Главная / Обществознание / рабочая программа элективного учебного предмета "Право и жизнь" 10 класс

рабочая программа элективного учебного предмета "Право и жизнь" 10 класс

Пояснительная записка

Современная цивилизация требует от человека умения ориентироваться в правовом пространстве, предупреждать и юридически грамотно разрешать конфликтные ситуации, не только знать свои права и свободы, но и уметь пользоваться ими, отстаивать их, привлекать государственные и общественные организации к защите своих прав. Только гражданин, обладающий правовой культурой, может, с одной стороны, чувствовать себя спокойно и уверенно в современном обществе, а с другой стороны, быть стабилизирующим это общество субъектом, обеспечивать в стране правопорядок и основы правового государства. Последнее обстоятельство понимается государством как важнейшая задача. Ее решение включается в процесс модернизации образования. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования. Обществознание. (Электронный ресурс) / Министерство образования Российской Федерации. М.2004, соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 05 марта 2004 года) и авторской программы Серова Дмитрия Владимировича www.school33-poreckoe.ru/documents/Elektivnye_kursy_10-11/Pravo_10.pdf.

Программа элективного курса «Право и жизнь» адресована учащимся 10 классов. Содержание программы отвечает двум основным условиям. Во-первых, сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом «обществознание » в старших классах. Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубление и расширение знаний о праве.

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских повседневных проблемах. Проблемы, которые включены в данный элективный курс, касаются широких слоев населения России и, в частности, самих учащихся. Их рассмотрение позволяет школьникам понять правовые отношения, не как нечто статичное, а как постоянно изменяющиеся, увидеть личностную значимость правовых знаний. И, соответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законодательстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно каждому человеку знать, где можно найти необходимую правовую информацию. В конечном счете, знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

Цель курса – развитие правовой культуры школьников на основе освоения ими основных правовых норм, прав и свобод гражданина и человека.

Задачи курса:

знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;

развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;

воспитание ответственности за собственное благополучие;

освоение молодыми людьми социальных навыков и практических умений в области защиты своих прав.

Необходимым условием реализации этих целей и задач является адекватная методика, которая предполагает широкое использование активных и интерактивных методов и приемов наряду с традиционными формами проведения занятий.

Методы проведения занятий: эвристическая беседа, лекция, дискуссия, работа с документами, дидактические игры, составление таблиц и схем, тест, проект, решение проблемных ситуаций, деловая игра, сюжетно-ролевая игра.

Курс состоит из десяти разделов, 35 занятий, в которых раскрываются основные права граждан в области образования, здравоохранения, жилищных отношений, призыва на военную службу, контактов с милицией, судебного процесса, потребительской культуры.

Ожидаемый результат. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

самостоятельно получать информацию из нормативно-правовых источников и анализировать правовые документы;

применять на практике знания по отстаиванию своих прав, находить пути разрешения конфликтов, пользоваться основными механизмами для защиты прав человека;

называть основные права, объяснять их основной смысл и характеризовать содержание, а также классифицировать их по различным основаниям;

определять свой правовой статус, определяя права и ответственность на разных этапах возрастного становления;

анализировать жизненные случаи, ситуации с точки зрения правовых норм;

выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения, обсуждать результаты, делать выводы;

создавать и защищать свой проект.

Виды контроля: рабочей программой предусмотрен входной, текущий (устный опрос, тесты, решение правовых задач), итоговый (написание эссе, подготовка проекта-презентации) контроль.

Формы контроля: тестирование; творческие задания; правовая игра; контрольные и самостоятельные работы, реферативные работы; зачёты, семинары, лабораторные и практические работы, презентации, творческие работы, презентации; анкетирование; собеседование по предлагаемой теме.

Содержание программы элективного курса «Право в нашей жизни».

Право и государство.Происхождение права и государства. Общественная власть и виды социальных норм при первобытнообщинном строе. Ранние формы права и государства. Сущность права. Современное понимание права: понятие, признаки, определение. Основные направления учения о праве. Сущность государства. Государство как публичная политическая власть. Признаки политической публичной власти. Механизм (аппарат) государственной власти. Формы государства. Понятие формы государства. Формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Функции государства. Понятие функций государства. Классификация функций государства. Внутренние и внешние функции государства. Гражданское общество, право, государство. Понятие гражданского общества. Элементгражданского общества. Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления. Взаимодействие гражданского общества, права и государства.

