(Воля М.А.)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФГОС ПО ТЕХНОЛОГИИ для 5 неделимых классов
  • Технология
Описание:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФГОС ПО ТЕХНОЛОГИИ для 5 неделимых классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

примерной программы основного (общего) образования по направлению «Технология»,

с учетом требований образовательного стандарта и ориентирована на работу по учебникампод редакцией Н.В.Синица,П.С.Самородский, В.Д.Симоненко – М.: «Вентана-Граф», 2014 г

Программа реализуется в 5 классе в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год (34 учебные недели).

Автор Варданян Наталия Орлеановна
Дата добавления 27.10.2015
Раздел Технология
Подраздел Планирования
Просмотров 9353
Номер материала MA-061726
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