Форма и структура права

Право в системе социального регулирования. Понятие нормы. Социальные и технические нормы. Виды социальных норм. Право и мораль. Право и политические нормы. Право и обычай. Корпоративные нормы. Норма права. Понятие нормы права. Особенности нормы права как социального регулятора. Структура правовой нормы. Источники права. Понятие и система источников права. Обычай, судебный прецедент и судебная практика. Нормативно-правовые акты: основные виды. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, вовремени и по кругу лиц. Система права. Понятие и структурные элементы системы права. Предмет и метод правового регулирования. Основание деления права на отрасли и институты. Частное и публичное право. Правовые системы современности. Понятие и классификация

правовых систем. Правовые системы европейского типа. Правовые системы традиционного типа.

Правотворчество и правореализация. Правотворчество. Правотворчество и формирование права. Понятие, виды, принципы правотворчества. Стадии законодательного процесса. Законодательная техника. Реализация права. Формы реализации права: применение, исполнение, соблюдение. Применение права как особая форма его реализации. Акты применения права. Толкование права: понятие и виды. Правовые отношения. Правоотношения как особый вид общественных отношений. Нормы права и правоотношения. Субъекты правоотношений (правоспособность, дееспособность).

Объекты правоотношений. Законность и правовой порядок. Понятие и принципы законности. Правовой порядок. Гарантии законности и правопорядка. Механизм правового регулирования. Понятие механизма (системы) правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования. Правомерное поведение. Эффективность действия права. Правосознание и правовая культура. Понятие правосознания. Структура правосознания. Правовая культура как высшая ступень развития правосознания. Правовой нигилизм. Правовое просвещение и воспитание. Правонарушение и юридическая ответственность. Понятие и виды правонарушений. Причины правонарушений.

Юридическая ответственность: основания и виды. Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушений. Состояние преступности в современной России. Организованная преступность. Международный терроризм. Правоохранительные органы.

Право и личность

Права человека. Понятие и сущность прав человека, их естественный неотчуждаемый характер. Становление и развитие идеи прав человека в истории политической и правовой мысли. Классификация видов прав человека. Поколения прав человека. Основания ограничения прав человека. Правовой статус личности. Понятие правового статуса. Элементы правового статуса. Субъективные права и обязанности. Различие правового статуса человека и гражданина. Механизм защиты прав человека в РФ. Президент — гарант защиты прав человека. Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Парламентский уполномоченный по правам человека. Судебная система защиты прав человека. Конституционная жалоба. Административно-правовые способы защиты. Прокурорский надзор. Адвокатура.

Возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Правозащитные общественные организации. Международная защита прав человека. Полномочия универсальных и региональных органов защиты прав человека. Международные конвенции по правам человека и полномочия учрежденных ими контрольных органов. Региональная система защиты прав человека. Основы конституционного права

Конституционное право Российской Федерации. Понятие конституционного права: структура, элементы. Конституция: сущность, особая юридическая сила, верховенство, принципы, действие на территории всего государства. Основы конституционного строя РФ. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Принцип разделения властей. Социальная деятельность государства. Система органов государства. Президент — глава государства. Федеральное Собрание — представительный и законодательный орган РФ. Исполнительная власть. Судебная власть, ее органы. Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина РФ. Конституционные права и свободы граждан РФ. Конституционные обязанности граждан,

права и обязанности налогоплательщиков. Воинская обязанность и право на альтернативную военную службу.

В результате изучения предмета формируется правовая компетентность несовершеннолетних, включая правовую грамотность, законопослушность. Учащиеся приобретут опыт проектной деятельности и должны:

знать/понимать:

основные термины и понятия, основные нормативно- правовые акты;

свои права и возможности их реализации;

взаимосвязь права и других социальных норм;

способы обеспечения законности.

уметь:

собирать нормативную и фактическую информацию, имеющую значение для реализации гражданско-правовых норм в соответствующих сферах деятельности;

анализировать полученную информацию, обобщать и делать выводы;

давать самостоятельную оценку событиям, обосновывать и принимать решения, а также совершать действия, связанные с реализацией гражданско-правовых норм; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

прогнозировать результат противоправного поведения несовершеннолетних;

определять представителей юридических профессий;

вести конструктивную дискуссию, отстаивать свои взгляды;

составлять соответствующие юридические документы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

объяснения сложившихся норм социального поведения, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, сознательного неприятия антиобщественного поведения;

полноценного выполнения типичных социальных ролей, самостоятельной постановке новых задач и проектированию собственной деятельности;

поиска, первичного анализа, осмысливания правовой информации, анализа, систематизации полученных данных;

осознания необходимости личного выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом, определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

решения правовых задач на примерах конкретных ситуаций;

актуализировать потребность в саморазвитии, установления рабочих отношений, эффективного сотрудничества и строительства продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.















Использованная литература:

Защита прав призывника. – М.: Эксмо, 2004. – 384 с.

Краковский К., Романенко Н. Паспорт молодого гражданина. – Ростов-на-Дону, 1996. – 113 с.

Кудрина Т.Н. Вы покупатель. Поступаем правильно. – М.: Эксмо, 2007. – 160 с.

Лопатенков Г.Я. Права пациента. Практические рекомендации. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 160 с.

Настольная книга покупателя. / Авт.-сост. А.М. Горбов. – М.: АСТ, 2004. – 236 с.

Основы потребительских знаний. /Виноградова И., Кокорев Р. И др. – М.: Вита-Пресс, - 2001. – 272 с.

Певцова Е.А. Основы правовых знаний: Практикум для учащихся 9-11 классов. – М.: Владос, 2001.

Права абитуриентов. / Сост. В.В.Смирнова. – СПб.: Питер, 2004. – 64 с.

Правовой справочник для учеников общеобразовательных школ и их родителей / Сост. Г.Л. Фриш. – М.: УЦ «Перспектива», 2001. – 64 с.

Солдатова Т.А. Справочник призывника. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 320 с.

Тимофеева К.В. Юридический справочник на все случаи жизни. – СПб.: Питер, 2007. – 320 с



















Учебно- тематический план.

Раздел

Кол-во часов

1

Право и государство

1 час

2

Право в системе социального регулирования


3

Правотворчество и правореализация.

4 часов

4

Объекты правоотношений


5

Права человека.

10 часов

6

Конституционное право Российской Федерации

8 часов



Календарно - тематическое планирование






п/п

Раздел

Тема

Кол-во часов

Форма урока

Содержание учебного элемента

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее задание

Дата проведения

БЛОК №1. Происхождение государства и права (21 час)

1-2





Происхождение государства и права

Введение. Роль права в жизни человека и общества

4

Вводный урок

Юриспруденция, предмет и методы науки, адвокат, нотариус, судья, милиционер, юрисконсультант.

Знать основные подходы к пониманию "права", знать, чем отличаются подходы к определению права; общее в морали и праве; роль системы права в регулировании общественных отношений; социальные нормы и их видовое разнообразие.

Сообщение о любом знаменитом юристе


3-4

Происхождение государства и права

Лекция с элементами беседы

Теории происхождения государства и права

§1


5-6





Развитие права в Европе и Азии



























Развитие Отечествен

ной правовой системы

Право древнего мира

6

Комбинированный урок с элементами практической и групповой работы

Особенности древнего права, законы Хаммурапи, законы Ману, законы Шон-Ши. Римское классическое право

Знать основные положения древнего права. Уметь характеризовать особенности древнего права.

§2, сообщения


7-8

Право средневековой Европы

Комбинированный урок с элементами проблемного обучения

Особенности права в средние века. Салическая правда.

Знать основные характеристики права средних веков. Уметь характеризовать особенности средневекового права.

§3, задание 1


9-10

Становление права Нового времени.

Комбинированный урок с элементами проблемного обучения

Первые конституции. Билль о правах США. Хартия Вольности.

Знать, чем отличаются подходы к праву в новое время. Уметь объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют различия между ними; разъяснять сущность права и различные его значения; правильно употреблять понятие право в вариативных контекстах.

§4


11-12

Развитие права в России в IX-XIX веках















10

Комбинированный урок с элементами проблемного обучения

Русская правда, Судебник 1480, Судебник Ивана Грозного, Соборное уложение 1649 г., кодификация законов.

Характеризовать развитие права в России в IX-XIX веках .

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Знать основные положения урока.

§5, работа с текстом


13-14

Российское право в XIX-нач.XX века.

Комбинированный урок с элементами практической и групповой работы

Манифест 1861 г., Манифест 1905 г., Манифест 1906г.

Характеризовать развитие права в России в XIX-XX вв.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Знать основные положения урока.

§6


15-16

Советское право в 1917-1953 гг.

Практическая работа

Декреты Советской власти, Советские конституции 1918, 1922, 1936 гг.

Характеризовать особенности советского права.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Знать основные положения урока.

§7


17-18

Советское право в 1954-1991 гг

Комбинированный урок с элементами проблемного обучения

Конституция СССР 1977, законотворчество 90х годов

§8, з.2


19-20

Современное российское право

Практическая работа

Конституция 1993 г., кодексы РФ

Характеризовать реформу российского права после 1991г.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Знать основные положения урока.

§9, работа с текстом Конституции


21


Модуль контроля «Происхождение государства и права»

1

Контрольное тестирование по форме ЕГЭ





БЛОК №2.Вопросы теории государства и права (13 часов)

22-23



Формы государства

Государство его признаки и формы

4

Лекция с элементами беседы

Форма государства, форма правления, форма государственного устройства, форма политического режима, монархия, республика, абсолютная монархия, парламентская монархия, парламентская республика, президентская республика, смешанная республика, унитарное государство, федерация, симметричная и ассиметричная федерации, принцип построения федерации, конфедерация, демократия, анархический режим, охлократический режим, авторитарный режим, конструктивный и деструктивный режимы, тоталитарный режим

Знать понятие государства, признаки и функции, формы правления, государственного устройства и политического режима.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал

§10


24-25

Правовая норма. Источники права.

Комбинированный урок с элементами практической и групповой работы

Норма права, гипотеза, диспозиция, санкция. Источник права, правовой обычай, обычай делового договора, судебный прецедент, нормативно-правовой акт.

Знать понятие права, систему права, отрасли и институты права, признаки права. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

§11, кластер


26-27

Правое государство

Понятие и признаки правового государства

8

Комбинированный урок с элементами практической и групповой работы

Гражданское общество, местное самоуправление, правовое государство, общественные объединения









Знать понятие правового государства. Характеризовать признаки правового государства. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал

§12


28-29

Верховенство закона. Разделение властей.

Комбинированный урок с элементами проблемного обучения

Законность, право порядок, гарантии законности

§13, кластер


30-31

Право и другие сферы общества.

Комбинированный урок с элементами проблемного обучения

Гражданское общество, местное самоуправление, правовое государство, общественные объединения

§14, з.4


32-33

О российской философии права

Комбинированный урок с элементами проблемного обучения

Теории русского права. Правосознание

§14, конспект


34

Модуль контроля «Вопросы теории государства и права»

Контрольная работа

1

Контрольное тестирование по форме ЕГЭ





35

Повторение.











рабочая программа элективного учебного предмета "Право и жизнь" 10 класс
  • Обществознание
Описание:
рабочая программа элективного учебного предмета "Право и жизнь" 10 класс

составлена на основе примерной программы основного общего образования. Обществознание. (Электронный ресурс) / Министерство образования Российской Федерации. М.2004, соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень)(утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 05 марта 2004 года) и авторской программы Серова Дмитрия Владимировича www.school33-poreckoe.ru/documents/Elektivnye_kurs....

Автор Карагулова Земфира Рамбердиевна
Дата добавления 30.09.2016
Раздел Обществознание
Подраздел Планирования
Просмотров 131
Номер материала MA-067858
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы